Научная статья на тему 'Искусство как терапия души и тела: взгляд художника'

Искусство как терапия души и тела: взгляд художника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2039
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ЦВЕТОТЕРАПИЯ / ТЕХНИКИ В АРТ-ТЕРАПИИ / ART THERAPY / PSYCHOTHERAPY / COLOR THERAPY / TECHNIQUES IN ART THERAPY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бектаева Айгерим Эриковна

В данной статье проводится краткий экскурс в историю развития арт-терапии как самостоятельного направления с целью более глубокого рассмотрения понятия арт-терапии, а также техник и принципов работы в процессе арт-терапии. В статье приводятся примеры техник живописи и принципов цветотерапии. В последней части статьи автор анализирует свои картины с точки зрения арт-терапии на основе вышеупомянутых техник и принципов. При этом автор делится личным опытом исцеления в процессе терапии искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AS A THERAPY OF SOUL AND BODY: THE VIEW OF THE ARTIST

This article provides brief introduction to the history of the development of art therapy as well as the techniques and principles of work in the process of art therapy. The article provides examples of painting techniques and the principles of color therapy. The author analyzes her own paintings from the angle of art therapy based on the abovementioned techniques and principles. Within the course of the author shares his personal experience of healing in the process of therapy with art.

Текст научной работы на тему «Искусство как терапия души и тела: взгляд художника»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИСКУССТВО КАК ТЕРАПИЯ ДУШИ И ТЕЛА:

ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА Бектаева А.Э. Email: Bektaeva680@scientifictext.ru

Бектаева Айгерим Эриковна - бакалавр экономики, Современная гуманитарная академия, доктор искусств,

Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет,

г. Москва,

Член-корреспондент Академии художеств Республики Казахстан, учредитель и создатель, Школа изящных искусств Zere, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье проводится краткий экскурс в историю развития арт-терапии как самостоятельного направления с целью более глубокого рассмотрения понятия арт-терапии, а также техник и принципов работы в процессе арт-терапии. В статье приводятся примеры техник живописи и принципов цветотерапии. В последней части статьи автор анализирует свои картины с точки зрения арт-терапии на основе вышеупомянутых техник и принципов. При этом автор делится личным опытом исцеления в процессе терапии искусством. Ключевые слова: арт-терапия, терапия искусством, психотерапия, цветотерапия, техники в арт-терапии.

ART AS A THERAPY OF SOUL AND BODY: THE VIEW OF THE ARTIST Bektaeva A^.

Bektaeva Aigerim Erikovna - Bachelor of Economics, MODERN HUMANITARIAN ACADEMY, Doctor of Arts, ACCREDITATION AND ATTESTATION COMMITTEE, MOSCOW,

Member of Arts Academy Kazakhstan, Founder and Creator, SCHOOL OF FINE ARTS 'ZERE', ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article provides brief introduction to the history of the development of art therapy as well as the techniques and principles of work in the process of art therapy. The article provides examples of painting techniques and the principles of color therapy. The author analyzes her own paintings from the angle of art therapy based on the abovementioned techniques and principles. Within the course of the author shares his personal experience of healing in the process of therapy with art. Keywords: art therapy, psychotherapy, color therapy, techniques in art therapy.

УДК 7

Мы ощущаем это [сны] преимущественно в визуальных образах; конечно, могут присутствовать и чувства, и мысли, вплетенные в них, тем не менее, это преимущественно вопрос образов. Частично сложность изложения снов связана с тем, что нам приходится переводить эти

образы в слова.

«Ямог бы нарисовать это, - часто говорит нам сновидец - но я не знаю, как это сказать».

Зигмунд Фрейд

Предисловие

Я, как художник, после 20 лет творения и не подозревала, что мое искусство является не только творческим воплощением меня и моих взглядов, но и процессом самоисцеления. Поняв, что искусство нечто большее, чем творчество, я задалась вопросом изучения арт-терапии как механизма проведения внутренней инженерии. Это статья является результатом размышлений раскрыть понятие и принципы арт-терапии с целью возможности раскрытия практического применения в контексте Казахстана.

Введение

Арт-терапия как самостоятельное направление берет свое начало в Соединенных Штатах и Великобритании, вместе с тем, сегодня наблюдается «бум» данного направления по всему миру. Об этом говорит развитие организаций по арт-терапии на национальном уровне в Северной Америке, Южной Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, Австралии и Новой Зеландии (Wolf Bordonaro, 2016). Например, в Великобритании, арт-терапевтом можно называться только если есть профессиональное членство в Британской ассоциации арт-терапевтов. Также существует дюжина организаций как Международная организация арт-терапии1, Альянс арт-терапии2, Арт-терапия без границ3 и сообщество «Исцеление искусством» (CHART4), которые предлагают для арт-терапевтов возможность публиковать идеи, программы, тренинги и практики.

В СНГ, арт-терапия как направление развивается в разной степени от страны к стране. В России в данном направлении активно работает Российская арт-терапевтическая ассоциация, созданная в 1997 году5, со-учредителем и председателем, которой является Александр Копытин, которого можно назвать 'отцом' арт-терапии в России6. В Украине, несмотря на то, что формирование профессионального сообщества состоялось позже, чем в России, на данный момент рынок Украины также насыщен арт-терапевтическими услугами. В Казахстане, Республиканская Ассоциация Арт - терапевтов Казахстана была основана в 2005 году. Однако, ее активного участия в формировании профессионального сообщества и стандартов не наблюдается7. Гульмира Касен (2018) в своем исследовании арт-терапии в Казахстане выявляет тенденцию повторения подходов и программ российских коллег. Арт-терапия в Казахстане находится в зародышевом состоянии, где на данный момент есть разрозненные индивидуальные арт-терапевты, получающие тренинги в основном в соседних странах. Нехватка системного подхода на национальном уровне, также недостаточная осведомленность об арт-терапии и высокие цены на сеансы являются одними из основных вызовов в развитии данного направления (Касен, 2018). Следовательно, можно сделать вывод, что арт-терапия недостаточно раскрыта в своей сути среди терапевтов в Казахстане, и что вероятен риск неверного применения методов и интерпретации или же риск становления данной сферы развлечением или «хайпом» в серии тренингов личностного роста.

Как говорит, Копытин А.И., необходим системный подход в описании характеристик арт-терапии как самостоятетельного направления в психотерапии

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.internationalarttherapy.org./ (дата обращения: 20.01.2020).

2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.arttherapyalliance.org./ (дата обращения: 20.01.2020).

3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.atwb.org./ (дата обращения: 20.01.2020).

4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.chartaid.org./ (дата обращения: 20.01.2020).

5 Ныне называется Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики «арт-терапевтической ассоциации».

6 Сайт Российской Арт-терапевтической организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusata.ru/o_nas./ (дата обращения: 20.01.2020).

7 Сайт организации неактивен. Также, поиск в сети интернет не дал положительных результатов о деятельности данной организации.

зависящих от социо-культурных контекстов. Целью данной статьи является раскрытие понятия арт-терапии, рассмотрения техник и практических рекомендации, полезных для сообщества арт-терапевтов в Казахстане.

О понятии арт-терапии

Необходимо разобрать термин арт-терапии для полного понимания данного направления и ее особенностей. Оксфордский словарь предлагает нам следующее определение арт-терапии: «Форма психотерапии, поощряющая свободное самовыражение через живопись, графику или моделирование, и используемая для коррекции или диагностики» (Цымбал, Родионов, 2014). В свою очередь, Американская ассоциация арт-терапии определила арт-терапию как: ... профессию психического здоровья, которая использует творческий процесс для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия людей всех возрастов. Он основан на убеждении, что творческий процесс, связанный с художественным самовыражением, помогает людям разрешать конфликты и проблемы, развивать навыки межличностного общения, управлять поведением, снижать стресс, повышать самооценку и самосознание и достигать понимания".1

Арт-терапия изначально практиковалась в двух направлениях: искусство как терапия, фокусирующаяся на процессе творения и арт-психотерапия, фокусирующаяся на созданном продукте и опирающаяся на взаимодействие между терапевтом, клиентом(пациентом) и произведением искусства. Современная арт-терапия за последние 50-60 лет стала многогранной, чем в первоначальной форме. С одной стороны, за все это время арт-терапевты взаимодействовали со смежными специалистами в многочисленных клинических, образовательных, медицинских и других организациях. Перекрестный обмен идеями, возникающих при работе с другими профессионалами, породило новые способы мышления об использовании арт-терапии. То, как в настоящее время практикуется арт-терапия, зависит от контекста и теоретического взгляда терапевта. Образовательные программы для арт-терапевтов получили широкое распространение. С другой стороны, распространение арт-терапии по всему миру расширило наше понимание практики арт-терапии с культурной и общественной точки зрения.

В следующем разделе дается краткий экскурс в историю и теорию арт-терапии в первоначальной ее форме, чтобы глубже понять истоки данного направления.

Об истории и теории арт-терапии

Итак, арт-терапия - это междисциплинарный симбиоз изобразительного искусства и психологии. В результате развития целого ряда предшественников и культурных влияний появилась новое направление, которое мы сегодня называем арт-терапией. С древних времен искусство играло решающую роль в истории, развитии и культуре человечества. К примерам можно отнести наскальные рисунки, которые люди использовали для познания мира: картины на песке африканских племен, наскальные петроглифы найденные в Казахстане и т.д. Эти идеи были предшественниками современного понимания арт-терапии.

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / /www.americanarttherapyassociation.org. / (дата обращения: 20.01.2020).

Рис. 1. Наездник на слоне. Урочище Тамгалы. Казахстан

Маргарет Наумбург положила начало развитию арт-терапию как новой области в США в 1940х гг. Ее по праву считают «матерью арт-терапии. В это же время, в Англии художник Адриан Хилл начал использовать этот термин после Второй мировой войны: во время лечения от туберкулеза в санатории, он начал использовать свои картины в качестве терапии для себя и для других пациентов (Gussak and Rosal, 2016).

Развитие психологии, признание бессознательного и понимание искусства как выражения внутреннего мира человека привели к арт-терапии как к инновационному и уникальному направлению психотерапии. Фрейд и Юнг считаются предшественниками арт-терапии. Теории и методы психоанализа были основой, из которой выросло новое направление. «Фрейдовские» понятия активного бессознательного и его теория личности обеспечили полезный старт для арт-терапевтов. Идеи Юнга сильно повлияли на арт-терапию, так как он полагал, что само изображение было центральным, а не ключом или символом, который нужно расшифровать: «Рисовать то, что мы видим перед собой отличается от того, что мы видим внутри» (Gussak and Rosal, 2016).

Маргарет Наумбург считала, что арт-психотерапевты используют искусство главным образом как метод невербального общения или «символической речи». С другой стороны, Эдит Крамер, другой теоретик арт-терапии и художница, бежавшая из гитлеровской Германии в США на своем опыте облегчения травм, говорила о том, что исцеляет сам творческий процесс. В 1940 году Наумбург была первым ученым, кто определил арт-терапию как отдельную дисциплину психического здоровья и как одну из форм психотерапии.

Итак, мы определили, что арт-терапия это самостоятельное направление в терапии со своими подходами и техниками, которые будут рассмотрены в следующем разделе.

Техники в арт-терапии

Один из самых приятных аспектов в арт-терапии - это творчески решить что сделать и как это сделать. Существует много разных способов использования искусства в качестве терапевтического метода. Выбор конкретного подхода зависит от целей конкретного случая, контекста и возможностей.

В терапии через искусство (art as a therapy) обычно меньше дискуссий и больше внимания тому, чтобы помочь клиенту/пациенту создать законченный художественный продукт. В арт-психотерапии, где целью является раскрытие и понимание, меньше внимания уделяется продукту и больше внимания процессу творения, а также уделяется внимание помочь человеку связать его с собой.

Согласно Джудит Рубин (2016), следующие принципы являются основополагающими в арт-терапии:

• Пространство - арт-терапевт создает безопасную среду и атмосферу пространства, в котором можно свободно заниматься творчеством.

• Партнерство - арт-терапевт работает над созданием доверительных отношений во избежание сопротивления.

• Свобода выбора в материалах и темах для клиента, чтобы в максимально открытой обстановке пациент мог действительно выразить то, что требует освобождения.

• Наблюдение является важной частью на протяжении всего процесса. Все вербальное и невербальное поведение являются значимыми.

• Беседы - все вопросы, комментарии и предложения предназначены для того, чтобы помочь пациентам как можно свободнее раскрыться.

• Конфиденциальность - ничего не разглашается и не показывается другим лицам, включая родителей или учителей, без разрешения клиента.

• Терпение - требуется время, чтобы развить доверие, выяснить значение и происхождение идей, отказаться от защитных мер и проработать конфликты, стоящие за симптомами.

Этап разогрева помогает преодолеть естественные сопротивления и препятствия для творчества. Арт-терапевты всегда искали способы высвобождения творческого потока от разминки тела до рисования каракулей. Некоторые используют музыку для снятия напряжения и барьеров. Эта практика помогает донести посыл о том, что в арт-терапии «не важно, как человек рисует». Важно выражение мыслей и чувств. Существуют и другие методы разогрева как работа с 'недоминирующим' полушарием мозга, к примеру рисование с противоположной стороны предпочтительной руки. Ну или копирование фотографии, на которую смотришь вверх ногами.

Четкое видение о цели художественной деятельности помогает терапевту решить, что делать. Если это является диагностическим сеансом, чтобы оценить чье-то восприятие своей семьи к примеру, то уместно было бы попросить сделать семейный рисунок. Если понять себя - то автопортрет. Если же цель терапевтическая, например, помочь человеку освободиться от ограничений, то рисование каракулей с закрытыми глазами любых возникающих образов был бы как один из вариантов подхода.

С другой стороны, арт-терапевт может оставаться открытым и использовать подход «Делай, что хочешь», или «Нарисуй чувство» (Рубин, 2009).

То, как арт-терапевты видят и понимают, что «говорят» пациенты в искусстве зависит от их конкретного видения. Каким бы ни был конкретный способ, арт-терапевт руководствуется тем, чтобы помочь пациенту исцелиться. Акцент делается на то, чтобы освободить личность для роста.

Примеры практик, собранных из рекомендаций арт-терапевтов

В качестве разогрева можно попросить клиента нарисовать каракули с открытыми или закрытыми глазами, со свободным движением рук. Попросите их взглянуть на каракули со всех сторон. Есть ли в нем какой-либо объект, который выглядит знакомым, или есть ли какая-либо часть, которая их привлекает. Пусть они раскрасят эту часть и дадут название._Попросите их связать законченную картину со своими мыслями и чувствами.

Живопись как медитация

Краска позволяет клиенту более спонтанно и свободно изобразить мысли и чувства. Он менее структурирован, чем карандаш и дает клиенту возможность смешивать цвета и экспериментировать. Клиент может размазать краски - это приемлемо в этой творческой среде.

Многим напуганным и зажатым клиентам акварель позволяет двигаться более свободно и рисковать с цветом и дизайном. Творческий риск может стать первым шагом к раскрытию в других сферах жизни. Многие клиенты находят живопись

акварелью приятной и расслабляющей, особенно когда во время рисования играет успокаивающая музыка.

Важно помнить, что краска может быть опасной средой, если возникает необходимость в структуре и контроле. Некоторые люди могут регрессировать при использовании этого подхода (Buchalter 2009).

Живопись и музыка

Необходимо начать рисовать пальцами то, что чувствуется и хочется под ритм музыки. Можно выполнить эту процедуру для трех песен. При этом, можно менять стили, жанры и ритмы песен. Эта техника позволяет в выражении эмоции, социализации и сбросе напряжения и энергии.

Роль цвета в арт-терапии

Применение цвета в арт-терапии так же полно смысла и значений, вложенных автором/клиентом, а также того, кто смотрит на определенный цвет. Великий художник Кандинский (1992) размышляет о языке красок:

Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: 1) осуществляется чиста физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Во всяком случае все эти ощущения физические и, как таковые они непродолжительны. Они также поверхностны и не оставляют после себя никакого длительного впечатления, если душа закрыта. Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.

Цветотерапия - это тип целостного исцеления, при котором видимый спектр цвета влияет на настроение человека и его физическое или психическое здоровье. Например, синий цвет может иметь успокаивающий эффект, который может привести к снижению артериального давления, тогда как красный цвет может иметь противоположный эффект. Зеленый может использоваться, чтобы расслабить людей. Желтый может активировать то есть "оживить" человека (Биррен, 1961). При этом, человек может неосознанно использовать цвет как средство психической саморегуляции (Яньшин, 2000).

Искусство как терапия: личный взгляд

На просмотренных сайтах по арт-терапии в Казахстане можно увидеть, что большинство терапевтов - это художники. Большинство художников считают, что их собственное искусство имело терапевтический эффект, особенно в периоды стресса. Многие люди решили стать арт-терапевтами, потому что создание искусства помогло им пережить серьезный кризис в их собственной жизни (Gussak and Rosal, 2016).

Некоторые художники опасаются, что любая психотерапия лишит их вдохновения. Многие арт-терапевты общались с художниками через искусство, например, Джозеф Гарай, который помог художнику разрешить «конфликты личности» (Ulman & Dachinger, 1975).

В этой главе, проводится анализ моих собственных картин через призму арт-терапии, используя техники и роли цвета, приведенные выше.

Зере

холст, масло, 102*68 2018

Моя младшая непоседа, норовистый жеребёнок. Вот уж вольная дочь степного народа! Всё время куда-то торопится, бежит, спешит всех одарить чем-нибудь... У неё любящее сердце и очень чуткая натура! Что-то завладело её вниманием, а, может, слегна напугало, она застыла на мгновение — и через секунду снова сорвётся с места!

Зере вдлст, масло. 102*68 2018

Рис. 2-3. Картина «Зере», 2018

У моей дочери диагностировали болезнь псориаз, в связи с чем я пережила сильный стресс. Более 80% ее тела было поражено псориазом, это тяжелая степень протекания болезни. Стресс, который внезапно возник передо мной, дал мне мотив искать выход. Я была потеряна, эмоционально бессильна, часто плакала, нужно было что-то, что приведет меня в баланс и восполнит энергию, а также поможет дочери. Арт-терапия предоставила мне эту возможность через живопись. Она позволила мне работать с мыслями и чувствами, которые казались на тот момент непреодолимыми. Наличие данной болезни вызывало во мне тревогу и беспокойство за будущее дочери. Я начала активно писать ее портрет. Это была моя отдушина. Когда я писала портрет Зере, я представляла дочь здоровой и красивой, создавая мыслеформы позитивного исхода ситуации. Через приемы арт-терапии я самостоятельно выходила из кризисного состояния. Написание портрета делилось на несколько важных этапов. Первый этап это эмоциональная разрядка. Второй этап - выход из негативных эмоций слез, отчаяния, страхов к спокойствию и надежде, что все будет хорошо. Третий этап - это стойкая вера в то, что мы справимся с болезнью. Результатом арт-терапии стал автопортрет Зере, где я запечатлела свою дочь полноценной и жизнерадостной. Картина представляет собой портрет дочери, где она жизнерадостная, не по годам мудрая, выносливая, добрая. Также, в борьбе с болезнью мы применяли и медикаментозное и психологическое лечение. Позже я нашла объяснение «чудесного» исцеления дочери - я проделала путь трансформационной техники НЛП "Изменение Личностной Истории", но только путем арт-терапии при помощи живописи, красок, веры. Мастерская, где я занималась живописью, была для меня возможностью отключаться от внешнего стресса и приходить в гармонию с собой, отключаться от негативных мыслей и страхов за жизнь дочери. Это колоссальный опыт. На сегодняшний день болезнь в стадии ремиссии, то есть это уже легкая стадия, менее 1%. Благодарна тому, что арт-терапия оказывает широкий спектр вариантов исцеления, и имеет хорошие показатели.

Безмятежность

холст, масло, 55*95 2019

Рис. 3-4. Картина «Безмятежность», 2019

Как известно, в основе оздоровительного эффекта арт-терапии лежит механизм сублимации, когда во время творчества происходит переадресация энергии психики от травмирующего аспекта к позитивному. Если человека переполняют тревожные чувства, он может выразить их при помощи творческого процесса и вернуться в состояние равновесия, гармонии. Это происходит как бы в два этапа: сначала воспроизводится образ, который беспокоит, а затем идет трансформация данного образа в позитив. Одновременно с изменением образа происходит и преображение душевного состояния. Это происходило и со мной во время работы над полотном «Безмятежность». Как я писала в примечании к нему, я «живу в мегаполисе и время от времени ощущаю усталость от напряженных городских ритмов, дискомфорт, какую-то тревогу». И до написания картины меня мучало беспокойство, нужен был выход. Я села за холст, стараясь чувствовать только свое внутреннее «я», и под рукой рождались какие-то ломаные линии, линии гор как препятствий, как громад, таящих под собой злые духи подземного мира. Преобладали темные цвета с оттенками лилового, который ассоциируется, как правило, с тревогой, скорбной печалью, эмоциональным напряжением. Но по мере того, как я отдавалась творческому процессу, происходили удивительные перемены. Сильная концентрация на самой картине, на написании, будто перенесла меня в другое измерение - измерение спокойствия, отвлеченности, «бессуетности». Горы уже воспринимались как путь в небо, как ось Вселенной, как колыбель светоносных сил, которые однажды проснутся и установят в мире справедливость и счастье. Они завораживали своей чистотой и величием, дарили ощущение силы, незыблемости, уверенности, свободы, тесной связи с Абсолютом. Краски менялись на более светлые, голубые в широкой палитре оттенков - васильковый, аквамариновый, перванш и другие, ассоциирующиеся с чистотой и безмятежностью. Сильное беспокойство, раздражение, тревога трансформировались в противоположности, эти чувства сменились состоянием покоя и гармонии. Я ощутила себя совсем по-другому. Фокус на проблеме исчез, и то, что казалось глобальным, стало незначительным. Пришло расслабление. А далее, мне кажется, сработал метод медитативной живописи, также широко применяемый в арт-терапии. Кисть интуитивно рождала плавные линии, и даже тип широкого повторяющегося мазка теперь становился успокаивающим и умиротворяющим. На холсте проявлялась бескрайняя степь в спокойных светлых тонах. И я уже больше не живописала, а медитировала. Начала работать двусторонняя связь тело-разум, и я стала чувствовать расслабляющую, положительную целительную энергию уже от того, что я рисовала. Когда работа над картиной подходила к завершению, я ощущала только полную безмятежность, что и послужило названием картины.

Заключение

Целью данной статьи было разобрать понятие и принципы арт-терапии, а также техник и практических рекомендаций для арт-терапевтов в Казахстане. Итак, арт-терапия основана на творческом процессе, в ходе которого художественное самовыражение помогает людям разрешать эмоциональные проблемы. Безопасное комфортное пространство, доверие, свобода творения и терпение являются краеугольным камнем эффективного процесса терапии. В процессе терапии также важны основные техники как разогрев перед началом, свобода выбора инструментов и материалов, а также процесс наблюдения за «творящим» как были приведены в примере техник живописи. Как видно из моего личного творчества, искусство стало для меня медитацией, на протяжении которой я могу трансформировать негативное в позитивное.

Список литературы /References

1. Gaelynn P. Wolf Bordonaro. International Art Therapy // The Wiley Handbook of Art Therapy, 2016. Первое издание. C. 675-676.

2. Касен Г.А. Application of art methods in the system of art services in Kazakhstan // Journal of Educational Sciences, 2018. № 4 (57).

3. Цымбал А.В., Родионов А.Р. Современные подходы к терапии искусством в реабилитационной работе // Вестник психофизиологии, 2014. № 3. С. 114-123.

4. Rubin Judith A. Introduction to Art Therapy: Sources and Resources // Routledge, 2009.

5. David E. Gussak and Marcia L. Rosal The Wiley Handbook of Art Therapy // John Wiley & Sons. Incorporated, 2016.

6. Buchalter Susan I. A Practical Art Therapy // Jessica Kingsley Publishers, 2004.

7. Кандинский В. О духовном в искусстве, 1910.

8. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Журн. «Прикладная психология», 2000. № 4. С. 14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.