ных ценностей. Анализ песенного фольклора гребенцов подтверждает, что комплекс культурных представлений, воплощенный в историософии песенного фольклора, отразил в себе менталитет гребенских казаков. В результате своей специфической духовно-практической деятельности, преобразуя мифы в бытийно-ре-альное, гребенские казаки накапливали в своем фольклоре совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностей и вырабатывали систему ментальных ценностей, образующих ценностные доминанты этнической картины мира. В их основе были заложены: воля и свобода, честь и слава; патриотизм и самоотверженность, мужество и героизм; неукоснительное соблюдение обычаев, религиоз-ныхтрадиций и этических норм, уважение традиций и заповедей своих предков и соседних народов.
Подтверждая последнее положение авторской концепции,мы подчеркиваем,что этнические константы и ценностные доминанты, воплотившиеся через систему мифов, архетипов и символов, отразили специфику мифологического мышления гребенского казачества и заложили духовно-нравственные, идейно-патриотические, религиозно-эстетические ментальные ценности казаков.
В итоге всестороннего анализа религиозно-мифологических верований и представлений, а также содержания песенного фольклора была определена специфичность этнической мира гребенских казаков, которая характеризуется: архаичностью мифологизированного образа этнического сознания казаков; принципиальной метафоричностью их мировосприятия; космогоническим уровнем представлений; поликультурным взаимопроникновением различныхэлемен-тов ритуально-обрядовыхтрадиции и ментальных ценностей; особой мифологической семиотической системой.
Таким образом, к основным научным результатам исследования в обоснование авторской концепции можно отнести следующие достижения: обоснован культурологический подход к этнической картине мира гребенских казаков, раскрывающий эвристические возможности изучения ритуально-обрядовых, религиозно-мифо-логическихи песенных традиций субэтноса; обоснована антропологическая парадигма культурогенеза гребенского казачества; исследованы религиозно-мифологические представления и верования гребенских казаков в ритуаль-но-обрядовыхтрадициях в культурологическом аспекте; изучены представления о рекахСунжа, Терек и Кавказских горах как основополагающих концептах, повлиявших на формирование этнической картины мира гребенских казаков; сформирована система архетипов и символов в песенном фольклоре гребенских казаков; представлены основополагающие концепты этнической картины мира гребенских казаков; выявлены ценностные доминанты их менталитета, определена система ихличностно-деятель-ностных категорий.
Разработка и теоретическое обоснование авторской концепции приобретает особую практическую значимость в контексте актуализации проблемы системного научного исследования культурно-исторического наследия песенного фольклора и ритуально-обрядовых традиций гребенских казаков. Теоретические выводы и положения могут быть использованы при анализе процессов унификации и универсализации культуры, могут найти широкое применение как в базовых учебных курсах, так и при разработке инновационных учебных дисциплин, стать основой для последовательного укрепления связи науки с практикой, и, наконец, могут быть использованы для выработки национальной культурной политики на Северном Кавказе, что особенно важно для многонационального региона.
о со
с □
■ Ом
V
<A
ТА
< NT О ■
107
ART AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF ESTHETIC TASTE
Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, member of Union of Journalists of Russia Subbotina Svetlana Aleksandrovna, Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the article problems questions of education of esthetic taste as categories of an esthetics are discussed, functional value of art as development tools of esthetic taste and feature of formation of this phenomenon means of art reveals.
Keywords: development: factor: esthetic taste: art: emotions: fine and ugly: sublime and low: tragic and comic.
ИСКУССТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В статье обсуждаются проблемы воспитания эстетического вкуса как категории эстетики, раскрывается функциональное значение искусства как средства развития эстетического вкуса и особен-
УДК 7.067
© Грузков В.Н., 2012 © Субботина С.А., 2012
ности формирования данного феномена средствами искусства. Ключевые слова: развитие: фактор: эстетический вкус: искусство: эмоции: прекрасное и безобразное: возвышенное и низменное: трагическое и комическое.
СО
Г
□
О
СГч. □
-чо
О 108
ГРУЗКОВ
Владимир Николаевич,
доктор философских наук, член Союза журналистов России
СУББОТИНА
Светлана
Александровна,
студентка,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
Духовная ситуация в современном мире характеризуется противоречивостью на всех основных уровнях жизнедеятельности общества и личности. Это относится и к нашей стране. Что во многом объясняется воздействием на духовную жизнь радикальных рыночных преобразований, следствием которых становится большее появление носителей (СМИ, индивиды, отдельные группы населения) индивидуализма, эгоизма и всего того, что входит в противоречия с ментальными духовными ценностями.
Выделенная проблема несет чрезвычайно широкий контекст, и ее осмысление предполагает обращение к самым различным наукам об обществе и человеке. Свое особое место в исследовании вопросов и выработке решений, направленных на преодоление духовного кризиса, на наш взгляд, занимает эстетика и, соответственно, эстетическое воспитание личности самыми различными средствами. В предлагаемой статье речь идет об одной из наиболее актуальных задач рассматриваемой проблемы - формировании у личности эстетического вкуса, прежде всего, средствами искусства. Чтобы предметно говорить по существу выделенного вопроса, определимся в понимании категории "эстетический вкус". Это необходимо сделать уже потому, что существу данного понятия в эстетической мысли не сложилось однозначного определения.
Так, А. Буров, один из видных ученых, оказавших определяющее влияние на развитие традиций отечественной эстетики, в качестве основополагающего в эстетическом вкусе выделял эмоциональный мир человека, который координируется оценкой и нормой. В этом мире оценки должны превратиться в органическую часть натуры человека, стать личностным предрасположением ктому или иному роду эстетического. И главное: эстетический вкус у него есть не оценка или совокупность оценок, а предрасположение и готовность к эстетической оценке. Эстетический вкус, по его мнению, представляет относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены внутренние нормы и предрасположения, служащие личностным критерием для эстетических оценок [3, с. 128-130].
Позитивно оценивая выделенный подход, в нем нельзя не видеть и определенных "упущений". В частности, автор сущность эстетического вкуса преимущественно связывает с эмоциональным миром человека, его личной предрасположенностью. На наш взгляд, рассматриваемый феномен проявляется и в способности понимать эстетическое в его разнообразных модификациях; что, само по себе, преимущественно становится результатом воспитания эстетического вкуса различными социальными средствами. Эстетический вкус также предполагает комплексную рефлексию чувств, состояние эстетического "обладания" объектом. Поэтому нам ближе точка зрения, в которой эстетический вкус рассматривается как "способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия ... дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического." [4, с. 42].
В конечном итоге можно говорить, что эстетический вкус представляет сложное общественное явление, в котором одновременно отражаются как природные, так и социальные качества человека. Его сущность заключается и проявляется в гармоническом единстве способностей суждения и определенных (эстетических) переживаний
человека, что делает эстетический вкус индивидуально неповторимым свойством личности.
Эстетический вкус соединяется с эстетическим идеалом, являющимся своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определенной эпохи, в нем соединяются действительное и должное при определяющей роли последнего. Развитый эстетический вкус в значительной степени впитывает в себя исторически конкретный эстетический идеал. Эстетический идеал ориентирует общество и человека на высшее понимание существа окружающей их реальности, а вместе с этим на понимание необходимости преобразования в соответствии с эстетическим идеалом. Социальная направленность эстетического идеала тем самым возвышает значимость эстетического вкуса для человека и общества.
Иными словами, следуя эстетическому идеалу, личность действует в общих интересах, что нужно в первую очередь коллективу, стране и т.п. И в этом смысле эстетический идеал, приобретая мировоззренческий смысл и становясь основанием поведения и определения эстетических ценностей и значений, выступает в качестве определенной реальной цели, стимула жизни и деятельности человека и общества в целом. В эстетическом идеале в социальном плане зафиксирован также процесс формирования личности, поскольку эстетический идеал способствует развитию представлений о совершенном человеке и совершенном обществе. На эту особенность личности указывал еще Г.В. Плеханов в работе "К вопросу о роли личности в истории": "Великий человек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени..." [5, с. 333]. Эстетический идеал в этом смысле является той социальной силой, которая способствует формированию таких черт личности, которые ориентируют ее на служение общему делу. В этом смысле, колебания истинных вкусов определяются эстетическим идеалом и как бы корректируются им. Что дает возможность человеку с помощью эстетического вкуса обнаруживать в бытие человека и общества проявления эстетического и оценивать ихчерез призму категорий прекрасного и возвышенного, уродливого и низменного, трагического и комического. Степень освоения окружающего мира человеком через призму данных категорий зависит от состояния и уровня развития эстетического вкуса, его способности к эстетическому суждению. Здесь очевидно, что невоспитанное индивидуальное эстетическое чувство "несет" для человека негативную (сточки зрения интересов общества) информацию и может стать причиной формирования деструктивных ценностных ориентаций личности, а в конечном итоге, деформации ее духовного мира. О чем говорил еще А.Камю, который подчеркивал, что эстетизация в об-
щественном сознании, например, насилия может привести к тому, что даже убийство человека может рассматриваться прекрасным деянием. Жак Бодрийяр, исследуя данную проблематику, отмечал, что искусство нередко моделирует диффузию духовных ценностей, в результате все эстетически сущее продолжает как бы функционировать, а реальный его смысл исчезает [2, с. 225]. Что фактически ведет к утрачиванию человеком смыслов эстетического, а вместе с этим, происходит "размывание" способности человека эстетически воспринимать и осваивать действительность.
Важно также подчеркнуть, что эстетический вкус, выражающий взаимосвязь эстетического идеала и чувства, формируется всей духовно-практической деятельностью человека. И в этом смысле чеховская формула - "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" - раскрывает существенные признаки развитого эстетического вкуса. Эстетический вкус проявляется и в физическом бытие человека (в манере держаться, движении, голоса, мимике, жестикуляции и т. д.). Все вместе взятое в эстетическом вкусе отражает объективную диалектику эстетического вообще: последнее есть не только свойство природы, но и результат материально-духовной практики человека, своеобразная вторая природа, возникшая как органический сплав объективного и субъективного, природно-материального и идеально духовного, это нечто качественно третье.
Учитывая роль и значимость эстетического вкуса для жизни и деятельности человека, общество, начиная с семьи и детского сада, обязано вести целенаправленную и продуманную работу по формированию эстетического вкуса людей. И здесь важен точный выбор средств, которые бы несли в себе действенное и адекватное эстетическому вкусу содержание. Одним из наиболее действенных факторов развития рассматриваемого феномена является искусство в самом широком смысле, начиная с народного творчества, которое несет в себе глубинные основы эстетического вкуса.
Искусство в целом чрезвычайно разнообразно по своему содержанию и функциям. Среди основных функций правомерно выделить: гносеологическую (познание действительности); аксиологическую (ценностная оценка действительности); эстетическую (освоение действительного мира через призму эстетических категорий); идеологическую (распространение тех или иных идей и взглядов, выражающих коренные интересы различных слоев, групп населения, партий и т. д.); суггестивную (внушение и формирование определенного строя чувств, эмоций и мыслей); коммуникативную (формирует язык общения между людьми); нравственно-просветительскую (раскрывает и вырабатывает взгляды на понимание нравственного
о
с;
о
с □
■ ом
V
<А
ТА
< N10 ■
109
смысла жизни, способы его утверждения и самоутверждения в реальной деятельности).
Безусловно, каждая из выделенных функций (их перечень можно продолжить) несет свое выражение и влияние на эстетический вкус, и рассмотрение каждой из них предполагает иной масштаб работы. Вместе с тем, особое значение имеют суггестивная, нравственно-просветительская и собственно эстетическая функции искусства. Каждая из них обращена собственно к индивидуальности человека и направлена на развитие его "сугубо" личностного эстетического восприятия и оценки окружающих явлений и процессов. Что проявляется уже в народном художественном творчестве. Здесь творческая индивидуальность народного мастера, через создание неповторимого произведения на основе всеобщей нормы и образца , воплощает, прежде всего, эстетические идеалы народа. В таком произведении, следовательно, отражается особым образом эстетический вкус народа ^ и самого мастера.
Красота в профессиональном искусстве выражает преимущественно художественную позицию художника, которая может выражать различные цели и характер в познании действительности. Причина последнего нередко СЭ справедливо объясняется исследователями 1^0 влиянием на творчество автора его деформированного эстетического вкуса. Не по этой ли причине мы сегодня являемся свидетелями распространенной пошлости в кино, в литературе, живописи, на эстраде и т. д.?
Вместе с тем, эстетический вкус предполагает индивидуально неповторимое переживание воспринимаемого объекта. Он невозможен без рефлексии чувств, в которой рождается состояние эстетического охвата, "обладания" объектом, а не только его оценка в суждении о нем. Наиболее ярко и сильно это свойство эстетического вкуса проявляется в искусстве, когда художник в своем произведении неповторимо передает собственное отношение к предмету творчества. Так, например, в стихотворении М. Рильке "Испанская танцовщица" глубоко запечатлен не только образ женщины, созданный поэтом, но и его переживание по поводу изображаемого, - его эстетический вкус.
Как спичка, чиркнув, через миг-другой выбрасывает языками пламя,
так, вспыхнув, начинает танец свой она,
в кольцо зажатая толпой, и кружится все ярче и упрямей. И вот - все пламя с головы до пят. Воспламенившись, волосы горят, и жертвою в рискованной игре она
сжигает платье на костре, в котором изгибаются, как змеи,
трепещущие руки, пламенея.
И вдруг она, зажав огонь в горстях, его о землю разбивает в прах высокомерно, плавно, величаво.
Тем самым нельзя не видеть, что искусство всегда есть выражение индивидуальности автора и, соответственно, оно способствует развитию индивидуального богатства его реципиента. Однако, обращаясь к индивидуальному миру человека, искусство через его индивидуальность человека делает еще более глубокими общие, социальные позиции личности. Это связано с тем, что у человека как индивидуальности "есть внутреннее единство (поведенческое, мотивационное, самосознательное), которое позволяет ему более или менее самостоятельно интерпретировать любую ситуацию и реагировать на нее избирательно, по-своему Таким образом, искусство художественно воспроизводит и вместе с тем формирует внутренне единый и неповторимый мир человеческой индивидуальности [об этом, здесь и далее, более подробно см., например: 6, с. 36-51].
Сопереживая вместе с героями художественного произведения, личность совершенствует свой эмоциональный мир, свое эстетическое чувство и тем самым через искусство развиваем свой эстетический вкус. Но эстетическое чувство реализуется не только в искусстве, оно есть способность непосредственной эмоциональной реакции на эстетически значимый объект. В эстетическом чувстве его социально-практическая значимость раскрывается через его природно-духовное отношение к миру. Причиной многообразия переживаний является ка-тарсическая природа эстетического чувства, в котором осуществляется переход непосредственной эмоции на уровень духовно-эмоционального отношения, на уровень "умныхчувств" (Л. Выготский). Богатство эстетического чувства связано также стем, что антиномичность, а точнее, амбивалентность (двойственность) эстетических переживаний (положительных и отрицательных эмоций) есть отражение специфики эстетического чувства вообще, его можно определить как эмоциональные переживания, которые возникают у человека под воздействием самых разнообразных эстетически значимых явлений окружающей действительности.
Искусство как доминанта эстетического сознания формирует и главнейший элемент эстетического вкуса - художественный вкус, который в социальном аспекте есть свойство личности как индивидуальности, так как именно искусство способствует раскрытию богатства и неповторимости каждого человека. В диалектическом взаимодействии эстетического чувства, вкуса и идеала как диалектики единичного, особенного и всеобщего художественный вкус тяготеет к единичному, так как в большей степени связан с эмоциональной культурой человека. Конечно, в художественном вкусе орга-
нически присутствует и эстетический идеал, но более опосредованно, через индивидуально воспринятые, освоенные и включенные в духовно-практическую жизнь человека художественные образы.
Подлинное искусство способствует развитию индивидуального эстетического восприятия человека, оно учит его избирательности и формирует способность отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, комическое от трагического. При этом, обращаясь к индивидуальному миру человека, искусство через его индивидуальность делает еще более глубокими общие, социальные позиции личности. Искусство в конечном итоге художественно воспроизводит и вместе с тем формирует внутренне единый и неповторимый мир человеческой индивидуальности, его способности через призму эстетического оценивать отношения между людьми в мире и свое место в нем.
Искусство формирует индивидуальность человека многосторонне, воздействуя в одном случае в большей степени на его эмоции, в другом - на сознание, но результат этого воздействия всегда целостен, охватывает весь духовный мир личности, порождает у нее богатство переживаний, связанных с внутренним единством его "я". Главное здесь в том, что искусство способствует осознанию человеком смысла своего существования, диалектики развития жизни, ее прогрессивных тенденций и проблем современности. Сопереживая вместе с героями художественного произведения, человек совершенствует свой эмоциональный мир, свое эстетическое чувство и тем самым развивает свой эстетический вкус.
В социальном аспекте эстетический вкус связан также с проблемой полноты эстетического бытия личности, т. е. с процессом эстетического воспитания, с формированием социально-природного и духовного совершенства человека. Это влияние выражается в способности глубоко чувствовать, переживать и понимать сложные явления духовной, в первую очередь художественной культуры. Что позволяет в процессе обратного воздействия на деятельность и сознание личности вырабатывать у нее способность чутко реагировать на современные духовные ценности и высоко ценить классическое художественное наследие.
В порядке общего вывода отметим: развитый эстетический вкус - это надежный ориентир для людей в лабиринтах массовой культуры на пути выбора идеалов, подлинного искусства, средств самоутверждения в профессиональной деятельности. Поэтому в современных условиях формирование эстетического вкуса человека становится в ряд наиболее актуальных и значимых. Здесь ведущее место отводится дошкольным и школьным образовательным учреждениям и в особой степени -вузам, где готовят специалистов высшей квалификации.
Примечания:
1. Грицанов A.A., Кацук Н.Л. Жан Бодрийяр. - Минск: Книжный Дом,
2008.
2. Швейцер Альберт. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.
3. Буров А.Х. Эстетика: проблемы и споры. - М., 1975.
4. Эстетика: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева. - М., 989.
5. Плеханов Г.В. Хзбр. филос. произв. В 5-ти томах. - Т. 2. - М., 1956.
6. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. - М., 1988.
о со
с □
■ Ом
V
<A
ТА
< NT О ■
111
CATEGORIES OF SUBSTANCE AND FORM: EXCOGITATION IN DOMESTIC CULTURE IN 1920-th
Kostina Anna Vladimirovna, DCs of Philosophy, DCs of Culturology, Associate Professor, Head of Chair of Philosophy, Culturology and Politology in Moscow Humanities University, Moscow E-mail: [email protected]
In the article processes in domestic culture of the 20-th of the XX century are analysed, is shown that the form of art of this period was focused on the most broad masses, according to the contents it was either close to simply-popularly or uslozhnenno-vanguard. The last allows to speak about functioning of elite culture in mass forms..
Keywords: culture; elite; mass; popular; vanguard; art; constructivism.
КАТЕГОРИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ: УДК 7.08
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
20-х гг. XX в.
В статье проанализированы процессы в отечественной культуре @ Костина А В 2012 20-х гг. XX в., показано, что форма искусства этого периода была ориентирована на самые широкие массы, по содержанию же оно было или близким к упрощенно-популярному или усложненно-аван-гардным. Последнее позволяет говорить о функционировании элитарной культуры в массовых формах.