Научная статья на тему 'ИСКУССТВО XX СТОЛЕТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. КАНДИНСКОГО'

ИСКУССТВО XX СТОЛЕТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. КАНДИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ ХХ ВЕКА / АРХИТЕКТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравец В. С., Туранов Д. А.

В статье освещаются причины эмиграции творческой интеллигенции в XX веке, основные направления их миграции, эмиграция начала ХХ века рассматривается на примере отдельной личности - архитектора В.В.Кандинского, основные этапы его жизни и направления деятельности, реализованные В.В.Кандинским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО XX СТОЛЕТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. КАНДИНСКОГО»

УДК 94

Кравец В. С. доцент кафедра истории Туранов Д.А. студент 1 курса ААИ ЮФУ

Россия, г. Ростов-на-Дону Kravets Victoria, Associate Professor at the Department of History

Southern Federal University, Russia

Turanov Denis, Student

Academy of Architecture and Arts Southern Federal University, Russia ИСКУССТВО XX СТОЛЕТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. КАНДИНСКОГО

Аннотация: в статье освещаются причины эмиграции творческой интеллигенции в XX веке, основные направления их миграции, эмиграция начала ХХ века рассматривается на примере отдельной личности -архитектора В.В.Кандинского, основные этапы его жизни и направления деятельности, реализованные В.В.Кандинским.

Ключевые слова: эмиграция ХХ века, архитектура, творческая интеллигенция.

Abstract: The article deals with reasons of emigration of creative intelligentsia in XX century, main directions of their migration, emigration of the beginning of XX century is considered on example of individual personality -architect V. V. Kandinsky, main stages of his life and lines of activity, which was realized by V. V. Kandinsky

Keyword: emigration of XXcentury, architecture, creative intelligentsia.

В начале 20 века происходили грандиозные перемены: войны, технический прогресс, смена политической власти. Переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Все эти события отразились на живописи и сделали ее изменчивой и неоднозначной.

Возникает такое течение, как Футуризм. Творчество художников-футуристов было очень реалистично и чрезмерно лаконично. Представили этого течения в России были: Лившиц, Маяковский, Хлебников.

Стремительный рывок России из одних эпох в другие, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека.

Реализм передвижников уходил на второй план. Большое внимание

уделялось не сюжету произведения, а цвету и форме. Тогда и появился противоположный футуризму стиль в искусстве - сюрреализм («сверхреализм»). В сюрреализме большое значение придается символике образов и магии значения вещей. Общество уже было знакомо с гипнозом, мистикой и другими подобными явлениями. Поэтому художники писали картины исходя из другой реальности, в бреду. Они считали, что истинное искусство может существовать лишь в бессознательном мире. Яркие представители этого стиля были: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Андре Массон.

Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные пр едставления.

В 1910-е гг. возникло течение, стремившееся решительно порвать с традиционным искусством. Появилась беспредметная абстрактная живопись - абстракционизм. Наиболее яркими абстракционистами были К.С. Малевич (1878-1935), В.В. Кандинский (1866-1944). В их картинах преобладают абстрактные образы, текучесть линий и производительность.

В двадцатых годах действовало множество творческих союзов и групп: всероссийские союзы поэтов, крестьянских писателей, русских художников, литературные группы «Серапионовы братья», Левый Фронт и др. В двадцатые годы были созданы: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Ассоциация художников революционной России (АХРР), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАМП).

На свою сторону советское государство смогло привлечь значительную часть российской интеллигенции. Интеллигенция была неоднородной. Октябрьская революция резко ускорила процесс ее расслоения. Одни примкнули к Белому движению, затем эмигрировали. Другие не поддержали большевиков, но не покинули свой город.

В 20 веке появилось много художников со скандальной репутацией. Трудно сказать, чему обязана эта скандальная репутация, не деятельность художников, а неумеренная похвала привела к скандальной репутации. Люди перестали понимать художников и разбираться в их картинах. Им проще было отвергнуть это искусство.

Полупризнанный в России, но признанный на западе художник-абстракционист Василий Васильевич Кандинский (1866-11944) много работал до революции, но с приходом в 1921 году покинул страну.

На картины художника-абстракциониста приятно смотреть. Абстракции содержать внутреннюю гармонию цвета. Василий Кандинский, словно поэт, в своих работах пытается освободить стихию цвета, музыку цвета из подвластных образов, не менее губительных для эстетики.

В картине «Москва. Красная площадь» художник с помощью абстрактных, фигуративных форм и их сочетаний стремился показать своеобразный городской пейзаж. Кандинский не занимался копированием природы, наоборот он считал, что только природа может дать необходимые импульсы для творчества.

Москва для Кандинского - это большая путаница, где переплетаются события, судьбы и люди. В этом духе, он словно кружится, находясь в центре площади, показывает ее главные памятники: смотрим за хаосом и видим луковки московских церквей.

«Духовным в искусстве» он понимает тот мир интуиции и подсознания который, он изображает на своих картинах. Для него важно изобразить образы, пользуясь отчасти футуристическим методом передачи движения форм.

Перемены в начале 20 века, трагедии первых двух десятилетий откликнутся безумством линий, музыкальностью хаоса. Многие картины В. Кандинского носят вызывающие названия - «Композиция VI», «Композиция VII». Его композиции близки к экспериментам художника, композитора Скрябина. Подобно тому, как симфонии являются вехами в карьере композитора, композиции Кандинского представляют кульминацию видения в каждый момент его творческого пути. Седьмую композицию по праву называют вершиной художественного творчества в период до Первой мировой войны.

«С самого начала, - писал художник, - уже одно слово «Композиция» звучало для меня, как молитва». Композиция - это та грань, при преодолении которой будет разрушение, но грань в его работах не перейдена.

Василий Васильевич Кандинский долгое время работал в Москве. Контрасты древнего и нового, исконно русского и самого европейского навели его на идею создания картины «Георгий Победоносец». Старый древний образ, нотка русской души нащупывается в картине. Смотришь и ловишь себя на неожиданном сопоставлении. Работа художника-абстракциониста по-своему сказочна, цветаста. В ту страшную эпоху целью живописи стало умиротворение человека. Он погружался в круговорот сказочных нот и уходил от повседневности. Картина Кандинского напоминает детский рисунок. Непосредственность детского взгляд на мир, поиск новизны делают работы художника неповторимыми. Дети не испорчены, они идут своим путем, они самобытны. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Однажды Кандинский сделал удивительное для себя открытие: слушая

вагнеровского «Лоэнгрина», вдруг мысленно увидел цветное изображение мелодий. Взаимосвязь музыки и живописи потрясла его. Сочетание высоких и низких звуков порождало цветовую энергию различной интенсивности со всевозможными оттенками, тонами и полутонами. Контрасты мелодий и ритмов порождали почти физически ощущаемую игру красок.

Сравнение цветовой гаммы со звуками, стремление найти между ними общее, в частности совпадение семи нотных знаков и семи цветов радуги, -проблема чрезвычайно интересная. Ею увлекались Гёте, Рунге, Делоне, а у нас в России - Скрябин.

Будем глубоко не правы усмотреть чужеродные традиции русской живописи в его работах. Мы приучены к эстетике иконы, трехмерному изучению реализма и ценим работы художников за то, что вышли как живые, будто можно потрогать.

Кандинский близок к Феофану Греку и Андрею Рублеву чувствованием цвета. Он пытался дотянуться до высших небес, дойти до первообразах. Художник пропустил сквозь себя разрушительную энергию, пытался найти гармонию, но за гармонией выглядывал хаос.

В 1896 году 30-летний Кандинский решил посвятить себя живописи и он уезжает в Мюнхен. Он записался в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получил первые навыки в композиции и построения линий.

В 1900 году в классе Ф. Штука «первого немецкого рисовальщика» выполняя требования, писал целый год в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».

В 1901 получил приглашение и работал преподавателям рисунка. Жизнь складывалась необыкновенно удачно. Активно путешествовал по миру. Все шаги В. Кандинский просчитывал. Помимо искусства, художника интересовала метафизика. Кандинский не просто махал кистью, он осуществлял сложный аналитический процесс построения. Много внимания уделял самому цвету, ведь цвет - это мистика. Цвет должен действовать на человеческое сознание.

Кандинский обрел быстрое признание в живописи. Его картины демонстрировались почти во всех европейских столицах - Берлине, Париже, Риме, Петербурге, Варшаве, а кроме того в Дюссельдорфе, Дрездене, Гамбурге, Висбадене, Кракове, Одессе, Москве, Праге, Будапеште. В те годы он работал в обычной манере - «как все». Писал маслом, акварелью, темперой вполне реалистические полотна.

Возможно, в тот период он неосознанно готовился к «прыжку в абстракцию». Тут сказались и собственные муки творчества, поиск своего «я», и увлечение соотношением музыки и живописи, теософией Е. Блаватской и Р. Штейнера.

Кандинского считают одним из основоположников абстракционизма, не только как автора первых абстрактных полотен, но и как руководителя

творческого объединения «Синий всадник», которое он основал в Мюнхене в 1911 году вместе с художником Ф. Марком.

В 1914 возвратился в Москву и обосновался на Сретенском бульваре.

В 1917 женился на прибалтийской немке - Нине Андреевской. В абстрактных работах художника усиливается геометризация отдельных элементов, связанная с атмосферой Москвы того времени.

С 1918 по 1921 гг. он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы. Василий Кандинский был настолько западный, что влияния на художников особо не оказал. Он был проповедником мюнхенского и гюнштиля стиля. Только в 50-е годы Кандинский стал для многих кумиром, когда обнаружат тоталитарную идею.

Участвуя в управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук), он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однако мнения с коллегией института - Родченко, Степанова, Попова, - расходятся. Кандинский выступил против своих оппонентов-конструктивистов: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не обозначает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно также легко, как «абстрактным академиком». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».

Нельзя, сказать, что у Кандинского не было врагов, недоброжелателей. Его больше критиковали не справа, а слева. Именно те самые ультралевые обвиняли его в чрезмерной деликатности, терпимости к «примитивному реализму».

Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы «изуродованным спиритизмом» (Пунин) являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, приведшее соцреализма, начинается после 1921 года. Картины Кандинского до 50-ых годов 20 века убирают из советских музеев.

Советская власть художника не трогала. Он уехал в Германию, предварительно разгладив почву. В России все художники последовали за В. Степановой К. Малевичем, Последователи в 1929 году, во время бульдозерной выставке услышат слова Кандинского: «Искусство - есть производство внутренней свободы».

Высокая интуиция подсказывала ему, что даже такие руководители, как Луначарский, в скором времени не смогут влиять на тех, кто вершит политику на местах и в центре. Людей типа Швондера и Шарикова, изображенных в «Собачьем сердце» М. Булгакова, Кандинский наверняка уже встречал и понял: ему не то что не по пути с ними и не просто трудно находить общий язык с ними, а просто физически опасно находиться возле них.

Не один Кандинский предчувствовал это. В те годы уехали из России известнейшие художники Бакст, Бенуа, Бурлюк, Добужинский, Коненков, Коровин, Л. Пастернак.

По-разному относятся к Кандинскому художники и искусствоведы. Многие начисто отрицают его творчество. Другие, как, например, И. Глазунов, мирятся с ним - «средненький, но интересный художник... писавший Москву златоглавую».

Высока оценка известного мексиканского художника и общественного деятеля Диего Риверы, который писал, что живопись Кандинского не просто отражает жизнь, а сама жизнь: «Он самый реалистический из всех художников, потому что его работы содержат все, что существует, плюс его собственные открытия...».

«Борьба тонов, утраченное равновесие, - писал Кандинский в книге «О духовном в искусстве», - рушащиеся «принципы», внезапный барабанный бой, великие вопросы, видимо, бесцельные стремления, видимо, беспорядочный натиск и тоска, разбитые основы и цели, соединяющие воедино противоположности и противоречия, - такова наша гармония». Личность Кандинского очень противоречива, несмотря на многочисленность публикаций, Кандинский остается в науке все еще «неприрученным» гигантом искусства XX века. Его творчество не имеет здесь аналогий не только потому, что он, как и любой большой художник прошлого и настоящего, индивидуален и неповторим. В его искусстве есть выход на такие глобальные проблемы художественного творчества и человеческого существования, без которых трудно представить и понять масштабность замыслов искусства XX столетия, их неосуществленный потенциал, о котором грезили только исключительные личности художественной культуры XX века».

Использованные источники:

1. Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств», 1969

2. А. С. Орлов «Основы курса истории России», 2006

3. В. Бараев «Древо: декабристы и семейство Кандинских»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.