Научная статья на тему 'ИСКУССТВО КРЕАТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И КИНОДИСЦИПЛИН'

ИСКУССТВО КРЕАТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И КИНОДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
обучение / искусство / мультимедиа / педагогика / синкретизм / культура / искусство / техногенная направленность / искусствоведение

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наталья Юсупова

Преподавание мультимедиа дисциплин, в последнее время становится все более востребованной сферой в педагогической практике искусствоведов, киноведов, телевизионщиков. Потребности современных реалий, требующих не только теоретических знаний, но и практического владения мультимедиа технологиями диктуют правила освоения педагогами новых специальностей. Однако, техногенная составляющая обучения, это одна часть глобального изменения системы образования. Вторая, основная, это система расширения кругозора учащегося, посредством внедрения знаний о необходимости познавать мультимедийное искусство, как неотвратимое явление времени, как одну из основ современной культуры и искусства в целом. Синкретичность мультимедиа искусства сформирована благодаря смене парадигмы восприятия. Начало перехода от классики к аудиовизуальному это первый период, в котором произошла данная трансформация. Другой этап интересен тем, что аудиовизуальное искусство стало разделяться на различные направления, и данный процесс невозможно остановить, он находится в постоянном эволюционировании. В эпоху цифровых преобразований всех сфер жизнедеятельности увеличивается роль мультимедиа. Не смотря на то, что очень многие исследователи в сфере педагогики изучают процесс креативного преподавания, всё же остаются огромные пробелы в понимании самой сути преподнесения креативных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО КРЕАТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И КИНОДИСЦИПЛИН»

ИСКУССТВО КРЕАТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА И

КИНОДИСЦИПЛИН

Наталья Юсупова [email protected]

Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада

ал-Хоразмий

Аннотация: Преподавание мультимедиа дисциплин, в последнее время становится все более востребованной сферой в педагогической практике искусствоведов, киноведов, телевизионщиков. Потребности современных реалий, требующих не только теоретических знаний, но и практического владения мультимедиа технологиями диктуют правила освоения педагогами новых специальностей. Однако, техногенная составляющая обучения, это одна часть глобального изменения системы образования. Вторая, основная, это система расширения кругозора учащегося, посредством внедрения знаний о необходимости познавать мультимедийное искусство, как неотвратимое явление времени, как одну из основ современной культуры и искусства в целом. Синкретичность мультимедиа искусства сформирована благодаря смене парадигмы восприятия. Начало перехода от классики к аудиовизуальному это первый период, в котором произошла данная трансформация. Другой этап интересен тем, что аудиовизуальное искусство стало разделяться на различные направления, и данный процесс невозможно остановить, он находится в постоянном эволюционировании. В эпоху цифровых преобразований всех сфер жизнедеятельности увеличивается роль мультимедиа. Не смотря на то, что очень многие исследователи в сфере педагогики изучают процесс креативного преподавания, всё же остаются огромные пробелы в понимании самой сути преподнесения креативных дисциплин.

Ключевые слова: обучение, искусство, мультимедиа, педагогика, синкретизм, культура, искусство, техногенная направленность, искусствоведение

THE ART OF CREATIVE TEACHING OF MULTIMEDIA AND CINEMA

DISCIPLINES.

Natalia Yusupova [email protected]

Tashkent University of Information Technologies after Muhammad al-

Khorazmiy

Abstract: Teaching multimedia disciplines has recently become an increasingly popular area in pedagogy. The needs of modern realities, which require not only theoretical knowledge, but also practical knowledge of multimedia technologies, dictate the rules for teachers to master new specialties. However, the technogenic component of learning is one part of the global change in the education system. The second, main one, is a system for expanding the student's horizons through the introduction of knowledge about the need to learn multimedia art as an inevitable phenomenon of time, as one of the foundations of modern culture and art in general. The syncretism of multimedia art is formed due to a change in the paradigm of perception. The beginning of the transition from classical to audiovisual is the first period in which this transformation took place. Another stage is interesting because audiovisual art began to be divided into different directions, and this process cannot be stopped; it is in constant evolution. In the era of digital transformation in all spheres of life, the role of multimedia is increasing. Despite the fact that many researchers in the field of pedagogy are studying the process of creative teaching, there are still huge gaps in understanding the very essence of teaching creative disciplines.

Keywords: education, art, multimedia, pedagogy, syncretism, culture, art, technogenic orientation, art history.

Введение: Рассматривая синкретизм обширно, как общее понятие, понимаем, что оно обозначает сочетание разнородных философских начал, объединенных в единую систему. Если рассматривать синкретизм в искусстве, то становится понятно, что он несет достаточно глубокое и не столь категоричное значение. Вместе с тем, более сложное. Здесь явление представляет собой сочетание или слияние несопоставимых и разносторонних образов мышления, взглядов, правил и даже интерпретаций. Вероятно, поэтому мультимедиа искусство, или если быть точнее, искусство, созданное при помощи мультимедиа средств, является таким спорным, неоднозначным, вызывающим массу мнений, часто всего противоположных. Противоречия возникают как со стороны искусствоведов, так и со стороны специалистов техногенно -направленных специальностей.

Все мы являемся свидетелями того, что информационное поле вокруг нас, стало супер - насыщенным. Если сейчас, именно сейчас, упустить фактор значимости и важности мультимедийных технологий в формировании идеологии в искусстве, в восприятии информации и в отношении к новым «правилам игры», то уже через 10-15 лет будет поздно говорить о том, что пора формировать вкус, взращивать специалистов, воспитывать молодежь в новом цифровом обществе. Это происходит уже здесь и сейчас. Методика обучения в

креативном русле была затронута и рассмотрена в работах таких среднеазиатских исследователей, как: Ж.Б.Оришев[1], Н.А.Муслимов[2], А.Д.Шермамутов[3], П.С.Эргашев[4], О.А.Куйсинов[5]. А также международные исследователи, которые вложили весь свой опыт в рассмотрении данной проблемы и улучшили понимание сути проблематики. Рассматривая современных авторов, стоит отметить позицию, высказанную Хохлово Д.А, которая заметила, что, ситуация успеха-это разновидность педагогической ситуации, формирующая у обучающихся субъективное желание включиться в творческую деятельность на уровне своих возможностей, обеспечивающая необходимые условия для этого. Ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стремление к творческому самопроявленность, формирует у личности позицию активного участника процесса деятельности, субъекта деятельности. Итак, к педагогическим условиям развития креативности можно отнести целенаправленно создаваемую креативную образовательную среду на учебном занятии; наличие образца креативного поведения самого педагога и личность педагога как персонификатора творческих возможностей обучающихся; сотворчество обучающихся и педагогов; субъектную позицию в творческой деятельности; поддержка творческой атмосферы и создание ситуаций успеха. Наиболее эффективно развитие креативности обучающихся обеспечивается в условиях непрерывной системы креативного образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием. Разработкой этих и других вопросов должна заниматься креативная педагогика как фундаментально-прикладная педагогическая отрасль [6].

Обсуждение: Для того, чтобы грамотно преподавать кинодисциплины в техническом, а не творческом высшем учебном заведении, нужно, прежде всего понимать, что и подход должен быть креативным, запоминающимся и в то же время ёмким и доступным в понимании студентам. Наука и искусство творческого обучения это - разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогика. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. История развития креативной педагогики уходит корнями в прошлое. Зачатки креативной педагогики можно найти ещё у Сократа, который учил своих учеников рассуждать, т.е. создавать (create) новое решение, включать новое мышление (и тем самым воспитываться, учиться, самообучаться) путем применения вопросов и логики в беседе... вместо слепого повторения догм. Тогда, в древних Афинах, его осудили за якобы "развращение юношества" - он вёл беседы на базаре, а потом это назовут "сократическим

методом обучения". Иными словами, в современных терминах, новый метод обучения.

Во все времена в школах были творческие учителя, но они не преподавали методов ускорения творческого процесса эксплицитно, потому что такого знания просто не было. Все учителя, так или иначе создававшие новые методы обучения - и Сократ, и замечательные педагоги как Макаренко, Шаталов, Амонашвили, Азаров, и др. - это аналог [7]. Это учителя, которые были творцами в области педагогики, но не строили свою систему вокруг творчества, не имели средств анализа и умножения творчества.

Другой подход у Генриха Сауловича Альтшуллера. Его ученики обучали детей эвристикам и методике творческого мышления, но только на предмете изобретательства, а не на школьных предметах. За рубежом, этим занялись Алекс Осборн (в бизнесе) и Сидней Парнс (Ассоциация Креативного Обучения) - там реально обучали приёмам и методам повышения творческого потенциала, то есть обучали творчеству - но не педагогов. Это можно назвать аналогом [8].

Наконец, в конце 80-х годов прошлого века в пределах бывшего Союза, уже проводились конференции по теме "Педагогика и креативность" (1988). И это можно рассматривать как прототип. Таким образом, концепции уже висели в воздухе. Оставалось их только грамотно применить и описать.

Такой опыт провел к.ф.н. А.Г.Алейников[8], применил он методы и приёмы креативного мышления к преподаванию грамматики английского языка. Затем, опубликовал статью «О креативной педагогике», где он дал строгое определение в виде формулы изобретения, назвав «педагогикой креативной ориентации». Педагогическая технология рассматривается сегодня в широком смысле, как многомерное понятие, учение о совокупности методов и приемов наиболее оптимального достижения педагогической цели; в узком понимании - наиболее оптимальная последовательность педагогической деятельности (пошаговое выполнение действий), позволяющая получить надежный результат в конкретной ситуации. В вузовском образовании понятие «педагогическая технология» связано с определенными профессиональными действиями преподавателя, осознанно включающими известный и освоенный им механизм развертывания логики того или иного педагогического процесса как процесса достижения цели или процесса реализации поставленной задачи.

Креативные системы обучения. К данной категории учителей относятся сторонники проблемного обучения, например, М.И.Махмутов и др., ставили задачу, направленную на решение научных проблем изучаемого предмета. Творческий подход обучения состоит в доскональном изучении материала. Обучаемые должны зрить в корень проблемы и сами находить решения сложных ситуациях. Такое обучение развивает интеллектуальные и творческие

способности, готовит к научным конференциям, к публичным выступлениям и помогает найти ответы на любые вопросы, креативно и безболезненно.

Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов инновационных принципов обучения. О чем говорят Круглова Ю.М[9], Кречетников К.Г[10], Халперн Д[11], Флауэрс. Л[12], Ричар1сон. Е[13].

Люди получили доступ к различным типам культурной информации, увеличилась социокультурная роль мультимедиа в этом процессе. Наступило время цифрового восприятия информации. Имеет ли этот процесс с установкой на прогресс и инновации-положительные воздействия на общество? Конечно-да. В первую очередь появилось множество новых специальностей, изучая которые, молодое поколение формирует новый класс людей, знающих и умеющих обращаться с технологиями. Существует некоторый разрыв (который уменьшается с каждым годом, благодаря активному внедрению «цифры» во все сферы жизнедеятельности), между взрослыми людьми, прожившими сознательную жизнь в аналоговом мире и молодежью, которая не мыслит своего существования вне цифрового поля. А благодаря новым специалистам мультимедиа-технологий, этот разрыв уменьшается с каждым годом.

Средства культуры и искусства становятся ближе, доступнее. Происходит, своего рода, демократизация культуры. Посещение музеев, пусть и виртуально, выставок, просмотр кино, это не роскошь, а новая реальность, которая особенно активно заработала в период пандемии, которая была настолько глобальной, что затронула весь мир и все сферы человеческой жизнедеятельности, доказав «удобство» цифровизации всего, что с вязано не только с бытом, но и с культурой и искусством. Все популярнее становятся технологии основанные на объемной стереовизуализации. А все это, в общей концепции представляет собою именно синкретизм. Складывающаяся на наших глазах мультимедийная культура, это открытая, гибкая, нелинейно развивающаяся система. Становление этой системы определяется под влиянием внутренних системообразующих факторов со взаимодействиями других факторов - политикой, экономикой, идеологией, а также с образованием, наукой и техникой. «Понимание разнообразия термина «новые медиа», дает нам представления и о его составе. Здесь сформировано несколько основных направлений: видеоарт, саунд-арт или саунд дизайн, медиаинсталляция, сетевое искусство, искусство телекоммуникации, диджитал искусство, медиаперфоманс, медиаландшафт, цифровая фотография. И это постоянно меняющиеся категории...» [14].

Материалы и методы: Человечество, в своем понимании искусства меняется. И если на заре цифровизации упор в фиксации информации и ее воспроизведении делался исключительно на технической стороне, то в данное

время культурная информация, ее накопление и распространение при помощи средств мультимедиа, представляет собой особую ветвь культуры и искусства. Специалисты в данной сфере необходимы современному обществу как воздух.

Виды применения мультимедийных технологий подразделяются на несколько направлений. Общее или индивидуальное пользование; для профессионалов или для рядового потребителя; для применения интерактивного и неинтерактивного; для использования информации по месту или на расстоянии. Если останавливаться на каждом пункте детально, то можно выявить конкретный синкретизм во взаимодействии мультимедийного искусства и технической стороны в работе мультимедиа - специалистов.

Самое главное в данном деле, это взаимопонимание между специалистами и обеспечение интеграции одного вида деятельности в другой для достижения наилучших результатов.

Для обеспечения рынка труда высококлассными специалистами в области мультимедиа технологий, подготовленных к тому же к творческой деятельности, система образования должна обращать должное внимание на подготовку соответствующих кадров. «Это обуславливает востребованность специалистов, владеющих технологиями и системами мультимедиа в области эстетико-гуманитарного направления, например, таких как дизайнеры, специалисты по рекламе, связям с общественностью и др., которые непосредственно связаны с включением ММТ в область искусства и культуры, визуализации, теле- и кинорежиссуры, эстетического воплощения и творчества»[15].

Итак, подводя итог краткому, тезисному изложению нашей мысли о том, что мультимедиа, является синкретичной частью искусства, хотелось бы выделить главные моменты, которые, естественно будут иметь продолжение в других научных статьях для раскрытия темы в полном объеме:

- Во-первых, нужно разделить мультимедиа на линейное, которое предполагает последовательный вывод информации исключающий влияние зрителя (кинематограф). Нелинейное мультимедиа (гипермедиа) предполагает взаимодействие человека со средствами отображения мультимедийных данных (интерактивность). Последовательность и результативность вывода информации зависит от участника (компьютерные игры).

Если речь идет о мультимедиа-искусстве, о режиссуре мультимедиа как об авторском творчестве художника-творца, то эта сфера деятельности близка к цифровому искусству. И уже само это определение говорит о том, что мультимедиа, это синкретичное творчество. И определяющим словом здесь звучит именно слово «творчество».

- Во-вторых, хотелось бы отметить, что В 1970-80-е годы термин «мультимедиа» ("multi-media") обозначал художественные инсталляции и перформансы,

в которые были включены элементы видео, слайдов, фрагментов кино, музыкальных номеров, сценического действия. Это были некие синтетические арт-работы.

- В-третьих, «Произведением цифрового компьютерного изобразительного искусства является файл (файлы) данных в цифровом формате на машиночитаемом носителе, который обеспечивает возможность сохранить и предоставить реципиенту в аналоговой форме для целей визуальной перцепции сообщение, представляющее собой созданную автором (авторами) субъективную реальность.

Произведение цифрового изобразительного искусства обладает следующими основными свойствами:

- безобъектностью;

- программной и аппаратной зависимостью;

- доступностью для редактирования;

- устойчивостью к копированию и тиражированию;

- множественностью оригинала; делитируемостью (от англ. delete - изымать, удалять)»[16].

Результаты: Итак, две разные области деятельности современного человека, сближает то, что и режиссер мультимедиа, и художник мультимедиа и технически подкованный программист-мультимедиа, своим творчеством способствуют созданию мультимедиа-коммуникаций, разрабатывают способы и возможности взаимодействия между произведением (или продуктом) и пользователем и получателем Тем самым, формируются новые возможности для обмена информацией, для утверждения новой цифровой культуры XXI века. В Узбекистане эта сфера, на наш взгляд, открыта для исследователя современных цифровых мультимедиа. Для любого представителя из вышеперечисленных профессий, нужен творческий подход и современная, широкая база знаний.

Важным представляется не угадывание того, как оно будет в дальнейшем все развиваться. А уже сегодня активно создавать мультимедиа программы, проекции, не заглядывая в далекое будущее, а использовать безграничные возможности экрана, мультимедиа- техники и технологий на благо современного образования, искусства, творчества, для создания более тонких и многомерных поэтических и метафорических образов, в том числе.

Проблема развития творческих способностей студентов постоянно находится под пристальным вниманием профессорско-педагогического состава ВУЗов Узбекистана. Даже если создается впечатление того, что Высшие учебные заведения с технической направленностью и специализациями не обращают должного внимания на креативизацию навыков студентов, то это всего лишь кажущиеся моменты, которые имеют место быть при оценке любой

деятельности, если не рассматривать ее досконально. Каждый уважающий себя и преподаваемую дисциплину педагог, понимает, что именно творческие личности вносят огромный вклад во все сферы человеческой деятельности, вне зависимости от того, искусство это или точные науки. В любом случае творчески мыслящий человек, вносит лепту в историю развития цивилизации. Современному обществу необходимы инициативные, творческие люди, готовые найти новые и нестандартные подходы к решению значимых социально-экономических, культурно-просветительских задач, способные быстро адаптироваться и созидать в информационном пространстве. Ташкентский университет информационных технологий, славится своими выпускниками, которые отлично зарекомендовали себя в сфере серьезных точных наук, it-специальностях, на телевидении и в радиовещании. Возможно ли бесконечно удерживать уровень высокого качества образования, если не развивать у учащихся креативных навыков и не расширяя их творческого потенциала? Однозначно нет! Одним из великолепных примеров интеграции художественного подхода в технические обучающие программы, является пример использования мультимедиа технологий как на самих занятиях, так и во внеурочное время. Например, при посещении мультимедиа выставок, виртуальных музеев, аудиовизуальных инсталляций, студенты развивают художественный вкус, тренируют насмотренность, оттачивают видение «прекрасного». Субъективное отношение к тому самому прекрасному, что есть в искусстве, конечно формируется не только в ВУЗах, это все заслуга семьи, ближайшего окружения. Но, тем не менее, существуют объективные знания, которые целым массивом информации, должны быть (говоря информационным языком) загружены в сознание и память обучаемых молодых людей. Именно так формируется багаж знаний и творческого подхода на будущую самостоятельную жизнь студента, вне учебного заведения. Современная техника подарила нам возможность самим создавать монтажные программы и легко использовать различные приложения по созданию аудиовизуального контента. «В новой техногенно-художественной реальности, аудиовизуальное произведение наполняется эстетическими качествами, созвучными времени. Природа новой зрелищности предусматривает соединение медийности и звукозрительной образности [17], устанавливая равновесие между видимым и слышимым»[18].

Многие педагоги в творческих вузах внедряют в творчество аудиовизуальные средства обучения. В программах «...предлагается расшифровка понятий «категории аудиовизуального», «аудиовизуальный синкретизм», «логическое и интуитивное восприятие», «образное мышление», «психическое инструментальное действие» что в целом расширяет и углубляет перспективу изучения аудиовизуальных искусств» [19].

«Любая культура сочетает в себе традиции и инновации. Инновация сама по себе содержит нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей), меняющихся под воздействием развития общества, имеющей целью повышения эффективности, экономичности качества жизни. Все это происходит благодаря использованию достижений науки и передового опыта в области техники, технологии и организации труда» [20]. Это высказывание относится не только к деятелям культуры. Комплексный процесс инновационного подхода и традиционного набора ценностей касается абсолютно любого направления в образовании. Итак, что же конкретно предпринимается в технически направленных специальностях, для улучшения креативных навыков студентов и расширения творческого потенциала? В первую очередь, кафедра «Телевизионные системы и приложения» акцентирует внимание в обучении на гармоничном преподнесении информации студентам.

Для того чтобы не наблюдалось перекоса в сугубо техногенную сторону, учебные и типовые программы по всем дисциплинам строятся на интеграции двух направлений: креативного и сугубо технического. Предметы «Монтаж», «Технология многокамерной визуализации», «Фотография», «Креативная камера», «Технология освещения», «Технология построения телекомпозиции», содержат в названии техногенные термины: «технология», «визуализация», «построение» и уже понимаются априори технически-направленно. Здесь всё понятно и просто в том плане, что для человека поступившего на обучение, например, по специальности техник-осветитель или инженер-наладчик коммуникационного оборудования, не стоит объяснять смысл этих терминов. Однако, стоит объяснить, используя различные педтехнологии, как искусно и тонко можно владеть своей специальностью, если быть творчески настроенным и принимать решения в своей будущей работе креативно и нестандартно.

Педагоги проделали огромную работу над программами и учебно-методическими комплексами для всестороннего охвата мыслительного процесса студентов и улучшения их компетенций. В этом помогает четко -структурированная система, включающая: учебно-творческий план подготовки бакалавров и магистров, учебно-методические комплексы, компетентностный контроль качества образования в целом и контроль каждого студента в отдельности. Постоянные внеурочные занятия так же расширяют насмотренность студентов, пополняют багаж знаний и креативного опыта. В качестве примера можно привести посещение различных мультимедиа-выставок, которые стали так активно проводиться в Ташкенте, интересных экспозиций в различных музеях и выставочных залах. Положительные отзывы самих обучаемых и улучшение посещаемости занятий, говорит о том, что такие

пары, имеют только позитивный результат. Узбекистан, и особенно его столица Ташкент, славится большим количеством творческих площадок и выставочных залов, где проводятся экспозиции локальных и мировых художников, фотографов, мультимедийных специалистов. Недавно прошедшие мультимедиа-выставки «Быть Ван-Гогом» и «Густав Климт и великие импрессионисты» организованные Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, студенты и педагоги Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий, посетили несколько раз. Посещение выставок для студентов-технарей носило двойную пользу, это и сближающее мероприятие, во внеурочное время, когда можно прикоснуться к прекрасному, сходить всем коллективом, группой, курсом, на выставку, пообщаться и обсудить в деталях увиденное. Но еще и знакомство с теми аудиовизуальными тенденциями, что делают восприятие искусства модерновым, интересным и увлекательным.

Отрадно осознавать, что с первых дней выставок, педагоги Ташкентского университета информационных технологий, строили программу так, чтобы творчество одних из самых известных и влиятельных художников в истории искусства, посетило как можно большее количество студентов университета.

Студенты, под руководством кураторов или тьюторов посещали мероприятия с большим удовольствием. Процент тех, кто отказался по каким-либо причинам быть на выставке, ничтожно мал, чаще всего это были уважительные причины. Мультимедиа выставки полезны тем, что обучающиеся, во-первых, смотрят и анализируют как работает техника: проекторы, камеры, звуковая аппаратура, сюрраунд звук, и во-вторых, получают информацию о мировых шедеврах живописи, фотографии, о произведениях искусства, о знаменитых художниках, режиссерах, актерах, операторах и других людях творческих специальностей, что улучшает восприятие знаний, пробуждает в студентах желание сделать что-то подобное, в плане качественного контента. «После долгой эпохи дефицита культурного продукта наступило время широких предложений. Сейчас речь идет о доступе к концертам в записи и прямом эфире, фильмам, экспозициям различных музеев. Возможность скачивать классический контент с интернет-ресурсов или же возможность слушать музыку или смотреть спектакль on-line, поменяла отношение потребителей к классической культуре» [21].

История педагогики богата нововведениями, системами и подходами, которые были инновационными и революционными в свое время, и изменили многое в восприятии окружающего мира студентами, молодыми и инициативными людьми, которые всегда представляют будущее той страны, того государства в котором живут, и воспитываются на благо общества. Следует отметить, что постановка даже малых творческих задач с неизвестным

алгоритмом действия побуждает человека мыслить нестандартно и принимать неоднозначные решения.

Студенты кафедры, на которой учат «художественному» взгляду на технологичный современный мир, всегда будут создавать высококлассные работы как в сфере аудиовизуальных искусств. Исторически так сложилось, что человек тянется к прекрасному. И одна из главных задач педагога - помочь студенту развить в себе чувство креативного принятия решений.

Использованная литература

1. Оришев, Ж. Б. (2019). Олий таълим муассасаларида инновацион таълим технологияларидан фойдаланишнинг имкониятлари. Интернаука, (43-2), 70-72.

2. Муслимов, Н. А., & Рахимов, З. Т. (2019). Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования. In European research (pp. 265-267).

3. Шермамутов, А. Д. (2021). Роль креативности при обучении технологическому предмету. Национальная ассоциация ученых, (66-3), 29-32.

4. Эргашев, П. С., & Кучкарова, А. Э. (2016). Впечатление студентов о мотивационной составляющей деятельности педагога как фактор их научно-творческой активности. Педагогика & Психология. Теория и практика, (2), 8183.5.

5. Куйсинов, О. А. (2019). Модульные образовательные технологии формирования профессиональной компетентности будущих учителей. In Высшее и среднее профессиональное образование как основа профессиональной социализации обучающихся (pp. 355-360).

6. Чернилевский, Д. В., Морозов, А. В. (2001). Креативная педагогика и психология.

7. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. № 12. С. 29-34.

8. Алейников А.Г. Креативная мета-педагогика // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1992. № 1.С. 34-39.

9. Круглова, Ю. М. (2016). Использование медиатехнологий в обучении в России и за рубежом. In Филологическое образование и современный мир (pp. 136-141).

10. Кречетников, К. Г. (2002). Проектирование средств информационных технологий обучения. Образовательные технологии и общество, 5 (1), 222-243.

11. Халперн, Д., Занков, Л., Браус, А., & Вуд, Д. (2018). ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением

законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, регистрацион-ный номер ФС 77-22276., 16.

12. Flowers, L. A., & Pascarella, E. T. (2003). Cognitive effects of college: Differences between African American and Caucasian students. Research in Higher Education, 44, 21-49.

13. Richardson, E. (1969). I. EDUCATION IN A TECHNOLOGICALLY BASED SOCIETY. Journal of the Royal Society of Arts, 117(5155), 454-469.

14. Юсупова Наталья Юрьевна (2022). Профессиональные площадки для подготовки создателей медиаконтента в Узбекистане. Современное образование (Узбекистан), (7 (116)), 11-15. doi: 10.34920/SO/VOL_2022_ISSUE_7_3.

15. Данилькевич, А. В. (2013). Методические аспекты обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (5 (80)), 97-101.

16. Ерохин С. В. (2011) Цифровое компьютерное искусство. СПб.,Алетейа.

17. Юсупова, Н. Ю. (2017). Аудиовизуальный обоаз: что он несёт, что выражает? Из опыта осмысления проблемы. Актуальные научные исследования в современном мире, (7-2), 13-18.

18. Юсупова, Н. Ю. (2017). Из опыта осмысления аудиовизуального образа как творческой проблемы. Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г./Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Е.В Швачко.-Челябинск: ЧГИК, 2017.-394 с. ISBN 978-594839-629-3.

19. Юсупова, М. Технологическая культура и воспитание современного режиссера. Узбекистон давлат санъат ва маданият институти хабарлари, 14.

20. Юсупова, Н. Ю. (2023). Аудиовизуальные средства трансляции классического искусства в современной реальности. Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities, 14, 1-4.

21. Юсупова, Н. Ю. (2021). Функциональные и технологические характеристики компонентов аудиовизуальных искусств. Вестник НУУз, 231233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.