Научная статья на тему 'Искусство и жизнь Н. К. Рериха как источник творчества юных художников'

Искусство и жизнь Н. К. Рериха как источник творчества юных художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / КОНКУРС / ART EDUCATION / ART / PAINTING / COMPOSITION / HISTORICAL CONTEXT / COMPETITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна

В статье рассматривается художественно-педагогический феномен обращения школьников 7-14 лет к творчеству Н. К. Рериха; анализируются подготовка, участие и результаты конкурса юных художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND LIFE OF N. K. ROERICH AS A SOURCE OF CREATIVITY OF YOUNG ARTISTS

The article deals with the artistic and pedagogical phenomenon then schoolchildren of 7-14 years appeal to the artistic heritage of N. K. Roerich; also an attention is paid to the preparation, participation and results of the competition of young artists.

Текст научной работы на тему «Искусство и жизнь Н. К. Рериха как источник творчества юных художников»

8. KomovaM. A. Ikonopisets-pravednik glazami N. S. Leskova (na primere zhizni Nikityi Racheyskova i iero-monaha Irinarha) // Uch. zap. Orlovskogo gos. un-ta: Leskovskiy sbornik. Orel: Orlovskiy gos. un-t, 2006. S. 95-110.

9. Levin G. D. Umozrenie // Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki / pod red. I. T. Kasavina. M.: Ka-non+, 2009. S.1009-1010.

10. Leskov N. S. Zapechatlennyiy angel // Leskov N. S. Sobranie sochineniy: v 12 t. M.: Pravda, 1989. T. 1. S. 397-457.

11. Leskov N. S. Na krayu sveta // Leskov N. S. Sobranie sochineniy: v 12 t. M.: Pravda, 1989. T. 1. S. 335-397.

12. Lepahin V. V. «Vasiliy Blazhennyiy» russkoy slovesnosti. Leskov: raspechatlennyiy Angel dushi // V. V. Lepahin. Ikona v russkoy hudozhestvennoy literature: ikona i ikonopochitanie, ikonopis i ikonopistsyi. M.: Otchiy dom, 2002. S. 295-315.

13. Losskiy V. N., Uspenskiy L. A. Smyisl ikon / per. s fr. V. A. Reschikovoy, L. A. Uspenskoy. M.: Pra-voslavnyiy Svyato-Tihonovskiy gumanitarnyiy universitet: Eksmo, 2014. 336 s.

14. Makarevich O. V. Interpretatsiya religioznyih tekstov v tvorchestve N. S. Leskova vtoroy polovinyi 1870-1890-h godov: voprosyi problematiki i poetiki: dis. ... kand. filol. nauk. Nizhniy Novgorod, 2014. 230 s.

15. Nosov A. A. Politik v filosofii // Evgeniy Nikolaevich Trubetskoy / pod red. S. M. Polovinkina, T. G. Sched-rinoy. M.: Politicheskaya entsiklopediya, 2014. S. 149-163.

16. Pivovarova N. V. «Blagoe molchanie» // Pravoslavnaya entsiklopediya / pod red. Patriarha Mos-kovskogo i Vseya Rusi Kirilla. M., 2009. T. 5. S. 313-314.

17. Stolyarova I. V. Molitva Kirilla Turovskogo v hudozhestvennoy sisteme rasskaza N. S. Leskova «Na krayu sveta» // Evangelskiy tekst v russkoy literature XVIII-XIX vekov. Petrozavodsk, 2005. Vyip. 4. S. 365-380.

18. Trubetskoy E. N. Tri ocherka o russkoy ikone. Novosibirsk: Sibir XXI vek, 1991. 112 s.

19. Urtmintseva M. G. Zapadnoevropeyskaya zhivopis kak kod v proizvedeniyah russkoy literaturyi XIX veka // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2015. № 2 (2). S. 260-264.

20. Uspenskiy L. A. Bogoslovie ikonyi pravoslavnoy tserkvi. Kolomna: Svyato-Troitskiy Novo-Golutvin monastyir, 2008. 342 s.

О. Л. Некрасова-Каратеева

ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ Н. К. РЕРИХА КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

В статье рассматривается художественно-педагогический феномен обращения школьников 7-14 лет к творчеству Н. К. Рериха; анализируются подготовка, участие и результаты конкурса юных художников.

Ключевые слова: художественное образование, искусство, живопись, композиция, исторический контекст, конкурс.

O. Nekrasova-Karateeva

ART AND LIFE OF N. K. ROERICH AS A SOURCE OF CREATIVITY OF YOUNG ARTISTS

The article deals with the artistic and pedagogical phenomenon then schoolchildren of 7-14 years appeal to the artistic heritage of N. K. Roerich; also an attention is paid to the preparation, participation and results of the competition of young artists.

Keywords: art education, art, painting, composition, historical context, competition.

Вот уже много лет в Ленинградской области проводится международный конкурс детского творчества, посвященный памяти

художника, философа, исследователя Николая Константиновича Рериха (1874-1947). И это не случайно, так как детские и юно-

шеские годы его прошли в отцовском имении Извара, которое находилось в дачном поселке Волосово Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии*.

В 1999 году по инициативе педагогов Во-лосовской школы искусств имени Н. К. Рериха и при поддержке администрации Во-лосовского муниципального района был объявлен конкурс для детей 7-14 лет «Цвет и звук Державы Рериха», который стал ежегодным. В нем принимают участие многие художественно одаренные ребята из разных мест Ленинградской области, в которой насчитывается 46 школ искусства, где преподают талантливые и увлеченные педагоги. На заключительной выставке конкурса, подготовка к которому проходит в течение года, представляются рисунки детей по темам, связанным с жизнью и творчеством художника.

Современные школьники мало знакомы с именем Н. К. Рериха, и, чтобы подготовиться к конкурсу и создать свои рисунки, им приходится много читать, узнавать, рассматривать. С большинством произведений Рериха дети знакомятся по репродукциям в альбомах, по книжным иллюстрациям и фильмам. Условием же конкурса является не копийный повтор его произведений, а собственное претворение своих впечатлений от творчества художника и знаний о его незаурядной жизни. Интерес к конкурсу и желание участвовать в нем среди юных художников не утихает вот уже без малого 20 лет подряд. Это очень большой срок для подобных мероприятий. Данная статья и явилась результатом размышлений об уникальности этого конкурса и его значении.

Что же привлекательного для сегодняшних детей в образе художника и в его творчестве?

В первую очередь, Николай Константинович Рерих интересен детям, участвующим в конкурсе, как земляк, чье раннее детство проходило в Изваре, которую он

полюбил, которая его приняла и многому научила, привила любовь к природе, к истории. Художник вспоминал: «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» [7, с. 212]. В бывшем усадебном доме Рерихов сейчас находится мемориальный музей, который дети — участники конкурса посещают, знакомятся с его экспозициями, домашней обстановкой, картинами художника. Они рисуют этот удивительный дом с мезонином и башенками, с открытой верандой и мастерской художника, пишут этюды с натуры в изварском парке.

Сам молодой художник написал много живописных пейзажей этих удивительных мест и привозил их после лета для отчета в Академию художеств, где учился живописи (среди многих работ тех лет — этюды «Курганы», 1893, «Береза», 1894, «Извар-ский могильник», 1895, и др.)**. Навсегда запомнились ему детские впечатления от видов северной русской природы, которые формировали его как художника, той природы, которая и сегодня близка юным рисовальщикам, является для них родной.

Детям интересно узнать о том, что еще совсем юным Николай Рерих принимал участие в археологических раскопках древних курганов, которые во множестве видны и сегодня. «Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности. Много непередаваемой словами прелести заключалось в бронзовых позеленелых браслетах, фибулах, перстнях, в заржавелых мечах и боевых топорах, полных трепета веков давних. Около курганов сплетались старинные легенды. Ночью там проходить страшились. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей», — писал Н. К. Рерих в 1935 году в очерке «Полвека» в своих воспоминаниях [8]. Он хотел как можно больше узнать об истории этих мест, а его фантазия представляла удивительные образы древних

жителей. Позже он воплотил их в своих картинах на темы древних славянских поселений, в создании образов русских богатырей — героев народных былин и сказок.

Для детей оказался привлекательным широкий диапазон его дарований и видов деятельности. С интересом и удивлением узнают они о том, что любознательный Николай Рерих учился одновременно в Академии художеств и на юридическом факультете Петербургского университета, а также слушал лекции на историко-филологическом факультете и принимал участие в археологических экспедициях. «Планы и разрезы курганов, полевые зарисовки Рериха до сих пор остаются первоклассными научными источниками» [3]. Интерес к истории и конкретные научные познания питали его художественное творчество, придавая ему убедительную достоверность. В изварской мастерской Рерих написал в 1897 году картину (дип -ломную работу) на тему древней Руси — «Гонец» (или «Гонец. Восстал род на род»), которую прямо с выставки в Академии художеств приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

Детей в произведениях Н. К. Рериха привлекают интересные сюжеты, связанные с древней историей человечества: «Каменный век. Север» (1904, 1907), «Древняя жизнь» (1904), «Каменный век. Призыв солнца» (1910); с историей язычества: «Идолы» (1901, 1910), «Колдуны» (1905), «Славянская деревня» (1901), «Варяги» (1901), «Варяжское море» (1910); с историей Руси: «Княжья охота» (1901), «Бой» (1906), «Князья святые» (1910) и др. Персонажи, изображенные в его картинах, живут активной жизнью воинов, строителей, тружеников — воюют, обороняются, рубят лес, строят избы и поселения, охотятся: «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Волокут волоком» (1915) и др. Так детям

открывается возможность познавать и изображать в зримых формах историю и мифологию, научиться читать следы и знаки преемственности времени и поколений.

Н. К. Рерих много путешествовал, изучая историю и особенности культуры тех мест, которые посещал. Он объездил много русских городов: Ярославль, Кострому, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Новгород, Валдай, Тверь, Углич, Звенигород, Нижний Новгород, Казань. Его архитектурные пейзажи и картины с видами древних русских городов, написанные по следам его путешествий по России (в 19011904), знакомят детей с неохватным культурно-историческим богатством родины: крепостями, кремлями, соборами, усадьбами, теремами, избами. Эта его живопись не просто фиксировала памятники, но была написана живо, широко, передавала его искреннее восхищение красотой и богатством русской культуры. При знакомстве с такими произведениями Н. К. Рериха происходит пробуждение и укрепление интереса нового поколения к истории и культуре Отечества, возникает желание понять исторический контекст его развития. Виды древних городов и памятники старины часто служили фоном, на котором разворачивались сюжеты его эпических картин, а также театральные действия в декорациях к музыкальным спектаклям, которые он позже художественно оформлял.

Сюжеты исторических и былинных произведений Рериха особенно увлекают детей. Образы богатырей, о которых он ребенком читал в исторических книжках и записях народного эпоса (былинах, легендах, песнях, сказках, повериях), стали впоследствии излюбленной темой его творчества — темой богатырского величия русского народа. Образы героев народного эпоса — Илья Муромец, Садко, Микула Селянинович, Вольга, Святогор, Настасья Микулична — стали персонажами его картин («Богатырский фриз», 1910). Эти кар-

тины производят на детей сильное впечатление и вызывают у них желание тоже рисовать композиции с «богатырскими» сюжетами.

Увлечение изучением древнерусских икон повлияло на приемы живописи Н. К. Рериха, на чистые и звонкие краски, на обобщенность и монументальность его композиций. Образы святых в иконописных картинах Н. К. Рериха открывают детям страницы духовной жизни русского народа, прославляя его защитников и небесных покровителей: «Сокровище Ангелов» — «небесное воинство», крылатые ангелы с копьями и щитами у стен русских городов (19041905), «Святой Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904), «Святые Борис и Глеб» (1904, 1919, 1942, 1943), «Святая Ольга» (1915), «Святой Сергий Радонежский» (1932) и др. [4].

Интересны детям картины Н. К. Рериха, написанные им во время путешествий по европейским городам, с изображением природных ландшафтов, романской и готической архитектуры, руин средневековых замков: пейзажи Финляндии (19061907, 1914), «Рейнские этюды» (1912), пейзажи Скандинавии — Швеции, Норвегии и Дании (1919), Италии, Франции, Швейцарии — «Замок Тристана» (1921), «Руины замка» (1921), «Сент-Мориц. Швейцария» (1923), «Альпы», «Гора Монблан» (1923), пейзажи Америки и Мексики — «Каньоны Аризоны в Америке» (1921), «Нью-Мексика. Пещеры в скалах» (1921) и др. Юные зрители при знакомстве с этими произведениями художника узнают об иных странах, их природе, об особенностях европейского рыцарства, о культуре, условиях жизни и менталитете разных народов, ощущают суровую красоту и философскую драматичность этих мест.

Детей восхищает сила духа Рериха — исследователя и художника, когда они узнают о жизненных перипетиях, о труднейших экспедициях на Восток, им инте-

ресны сюжеты его картин, написанных в результате его восточных путешествий, — новые образы и краски, мотивы экзотической природы, виды иной архитектуры, скульптурные памятники, новые герои.

Целых пять лет, с 1923 по 1928 год длилось беспримерное путешествие Н. К Рериха по Центральной и Восточной Азии: Индия — Гималаи — Тибет — китайский Туркестан — Алтай — Монголия — опять Китай — Тибет — Трансгималаи — Индия. Это было не просто путешествие, а научно-исследовательская экспедиция, полная открытий и в то же время опасностей, трудностей, лишений, потерь. Описанные им в дневниках события этой экспедиции: переход через высочайшие горные перевалы, через раскаленные пустыни, через бурные реки, где он со спутниками подвергался опасным нападениям вооруженных банд, переживал испытания холодом (морозами) и голодом (когда без провианта гибли его спутники и животные — лошади, верблюды), — дети воспринимают с большим интересом и сочувствием. Их восхищает, что при этом он напряженно работал как ученый: собирал этнографический, фольклорный и лингвистический материал, изучал лекарственные растения и секреты традиционной медицины, собрал исключительно интересные коллекции по искусству, археологии, геологии, ботанике, древние рукописи и др., делал зарисовки, записывал в дневнике свои наблюдения, научные размышления, а главное — постоянно и много рисовал и писал картины. Через свое научное и художественное творчество он познакомил мир с неисчерпаемым богатством этого «края Земли», «открыл Восток Западу». У детей же усилилось внимание к собственной природе, появились рисунки родной фауны и флоры. В рисунках для конкурса дети создавали многочисленные композиции на темы этих путешествий, изображая самого Н. К. Рериха, его спутницу-жену Елену Ивановну и сыновей

(Юрия и Святослава) в горах, странах и городах Востока.

В 1934-1935 годах Рерих снова осуществил научную экспедицию в Северный Китай и Внутреннюю Монголию. Сделанные научные и дневниковые записи были изложены и опубликованы им в многочисленных научных и литературных трудах [5]. Собранные в экспедициях коллекции огромной научной и художественной ценности были предоставлены им в университеты, музеи и библиотеки Европы и США. Для детей этот факт явился поводом к размышлениям о подвиге и щедрости художника-ученого.

С увлеченным интересом читают они записанные и изученные Рерихом легенды и предания, отражающие древние верования народов Востока (Индии, Монголии, Синцзяну, Тибета). Легенды о борьбе Героев восточного эпоса с Духами и грозными силами природы за справедливую и счастливую жизнь творчески интерпретируются современными детьми в их рисунках [6].

В 2013 году юным художникам была предложена тема «Николай Рерих и театр». Они подготовили к конкурсу свои произведения, в которых отразили усвоенные знания о театральной деятельности художника, о его эскизах, живописных занавесах, декорациях и костюмах к многочисленным спектаклям, покорившим зрителей многих театров мира. Культурный кругозор детей еще больше расширился за счет знакомства с содержанием театральных постановок на разные исторические сюжеты, с национально-культурными особенностями и характерами персонажей: музыкальный спектакль Э. Грига «Пер Гюнт» (1911); оперы Н. А. Рим-ского-Корсакова «Снегурочка» (1907, 1912), А. П. Бородина «Князь Игорь» (1909, 1914); балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» (1913).

Живопись Н. К. Рериха близка детям яркими красками, удивительным разноцвети-

ем, напряженными контрастами. Он подмечал в природе почти фантастическую красоту, особенно в горных пейзажах. Цвет у Рериха — главный элемент композиции, определяет ее художественно-образную выразительность в передаче идей. Детям нравится живопись этого художника, близко им образно-декоративное колористическое решение композиций его картин — залитое светом солнца желтое небо («Приказ учителя», 1947) или красное небо, пылающее огнем заката или отсветом костров («Майтрейя-победитель», 1925; «Гасэр-хан», 1941), освещенные красным лучом горы («Тибет. Горящая вершина», 1933), сверкающие белизной ледяные вершины гор («Красные кони», 1925) или золотые рельефы гор («Мощь пещер», 1925) и др. Юные художники знакомы с выразительной силой цвета и часто в своих рисунках применяют яркие краски для символичного выражения огня, жары, холода, тревоги, восторга и т. п.

Зрителей в пейзажах Н. К. Рериха удивляет способность художника передавать далекие пространства — огромные просторы русской земли, ее широкий размах, много неба, протяженные равнины, холмистые дали, поросшие деревьями (взгляд откуда-то сверху из поднебесья!), или зрительно удаляющиеся массивные пороги гор. Пространство в композиции его картин — это параллельно чередующиеся планы или кулисные перспективы. Такое решение близко детскому восприятию пространственных изображений, и они зачастую именно так рисуют даль.

Н. К. Рерих — художник, ученый, философ, поэт, учитель, общественный деятель культуры. Образ самого художника оказался загадочно-привлекательным, а жизнь — удивительной для детей, что позволяет им найти разные темы и для своего творчества. Сам художник стал героем многих детских рисунков — «Рерих в Изваре», «Рерих в мастерской», «Рерих

с сыновьями», «Семья Рерихов в Гималаях», «Великий учитель», «Замысел гения», «Работа над декорациями в театре» и многих других.

Разнообразными своими способностями и устремлениями Н. К. Рерих близок и сегодняшним детям — юным художникам, особенно подросткам, которые ощущают в себе стремление узнать больше о жизни (как устроен мир?) и переживают волнение и восхищение от красоты в природе и искусстве, но еще не смогли точно определить, чем будут заниматься в жизни.

Конкурс «Цвет и звук Державы Рериха» является, по сути, активной формой дополнительного образования детей в области искусства. Подготовка к конкурсу и участие в нем — это личностно-ориен-тированный метод педагогики искусства, в основе которой лежит художественно-твоческий путь приобщения ребенка к культурно-историческому наследию через изучение опыта прошлого. Подготовка к конкурсу требует знакомства с исходными литературными, историческими и иллюстративными материалами, знакомства с жизнью и творчеством художника, узнавания о незнакомых странах и культурных особенностях народов иных стран. Жизнь Н. К. Рериха полна событий, опыт — мудрости, его художественное, литературное, научное наследие — неисчерпаемый источник для познания и творчества юных художников.

Участие школьников в этом конкурсе и умелая научно-просветительская деятельность организаторов и педагогов позволяют решать многие педагогические задачи. Происходит процесс трансляции культуры, знаний и опыта предшествующих поколений, устанавливаются междисциплинарные связи (история, география, литература, искусство). Дети делают «открытия» на каждом этапе погружения в тематику конкурса. Происходит знакомство с историей

Отечества, приобщение к его культуре, а через собственное рисование — развитие чувства причастности к изображаемым событиям. Знакомство с разными странами, их историей, культурой, верованиями и знаниями иных народов усиливает для детей ценностно-смысловой контекст человеческой культуры, воспитывает толерантность в межличностных общениях. В процессе подготовки к конкурсу дети выбирают разные художественные материалы и осваивают техники рисования, совершенствуя свое композиционное умение. Участие в итоговой выставке дает возможность юным художникам увидеть свою работу в ряду других творческих решений на избранную тему и оценить свои особенности, почувствовать укрепление веры в свои творческие способности.

Классик советской теории художественного образования В. В. Алексеева в фундаментальном теоретическом труде «Изобразительное искусство и школа» (1968) писала: «Познавательный процесс в русле искусства совершенно особый по своей природе, ибо он воспринимается человеком как процесс удовлетворения эстетических потребностей, и приобретаемые конкретные знания закрепляются в сознании навсегда... Искусство посредством созданных им образов помогает человеку не просто узнать о тех или иных исторических и социально-экономических периодах, явлениях, событиях, но побуждает его "сопере-жить" их, испытать при этом глубокое волнение» [1, с. 25].

Подобные этому конкурсы могут быть посвящены ознакомлению школьников с творчеством других известных художников, например, Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927), Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900) и многих других. Каждое такое обращение к их творчеству имеет большие педагогические перспективы в культурно-истори-

ческом и художественном образовании детей, в совершенствовании их изобразительной деятельности, в активизации кре-

ативности, в интеллектуальном, эмоционально-эстетическом и коммуникативном их развитии.

ПРИМЕЧАНИЯ

* В воспоминаниях Н. К. Рериха в его дневниках уезд многократно называется Царскосельским.

** Хронологический перечень картин Н. К. Рериха дается по публикации: Соколовский В. В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 год) // Николай Константинович Рерих. Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1978.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. 288 с.

2. Алехин А. Д. Творческий метод Н. К. Рериха / Н. К. Рерих. Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство. 1978. С. 40-62.

3. Добрынина И. Буклет «Музей в Изваре», 1986.

4. Маточкин Е. П. Святые Русской земли. Самара: Агни, 2007. 64 с.: ил. (Серия «Николай Рерих: Вестник красоты»).

5. Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. Путевой дневник. М.: ЭКСМО, 2009. 464 с.

6. РерихН. К. Легенды Азии: сборник. М.: ЭКСМО, 2013. 62 с.

7. РерихН. Листы дневника. М.: Правда, журнал «Октябрь». 1958. № 10 (сокращенный вариант).

8. РерихН. К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 1.

REFERENCES

1. Alekseeva V. V. Izobrazitelnoe iskusstvo i shkola. M.: Sovetskiy hudozhnik, 1968. 288 s.

2. Alehin A. D. Tvorcheskiy metod N. K. Reriha / N. K. Rerih. Zhizn i tvorchestvo: sbornik statey. M.: Izobrazitelnoe iskusstvo. 1978. S. 40-62.

3. DobryininaI. Buklet «Muzey v Izvare», 1986.

4. Matochkin E. P. Svyatyie Russkoy zemli. Samara: Agni, 2007. 64 s.: il. (Seriya «Nikolay Rerih: Vestnik krasotyi»).

5. Rerih N. K. Altay — Gimalai. Putevoy dnevnik. M.: EKSMO, 2009. 464 s.

6. Rerih N. K. Legendyi Azii: sbornik. M.: EKSMO, 2013. 62 s.

7. Rerih N. Listyi dnevnika. M.: Pravda, zhurnal «Oktyabr». 1958. № 10 (sokraschennyiy variant).

8. Rerih N. K. Listyi dnevnika. M.: MTsR, 1995. T. 1.

А. Е. Бахмутский

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

И ИХ ОЦЕНКА

Рассматриваются основы понимания результатов образования на разных уровнях в рамках компетентностного подхода при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Обосновывается возможность диагностики метапредметных результатов с помощью психолого-педагогической диагностики. Описывается подход к осуществлению диагностики, характеризуются состав диагностического комплекта методик и первые результаты апробации.

Ключевые слова: общее образование, компетентностный подход, метапредметные результаты, диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.