УДК 378
Чичканов Егор Сергеевич
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
Россия, Санкт-Петербург1 Доцент кафедры режиссуры мультимедиа Кандидат искусствоведения E-Mail: [email protected]
Образовательное пространство мультимедиа: особенности подготовки режиссера
Аннотация. Основная тема статьи - опыт подготовки режиссеров мультимедиа программ в рамках практических занятий учебного процесса в высшей школе. Мультимедиа как новый вид экранного искусства развивается на базе многих традиционных искусств и средств массовых коммуникаций с применением новейших цифровых технологий. Но главным источником появления мультимедиа являются экранные искусства: автор статьи подчеркивает зависимость мультимедиа режиссуры от драматургии экрана, базовых понятий композиции, сценария и коллективного труда. В этом контексте образовательное пространство режиссуры мультимедиа подразумевает не только разработку авторской концепции, но и процесс реализации замысла, производство мультимедийного произведения, и в соответствии с этим - руководство коллективным творческим процессом. Ведущая «роль» принадлежит режиссеру.
Соответственно, творческое и профессиональное становление режиссера мультимедиа требует системы профессиональной подготовки. В статье предлагаются авторские формы и методы работы со студентами на практических занятиях в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» (специальность 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»). Автор моделирует вместе со студентами реальный, «живой» процесс творчества, соединяя теоретический и практический материал, «погружаясь» с ними во все этапы процесса создания произведения (pre-production, production, рost-production), с распределением «ролей» (функций) между всеми участниками. Результат такой «живой школы» - иной уровень осознания будущими авторами экранных произведений комплекса задач, лежащих «между идеей и фильмом», которые необходимо выполнить силами разных специалистов и понимание алгоритма управления этим процессом.
Ключевые слова: режиссер мультимедиа программ; профессиональное высшее образование; экранные искусства; интерактивные технологии; производство мультимедийного произведения; моделирование творческого процесса; коллективное творчество; анимационный проект; съемочный процесс.
Идентификационный номер статьи в журнале 52PVN414
1 192238, Санкт-Петербург, ул.Фучика, 15
Мультимедийная система культуры, несмотря на свой «юный возраст», характеризуется исследователями как сложная, открытая и гибкая система, которая пронизывает все информационное и социальное пространство, ее влияние фактически не имеет границ [5, с. 249-251]. Этот современный тип информационной культуры, компьютерные технологии предложили новое пространство для творчества - не только как поле для многовариантных форм демонстрации произведения, но и как «площадку» для активной деятельности. Речь идет об интерактивном медиа-искусстве, о синергии классических художественных приемов и технической составляющей искусства, о характере взаимоотношений традиционных и вновь появляющихся средств художественной выразительности [18, с. 309].
Новое средство коммуникации - мультимедиа представляет собой, по определению Е.Г. Яременко, «вид синкретичного сверхтехнологичного экранного искусства, совокупность цифровых и электронных устройств, средств и продуктов (художественно-эстетических, утилитарных и т.д.), обладающих многосоставностью (по видам искусства, художественным и техническим формам, по сферам деятельности), объединяющий различные виды и жанры аудиовизуальных произведений, средств массовой коммуникации» [7, с. 5]. Данное пояснение не является окончательно сложившимся определением в контексте не прекращающегося поиска сущности, изучения генезиса и эволюции явления. Так, обсуждается право считать «мультимедийными» работы современных художников с использованием традиционных выразительных средств экранных искусств - авторское повествование, художественный образ, кадр, ракурс, мизансцена, нарративный монтаж и пр. Им на смену предлагается иной набор, гарантирующий принадлежность к «мультимедийности»: экспериментальное пространство, симуляция (моделирование), база данных, перформативность, интерфейс, синестезия и пр. (А.А. Деникин [4]).
Так или иначе, «цифровой способ создания экранного изображения и звука все чаще приходит на смену традиционному аналоговому способу фиксации, и это влечет изменение привычной экранной эстетики» [10]. Интерактивность в различных видах экранного искусства становится одновременно и творческим инструментом автора и уникальным способом восприятия произведения зрителем и формой существования произведений [17, с. 439]. В.Д. Сошников, И.А. Шадхан подчеркивают особую значимость «новой коммуникативной технологии, которая стала активно влиять на сложившийся, традиционный язык экрана, создавая инструментарий со своими выразительными средствами, формирующими эволюцию художественного мышления и восприятия» [16, с. 9-11].
Произведения мультимедиа, несмотря на определенную компьютерную спецификацию и насыщенность интерактивными технологиями, подчиняются законам драматургии экрана, в изобразительном решении отвечают базовым понятиям композиции, основываются на сценарии и являются результатами коллективного труда. Пространство мультимедиа подразумевает не только разработку авторской концепции, но и реализацию замысла, процесс непосредственного производства мультимедийного произведения, и в соответствии с этим — руководство коллективным творческим процессом, т.е. основная «роль» принадлежит режиссеру.
По утверждению Н.И. Дворко, инициатора и разработчика государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Режиссура мультимедиа-программ», специфические особенности режиссуры мультимедиа основываются на знании эстетической природы интерактивных художественных сред, особенностей их восприятия, выразительных возможностей мультимедиа и систем виртуальной реальности, требований интерактивности к литературной первооснове произведения и на умении использовать передовые компьютерные и информационно-
коммуникационные технологии. Режиссура мультимедиа - это «профессиональная творческая деятельность, направленная на эстетическую и смысловую организацию интерактивного художественного пространства как образного целого» [3].
Согласно ГОС ВПО, режиссер мультимедиа-программ должен быть «подготовлен к созданию по собственному художественному замыслу на основе литературного сценария мультимедиа-программы (интерактивное художественное пространство), объединяя и направляя при этом творчество художников компьютерной графики и анимации, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, реализуя весь спектр технических возможностей компьютерных технологий. В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой режиссер мультимедиа-программ может заниматься творческой деятельностью в области любых видов компьютерных искусств и экранного творчества, а также организационно-творческой и педагогической деятельностью»2. Мастерство мультимедиа режиссера заключается в том числе, по мнению Н.И. Дворко, и в том, чтобы «профессионально грамотно режиссировать опыт пользователя».
Исходя из понимания того, что режиссура мультимедиа это «не просто универсальный набор приемов и форм, это - динамичный художественный процесс» [3], то творческое и профессиональное становление режиссера мультимедиа, «мастера» требует системы профессиональной подготовки. Его подготовка должна быть качественной, строиться на «сочетании фундаментального профессионального образования в области сценической и экранной режиссуры и изучении специфических особенностей нового вида режиссерского творчества, овладении передовыми компьютерными технологиями» [14]. Опыт работы по подготовке новой специальности в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» «вывел своеобразную аксиому: школа режиссуры + компьютерные технологии = режиссура мультимедиа» [15, с. 4]. Специализация «Режиссер мультимедиа» является частью специальности 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»3. В ее рамках студенты создают экранные произведения различной сложности: анимационные фильмы, интерактивные произведения, художественные короткометражные фильмы, телевизионные сюжеты, компьютерные игры, образовательные приложения, презентационные рекламные интерактивные произведения и т.д. Эти результаты творчества объединяет «корневая» принадлежность к экранным искусствам, что позволяет говорить о подготовке режиссера, который имеет теоретические и практические представления о принципах и правилах создания достаточно широкого спектра современных мультимедийных произведений, но в основе своей практической деятельности решающий задачи управленческого и корректирующего свойства. По сути, режиссер (фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю» [12]) оказывается директором группы специалистов: на основе авторской идеи он создает концептуальную модель звукозрительного образа мультимедийного произведения и руководит созданием интерактивного художественного пространства, объединяя и направляя творчество художника, аниматора, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, программиста и реализуя весь спектр новых возможностей компьютерных технологий и т.д. [3]. Профильность этих специалистов определяется спецификой конечного продукта: при создании компьютерной игры значительную их часть будут составлять программисты, при помощи компьютерного кода «оживляющие» созданный виртуальный мир; при создании
2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность 053600 - Режиссура мультимедиа-программ. Квалификация: режиссер мультимедиа-программ. Номер гос. регистрации 542 иск/сп. 17.12.2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www. edu. ru/db/portal/spe/os_zip/053600_2002. html.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 55.05.01 (070601.65) Режиссура кино и телевидения. 24.01.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm88-1.pdf.
художественного фильма «спектр» специалистов - от костюмеров до пиротехников. И над ними оказывается режиссер, обладающий достаточными знаниями в специфике работы каждого из участников процесса создания произведения, чтобы направлять их для достижения задуманного результата. М.И. Ромм был убежден, что необходим «человек, который бы стал в центре этой многообразной работы по превращению написанного слова в кадр кинокартины. Этот человек - режиссер» [13, с. 12-13.].
Одним из направлений деятельности режиссера является создание художественного игрового кино. За время существования киноиндустрии были выработаны правила работы коллективов различного состава по количеству и качеству специалистов. Поэтому в рамках обучения специальности достаточное внимание уделяется изучению опыта подобной работы: изучение специфики режиссерского видения произведения, творческой работы над ним; анализ использования тех или иных художественных приемов, их развитие в контексте истории кино, их значимость в искусствоведческом плане. Такое содержание работы помогает «разобрать» произведение на составные части и вычленить элементы, определяющие успех кадра, сцены, фильма. Безусловно, в совокупности с изучением основ написания сценария этот подход дает определенные практические результаты - студенты начинают осознавать взаимосвязь художественного замысла с результатом. Но появляется проблема невозможности применения полученных знаний на практике, соответственно и отсутствия понимания порядка проведения конкретных мероприятий, направленных на получение результата - студенты оказываются «заложником» своих теоретических представлений о процессе производства фильма. Не решая практических задач, они не догадываются о специфике «превращения» художественного теоретического замысла в конкретную физическую копию фильма, записанную на носитель и в этом случае без поддержки практикой даже самые интересные, творческие идеи остаются лишь в теоретической форме.
Образовательная программа режиссера мультимедиа предполагает на каждом курсе время для работы над индивидуальным экранным произведением любой формы. Но, как было сказано ранее, особенности режиссерской практики - коллективное творчество. Поэтому необходимо в рамках обучения не только рассказывать о возможностях всех форм мультимедийных произведений, но и стараться как можно ближе «столкнуть» студента с проблемами, которые возникают в процессе их создания у каждого специалиста, на каждом из этапов. Голландский кинорежиссер Й. Стеллинг называет состояние во время работы с группой «полетом» и вспоминает, что он начал снимать фильмы, делая все самостоятельно, но потом «понял, что люди, окружающие меня и помогающие мне, должны быть каждый лучше меня в своем деле», и именно в процессе съемок, когда режиссер объединяет группу людей и мотивирует ее «работать и выкладываться» возникает это особое ощущение [11]. С. Лотфи, цитируя Орсона Уэллса, с уверенностью утверждает, что «писателю нужна ручка, а художнику - кисть, но режиссеру нужна целая армия»: сделать «фильм в одиночку невозможно», режиссер успешен настолько, «насколько он умеет работать с командой и актерами» [6]. Задача режиссера, считает Б. Тарр, - следить за всем процессом, «от первого снятого кадра до самого конца» [2].
Практику коллективной практической работы активно реализуют зарубежные коллеги. Так, например, в «Нью-Йоркской киношколе» [1] существует несколько видов интенсивов, где практическим занятиям уделено намного больше времени, чем теоретическим. За достаточно сжатые сроки студенты создают до 10-15 короткометражных художественных фильмов, на каждом из которых выполняют разные задачи - от сценариста и режиссера до осветителя и грузчика. Это позволяет им понять специфику работы и потребности каждого из специалистов, понять какой вклад они вносят в конечный результат. По итогам таких интенсивов студенты готовы браться за сложные проекты, уже не допуская стандартных ошибок, и с большим уважением и пониманием относятся к съемочной группе, способны
оценивать реальные сроки производства и, главное, - понимать связь художественного замысла с принятием конкретных решений до, после и непосредственно во время съемок. Ч. Хамфри из Киноцентра Питсбурга высказывает похожее мнение в открытой дискуссии, проведенной журналом Movie Maker в феврале 2007 г. среди директоров различных киношкол и институтов Америки: «Кинопроизводство - совместный труд и самая коллективная из всех современных форм искусства. Киношкола помогает понять, как нужно работать в коллективном пространстве» [9].
В условиях российского высшего гуманитарного образования подобная практика в широком масштабе по многим причинам пока невозможна. Поэтому поиск «свободного пространства» может осуществляться в рамках программы обучения. Так, на 2 курсе в рамках практических занятий по подготовке режиссера мультимедиа возможно «погружение» в процесс производства фильма, что и было сделано в течение 2-х недель в СПбГУП.
Для этого необходимо было решить ряд организационных вопросов. В первую очередь пришлось отказаться от возможности выполнения каждым студентом всего объема задач. Было решено работать над одним короткометражным фильмом. Но каждый студент должен был выполнять функции определенных специалистов, задействованных в процессе производства фильма. Процесс разделен на три этапа - подготовительный (пре-продакшн), съемочный (продакшн) и монтажно-тонировочный (пост-продакшн). На всех этапах один и тот же студент выполнял задачи, которые ему диктовала его роль в проекте. Но не все специалисты, задействованные в производстве фильма, участвуют во всех трех этапах, поэтому некоторым из студентов были даны дополнительные задания по теме фильма, связанные с их основной специальностью (режиссура мультимедиа).
Перед студентами стояла задача после ознакомления с теоретическими источниками провести презентацию одной из кинопрофессий. В рамках этой презентации демонстрировались фотографии со съемочных площадок, фрагменты фильмов и закадровые материалы, озвучивался список литературы для подробного ознакомления. После цикла презентаций все студенты в общих чертах представляли особенности работы каждой из специальностей. Также перед студентами стояла задача по результатам работы над проектом представить подробный отчет об особенностях конкретной деятельности в рамках определенной «роли» для других участников проекта, чтобы информировать их обо всех особенностях и сложностях каждой из специальностей.
Решение по участию студента в роли одного из специалистов принимались коллективно. Для регулирования спорных моментов студентами был выбран продюсер. В его задачу входило управление всеми процессами, связанными с производством фильма, контроль исполнения поставленных задач и дальнейшая отчетность. Решение продюсера в спорных вопросах хотя и могло осуждаться большинством, но было окончательным и являлось гарантом контроля над ситуацией, как это и принято при создании художественных фильмов. Сценарий к фильму также выбирался коллективно из всех сценарных заявок, которые были предложены студентами. После выбора сценария определялся список специалистов, необходимых для создания фильма.
На курсе было 27 студентов, и распределение ролей выглядело следующим образом (см. таблицу (таблица составлена автором)).
Таблица
Распределение ролей между студентами на каждом их этапов создания фильма
№ пп Пре-продакшн Про-дакшн Пост-продакшн
1 Художник-раскадровщик Фотограф на площадке Обработка фотографий
2 Второй помощник режиссера Второй помощник режиссера (хлопушка) Помощник дизайнера
3 Помощник художника-постановщика Помощник художника-постановщика Дизайнер постпродакшена4
4 Осветитель Осветитель, дольщик Создание субтитров
5 Сценарист Помощник режиссёра по сценарию Монтаж закадровых материалов
6 Помощник художника-раскадровщика Помощник художника-раскадровщика Дизайн титров5
7 Администратор Администратор Администратор
8 Звукорежиссер6 Звукорежиссер Звукорежиссер
9 Продюсер Продюсер, супервайзер компьютерной графики Продюсер, режиссер компьютерной графики и анимации
10 Локейшн-менеджер Реквизитор Реквизитор
11 Технический специалист по свету' Гаффер8 Создание субтитров
12 Художник по костюмам Художник по костюмам Художник по костюмам
13 Художник-постановщик9 Художник-постановщик Художник-постановщик
14 Оператор-постановщик10 Оператор-постановщик Оператор-постановщик
15 Линейный продюсер11 Линейный продюсер Линейный продюсер
16 Художник-декоратор Художник-декоратор Художник
17 Режиссер Режиссер Режиссер
18 Художник по свету Художник по свету Художник по свету
19 Декоратор Декоратор Декоратор
20 Ассистент оператора (фокус-пуллер) Ассистент оператора (фокус -пуллер) Ассистент оператора
21 Режиссер монтажа Режиссер монтажа Режиссер монтажа
22 Помощник декоратора Оператор закадровых материалов Монтаж закадровых материалов
4 В задачу дизайнера входит соблюдение единого стилевого решения для всего графического исполнения фильма: титры, переходы, специальные визуальные эффекты. Находится в сотрудничестве с художником-постановщиком, режиссером монтажа и принимает активное участие в цветокоррекции.
5 Типографика, анимация и дизайн титров. Находится в подчинении у дизайнера пост-продакшена.
6 На подготовительном этапе - подбор необходимого технического оборудования для звукозаписи. Осмотр помещений с точки зрения качества акустики. Запись атмосферы и шумов, необходимых для будущей фонограммы.
7 На этом периоде в задачу специалиста по свету входит технический подбор необходимого освещения, исходя из творческой задачи. Плотная работа с художником-постановщиком, оператором, режиссером и линейным продюсером.
8 Начальник группы осветителей. Человек, отвечающий за операторское освещение.
9 Разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).
10 Руководитель операторской группы и группы осветителей, который в конечном счете несет ответственность за соответствие изобразительного ряда первоначальному режиссёрскому замыслу. На пост-продакшене - участие в процессе цветокоррекции.
11 Составляет план съёмочного процесса, на основании плана прикидывает бюджет фильма, какую сумму потратить на съёмку каждой сцены, отслеживает расход средств, выплату гонораров, контролирует работу всех вовлечённых в процесс сотрудников, причём на каждом этапе кинопроизводства.
№ пп Пре-продакшн Про-дакшн Пост-продакшн
23 Кинооператор Кинооператор Кинооператор
24 Помощник звукорежиссера Бум-оператор Помощник звукорежиссера
25 Помощник режиссера Помощник режиссера Помощник режиссера
26 Кастинг-директор Помощник режиссера по работе с актерами Дизайнер афиши
27 Гример Гример Гример
Для определения функционала и места каждого в команде была составлена схема, в которой учитывалась иерархия и на уровне ответственности начальников групп за результаты деятельности своих подчиненных, и за линии коммуникации, как это и принято при производстве фильма. Распределение «ролей» по группам и взаимоотношения участников в иерархическом порядке представлено на рисунке (схема составлена автором).
РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ: Продюсер
Линейный продюсер Администратор
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:
Сценарист Художник-постановщик
Помощник художника-постановщика Художник-раскадровщик Помощник художника-
РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА:
Режиссер
Помощник режиссера. Второй помощник режиссера (хлопушка). Локейшн-менеджер. Кастинг-директор, помощник режиссера по работе с актерами
ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА: Оператор-постановщик Кинооператор Ассистент оператора Дольщик ЗВУКОЦЕХ: Звукорежиссер Бум-оператор
ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ЦЕХ:
Художник по свету Гаффер Осветитель
ГРИМЕРНЫЙ И КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ: Гример Художник по костюмам
ЦЕХ ДЕКОРАЦИЙ И РЕКВИЗИТА:
Художник-декоратор
Декоратор Помощник декоратора Реквизитор
-О-
Рис. Распределение «ролей» по группам (выделены иерархические уровни,жирным шрифтом -
начальники групп)
Одной из важнейших задач, поставленных перед студентами, была организация коллективного творчества, работа в команде, отчетность друг перед другом и понимание своей ответственности за общий результат. Это стало серьезным испытанием, потому что воспитание режиссера предполагает развитие лидерских качеств, а в ситуации, где было 2 7 будущих режиссеров, умение найти свое место в команде и подчиниться общей задаче оказалось одной из сложнейших проблем.
В результате студентами был пройден полный цикл создания художественного короткометражного фильма - от создания художественного замысла до его воплощения в виде законченного экранного произведения с его последующей демонстрацией. Были написаны несколько видов сценария, проведен кастинг, созданы раскадровки, найдены локации, проведены съемки, синхронная запись звука, монтаж и цветокоррекция. Также дополнительно был создан сайт о фильме, написаны субтитры на английском языке, сделан трейлер и плакат фильма.
Важно отметить, что главным достижением проекта «погружения» можно считать реализацию студентами возможности допустить и оценить все типичные ошибки начинающего режиссера, в основном организационного порядка. Из-за непонимания важности координации процесса производства многие отделы выбились из графика и не смогли вовремя выполнить свои задачи. Внутри коллектива произошли важные перестановки - смещение продюсера, смена сценария, превышение графика съемок на еще один съемочный день и т.д. Многие не смогли сдержаться и активно ссорились на почве творческих разногласий. И здесь нельзя не вспомнить слова Ч. Хамфри о том, что хорошая практическая школа может «помочь молодому художнику изжить свои нарциссические идеалы и осознать ценность совместного творчества» [9]. Несмотря на то, что фильм был сдан в срок, это потребовало от многих участников вложения больших, чем предполагалось, усилий и поиска нестандартных способов оптимизации процесса производства фильма.
Для закрепления полученных уроков по результатам практики был проведен анализ готового студенческого фильма на тех же основаниях, что и любой другой из известных фильмов, изучаемых в рамках учебных занятий. Также каждый из студентов выступил с подробным докладом о специфике своей работы в рамках выбранной роли. Согласно установленным требованиям, доклады состояли из двух частей - «профессиональной» об особенностях работы специалиста и «человеческой», в которой был представлен анализ собственных ошибок и представлений о том, что происходило в других отделах. В рамках своих выступлений, слушая доклады своих коллег, студенты признавались, что теперь иначе смотрят на процесс создания художественного произведения. Они стали понимать ценность коллективного творчества и значимость каждого из участников в конечном продукте. Для закрепления результата педагогом были разобраны каждая из возникших ситуаций с примерами подобных эпизодов из жизни великих режиссеров.
Полученный эффект оказался соединения теории и практики оказался более чем впечатляющим. Пережив за короткий промежуток времени определенные трудности, студенты иначе стали подходить к выполнению всех творческих заданий, предлагаемых в рамках обучения. Для них стал более «прозрачен» процесс превращения художественного замысла в результат, алгоритм управления этим процессом, что принципиально важно для автора экранного произведения, поскольку между идеей и фильмом лежит большое количество задач, которые необходимо выполнить силами разных специалистов, управлять и направлять усилия которых входит в задачу режиссера, чтобы максимально приблизить результат к задуманному.
Эмоциональную составляющую практики погружения в творческий процесс создания мультимедиа произведения можно выразить словами Л.Г. Пааташвили: «безудержно работает фантазия, самые неожиданные замыслы теснят друг друга» [8, с. 15]. Студенты, пройдя через «испытание профессией» в учебном пространстве, оказываются в ситуации, когда столкновение с реальными проблемами формирует некий обязательный для соблюдения свод правил и мер, создает собственный инструментарий для разрешения насущных вопросов, дает понимание влияния решений на работу - свою и всей группы, умение принимать разумные, взвешенные решения [9]. Они становятся сторонниками отношения к профессии С. Лотфи:
«Это чрезвычайно увлекательная профессия, но она же может пугать многочисленными возможными препятствиями, которые придется преодолеть на пути; и в то же время в ней есть какое-то удивительное ощущение смысла от того, что ты взаимодействуешь с другими и все вместе вы творите замечательное дело. Думаю, именно поэтому я люблю эту профессию» [6].
Рассмотренные в статье формы и методы работы могут быть использованы на практических занятиях творческих дисциплин соответствующих факультетов и профильных вузов, связанных с созданием коллективного творческого продукта, учтены при разработке рабочих учебных программ с целью решения задачи повышения уровня подготовки профессиональных кадров в высшей школе в контексте постоянно изменяющихся требований.
ЛИТЕРАТУРА
1. New York Film Academy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nyfa.edu/.
2. Бела Тарр: «Кинематографист — несчастливая профессия» // Искусство кино. -2012. - № 4 (апрель). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/04/bela-tarr-kinematografist-neschastlivaya-professiya-master-klass-rezhissera.
3. Дворко Н.И. Режиссура мультимедиа: Генезис, специфика, эстетические принципы доктор искусствоведения. /Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. - СПб., 2004. - 334 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rezhissura-multimedia-genezis-spetsifika-esteticheskie-printsipy.
4. Деникин А.А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям // Художественная культура / Art & Culture Studies: Электронный рецензируемый научный журнал.
- 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/yazyki/843.html.
5. Елинер И.Г. Феномен мультимедийной системы и проблемы ее оптимизации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 106. - С. 249-256.
6. Лотфи С. Создание кино: мнение независимого кинорежиссера // WIPO: Всемирная организация интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/ip-outreach/ru/ipday/2014/lotfi_interview.html.
7. Отчет о научно-исследовательской работе «Язык мультимедиа. Эволюция экрана и аудиовизуального мышления (Заключительный. Основная книга) / А.М. Буров, С.М. Соколов, Н.В. Лукиных, Н.Б. Маньковская, А.М. Орлов, О.С. Горностаева, В.М. Монетов; рук. темы: Е.Г. Яременко. Исполнение гос. контракта от 30.05.2012 г. № 1021-01-41/06-12. / ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова» (ВГИК). - М ., 2012. - 349 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/08_11_2012_4.pdf.
8. Пааташвили Л.Г. Полвека у стены Леонардо. Из опыта операторской профессии.
- М.: Издательство 625, 2006. - 272 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media-shoot.ru/books/paatashvili-pol_veka_u_steny_leonardo.docx.
9. Паисова Е. Дженифер Вуд: Кинообразование в США. Дискуссия руководителей ведущих киношкол - американская киношкола в кабинете директора // Искусство кино. - 2009. - №6, июнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2009/06/n6-article12/.
10. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты: Автореферат дис. ... д-р искусствоведения. / Санкт-Петербургский гос. университет; Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. - СПб., 2009 // DiBase.ru. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dibase.ru/article/13042009_pozninvfZ1.
11. Профессия - кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссеров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 742 с. http://bookatruck.net/book_166_glava_14_JJos_Stelling,_kinorezhisser,_.html.
12. Режиссер // Толковый словарь русского языка V&V Project [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://formaslov.ru/.
13. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре: Учебное пособие. - М.: Союз кинематографистов СССР; Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. -264 с.
14. Симакова С. Интерактивное повествование - это огромный айсберг // Cheldiplom.ru. 74.ru - новости Челябинска: Новостной портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheldiplom.ru/text/education2/454189.html.
15. Сошников В.Д. Создание теории и новых подходов в обучении режиссера мультимедиа // Подготовка современных специалистов аудиовизуальных искусств: проблемы, поиски, решения: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 27 марта 2008 года. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С.3-6.
16. Сошников В.Д., Шадхан И.А. Новое искусство - теория, практика, образование // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, 25 апреля 2014 г. - СПб. : СПбГУП, 2014. - 96 с.
17. Чичканов Е.С. Влияние интерактивности на средства художественной выразительности цифровых экранных искусств (на примере монтажа) // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 5. По материалам V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (17 июня 2011 г., г.Самара). - Самара: ЦДК «F1»; изд-во «Инсома - Пресс», 2011. - С.438-446.
18. Чичканов Е.С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. -2009. - Том 15. Основной выпуск. - №4, октябрь-ноябрь. - С.309-313.
Рецензент: Искрин Никита Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ВПО ДПО (ПК) «Самарский государственный институт повышения квалификации работников образования» (СИПКРО).
Egor Chichkanov
St.Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Russia, St.Petersburg E-Mail: [email protected]
Educational space for the multimedia director: the specificity of practical exercises
Abstract. The main theme of the article is a new and successful experience of training directors multimedia programs on practical training of educational process in higher school. Media artwork as a new art form of screen art develops on the basis of many traditional arts and mass media communications with application of the newest digital technology. But the main base of art media is the art of the screen: the author of the article underlines this dependence multimedia directing from the dramatic composition of the screen art, the basic compositional principles, script and teamwork. From this point of view educational space of directing media includes not only elaborate the author's concept of the project, but the process of successfully realize these idea, creation of multimedia movie and function as a director of the group's creative work. The main «role» belongs to the director.
From this it follows that the creative and professional development director multimedia requires a system of professional training. The article contains the author's forms and methods of work with students on practical training in St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences (specialty 55.05.01 «Direction of cinema and television»). The author together with students makes the model of the actual creative process of making the movie based on the theoretical and practical material. This «direct participation» of students in all stages of the process of creating works (pre-production, production, post-production), with the distribution of roles (functions) between all participants is very effective. The result of this «live schools» have a different level of understanding among students of the complex tasks that lie between the idea and the film that must be done by different specialists and understanding of the algorithm of management of this process.
Keywords: director multimedia programs; professional higher education; screen arts; computer technology; the production of multimedia works; the model of the creative process; «direct participation» of students in stages of the process of creating works; collective work; animation movie; shooting with the camera.
Identification number of article 52PVN414
REFERENCES
1. New York Film Academy. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nyfa. edu/.
2. Bela Tarr: «Kinematografist — neschastlivaja professija» // Iskusstvo kino. - 2012. -№ 4 (aprel'). [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kinoart.ru/archive/2012/04/bela-tarr-kinematografist-neschastlivaya-professiya-master-klass-rezhissera.
3. Dvorko N.I. Rezhissura mul'timedia: Genezis, specifika, jesteticheskie prin-cipy doktor iskusstvovedenija. /Sankt-Peterburgskij Gumanitarnyj universitet prof-sojuzov.
- SPb., 2004. - 334 s. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/rezhissura-multimedia-genezis-spetsifika-esteticheskie-printsipy.
4. Denikin A.A. Mul'timedia i iskusstvo: ot mifov k realijam // Hudozhestven-naja kul'tura / Art & Culture Studies: Jelektronnyj recenziruemyj nauchnyj zhurnal. - 2013.
- № 6. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/yazyki/843.html.
5. Eliner I.G. Fenomen mul'timedijnoj sistemy i problemy ee optimizacii // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. -2009. - № 106. - S. 249-256.
6. Lotfi S. Sozdanie kino: mnenie nezavisimogo kinorezhissera // WIPO: Vse-mirnaja organizacija intellektual'noj sobstvennosti. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://www.wipo.int/ip-outreach/ru/ipday/2014/lotfi_interview.html.
7. Otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote «Jazyk mul'timedia. Jevoljucija jek-rana i audiovizual'nogo myshlenija (Zakljuchitel'nyj. Osnovnaja kniga) / A.M. Burov, S.M. Sokolov, N.V. Lukinyh, N.B. Man'kovskaja, A.M. Orlov, O.S. Gornostaeva, V.M. Monetov; ruk. temy: E.G. Jaremenko. Ispolnenie gos. kontrakta ot 30.05.2012 g. № 1021-01-41/06-12. / FGBOU VPO «Vserossijskij gosudarstvennyj universitet kinematografii imeni S. A. Gerasimova» (VGIK). - M ., 2012. - 349 s. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/08_11_2012_4.pdf.
8. Paatashvili L.G. Polveka u steny Leonardo. Iz opyta operatorskoj profes-sii. - M.: Izdatel'stvo 625, 2006. - 272 s. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://media-shoot.ru/books/paatashvili-pol_veka_u_steny_leonardo.docx.
9. Paisova E. Dzhenifer Vud: Kinoobrazovanie v SShA. Diskussija rukovodite-lej vedushhih kinoshkol - amerikanskaja kinoshkola v kabinete direktora // Iskusstvo kino. - 2009. - №6, ijun'. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kinoart.ru/archive/2009/06/n6-article12/.
10. Poznin V.F. Vyrazitel'nye sredstva jekrannyh iskusstv: jesteticheskij i teh-nologicheskij aspekty: Avtoreferat dis. ... d-r iskusstvovedenija. / Sankt-Peterburgskij gos. universitet; Sankt-Peterburgskij Gumanitarnyj universitet profsojuzov. - SPb., 2009 // DiBase.ru. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://dibase.ru/article/13042009_pozninvf71.
11. Professija - kinematografist: Vysshie kursy scenaristov i rezhisserov za 40 let / Sost. P.D. Volkova, A.N. Gerasimov, V.I. Sumenova. - Ekaterinburg: U-Faktorija, 2004. -742 s. http://bookatruck.net/book_166_glava_14_JJos_Stelling,_kinorezhisser,_.html.
12. Rezhisser // Tolkovyj slovar' russkogo jazyka V&V Project [Jelektronnyj re-surs]. -Rezhim dostupa: http://formaslov.ru/.
13. Romm M.I. Besedy o kinorezhissure: Uchebnoe posobie. - M.: Sojuz kinemato-grafistov SSSR; Bjuro propagandy sovetskogo kinoiskusstva, 1975. - 264 s.
14. Simakova S. Interaktivnoe povestvovanie - jeto ogromnyj ajsberg // Cheldip-lom.ru. 74.ru - novosti Cheljabinska: Novostnoj portal. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://cheldiplom.ru/text/educati on2/454189. html.
15. Soshnikov V.D. Sozdanie teorii i novyh podhodov v obuchenii rezhissera mul'timedia // Podgotovka sovremennyh specialistov audiovizual'nyh iskusstv: proble-my, poiski, reshenija: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 27 marta 2008 goda. - SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2008. - S.3-6.
16. Soshnikov V.D., Shadhan I.A. No-voe iskusstvo - teorija, praktika, obrazovanie // Problemy podgotovki rezhisserov mul'ti-media : materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 25 aprelja 2014 g. - SPb. : SPbGUP, 2014. - 96 s.
17. Chichkanov E.S. Vlijanie interaktivnosti na sredstva hudozhestvennoj vyrazi-tel'nosti cifrovyh jekrannyh iskusstv (na primere montazha) // Nauchnye problemy obrazo-vanija tret'ego tysjacheletija: Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 5. Po materialam V Vseros-sijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye pro-blemy obrazovanija tret'ego tysjacheletija» (17 ijunja 2011 g., g.Samara). - Samara: CDK «F1»; izd-vo «Insoma - Press», 2011. - S.438-446.
18. Chichkanov E.S. Interaktivnost' kak sredstvo hudozhestvennoj vyrazitel'no-sti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. - 2009. -Tom 15. - Osnovnoj vypusk. - №4, oktjabr'-nojabr'. - S.309-313.