Научная статья на тему 'Ислам Хадхари в современной Малайзии'

Ислам Хадхари в современной Малайзии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
805
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ ХАДХАРИ / МАЛАЙЗИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефимова Лариса Михайловна

L.M. Efimova in her article «Modern Islam in Malaysia» is analyzing the concept of Islam Hadhari introduced by the present prime minister Of Malaysia Datuk Seri Abdullah Ahmad Badawi. Islam Hadhari is not a new religion of teaching. It is an approach to foster an Islamic civilization built upon the values and ideals of Islam. It places substance over form. It is practical and pragmatic. It emphasizes development that is consistent with the tenets of Islam, but at the same tine with healthy democratic practices and modern education. It is aimed at equitable sharing of the benefits of economic growth by all citizenry of the country irrespective of ethnicity or religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам Хадхари в современной Малайзии»

© Ефимова Л.М.

МГИМО (У)

ИСЛАМ ХАДХАРИ В СОВРЕМЕННОЙ МАЛАЙЗИИ

Концепция Ислама Хадхари выдвинута и пропагандируется премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави. По его утверждениям, она отображает собой вечный истинный смысл и содержание мусульманского учения, остающегося неизменным со времен пророка Мухаммеда. Её цель - вернуть верующих к истокам ислама, его устоям и принципам, содержащимся в Коране и Хадисах и составляющим саму основу исламской цивилизации. В наши дни религия, особенно ислам дает сильный импульс деятельности общества и каждого человека в отдельности. И эту огромную энергию можно и нужно направить на добрые дела во имя прогресса. В этом и состоит суть Ислама Хадхари

Весной 2007 года в рамках Национального университета Малайзии был создан Институт Ислама Хадхари. Перед институтом поставлена главная цель- стать ведущим исламским исследовательским центром для внедрения подходов, основанных на принципах Ислама Хадхари (цивилизационного ислама) в процессы развития мусульманских обществ как в Малайзии, так и в Юго-Восточной Азии и в мире в целом. Институт призван изучать основные тенденции и особенности современной трансформации мусульманских народов и готовить ученых-аналитиков, способных разбираться в проблемах, так или иначе связанных с исламом. Центр должен способствовать расширению международных связей с мусульманской интеллигенцией, ознакомлению её с Национальным университетом Малайзии и с самой страной. В его задачи входит также сбор материальных средств и баз данных по вопросам, относящимся к мусульманский религии и общине-умме. Одной из важных целей объявлено повышение исследовательской культуры исламских ученых в целях обеспечения прочного фундамента для накопления знаний и развития исламской цивилизации.

Деятельности института должна заключаться не только в изучении, но и во внедрении подходов цивилизационного ислама как одной из основополагающих концепций для гармоничного и равноправного развития всех граждан Малайзии в интересах достижения национального процветания, к чему стремится малазийское правительство. Ислам Хадхари направлен на улучшение качества жизни, повышения её ценности посредством развития образования, здравоохранения, физического совершенствования.

Для реализации этой программы институт будет заниматься проведением исследований, консультаций, осуществлением учебных программ, публикаций, организацией семинаров, мастер-классов, форумов и дискуссий. Центр подразделяется на четыре департамента - политики (лидерство и теология), социальных и гуманитарных наук (включая право, шариат, масс-медиа), экономики (во имя процветания мусульман и страны), а также департамент точных наук, технологий, здравоохранения и защиты окружающей среды. Начиная с 2008 года Институт в сотрудничестве с Малазийским обществом развития ислама планирует издание Журнала Хадхари, который будет выходить два раза в год. Одновременно был создан Интернет-сайт 181аш-hadhari.net, на котором размещаются пропагандистские и информационные материалы, касающиеся цивилизационного ислама.

Концепция Ислама Хадхари была разработана и выдвинута премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави ещё в 2005 году. Прежде всего, подчеркивается, что это не новая религия, не новое направление в исламе, не ещё один маз-хаб или новая трактовка мусульманской доктрины. В наши дни религия, особенно ислам, дает сильный импульс деятельности общества и каждого человека в отдельности. И эту огромную энергию можно и нужно направить на добрые дела во имя прогресса. В этом и состоит суть Ислама Хадхари1.

Абдулла Ахмад Бадави неустанно подчеркивает, что Ислам Хадхари незыблемо стоит на основополагающих принципах мусульманского вероучения и исламской цивилизации. Он питается от самых истоков доктрины - Корана и Сунны. Однако Ислам Хадхари руководствуется не столько буквой, фор-

мальной стороной вероучения, сколько его священной сутью, животворящим духом. Ислам Хадхари призывает к постоянному развитию исламской мысли, исходя из присущих исламу плюрализма и универсализма, используя содержащийся в вероучении принцип иджтихада (право компетентного богослова выносить собственное решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и Сунны). Настоятельной необходимостью для мусульманских богословов и юристов является разработка исламских ответов на вызовы современности. Г лавная задача Ислама Хадхари состоит в реализации основополагающих исламских установлений в условиях 21 века, в интересах прогресса всех мусульманских народов, повышения уровня и качества их жизни в целях достижения ими достойного места среди других стран и народов .

Абдулла Ахмад Бадави обладает всеми необходимыми атрибутами для того, чтобы с полным правом формулировать политику для мусульман в рамках ислама. Он является лидером ОМНО - крупнейшей партии бумипутра и малайзийских мусульман, с 2003 года занимает пост премьер-министра страны. Абдулла Ахмад Бадави получил прекрасное мусульманское воспитание и образование и может считаться одним из авторитетнейших богословов современного мира.

Его дед - шейх Абдулла Фахим, популярный мусульманский наставник, астроном и астролог, прославился тем, что по его прогнозу была определена дата провозглашения независимости тогдашней британской Малайи, нынешней Малайзии -31 августа 1957г. Отец - Хаджи Ахмад - родился и долгие годы познавал догматы ислама в Мекке. Вернувшись на родину, Хаджи Ахмад стал одним из основателей ведущей партии нынешней правящей коалиции - Объединенной малайской национальной организации (ОМНО). Еще, будучи в Саудовской Аравии, отец нынешнего премьера принимал участие в деятельности студенческой группы «Бадави» («Бедуины»), ставшей в последствии частью имени всего семейства и продолжателей рода по мужской линии. Сам Абдулла Ахмад Бадави в 1964г. окончил университет Малайи по специальности исламоведение. Став премьер-министром, он в течение ряда лет возглавлял Организацию Исламской Конференции - единственное в мире

межправительственное объединение, созданное на основе ислама и включающее 57 государств мира, в которых проживает пятая часть человечества3.

Абдулла Ахмад Бадави неустанно пропагандирует концепцию цивилизационного ислама. Летом 2007 года по приглашению президента Российской Федерации В.В. Путина премьер-министр Малайзии приехал в Россию с четырехдневным визитом. 20 июня он посетил МГИМО (У), где состоялась церемония вручения малазийскому премьер-министру диплома и регалий Почетного доктора МГИМО (У). Абдулла Ахмад Бада-ви выступил перед собравшимися с докторской речью. Её темой стала концепция цивилизационного ислама.

Разработка концепции Ислама Хадхари была вызвана серьезными проблемами внутриполитического развития в самой Малайзии, в международном исламском движении, а также в мире в целом в связи с ростом мусульманского экстремизма и терроризма.

На первом месте, безусловно, стоит застарелая и болезненная проблема Малайзии - неравномерность экономического и социального развития этно-религиозных общин и вытекающая из этого постоянная угроза внутриполитической нестабильности. Серьезной проблемой в жизни современной Малайзии является сохраняющаяся со времени провозглашения независимости разница в уровнях жизни между различными этно-конфессиональными группами, доминирование немалайцев во всех наиболее прибыльных областях экономики. Бумипутра (термин, объединяющий коренные этносы) отстают от представителей других национальностей по уровню доходов. Малайская община как титульная нация требует для себя ряд привилегий, обосновывая свои претензии тем, что для более бедных малайцев необходимо обеспечить некоторые преимущества в ряде сфер, например, в получении образования, приобретении земли, назначения на административные посты, в бизнесе, чтобы уравнять их стартовые возможности с более зажиточным в целом китайским населением страны

Практически все премьер-министры независимой Малайи, а затем Малайзии предлагали свои решения для достижения фактического равенства основных этносов, проводили полити-

ку по искоренению диспропорций в их развитии и степени участия в социально-экономической и политической жизни посредством различных мероприятий как экономического, так и политического характера.

Первый премьер-министр Тунку Абдул Рахман предложил политические методы для решения этой важнейшей проблемы. Конституция Малайской Федерации, а позже и Малайзии резервирует специальные права и привилегии малайцев и других коренных народов страны в отношении владения землей, поступления на государственную службу, получения образования, приобретения акций предприятий и т.д. Однако к концу 1960-х годов оказалось, что одних только конституционных привилегий недостаточно. Ярким свидетельством этому стали расовые столкновения 1969 года. Новый премьер-министр Тун Абдул Разак предложил дополнить положения конституции Новой Экономической Политикой (НЭП). В целях укрепления национального единства и искоренения имущественных диспропорций между этническими общинами за два десятилетия (с 1970 г. по 1990 г.) предполагалось увеличить долю бумипутра в корпоративном секторе с 2% до 30% и уменьшить бедность населения, особенно в аграрных районах, где проживают преимущественно коренные этносы. Этот курс был продолжен сменившим Тун Абдул Разака в 1976 году Хусейном Онном, а затем и Махатхиром Мохамадом, ставшим премьер-министром в 1981 году. При этом следует отметить, что все премьеры за исключением Махатхира Мохамада, происходили из аристократических малайских кругов, получали классическое английское образование и в своих воззрениях и ценностях в значительной степени ориентировались на западные моральноэтические примеры и идеалы.

Однако, несмотря на усилия правительства и сокращение бедности в сельских районах более чем в два раза, в целом задачи НЭП оставались не достигнутыми, существенные имущественные и корпоративные диспропорции между разными этническими общинами продолжали сохраняться. Бумипутра использовали свои привилегии не столько для долгосрочного предпринимательства, сколько в спекулятивных целях, перепродавая свои акции, лицензии и другие преимущества лицам

других этнических групп и создавая для них лишь фасадное прикрытие. Бумипутра продолжали оставаться в плену своей традиционной политической культуры, проникнутой созерцательностью, патриархальными ценностями и связанным с этим потребительским отношением к государству.

Махатхир Мохамад первым предложил правительству и партии ОМНО - крупнейшей и ведущей партии бумипутра -новый путь к ликвидации общественно-политического и материального отставания бумипутра от других этнических общин. Он призвал не только создавать благоприятные материальные и социальные условия для развития бумипутра, но и сделать главный упор на их духовном перевоспитании в духе современности: овладения деловыми навыками, прагматизмом, умением выживать в конкурентной борьбе и т.п. При этом Махатхир призывал учиться не у Запада, далекого и цивилизационно чуждого Малайзии, а у китайцев и индийцев внутри страны и «равняться на Восток» за её пределами, т.е. перенимать у Японии, Южной Кореи, Тайваня их способы ведения бизнеса, организации труда.

Изменение менталитета народа требует длительного времени и больших усилий. Нередко горячие призывы премьера перейти от созерцательности и потребительского отношения к государству к самостоятельным усилиям, прагматизму, усвоить деловую хватку и конкурентоспособность встречали не просто неприятие, а резкое отторжение со стороны представителей бумипутра. К тому же, несмотря на то, что все премьер-министры были примерными мусульманами, исламские радикалы, объединенные, прежде всего, в исламской партии ПАС, постоянно критиковали национальную и экономическую политику правящей партии ОМНО и её ведущих лидеров, обвиняя их в секуляризме, ориентации на чуждые западные и восточные цивилизации, предательстве интересов правоверных, отходе от истинного ислама.

Ответом на эту критику и стала концепция Ислама Хадха-ри, выдвинутая новым лидером ОМНО и премьер-министром страны с 2003 года Абдуллой Ахмадом Бадави.

Концепция Ислама Хадхари направлена на продолжение политики перевоспитания бумипутра в современном активном,

инициативном, инновационном и предпринимательском духе. Главное отличие от предыдущих концепций состоит в том, что это перевоспитание предполагается провести не при ориентации на западные ценности, не путем равнения на Восток, на конфуцианские морально-этические и социальные идеалы китайцев, японцев и корейцев, а на базе национальных традиций, проникнутых исламом.

Второй немаловажной причиной выдвижения концепции Ислама Хадхари стало стремление противостоять исламскому экстремизму и терроризму как внутри Малайзии, так и особенно на международной арене. Абдулла Ахмад Бадави постоянно подчеркивает, что подозрительность и настороженное отношение представителей других религий по отношению в исламу вызывается необдуманными и радикальными действиями самих мусульман. Образ ислама в глазах международной общественности был серьезно подорван событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, в Лондоне 7 июля 2004 года и другими кровавыми террористическими актами, в которых гибнут и страдают невинные люди, в том числе и сами мусульмане. В этой связи концепция Ислама Хадхари должна убедить международное сообщество в том, что истинный ислам - это миролюбивое учение, религия, противостоящая насилию.

Третья направленность концепции Ислама Хадхари адресована всем народам исламской цивилизации и направлена острием против её критики, исходящей с Запада. В современном мире мусульмане рассматриваются как народы, отстающие от европейцев в уровне развития. Главная причина такого отставания усматривается в исламе, мусульманской цивилизации, которая, якобы, служит серьезным тормозом на пути модернизации во всех её аспектах. Ислам Хадхари опровергает эту концепцию. Его основополагающая идея состоит как раз в том, чтобы показать, что славное наследие истинной исламской цивилизации может служить не только источником вдохновения, но и опорой в достижение процветания в современных условиях. «Наша обязанность продемонстрировать словом и делом, что исламское государство может быть современным, демократическим, терпимым и экономически конкурентоспособным,» -подчеркивает Абдулла Ахмад Бадави4.

Абдулла Ахмад Бадави неустанно указывает, что Ислам Хадхари актуален для улучшения социально-экономического положения не только мусульман Малайзии, но и других исламских народов, ведь из 50 наименее развитых государств мира исламские страны составляют почти половину - 22 страны. В трети мусульманских государств больше половины населения живет менее чем на 2 доллара в день. Среди них есть и такие государства, где этот скудный прожиточный уровень является уделом почти 90% населения. Более чем в 30% мусульманских стран грамотность взрослого населения не достигает и 50%. Автор концепции призывает разрушить представление о мусульманском мире как о мире отсталости, невежества и насилия. Следует перестать жаловаться и обвинять в своих бедах других. Нужно изменить взгляды на жизнь и менталитет мусульман, а для этого обратиться к истокам ислама, к Корану и найти в нем побуждение к активным действиям во имя экономического и политического прогресса5.

Ислам Хадхари предлагается как базовая основа современной исламской цивилизации. Принципы Ислама Хадхари призваны помочь мусульманам успешно справляться с глобальными вызовами современности. Ислам Хадхари - это законченная и всеобъемлющая парадигма. Упор в ней делается на экономическом и культурном развитии с целью обеспечить конкурентоспособность мусульманского общества среди других народов и цивилизаций.

В первую очередь Ислам Хадхари предназначен для малайзийских мусульман. Он должен стать для них источником сил и вдохновения как в деле развития своей страны, так и человеческой цивилизации в целом. Малайзия должна явить собой пример современной мусульманской страны, динамично развивающейся, ответственной и внушающей доверие. Экстремизму и кровавым злодеяниям, совершающимся под прикрытием ислама, не должно быть места в современной Малайзии. Религия и верующие должны быть защищены от использования их в качестве инструментов для достижения чужих своекорыстных эгоистических интересах. Этому и должна служить концепция Ислама Хадхари, рассчитанная на длительный срок. Она призвана пробудить малайзийских мусульман, превратить

их в застрельщиков нового мира, которые могли бы привести страну к процветанию и прогрессу во всех областях.

Ислам Хадхари часто переводится как «умеренный», «цивилизованный» или «современный» ислам. Но такая трактовка искажает и ограничивает подлинный смысл этого словосочетания. Это именно Цивилизационный Ислам, ислам, призванный стать основной современной исламской цивилизации.

Малазийский лидер и его сторонники подчеркивают, что это не новая религия, не новое направление в исламе, не ещё один мазхаб или новая трактовка мусульманской доктрины. Его цель - вернуть верующих к истокам ислама, его устоям и принципам, содержащимся в Коране и Хадисах и составляющим саму основу исламской цивилизации. При искреннем и ясном понимании концепции, мусульмане не свернут с пути истины.

Цивилизационный ислам - это не просто умеренный ислам, отвергающий фанатизм, экстремизм, насилие и терроризм. Ислам Хадхари - это вполне определенная политическая и социально-экономическая концепция, несущая в себе набор тщательно выверенных позитивных постулатов. Предлагаемый им подход предполагает реформирование и обновление в самом широком смысле мусульманских государств и обществ.

Таких постулатов десять - вера и преданность Аллаху, справедливое и внушающее доверие правительство, свободный и независимый народ, овладение знаниями, сбалансированное и всестороннее экономическое развитие, хорошее качество жизни, защита прав меньшинств и женщин, культурная и моральная целостность, охрана окружающей среды, крепкая обороноспособность. Малазийский лидер и его сторонники неустанно разъясняют смысл и значение каждого из десяти принципов предложенной концепции.

Первый принцип Ислама Хадхари - «вера и покорность воле Аллаха». Вынесение этого постулата на первое место призвано ясно и недвусмысленно свидетельствовать о том, что религиозность и богобоязненность составляют первооснову и сердцевину этой концепции. Мусульмане призываются во всех аспектах жизни и деятельности неукоснительно руководство-

ваться указаниями, содержащимися в священных книгах - Коране и Сунне. Подчеркивается настоятельная необходимость очистить малайзийский ислам от местных примесей и искажений и вернуться к чистоте первоначального истинного ислама времен пророка Мухаммеда6.

Главная цель первого принципа Ислама Хадхари заключается в стремлении убедить верующих, что не только отправление религиозного культа и следование другим установлениям и запретам шариата, но и абсолютно все остальные стороны их жизни и деятельности являют собой служение Аллаху, входят в круг их религиозных обязанностей. Следовательно, весь образ жизни верующих, включая учебу, бизнес, отношения в семье, обществе, государстве и в мире в целом должны служить возвеличиванию и прогрессу ислама, мусульман страны и мира, исламской цивилизации. Таким образом, Абдулла Ахмад Бада-ви предпринимает попытку превратить религиозное рвение в энергию, направленную на социально-политическое и экономическое развитие как самого верующего, так и страны в целом.

Ислама Хадхари - это путь к хорошему правлению, созданию в мусульманских странах, и, прежде всего в Малайзии, справедливого и ответственного правительства, овладение культурой хорошего правления. Она включает в себя руководство, базирующееся на самой современной практике, моральное лидерство, безупречное поведение, ответственность, справедливость, законопослушность, отчетность и прозрачность. Ислам Хадхари полностью совместим с принципами демократии, поскольку он предполагает взаимоотношения в обществе, построенные на мире и уважении. Эта концепция в соответствии с учением ислама призывает к взаимным консультациям для достижения приемлемого для всех сторон решения - консенсуса как лучшему способу урегулирования проблем в государстве и обществе.

В Малайзии правительство стремится придерживаться принципа консенсуса, который гарантирует политическому меньшинству в парламенте не чувствовать себя исключенным из процесса принятия решений. Малайзия представляет собой развивающуюся демократию, руководимую большой коалици-

ей политических партий. Только такое правление способно гарантировать стабильность и прогресс. Правильное правление предполагает также придание первостепенной важности искоренению бедности .

Третьим принципом Ислама Хадхари является формирование свободных и независимых людей. В исламе развитие следует понимать в первую очередь как развитие человека. Необходимо воспитать знающих, образованных людей, искренне верующих и имеющих благородные идеалы и ценности. Достижение этой цели будет возможным лишь при улучшении качества жизни, повышения её ценности посредством развития образования, здравоохранения, физического совершенствования. Свободного и независимого индивида невозможно будет вовлечь в сети террористических и экстремистских организаций. Он станет правильно понимать истинно исламскую концепцию джихада как борьбу в первую очередь со своими собственными слабостями и недостатками, как неустанные самодисциплина и самосовершенствование в соответствии с установлениями Корана.

Для достижения мусульманскими народами процветания необходимо изменить их мировоззрение, предприняв для этого всесторонние, срочные и систематические меры. Они должны касаться всех, вне зависимости от социального статуса или политических взглядов. И в этом следует делать особый акцент на понимании смысла человеческой жизни как служения богу, труда как религиозного действа, людей как халифов и обязанности стремиться во всех аспектах жизни к выполнению заветов и запретов шариата, призванного охранять, возвеличивать и упрочивать религию, интеллект, жизнь, собственность и грядущие поколения.

Для достижения устойчивого успеха на этом пути необходимо отбрасывать мышление, несовместимое с исламским вероучением. Только так можно укрепить сопротивляемость ум-мы вредным влияниям. Для формирования современного мышления и отношения необходимы иджтихад и джихад. Трактовка джихада должна быть расширена и включать все аспекты жизни, в том числе приобретение знаний, овладение науками и технологиями, экономическую активность. Качественное со-

вершенствование должно стать частью нашей культуры. Необходимо также признать право на иджтихад, который позволит умме приспособиться к современному миру, приобщиться к мировой цивилизации, стать успешным и конкурентоспособным участником современного развития. В этом может быть полезен принцип исламского братства, позволяющий сформировать широкую и прочную социальную сеть. Общество должно поощрять самостоятельность и осуждать зависимость от других.

Цели НЭП ещё не достигнуты, хотя определенный прогресс налицо. Одна из главных причин этого - недостаточное стремлении со стороны бумипутра овладеть современными методами экономической деятельности, стать конкурентоспособными в соревновании с представителями других этносов. Это портит образ бумипутра, подрывает доверие к ним как к деловым партнерам. В целях преодоления этого недостатка необходимо умножить усилия властей в пропаганде и расширении технического образования для бумипутра, распространении среди них современных научных знаний и технологий. Вместе с тем, следует разъяснять бумипутра, что стратегия государственной поддержки и привилегий для них не будет вечной, что им следует все больше полагаться на собственные силы, инициативу, умение. Аллах создал людей для того, чтобы быть лидерами в этом мире, поэтому каждый должен выполнить свой долг перед человечеством, внести свой вклад в его развитие. Мусульманам следует помнить, что понимание и реализация ими мусульманских установлений в самых различных аспектах,

как образа жизни - это и есть построение исламской цивилиза-

8

ции .

Четвертый принцип цивилизационного ислама призывает к овладению научными знаниями. Образование объявляется одним из важнейших составляющих в деле формирования человеческого капитала. Подчеркивается, что дальнейшее успешное развитие страны требует наряду с современными знаниями также творческого и инновационного подхода. Правительство страны придает первостепенное значение развитию образования и обеспечению самого широкого доступа к его получению. Образование - это путь к преодолению не только научно-

технического отставания страны, но и к искоренению бедности и выравниванию уровня жизни в обществе. Мусульмане должны овладевать знаниями, мастерством и опытом во всех сферах, чтобы повысить свои способности. К этому верующих настоятельно призывает мусульманская религия. Не должно быть разницы в приобретении религиозных и светских знаний. В Коране неоднократно говорится об овладении науками и различным мастерством. Все мусульмане должны помнить о том большом вкладе в развитие наук, который внесли в мировую науку исламские ученые и мыслители. И сегодня должно быть больше исламских исследователей и изобретателей.

Эта задача возлагается в первую очередь на молодое поколение мусульман. Они должны рассматривать получение современного образования, развитие в себе творческих и инновационных навыков и взглядов как свой долг перед Аллахом. Только честный подход к учебе, трудолюбие, самостоятельное овладение знаниями может считаться правильным соблюдением установлений шариата. Обман преподавателей, списывание и другие нечестные поступки следует рассматривать как проявления коррумпированности, и, следовательно, отход от истин-

9

ного ислама .

Пятый принцип Ислама Хадхари - сбалансированное и всестороннее экономическое развитие на базе современных технологий. Цель такого развития - конкурентоспособность в современном мире, а также достижение высокого уровня благосостояния для страны, народа и каждого жителя вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Однако при этом следует соблюдать основные установления мусульманского вероучения, касающиеся финансово-экономической сферы. Среди них - такой завет ислама, как отказ от «риба» -получения ростовщического процента. Следовательно, мусульманину не следует вкладывать или брать деньги в любом банке, а необходимо пользоваться только исламскими банками. Малазийское правительство создает благоприятные условия для исламских банков, а те, в свою очередь, предоставляют льготы мусульманам при выдаче кредитов и совершении других банковских операций. Кроме того, правоверный мусульман обязан платить религиозный налог-закат, идущий в пользу бедных и

обездоленных. Следует также сторониться коррупции и мошенничества в денежных и иных деловых операциях. Только соблюдая эти исламские установления, все мусульмане смогут совместно обеспечить процветание, как для себя, так и для всей страны.

Шестым принципом Ислама Хадхари объявляется достижения высокого уровня и качества жизни. Искоренение бедности и выравнивание уровня доходов влечет за собой отказ от радикализма и экстремизма, создание политической стабильности как внутри страны, так и за её пределами.

Седьмой принцип Ислама Хадхари призывает защищать права меньшинств и женщин. Абдулла Ахмад Бадави придает большое значение той важной и постоянно растущей роли, которую женщины играют в современном мире. Однако он признает, что до сих пор женщины ещё не заняли подобающего им высокого и равноправного с мужчинами положения. В мусульманских странах, да и в других азиатских и даже европейских обществах женщины нередко подвергаются дискриминации и насилию, их неохотно берут на руководящие посты, им платят меньше за одинаковую с мужчинами работу. Такая дискриминация чаще всего оправдывается религиозными установками,

Но если обратиться к истокам религиозных учений, то можно увидеть, что религиозные постулаты неправильно трактуются, подвергаются искажениям. Особенно несправедливым в отношении женщин выставляется ислам. Но это глубокое заблуждение. Хотя в Коране говорится о физических и психологических различиях между мужчинами и женщинами, в священной книге подчеркивается, что в глазах Аллаха они равны. Коран не делает различия между мужчинами и женщинами в реализации ими своих прав и обязанностей (Коран сура аль-Ахзаб аят 35) Ислам освободил женщину от рабского положения, в котором она находилась в арабском обществе периода джахилийи (до ниспослания ислама). Поэтому защита прав женщин является одним из важнейших принципов Ислама Хадхари. Это признание огромного вклада женщин в развитие исламской цивилизации и мировой цивилизации в целом. Необходимо изменить мышление всех мужчин - представителей

разных религий, в том числе и ислама, в сторону признания ими равноправия женщин в современном мире.

Малазийское правительство поощряет распространение просвещения и образования среди женской части населения, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Здесь заметны серьезные успехи. Число учениц и студенток начинает превышать количество школьников и студентов. Малайзия в этом вопросе может служить хорошим примером для других стран и народов10.

Восьмой принцип Ислама Хадхари - моральная стойкость и высокая культура - призывает мусульман любить и почитать своих родителей, с уважением и терпимостью относиться к представителям других религий, рас и культур11.

Девятый принцип призывает бережно относиться к окружающей среде.

Десятый принцип Ислама Хадхари указывает на важность укрепления обороноспособности государства.

Премьер-министр неустанно подчеркивает, что его правительство при каждом своем шаге руководствуется десятью принципами, составляющими суть цивилизационного ислама. Эти принципы лежат в основе политики, направленной на развитие экономики, образования, здравоохранения, борьбу с бедностью, ликвидацию коррупции и других существующих в обществе пороков и недостатков.

Значимость этой идеи для Малайзии как мусульманской страны подкрепляется тем, что её выдвигает политический лидер — премьер-министр, возглавляющий крупнейшую партию ОМНО и межпартийную коалицию Национальный фронт, которые занимают доминирующие позиции в общественнополитической жизни Малайзии. Концепция цивилизованного ислама распространяется и по всему исламскому миру, поскольку Малайзия играет видную роль в Организации исламской конференции, объединяющей все мусульманские страны, а Абдулла Ахмад Бадави пользуется в ней большим авторитетом и возглавлял эту организацию в течение ряда лет.

Малайзия готова поделиться своими достижениями в экономической, политической и социальной сферах с другими мусульманскими и немусульманскими государствами и народами.

Но Малайзия - небольшая страна, её экономические и финансовые ресурсы ограничены. Тем не менее, её стремление на базе Ислама Хадхари осуществить социальную инженерию и экономическое развитие может явиться серьезным вкладом в формирование мирной и процветающей многонациональной и многоконфессиональной нации и служить примером для других мусульманских государств и народов. Малайзия как исламское государство предложила свою концепцию Ислама Хадха-ри Организации Исламской Конференции как современный философский взгляд на перспективы развития мусульманского мира.

Ислам Хадхари, по замыслам Абдуллы Ахмада Бадави, приведет к новому расцвету исламской цивилизации - цивилизации, проникнутой терпимостью, с широкой благотворительностью, стремящейся ко всеобщему миру, безопасности и сотрудничеству.

Ислам Хадхари предлагается также в качестве всеобъемлющего подхода к развитию всего человечества, всех народов и обществ на основе принципов исламской цивилизации.

I www.islamhadhari.net/v5/prinsip/index.php?p=1 www/pmo/gov/my/W еЬМ otesApp/PMMain/nsf/

8Ь5Ь580Ь84fee6Ь24825dЬ300...

en.wikipedia.org/wiki/Abdullah_Ahmad_Badawi

4 www/pmo/gov/my/W eЬNotesApp/PMMain/nsf/ 8Ь5Ь580Ь84fee6Ь24825dЬ300...

5 .IЬidem. .IЬidem.

6 islamhadhari.net/?p=17 www/pmo/gov/my/WeЬNotesApp/PMMain/nsf/

8b5b580b84fee6b248256db300...

8

.www.pmo.gov.my/website/webdb.nsf/

vIslamHadhari/7ADA18205EDC7C6C482570830032B6.

9 islamhadhari.net/?p=12

10 www/pmo/gov/my/W eЬNotesApp/PMMain/nsf/ 8Ь5Ь580Ь84fee6Ь248256dЬ300.

II islamhadhari.net/?p=7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.