Научная статья на тему 'Исламофобия: поискистоков'

Исламофобия: поискистоков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
725
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМОФОБИЯ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / ХРИСТИАНСТВО / ЕВРОПЕЙЦЫ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ISLAMOPHOBIA / ISLAM / MUSLIMS / CHRISTIANITY / EUROPEANS / INTERCULTURAL INTERACTION / ALIENATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Андрей Сергеевич

Ведется поиск истоков исламофобии через источники, отражающие отношения христианских богословов и европейских авторов к исламу и мусульманам начиная с VIII века. Анализируются понятийный аппарат и представления авторов о мусульманах от пространственно-географического восприятия как чужака до члена единого общества как другого. На основе анализа возможно переосмысление исламофобии от современного явления, вызванного негативными образами ислама в масс-медиа до установления исламофобии как априорной формы в европейском культурном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMOPHOBIA: SEARCHINGFORORIGINS

The article is devoted to the search for the origins of Islamophobia through sources that reflect the relationship of Christian theologians and European authors to Islam and Muslims since the VIII century. The conceptual apparatus and the authors' views on Muslims from the spatial-geographical perception as a stranger to a member of a single society as another are analyzed. On the basis of the analysis, it is possible to rethink Islamophobia from the current phenomenon caused by negative images of Islam in the mass media before the establishment of Islamophobia as an a priori form in the European cultural field.

Текст научной работы на тему «Исламофобия: поискистоков»

психологическом же уровне советский народ видел в Китае своего партнера и соседа, с которым нужно считаться и которого нужно уважать.

Список литературы

1. Гончаров С.Н. Китайцы в России — кто они // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.04.2018).

2. Интервью Героя советского союза Юрия Васильевича Бабанского, 1948 г.р. // Личный архив автора.

3. Каменских М.С. Китайские рабочие в Прикамье в период советско-китайской дружбы: проблемы быта и адаптации [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.04.2018).

4. Каменских М.С. Китайцы на Среднем Урале в конце XIX - начале XXI в. СПб.: Маматов, 2011. 352 с.

УДК 94

Иванов Андрей Сергеевич

студент III курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: andreyivanov1997@bk.ru

ИСЛАМОФОБИЯ: ПОИСК ИСТОКОВ

Andrey S. Ivanov

III-year Student of the History Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: andreyivanov1997@bk.ru

ISLAMOPHOBIA: SEARCHING FORORIGINS

Аннотация. Ведется поиск истоков исламофобии через источники, отражающие отношения христианских богословов и европейских авторов к исламу и мусульманам начиная с VIII века. Анализируются понятийный аппарат и представления авторов о мусульманах от пространственно-географического восприятия как чужака до члена единого общества как другого. На основе анализа возможно переосмысление исламофобии — от современного явления, вызванного негативными образами ислама в масс-медиа до установления исламофобии как априорной формы в европейском культурном поле.

Ключевые слова: исламофобия, ислам, мусульмане, христианство, европейцы, межкультурное взаимодействие, отчуждение.

Abstract. The article is devoted to the search for the origins of Islamophobia through sources that reflect the relationship of Christian theologians and European authors to Islam and Muslims since the VIII century. The conceptual apparatus and the authors' views on Muslims from the spatial-geographical perception as a stranger to a member of a single society as another are analyzed. On the basis of the analysis, it is possible to rethink Islamophobia from the current

© Иванов А.С., 2018

phenomenon caused by negative images of Islam in the mass media before the establishment of Islamophobia as an a priori form in the European cultural field.

Key words: Islamophobia, Islam, Muslims, Christianity, Europeans, intercultural interaction, alienation.

«Исламофобия» — это термин, который используется в западных обществах, несмотря на отсутствие согласованного определения относительно его значения. Он вызвал много споров, и некоторые даже сомневаются в его правомерности либо просто отвергают его существование. Этот неологизм был создан в 1990-х гг. [8] для обозначения глобальных представлений об исламе в негативных, уничижительных смыслах и дискриминации в отношении мусульман по причинам расовой ненависти и предрассудков. Между тем понятие «исламофобия» прочно утвердилось в словаре многих теорий и концепций, изучающих проблемы межкультурного взаимодействия.

Исламофобия как социальное, политическое явление объемлет достаточно широкий спектр субъективных психологических реакций носителей европейской культуры по отношению к исламу и его приверженцам, сюда можно отнести проблемы религиозного согласия, миграционные процессы, исламизацию и, конечно же, терроризм. Такая степень актуализации вызвана активным выходом мусульман из своего культурного поля на рубеже XX-XXI вв. в качестве политических беженцев или просто тех, кто сменил регион проживания в поисках повышения уровня жизни.

В течение последнего десятилетия были проведены различные исследования относительно исламофобии, ее причин, последствий и пр едставлений.

В работах мы видим различные точки зрения. Например, К. Аллен определяет исламофобию как «идеологию, схожую по своим целям и функциям с расизмом...» [6] и связывает ее появление с миграционными процессами в Великобритании 1980-х гг. Ф.А. Нур утверждает, что исламофобия — это инструмент легитимации политики неоколониализма США и государств Европы [10]. Г. Марранчи считает, что исламофобия является защитным механизмом иудео-христианского культурного поля, появившимся после терактов 11 сентября в сознании носителей культуры [9]. А. Крымин и Г.

217

Энгельгардт утверждают, что исламофобия — придуманный мусульманами защитный механизм, выработанный в процессе конфронтации США и государств Ближневосточного региона [2].

Таким образом, в академическом дискурсе, созданном вокруг исламофобии, не вызывает сомнения, что исламофобия — это современное явление, несущее в себе предвзятое, порой даже агрессивное отношение к мусульманам, мигрировавшим в Европу или США.

Сегодня мусульмане — граждане многих европейских государств стали электоратом, европеизировались, но исламофобия действует в отношении как тех, кто «здесь» уже давно, так и тех, кто вновь прибыл. Исламофобия уже не может определяться пространственно-географическим фактором и становится идеологическим инструментом, где масс-медиа являются одним из ключевых инструментов негативизации образов ислама и исламских сообществ на уровне социальных установок и коллективных представлений, распространяющихся посредством экстраполяции (отождествление вывода по конкретному событию на другое событие) и индексации (отсылка к какому-то конкретному событию или объекту). В Великобритании 74 % людей согласны с тем, что они мало знают об исламе, а 64 % — с тем, что их знания формируются средствами массовой информации. Наиболее активную позицию по отношению к исламофобии, согласно социологическому исследованию М. Ансара, выражают верующие граждане (христиане) [7]. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотреть формирование отношения к исламу и мусульманам сквозь призму исторических источников, то есть отождествления мусульман с «другим»/«чужим» для европейского пространства в прошлом и настоящем.

На основании этого нами была выдвинута гипотеза о наличии настороженного отношения к иноверцам в христианской традиции, т. е. в том, что в нее привнесли субъективные психологические реакции индивидов. Целью данного исследования является попытка выявить исторические истоки исламофобии в европейской (христианской) культуре. Для реализации данной цели был применен метод контент-анализа, позволяющий сопоставлять смысловые единицы различных текстов, выявляя степень их идентичности.

В работе представлены четыре текста. Первые два отражают отношение к мусульманам в эпоху средневековья и являются ответной реакцией на распространение ислама в период с VIII по XI вв., их уникальность состоит в том, что они одними из первых затрагивают проблему взаимодействия с исламом.

Два современных текста отобраны нами по принципу их нахождения в академическом дискурсе исламофобии, то есть вокруг них создана широкая полемика. На эссе Орианы Фаллачи ссылаются многие исследователи, в том числе вышеупомянутые Г. Марранчи и К. Аллен. Текст иеромонаха Кирилла (Зенковского) является типичным современным теологическим текстом, отражающим место ислама в христианском дискурсе, вокруг него разгорелась бурная полемика на различных порталах для мусульман (golosislama.com и т. д.). Таким образом, нами представлены две группы источников с примерно одинаковым количеством знаков и одинаковой направленностью.

Основными принципами, заложенными в представленную таблицу, является направленность текста и категоризация по типу «описание» — как автор текста идентифицирует себя и общность, к которой он принадлежит, и «отчуждение» — смысловые единицы, с помощью которых автор очерчивает противопоставленную группу. Парность текста: теологический — светский с целью выяснения идентичности семантических единиц, представленных в количественном эквиваленте для лучшего восприятия информации (см. табл. 1).

Таблица 1

Контент-анализ источников

Источник Категория Единица анализа Кол-во

«Беседа сарацина с христиани ном» [5] (УШ в.) Описание По отношению к мусульманам Сарацин/хитрость/ признание/согласие/соображение/удивление/ускользание/ побег/страх/коварство/вызывание на спор 52

По отношению к христианам Христианин/разгадка/нести (бремя)/знание/разглашение 17

Отчуждение По отношению к мусульманам Писание твое/Бог твой/законодатели твои/книги твои/для сарацинов 8

По отношению к христианам Для нас (христиан)/выставляют нам/мы находим 7

Источник Категория Единица анализа Кол-во

«Песнь о Роланде» [7] (XI в.) Описание По отношению к мусульманам Нехристь/воспримет закон Христа/обмануть/злодей/мавр, араб, сарацин 59

По отношению к христианам Храбрейший/силач/бесстрашный/честный/честь/глупцы/ бойцы/франк, испанец 34

Отчуждение По отношению к мусульманам Их/басурмане/язычник(и)/неверный(е)/враг(и)/они 33

По отношению к христианам Мы 9

«Увлечение исламом, или Эпоха эгоизма» [8] (XXI в.) Описание По отношению к мусульманам гордость/самообман/слабость/похотливость/мусульмане, арабы 48

По отношению к христианам Сила/праведность/правоверность/милосердие/христиане, православные 56

Отчуждение По отношению к мусульманам Экстремизм/фундаментализм/родство с Западом/антихристианизм/терроризм/воинственность/они 59

По отношению к христианам Любовь/русские/сотрудничество/мы 30

«Ярость и гордость» [9] (XXI в.) Описание По отношению к мусульманам мусульмане/фундаменталист/враг/бедность/террорист/экст ремист/жестокость/эмигранты 204

По отношению к европейцам Цивилизованность/толерантность/терпимость/демократич ность/европейцы/христиане/наименование европейских наций 136

Отчуждение По отношению к мусульманам чужестранцы/чужеродные/воинственность/их Коран/их Пророк/их Бог/они 367

По отношению к европейцам Наше (европейское) общество/Запад/наша (моя, высокая) культура/неверные/осуждаемые (ими)/мы 265

Исходя из данных таблицы (категория «отчуждение»), мы можем зафиксировать проявление исламофобии в смысловых линиях в числовом выражении (см. табл. 2).

Таблица 2

Категория «отчуждение» в средневековых и современных текстах

Проявление отчуждения Средневековые тексты Современные тексты

41 426

Формирование и утверждение образа ислама как чуждого для европейского пространства мы можем наблюдать в трудах византийских хронистов, где мусульмане выступают не как непосредственный враг, а как что-то неизвестное и дикое перед «развитой» и «культурно обогащенной» Восточной Римской империей1.

Вышеизложенные факты позволяют утверждать, что закрепление за исламом чуждого образа в сознании европейцев происходит именно в эпоху господства христианства, которое являлось не просто религией, а системой мировоззрения и идеологией, с политическими действиями европейских общностей (Крестовые походы, Реконкиста и т. д.) в отношении мусульман2.

Этот образ ислама мы можем наблюдать и в современных текстах, представленных в табл. 1. Анализируемые современные тексты семантически остаются негативными в отношении мусульман, только уже с отпечатками «отсталости», закрепленной в колониальный период, и «агрессии», ставшей следствием отождествления мусульманина с террористом.

Итак, проблема исламофобии как современной идеи имеет генетическую связь с продвижением ислама в Византию, Реконкистой, Крестовыми походами и «колониальным наследием», так как аргументы в пользу исламофобии часто индексируются на исторические события, которые, в свою очередь, являются политическим волеизъявлением отдельных акторов в определенный исторический период. Доказательная база таких волеизъявлений опирается на христианство, что нашло отражение в анализируемых источниках.

Говоря о современном контексте отчуждения другого, мы имеем в виду в первую очередь язык — исторически сложившуюся систему, в рамках которой мыслит и познает любой человек. Таким образом, через язык и традиции социокультурной общности в сознание закладывается множество априорных

1 См., например, «Временник Георгия Амартола», «Хронографию» Михаила Пселла, «Краткую историю» патриарха Никифора.

2 Конечно, было бы преждевременно утверждать, что представленный выше анализ нескольких источников позволяет реконструировать эволюцию образа мусульман в европейском (христианском) пространстве в конкретные отрезки времени и в конкретных христианских культурах (византийской, западноевропейской, русской и т. п.) Это предмет другого анализа, несопоставимого по объемам со статьей.

221

форм, что Х. Гадамер называл «предпониманием», т. е. перед тем как познать что-то неизвестное, индивид прибегает к тому, что уже знает о чуждом объекте познания.

Априорные формы исламофобии, как мы уже отметили, заложены в самой христианской традиции (ибо она претендует на абсолютную истину), через которую они попали в язык. Добавлением к этому служат политические концепции правого толка, которые стали столь популярны вследствие активных миграционных процессов мусульман; эти концепции активно проникают в СМИ, которые, как уже было отмечено, являются одним из ключевых инструментов негативизации образов ислама и исламских сообществ на уровне социальных установок и коллективных представлений. Все эти сигналы окружают объект получения информации и становятся частью его сознания.

Список литературы

1. Иоанн Дамаскин. Беседа сарацина с христианином [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/saracin/ (дата обращения: 12.02.2018).

2. Крымин А., Энгельгардт Г. Исламофобия // Отечественные записки. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/5/islamofobiya (дата обращения: 04.04.2017).

3. Песнь о Роланде [Электронный ресурс]. URL: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00178781221564916351/ (дата обращения: 12.02.2018).

4. Православные богословы об исламе. М.: Имперская традиция, 2006. 608 с.

5. Фаллачи О. Ярость и гордость [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/fallachi_oriana/yarost_i_gordost.html (дата обращения: 13.02.2018).

6. Allen C. Islamophobia. Ashgate e-book, 2010. 230 p.

7. Ansar M. Islamophobia and the Muslim civil rights crisis [Электронный ресурс]. URL: http://www.abc.net.au/religion/ articles/2013/01/29/3678693.htm (дата обращения: 15.10.2017).

8. Islamophobia: a Challenge for Us All [Электронный ресурс]. URL: https://www.runnymedetrust.org/uploads/publications/pdfs/islamophobia.pdf (дата обращения: 25.02.2018).

9. Marranci G. Multiculturalism, Islam and the clash of civilisations theory: rethinking islamophobia // Culture and Religion. 2004. V. 5. P. 105-119.

10. Noor F.A. How Washington's «War on Terror» Became Everyone's Islamophobia and the Impact of September 11 on the Political Terrain of South and Southeast Asia // Human Architecture Journal of the Sociology of Self-Knowledge. 2006. V.1. P. 29-50.

УДК 94

Ильин Максим Сергеевич

магистр Института социальной философии и массовых коммуникаций

Казанский федеральный университет Казань, Россия, e-mail: maksi-ilin@yandex.ru

© Ильин М.С., Назарова А.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.