Научная статья на тему 'Исламские Финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности?'

Исламские Финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ИСЛАМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов А.

«Проблемы национальной стратегии», М., 2016 г., № 4 (37), с. 238-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские Финансы в России: подспорье для экономики или угроза национальной безопасности?»

А. Хохлов,

научный сотрудник Казанского регионального центра этнорелигиозных исследований РИСИ (г. Казань)

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ В РОССИИ:

ПОДСПОРЬЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

ИЛИ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Ключевые слова: исламские финансовые институты, исламский банкинг, исламское страхование, идеология, законодательство, национальная безопасность, терроризм.

Исламские банковские структуры не могут войти на российский рынок в качестве самостоятельных игроков. Им придется работать в связке с российскими финансовыми институтами и властью1. И в этом заключается серьезная проблема, так как заграничные финансовые интересанты рассчитывают получить мощных лоббистов собственных, далеких от чистого бизнеса интересов. Может ли польза от вливания исламских финансов в экономику РФ перевесить риски подобного рода?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и понять, какие истинные мотивы кроются за актуализацией идеи о приходе на отечественный рынок финансовых услуг исламского капитала, необходимо вкратце затронуть механизмы функционирования исламских финансовых институтов (ИФИ).

В основе деятельности ИФИ лежит религиозное мировоззрение, исходящее из мусульманских доктринальных установок2. Как отмечает марокканский богослов и политический деятель Алляль ал-Фаси: «Коран - это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман "Декларацию прав человека" и "Капитал"»3. Следовательно, экономическая деятельность является инструментом претворения в жизнь мировоззренческих, и в том числе политиче-

1 В частности, одним из потенциальных партнеров исламских банков в России называется банк «УРАЛСИБ».

2 В данном случае мы сознательно опускаем такое явление, как хавала, поскольку данная финансово-расчетная система носит неформальный и неинститу-циализированный характер.

3 Цит. по: Левин З.И. Реформа в исламе: Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. - М., 2005. - С. 170.

ских, установок. Впрочем, необходимо отметить, что на сегодняшний день среди мусульманских интеллектуалов не существует единой точки зрения на то, каковы критерии в подлинном смысле исламской экономики. Даже в государствах, где нормы шариата являются определяющими в системе политической, экономической и общественной жизни (таких как Саудовская Аравия или Катар), по мнению многих богословов, до сих пор не выстроена эталонная исламская экономическая модель. Дело в том, что экономическая деятельность в этих государствах, равно как и во многих других, строится, в сущности, на принципах, которые сегодня действуют в мире как универсальные. Поэтому суть вопроса на практике сводится не к их принципиальному отрицанию, а к формальному соответствию проводимых по канонам капитализма операций нормам шариата.

Один из отличительных признаков исламской экономики, во всяком случае, на Ближнем Востоке, - доминирование финансового сектора. Но здесь кроется серьезная проблема, поскольку в условиях оперирования современным экономическим инструментарием ссудный процент, и шире - ростовщичество (риба) - как способ извлечения прибыли, неприемлем с точки зрения доктри-нальных установок ислама. Учитывая этот нюанс, специалист по исламским финансам Р.И. Беккин1 дает такое определение исламской финансовой системе: «Исламская финансовая система есть совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве)»2.

Получение прибыли в исламских банках достигается двумя наиболее распространенными способами, позволяющими спекулятивным образом решить проблему рибы:

1. Исламский банк формально выступает соучредителем бизнеса, который кредитуется, и на основании этого получает определенную долю дохода от этого бизнеса. Указанные операции

1 Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Издательский дом Марджани, 2010. - С. 16.

2 На самом деле шариат - это куда более широкое и емкое понятие, чем право. - Прим. ред.

осуществляются на основе договоров мудараба (и его модификаций)1 и мушарака2.

2. Дисконт. Облигация (сукук) или вексель продается дешевле их номинальной стоимости, а погашается по номиналу. Таким образом, условно получаемый процент отсутствует, а прибыль идет в результате пересчета дисконта. Однако справедливости ради стоит отметить, что данный вид операций большинство исламских юристов не относят к числу дозволенных3, что тем не менее редко влияет на практику.

Вместе с тем исламская экономика не ограничивается исключительно банкингом и торговыми операциями, хотя последние играют ключевую роль в инструментарии исламских банков4. Существует еще одна отрасль - исламское страхование (такафул). Такафул увязывает на себе инвестиционные проекты: страховые компании инвестируют в виды экономической деятельности, разрешенные шариатом (халал), и на основании этого получают прибыль.

Как видим, в исламской финансовой системе существует своя специфика, усложняющая проведение регулятором аудита, что требует специальной подготовки работников контрольных служб.

Лидерами по финансовым операциям, соответствующим нормам шариата в нашей стране, являются республики Поволжья и Северного Кавказа.

Обратимся к опыту Татарстана. Тема организации на территории Татарстана системы исламского банкинга и сопутствующих ему структур регулярно обсуждается в республиканских государ-

1 Мудараба - сделка, по которой на основании договора одна сторона -инвестор - предоставляет капитал (денежные средства), а другая - предприниматель - принимает капитал и использует его с применением собственных трудовых ресурсов, в целях получения прибыли и ее распределения между сторонами в соответствии с договором.

2 Мушарака - финансирование через беспроцентные ценные бумаги. В случае мушарака два финансовых партнера акционируют свой капитал в совместное предприятие для получения определенной прибыли. Вся прибыль и убытки делятся между обоими партнерами в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, которая может отражать, но не обязательно отражает, долю их участия в капиталовложении.

3 Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы / Пер. М.Ф. Муртазина. - М., 2003. - С. 149.

4 См.: Беккин Р.И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. -М.: Смена, 2010. - С. 88.

ственных, независимых и религиозных средствах массовой информации. В Татарстане сегодня уже осуществляется ряд практических начинаний в указанной сфере. Так, при Правительстве РТ с 2011 г. действует Агентство инвестиционного развития (АИР), которое до октября 2014 г. возглавлял Л. Якупов - до недавнего времени главный сторонник привлечения исламского капитала в татарстанскую экономику1. По словам самого Якупова, высказанным им в ходе круглого стола «Построение и практическая реализация исламских экономико-правовых моделей в современной России», проходившего в рамках зимней Школы исламского права и экономики (ШИПЭ) при Казанском федеральном университете в декабре 2014 г., общее количество государственных сотрудников, занимающихся сегодня в РТ зарубежными исламскими финансами, уже превысило 60 человек2.

В целом инфраструктура исламских финансов в Татарстане довольно разветвленная и включает Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), Татарстанскую международную инвестиционную компанию (ТМИК), Евразийскую лизинговую компанию (ЕАЛК), Ак Барс Банк, финансовый дом «Амаль», страховую компанию «Альянс Жизнь». В конце марта 2015 г. в республике открылось Татарстанское региональное отделение Ассоциации предпринимателей-мусульман России (АПМ РФ). На государственном уровне осуществляет свою деятельность Совет по взаимодействию с международными финансовыми организациями при Президенте РТ. Его статус был повышен в конце 2010 г. путем передачи структуры из ведения правительства президенту.

1 Несмотря на замену Л. Якупова в октябре 2014 г. на Т. Миннулину, он некоторое время еще курировал вопрос исламских финансов в качестве внештатного советника премьер-министра РТ И. Халикова. Из биографической справки: Линар Якупов, 42 года. Высшее образование получил на факультете экономики и управления Международного исламского университета Малайзии. Работал на должности вице-президента в инвестиционной компании при Международном исламском университете Малайзии, а также заместителя управляющего бизнес-инкубатором в этой стране. В России с 2002 г. занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального директора в компании «Татинтелком». В 2006 г. основал и возглавил инвестиционную финансовую компанию «Линова» (ИФК «Линова»). С 2008 г. - директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 г. - президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Входил в состав Совета при президенте Татарстана по взаимодействию с международными финансовыми организациями.

2 Архив автора.

Начиная с 2009 г. в Казани под патронажем правительства РТ на регулярной основе проходит Международный экономический саммит России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) - Kazan Summit, один из последних состоялся в июне 2015 г.1 Организатором этого масштабного мероприятия выступает Фонд развития исламского бизнеса и финансов IBFD FUND (штаб-квартира в Казани)2, возглавляемый Л. Якуповым.

Kazan Summit для Татарстана действительно является крупным проектом. В 2012 г. саммит получил поддержку Совета Федерации РФ и Ассоциации региональных инвестиционных агентств (АРИА). Очевидно, что работа татарстанских специалистов в области исламских финансов с федеральными законодательными структурами - один из его приоритетов. Можно предположить, что руководство Республики Татарстан стремится к построению в РТ дуалистической финансовой системы по примеру той, которая сегодня существует в Малайзии. В рамках этой модели традиционные и исламские институты сосуществуют в едином правовом поле. При этом деятельность исламских финансовых институтов регулируется специальным законодательством. Считается, что успех Татарстана на поприще взаимодействия с федеральными законодателями позволил бы снять принципиальные разногласия в российской правовой сфере, которые сегодня еще имеются, и, следовательно, достигнуть реализации означенного проекта.

В марте 2015 г. за решение этой проблемы взялись и в нижней палате российского парламента3. Зампред комитета Государственной думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев приступил к разработке законопроекта, создающего оптимальные правовые основы для внедрения в России исламского банкинга. В интервью агентству REGNUM Д. Савельев заявил: «В России традиционно проявляли интерес к исламскому банкингу в Татарстане, при активном содействии коллег из Малайзии. Поэтому

1 Официальный сайт Kazan Summit. URL: http://kazansummit.ru/ (Дата обращения: 06.01.2016.)

2 Официальный сайт IBFD FUND. URL: http://ibfd-fund.com/ (Дата обращения: 06.01.2016.)

3 2 мая 2015 г. в пользу развития исламского банкинга высказался председатель Сбербанка России Г. Греф. В июле 2015 г. между Сбербанком и Татарстаном было заключено соглашение о сотрудничестве в области исламского финансирования, в рамках которого предполагается разработка соответствующих механизмов в РФ.

перспективы вполне реальные»1. Депутат также отметил, что к указанной идее со вниманием отнеслись и в Центробанке. Сам Д. Савельев на своем интернет-сайте регулярно публикует информацию о состоянии продвигаемого проекта, сообщает о заседаниях в профильном думском комитете и обсуждаемых вопросах. Среди участников этих мероприятий фигурируют представители из России, Азербайджана, Казахстана, а из религиозных организаций чаще других - Совет муфтиев России (он же ДУМ РФ)2.

Впрочем, подготовленный при непосредственном участии Д. Савельева законопроект об исламском банкинге осенью 2015 г. был отправлен ЦБ на доработку. Правда с уточнением, что тестовым проектам по внедрению элементов исламского банкинга в российских регионах, в частности в Татарстане, Башкортостане и на Северном Кавказе, дан «зеленый свет»3. В рамках этого в РТ в декабре 2015 г. было представлено технико-экономическое обоснование по созданию исламской финансовой инфраструктуры в республике, подготовленное малазийскими экспертами4. Основная идея ТЭО - первоочередная концентрация усилий не в области создания полновесного банка, а в открытии так называемых «исламских окон» - промежуточной стадии, основанной на конструировании соответствующих опций в уже существующих банковских структурах5.

В целях привлечения внимания к Татарстану со стороны финансовых кругов арабских монархий Персидского залива, руководство региона во внешнеэкономических контактах позиционирует РТ в качестве мусульманской республики. Во время выступления на ежегодном инвестиционном форуме А1М-2012 в Дубае президент РТ Р.Н. Минниханов назвал Татарстан «мусульманской

1 В России может быть разрешен исламский банкинг. URL: // Regnum. 5 марта 2016. URL: www.regnum.ru/news/economy/1902029.html (Дата обращения: 05.03.2016.)

2 Официальный сайт депутата Государственной думы РФ от ЛДПР Савельева Дмитрия. URL: http://savelyevdmitriy.ru/ (Дата обращения: 07.01.2016.)

3 Закон об исламском банкинге отправлен на доработку // Интернет-портал «BANKNN». URL: http://www.banknn.ru/?id=766462 (Дата обращения: 10.01.2016.)

4 Полное название: «Технико-экономическое обоснование по созданию в Татарстане как пилотном регионе РФ исламского банка или исламских банковских подразделений на базе действующих кредитных организаций».

5 Площадкой для нововведения был избран Татфондбанк.

республикой»1, а в апреле 2016 г. там же сообщил арабским коллегам о первых успехах Татарстана в развитии исламской финансовой инфраструктуры2.

Стоит отметить, что Татарстан не так богат природными ресурсами, как другие развитые российские регионы. В этом смысле идея исламского капитала наряду с активным технологическим развитием носит вполне прагматичный и оправданный характер. Создание в Татарстане хаба исламских финансовых услуг стало бы еще одним аргументом в этом вопросе. Поэтому вполне объяснима активная работа РТ и с Исламским банком развития (ИБР)3, продвигающим свои интересы на территории бывшей советской Средней Азии и предлагающим применить наработанный там опыт в Татарстане4.

Таким образом, даже судя по отдельно взятой республике, без учета других регионов России, можно констатировать, что наработанный потенциал по созданию и активизации сети исламских финансовых институтов в нашей стране достаточно существенен. Однако важно отметить принципиальный момент: речь всё же идет о местных финансовых структурах, в то время как сегодня актуальным представляется еще и приход на российский рынок заграничных игроков. Всё это логично ставит вопрос о том, насколько создающиеся и уже действующие финансовые институты в действительности способны оказать поддержку российской экономике, т. е., говоря иными словами, каков оздоровительный потенциал российских и заграничных ИФИ, а также способен ли он перевесить вероятные негативные последствия, которые могут возникнуть в перспективе. Ответ на него прольет свет на многие стороны проблемы.

По мнению С. Хестанова, советника по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Окрытие» (г. Москва),

1 Хотя с формальной точки зрения Татарстан таковой, конечно, не является. В Конституции РТ в п. 1 ст. 11 сказано: «Республика Татарстан - светское государство» (Конституция РТ) // Официальный сайт Государственного Совета РТ. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/ (Дата обращения: 08.01.2016.)

2 Тем не менее Л. Якупов, выступая в 2014 г. в рамках зимней Школы исламского права и экономики (ШИПЭ) отметил, что количество практикующих мусульман в Татарстане едва ли превышает 90 тыс. человек (из почти 4 млн жителей республики).

3 Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия).

4 Об этом в ходе работы ШИПЭ-2014 заявил представитель ИБР Мухам-мад Умаир Хусейн.

сегодня в России нет необходимости кардинально менять законодательство, чтобы исламский банкинг заработал в нашей стране1. Отдельные виды исламских финансовых продуктов присутствуют на российском рынке уже более десяти лет, а операции, осуществляемые по канонам шариата, существуют не только в теории, но и на практике. Так, Ак Барс Банк в 2013 г. закрыл сделку мурабаха на 100 млн долл., осуществив подобное и в 2015 г. Таким образом, если присмотреться внимательно, сторонники расширения присутствия исламских финансовых институтов на российском рынке в сущности продвигают идею создания углубленной и самостоятельной законодательной базы, что связано, по-видимому, с желаемым в их глазах образом устройства социальной системы страны. Государство, с их точки зрения, должно создать льготные условия для развития институтов исламской экономики, а в идеале все договоры, известные классическому и современному мусульманскому праву, должны найти отражение в Гражданском кодексе2. То есть речь при реализации такого подхода идет, не много ни мало, об исламизации правовой сферы, фактически о создании параллельного существующему законодательного сектора. Стоит подчеркнуть, что это прямо противоречит Конституции России и светскому характеру Российского государства. Следовательно, в этом аспекте идею учреждения полновесных исламских банков, создания для них специализированной законодательной платформы и соответствующей инфраструктуры можно расценивать и как идеологический проект.

Важно отметить, что исламское право подразумевает наличие контрольных органов - шариатских советов, которые регулируют вопросы правового обеспечения деятельности ИФИ. Сегодня в России между религиозными организациями развернулась настоящая борьба за право обладания этой возможностью. Особой активностью отличается ДУМ РФ муфтия Р. Гайнутдина. Однако

1 К исламским банкам слишком много вопросов // Федеральная радиостанция «Вести ФМ». URL: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/32508 (Дата обращения: 16.01.2016.)

2 См.: Беккин Р.И. Шариат для тебя. С. 25. Первая попытка лоббирования внесения поправок в ГК РФ предпринята 27 января 2016 г. Д. Савельев внес в Государственную думу проект поправок в Гражданский кодекс, в случае принятия которых банки смогут создавать счета и вкладывать размещенные на них средства только при условиях, определенных шариатом (банки смогут открывать «исламские окна»). Интернет-портал «ИЗВЕСТИЯ». URL: http://izvestia.ru/ news/602618 (Дата обращения: 27.01.2015.)

специалисты прогнозируют, что в случае прихода в страну заграничных ИФИ неизбежно появление здесь и специалистов из арабских стран и Юго-Восточной Азии1. Поскольку глобализация и универсализация охватывают в том числе и исламский мир, в котором, к примеру, уже отчетливо наблюдается тенденция к размыванию различий между мазхабами2, то перед нами вырисовывается некий новый глобальный религиозный проект. Причем самое важное, центр принятия решений в процессе движения финансовых потоков будет находиться далеко за пределами Российской Федерации. Уделяя внимание этой общей проблеме и приводя в пример конкретные частные случаи, доцент Общевойсковой академии ВС РФ С. Иванеев приходит к следующим выводам: «Кроме финансово-экономической деятельности Исламский банк развития занимается решением политической задачи. Речь идет о предоставлении помощи мусульманским общинам. <...> Эти общины видят в ряде диаспор не только проводников своих интересов <...>, но и практическую реализацию концепции "исламской солидарности", которая является важнейшим принципом внешней политики мусульманских стран»3. Ему вторит востоковед А. А. Игнатенко: «Все без исключения исламские государства стремятся использовать ислам, точнее его "страновые" формы, а если еще точнее - соответствующие "страновые" диаспоры в Европе для воздействия на внешнюю и внутреннюю политику европейских государств. Этим "грешат" все государства - и Саудовская Аравия, и Иран, и Пакистан, и Турция, и Ливия, и Алжир, и Марокко. Да и нет такого исламского государства, которое бы избежало соблазна использовать этот "рычаг" в своей "европейской" политике!»4.

Вместе с тем, объем привлеченных ИФИ средств в России не превышает 1% от объема средств всей российской кредитной

1 См.: Беккин Р.И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: Современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. - СПб., 2014. -С. 163.

2 В исламе - богословско-правовая школа.

3 Иванеев С. Химера новоявленных «спасителей» России // Атеистический сайт. URL : http ://www.ateism.ru/article.htm?no= 1965%20http ://regions.ru/news/ 2325230 (Дата обращения: 14.01.2016.)

4 Александр Игнатенко: «Ислам бывает разный» // Информационное агентство «REGONS.RU». URL: http://regions.ru/news/2325230/ (Дата обращения: 12.05.2015.)

системы1, что не может способствовать интерпретации их деятельности на данном этапе как серьезного подспорья для российской экономики. Даже Татарстан обладает незначительным потенциалом для устойчивого спроса на исламские финансовые услуги. Выход же из сложившегося положения предлагается, по-видимому, в форсированном повышении уровня религиозности населения, а также за счет привлечения немусульман, которым пользование исламскими финансовыми услугами при определенных условиях не запрещено. К примеру, сегодня во многих немусульманских странах такафул-компании разрабатывают специальные программы для ознакомления населения с исламским страхованием в целях привлечения клиентов-немусульман2. Но за этим трудно не разглядеть религиозный прозелитизм. Пожалуй, именно в этих же целях и в России получила распространение рекламная кампания, увязанная на лозунгах улучшения нравственности российского общества через углубление религиозности, а также «беспроцентных кредитах», «беспроцентной ипотеке» и т.д., доступных для всех вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания. Что же касается дефицита финансовых средств, находящихся в обороте российских ИФИ, который сегодня является одной из ключевых проблем, то его предполагается восполнять не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет заграничных исламских инвесторов, прежде всего арабских и турецких, что априори не несет в себе угрозу, но увеличивает риски для национальной безопасности.

Наконец, говоря о потенциальных угрозах, связанных с финансированием террористической и экстремистской деятельности посредством ИФИ, важно отметить, что даже среди авторитетных отечественных специалистов в области исламского права существует в значительной степени наивная точка зрения, согласно которой в рамках официальных и конвенциональных финансовых структур, которые не только дорожат своей репутацией, но и адекватно понимают нормы шариата, подобного рода деструктивные явления затруднительны, поскольку экстремизм есть зло не только

1 По данным С. Хистанова, советника по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» (Москва), оглашенным им в эфире радиостанции «Вести ФМ» в марте 2015 г.

2 Такафул - исламское страхование // Аналитический интернет-портал Islamic Finance Business. URL: http://islamic-finance.ru/load/2-1-0-13 (Дата обращения: 15.01.2016.)

по нормам международного права, но и согласно шариату1. Тем не менее эта идиллическая картина разрушается, сталкиваясь с реальностью. Дагестанский исследователь К.-И.Г. Амиров описывает схему, в рамках которой даже официальные исламские банковские структуры могут, не ведая о том, финансировать террористическую деятельность: «В самом упрощенном виде средства "исламских пожертвований" от частных лиц, компаний и финансовых институтов посредством банковских переводов поступают на счета головных благотворительных организаций, сохраняя на этом этапе легальный характер. Затем они переводятся (тоже зачастую легально) в местные отделения соответствующих фондов. Там они дробятся и различными путями поступают в распоряжение радикальных группировок, на этом этапе и происходит криминализация денег»2. То есть основным звеном в этой цепи выступают благотворительные организации, в то время как официальные ИФИ теоретически могут быть использованы в качестве прикрытия или проводника.

Согласно нормам шариата, религиозной обязанностью самих ИФИ и их клиентов является выплата закята в пользу единоверцев. В регулировании этих процессов наиболее активную роль играют шариатские комитеты, которые имеют право непосредственно вмешиваться в финансовые операции банков и распоряжаться так называемым «ограниченным счетом мудараба», куда клиентура добровольно перечисляет средства. В этом случае сам клиент может и не знать, на что именно пошли его средства. Учитывая усложненность процедуры проверки деятельности ИФИ со стороны регулятора, а также возможную коррупцию и скрытный характер операций по ограниченным счетам, получаемые средства переводятся в те же теневые благотворительные фонды и далее могут быть переданы террористическим организациям. Специалист Центра международной безопасности ИМЭиМО РАН Е. Степанова отмечает: «Пресечь основные каналы финансирования исламских экстремистских организаций - сложная задача. <...> В частности, вряд ли стоит ожидать особого результата от

1 См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2011. - № 1. -С. 43.

2 Амиров К.-И.Г. Финансирование экстремизма и терроризма: Опыт международного и отечественного противодействия // Журнал «Исламоведение». -Махачкала, 2011. - № 3. - С. 65.

таких мер, как создание "белого списка" благонадежных исламских благотворительных организаций или поголовное выявление, принудительная постановка на учет всех действующих профессиональных посредников, осуществляющих денежные переводы по системе хаваля1»2. Таким образом, в условиях слабости аудиторской системы РФ в сфере финансов, а также особого идеологического фона некоторые исламские банки не смогут избежать финансирования террористических групп. В качестве характерного примера можно привести случаи даже из американской практики, где, казалось бы, система государственного контроля в финансовой сфере вполне может претендовать на статус эталонной. Характерными являются истории нью-йоркского подразделения Арабского банка (Arab Bank's New York branch), Международного банка кредита и торговли (Bank of Credit and Commerce International, BCCI), который, к слову, финансировал моджахедов в период советско-афганской войны 1979-1989 гг., и т.д.3

Описываемая проблема существует, и продолжительное время будет оставаться актуальной. В декабре 2015 г. Национальный антитеррористический комитет заявил, что в Российской Федерации идет проверка 1600 физических и юридических лиц, подозреваемых в финансировании «Исламского государства» (ИГ - террористическая организация, запрещенная в России)4. И хотя конкретная информация по персоналии и организациям является закрытой, необходимо принять данный факт во внимание, как и то, что не так давно была создана Межведомственная комиссия по

1 Хаваля (араб. - денежный перевод) особенно привлекательна для отправителей и получателей денежных переводов в ситуации, когда представители этнической диаспоры, работающие в странах Запада, регулярно посылают денежные переводы на содержание своих родственников в отсталых странах. Такие неформальные переводы, как правило, быстрее, эффективнее и дешевле официальных банковских переводов, особенно если страна отправления имеет конвертируемую валюту, а страна-получатель - неконвертируемую валюту и «теневой» обменный курс.

2 Степанова Е. Противодействие финансированию терроризма // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/seven/006.htm (Дата обращения: 17.01.2016.)

3 Финансирование террористической деятельности и наркоторговли // Интернет-портал «MAXPARK». URL: http://maxpark.com/community/832/content/ 2080612 (Дата обращения: 18.01.2016.)

4 ФСБ подозревает 1600 российских граждан и организаций в помощи «Исламскому государству» // Интернет-портал «NEWSru.com». URL: http://www. newsru.com/russia/15dec2015/fsbreport.html (Дата обращения: 18.01.2016.)

противодействию финансированию терроризма, указ о которой подписан Президентом РФ 18 ноября 2015 г.1 На основании этого, 21 января 2016 г. Росфинмониторинг представил российским банкам матрицу для выявления каналов финансирования терроризма2.

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что в настоящий момент исламские финансы в России не могут стать действительно существенным подспорьем для экономики страны. И хотя как таковые они не представляют угрозу национальной безопасности страны, однако при определенных условиях такую вероятность исключать нельзя. Во всяком случае, уже сегодня просматриваются определенные риски, которые в ситуации ослабления внимания структур федеральных органов власти к процессу внедрения ИФИ в российскую практику могут стать новым серьезным вызовом стабильного развития нашего государства и общества. Тем более что нечто подобное уже происходило в начале 90-х годов прошлого столетия.

Литература

1. Амиров К.-И.Г. Финансирование экстремизма и терроризма: Опыт международного и отечественного противодействия // Журнал «Исламоведение». -Махачкала, 2011. - № 3. - С. 63-69.

2. Александр Игнатенко: «Ислам бывает разный» // Информационное агентство «REGONS.RU». URL: http://regions.ru/news/2325230/ (Дата обращения: 12.05.2015.)

3. Банки смогут открывать «исламские окна» // Интернет-портал «ИЗВЕСТИЯ». URL: http://izvestia.ru/news/602618 (Дата обращения: 27.01.2015.)

4. Беккин Р.И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. - М.: Смена, 2010. - 173 с.

5. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Издательский дом Марджани, 2010. - 347 с.

6. Беккин Р.И. Исламское страхование (Такафул). - М.: САДРА, 2015. - 169 с.

7. Беккин Р. И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: Современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. - СПб., 2014. -С. 148-164.

1 Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50715 (Дата обращения: 18.01.2016.)

2 Росфинмониторинг представил банкам матрицу для выявления каналов финансирования терроризма // Интернет-портал «banki.ru». URL: http://www. banki.ru/news/lenta/?id=8601453 (Дата обращения: 21.01.2016.)

8. Дмитрий Рогозин: «Я обеспокоен тем, как бы Москва не превратилась в маленькое Косово» // Информационное агентство «Русская линия». URL: http://rusk.ru/st.php?idar=174587 (Дата обращения: 04.01.2016.)

9. Закон об исламском банкинге отправлен на доработку // Интернет-портал «BANKNN». URL: http://www.banknn.ru/?id=766462 (Дата обращения: 10.01.2016.)

10. Иванеев С. Химера новоявленных «спасителей» России // Атеистический сайт. URL: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1965%20http://regions.ru/news/ 2325230 (Дата обращения: 14.01.2016.)

11. Игнатенко А. А. Молчащий Аллах и словоохотливые люди // Интернет-портал «RELIGARE». URL: http://www.religare.ru/2_59053.html (Дата обращения: 05.01.2016.)

12. Конституция РТ // Официальный сайт Государственного Совета РТ. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/ (Дата обращения: 08.01.2016.)

13. К исламским банкам слишком много вопросов // Федеральная радиостанция «Вести ФМ». URL: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/32508 (Дата обращения: 16.01.2016.)

14. Левин З.И. Реформа в исламе: Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. - М.: ИВ РАН; Крафт +, 2005. - 231 с.

15. Нужны ли России православные и исламские банки? // Официальный Интернет-сайт издания «Коммерсантъ» «Коммерсант.т». URL: http://www. kommersant.ru/doc/2607998 (Дата обращения: 04.01.2016.)

16. Процент по-арабски // Официальный Интернет портал газеты «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/doc/2683417 (Дата обращения: 01.01.2016.)

17. Приказ Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) № ОД-658 от 4 декабря 2006 г. // Интернет-портал «BANKIR.RU». URL: http://bankir.ru/ website/static/files/36/35190-prikaz-otz-658-badr-forte-bank.doc (Дата обращения: 03.01.2016.)

18. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы / Пер. М.Ф. Муртазина. - М.: Ладомир, 2003. - 278 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Росфинмониторинг представил банкам матрицу для выявления каналов финансирования терроризма // Интернет-портал «banki.ru». URL: http://www. banki.ru/news/lenta/?id=8601453 (Дата обращения: 21.01.2016.)

20. С нас будет спрошено......как мы зарабатывали и тратили. Адалет Джабиев -

«Черновику» // Интернет-портал «Черновик». URL: http://chernovik.net/con-tent/religiya/s-nas-budet-sprosheno-kak-my-zarabatyvali-i-tratili-adalet-dzhabiev-chernoviku (Дата обращения: 04.01.2016.)

21. Степанова Е. Противодействие финансированию терроризма // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/seven/006.htm (Дата обращения: 17.01.2016.)

22. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - № 1. -С. 24-43.

23. Такафул - исламское страхование // Аналитический интернет-портал Islamic Finance Business. URL: http://islamic-finance.ru/load/2-1-0-13 (Дата обращения: 15.01.2016.)

24. Финансирование террористической деятельности и наркоторговли // Интернет-портал «MAXPARK». URL: http://maxpark.com/community/832/content/ 2080612 (Дата обращения: 18.01.2016.)

25. ФСБ подозревает 1600 российских граждан и организаций в помощи «Исламскому государству» // Интернет-портал «NEWSru.com». URL: http://www. newsru.com/russia/15dec2015/fsbreport.html (Дата обращения: 18.01.2016.)

«Проблемы национальной стратегии», М., 2016 г., № 4 (37), с. 238-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.