Научная статья на тему 'АБСТРАКЦИОНИЗМ И ВЕТВИ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ'

АБСТРАКЦИОНИЗМ И ВЕТВИ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРЕДМЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ / АБСТРАКЦИОНИЗМ / СЮРРЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тетруашвили Е. В., Шевченко Ю. И.

В статье рассматриваются основные направления абстракционизма, его противоречия, нестандартность и вызов всему реальному искусству.The article examines the main trends of abstract art, its contradictions, originality and challenge to the real art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АБСТРАКЦИОНИЗМ И ВЕТВИ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

3. Касумова Г.А. Проблемы освоения английского языка во Франции// Теория и практика современной науки, электронное научно-практическое издание.- 2016. - №12(18)-декабрь.

4. Таратута И.В. Психотехнические игры для преподавателей высшей школы//Теория и практика современной науки. 2016. № 12-2 (18). С. 772-774.

УДК 882

Тетруашвили Е.В. ст. преподаватель кафедра высшей математики Институт компьютерных технологий и информационной

безопасности Шевченко Ю.И. студент 3 курса Институт нанотехнологий, электроники и приборостроения

ИТА ЮФУ Россия, г. Таганрог АБСТРАКЦИОНИЗМ И ВЕТВИ ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются основные направления абстракционизма, его противоречия, нестандартность и вызов всему реальному искусству.

Ключевые слова: абстракционизм, сюрреализм, беспредметная живопись.

The article examines the main trends of abstract art, its contradictions, originality and challenge to the real art.

Keywords: abstract art, surrealism, non-objective painting.

Тенденция отрыва искусства от изображения реальной действительности получила логическое завершение в произведениях художников-абстракционистов. Их работы отличались полным отсутствием сюжета и композиции. Абстракционизм считается одним из самых сложных явлений современной культуры, поскольку полностью исключает идейное содержание и образную форму.

Признание невозможности изображения духовной сущности мира средствами реалистического искусства и отказ от такого изображения не были случайными. Именно абстрактивистские тенденции в искусстве выразили наиболее адекватно процесс отчуждения художника начала века от кошмаров действительности. Так, немецкий абстракционист П. Клее писал в 1931 году: «Чем более ужасным становится мир, тем более абстрактным становится искусство».

Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяя их отображением «очищенных от реальности» духовных субстанций, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов.

Практика абстрактного искусства заключается в отстраненных элементах художественной формы (цветное пятно, линия, объем и т. д.) неизобразительных композиций, рационально расположенных или призванных показать стихийность чувства и фантазию автора [1].

Полотна, выполненные в абстрактном стиле, не пользовались популярностью у широких масс, поскольку картины, хаотично заполненные пятнами и линиями, довольно трудны для понимания. Качество такой работы практически не поддается оценке. Теоретик абстрактного искусства Мишель Сейфор так определяет это направление: «Я называю абстрактным всякое искусство, которое не содержит никакого напоминания, никакого представления о реальности».

Отказавшись от традиций национальной культуры, мастера нового вида творчества утратили своеобразие; они всеобщий, универсальный и общедоступный язык современного искусства. Принимая во внимание полное отсутствие художественного образа на полотнах абстракционистов, современники назвали новое направление «беспредметным» искусством.

В конце 40-х годов в Европе получил распространение лирический, или романтический абстракционизм. Характерные черты нового течения ярко выражены в произведениях немецкого живописца Вольса. На раннем этапе творчества художник совмещал живопись в стиле сюрреализма с фотографией, которая обеспечивала более надежный заработок. Первые опыты в искусстве абстракции обеспечивали Вольсу ошеломляющий успех на выставке авангардной живописи в Париже, где он жил с начала 90-х годов [2].

Утратив изобразительные формы, картины абстракционистов стали «распиской мастера на полотне», раскрывая лишь характер его почерка. Часто произведения представляли собой визуальный набор знаков и иероглифов. Так возникла еще одна разновидность изобразительного искусства - абстрактная каллиграфия. Ярким представителем этого стиля был немецкий художник французского происхождения Ганс Гартунг. В результате небольших усилий на холсте получался калейдоскоп прямоугольников, которые отличались друг от друга лишь цветом. Желтые, красные, фиолетовые и черные фигуры разделялись выплывшими мазками из-под кисти густой краски. Мазки образовывали плоскость правильной формы. В начале своего творческого пути Ганс увлекался экспрессионизмом. В двадцатых годах, впервые написав абстрактные акварели, он не оставлял этого занятия до конца жизни. Впервые после Второй мировой войны Гартунг «изобрел» каллиграфию, которая принесла ему популярность.

Самым необычным художником, работавшим в стиле живописного жеста и каллиграфии, был Жорж Матье. Он виртуозно набрасывал на холст цветные пятна, точки, запятые и другие знаки, напоминающие иероглифы. Часто Матье создавал свои «шедевры» на глазах у публики; в этом случае его сеансы всегда сопровождались громкой музыкой. Во время таких «шоу», одетый в средневековый костюм, притоптывая в такт мелодии и

приплясывая вокруг полотна, Матье с молниеносной быстротой изображал на картине свои «биологические токи».

Матье писал, не контролируя себя, его кисть небрежно бродила по холсту, на который он затем бросал комья краски или разбрызгивая ее из многочисленных пульверизаторов. Как и все приверженцы абстракции, в творчестве художник использовал только цвет. Критики с юмором оцени -вали произведения Матье, называя его шарлатаном, тем не менее, они не отрицали большого значения, созданного мастером самобытного лирического или психологического стиля в современном искусстве [3].

Василий Кандинский был первым художником в России, который осознанно и последовательно отказался от предметных изображений в живописи. Он стал родоначальником так называемой беспредметной живописи, предпочитая абстракцию. К созданию своих абстрактных работ художник двигался опытным путем, но и достаточно продуманно. Он все время балансировал на грани реального и воображаемого. Он полагал, что художник обязан слышать некий «внутренний звук», что зовет художника за пределы нашего реального мира. Книга «О духовном в искусстве» в сущности вобрала в себя все, что было популярно в определенной среде русской интеллигенции начала XX века. Но их «духовность» была связана с теософией, то есть с еретическим с точки зрения духовной традиции течением мысли. Да, эти художники были разочарованы позитивизмом и делают выбор в пользу не материального, но духовного. Но духовное ищется среди языческих ритуалов, интереса к черной магии, теософии. Сама природа отвергается во имя того, что за ней, ее формами, стоит «настоящий» мир, и что наш мир имеет очень мало с той, невидимой духовностью, что стоит за природой. Отсюда - культ интуиции, поиски «истинного озарения», поиск нерационального познания. Аномальные явления, диссонанс, говоря языком музыки, оказывались благотворны для творчества. А потому, надо очень аккуратно относиться ко всем заявлениям художников о «духовности», так как природа «духовности», как показано, может быть очень разной. Вообще в начале XX века оккультный рынок двух столиц был весьма обширен. Спиритические интересы, теософские журналы, внимание к восточной медицине, йоге, вегетарианству вызывали интерес в кругах интеллигенции. Дело доходило до смешного: питие чая без сахара или ношение туфель на высоком каблуке расценивались как обязательные элементы духовного «покаяния». Художников же в оккультизме привлекал взгляд на самих себя как на ясновидцев. Идея художника как ясновидца касалась и Кандинского [4].

Кандинский - великий художник, он совершил революцию в живописи. Он показал и доказал нам, что главное в картинах не приближенность к фотографии, а работа цветом. Это доказывает его теория цвета. Его картины поймет не каждый человек. Кандинский через форму и цветовую, яркую гамму передает свое мироощущение, отходя от реальности, создавая образы из геометрических фигур и ломаных линий, которые

представляют собой абстрактную композицию.

Использованные источники:

1. Абстракционизм [Электронный ресурс] http://www.bankreferatov.ru/referats/E124C4A1162B4F63C325700A004C512C/ %D0%90%D0%B 1%D 1%81 %0 1%82<^ 1%80%D0%B0%D0%BA%D 1%86% D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC.doc.html&Key=3792 01 (дата обращения 01.03.2017)

2. Ю. В. Рычкова. Краткая история живописи. Москва. «РИПОЛ КЛАССИК». 2002. (дата обращения 02.03.2017)

3. Кокшенева К. А. Самые знаменитые живописцы России. Москва. «ВЕЧЕ». 2002. (дата обращения 04.03.2017)

4. Тетруашвили Е.В., Шевченко Ю.И. Василий Васильевич Кандинский -флагман абстракционизма. 2016. (дата обращения 05.03.2017)

УДК [640.412:303.732.4]:005.591.3

Топольник В.Г., доктор технических наук

профессор

кафедра гостиничного и ресторанного дела Донецкий национальный университет экономики и торговли имени

Михаила Туган-Барановского Экзархова Я.Д. студент магистратуры 6 курса факультет «Ресторанно-гостиничного бизнеса»

Украина, г. Донецк ОПЕРАТОРНЫЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПРОЦЕССОВ ПРИЕМА, ОФОРМЛЕНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСТЯ В ГОСТИНИЦЕ Статья посвящена использованию теоретических методов исследования работы гостиничных предприятий - моделирования и системного анализа. Разработаны модели отдельных операций и процессоров основных функций, выполняемых службой приема и размещения гостиницы. Операторные модели дают наглядное, ясное и четкое представление о содержании выполняемых действий для исполнителя процессов и обеспечивают прозрачность информации для потребителя соответствующих услуг - клиентов гостиничного комплекса.

Ключевые слова: гостиница; моделирование; оператор; процессор; бронирование; регистрация; сопровождение гостя в номер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.