Научная статья на тему 'Искусство таписсерии'

Искусство таписсерии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1050
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство таписсерии»

УВАРОВ В.Д. ИСКУССТВО ТАПИССЕРИИ

В конце ХХ в. в связи с изменениями, которые произошли в результате научно-технического прогресса, развития и усложнения социокультурных образований, подавляющее число жителей нашей планеты стало проводить большую часть времени в помещении, вследствие чего задача создания в интерьере среды, благотворно влияющей на психическое и эмоциональное состояние человека, становится очень актуальной. Большими возможностями для формирования пространства интерьера в гуманистических целях обладает искусство стенного ковра - таписсерйя1. Её отличает повышенная экспрессия фактуры, красота и достоинства материала, разнообразие структур и пластических решений. Эта область художественного творчества, уходящая своими корнями в Древний Египет и получившая особое распространение в Средневековье, в последние десятилетия значительно обогатилась новыми средствами выражения, нетрадиционными приемами формообразования, иным художественно-образным, философским контекстом. Так, в зарубежном искусстве 60-90-х годов ХХ столетия установились особо тесные связи между монументальными, станковыми и прикладными формами творчества. Опыт национальных художественных школ Х1Х-ХХ вв., традиции народного искусства и архитектуры, а также появление в искусстве второй половины нашего века новых течений стимулировали процесс взаимодействия картины, фрески, мелкой пластики, декоративной скульптуры, художественного текстиля, концептуального

1 От tapisserie (фр.) - гобелен, шпалера, стенной ковер; tapestry (англ.) - гобелен.

искусства, инсталляции и т.д. Это придало живописно-пластическим исканиям художников гибкость и широту, вызвало интенсивное творческое соприкосновение отдельных видов и направлений искусства, вывело на новый уровень его взаимоотношения с архитектурой и дизайном. На этой основе возникли специфические для таписсерии художественные симбиозы и синтезы, имеющие значительную культурную ценность и представляющие немалые возможности для эстетического моделирования предметно-пространственной среды.

Характерной чертой мышления ХХ в. является переосмысление различных художественных приемов и эстетических представлений прошлого с нахождением в них резервов новой культуры. Обращение к корням, истокам искусства таписсерии, закономерностям многовекового ее развития позволяет лучше понять и многие современные процессы.

Остановимся на некоторых исторических этапах. Искусство таписсерии было известно еще в Древнем Египте. Тканые изображения, найденные в гробнице фараона Тутмоса IV, относятся к времени Нового царства (XVI-Х! вв. до н.э.). На одной из фресок в Бени-Хассане, датируемой Х в. до Рождества Христова, представлен весь процесс ткацкого ремесла, идентичного тому, который известен сегодня. Расцвет искусства коптов (конец IV — начало VII в.) подарил нам миниатюрные текстильные панно с христианской тематикой. Самые ранние образцы ткачества в Перу восходят к 2500 г. до н.э. В Азии в технике, подобной таписсерии, работали китайские мастера, о чем свидетельствуют ткани, найденные в захоронениях китайских императоров эпохи Хань, и шелковые ковровые панно "Кэсы" эпохи Сун (Х-ХШ вв.). Самые ранние христианские таписсерии были созданы в Германии в XI-ХШ вв. Восточная по происхождению техника была адаптирована к местным условиям, разработана иконография стенных ковров, определены их роль и место в религиозном культе.

К выдающемуся достижению искусства готики относится грандиозный цикл таписсерий "Анжерский Апокалипсис", созданный во Франции около 1380 г. на основе испанской книжной миниатюры. Таписсерии XV столетия характеризуются орнаментальным приемом, получившим название "мильфлер" (франц. mille fleure - тысяча цветов) в связи с изображением бесчисленных цветов на голубом или иногда розовом фоне. Одним из шедевров французских "мильфлеров" является созданный в Турени цикл из шести таписсерий "Дама с Единорогом". Ковры ткались на горизонтальных или вертикальных станках из шерстяных или обвитых металлической проволокой нитей. Начиная с

времен готики центрами производства ковров были Париж, Аррас, позднее Турен.

В эпоху Возрождения параллельно с существовавшими ранее библейской и рыцарской тематикой появляются изображения на сюжеты античной истории и мифологии. В XVI столетии крупнейшими центрами ковроткачества становятся Брюссель, Антверпен, Ауденарде, Феррара, Флоренция. В 1513 г. папа Лев Х дал заказ на изготовление серии таписсерий "Деяния апостолов", состоящей из десяти грандиозных композиций, Рафаэлю Санти (1513-1516). Когда картоны будущих стенных ковров прибыли в Брюссель в мастерскую известного ткача Питера ван Алста, то произвели подлинную революцию в концепции создания таписсерии. Рафаэль создал изображения, которые по объемной моделировке форм, прямой и свето-воздушной перспективе, практически ничем не отличались от его фресок. Для того чтобы сохранить качества, присущие стилю маэстро из Урбино, но привести их в соответствие с технологией ткачества, Михаэль Кокси совершил путешествие в Рим, досконально изучил творческую манеру итальянского живописца, а затем в точности воспроизвел ее в серии таписсерий Сикстинской капеллы, за что и был назван фламандским Рафаэлем. Ренессанс в истории французской таписсерии отмечен деятельностью мастерской в Фонтенбло, созданной по распоряжению короля Франциска I. Если мы рассмотрим генеалогическое древо тенденций сюрреализма в искусстве таписсерии, то можем заметить, что эти тенденции, прослеживаемые в творчестве Люрса, восходят к XV-ХVI вв. и были во многом инспирированы, а какие-то мотивы были и интерпретированы в духе гениального Иеронима Босха (1460-1516). Другой крупный мастер итальянской живописи Йозеф Арчимбольда (1527-1593) благодаря своей оригинальности и самобытности также значительно повлиял на манеру "видения" авторов таписсерий.

В XVII в. два блистательных маэстро доминируют в искусстве таписсерии: фламандец Питер Пауль Рубенс(1577-1640), признанный глава северного барокко, и француз Шарль Лебрен (1619-1690) - первый директор мануфактуры гобеленов. В 1602 г. король Генрих IV поселил ткачей из Брюсселя и Антверпена в Париже в Бург-Сен-Марсель, на берегу речки Биевр. Это место уже было знаменито благодаря красильной мастерской братьев Жана и Филибера Гобеленов. В 1662 г. министр финансов Людовика IV Ж.-Б. Кольбер объединил мастерскую в Менси с мастерской наследников фламандских таписсьеров Марка де Команса и Франсуа де ла Планша и основал Королевскую мануфактуру

Гобеленов. Через два года Кольбер разместил в Бове мастерскую парижского ткача Людовика Инарта, а затем Берэна и Моннойе, положив тем самым начало мануфактуре Бове, директором которой стал живописец Удри. Сорок четыре таписсерии были созданы здесь по эскизам Франсуа Буше. Следом за Бове, в 1665 г., королевские привилегии получила мануфактура в провинциальном французском городе Обюссоне, расположенном между Лиможем и Клермон-Ферраном. С именами этих мануфактур и связан блистательный этап развития таписсерии во Франции.

В 1861-1862 гг. в Англии известный живописец, писатель и теоретик искусства Уильям Моррис создал мастерские, где по его эскизам выполнялись декоративные ткани и таписсерии. Эстетические принципы создания монументальных произведений английского таписсьера испытывали сильное влияние средневековой культуры, в старых итальянских фолиантах находишь заставки и фронтисписы, гравюры на дереве, офорты, удивительно напоминающие рисунки Морриса, в частности, мастер отказался от эффектов прямой перспективы. Используя открытую готикой закономерность "непрерывного роста искривленных линий", Моррис широко применял два варианта построения орнаментальной композиции - диагональную ветвь и ромбическую сетку. Утонченная и чрезвычайно изящная серия таписсерий, состоящая из пяти панно на исторические темы и одной вердюры, посвященная Святому Граалю, получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Уильям Моррис создавал таписсерии в соавторстве с Генри Дирлом, который прорисовывал детали лесного пейзажа: траву и животных, другой его сподвижник Эдвард Берн-Джонс специализировался на изображении человеческих фигур. О Берн-Джонсе следует сказать особо. Берн-Джонс - ближайший преемник Россетти, попавший под обаяние этого гениального вдохновителя прерафаэлитов. Его произведения проникнуты той интеллектуально чувственной мистикой, которая выявляет дух расы в искусстве англичан. На основе разработанного благодаря непосредственному сотрудничеству с Моррисом и Дирлом фирменного стиля Берн-Джонс плодотворно воплощал свои текстильные композиции в витражах. Так, фигуры с его таписсерий украсили окна англиканской церкви в Берлине, посвященной идее мира, а также церкви "Троицы" в Бостоне, которую конструировали, руководствуясь описанием, данном в Библии, храма Соломона. Существенную роль в реализации творческих планов неутомимого

создателя таписсерий Морриса играл Филипп Уэбб - автор архитектурного проекта знаменитого дома Морриса - Рэд Хауза.

Основанная Моррисом "Мануфактура таписсерии" в Мертон Аббей не прекратила своего существования в ХХ столетии. В первые десятилетия ХХ в. во главе новой администрации стал известный английский историк таписсерии Г.К. Мариллиер. Несмотря на финансовые трудности, он начал выполнение в материале картона Берн-Джонса "Поклонение волхвов", написанного между 1890 и 1907 гг. и инспирированного живописью кватроченто. Берн-Джонс - тончайший художник с душой аскета, устремился к небу, к символам просветленной чувственной грёзы. Берн-Джонс унаследовал от Россетти его серьезность порывов к надмирному, любовь к поэзии ранних флорентийцев и венецианцев, поэзии "Романа Розы" и "Рыцарей круглого стола". Так, в 1901 г. получил свое текстильное воплощение "Роман о розе" Джофрея Шосера, на его литературной основе по картону Берн-Джонса была соткана исполненная мечтательной лирики романтическая таписсерия "Паломник в саду".

В начале ХХ в. мощный эмоциональный всплеск в искусстве таписсерии Италии получила историческая тема. Целая серия таписсерий была создана на основе живописных полотен в так называемом "Доме свободы". В 1901 г. по заказу мэра Рима принца Просперо Колонна на ткацкой мануфактуре, которой руководил живописец Эроли, были сотканы двадцать пять стенных ковров, воспевающих славу и величие Вечного города. Таписсерии были посвящены военным походам, литературе, науке, искусству. Наиболее высокими художественными достоинствами обладал ковер, повествующий о городской страже. Эта историческая серия, может быть, последний и редчайший случай создания в ХХ в. таписсерий, предназначенных для экстерьера. Если в средние века обычай вывешивать стенные ковры на улицах и украшать ими городские праздники и рыцарские турниры встречался почти повсеместно, то со временем таписсерии стали использовать исключительно в интерьере. И вот в продолжение этой традиции, имеющей вековую историю, ковры, демонстрирующие триумф Рима, экспонировались на площади Пантеона в оконных проемах в дни праздничных торжеств.

Футурист Энрико Прамполини, основатель Casa dell'arte italiana в Риме, активизировал производство текстильных изделий, и в первую очередь стенных ковров в 1915 г. В начале 20-х годов Джакомо Валла, Фортунато Деперо соткали многочисленные ковры на итальянских

мануфактурах. В большинстве случаев попытки дать дальнейшие импульсы развитию ручного ткачества и вышивки были не напрасны. Большим успехом пользовалась продукция дома "Пиати де Ком", созданная в стиле ар деко обладающим безупречным вкусом декоратором Марчелло Низзоли.

В конце первой половины ХХ в. период существенных изменений в таписсерии был связан с реформаторской деятельностью французского художника Жана Люрса. В 1945 г. Люрса основал Ассоциацию живописцев-картоньеров таписсерии и стал ее президентом, вице-президентами были Пикар Леду и Сен-Санс, а директрисой первой в мире художественной галереи таписсерии стала Дениз Мажорель. Гигантская работа Люрса "Песнь Мира" (10 таписсерий общей площадью 500 кв. м) свидетельствует о модернизации искусства таписсерии, изобилии предметов, человеческих фигур, цветов и трав, птиц и зверей и особой орнаментальной пышности. Люрса обновил процесс создания ковра, обозначая цвета на картоне цифрами, сократил плотность основы и количество оттенков пряжи и сформулировал основные принципы искусства таписсерии: таписсерия не должна быть копией картины, ее структура должна быть довольно плотной; таписсерия, предназначенная для украшения стены, должна иметь плоскостной характер и быть скомпонована с учетом функционального назначения архитектурного объекта. Люрса создал около тысячи картонов таписсерий, из которых лучшие "Земля", "Небо", "Огни моря", "Сад моря", "Сад поэта". Взгляды Люрса разделяли его сподвижники и последователи Марсель Громер, Жак Лагранж, Роберт Дом, Симон Шай, Луи-Мари Жюльен, Робер Вогенски.

Самым важным событием, положившим начало процессу обновления текстиля, явилась организация международных Биеннале в Лозанне. Они стали проводиться с 1962 г. С момента возникновения Биеннале основной ее целью являлась активизация творческой деятельности, способной вдохнуть новую жизнь в формы и методы находившегося в стагнации искусства текстиля. Помимо направления, определяющегося работами Жана Люрса, его ткаными картинами, исполняющимися на мануфактуре, особое внимание уделялось таписсериям, сотканным художниками собственноручно, например, произведения польского мастера Магдалены Абаканович отличала направленность на создание текстильной пластики. Самым главным являлось то, что на этих выставках появились текстильные произведения, стремящиеся выражать идеи "высокого" изобразительного искусства.

С 1972 г. ведущую роль во всемирном процессе развития таписсерии стала приобретать текстильная Триеннале, организованная в Лодзи, обычно, опоясываемая целым рядом художественных композиций, среди которых и всепольские выставки таписсерии крупномасштабной и миниатюрной, и персональные выставки, и выставки, составленные из произведений, уже демонстрировавшихся на других Биеннале. Каждая Триеннале сопровождается конференциями, на которых художники и искусствоведы из разных стран делятся своим опытом, обмениваются впечатлениями, высказывают свои мнения и суждения. Искусство текстиля 60-х и 70-х годов нашего столетия вследствие того, что традиционные формы не удовлетворяли художников ни с точки зрения выражения нового содержания, ни с точки зрения эстетического отражения действительности, и это хорошо видно по выставкам в Польше, смело перешагнуло сжимающие его границы. Новый тип искусства не был функционален. Скорее и более всего он страстно желал интегрировать и интегрироваться, в равной степени как в пространстве, так и в обществе.

Венгрия, никогда не порывавшая связей с общеевропейской культурой, имела широкие контакты со многими странами мира. Это, безусловно, сказалось на ее причастности к общемировым художественным процессам. Поэтому в 60-70-е годы венгерские художники не чувствовали себя провинциалами, а задавали тон, были смелее, раскованнее в своих поисках, приближаясь в текстильных работах к живописи, графике, монументальному искусству, скульптуре, концепт-арту и т. п. Размывание границ между таписсерией и другими видами и жанрами искусства в их традиционном понимании произошло в результате того, что художники-таписсьеры осознали возможности текстильного материала выражать мысли, чувства, стиль жизни и мировоззрение современного человека.

Из всех разновидностей таписсерии наиболее близким к живописи и графике с их особым картинным видением мира и его духовно-эстетической интерпретацией является классическая модификация таписсерии - плоскостной безворсовой ковер - гобелен. Проводя параллель с картинами, мы можем отметить, что главным объединяющим началом для гобелена и станковой живописи является наличие изображения, причем не орнаментально-знакового, а сюжетно-тематического.

Размеры гобеленов, создаваемых самими авторами, часто приближаются к размерам большой картины. В произведениях многих художников 60-90-х годов в основном доминировало фигуративное

изображение, выступающее в роли формообразующей основы гобелена. Но одновременно с этим с начала 70-х годов в настенном ковре широкое распространение получило и нефигуративное - абстрактное искусство. Это объясняется тем, что у современных таписсьеров отсутствует антагонизм между фигуративным и нефигуративным способами изображения. Поэтому в таписсерии получили распространение различные течения и направления современной живописи: фотореализм, абстракционизм, новая сенситивность, конструктивизм, неофигуративность.

О широте живописно-пластических исканий в области современного гобелена, о тесном взаимодействии и взаимообогащении отдельных жанров и видов декоративного творчества свидетельствует прочно укоренившаяся практика создания гобеленов по эскизам не только художников текстиля, но и живописцев. Одной из наиболее значительных творческих личностей, постоянно обращающейся к гобелену, является венгерский живописец Эрне Фот. Его творчество вобрало в себя черты многих направлений современного искусства. Он стремится связать воедино реалистические тенденции с символизмом, конструктивизмом и сюрреализмом. Его цель - добиться вместо разобщенных, частных результатов подлинного единства как в области содержания, так и в области формы. Художник заботится о чистоте стиля, бережно относится к традициям национальной венгерской школы живописи, но не слепо следует им, а старается на их основе развивать свое мастерство дальше.

На протяжении столетий в искусстве таписсерии используется шрифт. И это не случайно. Слова "текст" и "текстиль" имеют общую этимологию: от латинского "текстум" - связь, соединение. В ткачестве переплетения нитей создают изображение, а в тексте буквы, переплетаясь с фоном, образуют графический узор. Принцип превращения каллиграфического шрифта путем ритмической организации отдельных букв и всего текста в целом в декоративную орнаментацию ковра плодотворно применяют в своем творчестве многие современные таписсьеры. Например, таписсьер из Австрии Христиана Вустингер создает интересные шрифтовые гобелены. Ее композиция "Фигуральная каллиграфия" (1997) представляет собой ряд диагональных полос из иероглифов. Внешне подобные китайским или японским графические знаки таят в себе изображения фигурок людей, что наделяет их каким-то загадочным тайным смыслом.

Техника классического гладкого ткачества позволяет воссоздать на ткацком станке и напоминающие фотографии изображения. Широкое

распространение в сегодняшнем мире искусства фотографии, голографии и фотограмм объясняется ценностью для человека визуальной информации, интересом к реальному, зрительно не искаженному воспроизведению мира. Таписсьеры используют фотоприемы, потому что фотография способна соединить множество действий и процессов, происходящих в разные периоды времени, создавая тем самым вневременное тканое изображение. Фотостилистика применяется в таписсерии как средство документализации образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.