Научная статья на тему 'Ислам, шариат, мусульмане в странах Запада'

Ислам, шариат, мусульмане в странах Запада Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
478
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам, шариат, мусульмане в странах Запада»

ИСЛАМ, ШАРИАТ, МУСУЛЬМАНЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА1*

Г.М. Керимов

На пороге XXI в. судить об Исламе как о сугубо восточной религии и идеологии, а о Христианстве как о сугубо западной религии, было бы неверно.

В настоящее время практически во всех странах Запада живут мусульмане, а в странах Востока живут христиане различных национальностей, и в этом проявляются атрибуты Ислама и Христианства как мировых религий. В Европе, США, Северной и Южной Америке, в России проживает более 70 млн мусульман. Так, в США проживает более 1,2 млн людей, исповедующих Ислам. По численности мусульмане в странах Запада занимают второе место после христиан, они имеют многочисленные мечети, культурные центры, организации, печатные органы.

Исламские общины Запада принимают активное участие в социально-экономической, культурной и общественно-политической жизни стран, в которых они действуют. В Англии и Франции живут мусульмане уже трех поколений. Каков же этнический состав мусульман в странах Запада? В подавляющем большинстве это выходцы из стран Азии и Африки. Национальный состав мусульман в Европе в целом отражает колониальное прошлое. Так, например, во Франции проживает около 5 млн мусульман; они являются в основном выходцами из Алжира, Туниса, Марокко, т.е. бывших колоний в Магрибе, хотя, конечно, встречаются и выходцы из Турции, Ирана и многих других стран. Подавляющее большинство мусульман Великобритании (более 3 млн человек) — представители Индо-Пакистанского субконтинента, т.е. бывших английских колоний. В Германии насчитывается примерно 4 млн мусульман. Большинство их турецкого происхождения, что связано не с колониальным прошлым, а с тем, что как член НАТО Турция поставляла в Западную Германию рабочих из числа своих граждан, поскольку после войны ФРГ нуждалась в дешевой рабочей силе.

В европейских государствах встречаются также десятки тысяч новообращенных мусульман, т.е. европейцев, принявших Ислам: только за последние годы более 40 тыс. французов и свыше 10 тыс. итальянцев приняли Ислам. Новообращенные мусульмане европейского происхождения есть в Англии, Голландии, Дании, Германии и других странах.

Европейцы переходят в Ислам по разным причинам. Основными факторами являются отчуждение и духовный вакуум, который образовался на Западе. Немаловажное значение имеет растущий интерес молодежи к духовным ценностям Востока, к восточной мистике, религии, философии. Следует отметить и тот факт, что у жителей Запада резко изменилось отношение к Исламу, к носителям этой веры — мусульманам, их культуре, традициям, образу жизни. Появление миллионов мусульман в Европе и Америке дало возможность непосредственно общаться с ними, ознакомиться с их образом жизни. Публикация большого количества книг по различным аспектам Ислама на английском, французском, немецком и других языках, газеты и журналы, издаваемые исламскими центрами Запада, помогают более основательно вникнуть в догматику, философию, этику Ислама, лучше понять политическую и общественную жизнь мусульманских стран, их государственный строй.

В последние десятилетия усилилось влияние стран Востока в мировой политике и в международных отношениях — это естественно приводит к активизации исламских религиозно-политических организаций в глобальном масштабе. Главным фактором в этих процессах является усиление роли мусульманских стран в мировой экономике. Более 70% потребляемой нефти Запад получает из мусульманского мира. Капиталы нефтедобывающих мусульманских государств, хранящиеся в зарубежных банках, являются существенным

** Публикуется по: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман: Ответ Шариата на проблемы современности. СПб., 2007. С. 383-392.

ресурсом развития экономики некоторых западных стран. Мусульманский мир представляет собой огромный рынок, где Запад реализует товары и получает сырье для своей промышленности.

Усиление позиций мусульманского мира в мировой политике и экономике оказывает непосредственное влияние на положение мусульман в странах Запада, правительства которых не могут игнорировать эти факторы. Одним из ярких примеров изменения в отношении к мусульманам на Западе является строительство мечетей и создание исламских центров в европейских странах.

В европейских городах мусульмане живут компактно, в определенных кварталах. До Второй мировой войны в европейских государствах почти не было мечетей, власти препятствовали их возведению. В 30-е гг. ХХ в. попытки построить мусульманские молитвенные дома в европейских городах приводили в ярость политических деятелей и государственных чиновников: Муссолини, например, заявлял, что такое станет возможным только после того, как в Мекке появится католический собор. После войны ситуация коренным образом изменилась. В Риме, в нескольких километрах от Собора Святого Петра, с разрешения итальянского правительства и согласия Ватикана, построена одна из крупнейших в Европе мечетей. Были воздвигнуты в Риме и другие мечети.

В этой же связи интересно напомнить историю Лондонской мечети в Риджент-парке одной из крупнейших в Европе. Идея ее строительства возникла в начале XX в., в период могущества Британской империи, включавшей в свой состав огромные территории с мусульманским населением. Султан Хайдарабада брал на себя все финансовые расходы, но дело не сдвинулось с места вплоть до 1940 г., когда его поддержал британский парламент, убедив премьер-министра Чемберлена в том, что столице империи необходимо иметь мечеть для мусульманских подданных. Война помешала осуществлению проекта, затем различные политические события на Ближнем и Среднем Востоке способствовали затягиванию строительства. Только в 1974 г. состоялось, наконец, открытие этой мечети, одного из изумительных по красоте архитектурных памятников, с современными компьютерными системами, просторными молитвенными залами для мужчин и отдельно для женщин, комнатами для омовения, обширной библиотекой, культурным центром и административными помещениями. В настоящее

время только в Лондоне действует около 100 мечетей и исламских центров; много мечетей и в других городах страны.

В США и европейских странах действуют многочисленные издательства, выпускающие религиозную литературу, специализированные книжные магазины, а также магазины, торгующие дозволенными по Шариату продуктами питания, существуют объединения и организации, ведущие просветительскую, культурную, благотворительную работу. Сейчас в странах Запада действуют тысячи мечетей. Тем не менее в крупных городах их трудно сразу заметить: дело в том, что, за редким исключением, у них нет минаретов, поскольку муниципалитеты и иные органы управления не разрешают строить мечети с минаретами. По мнению официальных властей, мечети должны быть незаметными, не нарушать общий архитектурный облик европейских городов и не конкурировать по пышности с церквями, поэтому почти все мечети в западных городах не имеют минаретов.

Мусульмане в странах Запада не только строят мечети, но используют и другие методы приобретения молитвенных домов. Одним из них является превращение законным путем церквей и синагог в мечети. Большое количество мечетей в европейских городах — это именно старые здания и церкви. Как правило, мусульманские общины находят пустующие церкви и синагоги, выкупают их и переделывают в мечети. Правда, такие действия не всегда проходят спокойно.

Например, в Гааге в центре города долгое время пустовала большая синагога, одна из древнейших в Европе. В 1984 г. около десяти тысяч мусульман заняли синагогу и превратили ее в мечеть. В Голландии проживает около полумиллиона мусульман и действуют 127 мечетей. Захват синагоги в Гааге был расценен властями как незаконный акт. В дело вмешалась полиция. Все кончилось тем, что мусульмане выкупили синагогу, финансовые расходы взяли на себя Саудовская Аравия, Ливия и сама община в Голландии. Эта мечеть носит название Аль-Акса в память об Иерусалимской мечети, упоминаемой в Коране, — третьей после Мекки и Медины святыни Ислама. Такое название связано с оккупацией Израилем старой части Иерусалима в 1967 г.

Общественная жизнь мусульманских общин регулируется исламскими и национальными центрами в европейских и американских городах. Самые крупные из них действуют в Париже, Лондоне, Ри-

Керимов Г.М.

ме, Гамбурге. Нередко небольшие мусульманские общины создают региональные исламские центры. Так, в Стокгольме находится центр, регулирующий общественную жизнь мусульман, проживающих в Швеции, Дании и Норвегии. Мусульмане, живущие в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) имеют свой центр в Брюсселе.

При таких центрах работают мусульманские школы, библиотеки, музеи исламской культуры, пункты медицинской помощи, кинозалы, бесплатные пункты проката всего необходимого для проведения мусульманских обрядов. Почти все они имеют собственные печатные органы: издают газеты, журналы, календари. В исламских центрах проводятся семинары, лекции, дискуссии, выставки. Одной из задач таких центров является тщательное изучение периодики европейских стран, США и Канады, борьба с появлением антиисламских материалов в ней. Исламские центры проводят также просветительскую работу, знакомя население этих стран с истинными ценностями Ислама.

Так, например, в ФРГ имеется 112 исламских центров. При центре в Мюнхене действует экспериментальная школа, в ней обучаются дети из 14 стран. Обучение ведется на арабском и немецком языках. Центры много делают и для обеспечения членов мусульманских общин продуктами питания в соответствии с правилами Шариата. Существуют специальные животноводческие фермы, скотобойни и магазины, торгующие этими продуктами.

Постоянное присутствие мусульманских общин в странах Запада, их участие в общественной, политической и научной жизни способствует лучшему взаимопониманию между Западом и Востоком. В последние годы западное исламоведение значительно обогатилось за счет трудов ученых — выходцев из мусульманских стран; эти труды составляют более четверти всех научных исследований по проблематике Ислама.

Поскольку мусульмане в странах Запада принадлежат к различным национальным и этническим группам, они объединяются по национальному признаку в землячества — именно таким образом сложилась ситуация, когда пакистанцы, арабы, турки, иранцы и др. имеют свои «национальные» мечети; действуют национальные земляческие организации, например, Арабские центры, ставящие целью сохранение собственной культуры. Лига мусульманского мира, штаб-квартира которой находится в Мекке, имеет специальный отдел, зани-

мающийся мусульманскими меньшинствами. Международные исламские экономические организации располагают специальными фондами для помощи мусульманским меньшинствам. Они финансируют работу исламских центров, строят мечети.

Мусульмане в странах Запада стремятся соблюдать все нормы Шариата, морально-нравственные установления Ислама, но этому нередко препятствуют правила и традиции принятого в этих странах образа жизни, вследствие чего лишь в немногих европейских странах признаются шариатские правовые нормы. Мусульмане в этих странах сталкиваются с различными трудностями в соблюдении Шариата, в том числе в отношении запретов Ислама, определения начала поста в месяце рамадан, пятничной молитвы в мечети, уплаты мусульманских налогов.

Говоря об Исламе в странах Запада, необходимо вспомнить и о так называемых черных мусульманах в США. Такое деление по цвету кожи неправомерно с точки зрения Шариата. Так же, как в Христианстве, в Исламе нет различия между верующими по расовому признаку. Мусульмане — выходцы из Африки, живут в США давно, но они обратили на себя внимание лишь в 60-е гг. ХХ в., когда известный боксер, чемпион США Кассиус Клей принял Ислам и изменил имя на Мухаммед Али. Еще в 1987 г. число черных американцев-мусульман приближалось к пяти миллионам. Это число постоянно растет, так же как возрастает и политическая активность чернокожих мусульман в США.

Как уже отмечалось, мусульмане в странах Запада — это не только эмигранты. Ислам принимают не только молодежь и люди, увлеченные суфизмом и исламским мистицизмом. Среди новообращенных нередко встречаются государственные деятели, философы, востоковеды, журналисты, музыканты, довольно состоятельные люди. Во Франции, например, востоковеды-арабисты Венсан Монтей, Мишель Ходиевич (директор издательства «Сей») перешли в Ислам. Бывший член Политбюро Французской коммунистической партии, известный публицист Роже Гароди принял Ислам, получил арабское имя Реджа Джаруди и написал книгу «Ислам — будущее мира». Много новых последователей Ислама в Испании (напомним, что на протяжении 700 лет, с VII по XV в., эта страна находилась под властью арабов-мусульман). После Реконкисты, когда было уничтожено мусульманское владычество в Испании, многие арабы

были обращены в Христианство. В современных условиях в этой стране наблюдается возврат к Исламу. Некоторые бывшие мечети, превращенные в церкви, вновь становятся мечетями.

Многих Ислам привлекает потому, что эта религия представляет из себя простую веру, чистую и успокаивающую, без официальной церкви, и, следовательно, без посредничества между Богом и человеком. В Исламе верующий индивидуален в своем отношении к Богу и ответствен за свои поступки перед Аллахом и обществом. Есть люди, которые становятся мусульманами потому, что они не нашли себя в современном западном обществе; их привлекает эголитаризм Ислама, в котором все люди равны перед Богом, кроме того, Ислам к тому же полностью совместим с наукой, в нем нет ничего, противоречащего разуму.

Христианская церковь на Западе также меняет свое отношение к Исламу. В ряде энциклик Римского Папы утверждается, что Ислам и Христианство нельзя противопоставлять; различия между этими мировыми религиями касаются второстепенных вопросов. Римо-Католическая Церковь стремится к диалогу с Исламом. Ватикан считает Ислам своим союзником в защите веры в Бога от материализма и атеизма.

Многие постулаты Ислама, жесткая регламентация общественной и индивидуальной жизни воспринимаются новообращенными мусульманами Запада как вполне справедливые. Например, законы Шариата о суровом наказании за воровство

и прелюбодеяние, запрещение порнографии, алкогольных напитков, наркомании, поп-музыки, секс-шопов кажутся им вполне разумными. Жесткие наказания могут способствовать защите общественного и частного имущества граждан, укреплению правопорядка. Религиозные предписания являются самыми действенными.

Вопрос о мусульманских общинах, исламских общественных, политических и культурных центрах на Западе — важная тема современного исламове-дения. Ислам и мусульманские общины в странах Европы, США и Канады стали неотъемлемой частью западного общества; они превращаются в достаточно влиятельную общественно-политическую силу, способствуют лучшему пониманию культуры, традиций, образа жизни мусульман, налаживанию связей с мусульманским миром и, в определенной степени, используются для воздействия на их экономику и политику.

В последние годы упрочились контакты между представителями мусульманских организаций стран Запада с религиозными кругами России. В частности, некоторые из деятелей исламских центров Парижа, Лондона, Рима, Гамбурга, Брюсселя, городов США, Канады и других западных стран приняли активное участие в конференциях и встречах, посвященных пятнадцатому веку хиджры, глобальным мировым проблемам, 1200-летию имама аль-Бухари, проходивших в Москве и в столицах других республик бывшего Советского Союза.

© Керимов Г.М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.