Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ'

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / БЕСПРОЦЕНТНЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОБЛИГАЦИИ / ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко В.А.

На текущий момент эксперты в России наиболее перспективными инструментами исламского банкинга считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и сукук. Применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве. Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве. Таким образом, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам шариата. Для РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн. человек, инструменты исламского финансирования небезынтересны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ»

4. Sobori J., Rogozinska-Mitrut J.: Warunki przezwyci^zania kryzysu fmansow publicznych w Polsce, Zeszyty Naukowe „Problemy polityki fiskalnej", Nr 27, Wydawnictwo Uczelnia Warszawska im. Marii Sklodowskiej-Curie, Warszawa 2009, s. 87-98.

5. SOBON J. WOLOWIEC T. Personal income taxation. Harmonization and differentia-tions across the European Union. NOVIKOW W. PALACKO J. SIROJC Z. (red.) Spoleczno-ekonomiczne problemy gospodarowania w warunkach transformacji. Uczelnia Warszawska im. Marii Sktodowskiej-Curie, Vysoka skola medzinarodneho podnikania ISM Slovakia v Presovie, Winnickij Kooperatiwnyj Institut, Warszawa 2011. s. 35 -55.

6. Savina M.V., Andryushchenko G.I. i dr. Razrabotka sistemy informatsionnogo obespecheniya aktuarnoy deyatelnosti v Pensionnom Fonde Rossiyskoy Federatsii. Monografiya.-M.: RUSAYNS, 2016.-16 p.l.

7. WOJTOWICZ W., SMOLEN P. Podatek dochodowy od osob Fizycznych prorodzinny czy neutralny?, Dom Wydawniczy ABC, Warszawa 1999.

8. WOLOWIEC T. Koncepcje poj^cia dochodu i ich wplyw na cechy podatku dochodowego od osob Fizycznych w krajach strefy euro, [w:] Polska w stretie euro — szanse i zagrozenia. (red.) OSTASZEWSKI J., SGH, Warszawa 2008, s. 185.

9. WOLOWIEC T. Modele podatkowych preferencji prorodzinnych w paristwach cztonkowskich Unii Europejskiej. „Studia Europejskie" 2004, nr 4. s. 193 - 201.

10. WOLOWIEC T. Preferencje prorodzinne w konstrukcji podatku dochodowego od osob Fizycznych na przykiadzie systemow podatkowych krajow Unii Europejskiej. /in/ PANCER-CYBULSKA E. (red.) Gospodarka spoleczna w Europie. Wyzsza Szkoia Handlowa 2008, Wroclaw, s. 7 - 89.

11. WOLOWIEC T. SOBON J. ROGOZINSKA-MITRUT: Some issues of personal income taxation. INSTITUTE OF UKRAINIAN - POLISH COOPERATION, Winnica 2012, s. 23-29.

12. WOLOWIEC T. SUSEL A. Harmonization of personal income taxation and the process of EU integration, /in/ GINEVICTUS R„ VYTATUS RUTKAUSKAS A., POCS R. (red.) Business and Management 2010, Volume II. Vilnus: Gediminas Technical University, Riga Technical University and Tallinn University of Technology 2010. s. 760-766.

Прикладные экономические исследования №1 (17), Издательство «Научный консультант», 2017

Исламские финансы: проблемы формирования отрасли

Тупчиенко В.А.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЛУ МИФИ), д. э.н.. профессор

Аннотация: на текущий момент эксперты в России наиболее перспективными инструментами исламского банкинга считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мудара-бу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и сукук. Применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудяослзт. основном обусловленными различиями в законодательстве. Устранить существующие блемы возможно при правильном структурировании сделок, но в отдельных случаях не: димы изменения в российском законодательстве. Таким образом, в принципе, росси законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вст\^ любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам ш Для РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн. человек, инструмент» ламского финансирования небезынтересны.

Ключевые слова: исламское финансирование, исламский банкинг, беспроп исламские облигации, облигационные займы. _

Applied Economic Researches 1 (17), Published by Scientific Adviser, 2017 ISLAMIC FINANCE: CHALLENGES FORMING INDUSTRY

Tupchienko V.A.

Federal Stale Budget Institution of Higher Professional Educationtion «Financial University under the Government of the Russian Federation» (Financial University).

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nuclear University «MEPhI» (MEPhi)

_Doctor of Economics, Professor_

Abstract: for now, experts in Russia the most promising tools of Islamic banking say murabaha (sale with deferred payment), Mudaraba and Musharaka (trust and co-management), Takaful (insurance) and sukuk. The use of each of these instruments involves certain difficulties, mainly due to differences in the legislation. Eliminate the existing problems is possible with proper structuring of transactions, but in some cases, require changes in the Russian legislation. Thus, in principle, the Russian legislation provides an opportunity for citizens and legal entities to engage in any not prohibited by law legal relationships, including Shariah compliant. For the Russian Federation, where the total number of Muslims reaches 20-23 million. People, of Islamic finance instruments without interest.

_Keywords: Islamic finance, Islamic banking, Islamic interest-free bonds, bond loans.

Исламское финансирование представляет собой операции, при которых кредитно-ссудные и депозитные услуги предоставляются клиентам на беспроцентной основе. В исламе взимание ссудного процента однозначно запрещено (риба), отказ же от следования этому правилу осуждается Шариатом как ростовщичество. Запрет на куплю-продажу денег имеет глубокое логическое обоснование и вменяется всем участникам экономических отношений: вне зависимости является он кредитором либо заемщиком. Запрещено также свидетельствовать и подписывать данные документы. С точки зрения мусульманского права, имеющего более чем тысячелетнюю историю, мусульманам следует заниматься лишь разрешенными видами бизнеса. Запрет на ростовщичество или процентное вознаграждение (риба) основывается на прямых указаниях, отмеченных в Коране: "Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост..." (2:276 [275]) , "Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню..." (2:277 [276]), "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие" (2:278[278]).

Пророк Мухаммад - основатель религии ислам, согласно одному из хадисов, считал взимание процентов явлением в 36 раз худ-

шим, чем супружеская измена. Заметим, что в истории человечества запреты, касающиеся риба, имеют место и в немусульманской литературе: упоминания об этом существуют как в иудаистских религиозных книгах, так и в христианских.

Понятие "кредит" в исламском банкинге несколько отличается от понимания традиционного кредита. Поэтому, если говорить о кредитах, которыми мы привыкли оперировать в повседневной жизни, то таких кредитов практически не бывает. Однако клиентам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибыли и убытках, а также долгового финансирования. Клиенту предоставляется право выбора методов финансирования в зависимости от конечных целей: увеличение мощности бизнеса, приобретение дорогостоящих товаров, лизинг либо просто сбережения собственных средств. Банк в данном случае выступает в роли партнера. Бурное развитие исламского банковского сектора в последние годы широко обсуждается и изучается во многих странах. Необходимость исследования вопросов применения методов исламского банковского дела и финансирования продиктована объективными процессами, связанными с геополитической ситуацией во всем мире. Возрастание спроса на исламские финансовые продукты, а также увеличение численности последователей этой религии влекут за собой качественные

изменения экономических отношений во многих странах. Эти процессы приводят участников финансовых рынков к пониманию перспективности исламского банковского дела, и все большее их количество предпринимает усилия для введения продуктов исламского финансирования в спектр предоставления банковских услуг на местах.

Расширение интеграционных процессов не могло не затронуть и финансовую систему Российской Федерации. Исходящие в этом направлении процессы ставят общество перед необходимостью ближе ознакомиться с методами исламского банковского дела. Одним из примеров российских банков, совершавших сделки по принципам шариата, стал казанский "АкБарс". В январе 2014 года он привлек $100 млн от инвесторов из стран Ближнего Востока и Персидског о залива. А в 2011 году провел дебютную сделку на 560 миллионов.

Исламский банкинг является альтернативой' традиционному банковскому делу. Из него исключены инструменты, запрещенные исламом и законами шариата. Речь идет о запрете ссудного процента и ростовщичества (рибы), чрезмерного риска (гарар) и неопределенности (майсир). В то же время исламский банкинг предполагает и типичные корпоративные продукты - финансирование торговых операций, экспортные кредиты, будучи во многом ориентированным на внешнеэкономические операции. Исламский банкинг относительно молод. Исламские банки с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Но отправной точкой развития исламского банкинга считается создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка.

По данным НБВС, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов. Индустрия исламских финансов в мировом масштабе вот уже на протяжении многих лет демонстрирует стремительный рост на уровне 15-20% в год. В рамках формирующейся глобальной исламской финансовой системы наиболее крупным сегментом является коммерческий банкинг (79,8%), су-

кук, исламские инвестиционные фонды и, наконец, такафул - система страхования, соответствующая нормам Шариата. Среди указанных сегментов последние годы наиболее быстро развивался сукук.

Среди регионов наибольшее развитие исламские финансы получили в странах ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Они составляют 40% от мировых исламских финансовых активов. Доля исламских финансов в этих странах достигает от 25% в ОАЭ, до 50% в КСА (Королевство Саудовской Аравии). В Иране, Пакистане и Судане финансовая система целиком подчиняется исламским нормам, все банки этих стран во внутриэко-номических операциях выполняют требования ислама. В таких мусульманских странах, как Малайзия. Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.

Страной-лидером в развитии исламских финансов в мире является Иран. В КСА более 50% всех банковских активов исламские, в абсолютных показателях данные активы оцениваются в 252 млрд. долл. Исламский финансовый рынок ОАЭ оценивается в 98 млрд. долл., Кувейта и Катара в 84 и 56 млрд. долл. Соответственно. В Юго-Восточной Азии крупнейшим рынком исламских финансов является рынок Малайзии, оцениваемый более чем в 180 млрд. долл. С годовыми темпами роста активов в 18,6%. Вторым в регионе ЮВА по объему рынка является рынок Индонезии, оцениваемый в 28 млрд. долл. с темпами ежегодного прироста более 40% в последние пять лет. Доля исламского финансового сегмента в Малайзии и Индонезии составляет 19% и 4% соответственно.

Число банков, работающих по исламскому принципу увеличивается в мире и объемы их капиталов растут, что свидетельствует о перспективности направления. На рисунке I отображено состояние крупнейших исламских банков на 2014 год.

Крупнейшие исламские банки ССАГПЗ

Название банка Страна Место в Место в Активы, в Доля в Чистый объем Депозиты

рейтинге общем млрд. совокупных кредитов, в клиентов.

исламских рейтинге ДОЛЛ. активах млрд. долл. в млрд.

банков банков США (■*) США долл. США

Al Raj hi Bank КСА 1 5 71 22,5 46 59

Kuwait Finance House Кувейт 2 8 52 16,5 30 33

Dubai Islamic Bank ОАЭ 3 ЯР? " 26 ШШ Ш 5ШШЩ1 is 18

Abu Dhabi Islamic ОАЭ 4 20 23 7,3 14 17

Bank

Qatar Islamic Bank Катар 5 25 20 6,3 12 12

(S.A.Q)

Al Baraka Banking Бахрейн 6 26 19 6,0 12 15

Group B.S.C

Masraf AlRayan | Катар '•' 7 НИ HI шшяяш ШШЯЯШ 12 12

Bank Alinma КСА 8 32 14 4,4 10 9

Bank Aljaztra КСА 9 33 14 А А 8 11

Emirates Islamic Bank ОАЭ 10 35 10 3,2 5 7

PJSC

Ahli United Bank B.S.C КувейтШ ШШИЙШ 36 ннввщ шшшшш 5 ' " f' 6 6

AlHilal Bank PJSC ОАЭ 12 37 9 2,8 6 7

Qatar International Катар 13 38 8 2,5 4 5

Islamic Bank

Barwa Bank P.Q.S.C. Катар 14 39 7 2.2 4 4

Boubyan Bank K.S.G Кувейт 40 7 2Д ЯШ 5 шшшш

Sharjah Islamic Bank ОАЭ 16 41 5 1.6 3 3

Noor Islamic Bank Ш ОАЭ 17 42 1,6 3 А.

ШЩШ

Итого 316 100 195 227

Рис.1 Исламские банки по состоянию на 2014 год

В своей деятельности исламские банки помимо законодательных актов руководствуются морально-этическим кодексом, основанным на предписаниях религии. Целями деятельности исламских банков являются как получение прибыли, так и выполнение моральных обязательств. Кроме того, запрещается вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности: производства и продажи свинины, алкоголя, оружия и тд. Все используемые инструменты и сделки в исламском финансовом институте должны получить одобрение шариатского совета, работающего в структуре банка. Коренное отличие исламских банков от традиционных заключается в предоставлении денежных средств на беспроцентной основе. Сущность ключевого принципа исламской экономической модели запрета на взимание и выплату процентов - заключается в признании несправедливой ситуации, когда кредитор получает процент, не прилагая ка-ких-либо усилий и вне зависимости от того, был получен доход или понесен убыток заемщиком капитала. При этом в качестве основных рисков рассматривается не риск воз-

врата авансированных средств как таковой, а вероятность возникновения инвестиционного риска. Вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы ссудный процент. Также одним из основных принципов исламской экономики является финансирование, обеспеченное реальными активами. Исламские ценные бумаги должны быть обеспечены товарами и услугами, что отличает их от ценных бумаг, выпускаемых традиционными финансовыми институтами. Деньги в Исламе не являются объектом торговли, они выполняют роль посредника в обмене, но собственной ценности не имеют. Кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость. Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, в арабском финансировании находятся вне закона. Равно как и облигации процентные бумаги. Взамен традиционных

банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

1. «Мушарака» - совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя, специфический вид проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали. При мушара-ке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника, в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.

2. «Мудараба» - договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции - привлечения денег. Исламская уникальность операции заключается в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в запрещенные виды деятельности (алкоголь, игорные дома и пр.), также мудараба исключает получение процентов в чистом виде.

3. «Мурабаха» - финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, ко-

торая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.

4. К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:

• «иджар» - долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;

• «салям» - авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе

• «иджар ва-иктина» соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;

• «закат» — обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;

• «кард-аль-хасан» - беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);

• «бей-би-силаа» - сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Особого внимания заслуживают так называемые «сукуки» (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения. В 2007 году объём размещения сукук в мире достиг 31 млрд долларов США. Примеры успешного размещения сукук эмитентами из таких стран, как США, Япония, Китай и Германия, доказывают, что привле-

чение инвестиций посредством сукук имеет инвестиционную привлекательность. Попытки организации выпуска сукук для подразделения Группы ВТБ и Республикой Татарстан, в свою очередь, также показывает заинтересованность российских эмитентов в возможности эмиссии сукук.

Можно выделить следующие факторы инвестиционной привлекательности для российских эмитентов:

• значительный потенциал инвестирования избыточной ликвидности стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии и рост активов финансовых учреждений, осуществляющих инвестиции строго в соответствии с исламскими финансовыми принципами;

• повышенный спрос и предрасположенность инвесторов в странах Персидского залива и Юго-Восточной Азии к финансовым продуктам, выпущенным в соответствии с исламскими финансовыми принципами, что, в свою очередь, увеличивает объемы инвестиций в сукук;

• обеспеченность выпуска сукук материальными или финансовыми активами, которая создает инвестиционную привлекательность сукук для традиционных инвесторов;

• диверсификация географии и форм привлечения инвестиций российскими эмитентами за счет привлечения нового класса инвесторов на российский рынок и выпуска нового вида облигаций. Основной составляющей интереса является стоимость привлекаемого финансирования.

Облигационные займы сукук можно рассматривать как альтернативный источник фондирования и для крупных российских проектов, в первую очередь, связанных с энергетикой, энергетической инфраструктурой, телекомами и технологичными решениями. Возможен и для российских компаний желателен выпуск сукук, номинированных в долларах. Сравнительно низкая стоимость фондирования и ограничения по соотношению долга и EBITDA, а также величины активов прекрасно соответствуют мандатам, типичным для подобных объектов, привлекающих финансирование.

Юридическую основу для развития инвестиционного сотрудничества России и арабских стран обеспечивают двусторонние торгово-экономические договора и соглашения.

В июне 2010 г. было подписано межправительственное соглашение между ОАЭ и РФ о поощрении и взаимной" защите капиталовложений, открывающее новые возможности для развития инвестиционного сотрудничества. Позже в течение 2011 г. Министерство финансов России готовило проект закона о ратификации соглашения России с ОАЭ об освобождении от налогов доходов от инвестиций, в декабре 2011 г. Соглашение между правительствами России и ОАЭ «О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений» уже было подписано. Согласно тексту соглашения налоговые привилегии будут предоставляться только госструктурам двух стран. Эксперты считают, что возможность избегать двойного налогообложения в России может стать для всех госкомпаний из ОАЭ сильным стимулом к инвестициям.

В России за последние годы было учреждено около 250 новых компаний с участием арабского капитала. Совокупное активы этих компаний на конец 2011 г. составляли 24 млрд рублей, а акционерный капитал чуть более 6 млрд рублей. Сейчас эти компании сконцентрированы в секторах оптовой торговли (152 компании), производства (47 компаний), строительства и недвижимости (23 компаний). Самыми активными в данном сегменте являются инвесторы из ОАЭ (133 компании). Компании арабскими инвесторами открываются в ЦФО (152 компании), ЮФО (34 компании) и Приволжский ФО (29 компаний). Большая доля иностранных инвестиций в мире за последние годы была связана не с созданием новых производственных мощностей, а с перегруппировкой сил уже действующих компаний через механизм слияний и поглощений (М&А). Так как российский и арабский рынки являются частью мирового рынка, то осуществление таких сделок неизбежно. За последние 10 лет в России было заключено более 30 М&А-сделок с участием арабского капитала. В страновом разрезе самая большая активность

вложений в российскую экономику наблюдалась со стороны эмиратских инвесторов, на втором месте оказались инвесторы из Катара и Кувейта. Самым активным инвестором в российскую экономику являлся арабский инвестфонд Dubai World, который активно вкладывался в энергетику, строительство. управление портами и логистику. В отраслевом разрезе самая большая активность наблюдалась в секторе недвижимости и в строительстве портов и логистике.

С инициативами о запуске исламских финансовых продуктов выходили как отечественные инвесторы, так и иностранные. Представители Ithmaar Bank и Al-Baraka Banking Group (оба - Бахрейн) заявляли в 2007-2008 годах о намерении открыть в России исламский банк. В дальнейшем, с началом финансового кризиса-2008, иностранные банкиры от этих намерений отказались. Самыми первыми россиянами, кто предпринял реальные шаги по созданию исламского банка в России, были учредители банка «Бадр-Форте Банка». Банк, изначально созданный как традиционный, пытался в ходе своей деятельности перестроиться в исламский. Проект не удалось реализовать по коммерческим причинам, а впоследствии у банка была отозвана лицензия в связи с несоблюдением им обязательных нормативов ЦБ РФ. Еще один банк, который также неудачно пытался запустить исламский банкинг - «Славинвест-банк».

Нижегородский банк «Эллипс» и Банк «Экспресс» из Дагестана также неудачно пытались запустить исламские финансовые продукты. К настоящему времени у них обоих отозваны лицензии (что не связано с фактором исламских финансов). Банк «Эллипс» открыл в Нижнем Новгороде специальный офис, предоставлявший халяльные банковские услуги. Препятствием не стало даже то, что в Нижегородской области мусульманское население составляет меньшинство. Причем «Эллипс» явно намерен был расширять свою исламскую сеть - в конце 2011 г. еще один халяльный офис этого банка -«Восток-капитал» открылся в Уфе. столице Башкортостана.

Банк «Экспресс» начал с выпуска в 2006 году банковских карт, процентный доход по которым перечислялся на благотворитель-

ные цели. Продукт получил позиционирование как соответствующий Исламу, несмотря на то, что мобилизованные по данным картам денежные средства использовались в активных операциях и банк имел обязательства платить за использование привлечённых ресурсов.

В 2008 г. «Экспресс» выпустил расчетную банковскую карту, более соответствовавшую нормам ислама - на нее не начисляется процент. Держателями таких карт стали более 10 тысяч человек. В 2009 году в Махачкале открылось специальное отделение Банка Экспресс - «Мудариб». В этом отделении клиенты получали только те продукты и услуги, которые получили одобрение Духовного управления мусульман Дагестана. В апреле 2011 г. банк запустил в обращение кредитные карты «Хаят». Клиент посредством такой карты совершает покупку, а потом в рассрочку (до 3 лет) выплачивает банку взятую сумму с наценкой за услугу, но без пени и неустоек. Менее известным, но более успешным является проект банка АФ (Республика Башкортостан) по выпуску мусульманских пластиковых (дебетовых) карг. Условия: счет до востребования, по которому не начисляются проценты; банк не имеет права использовать эти средства для финансирования процентных операций; банк гарантирует возврат внесенной суммы. Проект был начат в августе 2010 года и уже через полгода имел около 200 клиентов и I млн. рублей остатка на счетах, при ожидаемом максимальном спросе в одну тысячу клиентов и 50 млн. остатка. Система шариатского контроля включает в себя Внутренний совет по мусульманским продуктам и письменное согласование с Духовным управлением мусульман Башкирии.

Другой банк - АкБарс, заключил две успешные сделки по привлечению средств в рамках контракта товарной мурабахи (кредит драгоценными металлами с рассрочкой платежа). Первую в 2011 г. на $60 млн. и вторую на $100 млн. в 2014 г. Контрагентом банка выступили компании из группы Islamic Development Bank.

В 2004 было создано Управление исламского страхования при сграховой компании «Итиль» на базе соглашения с Dubai Islamic Insurance and Reinsurance Company (ОАЭ). В

2005 году проект был закрыт. Подобная же судьба постигла два других проекта по исламскому страхованию - в компаниях «Ренессанс Страхование» (2008-2010) и «РОСНО» (2011). Основные причины - высокая стоимость продукта вкупе с низким спросом.

Анонсированным, но так не заработавшим проектом стала совместная инициатива логистической инвестиционной группы «Сафинат» и инвестиционной группы «Ка-зань-Альянс» (2009). Первый удачный проект в области исламского страхования датирован только июнем 2012 г.: в Казани на базе казанского филиала страховой компании «ИСК «Евро-Полис» были начаты продажи первых в России полисов исламского страхования. В сравнении с банками относительно более легким в плане организации оказался бизнес по созданию исламских финансовых компаний. Существует несколько успешных проектов - товарищество «Юмарт-Финанс» и финансовый дом «Амаль» в Республике Татарстан, товарищество «ЛяРиба-Финанс» и товарищество на вере «Masraf Financial House» в Республике Дагестан. Эти компании в основном работают с населением, предоставляя автокредиты, потребительские кредиты, кредиты под ипотеку. Но также могут работать и с юридическими лицами в части лизинга и финансирования оборотного капитала.

Из некоммерческих проектов можно отметить московский благотворительный фонд «Солидарность» и казанский «Закят». Во время Рамадана в 2011г. «Солидарность» собрала рекордную сумму - более 17 млн. руб. пожертвований, среди которых «Закят» составил 13 млн. рублей. Утверждается, что в результате этой акции более тысячи семей получили помощь в виде продуктов питания и лечения. Успешный проект был реализован компанией «БрокерКредитСервис». Она учредила в 2008 году существующий до сих пор паевый инвестиционный фонд «Халяль».

Инвестиционный портфель ПИФа формируется, в том числе, в соответствии со стандартами, заимствованными с положения об индексе «Dow Jones Islamic». Другая финансовая компания - «Солид», заявляла о готовности предоставлять услуги доверительного управления в соответствии с принципами ислама, а также о желании запустить пае-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вый инвестиционный фонд UFS - «Фонд чистых инвестиций», однако информации о реализации проектов нет.

Помимо банков, финансовых компаний и некоммерческих организаций свою лепту в становление в России индустрии исламских финансов вносят и региональные органы власти, в первую очередь органы власти Республики Татарстан. В Татарстане еще в 1999г. был принят закон о вакфе, который впоследствии был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству РФ. В дальнейшем развитие исламских финансов стало более профессиональным, что привело к положительным результатам.

В 2006 г. российский банк «Глобэкс» объявил о сделке по привлечению кредита от исламского Dubai Islamic Bank на общую сумму 20 млн долл. Для российских кредитных организаций она стала первой сделкой, совершенной по правилу «мурабаха». В 2007 г. на прошедшей в Бахрейне «Мировой исламской банковской конференции» была достигнута договоренность «Славинвестбан-ка» с финансовыми институтами Ближнего Востока о начале сотрудничества по следующим направлениям: синдицированные займы, торговое финансирование, в том числе с применением исламских инструментов -«мурабаха» и «сукук», но кризис помешал этим планам.

В 2010 г. была создана «Татарстанская международная инвестиционная компания» (ТМИК), одна из первых в России инвестиционных компаний, которая ведет свою деятельность в соответствии с законами шариата. Учредителями ТМИК наряду с Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан и Дирекцией внебюджетных программ развития Казани являются Исламский Банк Развития (Саудовская Аравия) и пять крупных инвестиционных компаний из Ближнего Востока и Малайзии. 80% акций ТМИК принадлежит иностранным инвесторам, 20% - Татарстану. В мае 2012 г. ТМИК создал в Казани крупную лизинговую компанию с уставным капиталом в 20 млн долл.

Также ТМИК реализовывает проект малой авиации в РФ совместно с татарстанской компанией ООО «Фирма МВЕН». На экономическом форуме в Казани «KazanSummit-2013» Татарстан был объявлен пилотной зо-

ной широкого внедрения такафул в России. На форуме было подписано соглашение Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан (АИР) и страховой компании «Allianz Жизнь» о запуске в Татарстане исламского страхования.

Российская практика привлечения традиционными российскими банками исламских финансовых ресурсов из-за рубежа в последние годы продемонстрировала несколько крупных сделок.

В 2011 г. Республика Татарстан планировала выпустить исламские облигации на сумму 100-200 млн долл. Организаторами займа должны были быть Kuwait Finance House и малайзийская трастовая компания Amanah Raya Berhad, соорганизатором - та-тарстанская компания «Линова». Рассматривалось несколько вариантов размещения су-кук: площадки Малайзии и Люксембурга или РФ. Банк Ак-Барс привлек синдицированный кредит на общую сумму в 60 млн долл. по схеме «мурабаха» (отложенное торговое финансирование). Полученные деньги пойдут на формирование розничного и корпоративного портфеля банка соответствующего нормам «шариата». Организаторами финансирования выступили Citi, Islamic Corporation for the Development of the Private Sector и Евразийский банк развития. Генеральное соглашение было подписано в сентябре 2011 г. сроком на один год и стало первой в России публичной международной сделкой, заключенной с соблюдением требований шариата. Часть привлеченных средств была направлена на развитие компании «Ак Барс Аэро» крупнейшего авиаперевозчика Татарстана. Наиболее значимым событием стал запуск в 2013 году проекта по присвоению Национальным Рейтинговым Агентством (ИРА), одним из двух крупнейших отечественных рейтинговых агентств, рейтинга соответствия деятельности компаний требованиям шариата. К настоящему времени процедуру рейтингования прошли восемь компаний, в том числе товарищество на вере «ЛяРиба-Финанс» и Финансовый дом «Амаль».

В январе 2014 г. Банк привлек еще 100 млн долл. or инвесторов из стран Ближнего Востока и Персидского залива.

ВТБ Капитал. В феврале 2009 г. был подписан «Протокол о намерениях» между

инвестиционным подразделением ВТБ. «ВТБ Капитал», и Liquidity Management House (подразделение государственного банка Kuwait Finalice House). В июне 2009 г. «ВТБ Капитал» открыл офис и получил лицензию в Дубае, ОАЭ, планирует интенсивно развивать свой бизнес на Ближнем Востоке с открытием офиса в Дубае, а также обеспечить широкий спектр возможностей на рынках капитала стран Персидского залива для клиентов из России и СНГ, в том числе финансирование кредитов, структурирование и выпуск сукук, а со временем предполагает и листинг компаний из России и СНГ на Nasdaq Dubai и других фондовых биржах региона.

Группа ВТБ рассматривает рынок стран Персидского залива как важный источник собственного фондирования. «ВТБ Капитал» уже несколько лет готовит выпуски исламских облигаций сукук. По предварительным данным, общий объем эмиссии составит 200-300 млн долл. предполагается, что бумаги будут интересны, прежде всего, инвесторам с Ближнего Востока, но их смогут приобрести и российские мусульмане (в России исповедуют ислам примерно 20 млн человек). Соорганизатором выпуска будет вышеупомянутый Liquidity Management House, один из лидеров международного рынка сукук и исламского финансирования, действующий в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Иордании, Саудовской Аравии и других странах. Соглашение между компаниями было подписано еще в марте 2010 г. В последствии от этих планов ВТБ отказался.

Российский инвестиционный фонд Verno Capital. В 2010 г. российскому ин-вестфонду Verno Capital удалось привлечь 100 млн долл. от суверенного арабского ин-вестфонда Mubadala Development Company (Mubadala) для вложений в российские акции. В инвестпортфель Mubadala входят акции аэрокосмических, энергетических, медицинских, телекоммуникационных и IT-компаний. Кроме того, инвестфонд активно вкладывается в инфраструктурные проекты, недвижимость и гостиничный бизнес. В июне 2013 г. Российский фонд прямых инвестиций объединился с Mubadala Development Company для создания инвестиционного фонда объемом 2 млрд долларов. РФПИ.

управляющий активами в размере 10 млрд долларов, а также компания Mubadala (в 2013 активы компании Mubadala составляли 202,8 млрд дирхамов (55 млрд долларов)), вложили по 1 млрд долларов в развитие совместных возможностей на территории России. Всего Департамент финансов Абу-Даби намерен инвестировать через РФПИ до 5 млрд долл.в течение следующих пяти-семи лет. Российский Verno Capital планирует привлечь и другие фонды Ближнего Востока для инвестирования в растущую экономику России. В середине 2011 г. «ВТБ Капитал» и Государственный резервный фонд султаната Оман, под управлением которого находятся активы на общую сумму 8,2 млрд долл., подписали соглашение о намерениях, предусматривающее совместные инвестиции в сфере недвижимости. Несколько успешных проектов консорциумом уже реализовано. Газпромбанк и Ростехнологии последовательно объявили о создании фондов прямых инвестиций в недвижимость и инфраструктурные проекты. Партнером Газпромбанка выступила крупнейшая публичная компания Катара в сфере недвижимости - Barwa Real Estate, обе компании вложили в фонд по 75 млн долларов, планировалось собрать еще по 500 млн долл.

Сбербанк РФ. В 2013г. ОАО «Сбербанк-России» привлек синдицированный кредит в размере 600 млн. долл. от компании из Объединенных Арабских эмиратов «Invest AD». Сбербанк России, Технопромэкспорт и Invest AD подписали трехстороннее соглашение о намерениях начать сотрудничество в странах Северной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке. Сбербанк и Инвестиционная Компания Абу-Даби («Invest AD») выступят организаторами финансирования перспективных проектов Технопромэкспорта (входит в Госкорпорацию «Ростехнологии») в сфере строительства объектов энергетики, нефтегазового сектора и инфраструктуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В мае 2012 г. РФПИ совместно с Xénon Capital Partners, а также компанией AGC Equity Partners, представляющей инвесторов из стран Ближнего Востока, и инфраструктурным фондом Macquarie Renaissance (MRIF) стал участником сделки по покупке 26,43% акций ОАО «Энел ОГК-5» на общую

сумму 625 млн. долларов. Данная сделка стала крупнейшей как с точки зрения инвестиций из стран Ближнего Востока в российскую экономику, так и в области прямых инвестиций в энергетический сектор России.

Россия является наблюдателем при Организации исламского сотрудничества (ОИС). Численность мусульманского населения России, составляющего до 20% населения страны, продолжает расти, вместе с этим растет и спрос на исламские финансовые услуги (пока главным образом в регионах с высокой долей мусульманского населения Поволжья и Северного Кавказа, а также в крупных российских городах с компактным проживанием мусульман).

Главным препятствием для полноценной работы исламских финансовых институтов в России является законодательство, не предусматривающее функционирование подобных организаций. Ассоциация российских банков (АРБ) предлагает отдельное лицензирование банков, собирающихся заниматься исламским банкингом. Кроме того, АРБ считает необходимым разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления таких операций локальным актом ЦБ.

В своей отчетности банк должен будет обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций и создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций. Ассоциация также предложила создать в структуре Банка России специализированное подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, соответствующих исламским принципам.

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и сукук. Созвучным с мураба-хой в российской практике является коммерческий кредит. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательст-

ве. Схема исламского финансирования основана на распределении рисков, где клиент и банк совместно несут ответственность по любым инвестициям на согласованных условиях распределения прибыли. Клиенты к таким условиям сегодня готовы, а вот российским банкам для реализации этой модели финансирования требуются законодательные поправки. Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и т. д. В то же время статья 421 Гражданского кодекса РФустанавливает принцип свободы договора, предполагающий, в частности, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам шариата. В РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты исламского финансирования небезынтересны. По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим. Можно сделать вывод что в ближайшие годы бурному развитию исламского банка в РФ будут препятствовать законодательная сфера и не изученность идеи обывателями. Но тем не менее с течением времени исламское финансирование будет всё ближе к реализации, учитывая привлекательность многих инструментов, интерес к альтернативным источникам финансирования в связи с санкциями, а также работу, которая уже ведется финансовыми структурами РФ в этом направлении.

Литература:

1. Коран. Пер. с араб, академика Крачковского И.Ю. // Москва. МНПП "Буква", 1991.

2. Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. // Казань, «Линова-Медиа». 2012.

3. Сукук. Шариатский стандарт No 17. // Москва, Исламская книга, 2014.

4. Нагимова А.З.. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. // Проблемы современной экономики. No 3 (47), 2013.

5. Информационный портал//http://banki.ru/, дата обращения 14.01.2016

6. Официальный сайт газеты Коммерсант // http://w\vw.kommersant.ru/daily/. дата обращения 14.01.2016

7. Официальный сайт ВТБ Капитал // http://www.vtbcapital.ru/, дата обращения 14.01.2016

8. Официальный сайт ОАО «Ак Барс» Банк // http://www.akbars.ru/, дата обращения 14.01.2016

References:

1. Koran. Per. s arab. akademika Krachkovskogo I.Yu. // Moskva. MNPP "Bukva", 1991.

2. Haron, Van Nursofiza Van Azmi. Islamskaya finansovaya i bankovskaya sistema: Filosofiya, printsipyi i praktika. // Kazan, «Linova-Media», 2012.

3. Sukuk. Shariatskiy standart No 17. // Moskva, Islamskaya kniga, 2014.

4. Nagimova A.Z.. EKONOMIChESKAYa GLOBALIZATsIYa I PROBLEMYi NATsIONALbNOY I MEZhDUNARODNOY BEZOPASNOST1. // Problemyi sovremcnnoy ekonomiki. No 3 (47), 2013.

5. Informatsionnyiy portal // http://banki.ru/, data obrascheniya 14.01.2016

6. Ofitsialnyiy sayt gazetyi Kommersant // http://www.kommersant.ru/daily/, data obrascheniya 14.01.2016

7. Ofitsialnyiy sayt VTB Kapital // http://www.vtbcapital.ru/, data obrascheniya 14.01.2016

8. Ofitsialnyiy sayt ОАО «Ак Bars» Bank // http://www.akbars.ruA data obrascheniya 14.01.201 fr

Прикладные экономические исследования №1 (17), Издательство «Научный консультант». 20Г

Электронные формы учебников: сущность, структура, применение в профессиональной деятельности педагога

Гаврилова И.В.

к. э.н.. магистр менеджмента, доцент

Аннотации: в статье представлены тенденции развития образовательной системы, связанные с формированием и внедрением электронных форм учебников в практику деятельности современного педагога, обозначены требования российского законодательства, связанные с применением ЭФУ, а также представлены преимущества и трудности использования электронных форм учебников в учебном процессе.

Ключевые слова: электронная форма учебника (ЭФУ), образовательная среда, учеб-ный процесс, современные педагогические технологии._

Applied Economic Researches 1 (17), Published by Scientific Adviser, 2017

ELECTRONIC FORMS OF TEXTBOOKS: ESSENCE, STRUCTURE, APPLICATION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Gavrilova I.V.

Ph.D., Master of Management. Associate Professor

Abstract: in this article the tendencies of educational system development connected with forming and implementation of electronic forms of textbooks in practice of activities of the modern teacher are provided, the requirements of Russian legislation connected using EFU are designated and also benefits and difficulties of using of electronic forms of textbooks in educational process are presented.

Keywords: electronic Form of the Textbook (EFT), educational environment, educational process, modem pedagogical technologies.

Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению в учебный процесс.

Электронный учебник или, точнее, электронная форма учебника (ЭФУ) - это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронный учебник — это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник.

Электронное приложение - необязательный компонент печатного учебника. В то время как каждый учебник в печатной форме, включенный в Федеральный перечень учебников, должен иметь электронную форму.

Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.

Существующая в России нормативно-правовая база не только обеспечивает, но и регламентирует внедрение электронных форм учебников в образовательное пространство. Основными в этой части являются следующие правовые документы:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 г. (в ред.03.07.2016 г.). Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.