ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
УДК 7.036
В. Ф. Чирков
Омское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» Омск, Россия
Рис. 15.
К.А. Крутиков. Дорогу осилит идущий. 2004
ИСКУССТВО СИБИРИ
История вопроса в фактологическом и историографическом аспектах. К постановке проблемы
Краткий текст статьи носит установочный характер. В качестве методологии исследования автор видит теорию хронотопа, междисциплинарный характер которой позволяет рассматривать искусство Сибири от его истоков. В качестве таковых можно рассматривать ранние образцы изобразительной и прикладной деятельности человека на территории, характеризующейся разнообразием ландшафта. От них произошел переход к появлению (с приходом русских) художественных практик европейского и русского искусства, включая сакральные виды творчества (иконопись, храмовое искусство). Далее - к искусству ХХ века, когда и произошло вполне ожидаемое становление полистилизма современного искусства.
Ключевые слова: искусство Сибири; хронотоп; архетипы; художники; полистилизм; искусствоведение.
Принято считать, что изобразительное, «светское», «научное» искусство Сибири зародилось в середине - второй половине XIX века. Уточним: эта европоцентристская точка зрения и она распространяется на русско-европейскую версию изобразительного искусства Сибири, где за основу взяты эстетические принципы и пластические законы прямой или линейной перспективы, идущие от итальянского Возрождения, европейского и русского академизма, искусства реализма (рис. 1; рис. 2). В многослойную канву становления и развития сибирского искусства Нового и Новейшего времени (XIX-XXI вв.)
филигранно вписываются архетипы ценностей духовного порядка, прежде всего религиозного оплота - язычества, православия, буддизма - их «репертуар» в Сибири представлен исчерпывающе (рис. 3-6). История же художественной культуры Сибири, сердцевиной которой является прикладное и изобразительное искусство, измеряется тысячелетиями -от первых образцов изобразительной деятельности человека позднего палеолита и последующих эпох (рис. 7). Археологические, этнографические и художественные коллекции музеев Сибири, а также столичных хранилищ - Государственного Эрмитажа, Государственного этнографи-
ческого музея и Музея Востока являются фактологической базой для изучения истоков и истории изобразительного искусства Сибири [1]. Древнее и средневековое искусство Сибири находится в контексте искусства и культуры народов Азии, что вполне естественно и оправданно - по причинам не только географическим, но и этнокультурным, ментальным. Принципы плоскостной и параллельной композиции, декоративности, условности рисунка, свойственные древним культурам и искусству Востока и Азии, оказались остро востребованными в начале ХХ века, затем в 1960-е годы. Финиш ХХ века в изобразительном искусстве Сибири ознаменовался многостилевым торжеством - полистилизмом, вобравшем в себя многовековые традиции искусства Европы, России, Азии, Сибири (рис. 10-13). В Сибири мы стали очевидцами обращения сибирских художников к истокам культуры и искусства коренных народов Азии и Востока. Интерес к прошлому, современному уникальному культурному опыту местных этносов обернулся рождением направления, которое на протяжение ХХ века именовалось по-разному: «сибирский стиль» (И. Л. Копылов) [2], «северный изобразительный стиль» (Институт народов Севера) [3], «сибирская неоархаика» [4] и др. Название «сибирская неоархаика» (онтологически коррелирует-ся с понятием «сибирская идентичность») для автора текста является предпочтительным, т. к. сформулировано на основе анализа большого массива произведений искусства экстерриториального распространения (от Тюменского Севера до Алтая и Байкаль-
ского региона) и в длительной исторической перспективе (от рубежа Х1Х-ХХ вв. до нач. XXI столетия) [5]. Историография «сибирской идентичности», как и «сибирской неоархаики» составляет значительный список источников, активно пополняющийся в последнее десятилетие [6] (рис. 14-15).
Если история материальной и духовной культуры Сибири на основании археологических и этнографических памятников (почти не затрагивающих искусствоведческих аспектов этих источников) описана достаточно полно [1], то обобщающее исследование по истории изобразительного искусства Сибири с древних времен до современности предстоит еще только создавать. Сложность ситуации заключается не только в том, что нет даже конспективно изложенной история искусства Сибири (в известном труде А. Н. Копылова «Очерки культурной жизни Сибири ХУ11 - начала XIX вв.», опубликованном в 1974 году, искусство рассматривается в контексте эволюции культуры в целом, и не затрагиваются профессиональные вопросы развития самого искусства), но нет разработанной теории и методологии изучения феномена «Искусство Сибири», основной частью которого, безусловно, помня теорию хронотопа, является «Сибирское искусство». Появившиеся лишь в последние
Рис. 1.
М. И. Песков.
Воззвание
Минина
к нижегородцам
в 1611 году.
1861
Самарский областной художественный музей
Рис. 3.
Идолы северных этносов Сибири (манси)
Рис. 2.
В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895
Государственный Русский музей
Рис. 4. Атлас тибетской медицины. Лист 2
Национальный музей Республики Бурятия
годы исследовательские публикации и диссертации подсказывают перспективность изучения проблемы именно в этой методологии, в результате чего наука сможет развести эти художественные явления («Искусство Сибири» и «Сибирское искусство». - Прим. ред.), соответственно и искусствоведческие понятия, как по содержательному, так и по формальному признакам [7].
Остается непроясненным напрямую связанный с «искусством Сибири» вопрос об «искусствоведении в Сибири». В 1960-1970-е годы, когда научное искусствознание в Сибири делало свои первые шаги, П. Д. Муратов, в свойственной манере самоиронии, заметил: искусствоведы в Сибири есть, а искусствоведения нет. Со всей строгостью относясь к себе, сегодня мы с некоторым чувством облегчения можем выдохнуть: минувшие десятилетия не прошли вхолостую. В искусствоведческой науке в последние два десятилетия произошли заметные количественные и качественные «накопления». К уже сложившемуся десятилетиями отряду докторов исторических, философских, филологических наук, так или иначе занимающихся проблемами истории культуры и искусства, в сибирских университетах и музеях появились специалисты с учеными степенями «доктор искусствоведения» и «доктор культурологии» и целая «армия» «кандидатов искусствоведения», что само по себе переводит нашу науку в совершенно новый статус и налагает меру ответственности.
В 1991 году произошло то, о чем мечталось людям одержимым. В Алтайском государственном университете по инициативе и под руководством доктора искусствове-
дения, профессора Т. М. Степанской была открыта сначала учебная дисциплина «искусствоведение», а затем искусствоведческая аспирантура и ученый совет по защите диссертаций. Преодолевая неизбежные проблемы и сопутствующие издержки нового дела, искусствоведческая кафедра в Барнауле за почти 30 лет подготовила сотни искусствоведов, благодаря которым заполняются лакуны, образовавшиеся в результате малой, в количественном отношении, подготовки сибиряков в авторитетных центрах искусствоведческой высшей школы - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Диссертационный совет по искусствоведческим и культурологическим специальностям АлтГУ провел защиту несколько десятков кандидатских и докторских диссертаций, темами которых стали вопросы истории, теории, методологии, подчеркнем, искусства и архитектуры Сибири и сопредельных территорий - Казахстана, Монголии, Китая [8]. Взвешенный взгляд на проблему обязывает объективно признать: пока заложен фундамент искусствоведческой науки, предстоит общими усилиями строить здание академической научной школы. Вновь подчеркну: с большим отставанием по сравнению с археологией и этнографией, но их примеры вдохновляют!
Наша уверенность звучит убедительно на фоне четко обозначившегося вектора исследований, которые базируются на междисциплинарной методологии, втягивающей в свои орбиты этнографию, археологию, семиотику, филологические науки, герменевтику, культурную географию.
Об этом более смело позволяет говорить еще и тот упрямый факт, что в новейшей истории сибирская историография пополнилась огромным списком печатных и электронных источников, созданных на основе музейных, археологических, этнографических и частных коллекций, материалов текущей художественной жизни, мастерских художников. Издаются монографии, альбомы, монографии по истории искусства, каталоги,
Рис. 5. Богоматерь Смоленская. Вторая пол. XVII века
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
Рис. 6.
И. В. Крестьянни-ков.
Георгий Победоносец. Нач. ХХ в.
Сузунский краеведческий музей
Рис. 7.
Шалаболинская писаница. Окуневская культура. II тыс. до н. э.
Рис. 10. Н.А. Андреев Чалдон. 1923
Новосибирский государственный художественный музей
Рис. 11. К.А. Панков Охота. 1940
связанные с современным художественным процессом в Сибири. Федеральная программа «Государственный каталог Музейного фонда РФ» распространяется на все виды фондов, в Сибири существенную долю в научных изысканиях занимают художественные коллекции, отражающие творчество наших художников в историческом и современном аспектах [9]. Наконец, значительно возросшая за последнюю четверть века выставочная, кураторская, научная деятельность грандиозного материкового региона России от Уральских гор до Тихого океана «прирастает» журналом «Изобразительное
искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока». Его цели и задачи видятся столь же масштабными и ответственными, как и слова, вынесенные в заголовок издания. В концепции издания отмечено, что журнал должен стать фактологической и экспериментальной базой знаний для создания многотомной академической истории искусства. Собственно, исследовательская, теоретическая деятельность авторов журнала логично найдет продолжение в живом обмене мнениями по актуальным вопросам художественной, научной, музейной и галерейной жизни.
Рис. 12.
А. П. Жибинов. Красноармеец. 1931
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
Рис. 13.
А. А. Никольский. Сибирская глубинка. 1941 г. 2010
Примечания
1. История Сибири с древнейших времён до наших дней. В 5 т. Под ред. А. П. Окладникова. Том 1. Древняя Сибирь. Л.: «Наука», 1968; Руден-ко С. И. Сибирская коллекция Петра I // Археология СССР. Свод археологических источников. М.-Л.: Институт археологии АН СССР, 1962. Вып. Д 3-9; Руденко С. И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М., 1968; Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX вв./Отв. ред. Л. А. Голденберг. Новосибирск: «Наука», 1974;
Полосьмак Н. В., Деревянко А. П. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). Новосибирск: «Наука», 1994; Наталья Полосьмак. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000; Матющен-ко В. И. Триста лет истории Сибирской археологии: в 2 ч. Омск: ОмГУ 2001; Шер Я. А. Первобытное искусство: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006; Каталог художественной коллекции ГУК «Музея-заповедника «Томская писаница»» (с СБ-версией). СПб.: ГАМАС, 2007; Мартынов В. И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира // Религии народов Южной Сибири и Центральной Азии. Барнаул, 2008. Ч. 1: Поздняя древность. С. 16-23; Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы межд. науч. конф. В 2 т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011 и др.
2. Копылов И. Л. На перевале // Сибирские огни. 1927. № 1. С. 214-215; Бусаргина Т. Г. Проблемы ретроспективного метода школы Копылова // Современный музей и культурные традиции. Материалы... «Сукачёвские чтения - 2002». Вып. 7. Иркутск, 2002. С. 92-94; Федчина И. Г., Федчин В. С. Художественная школа Иркутска: к 100-летию Иркутского художественного училища. Иркутск: ООО «Артиз-дат», 2010. 3. Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е годы/Автор-сост., текст Н. Н. Федоровой. М.: «Наше Наследие», 2002.
4. Сибирская неоархаика. Сб. материалов/сост.: О. М. Галыгина, В. Ф. Чирков. Новокузнецк, 2011; Сибирская неоархаика. Альбом/сост. О. М. Галы-гина/вст. ст. В. Ф. Чиркова. Новосибирск: Манга-зея, 2013; Ожередов Ю. И. Сибирская «неоархаика» сегодня // Восьмые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство и искусствоведение в Сибири». Материалы науч.-практ. конф. Омск, 2013. С. 125-129; Коробейникова Т. С. Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников-авангардистов 60-80-х гг. XX в. // Психология человека/Шр8://р81Ьоок.сот/(дата обращения: 01.09.2019); Кичигина А. Г. Мифологема как семан-
тическая основа искусства неоархаики // Художественная практика. XXI век. Урал, Сибирь, Дальний Восток. Материалы межрегион. науч.-практ. конф./Сост. Т. М. Высоцкая. Новокузнецк, 2019. С. 53-56 и др.
5. Анисимова А. А., Ечевская О. Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации. Новосибирск, 2012; Вайс К. Русское географическое общество и создание образа Сибири в XIX веке // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства: сб./Межрегиональные исследования в общественных науках (Программа), Иркут. межрегион. ин-т обществ. наук; сост. Н. В. Пономарева; ред. И. И. Плеханова. Иркутск, 2004. С. 59-74; Замятин Д. Н. Стрела и шар: введение в метагеографию Зауралья // Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллектив. моногр./отв. ред. К. В. Анисимов. Красноярск, 2010; Сибирский миф. Голоса территорий: Образы и символы архаических культур в современном творчестве. Аль-бом-каталог/ООМИИ им. М. А. Врубеля/науч. ред. А. Н. Гуменюк. Омск, 2005; «СЛЕД III». Каталог вы-ставки/сост. О. М. Галыгина/вст. ст. В. Ф. Чиркова. Новокузнецк, 2006.
6. Вопросы сибирской идентичности восходят к деятельности участников общественного движения «сибирское областничество», и получившие отражение в трудах его активных членов: Потанин Г. Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск, 1907 // ТОУНБ им. А. С. Пушкина; Ядрин-цев П. М. Отчет о поездке в Восточную Сибирь в 1886 г. для обозрения местных музеев и археологических работ. СПб, 1887; Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Новосибирск, 2003.
7. Гекман Л. П. Персоносфера этнической вселенной в мифопоэтике народов Сибири. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии. Барнаул: АлтГАКиИ, 2006; Чирков В. Ф. Искусство Сибири и сибирское искусство:
Рис. 14.
А.В. Казанский.
Рыбаки Байкала. 1967
Национальный музей Республики Бурятия
различение смыслов (К постановке проблемы) // Омский научный вестник, 2006. С. 188-190; Нехвя-дович Л. И. Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая (вторая половина ХХ - начало XXI вв.). Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Барнаул: АлтГУ, 2013; Белоусова-Лебедева В. А. Сибирский пейзаж - термин и явление // XI Сибирские искусствоведческие чтения «Сибирский пейзаж: от топа к типу, от мотива к художественному образу». Сб. материалов... Красноярск, 2018. С. 16-19; Николаева Л. Ю. Сочинение пейзажа (в искусстве Бурятии XX века) // XI Сибирские искусствоведческие чтения. С. 46-50 и др.
8. См. Приложение 4 «Диссертации, защищенные по искусству Сибири» в издании: Изобразительное искусство Сибири XVII - начала XX вв. Словарь-указатель в 2 томах. Том 2. Тобольск: ОБФ «Возрождение Тобольска», 2014. С. 1552-1568.
9. Есть резон привести несколько примеров, расширяющих наши представления по историографии искусства Сибири, общие издания: Сибирский портрет XVIII - нач. XX века./сост.: Л. Н. Снытко,
A. А. Абисова и др./ИОХМ им. В. П. Сукачёва. СПб.: Изд. АРС, 1994; Сибирская икона. Альбом / сост, авт. ст.: В. И. Байдин, С. В. Голынец, Т. А. Крючкова и др. Омск, 1999; Коллекция Сергея Хачатуряна ХХ^! вв. Книга-альбом/вст. ст, сост. Л. Н. Шами-ной. Барнаул: Галерея «Кармин», 2007; Художники Кузбасса. 1957-2012. Альбом-справочник/авт. вст. ст. сост. М. Ю. Чертогова. Кемерово, 2012; Союз художников России. Новосибирск. Новосибирск, 2014; Ларёва Т. Г. История изобразительного искусства Прибайкалья XX - нач. XXI века. Иркутск, 2015; Ломанова Т. М. Декоративно-прикладное искусство Красноярского края. (Из собраний музеев Красноярского края). Красноярск, 2015; Живопись Омска XX-XXI веков. Каталог/сост. Л. К. Богомолова. Омск, 2014; 100 художников Сибири. Выпуск II / сост. О. М. Галыгина; вст. ст.
B. Ф. Чиркова. Красноярск, 2017; монографические исследования, альбомы-каталоги: Иркутское барокко: Каталог/авт. вст. ст., сост. Т. А. Крючкова. М. «СОРЕК», 1993; Елфимов Л. П. Николай Третьяков. Живопись. Омск, 1994; 100 картин художника А. Г. Поздеева. М., 1992; Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. Барнаул: А. Р. Т., 2006; Гуменюк А. Н. Стиль модерн в архитектуре Омска. Омск, 2007; Гуменюк А. Н. Неоклассицизм в архитектуре Омска 1910-х годов. Омск, 2009; Гу-менюк А. Н. Эклектика в архитектуре Омска второй половины XIX - начала XX века. Омск, 2011; Невзгодин И. В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. Новосибирск: НГАХА, 2013; Ев-
гений Дорохов. Живопись. Графика. Концептуальный проект. Альбом-монография/авт.-сост. А. Гуменюк. Омск, 2013; Этнографические рисунки Г. И. Чорос-Гуркина. Альбом/вст. ст, сост.: Р. М. Ер-кинова, Н. П. Гончарик. Горно-Алтайск, 2014; Мыс-ливцева Г. Ю. Территория мечты. Сборник трудов. Омск, 2014; Владимир Капелько. Художник я, жадный до жизни. Минусинск, 2017; Тамара Драница. Избранное. Иркутск, 2018. Гекман Л. П. Персонос-фера этнической вселенной в мифопоэтике народов Сибири. Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии. Барнаул: АлтГАКиИ, 2006; Нехвядович Л. И. Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая (вторая половина ХХ - начало XXI вв.). Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Барнаул: АлтГУ, 2013.
Об авторе
Чирков Владимир Федорович - кандидат философских наук, доцент, Омское отделение ВТОО «Союз художников России».
E-mail: [email protected]
SIBERIAN ART.
STUDY OF THE DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE ABOUT SIBERIAN ART IN THE FACTUAL AND HISTORIOGRAPHICAL ASPECTS
Chirkov Vladimir Fedorovich
Candidate of philosophical sciences, associate professor, Omsk branch of the Union of artists of Russia, Omsk
Abstract: The short text of the paper is of an introductory nature. The author sees the chronotope theory as the research methodology, the interdisciplinary nature of which allows studying the art of Siberia from its origins. We can consider as such the early examples of visual and applied human activity in the territory, characterized by a variety of landscape. With the advent of Russians there was a shift to the Russian and European artistic practices, including sacred forms of creativity (icon painting, temple art). Further to the art of the twentieth century, when the well expected development of modern artpolystylism began.
Keywords: Siberian Art; chronotope; archetypes; artists; multi styles; art history.