Научная статья на тему 'Ислам в Россия – реальность или вымысел?'

Ислам в Россия – реальность или вымысел? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМСКАЯ РОССИЯ / ЧИСЛО МУСУЛЬМАН / ПОЛИТИКА РОССИИ / ИСЛАМСКИЕ СТРУКТУРЫ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ISLAM / ISLAMIC RUSSIA / NUMBER OF MUSLIMS / RUSSIAN POLICY / ISLAMIC STRUCTURES / ISLAMIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пасандиде Сомайе (иран)

В статье анализируется перспектива увеличения числа мусульман в России и возможные последствия формирования исламской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospect of increasing the number of Muslims in Russia and possible consequences of formation an Islamic Russia are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Ислам в Россия – реальность или вымысел?»

Сомайе ПАСАНДИДЕ

ИСЛАМ В РОССИИ -РЕАЛЬНОСТЬ И ВЫМЫСЕЛ

В статье анализируется перспектива увеличения числа мусульман в России и возможные последствия формирования исламской России.

The prospect of increasing the number of Muslims in Russia and possible consequences of formation an Islamic Russia are analyzed in the article.

Ключевые слова:

ислам, исламская Россия, число мусульман, политика России, исламские структуры, испамизация; Islam, Islamic Russia, number of Muslims, Russian policy, Islamic structures, Islamization.

ПАСАНДИДЕ Сомайе (Иран) — аспирант факультета социологии, экономики и права кафедры политологии и социологии МПГУ зоаугк_ра$апШёг@ yahoo.com

События последних лет наглядно показали, что восприятие Запада как главного противника России продолжает доминировать в общественном сознании. Прозападные либеральные партии по-прежнему не имеют в народе существенной поддержки и списывают свои поражения на некий социальный архетип, мешающий россиянам сделать «правильный» выбор. Но не следует забывать, что решающие ресурсы власти на международном уровне находятся на стороне прозападных сил России, поддерживаемых всей экономической, политической, юридической и культурноидеологической мощью североатлантических стан, не говоря уже об их вооруженных силах. Что в этой связи им может противопоставить Россия, растерявшая в ходе либеральных преобразований всю свою военно-экономическую мощь и всех своих союзников по Варшавскому договору? Думается, что в настоящих условиях реальным союзником России может выступить исламская цивилизация, с которой ее связывают давние узы духовно-культурного и даже политического единства, гораздо более тесного, чем с Западом. Да и политическая цель русской власти всегда была той же, что и мусульманского Востока — помочь человеку быть лучше, приблизить его в совершении добра к Богу и тем помочь ему спасти свою душу, в то время как Запад был настроен в первую очередь на материальные блага, закрывая глаза на растление нравов. Вот почему на протяжении всей своей истории русский народ был более лоялен к Востоку, чем к своим западным соседям.

После распада СССР сложились благоприятные условия для налаживания взаимовыгодного диалога между Россией, народ которой нуждается в защите от Запада, стирающего его историческую и духовную память, и мусульманским сообществом. Лояльная позиция Москвы позволила мусульманским организациям России заметно активизировать свою общественную и политическую деятельность и приблизиться к российским властным структурам. 2 февраля 2010 г. начался очередной этап процесса, который, по замыслу его инициаторов, должен превратить ислам в одну из мощнейших политических сил в России. Сложились условия для появления в России новой мусульманской структуры, которая, по мнению ряда экспертов, создается не без участия Кремля. В 2009 г. началось движение по объединению мусульманских организаций, действующих на территории России. Проводимые ими консультативные встречи отличаются широким спектром действий и продолжаются по сей день. Предположительно, уже получено неофициальное согласие Кремля по вопросу их деятельности, в противном случае было бы немыслимо представить всенародное обсуж-

дение подобной проблемы в том объеме, в котором она этого требует. Российские власти прекрасно понимают, что мусульманское население по численности хотя и уступает православному, но представляет значительную сплоченную силу в политических процессах и способно оказывать заметное влияние на политические технологии. В первую очередь, это касается главной политической технологии — выборов. На сегодняшний день почти в каждом российском городе есть мусульманское население, подчиненное своему духовному лидеру. Таким образом, 30 млн гарантированных сторонников в 140-милионной России, — безусловно, серьезное подспорье для любой власти. И это убедительно показали последние президентские выборы, проходившие 4 марта 2012 г. Согласно данным Центризбиркома, именно исламские субъекты федерации выказали ему самый большой уровень доверия, приближающийся в ряде республик к 100%!, хотя его кандидатура не рассматривалась в качестве надежного партнера исламского мира.

Следует также указать, что численность мусульманского населения стабильно растет. Мусульмане традиционно ориентированы на культ семьи и высокую рождаемость, которые обеспечивают воспроизводство населения в России и могут предотвратить демографическую катастрофу. Уже сейчас в Москве мусульмане составляют пятую часть ее жителей. Предполагается, что к 2015 г. большинство солдат в российской армии будут принадлежать к мусульманскому миру, что делает политику исламофобии не только недальновидной, но и вредящей внутренней стабильности России. В современных условиях, когда немусульманское население страны восприняло негативное отношение к воинской службе и все больше видит свое поприще в сфере гражданских дел, мусульмане начинают превращаться в костяк российской армии. И это не удивительно, поскольку они продолжают считать военную службу и защиту своей Родины почетной обязанностью каждого настоящего мужчины. Именно от них в

1 См.: Асонов Н.В. «Ценности» и «цели» в функционировании и эволюции сложных социальных систем // «Ценности» и «цели» в функционировании и эволюции сложной социальной системы. Вып. № 2. — М.: Научный эксперт, 2012, с. 11.

скором будущем будет зависеть способность России от посягательств других государств, например США и Китая.

В связи с этим пост вице-президента России, закрепленный за мусульманином, становится просто необходимым и в политических интересах страны. Считается, что уже к 2030 г. треть населения России составят мусульмане. Следовательно, не менее трети мест в Государственной думе также займут представители этой конфессии, для которых процедура выборов по партийным спискам сейчас весьма выгодна. Если предположить, что к 2050 г. большинство населения России будет исповедовать ислам, тогда Россия с ее огромной территорией, богатейшими полезными ископаемыми и чрезвычайно выгодным геополитическим положением станет не просто мусульманской страной, а неоспоримым лидером двухмиллиардного исламского мира. Это громадный геополитический переворот, и к нему нужно постепенно готовиться. Вместе с тем население исламского мира страдает от культурной и интеллектуальной отсталости. Исламскому миру не хватает передовой страны, которая повела бы его за собой. Исламскому миру не хватает страны с белым населением, и такой страной может стать именно Россия. По мнению некоторых мусульманских аналитиков, это благоприятно отразится, в первую очередь, на самой России. Приняв ислам, русские станут «белыми богами» исламского мира, в России исчезнут нарастающие проблемы, связанные с талибаном и движением моджахедов, российский демографический кризис потеряет свое значение, т.к. Россия станет лидером миллиардного населения. Будет решена проблема деградации российского населения от алкоголизма и других вредных привычек, возникших под воздействием иной культурной среды.

Первым, кто открыто заговорил об исламизации России, был духовный лидер Ирана аятолла Хомейни. 1 января 1989 г. он направил письмо М.С. Горбачеву, в котором указал на главную причину возникших социально-политических проблем у России. Он писал: «Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источ-

ника бытия и всего сущего...» Объективно поезд истории везет мусульман и их религию в Россию, к тому будущему, которое не только поможет России избавиться от тяготеющего над ней уже столько лет системного кризиса и «родимых пятен», порожденных ее тяготением к Западу, но и даст возможность опереться на громадные ресурсы всего исламского мира.

Следует учитывать, что исламизация России может идти по кавказскому и по татарстанскому варианту. Кавказский вариант — более жесткий, болезненный и, можно даже сказать, трагичный для России. Татарстанский вариант — это вариант разумного симбиоза и сотрудничества. Он более демократичен, что в современных условиях особо важно. Если в Москве восторжествует исламофобия как протест против идущей исламизации России, то неизбежно исламизация пойдет по кавказскому варианту. Это может привести к довольно скорому обострению социально-политической обстановки в стране, даже к ее развалу. Гибкая политика Кремля, учитывающая разумное разделение властных полномочий, приведет к татарстанской модели исламизации России, которую также можно назвать евроисламизацией. Но для этого господствующая политическая сила должна вкладывать деньги не в Чечню, а в Татарстан, создавать в Татарстане показательную площадку. Этот проект представляется тем более интересным, если учесть, что сам Татарстан и соседняя с ним Башкирия (Башкортастан) находятся в центральной

части Европейской России и фактически выходят к границам ее азиатских владений. С этой точки зрения тот же перевод Совета Федерации из Москвы в Казань можно считать уже вполне назревшим именно потому, что мы, как было сказано выше, находимся накануне крупных политических изменений в России, не зависящих от чьих-то субъективных желаний.

Вместе с тем в отношении российских мусульман существуют две угрозы. Во-первых, это отсутствие правильного религиозного образования. Все еще очень сильно ощущается то, что мусульмане этой страны далеки от должного религиозного воспитания, поэтому полезно уделять гораздо большее внимания этой сфере и не забывать, что другой еще большей угрозой ему является фундаментализм, который особенно сильно распространился на Северном Кавказе и порочит образ мусульман, в культуре которых преобладает духовное начало. Во-вторых, у российских мусульман сегодня есть возможность продемонстрировать свое этноконфессиональное миролюбие. Интересно и то, что у них есть силы противостоять ваххабизму. К примеру, если на Северном Кавказе укрепляются позиции ваххабизма, то противоядием этому может стать суфизм, который пользуется большим влиянием в Татарстане1.

1 Икрамутдин Хан. Какое будущее у Ислама в России? // Ислам в мире; www.watchdog.cz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.