Список литературы
1. Mohammed Hashas. Abdolkarim Soroush: A Neo-Mu'tazilite that Buries Classical Islamic Political Theology. Koninklijke brill nv, Leiden, 2014. 26 c.
2. Forough Jahanbakhsh. New "Revival of Religious Science". Isim newsletter.
3. Hassan Abbas. "Islam versus the West" and the Political Thought of AbdolKarim Soroush. - The Fletcher School Online Journal for issues related to Southwest Asia and Islamic Civilization., 2006
4. Soroush. Reason, Freedom, and Democracy in Islam. Oxford university press., 2000. 230 c.
УДК 347.92
Иванов Андрей Сергеевич
студент II курса исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: [email protected] ИСЛАМОФОБИЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОНСТРУКТ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Andrey S. Ivanov
II year student of the Historical faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
ISLAMOPHOBIA AS A RESEARCH CONSTRUCT IN MODERN
POLITICAL PHILISOPHY
Аннотация. Рассматриваются основные теоретические подходы к конструированию идеологического концепта «исламофобия» в отечественной и зарубежной историографии. Предпринята попытка определить базовые категориальные установки исследователей к этому проблемному полю, определить его компоненты и авторские стратегии репрезентации.
Ключевые слова: концепт «исламофобия», исследовательский конструкт, культурное поле, когнитивное восприятие, дискурс.
Abstract. The article considers the main theoretical approaches to the design of the ideological concept of «islamophobia» in domestic and foreign historiography. An attempt was made to determine the basic categorical settings of researchers for this problem field. To determine its components and authorial strategies for representation.
Keywords: concept «islamophobia», research construct, cultural field, cognitive perception, discourse.
Понятие «исламофобия» достаточно прочно утвердилось в политическом словаре многих теорий и концепций, изучающих проблемы межкультурного
© Иванов А.С., 2017
взаимодействия. Такая степень актуализации обусловлена выходом мусульман из своего культурного поля в конце XIX - начале XXI в.: сюда можно отнести миграционные процессы, проблемы межрелигиозного согласия, феномен исламского «демографического взрыва» и терроризм. Данное понятие является достаточно устоявшимся на научном и бытовом уровнях термином, ибо оно объемлет достаточно широкий спектр субъективных психологических реакций по отношению к феномену ислама и его носителям. Сегодня термин «исламофобия» используют в различных контекстах: как в теоретических концепциях, так и в речах политиков, которые объясняют нам, кого и почему следует бояться. Идеи последних подхватывают ведущие новостей, которые различными способами негативизируют ислам и носителей в глазах обывателя, которому только и остается бояться.
Изначально исламская доктрина о преобразовании мира путем прямого воздействия учитывает как религиозный, социальный, так и политический аспект. Таким образом, ислам был успешен из-за удачного сплетения религиозной ортодоксии с социальной политикой. Так, его распространение в Испанию было воспринято как угроза: по опыту Восточной Римской империи (в частности, потеря Иерусалима, Дамаска, Египта).
Проблема исламофобии как идеи имеет генетическую связь с так называемым «колониальным наследием». В эпоху европейской экспансии на Восток активно формировалось враждебное отношение к исламским странам. В их лице европейцы видели соперника, конкурента и стремились подавить его.
«Вызов», облаченный в форму колониальной экспансии, привел к возникновению реакции в зоне бытования ислама, то есть закономерному «ответу» - становлению национального самосознания, пробуждению политической воли; с новой силой развернулся процесс идейных исканий, целью которого стали поиск путей выхода из экономической «ямы», духовного застоя и сохранение культурной идентичности.
В результате национальное самосознание мусульман в глазах европейцев воспринимается как политический, воинствующий ислам. Все чаще
разыгрываются такие события, как текущая ситуация на Ближнем Востоке или «война с террором». Для многих в Европе и США ислам стал причиной различных проблем во всем мире, причем каждое политическое событие в Палестине, Ираке, Иране являет собой конкретный пример такого понимания.
Сегодня мусульмане, граждане многих европейских государств, стали электоратом, во многих сферах экономической, социальной и политической жизни европеизировались, но исламофобия действует в отношении как тех, кто «здесь» уже давно, так и тех, кто вновь прибыл. Исламофобия уже не может определяться пространственно-географическим фактором, но становится идеологическим инструментом.
После событий 11 сентября 2001 г. мы все стали свидетелями развития исторически сложившегося дискурса в отношении мусульман, который теперь обрел значение «войны с террором».
Массмедиа являются одним из ключевых инструментов негативизации образов ислама и исламских сообществ на уровне социальных установок и коллективных представлений, распространяющихся посредством экстраполяции (распространение вывода по конкретному событию на другое событие) и индексации (отсылка к какому-то конкретному событию или объекту).
Исламофобия как социальная установка:
1. Ислам - агрессивная религия, неспособная мирно сосуществовать с остальными конфессиями (стереотип религиоведческого уровня).
2. Государства исламского мира являются варварскими, их правительства деспотичны, люди угнетаемы (стереотип политического уровня).
3. Все мусульмане однородны (экстремисты, фундаменталисты), то есть враждебны западным ценностям (стереотип культурологического уровня).
4. Мусульмане - нахлебники на шее Европы, живут за счет налогоплательщиков (стереотип социального уровня, возникший относительно недавно).
В 2013 г. Мухаммед Абдуллах в своей докторской диссертации сконструировал теорию критики мусульман [2, с. 230], являющуюся интеллектуальным ответом мусульман на исламофобию. Теория Абдуллаха вытекает из так называемой Critical Race Theory. На основе CRT автор CMT выделил шесть принципов своей теории после интервьюирования мусульман, проживающих в США и ставших объектами проявлений исламофобии. Главное отличие CMT от CRT состоит в том, что вместо расы автор в центральную позицию ставит религию (табл. 1).
Таблица 1
Теория критики мусульман
Принципы КТМ Тезисы, подтверждающие принцип
Исламофобия является эндемической и распространяющейся Тезис 1: Ислам - это религия террора, мусульмане - террористы. Тезис 2: Мусульманские женщины становятся жертвами из-за ношения хиджаба. Тезис 3: СМИ искажают представления о мусульманах и исламе. Тезис 4: Правовые последствия для мусульманского мужчины. Тезис 5: Незнание исламских практик, неуважение к исламу, стереотипы. Тезис 6: Угнетение мусульман по религиозному признаку хуже расового угнетения. Тезис 7: Уникальные истории жертв исламофобии.
КТМ отражает то, как доминирующий класс относится к исламу и мусульманам Тезис 1: Ислам - это религия террора, мусульмане - террористы. Тезис 2: Мусульманские женщины становятся жертвами из-за ношения хиджаба. Тезис 3: СМИ искажают представления о мусульманах и исламе. Тезис 4: Правовые последствия для мусульманского мужчины. Тезис 5: Незнание исламских практик, неуважение к исламу, стереотипы. Тезис 6: Угнетение мусульман по религиозному признаку хуже расового угнетения.
Исламофобия - социальное строительство Тезис 1: Ислам - это религия террора, мусульмане - террористы. Тезис 3: СМИ искажают представления о мусульманах и исламе. Тезис 5: Незнание исламских практик, неуважение к исламу, стереотипы.
Принципы КТМ Тезисы, подтверждающие принцип
Правовая основа Тезис 4: Правовые последствия для мусульманского мужчины.
Межсекторность Тезис 2: Мусульманские женщины становятся жертвами из-за ношения хиджаба.
Истории и настроения, раскрывающие угнетение и боль мусульман Тезис 2: Мусульманские женщины становятся жертвами из-за ношения хиджаба. Тезис 7: Уникальные истории жертв исламофобии.
Тема исламофобии является актуальной на сегодняшний день; среди множества работ, посвященных данной тематике, мы остановились на наиболее крупных из них, которые формируют стратегии к изучению данного явления:
Г. Марранчи - антрополог, специализирующийся на изучении мусульманских сообществ. По данной тематике в 2004 г. вышла его статья, имеющая исследовательский интерес в нашей работе, «Мультикультурализм, ислам и столкновение цивилизаций: переосмысление исламофобии» [4].
Ф.А. Нур - политолог и историк малазийского происхождения, специализирующийся на изучении транснациональных религиозно-политических сетей в Юго-Восточной Азии и феномене мобилизации. В 2006 г. вышла его статья «Как «война с террором» Вашингтона стала всеобщей исламофобией и воздействие 11 сентября на политический ландшафт Южной и Юго-Восточной Азии» [5].
К. Аллен в своей работе «Исламофобия» [3] рассматривает феномен «исламофобия» на всех уровнях, что представляет для нас особый интерес.
На фоне общемирового академического интереса к исламофобии к изучению этого феномена приступили и отечественные исследователи -А. Крымин и Г. Энгельгардт, их подход интересен тем, что они рассматривают исламофобию в контексте «коренных» этносов, исторически проживающих в одном государстве [1].
В табл. 2 мы можем увидеть различия в подходах исследователей, которые определяются их дискурсивной установкой и личным восприятием данного концепта.
Таблица 2
Исследовательский конструкт концепта «исламофобия»
Критерии сравнения Г. Марранчи Ф.А. Нур К. Аллен А. Крымин, Г. Энгельгардт
Определе- Исламофобия - Исламофобия - Исламофобия - Исламофобия -
ние страх перед искусственно это идеология, действия или
и компо- мультикульту- сконструирован- схожая по своей высказывания,
ненты рализмом. ный дискурс теории, функции оцененные
концепта Компоненты универсальной и целям мусульманами как
«исламо- концепта: релевативности. с расизмом враждебные.
фобия» 1. Носители Компоненты и другими Компоненты
культуры (люди). концепта: подобными концепта:
2. Социальная 1. Постколони- явлениями, 1. Предубеждения
система, альная которая против ислама
определяющая экспансия поддерживает и мусульман.
взаимодействие «война и увековечивает 2. Атмосфера
людей. с террором». негативно ненависти
3. Христианско- 2. Определение оцениваемый ко всему
иудейская ислама смысл исламскому.
и исламская и мусульман о мусульманах 3. Религиозная
культуры как как «ось зла». и исламе дискриминация.
результат 3. Оправдание в современной
взаимодействия применения обстановке.
людей. силы. Компоненты
концепта:
1. Историческая
динамика
формирования.
2. Антагонистич-
ность культур.
3. Современная
практика.
Вывод по позиции: определение концепта «исламофобия» отталкивается от дискурсивных
установок автора и его субъективного восприятия ситуации.
Уровни 1. Внутрипо- 1. Внешнеполи- 1. Исторический. 1. Исторический.
проявле- литический. тический. 2. Академический. 2. Геополитический
ния 2. Коммуника- 2. Региональ- 3. Внутриполити- (США vs Ислам).
исламо- тивный (СМИ). ный (страны ческий. 3. Коммуникатив-
фобии 3. Уровень Юго-западной 4. Коммуникатив- ный (СМИ).
социальной Азии). ный (СМИ). 4. Уровень
системы. 3. Коммуника- 5. Уровень социальной системы.
тивный (СМИ). социальной
4. Уровень системы.
социальной
системы.
Вывод по позиции: уровень проявления всегда формируется некоторой иерархической
структурой по принципу «от высшего к низшему»
Формы 1. Принятие 1. Искусствен- 1. Историческое 1. Ограничение прав
бытования законов, ное недопонимание. конфессий
исламо- ограничивающих стереотипиро- 2.Заочное в Российской
фобии права и свободы вание ислама изучение империи.
мусульман. и мусульман. на основе
исторических
стереотипов.
Критерии сравнения Г. Марранчи Ф.А. Нур К. Аллен А. Крымин, Г. Энгельгардт
2. Развитие стереотипов. 3. Страх встречи с мусульманами. 2. Экспансия мусульманских стран. 3. Уничтожение исламской оппозиции. 4. Критика мусульман «внутри границ». 3. Принятие законов, ограничивающих права и свободы мусульман. 4. Развитие стереотипов. 5. Нападения на мусульман. 2. Конфронтация отношений между США и исламским миром. 3. Критика религиозной практики и аспектов вероучения. 4. Настороженное отношение.
Вывод по позиции: формы бытования исламофобии зависят от инструментов, которые используются на конкретном уровне проявления исламофобии в этой иерархической системе.
Источники формирования концепта «исламофобия» Теория «Столкновение цивилизаций» Феномен глобальной политики Исторически сложившееся явление Конфронтация исламского мира и США
Вывод по позиции: источники формирования концепта зависят от личного восприятия и оценивания ситуации автором, т.е. его когнитивной системы.
Назначение концепта «исламофо бия» Защитный механизм христиано-иудейской культурной зоны Проведение политики неоколониализма Защитный и атакующий механизм Внутригосударственные отношения этносов
Вывод по таблице: таким образом, мы можем выделить следующие исследовательские стратегии в конструировании концепта «исламофобия»; исходя из данных таблицы, мы очерчиваем следующие подходы: 1. Критический подход Г. Маррачи. В нем концепт «исламофобия» конструируется как защитная реакция христианско-иудейского культурного поля, некая ответная реакция по отношению к «раздражителю» - мигрантам-мусульманам. 2. Функциональный подход Ф.А. Нура. В нем концепт «исламофобия» конструируется как образ внешнего врага для легитимной экспансии менее развитых государств. 3. Критически-религиозный подход К. Аллена, характеризирующийся анализом исторических отношений между исламом и христианством, где они показываются антагонистичными в глазах христиан. 4. Историко-этнический подход. Рассматривает взаимоотношения коренных этносов государства, где исламофобия отражена как подхваченный властями «мировой тренд».
Список литературы
1. Крымин А., Энгельгардт Г. Исламофобия // Отечественные записки. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/5/islamofobiya (дата обращения: 04.04.2017).
2. Abdullah M.R. Islamophobia & muslims 'religious experiences in the midwest. Proposing critical muslim theory A Muslim Autoethnography. Kansas State University, 2013. 303 p.
3. Allen C. Islamophobia. Ashgate e-book, 2010. 230 p.
4. Marranci G. Multiculturalism, Islam and the clash of civilisations theory: rethinking islamophobia. // Culture and Religion. 2004. V. 5. P. 105-119.
5. Noor F.A. How Washington's «War on Terror» Became Everyone's Islamophobia and the Impact of September 11 on the Political Terrain of South and Southeast Asia. // Human Architecture Journal of the Sociology of Self-Knowledge. 2006. V.1. P. 29-50.