Этносы и конфессии
Сомайе ПАСАНДИДЕ
ИСЛАМИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА
В статье анализируется значение исламского фактора в современном политическом процессе в контексте происходящего в настоящее время религиозного ренессанса.
The value of the Islamic factor in the current political process in the context of religious renaissance occurring in the present time is analyzed in the article.
Ключевые слова:
ислам, исламский мир, религиозный фактор, политика, исламские акторы, цивилизация, концепция уммы, исламская культура; Islam, Islamic world, religious factor, politics, Islamic actors, civilization, concept of Ummah, Islamic culture.
ПАСАНДИДЕ Сомайе (Иран) — аспирант кафедры политологии и социологии МПГУ [email protected]
В течение последних двух десятилетий в мире идет сложный процесс возрастания веса и роли мусульманских государств. Неоднозначность этого явления просматривается как в эко -номической, так и в политической сфере. Одни мусульманские государства заняли важнейшее место в мировой экономике благо -даря гигантским запасам углеводородов, поставляемых в развитые страны. Для этих стран — экспортеров нефти характерен высокий уровень жизни населения. Напомним, что национальный доход на душу населения Катара превысил аналогичный показатель США. Другие государства, не входя в число ведущих поставщиков энер -горесурсов, добились высоких показателей в экономическом раз -витии. Таким примером может служить Турция.
В то же время наблюдается очевидная тенденция: чем дальше гло -бализируются торговля, финансы и технология, тем выше стрем -ление наций к самоутверждению неэкономического характера. Имеются основания говорить о том, что религия становится весо -мой частью разворачивающегося в мире противостояния по линии ценностных ориентиров и моделей развития. Автору представляется, что религиозный фактор в настоящее время должен рассматриваться как проявление теократических тенденций в политическом про -цессе (особенно в условиях масштабного социального конфликта), в рамках которого религия выступает как оружие различных полити -ческих сил. Детальное рассмотрение этого вопроса должно являться предметом научного поиска, т.к. универсальность и усиливающееся проникновение религиозного фактора во все сферы международной жизни и отдельных государств свидетельствуют о том, что его роль в мировой и локальной политике будет возрастать.
Так, для достижения политических целей к исламу обращаются консервативные и либеральные силы, прогрессивные и реакцион -ные лидеры партий и иных политических образований, которые стремятся обнаружить в мусульманской религии пути решения всех современных проблем. С учетом этого можно полагать, что про -исходит исламизация политики и политизация ислама, и любое политическое действие в исламском мире если не эксплицитно, то имплицитно соотносится с этим вероучением, а само оно в боль -шей степени превращается в политическую доктрину.
Можно вычленить 3 основных подхода к субъектности ислама в современной системе международных отношений. В рамках 1- го исламский мир рассматривается в качестве единого коллективного субъекта. В этой связи возникает вопрос о том, что подразумевается под понятием «исламский мир». На наш взгляд, в данном контексте он включает в себя:
а) страны с мусульманским боль шинством, позиционирующие себя как исламские (есть отдельные случаи, когда та или иная страна, формально входя в Организацию исламской конференции — ОИК, — избегает такого позиционирова -ния, предпочитая выглядеть европейским государством, как Албания, или евразий ским, как Казахстан);
б) страны со значительным мусульман -ским населением;
в) транснациональные объединения исламских государств (ОИК, Лига ислам -ского мира, Лига арабских государств и др.), национальные мусульманские организа -ции (светские и религиозные) и общины.
В качестве его основного противника на политическом поле обычно выступает Запад, хотя две составные части этой анти -номии, казалось бы, образованы на основе разных критериев, и вместо Запада следо вало бы говорить о христианском или иудео -христианском мире (не используя мало под -ходящий к анализу современной междуна родной жизни термин «цивилизация»)1. На самом Западе имеются многочисленные мусульманские общины, роль которых в общественно политической жизни посто янно возрастает. Тем не менее антитеза «Запад — исламский мир» становится все более привычной, выступая в качестве объ екта научных исследований и темы множе ства международных и национальных про ектов.
В рамках 2 - го подхода в качестве само -стоятельных акторов выступают вышеназ -ванные государства и транснациональные структуры. Это позволяет объяснить раз -личия в их позициях, не исключающие и того, что в определенных ситуациях все они могут вместе занимать позиции противостояния по отношению к Западу. Однако классификация «исламских акто ров» может быть столь дробной, что в конечном счете вообще нельзя будет гово рить о сколько -либо значимой их роли в международной политике.
В рамках 3 го подхода о роли ислама говорится вне привязки к государствен ным или негосударственным акторам, по скольку они в своей деятельности руковод -ствуются в основном целями и задачами, имеющими мало общего с религиозными. Кроме того, все они в возрастающей сте
1 Султанов Т.Б. Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях, 2011 // dissercat.com/content/rol- islamskogo- faktor
пени становятся частями глобализую щегося мирового сообщества, в котором сегодня пока Запад определяет основные правила игры. Здесь ислам выступает именно как религия, как «цивилизация».
При всей разнородности ислам давно пытается выступать в качестве коллектив ного транснационального политического игрока, во всяком случае таковым уже стал политический ислам. Так или иначе все проекты, связанные с данной тенден цией, опираются на заложенную в исламе концепцию уммы — сообщества мусуль -ман, в котором стерты все межэтнические и межгосударственные преграды. Сегодня идея всемирной уммы — одна из теорети -ческих основ любого исламистского про -екта. В суннитском варианте из нее логи -чески вытекает концепция исламского государства.
Несмотря на различные сферы влия -ния, религия и политика с самого раннего этапа развития человеческой цивилизации шли рука об руку. Еще в древности нали -чие в обществе жрецов и шаманов обе спечивало известное равновесие власти, а в дальнейшем абсолютная власть представлялась не иначе, как светский и рели гиозный союз. Со второй половины XX в. в мировой политике начала складываться парадоксальная ситуация, когда большин ство западных христианских государств перешли к светскому управлению, сводя влияние религии исключительно к духов ной сфере, а исламские страны, напротив, усилили религиозный компонент в своих политических режимах. Произошло это на фоне разворачивающейся глобализации, которая, с одной стороны, предполагала полное исключение религии из полити ческого процесса, а с другой — породила «новых верующих» в лице своих против -ников. «Исламисты совершили приме -чательную одиссею — попытку сделать их прошлую цивилизацию, основанную на рамках исламской культуры, значимой как элемент будущего развития», — пишет один из крупнейших американских специали -стов по исламу Грэхем Фуллер2. Этой идеей стремятся воспользоваться различные силы — от мракобесов и террористов до наивных романтиков и либеральных исламистов, все те, кто хочет соединить универсальные черты современной цивилизации и ее цен
2 Fuller G.E. The Future of Political Islam. - N.Y : Palgrave Macmillan, 2003, p. 213.
ности (вплоть до прав человека) с само -бытными идеалами исламского наследия. По мнению Г. Фуллера, политика США в исламском мире сфокусирована не на рас -пространении демократии, а имеет следу ющие цели:
1) обеспечение бесперебойных поставок энергоносителей из региона;
2) обеспечение безопасности Израиля;
3) нераспространение оружия массового уничтожения;
4) борьбу с терроризмом;
5) предотвращение возникновения любого регионального гегемона1.
С 90 - х гг. XX в. в европейской обще -ственной жизни появилось даже понятие «евроислам», введенное в политический словарь духовным лидером европейских мусульман Тариком Рамаданом2. Основной тезис Тарика Рамадана заключается в том, что рожденные в Европе мусульмане должны получать европейское образова ние и активно участвовать в европейской общественно политической жизни, чтобы содействовать распространению ислама. На наших глазах ислам превратился в важнейший фактор глобальной общественной жизни, и без учета этого фактора невоз можен сколько нибудь серьезный прогноз будущего развития всего современного мира. Мы видим, что значительная часть мусульман Европы не интегрировалась в европейскую действительность и созна -тельно отказывается принимать западно -европейский образ жизни, его мораль и ценности. Все большее число мусульман предпочитают жить в рамках собственной общины, исключительно по своим законам и даже не говорить на языках стран своего проживания. Таким образом, анализ вза имоотношений современного мира и рели гии позволяет утверждать, что их состоя ние и формирующиеся тенденции пред ставляют серьезную проблему, которая не только не отступает, но и увеличивается.
Мы видим, что, например, в совре менной России проблема взаимоотноше ний между религиями остается чрезвы чайно актуальной. Будущее России зави -сит от стабилизации традиционных меж конфессиональных отношений, для чего
1 Fuller G. Op. cit., p. 156-158.
2 Форый Д. Значение исламского фактора в
современном политическом процессе, 2010 // religiopolis.org/religiovedenie/453-znachenie-islamskogo - faktora -v - sovremennom - politicheskom -protsesse.html
государству и религиозным объединениям необходимо перейти к активному пар -тнерству. Что касается роли религиозного фактора, то, очевидно, правящие круги стран Запада недооценивают или игно -рируют как цивилизационный исламский потенциал, так и возможности геополи -тического проекта исламского единства. Ислам, как и любая другая религия, сам по себе не несет угрозы миру и обще -ству. Угроза, особенно в немусульманских обществах, возникает лишь тогда, когда ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии, которая предназначена для захвата власти в отдельных странах, реги онах или в планетарном масштабе во имя создания будущего Всемирного халифата. Перспективы мира, в первую очередь, будут зависеть от того, сумеют ли немусуль -манские государства выработать адекват -ную политику по отношению к растущим и все менее интегрированным в общество мусульманским общинам. Такая политика должна не только гарантировать все права, сохранение религиозного и культурного своеобразия европейских мусульман, но и гармонизировать их отношения с обще -ством, обеспечить интеграцию мусульман в современную цивилизацию3.
Стремление части американского поли тического истеблишмента сформировать образ врага Запада в лице всего исламского мира усилило катастрофически недо -стающую ему для глобальной субъект ности консолидацию. Навязчивое стрем ление распространять в исламском мире демократию и во имя этой цели свергать режимы дискредитировало лозунги демо кратизации. Такую стратегию мусульман -ские элиты стали рассматривать как при крытие для реализации иных целей геопо -литического характера.
В заключение отметим, что при всей разнородности мусульманских государств и наличии между некоторыми из них глу боких противоречий тенденция к поли -тической консолидации, занятию общих позиций в отношениях с западным миром и совместному отстаиванию интересов там, где это возможно, вероятно, будет усиливаться.
3 Исламский культурный центр России и Европейский мусульманский союз. Круглый стол «Европа — Россия — мусульманский мир: стратегии развития и модели сотрудничества» // Политический журнал, 2005, № 27(78).