Научная статья на тему 'Исламофобия как концепт общественного сознания'

Исламофобия как концепт общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
580
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "ИСЛАМОФОБИЯ" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОНСТРУКТ / КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ / КОГНИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ДИСКУРС / CONCEPT "ISLAMOPHOBIA" / RESEARCH CONSTRUCT / CULTURAL FIELD / COGNITIVE PERCEPTION / DISCOURSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Андрей Сергеевич, Вертинский Александр Владимирович

Рассматриваются основные теоретические подходы к конструированию идеологического концепта «исламофобия» в отечественной историографии; предпринимается попытка определить базовые категориальные установки исследователей к этому проблемному полю, определить его компоненты и авторские стратегии репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the main theoretical approaches to the construction of the ideological concept of «Islamophobia» in the national historiography; an attempt is made to define the basic categorical setting of researchers to this problem field, determine its components and sophisticated strategies of representation.

Текст научной работы на тему «Исламофобия как концепт общественного сознания»

УДК 32.019.5

Иванов Андрей Сергеевич

студент исторического факультета

Вертинский Александр Владимирович

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail:[email protected]

ИСЛАМОФОБИЯ КАК КОНЦЕПТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Andrey S. Ivanov,

Student of the Historical faculty

Alexander V. Vertinsky

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University'.

614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail: [email protected]

ISLAMOPHOBIA AS A CONCEPT OF PUBLIC CONSCIOUSNESS

Аннотация. Рассматриваются основные теоретические подходы к конструированию идеологического концепта «исламофобия» в отечественной историографии; предпринимается попытка определить базовые категориальные установки исследователей к этому проблемному полю, определить его компоненты и авторские стратегии репрезентации.

Ключевые слова: концепт «исламофобия», исследовательский конструкт, культурное поле, когнитивное восприятие, дискурс.

Abstract. Examines the main theoretical approaches to the construction of the ideological concept of «Islamophobia» in the national historiography; an attempt is made to define the basic categorical setting of researchers to this problem field, determine its components and sophisticated strategies of representation.

© Иванов А.С., Вертинский А.В., 2017

Keywords: concept «islamophobia», research construct, cultural field, cognitive perception, discourse.

Понятие «исламофобия» достаточно прочно утвердилось в политическом словаре многих теорий и концепций, изучающих проблемы межкультурного взаимодействия. Такая степень актуализации обусловлена выходом мусульман из своего культурного поля в конце двадцатого - начале двадцать первого веков: сюда можно отнести миграционные процессы, проблемы межрелигиозного согласия, феномен исламского «демографического взрыва» и терроризм. «Исламофобия» является устоявшимся на научном и бытовом уровнях термином, ибо он объемлет достаточно широкий спектр субъективных психологических реакций по отношению к феномену ислама и конкретным приверженцам этой религии. Сегодня термином «исламофобия» апеллируют на различных уровнях: от теоретических концепций до политических акторов, зачастую формируя стереотипное отношение к исламскому фактору.

Можно констатировать, что сложилось два подхода к изучению этого явления: концептуальный (теоретический) и социологический.

Концептуальный подход фиксирует теоретические подходы исследователей к феномену исламофобии, тогда как социологический рассматривает структуру содержания и проявление исламофобии в срезе общественного сознания. Эти подходы взаимодополняемы, так как исследовательская программа не может игнорировать социологические данные, тем более по столь чувствительной проблематике.

Однако однозначная стратегия по проблеме исламофобии не сложилась и в ближайшее будущее вряд ли сложится. Во многом это объясняется тем, что проблема исламофобии имеет генетическую связь с так называемым «колониальным наследием», обостряющим отношения ряда западноевропейских государств с исламским миром уже в современных постколониальных реалиях.

Период колониальной истории очень важен для государств Европы. Европейцы смогли найти ценные ресурсы, поднявшие их экономическую и технологическую базу, что впоследствии позволило им стать гегемонами мировой системы, закрепило Европу в управлении Востоком и другими регионами. «Вызов», облаченный в форму колониальной экспансии, привел к возникновению соответствующей реакции в зоне бытования ислама, к закономерному «ответу» - становлению национального самосознания, пробуждению политической воли. С новой силой развернулся процесс идейных исканий, целью которого стал поиск путей выхода из экономической ямы, духовного застоя и сохранение культурной идентичности.

Этот процесс у европейских интеллектуалов приобрел негативную оценку. Для многих в Европе и США ислам стал способом понимания причин различных проблем во всем мире. Кроме того, одним из ключевых инструментов негативизации образа ислама и исламских сообществ на уровне социальных установок и коллективных представлений, распространяющихся посредством экстраполяции и индексации, становятся средства массовой информации. Они во многом задают обществу повестку дискуссии об исламе.

Как целостный дискурс, включающий проблему субъекта и объекта, исламофобия предстает в исследованиях известных деятелей ислама и философов, радикально отличающихся во взглядах. К примеру, Гейдар Джемаль - российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России, сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», постоянный член Организации «Исламо-арабская народная конференция» (ОИАНК) - считает исламофобию конспирологическим явлением. Юрий Михайлович Почта - профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук - представляет взгляд на исламофобию с позиций европейской академической традиции. Алексей Крымин и Георгий Энгельгардт интересны тем, что рассматривают исламофобию в контексте «коренных» этносов, исторически проживающих в одном государстве.

В исследовательских стратегиях конструирования концепта «исламофобия» можно выделить три подхода.

Функциональный подход отражен в работе Г. Джемаля [1], где исламофобия определяется как геополитический конструкт современной мировой системы для сдерживания и уничтожения конкурента с враждебной идеологией. Компонентами концепта служат идеология исламского возрождения (как пассионарная единица), дискриминация ислама и приравнивание его к образу врага, а также политическая и военная практика (легальное и легитимное применение силы). В его видении исламофобия проявляется на внешнеполитическом (силовое вторжение в чужое пространство), внутриполитическом (уничтожение оппозиции лояльными к колонизаторам силами), медиа- (развитие стереотипов и легитимация колониализма) и бытовом (взаимодействие между людьми) уровнях. Таким образом, исламофобия как исследовательский конструкт Г. Джемаля является идеологическим инструментом «правящих мира сего», где субъектами выступают развитые государства и лояльные им силы в пространстве, подвергшемся вторжению, а противником выступают непосредственно силы, защищающие свое поле бытования.

Историко-культурологический подход проявился в исследовании Ю.М. Почты [3], где исламофобия определяется как идеология, основанная на евроцентризме, связанная с национальным шовинизмом, отвергающая принадлежность мусульман к цивилизованным народам. Компонентами концепта являются историческая антагонистичность носителей культуры, религиозная дискриминация, носители культуры (люди), социальная и политическая практика. Уровни проявления: исторический (негативное историческое взаимодействие христианства и ислама), академический (заочное изучение ислама на основе стереотипов), незнание аспектов вероучения и религиозных практик, внутриполитический (принятие законов, ограничивающих права и свободы мусульман), уровень медиа (негативизация ислама и мусульман), социальный уровень (негативное отношение к мусульманам). В представлении Ю.М. Почты исламофобия есть защитный механизм иудео-христианской культурной зоны, где противопоставленными субъектами служат иудео-христианское культурное поле и непосредственно исламское культурное поле, внутренние элементы которого желают стать внутренними элементами противопоставленного культурного поля.

И наконец, историко-этнологический подход А. Крымина и Г. Энгельгардта. Они рассматривают исламофобию как взаимодействие этносов внутри государства. В своей работе российские исследователи дают следующее определение исламофобии: «Под исламофобией мы понимаем действия и высказывания, оцениваемые мусульманами как враждебные исламу. Это понятие охватывает крайне широкий спектр значений - от погромов до любой критики в адрес как мусульман и исламских активистов, так и исламского вероучения и социальной практики» [2]. Компоненты концепта: предубеждения против мусульман и религиозная дискриминация. Уровни проявления исламофобии: исторический (ограничение прав и свобод мусульман в Российской империи), геополитический (конфронтация между США и исламским миром), уровень медиа (критика религиозных практик и аспектов вероучения), социальный (настороженное отношение к мусульманам).

Характерной чертой данного подхода является наличие лишь одного субъекта, то есть мусульман, а противником служит любой критик исламского вероучения или атрибутов религиозной идентичности. Таким образом, подчеркивается, что исламофобия - это конструкт самих мусульман, призванный защищать их культурную и религиозную идентичность.

Следует отметить, что в той или иной степени в оценке исламофобии авторы руководствуются одними и теми же критериями: вводят определения исламофобии, определяют ее источники и уровни проявления в обществе. По основным критериям можно провести сравнительный анализ, результаты которого приведены в таблице.

Критерии сравнения Г. Джемаль Ю.М. Почта А. Крымин, Г. Энгельгардт

Определение концепта «исламофобия» Исламофобия -геополитический конструкт современной мировой системы для сдерживания и уничтожения конкурента с враждебной идеологией Исламофобия - идеология, основанная на евроцентризме, связанная с национальным шовинизмом, отвергающая принадлежность мусульман к цивилизованным народам Исламофобия -действия или высказывания, оцененные мусульманами как враждебные

Компоненты концепта «исламофобия» 1. Идеология исламского возрождения 2. Дискриминация ислама (как врага) 3. Политическая практика 1. Историческая антагонистичность народов 2. Религиозная дискриминация 3. Носители культур (люди) 4. Современная социальная и политическая практика 1. Предубеждения против ислама и мусульман 2. Атмосфера ненависти ко всему исламскому 3. Религиозная дискриминация

Уровни проявления исламофобии 1. Внешнеполитический 2. Внутриполитический 3. Коммуникативный (СМИ) 4. Уровень «молчаливого большинства» (люди) 1. Исторический 2. Политический 3. Академический 4. Коммуникативный (СМИ) 5. Уровень социального взаимодействия 1. Исторический 2. Геополитический (США - Ислам) 3. Коммуникативный (СМИ) 4. Уровень социальной системы

Формы бытования исламофобии 1. Политика неоколониализма 2. Уничтожение исламских политических образований 1. Историческое противостояние ислама и христианства 2. Законодательные акты, ограничивающие 1. Ограничение прав конфессий в Российской империи 2. Конфронтация отношений между США и исламским миром

Критерии сравнения Г. Джемаль Ю.М. Почта А. Крымин, Г. Энгельгардт

3. Уничтожение культурной идентичности мусульман 4. Негативизация и стереотипирование ислама и мусульман 5. Агрессия в социальном взаимодействии ограничивающие права и свободы мусульман 3. Незнание ислама и его практик 4. Стереотипирование ислама и мусульман 5. Неприятие мусульман и средств их культурной идентичности в обществе 3. Критика религиозной практики и аспектов вероучения 4. Настороженное отношение

Источники формирования концепта «исламофобия» Геополитическая конкуренция между европейской/америк анской и исламской идеологиями Историческое взаимодействие Конфронтация исламского мира и США

Назначение концепта «исламофобия» Сдерживание и уничтожение ислама и конкурентной идеологии Защитный механизм европейского культурного поля Внутригосударственные отношения этносов

Исходя из данного анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Определение концепта «исламофобия» обусловлено субъективизмом и дискурсивными установками самих авторов.

2. Построение иерархии проявлений «исламофобии» всегда формируется по принципу «от высшего к низшему» и зависит от методологии, которая применяется автором для изучения данного феномена.

3. Источники формирования концепта «исламофобия» носят когнитивный характер и также зависят от личной оценки автора.

Список литературы

1. Джемаль Г. Новый геополитический исламофобский треугольник: [Электронный ресурс] // www.youtube.com - URL: https://www.youtube.com/watch?v=RRTIqnLiI4o (дата обращения: 21.05.2017).

2. Крымин А., Энгельгардт Г. Исламофобия: [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - URL: http://www.strana-oz.ru/2003/5/islamofobiya (дата обращения: 4.04.2017).

3. ПочтаЮ.М. Ислам и политика: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.