исламский банкинг как фактор обеспечения стабильности экономики Кыргызстана
И. А. АБДИЕВ Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
В XXI столетии происходят экономические процессы, которые переплетены с геополитическими интересами экономически развитых стран, когда многие страны вовлекаются в заранее спланированные сценарии дальнейшего глобального развития.
Общая картина современной мировой экономики демонстрирует глобальный передел собственности, как объединенных, так и отдельных государств, в том числе отдельных собственников. Наблюдаемые в России процессы — тому подтверждение. Один предприниматель вкладывает свой капитал в европейские акции германского банка, другой предприниматель приобретает разрозненные активы западных сталелитейных предприятий. Нельзя сказать, что российский рынок им невыгоден, но в условиях, когда на конъюнктуру цен повлияли мировые финансовые кризисные процессы, связанные с ипотечным кризисом, дефицитом ликвидности, общемировым удорожанием цен на нефть и на продукты питания, можно сделать выгодные инвестиции. С одной стороны, это подходящий момент для вложений в зарубежную экономику по подходящим ценовым и другим параметрам, а с другой стороны, по истечении времени доходы от этих зарубежных вложений возрастут в больших объемах, чем доходы от вложенного в России капитала, так как экономика развитых стран в корне стабильна и масштабна. В стратегическом смысле это повышает влияние России на международном уровне. Недаром сенат США рассматривал отдельным вопросом влияние на безопасность США различных форм стабилизационных фондов России, Саудовской Аравии и прочих стран, имеющих такие фонды. Очевидно, что опасения попадания под экономическое влияние в последние десятилетия не напрасны.
Последствия жесточайшего финансового кризиса, спровоцированного производным инструментом CDO (Collateralized debt obligation), проданным пенсионным, инвестиционным, хедж-
фондам и банкам США, для самих Соединенных Штатов в перспективе имеют двоякое влияние. С одной стороны, это привело к банкротству многих компаний, к недоверию к глобальной банковской системе и проявлениям рецессии, но, с другой стороны, экономика США очистилась и продолжает очищаться от рисков, тому доказательство процессы восстановления американского фондового рынка и непрекращающийся спрос на американские государственные ценные бумаги со стороны иностранных государств. Большее негативное влияние указанных последствий пришлось на другие страны, в том числе Кыргызстан, в которых наблюдается падение уровня развития экономики, повышение цен, рост инфляции. Экономические и геополитические интересы США распространяются и на европейские страны, поэтому, на наш взгляд, в ближайшем будущем влияние США на экономику и собственность европейских стран, вероятно, возрастет.
Технологии экономических кризисов как производные геополитических интересов способны уязвлять экономики стран мира. Вместе с трансформацией экономики в русло рыночных механизмов пришли новые «правила игры». Очевидно, что закрытая экономика может ограниченно продолжать существовать, но, коль скоро внешняя политика страны строится на принципах интеграции в международное сообщество, то, на наш взгляд, необходимо внедрить в экономику Кыргызстана параллельно развивающиеся альтернативные экономические механизмы, которые смогут сыграть роль «подушки безопасности» в случаях уязвления экономики последствиями внешних кризисов. Такого рода механизмами могут служить механизмы исламской экономики, в частности исламский банкинг. Очевидно, что существует громадный нереализованный потенциал финансов исламских государств, который может нести в себе различное влияние. Тем не менее его влияние на стабильность
70
финансы и кредит
и безопасность страны можно предусмотреть ограничениями в законодательной форме, когда учитываются возможности как негативного, так и и позитивного влияния. Для привлечения исламских инвестиций потребуется подготовить соответствующую законодательную основу, институты в виде банков, способных практиковать исламский банкинг, исламские финансовые фонды, обученный квалифицированный персонал.
Привлечение внешних инвестиций исламских государств должно положительно отразиться на развитии экономики Кыргызстана, развитии экстрамалого, малого и среднего предпринимательства, на которое ориентирована долгосрочная внутренняя политика государства, тем самым расширяя границы среднего класса населения.
Важно отметить, что исламские методы финансирования могут использоваться параллельно с традиционной системой и, по мнению Исполнительного директора «Международного банка Боснии и Герцеговины» Амера Буквича, могут легко сочетаться с традиционными экономическими формами банкинга. Амер Буквич, опираясь на собственную практику, утверждает, что «нет необходимости в создании совершенно новых банков для исламского банкинга, достаточно и дешевле преобразовать существующий традиционный банк или совмещать в одном банке традиционную и исламскую модели банкинга» ^
Одна из причин такого интереса к исламскому банкингу — это большой спрос со стороны большого количества мусульман на финансовые услуги и операции, соответствующие законам Шариата (свод мусульманских законов и норм, в том числе экономических), и конкурентоспособность большинства продуктов, которые привлекают инвесторов-мусульман и не мусульман.
Другими словами, внедрение исламских принципов финансирования дает населению Кыргызстана возможность выбора, какими услугами воспользоваться — традиционными либо услугами в соответствии с исламскими принципами.
Исламский банкинг доказал свою устойчивость, но существуют различные мнения о приемлемости его применения.
При этом исламский банкинг демонстрирует ежегодные темпы роста в 10— 15 %2, принося высокие приращения вкладчику к вложенному капи-
1 1-й Международный семинар «Исламские финансы — банкинг и страхование», г. Казань, 5 — 6 июня 2008 г.
2 См.: Восходящий полумесяц. // Эксперт. 2000. № 46. — С. 52.
талу, причем сумма прироста заранее не известна; таким образом, вместе с максимизацией прибыли осуществляется социальная цель банкинга.
По данным швейцарского банка UBS AG (Union Bank of Switzerland), опубликованным в конце 2007 г., общие активы исламских банков превышают 500 млрд долл. США при ежегодном росте от 10 до 15 %. При этом специалисты в области экономики считают, что к 2013 г. активы исламских финансовых институтов достигнут 1 трлн долл. США. Также следует отметить, что рынок мусульманских облигаций ежегодно оценивается в 80 млрд долл. США и может потенциально достигать 500 млрд долл. США3.
Исламские институты финансового рынка, включая Исламский банк Британии, Европейский исламский инвестиционный банк и Лариба-банк из Калифорнии имеют устойчивую репутацию в странах западного мира. Необходимо отметить, что ведущие финансовые институты западного происхождения ныне предлагают исламские финансовые продукты.
Для правильного понимания исламских принципов необходимо рассмотреть их особенности.
Исламская экономика, в том числе исламский банкинг, воздерживаются от использования процента. Ислам строго и безоговорочно запрещает метод получения прибыли путем дачи в долг денег в рост под проценты: «О, вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне4, и бойтесь Господа» (Св. Коран, 3:130) 5.
Один из главных принципов и задач исламских банков — обойти ссудный процент и партнерство. Вся техника исполнения и весь инструментарий всего лишь обслуживают реализацию истинного партнерства между банком и его клиентом. То есть в рамках партнерства исламский банк не берет процента за выданный кредит, и обе стороны ведут себя как партнеры. На языке терминологии экономической теории деньги не могут быть предметом отсроченной сделки, деньги нельзя продавать и покупать, как товар.
Принципы функционирования такой экономики можно разделить на три категории: 1) принцип всеобщей справедливости, через перераспределение доходов и богатства в обществе; 2) принцип единства Бога и братства и осознание воли Бога в
3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ubs. com/
4 Рост запретен как в больших, так и в малых количествах. См., например, Св. Коран, 2:275 (сноска Аляутдинова Ш.).
5 См.: Аляутдинов Ш, Путь к вере и совершенству. 3-е изд. дораб. / Под ред. М. Заргишева. М.: Фонд «Мир образования», 2002. (Bibliotheca Islamica; т. 1).
предпринимательских мероприятиях; 3) принцип пропорционального вознаграждения за факторы услуг и производительность труда.
В исламе существуют следующие запреты:
— на ростовщичество (риба). Согласно риба выдача денег под проценты по греховной тяжести приравнивается к семидесятикратному прелюбодеянию (зина). Следовательно, банки, действующие на исламских принципах, не имеют процентного источника прибыли в отличие от обычных коммерческих банков, где существует разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам;
— чрезмерную неопределенность в сделке — «гарара» (опасность);
— получение дохода из результата случайных обстоятельств — «майсира» (азартная игра);
— инвестирование в сектора, связанные с производством табачных изделий, алкоголя, торговлей оружием.
Ислам предписывает справедливость в том, что если одна сторона продает деньги другой без участия в рисках, без партнерства получает некую выгоду независимо от результата этой сделки — то есть элемент эксплуатации, элемент несправедливости.
Исламская экономика основывается на справедливости предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами6. Под справедливосью подразумевается свобода волеизъявления сторон, отрицание монополии. При этом справедливость не ограничивается рамками равных возможностей, как принято в традиционной модели.
Немаловажно, что исламская экономическая концепция не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с принципом социальной справедливости, ослабляют страну политически и экономически, тем более, если создают угрозу для ее независимости7.
Деньги должны быть заработаны трудом, а не получены в виде процента, создавая труд. Любая деятельность в исламе должна соответствовать канонам Шариата и отталкиваться от моральных ценностей исламского мировоззрения.
Шариат требует от сторон стопроцентной прозрачности сделки, равноправия участников в прибылях и убытках двустороннего предпринима-
6См.: Бациева С. М. Об экономических взглядах Ибн Халдуна // Краткие сообщения Институтов народов Азии. 1961. № 47. С. 58.
7 См.: Лаяши Ф. Принципы экономики: Материалы VI Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. М., 2004. С. 78.
тельства.
Исламский банкинг предусматривает практически все традиционные банковские операции: депозитные, кредитные, аккредитивные, расчетные, платежные, инвестиционные операции, учет и переучет векселей, кроме тех, что запрещены Шариатом.
Счета, предоставляемые исламским банком:
1. Текущий счет. Банку разрешается взимать плату за услуги по обслуживанию вкладов и депозитов. На счет зачисляется компенсация в размере инфляционных потерь.
2. Инвестиционный счет. В данном случае вкладчик становится инвестором в различные банковские операции и в договорном порядке делит убытки и прибыль с банком.
3. Кредитный счет. Своего рода благотворительность вкладчика, который исходя из религиозных побуждений вкладывает на кредитный счет банка свои средства для краткосрочной и долгосрочной материальной помощи нуждающимся.
Применяются следующие виды банковских услуг:
• денежные переводы;
• валютные операции;
• открытие депозитных счетов;
• операции с ценными бумагами;
• аккредитивы;
• платежные карточки;
• и другие виды услуг, безусловно, в рамках,
дозволенных шариатом.
Исламские банки применяют такие продукты, как «Мушарака», «Мудараба», «Кард уль хасан», «Мурабаха», «Иджар ва-иктина», «Истиснаа», «Салам» и др.
Мушарака—товарищество. Это исламский способ сотрудничества в финансовой сфере, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки — в зависимости от долевого участия в капитале. Банк осуществляет контроль за ходом работ, соблюдением партнером согласованных условий, действует в целях защиты капитала и своих учредителей. Отсутствует требование с обеих сторон о наличии мусульманина, достаточно одной стороне быть им. Объединенными средствами не финансируется третья сторона, с ними не смешиваются другие средства. Банку разрешается брать залог у партнера.
Мудараба — это доверительное финансирование. Соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона полностью предоставляет необходимой капитал для финансирования проекта,
72
финансы и кредит
а другая (мудариб) занимается управлением проекта, используя свои предпринимательские способности. Прибыль распределяется согласно договору. Капитал может быть не в денежной форме. Вложенные средства не должны регулироваться владельцем источника средств (банком, юридическим, физическим лицом), а должны быть созданы условия для независимого распоряжения ими и нормального доступа к ним. Финансирующий рассчитывает на получение прибыли с предпринимательских действий. Если прибыль не получена не по причине му-дариба, то ущерб относится на счет финансирующей стороны, а если по причине мудариба, в таком случае ущерб относится на счет мудариба к возмещению.
Кард уль хасан (благотворительный кредит) — беспроцентный кредит, предоставляемый как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Другими словами, — это беспроцентная ссуда на условиях возврата в срок, но при том, что в случае затруднения возврата средства на покрытие долга предоставляются из фонда.
Мурабаха — финансирование коммерческих (торговых) операций. Банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента и перепродает его ему по наценке, оговоренной в договоре. Наценка составляет доход банка. В последнее время исламские экономисты стали считать данный вид финансирования не соответствующим принципам беспроцентного взаимоотношения.
Иджар ва-иктина — соглашение на право выкупа ранее взятого в аренду оборудования и сооружения с переходом права собственности. Такое соглашение заключается в момент достижения арендных плат до уровня предварительно согласованной продажной цены.
Истиснаа — соглашение, используемое для развития производственных возможностей. Смысл этого продукта заключается в том, что банк содействует покупателю и производителю (продавцу) в заключении контракта и оплачивает его в целях производства (поставки) определенного продукта, с заданными спецификациями, по определенной цене и с фиксированной датой поставки.
Расчеты по Истисна производятся по цене, установленной на дату заключения соглашения. Выплаты производятся в заранее определенные промежутки времени по ходу и окончанию проекта.
Одной из особенностей данного вида финансирования является составление детального графика
выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т. д.) и неукоснительное его осуществление в ходе производства. Клиент имеет право назначить субподрядчика — третью сторону для выполнения работ. Стороны могут договориться между собой о сроках оплаты, а также об оплате после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной, как она была установлена на день заключения соглашения.
Салам — есть авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации.
Принимая во внимание, что в Кыргызстане «пилотно» внедрено использование исламских принципов финансирования в одном из коммерческих банков и во избежание возможных рисков. Национальным банком Кыргызской Республики на первоначальном этапе разрешено осуществление только отдельных продуктов исламского банкинга, таких как Мудараба, Шарика, Мурабаха, Иджара, Кард уль Хасан, Истиснаа, Салам. На наш взгляд, в Кыргызстане необходимо расширять рамки использования исламского банкинга, переходить от «пилотного» проекта к полноценной практике его повсеместного применения.
В настоящее время исламские банки выполняют практически все традиционные банковские операции — депозитные, кредитные, аккредитивные, учет и переучет векселей, другие расчетные и платежные операции, инвестируют средства в промышленность, сельскохозяйственный сектор, кредитуют торговлю, сферу услуг, финансируют социальные проекты.
В некоторых условиях механизм определения банковской прибыли, которым пользуются исламские банки, является более предпочтительным по сравнению с традиционным методом, поскольку он более точно определяет степень участия каждого партнера в реализации намеченного проекта.
Мусульмане не могут воспользоваться традици -онными банковскими услугами еще и потому, что банк часто не контролирует использования капитала, заемщик может употреблять его на любые цели, например заниматься производством алкоголя, табака и прочих запрещенных исламом вещей.
Говоря о перспективах развития исламского финансирования в Кыргызстане, можно отметить, что поддержка этого процесса со стороны государства даст преимущества в обоснованном и рациональном использовании данных принципов в финансовой сфере Кыргызской Республики, а в будущем — в создании серьезного рынка исламских финансов на интегрированном пространстве стран ЕврАзЭС.
К числу позитивных можно отнести и тот факт, что с внедрением новых принципов финансирования в Кыргызстане должна нивелироваться проблема нецелевого использования заемных средств, так как наличные средства, за исключением контрактов исламского банкинга салам и истиснаа, предоставляться заемщикам не будут. В соответствии с принципами исламского финансирования, банк в сделках будет приобретать лишь материальные активы.
Возможно, реализация принципа участия банка в финансовых результатах финансируемых проектов предприятий подвигнет и другие банковские учреждения к более тщательному предварительному анализу, а затем и мониторингу эффективности использования заемных средств и инвестирования их в реальный сектор экономики
страны, что на данный момент является достаточно актуальной темой для всей банковской системы Кыргызстана.
В числе преимуществ применения исламского банкинга для целей развития конкурентоспособной экономики Кыргызской Республики остается актуальным расширение границ среднего класса населения, развитие малого и среднего предпринимательства. Полноценное применение исламского банкинга, по мнению автора, как раз и будет этому способствовать, что перекликается с современными потребностями экономики страны.
Исламский банкинг и финансы способствуют диалогу между конфессиями и демонстрируют себя как фактор стабильности экономического развития, а также рассматриваются как дополнительный фактор интеграции в рамках стран — участниц ЕврАзЭС.
К сведению авторов и читателей
Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.
В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».
РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.
Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика
- www.elibrary.ru.
Уважаемые авторы и читатели!
Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!