Научная статья на тему 'ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В САРАТОВЕ: ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ'

ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В САРАТОВЕ: ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА / КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганеев Виталий Ринатович

Цель статьи - проследить историю развития гитарного искусства и его современное состояние в провинции. Научная новизна заключается в рассмотрении развития искусства классической гитары в Саратове, т.к. оно обладает некоторыми особенностями и вместе с тем достаточно типично для провинциальных городов России. В результате исследования автор приходит к выводу, что проводимые Министерством культуры Саратовской области мероприятия, направленные на поддержку образования в сфере культуры и искусства в регионе, не решают в полной мере проблемы недостатка квалифицированных преподавателей игры на гитаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF CLASSICAL GUITAR IN SARATOV: PERSONALITIES AND EVENTS

The aim of the article is to trace the history of guitar art development and its current state in the province. The scientific novelty lies in the consideration of the classical guitar art development in Saratov, because it has some features and at the same time is quite typical for the provincial cities of Russia. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the activities carried out by the Ministry of Culture of the Saratov region aimed at supporting education in the field of culture and art in the region do not fully solve the problem of the lack of qualified guitar teachers.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ В САРАТОВЕ: ЛИЧНОСТИ И СОБЫТИЯ»

rpornoTQ Манускрипт • Manuscript

2022. Том 15. Выпуск 1. С. 15-18 | 2022. Volume 15. Issue 1. P. 15-18

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Искусство классической гитары в Саратове: личности и события

Ганеев В. Р.

Аннотация. Цель статьи - проследить историю развития гитарного искусства и его современное состояние в провинции. Научная новизна заключается в рассмотрении развития искусства классической гитары в Саратове, т.к. оно обладает некоторыми особенностями и вместе с тем достаточно типично для провинциальных городов России. В результате исследования автор приходит к выводу что проводимые Министерством культуры Саратовской области мероприятия, направленные на поддержку образования в сфере культуры и искусства в регионе, не решают в полной мере проблемы недостатка квалифицированных преподавателей игры на гитаре.

EN

The Art of Classical Guitar in Saratov: Personalities and Events

Ganeev V. R.

Abstract. The aim of the article is to trace the history of guitar art development and its current state in the province. The scientific novelty lies in the consideration of the classical guitar art development in Saratov, because it has some features and at the same time is quite typical for the provincial cities of Russia. As a result of the study, the author comes to the conclusion that the activities carried out by the Ministry of Culture of the Saratov region aimed at supporting education in the field of culture and art in the region do not fully solve the problem of the lack of qualified guitar teachers.

Введение

Интерес к исполнительству на гитаре в российской провинции всегда был не меньший, чем в центральных городах - Санкт-Петербурге и Москве. Именно в российской провинции формировалось неповторимое своеобразие русской гитарной школы, а провинциальные педагоги и исполнители часто создавали столичным «корифеям» весьма ощутимую конкуренцию.

Так, в 1924 г. (другие источники называют 1927 г.) в г. Куйбышеве в музыкальном техникуме открывает первый в СССР класс гитары Леонид Васильевич Девятов (1887-1948). Другой известный в России гитарист -Василий Иванович Яшнев (1879-1962) - был инициатором создания Куйбышевской консерватории. Б. Вольман (1961) пишет: «...уехав на два года в Куйбышев, он вел курс истории музыки в Куйбышевском университете и был директором образовавшейся с его помощью Куйбышевской консерватории» (примерно 1920-1922) (с. 160). В 1929 г. в Томске Арсений Владимирович Попов (1892-1977) создал Общество гитаристов, выпустившее в 1950-1960-е годы 27 номеров бюллетеня «Из блокнота гитариста». Хорошее знание иностранных языков и установленная А. В. Поповым еще с 1920-х годов переписка с ведущими зарубежными гитаристами, руководителями различных гитарных организаций и издательств позволили ему создать единственный в то время в СССР сборник статей, содержащий информацию о значительных гитарных событиях Европы и Америки.

Вообще, если говорить об исследовании истории развития гитарного искусства и его современного состояния, то наибольших успехов (если не считать В. П. Машкевича, который долгое время жил и работал в Москве) в этой области достигли именно провинциальные деятели. Выходцы из провинции были весьма неординарными и интересными исполнителями-гитаристами. П. С. Агафошин в своем докладе «Моя музыкально-педагогическая работа» (1950) дает характеристики своим «наиболее талантливым ученикам, получившим с его помощью среднее образование и занявшим то или иное видное положение в области гитары» (Классическая гитара., 1992, с. 172).

«Говоря о периферийных центрах гитарного искусства в России, нельзя миновать такого города, как Саратов», - пишет Б. Вольман (1961, с. 165). Развитие искусства классической гитары в Саратове обладает некоторыми особенностями и вместе с тем достаточно типично для провинциальных городов России.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20230002

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.orq/Licenses/by/4.0/

Основная часть

Начало гитарным традициям Саратова было положено деятельностью одного из ведущих российских гитаристов первой половины ХХ века - Александра Петровича Шулера. По материалам В. П. Машкевича, А. П. Шулер родился в 1889 г. Он имеет немецкие корни и очевидно относится к так называемым «поволжским немцам» (поиски сведений о его происхождении еще ведутся). По сведениям автора, А. П. Шулер умер в Саратове 8 июня 1934 года (запись акта о смерти № 3254 от 9 июня 1934 года). Б. Вольман (1968) называет

A. П. Шулера «ведущей фигурой среди саратовских гитаристов» (с. 164). По профессии А. П. Шулер был математиком и педагогом. Будучи учеником А. П. Соловьева, он отлично владел семиструнной гитарой и возглавил саратовский оркестр гитаристов. Связавшись с редакцией немецкого журнала «Друг гитары» (Der Gitarre Freund), выписал «Гитарную школу» Г. Альберта и, изучив ее, освоил игру на шестиструнной гитаре. Он создал ряд сочинений и транскрипций для этого инструмента («Тройка», «На Волге», «Вальс-фантазия» и др.), которые впоследствии были изданы в Вене и напечатаны в приложениях к уже названному журналу.

Там же (в №№ 9, 10 за 1929 г.) опубликована статья А. П. Шулера, в которой автор, ссылаясь на драму

B. А. Русанова «За и против», говорит о «смерти семиструнки» и предлагает читателям «Адажио» В. Моркова в собственном переложении для шестиструнной гитары. Под влиянием А. П. Шулера и другие саратовские гитаристы стали осваивать шестиструнную гитару. Так, уже к 1924 году все участники созданного А. П. Шулером в 1922 году оркестра среднего технического училища (иногда называемого кружком), состоявшего из мандолин и гитар, стали «шестиструнниками». Коллектив распался в 1934 году в связи со смертью его бессменного руководителя. Если год рождения музыканта, приведенный Машкевичем, верен, то А. П. Шулер руководил кружком гитаристов более 12 лет и скончался в возрасте 45 лет.

Используя свои творческие связи, Александр Петрович активно содействовал организации концертов зарубежных исполнителей в Саратове и других городах. Именно при его поддержке в 1933-1934 годах состоялись российские гастроли венского гитариста Йозефа Паммера, который сыграл заметную роль в развитии классической гитары в Саратове.

Известный российский историк гитары В. П. Машкевич в своих заметках «Гитаристы Германии и Австрии», хранящихся в настоящее время в Государственном музее им. Глинки, пишет: «Йозеф Паммер родился 12 мая 1904 года в Нейшдадте (Нижняя Австрия). Сын капельмейстера c шести лет начал изучать игру на скрипке под руководством своего отца. В возрасте пятнадцати лет тайно стал заниматься гитарой. После долгих поисков Паммер встретился с профессором Якобом Ортнером, который познакомил его с серьезной гитарной литературой» (ГЦММК им. Глинки, ф. 359, № 71, ед. хр. 8482). В 1931 году он окончил Венскую музыкальную академию (класс гитары) и совершил концертное турне по Австрии, Швеции и СССР. В 1934 году Й. Паммер выступал в Москве в зале Политехнического музея, во Владикавказе, Сталинграде и Саратове. В критической заметке о его концертах во Владикавказе, опубликованной в газете «Пролетарский осетин» 16 мая 1934 года, по словам В. П. Машкевича, «правильно оценивающей исполнение артиста», говорится следующее: «Мастерство, с которым Паммер исполняет на шестиструнной испанской гитаре классические произведения лучших иностранных композиторов, позволяет причислить его к ряду лучших гитаристов» (ГЦММК им. Глинки, ф. 359, № 71, ед. хр. 8482).

Среди последователей А. П. Шулера и Й. Паммера - братья Н. А. и П. А. Петровы, а также А. И. Чапурин. Эти гитаристы вели не только активную концертную деятельность, выступая в Саратове и других городах Советского Союза (например, в Новосибирске, Томске, Красноярске и т.д.), но и педагогическую, воспитывая собственных учеников. П. А. Петров вел класс гитары в Саратовском музыкальном училище в послевоенные годы. У А. И. Чапурина также были свои ученики, среди которых Евгений Алексеевич Марахтанов (1938-1994), открывший класс гитары сначала в Детской музыкальной школе № 1 (1971), а в дальнейшем - на образованном в 1974 году эстрадном отделении Саратовского музыкального училища.

К тому времени удалось начать преподавание гитары в музыкальных школах Саратова, что позволило воспитать квалифицированных педагогов и обеспечить профессиональное обучение детей. С этого момента можно говорить о создании начальной ступени в образовании исполнителей на классической гитаре, а, следовательно, о расширении базы в сфере профессионального гитарного искусства Саратова. Е. А. Марахтанов, являющийся профессиональным исполнителем и педагогом, воспитал ряд учеников, отдельные из которых заслуживают особого внимания. Например, Вячеслав Михайлович Тюрин (1952-2001), впоследствии ставший преподавателем класса гитары на эстрадном и народном отделениях, и Леонид Леонидович Байтман (р. 1962) - дипломант I Всесоюзного фестиваля гитарной музыки. В. М. Тюрин проработал в Саратовском музыкальном училище более двадцати пяти лет, и за это время в его классе обучались многие талантливые студенты, впоследствии ставшие профессиональными исполнителями и педагогами. Среди них можно назвать Сергея Николаевича Матохина (р. 1967), в дальнейшем открывшего классы гитары сначала в Музыкальном училище г. Волгограда, а затем в Волгоградском муниципальном институте искусств им. П. А. Серебрякова. Будучи композитором и аранжировщиком, он явился также создателем ансамбля современной музыки «Золотая Орда», успешно гастролирующего в Польше, Испании, Германии, Англии и Франции. Другой ученик Вячеслава Михайловича - Игорь Исаакович Заславский (р. в 1965), с 1985 года также ставший преподавателем музыкального училища. И. И. Заславский вел активную концертную деятельность, выступая с сольными и камерными концертами во многих городах Советского Союза. Тесное творческое сотрудничество

Манускрипт. 2022. Том 15. Выпуск 1

17

связывало его с такими музыкантами, как Алексей Шмитов и Любовь Шишханова (орган), Андрей Виниченко (фортепиано), Эдуард Гавриленков (альт), Евгений Сыркин (скрипка), а так же Леонид Байтман (гитара).

Еще один выдающийся деятель гитарного искусства г. Саратова - Зиновий Иосифович Пиндрик (1939-2012). Будучи профессиональным скрипачом, он увлекся гитарой. В своем интервью автору он рассказывает, что это увлечение начиналось «как и у всех - с чужого примера». В 1972 году З. И. Пиндрик организовал гитарный ансамбль, которому уже в 1978 г. было присвоено звание Народный. Ансамбль вел активную концертную деятельность, выступая в разнообразных программах с самодеятельными и профессиональными вокалистами.

Существенным шагом на пути становления и развития профессиональной школы классической гитары в Саратове явилось открытие класса гитары на эстрадном факультете Саратовской государственной консерватории, что позволило И. И. Заславскому и Л. Л. Байтману продолжить свое профессиональное образование. Кроме саратовских гитаристов, в 1988 г. на заочное отделение Саратовской консерватории была принята выпускница Музыкального училища им. Гнесиных (класс преподавателя В. А. Ерзунова) Л. В. Лузгина (р. 1957), обучавшаяся на кафедре народных инструментов в классе преподавателя З. И. Пиндрика и окончившая консерваторию в 1993 г. Факультет, однако, просуществовал недолго, был осуществлен единственный набор, после чего прием абитуриентов был закрыт.

В 1985 году в Саратовском музыкальном училище появляются сразу три класса классической гитары (преподаватели: Е. А. Марахтанов, В. М. Тюрин, И. И. Заславский), что для средних учебных заведений Советского Союза в то время было чрезвычайно редким явлением. Характерной особенностью преподавания классической гитары в Саратовском музыкальном училище в этот период стало освоение студентами эстрадного отделения двух инструментов - классической гитары и электрогитары, что позволило им активно изучать современный, эстрадный и джазовый репертуар, а также основы импровизации. Лишь спустя годы начавший свою педагогическую деятельность в Музыкальном училище им. Гнесиных (г. Москва) А. И. Виницкий ввел изучение классической гитары в джазе в учебную программу среднего музыкального образования для гитаристов (на отделении народных инструментов названного музыкального училища). На эстрадных (или эстрадно-джазовых) отделениях других российских музыкальных учебных заведений среднего звена классическая гитара не изучалась вовсе.

Вторая половина 1980-х годов - период начала активной «гитарной жизни» в г. Саратове. В 1986 году был организован Первый городской конкурс-фестиваль авторов и исполнителей гитарной музыки. Наряду с многочисленными концертами И. И. Заславского и Л. Л. Байтмана, в залах филармонии и консерватории в этот период создаются гитарные абонементы, регулярно проходят концерты студентов класса гитары Саратовского музыкального училища, записываются программы с участием саратовских гитаристов на местном и Всесоюзном радио и телевидении.

Крупнейшим событием начала 1990-х годов стал Первый международный фестиваль гитаристов «Звезды гитары в Саратове» (1992), организованный по инициативе старшего преподавателя кафедры камерного ансамбля Саратовской консерватории О. В. Белоцерковского и преподавателя Саратовского музыкального училища И. И. Заславского. В Большом зале Саратовской консерватории выступали гитаристы из Испании, Германии, Кипра и России.

Созданная в 1997 г. Региональная ассоциация развития гитарного искусства организует в г. Саратове фестивали гитаристов, среди которых Второй международный фестиваль гитаристов «Звезды гитары в Саратове» (1997-1999), Всероссийский фестиваль молодых исполнителей «Весна гитары» (2000, 2002); семинары по истории гитарного исполнительства, мастер-классы ведущих отечественных и зарубежных исполнителей, а также абонементные циклы концертов гитарной музыки в зале Саратовской областной филармонии им. А. Г. Шнитке.

Отметим также успехи саратовской гитарной школы в области преподавания в начальном и среднем звене профессионального музыкального образования. С 1997 года учащиеся детских музыкальных школ и студенты Саратовского музыкального училища регулярно становятся лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

Однако, несмотря на многочисленные положительные факторы в становлении и развитии гитарных традиций г. Саратова, говорить о существовании здесь необходимых условий для развития искусства классической гитары еще преждевременно. В начале 2003 г. только в двух из двадцати семи музыкальных школ преподаватели-гитаристы имели диплом о высшем, и в пяти - диплом о среднем образовании по специальности «преподаватель гитары». Причина недостатка квалифицированных преподавателей кроется, прежде всего, в отсутствии возможности получения высшего образования в Саратове. В отличие от других культурных центров Поволжья (как, например, Волгоград, Астрахань и Нижний Новгород), где в музыкальных вузах уже существуют классы классической гитары, в то время в Саратовской государственной консерватории такой класс отсутствовал, что приводило к оттоку из Саратова молодых, перспективных и уже достаточно квалифицированных специалистов, поступающих в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Так, например, в период с 1993 по 2003 год Саратовское музыкальное училище (Саратовский областной колледж искусств) выпустило девятнадцать гитаристов, семнадцать из которых урожденные саратовцы. Из этого количества дипломированных специалистов в родном городе остались только два человека, остальные поступили в высшие учебные заведения других городов России и после получения высшего образования в родной город не вернулись.

Сегодня на 98 музыкальных школ и школ искусств Саратовской области приходится пять (!!!) преподавателей гитары, имеющих диплом о высшем профессиональном образовании. Учитывая тот интерес, которым

в настоящее время пользуется классическая гитара, большое количество детей, желающих обучаться гитарному искусству и недостаток квалифицированных педагогических кадров (и как следствие - преподавание гитары представителями других специальностей), данная ситуация неприемлема.

Саратовская государственная консерватория (первое в русской провинции высшее музыкальное учебное заведение России, открытое вслед за Петербургской и Московской консерваториями в 1912 году по решению Третьей Государственной Думы), являющаяся сегодня «современным многопрофильным вузом, которому по плечу решать самые сложные задачи, возникающие в сфере музыкального и театрального образования» (http://www.sarcons.ru/new/index.php/istorija-vuza.129.html), декларирующая в своем Уставе «удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах со средним и высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации» (Устав., 2011, с. 4), на протяжении многих лет игнорировала гитарное искусство Саратовской области. Лишь в 2017 г. в консерватории открылся класс классической гитары.

Заключение

Таким образом, очевидно, что проводимые областным Министерством культуры многочисленные мероприятия, направленные на поддержку образования в сфере культуры и искусства в регионе, в том числе в рамках целевой программы «Развитие культуры» - курсы повышения квалификации, тематические и проблемные семинары и пр. (в том числе для преподавателей классов классической гитары детских музыкальных школ и школ искусств), - обозначенной проблемы в полной мере не решают. Выразим надежду на то, что десятки молодых гитаристов, которые сегодня являются гордостью саратовской земли - победители многочисленных международных конкурсов, обладатели различных премий, стипендий и грантов, подрастая, не будут уезжать из области для получения высшего образования, и насущная сегодня потребность детских музыкальных школ и школ искусств Саратовской области в квалифицированных специалистах - преподавателях классической гитары - со временем станет удовлетворенной.

Источники | References

1. Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961.

2. Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968.

3. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК им. Глинки).

4. Классическая гитара в России и СССР / сост. М. Яблоков. Тюмень - Екатеринбург, 1992.

5. Устав федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова». Саратов, 2011.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Ганеев Виталий Ринатович1, к. иск. 1 Детская музыкальная школа № 19, г. Саратов

Ganeev Vitaly Rinatovich1, PhD

1 Children's Music School No. 19, Saratov

1 ganeev1971@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.10.2022; опубликовано (published): 30.11.2022.

Ключевые слова (keywords): развитие гитарного искусства; классическая гитара; Саратовская область; квалифицированные педагогические кадры; development of guitar art; classical guitar; Saratov region; qualified teaching staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.