н. н. Мухина
«Искусство и религия в пространстве современной культуры». Новый взгляд на современное религиозное искусство (По материалам выставочного проекта Российской академии художеств, 2013 г.)
Статья посвящена анализу выставки «Искусство и религия в пространстве современной культуры», проходившей в Российской академии художеств в 2013 г.
Ключевые слова: проект; новая иконография; византийское наследие в современной культуре; фрески; мозаики; эмали; скульптура; видеоинсталляции; Российская академия художеств.
N. N. Mukhina
"The Art and the Religion in Contemporary Culture Space" A New Look at the Modern Religious Art (According to the Exhibition Project at the Russian Academy of Arts, 2013)
The article is devoted to the analysis of the exhibition "The Art and the Religion in contemporary culture space" in the Russian Academy of Arts in 2013. Key words: project; new iconography; Byzantine heritage in contemporary culture; murals; enamel; sculpture; video-installation; Russian Academy of Arts.
Выставочно-образовательный проект, представленный в залах Российской академии художеств в мае-июне 2013 г., послужил
наглядной иллюстрацией многосторонних поисков современных художников, размышляющих о Боге и вечных христианских ценностях посредством современного изобразительного искусства.
Куратором проекта стал Николай Мухин - художник, посвятивший большую часть своей жизни изучению византийского и древнерусского искусства. Храмовые росписи, созданные им не только в нашей стране, но и за рубежом (Япония, Мальта, США, Сербия, Хорватия и др.), получили высокую оценку в церковных кругах (удостоен высших наград Русской и Сербской Православных Церквей, почетной грамотой митрополита Всея Америки блаженнейшего Феодосия) и специалистов-искусствоведов.
В 1980-1990 гг. Н. Мухин создает станковые работы, которым доктор искусствоведения О. Ю. Тарасов дает определение «новая иконография» [3]. Многосложная фактура, напоминающая поверхность старой иконописной доски или шершавой фрески, пластические ходы иконописных формул и сюжеты, в которых переплетаются библейская история и размышления автора о коллизиях современного мира, создают ощущение действительно не столько живописных работ, сколько своего рода новых икон нашего времени. В последнее десятилетие мастер исследует возможности новейших техник и технологий, которые, по его мнению, расширяют диапазон возможностей современного художника и позволяют говорить на новом, адекватном времени языке о непреходящих ценностях.
Экспозицию выставки «Искусство и религия в пространстве современной культуры» Н. Мухин построил на соединении традиционного православного церковного искусства и религиозных работ современных художников, размышляющих в своих произведениях о культурном потенциале наследия византийского и древнерусского искусства. Расположение объектов в экспозиции было продумано таким образом, что сама по себе выставка явила некое сакральное пространство, в котором велось своеобразное повествование-размышление об истории христианской культуры в XXI в.
Определяющим камертоном в экспозиции первого зала послужил баннер с авторски обработанным (Антон Штольба) изображением Святой Софии - символа Византии и созданной ею куль-
туры, которая до сих пор питает нашу цивилизацию. В 2013 г. все христианские державы отпраздновали памятный год 1700-летия Миланского эдикта. Подписанный Константином Великим в 313 г., этот исторический документ узаконил христианство и заложил основы культуры христианских стран, перенес столицу на пролив Босфора, положив начало сотворения легенды Константинополя. Храм Святой Софии был создан гением художественной мысли так, чтобы даже неверующий человек мог, входя в него, поверить, что он приблизился к Богу. Сегодня он заключен в круг башен минаретов - как зримое свидетельство трагической истории Византийской империи, призывающее нас задуматься об истории христианства на современном этапе.
На фоне баннера Н. Мухин помещает работы скульптора Леонида Баранова - «Спас Нерукотворный» (рельефное и контррельефное изображение) и скульптурный образ Спасителя благословляющего, так что вся композиция прочитывается цельной и глубоко символической инсталляцией, своего рода иллюстрацией цитаты из фильма другого участника проекта - архимандрита Тихона Шев-кунова «Византийский урок».
На противоположной стороне зала, словно принимая благословение, разместились вырубленные из дерева Александром Рукавишниковым скульптурные образы великих русских святых -преподобного Сергия Радонежского, святого Александра Пересвета и великого князя Дмитрия Ивановича. Их роль в историческом и духовном развитии России трудно переоценить. Подчеркнутая архаика форм, использование природных свойств материала придают скульптурным образам особую выразительность и монументальность.
Центральное место в пространстве первого зала отводится работам одного из ведущих современных монументалистов - академика, профессора Евгения Николаевича Максимова и его учеников - педагогов и студентов Академического института имени В. И. Сурикова и Свято-Тихоновского православного университета Игоря Самолыго, Ларисы Гатчевой, Светланы Васютиной, Ульяны Антюхиной, Марии Глебовой и др.
Работы самого мастера - небольшие, поражающие драгоценностью письма фрески, погруженные в деревянные коробы-рамы, свидетельствуют о бережном отношении к традиции и сохранности древней технологии. Вылепленные многослойными подкладками, лессировками и тончайшими световыми движками формы, они словно дематериализуются и наполняются тем трансцендентным внутренним свечением, которое всегда характеризовало лучшие образцы византийского и древнерусского искусства.
Все работы учеников мастера, будь то фресковые и мозаичные копии старых вещей или созданные для нового иконостаса двухметровые иконы, неизменно демонстрируют высочайшую культуру ремесла, знание материала, понимание традиции, пришедшей к нам из Византии. Великолепные образы Спасителя и Божией Матери выполнены иконописцами под руководством Ларисы Гаче-вой. Своеобразными иконописными подлинниками для них стали вещи Палеологовского Возрождения XV в., но при этом работы являют собой высокие образцы абсолютно нового церковного искусства. Особое настроение образам придает искусное золочение в два золота - более светлое в нимбах и ассистах и более холодное (темное) в фонах.
Опыт преподавания Е. Н. Максимовым монументальной церковной живописи уникален. Он основан на изучении сохранившихся образцов с точки зрения истории и иконографии, техники и технологии, уровня художественного мастерства и попыток проникновения в образ мысли древних мастеров. В экспозиции представляются мозаичные и фресковые копии самых разных традиций православного искусства (древнерусские, византийские, сербские, болгарские, каппадокийские и романские). Фрески демонстрируют различные особенности письма: количеством прописок, письмом по санкири, использованию среднего тона, по гризайли, системой цветовых подкладок, сложной многослойной живописью.
Мозаичные иконы, представленные на выставке, показывают различные варианты подхода современных художников к этому древнему виду искусства. Монументальные произведения, выложенные мельчайшим модулем, с тонкими тональными переходами
и совершенно сплавленной фактурой выполнены художниками под руководством Игоря Самолыго. «Вход в Иерусалим» Александра Корноухова построен на контрасте фактуры и цвета смальты и камня. Смелое авторское отношение к материалу демонстрирует Ирина Старженецкая. Выразительность ее небольших портретных образов, выполненных на тканевых основах крупными модулями смальты, достигается за счет предельного колористического напряжения и острой графичности. Вместе с супругом, скульптором Анатолием Комелиным, они создают комплексные храмовые декорации, которые включают резьбу по камню, фрески и иконы (храмы Воскресения Христова в Тарусе, собор Святых апостолов Петра и Павла в Тарусе, храм Воскресения Христова в Переделкино, церковь Малое Вознесение на Большой Никитской в Москве). Небольшого размера каменный крест работы Анатолия Комелина, представленный в экспозиции вместе с фотокопиями фрагментов монументального иконостаса Петропавловского собора Тарусы позволяет говорить о синтезе самых лучших традиций резьбы по камню (романской, византийской, древнерусской) в работах мастера. Художник предельно выразителен в обобщении и понимании формы. Вот как пишет о художественных приемах Комелина Ирина Старженецкая: «.. .ритм крупных и мелких деталей, приоритет горизонтальных врубок, музыкальность и даже математичность построения. Все это лежит в основе изображения и в итоге являет изображение легкочитаемым и понятным. Первоначальный рисунок на поверхности камня служит отправной точкой для вырубки фона. В дальнейшем идут исправления и импровизация по мере выявления объема изображения» [2].
Каменный крест работы Анатолия Комелина органично вошел в экспозицию выставочного пространства второго зала, лейтмотивом которого стал баннер с фотографией монументального комплекса «История Грузии». Над ним президент Российской академии художеств Зураб Церетели начал работу еще в 1980-е гг. На противоположной стене помещены внушительного размера копии мозаик монастыря Гелати, выполненные мастером еще в 1960-е гг., когда он работал в Академии наук. Эти произведения помогают понять
зрителю, насколько важен для художника культурно-исторический материал, осмысление которого стало отправным пунктом для начала работы над акрополем «История Грузии». Памятник включает в себя архитектуру, скульптуру, эмалевую живопись, несущие в себе многовековые традиции христианской культуры Грузинской земли. Брутальные рельефы на библейские темы, помещенные на величественные пилоны и колонны, кажутся вырубленными из горного массива, а скульптуры грузинских святых прочитываются своеобразным столпами, на которых и стоит «История Грузии». Особое место в комплексе принадлежит храму Святой Троицы. Живописное убранство его интерьера полностью выполнено из эмалевых пластин. Живая пластика изображения и локальные цветовые заливки впитали в себя традиции средневековой грузинской монументальной живописи, миниатюры и эмальерного искусства. Небольшое внутреннее пространство базилики напоминает драгоценный ларец, на стенах которого свечением эмали «написаны» образы местночтимых святых, сцены Сотворения Мира, Лествица Иакова и основные евангельские события. Здесь мастеру удалось, используя весь свой творческий опыт и потенциал новейших технологий, в «земном» памятнике передать неземной свет и сакральное ощущение Небесного Иерусалима [1].
Второй зал экспозиции по замыслу куратора проекта был отдан под работы современных художников на религиозные темы. Символично, что несколько авторов, не сговариваясь, представили свои произведения, посвященные великому Святому Библейской истории - Святому пророку Иоанну Предтече.
Особенно остро прочитывается работа Н. Мухина «Пророк» (Иоанн Предтеча) 2010 г., которая являет собой размышление художника о жертвенной миссии всех пророков в истории человечества. Более ранняя композиция «Иоанн Предтеча» (1990), выполнена в смешанной технике, включающей акрил, темперу, клей ПВА. С помощью этой техники художник создает сложнокраке-лированную основу, специально придуманный и затонированный грунт - так что работе сообщается настроение старой намоленной иконописной вещи.
Жертвенное приношение как пророчество и прообраз Спасителя Святого пророка проиллюстрировано и в работе скульптора Геннадия Красношлыкова. Обостренное гротескное построение формы, которое использует автор в своей работе, позволяет достигнуть эффекта лирического трагизма и необыкновенной приближенности к зрителю. Скульптор Сергей Мильченко представил в гипсе рельефные житийные композиции из жизни святого пророка Иоанна Предтечи. Круглые скульптуры «Глас вопиющего в пустыне» и «Брось в нее камень» пронзительно завораживающи. По силе восприятия их можно сравнить с полотном Эдварда Мунка «Крик». Мильченко называет свои работы цитатами евангельских текстов - словно настраивая зрителей на определенные размышления.
За спиной грешницы Н. Мухин размещает одну из последних работ Гора Чахала - «Неодолимая Благодать», а рядом его же объемную скульптуру «Трисолнечный свет». Она ритмично перекликается с живописью. На стене сбоку находится картина «Адам и Ева» Н. Мухина. Все вместе работы Чахала, Мильченко и Мухина составляют целостную притчу повествование - о Рае, Неодолимой благодати, которая дается нам равно как Адаму и Еве. Она же напоминает о нашей свободе выбора.
Расположенная на противоположной стене работа Гора Чахала «Хлеб и вино и Мать сыра земля» по замыслу автора явилась визуализацией «экспериментального подтверждения гипотезы о трансфизическом воздействии произведений современного искусства на ноосферу». Фотография как нерукотворная техника позволяет, на взгляд художника, добиться убедительности, реальности, очевидности существования умопостигаемого мира. Работы Гора Чахала, отраженные, по замыслу композитора выставки, в зеркалах Наталии Захаровой, рамы которых поддерживают Ангелы Апокалипсиса и Архангелы, свидетельствуют нам о возможности Искупления и возвращения через «хлеб и вино» к Богу. В этом же зале находится картина «Виноград» Николая Мухина - как один из первых и главных символов Евхаристии и Христа. По композиционному и колористическому решению полотно напоминает испанские миниатюры XII в.
Фотография становится основой для создания большого совместного проекта Константина Худякова, Виктора Бондаренко и Романа Багдасарова «Деисус». Авторы ставят задачу - художественно интерпретировать сакральные образы в параметрах сегодняшнего восприятия. Для этого используются последние цифровые технологии. Это многолетняя, многоуровневая работа, которая построена на использовании разнокачественных источников, прежде всего Библии, хорошо известных и новооткрытых апокрифов, гимнографии, богословских и философских сочинений, научных трудов и произведений искусства.
Одна из композиционных линий экспозиции второго зала -развитие темы Света. В византийской эстетике свет играл важнейшую роль. Роль золота мозаик была особенной. Словно подсвеченные «изнутри», золотые мозаики создавали определенные иллюзорные эффекты: изображенные святые как будто выступали за пределы золотого поля, направляясь прямо к зрителю. Трактовка Божественного преображающего света в произведении современного искусства получает свое развитие в серии работ Гора Чахала «Жертва». Эта выразительнейшая серия названа автором «символическими стадиями Евхаристического Агнца в течение Проскомидии и Божественной литургии». Она представляет собой ряд изображений светоносной, подобной золоту, субстанции.
Путь к очищению, просветлению и преображению художник предлагает и в другой свой работе «Фавор. Авторская реконструкция Святой горы Фавор, сделана по геодезическим линиям топографической карты горы. Художник поясняет: «Художественный объект представляет собой архитектурный макет сооружения в масштабе приблизительно 1:50, который мне хотелось бы реализовать где-нибудь на открытой местности. Рукотворную гору в идеале хочется построить такого размера, чтобы каждый уступ этого зиккурата был соразмерен лестничной ступени или лучше немного больше, чтобы подъем на вершину осуществлялся с некоторым трудом, прочувствованно. Зритель как бы приглашается самой формой объекта искусства к участию в действии, вовлекается в хеппенинг, процесс возвышения, подразумевающий в какой-
то степени и преображение» (Авторская аннотация. Гор Чахал. Москва, 2009). Другая работа этого автора, «Просветление через очернение» (видео) прочитывается как своеобразная защитительная молитва художника, которая кажется особенной актуальной в наши дни.
Видеоинсталляция «Безначальное Первоначало» Н. Мухина - произведение, композиция которого являет собой квинтэссенцию христианской идеи Спасения. В основе видеоряда лежат фрагменты храмовых росписей, выполненных Н. Мухиным в сербском православном храме Преображения Господня в городе Загреб (Хорватия). Один за другим на мерцающем экране появляются образы, представляющие различные ипостаси Господа Иисуса Христа, являя тем самым всю Евангельскую историю Спасения человечества - от Боговоплощения до Страшного Суда. Изображения предстают в «негативе» на фоне ослепительно белого света. Этот художественный прием служит одной из главных тем Евангельского повествования - Преображение Фаворским, божественным светом человека и всего тварного мира. Христос это прежде всего свет - свет будущей жизни: «Азм есть свет миру, ходяи по Мне не имати ходить во тьме» - это евангельское изречение Спасителя как нельзя лучше определяет значение и смысл «прорывающих» стену тьмы световых изображений Бога. Интерактивное пространство произведения пронизано ритмично повторяющимися глухими ударами электронного инструмента, пульсирующими вспышками монитора и вибрирующими, излучающими энергию, последовательно сменяющими друг друга на экране символическими изображениями Иисуса Христа. Ритм электронной музыки, сопровождающий видеоряд произведения, напоминает одновременно пульсацию, биение сердца и колокольный набат. Художнику удается соединить изображение и звук таким образом, что в совокупности они начинают воздействовать на интеллектуальную и душевную матрицу зрителя глубоко на уровне подсознания. Произведение создает определенный гипнотический эффект и словно, «погружает» нас в силовое поле молитвенного контакта с Великим Творцом всего сущего.
В небольшом пространстве выставочного пространства третьего зала на стенах были представлены фотопостеры интерьеров православных храмов, выполненные участниками выставки. Здесь же демонстрировался фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Гибель империи. Византийский урок». И звучала видеоинсталированная завораживающая музыка митрополита Илариона (Алфеева).
По замыслу куратора проекта Н. Мухина, выставка «Искусство и религия в пространстве современной культуры» призвана была продемонстрировать ту широту диапазона возможностей современного искусства, которое развивается в рамках осмысления христианской традиции. Соединение церковных художников (работающих непосредственно для православных храмов) и так называемых «актуальных» не вызвало никакого противоречия, более того, все посетители, критики и представители Русской Православной Церкви, принявшие участие в круглых столах и творческих встречах, прошедших в рамках выставки, сошлись во мнении о перспективах сотрудничества первых и вторых на благо Церкви, обществу и развитию отечественной культуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Мухина Н. Н. «Эмалевые иконы Зураба Церетели» // Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир от древности к современности. М., 2012.
2. Старженецкая И. А. «О творчестве» // Сб. материалов конференции «Сохранение и возрождение духовного и культурного наследия России. 1000-летию Ярославля посвящается». М., 2011.
3. Тарасов О. Ю. Вступительная статья // Николай Мухин : Альбом. М., 1991.