Научная статья на тему 'Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт'

Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
secularization / contemporary art / Gor Chahal

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гор Чахал

Despite the overwhelming secularization of culture in the last century, the dialogue between the Church and contemporary art in Europe continues. The Catholic Church in Europe supports several art centers for contemporary art that stays in dialogue with Christianity. The ideology of such activities can be defined as a cautious attempt to introduce Christian discourse into the debates of the modern postsecular society. Since 2004 the author, a practicing artist, has been involved in some international projects of this kind, and in this essay he shares his experiences and thoughts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт»

Гор Чахал

Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2024-42-l-i39-l66 Gor Chahal

Dialogue between the Church and Contemporary Art: European Experience

Gor Chahal — Painter. [email protected]

Despite the overwhelming secularization of culture in the last century, the dialogue between the Church and contemporary art in Europe continues. The Catholic Church in Europe supports several art centers for contemporary art that stays in dialogue with Christianity. The ideology of such activities can be defined as a cautious attempt to introduce Christian discourse into the debates of the modern postsecular society. Since 2004 the author, a practicing artist, has been involved in some international projects of this kind, and in this essay he shares his experiences and thoughts.

Keywords: secularization, contemporary art, Gor Chahal.

НЕСМОТРЯ на процесс секуляризации, продолжающийся в течение нескольких веков и буквально опрокинувший европейскую культуру в начале XX века с ног на голову, диалог Церкви и современного искусства в Европе полностью никогда не прерывался. А начиная со II Ватиканского собора 19621965 гг. этот диалог получил формальную поддержку Католической церкви. В Ватикане с 1973 года начал действовать музей современного католического искусства. Тема Первой Сингапурской биеннале современного искусства 2006 года была сформулирована как «Верю!». В парижском Центре Жоржа Помпиду в 2009 году состоялась масштабная выставка «Следы сакрального» в искусстве ХХ века и международная конференция «Религия: новые перспективы». В ноябре 2010 года Папа Бенедикт XVI встретился с 250 всемирно известными представителями художе-

Гор Чахал. Диалог Церкви и современного искусства: европейский опыт // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 42(1). С 139-166. 139

Gor Chahal (2024) "Dialogue between the Church and Contemporary Art: European Experience", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 42(1): 139-166.

ственного мира в Сикстинской капелле с целью обсудить возможности возобновления активного диалога между искусством и Церковью сегодня.

В настоящее время в Европе действует несколько международных художественных центров современного искусства, связанного с христианством. Одним из наиболее интересных из них, на мой взгляд, является Kulturzentrum bei den Minoriten в австрийском городе Грац1. Основан он был в 1975 году и с тех пор активно развивает и расширяет свою культурную деятельность под руководством профессора Венского Университета доктора богословия Йоханнеса Раухенбергера (Johannes Rauchenberger). Центр представляет изобразительное искусство, современную музыку, поэзию и литературу, связанные, иногда довольно опосредованно, с христианством. Центр издает международный художественный журнал Kunst und Kirche о современном искусстве и архитектуре. При этом специфически миссионерских задач программа центра перед собой, видимо, не ставит. Здесь часто можно увидеть откровенно критические высказывания в отношении церкви. Хотя, с другой стороны, как известно, любое упоминание есть реклама. Возможно, кураторы руководствуются этим принципом и в отношении Христа.

В 2013 году Ватикан открыл свой павильон на Венецианском биеннале. С 2015 года регулярно проходит Кафедральное биеннале современного искусства на Мальте. Идеологию деятельности этих институций можно определить как осторожную попытку ввести христианский дискурс в проблематику современного пост-секулярного общества. С 2004 года я принимал участие в некоторых международных проектах этого направления, о которых постараюсь рассказать в этой статье.

В 2010 году упомянутый выше Культурный центр миноритов в Граце организовал масштабную международную выставку Reliqte (реликвии, мощи) с участием пятидесяти художников из разных стран. В пресс-релизе куратор писал о проблемах современной христианской культуры, веками господствовавшей в Европе, а сейчас оказавшейся на ее задворках. Тема христианской иконографии и мотивов ныне считается безнадежно устаревшей, отжившей. Казалось бы, никаких серьезных дискуссий вне академического или богословского мира не происходит. Публич-

1. Zentrum für Gegenwart, Kunst und Religion der Diözese Graz-Seckau [https://www.

kultum.at/kulturzentrum].

ная сфера склонна уклоняться от темы религии, сводя ее к фундаментализму, в лучшем случае опираясь на общую концепцию духовности или даже отодвигая это наследие на обочину истории. Тем не менее, в последние годы вновь начали появляться разнообразные и новые формы художественного анализа этой богатой основы. Таким образом, вопрос в том, что побуждает художников вытаскивать эти реликвии из «подвала истории», нам очень интересен2.

Я участвовал в этой выставке станковой работой из проекта «Ступени» 2005 года о визуальной интерпретации движения личности в умопостигаемом пространстве, осуществляемого путем духовной практики (практики сопричастности). Целью человеческой жизни, учит преподобный Серафим Саровский, является стяжание Святого Духа. Приобщиться его, как известно, невозможно постепенно, поэтапно, поскольку Он всегда действует во всей своей полноте и по Благодати сердце (сердцевина) человека сразу Ему приобщается целиком, в том смысле, что открывает для себя новое, умопостигаемое пространство (пространство любви, пространство Духа), посредством которого смыкаются, объединяясь друг с другом, единичные индивидуальные «Я» (В. Соловьёв).

Пространство это в целом имеет бесконечномерную древовидную структуру (мировое древо). Листвой оно выходит в физический мир, а корнями простирается в мир трансцендентный. При этом для каждой личности (листика мирового дерева) это пространство представляется одномерным, единственное измерение которого — степень личного обожения, уподобления Богу. Чем более человек походит на Его образ, тем ближе он к центру (трансцендентным корням) умопостигаемого мира, тем полнее он ощущает радость присутствия Духа Свободы.

Ведь свобода — внеприродна, она не имеет отношения к физической реальности, в которой понятие свободы подменяется степенью неосознанности социумом причинно-следственных связей, определяющих эту реальность. Свобода — специфически человеческое измерение бытия. Проблема лиминальности — ситуация поиска самоидентификации, осуществления акта творчества, ситуация реализации свободы, к которой в конечном итоге и сводится цель любой коммуникации, целиком лежит в умопо-

2. «Reliqte, reloaded»: Zum Erbe christlicher Bildwelten heute [https://www.kultum.at/

einrichtung/137/galerie/gegenwartskunstreligiongr/reliqtereloadedzumerbechr].

стигаемом пространстве, поскольку лиминальность в отношении к человеческому бытию есть позиция абсолютной вненаходимо-сти, и именно такова позиция человека в бытии, так как абсолютным центром, определяющим его полноту, является только Бог.

Расстояния здесь измеряются нравственными категориями — степенью сопричастности с Абсолютом. Непрерывная духовная практика, вызывающая резонансные психофизические состояния человека, выводящие его из поверхностного актуального бытия в бытийное стволовое пространство потенций (прообразов или первопричин) чувственного мира, и есть очищающее, просвещающее и совершенствующее движение человека в умопостигаемом пространстве — пространстве, которое, как всегда утверждало богословие и как показывает философское осмысление открытий теоретической физики последнего столетия, оказывает универсальное воздействие на актуальный мир.

Ил. 1. Гор Чахал, «Ступени». D 120 см, холст, прямая ЦУ-печать,

2007

В 2012 году в венском музее Бельведер открылась крупная международная выставка под названием Gold, посвященная использованию золота в искусстве. Среди 200 произведений искусства, представленных в залах Нижнего Бельведера, оранжереи и дворцовых конюшен, имелись многочисленные работы на религиозные темы. Выставка призвана была осветить историю использования золота в искусстве разных эпох. На суд зрителя были представлены картины разного содержания, формы и стиля, а также скульптуры и рельефы. Древнейшим из экспонатов являлся так называемый фаюмский портрет, располагавшийся на мумии II в. Выставлялись образцы церковного искусства, древней иконописи. Также были представлены работы художников эпохи барокко и модерна — Джандоменико Тьеполо, Уильяма Блейка. Значительную часть выставки составляли произведения искусства современных художников, среди которых работы Стефана Балькенхоля, Георга Базелица, Вилли Баумайстера, Энди Уорхола, Джеймса Ли Биярса, Сильви Флери, Ричарда Гамильтона, Ива Кляйна, Ими Кнебеля, Эмиля Орлика, Герхарда Рихтера, Виктора Вазарели3.

Кратко идею выставки можно описать как попытку проследить, что именно человечество сакрализировало на протяжении своей истории, поскольку отношение к золоту во все времена было по большей части сакральным.

На этой выставке я участвовал с работой «Жирный крест», посвященной концу современной секулярной культуры, постепенно утратившей признаки какого-либо развития и перешедшего в циклическую форму существования по принципу вариативных повторов сезонной моды. На этой культуре я символически и ставил этот жирный крест.

Биеннале современного искусства в кафедральном соборе Мдины, кафедральном музее и других площадках этого древнего города на Мальте проходила с 13 ноября 2015 года по 7 января 2016 года. По словам организаторов, она была призвана создать стимулирующую современную среду, в которой различные произведения искусства художников из разных культурных слоев были бы представлены вместе под одной темой. Тема 2015 года — «Христианство, духовность и Другое». «Другое» означало здесь веру и неверие, теиста и атеиста, агностика и политеиста. Биеннале в Мдине уходит своими корнями в предыдущую биеннале

3. "Gold" [http://www.belvedere.at/en/aussteUungen/rueckblick/gold-e11739].

христианского и сакрального искусства 1990-х годов, но проходящее в 2015 году мероприятие радикально расширяло ее творческий спектр. Идея, что все искусство духовно, остается центральной концепцией. Этот тематический подход чрезвычайно важен для оценки и понимания события и играет центральную роль в концепции художественного руководителя, стремящегося организовать биеннале современного искусства как духовное пространство4.

Ил. 2. Гор Чахал, «Жирный Крест». 170 х 180 см, холст, золото,

2007-2008

На биеннале были представлены пять моих проектов. 1. "Égalité" (2015 год). Визуальная интерпретация философской категории равенства как равенства людей перед Богом. Три

4. The Mdina Cathedral Contemporary Art Biennale [http://mdinabiennale.org].

скульптуры упрощенного (виртуального) образа молящегося человека (стоя с воздетыми руками, коленопреклоненно и в земном поклоне), вытянутые вверх до одинакового размера. Скульптуры напечатаны на зD-принтере и хромированы до зеркальной поверхности так, чтобы зрители в них отражались. Такое «равенство» подразумевает и антиномию: чем больше смирения в человеке перед Богом (ниже поклон), тем значительнее становится его образ.

Ил. 3. Вид экспозиции во внутреннем дворике кафедрального музея Мдины, 2015

2. «Перспективы свободы» (2014 год). Произведение по мотивам иконографии «Сошествие Христа во ад». Типология перспективы в изобразительном искусстве связана с характером изображения. Прямой перспективе свойственно отражение физического, телесного пространства. Параллельной — душевного, интеллектуального, умопостигаемого мира. Духовное пространство отражает обратная перспектива.

3. «Наши перспективы» (2014-2015). Инсталляция в алтаре кафедрального собора Мдины. Текст на латыни: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10:16).

Работа внедрена в композицию алтаря, служа его передней стенкой. В средние века передние стенки алтарей завешивали по праздникам съемными гобеленами с тематическими изображениями и текстами. В дальнейшем традиция была утеряна. Похожая инсталляция у меня была в Австрии в 2010 году.

Ил. 4. Вид экспозиции проекта Гора Чахала «Перспективы свободы» в кафедральном музее Мдины, 2015

4. «ПИРАМИДА СНОВ/SNOW PYRAMID». Визуально-поэтический ленд-арт-проект о тонкостях перевода с одного культурного кода на другой. Snow pyramid — снежная пирамида — пирамида зеркальных подушек в семантически чистом поле. «Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, / в изголовье поставьте упавшую с неба звезду...» — пел Юрий Визбор. Работа имеет широкий спектр коннотаций, включая христианское представление о смерти как временном упокоении, сне.

5. «Имя Бога». Для биеннале я специально сделал вариант известной работы на латыни. Видеопроекция осуществлялась на алтарь кафедрального собора Мдины.

В 2017 году Культурный центр миноритов в Граце организовал очередную масштабную выставку VULGATA. 77 Zugriffe auf die Bibel (ВУЛЬГАТА. 77 Обращений к Библии), посвященную 500-летию Реформации. Проект исследует Библию в широком спектре произведений современного искусства с работами 33 известных современ-

ных художников. В 2019 году в связи с 40-летием Фонда Библии и культуры эта же выставка прошла в Bischöfliche Dommuseum (Епископальном Кафедральном музее) в Майнце (Германия). Идея выставки заключалась в попытке своего рода перевода Библии на современный художественный язык, подобно тому как Лютер перевел ее с латыни, чтобы она вновь стала понятна народу. Суть в том, что Библия сейчас снова стала чужой для общества, публичное обращение к ней исчерпывается цитатами или служит опровержением существующему в настоящее время миропониманию. Поэтому очень важно через обращение современных художников к древнему тексту попытаться вновь пробудить интерес в обществе к источнику творческой энергии и духовной силы нашей культуры5.

На выставке я создал новый вариант работы «Имя Бога», осуществив трехдневный перформанс, наклеивая все именования Божии, используемые в книгах Библии, на белую стену. После чего на мониторе, размещенном рядом с законченной работой, демонстрировалась видеодокументация процесса ее создания.

Ил. 5. Вид инсталляции Гора Чахала «Наши перспективы» в кафедральном соборе Мдины, 2015

5. "VULGATA. 77 Zugriffe auf die Bibel" [https://www.kultum.at/einrichtung/137/galerie/ einmuseuminderzeit/20l7_neu/aussteUungen20l7/artide/l6284.html].

Ил. 6. Вид инсталляции Гора Чахала «ПИРАМИДА СНОВ / SNOW PYRAMID» в кафедральном соборе Мдины, 2015

Ил. 7. Вид видеоинсталляции Гора Чахала «Имя Бога» в кафедральном соборе Мдины, 2015

Ил. 8—11. «Имя Бога». Перформанс Гора Чахала на выставке "VULGATA. 77 Zugriffe auf die Bibel". Kulturzentrum bei den Minoriten, Грац, Австрия, 2017

Во второй раз, в 2017-2018 гг., кафедральная биеннале современного искусства в Мдине на Мальте исследовала различные проявления средиземноморской идентичности, визуализированные прошлым и современным искусством. Художники создали работы, ориентированные на взаимодействие с постоянной экспозицией кафедрального музея Мдины и предполагавшие инсталлирование в его пространство6.

На этот раз я участвовал двумя проектами.

«Перед лицом Господа» (2017). Как художник, я довольно часто совершаю действия «по наитию», убежденный в их необходимости, но еще не осознавая их смысла. Осмысление обычно приходит потом, после окончания работы. Невозможно адекватно оценить незаконченное произведение. С годами я все больше задумываюсь о ретропричинности. Осмысление жизни приходит по мере ее завершения. Шеллинг указывал на обратное влияние конца на начало действия: начало становится понятным только в конце, прошедшее раскрывается только через свои последствия. Это особенно верно в отношении смерти: подобно тому как в каждый отдельный момент последующее придает смысл предыду-

6. APS Mdina Contemporary Art Biennale [https://www.mdinabiennale.com/about]. №1(42) • 2024 151

щему, можно сказать, что окончательный конец выявляет смысл всей продолжительности существования; придавая всему завершенность, конец высвечивает значимость отдельной жизни и ее историческую роль. Смерть превращает жизнь в биографию, задним числом упорядочивает ее, дает ей новое освещение, а иногда даже нравственный смысл. Смерть задним числом высвечивает смысл жизни. Вся человеческая жизнь в целом — это более или менее гениальная импровизация. Бергсон считал, что в самом бессвязном хаосе всегда может проявиться какая-то упорядоченность... Как бы жизнь ни была неопределенна и бесформенна, у нее, так же как у звездной пыли, есть свой смысл и порядок; но этот смысл и этот порядок проявятся только под конец, когда жизненный путь уже будет пройден. Пока человек жив, смысл жизни и ее конечная цель остаются ему недоступны.

Тема ретропричинности, несомненно, очень актуальна для христианского мировоззрения. Илиотропион свт. Иоанна Тобольского учит сообразовывать человеческую волю с Божественной на таком же основании. «Старайся делать, что должен, а понимание придет по завершению жизненного пути при встрече с Создателем». Как-то в детстве я почти утонул. До сих пор помню, как в последний миг перед потерей сознания вся моя недолгая жизнь промелькнула перед глазами, как в видеоклипе. Потом меня откачали, спасли.

Проект выставки продолжает серию опытов по полифоническому объединению традиционного литургического и современного искусства, в данном случае, создавая пространственный образ человека, ходящего пред лицем Господа. Центральная работа представляет собой раскатанный по полу вдоль всего помещения основного зала кафедрального музея г. Мдины рулон бумаги, на котором золотым порошком отпечатаны следы ног потока людей, ходивших по нему. Следы эти по началу незаметны и проявляются постепенно, сливаясь в золотую дорожку в конце пути.

Хотя движение, если смотреть на следы, было направлено вперед, от чистого листа к заполненной золотом поверхности, зритель через какое-то время понимал, что такое движение в реальности невозможно. Технически все происходило наоборот. Окуная ноги в золотой порошок, художник двигался спиной от конца дорожки к началу, оставляя следы порошком на бумаге, пока ноги не становились чистыми. Зритель же ощущал движение следов как бы в обратной перемотке, как визуальный образ ретропричинности. Таким образом, мы словно имели две «стрелы време-

ни». Стрелу действия, направленную в будущее, и стрелу разумения, направленную в прошлое.

Ил. 12. Вид инсталляции Гора Чахала «Перед лицом Господа» в кафедральном музее Мдины. Мальта, 2017

«Святой Георгий поражает Сая Твомбли» (2016). Серия работ по мотивам иконографии «Чудо о св. Георгии». Она мягко, с легким привкусом постиронии, описывает взаимоотношения между правдой и ложью, добром и злом, традицией и современностью. Как-то заметил, что у одного из моих любимых художников Сая Твомбли среди множества его экспрессивных каракулей нет ни одной прямой линии.

21-23 апреля 2019 г. в Граце проходил ежегодный международный мультимедийный (музыка + видео) фестиваль на открытом воздухе КаидЫсЫ (Звонкий свет). Девятнадцать масштабных аудиовизуальных инсталляций демонстрировались в разных местах города в вечернее время. Годом ранее Христианский центр современного искусства Граца впервые принял в нем участие. На этот раз он решил пригласить меня и показать в городской церкви Граца мою видеоработу «Ступени» (2005) в сопровождении аудиомикса из фрагментов лекции прот. Иоанна Мейендор-фа о свт. Григории Паламе и четырех «песен старца» (Алексей Хвостенко, Камиль Чалаев), который я делал для своей мультимедийной выставки «Свободная любовь», проходившей в ЦДХ в 2011 году.

Ил. 13. Экспозиция проекта «Св. Георгий поражает Сая Твомб-ли» в кафедральном музее Мдины, Мальта, 2017

Описывался наш проект в прессе так:

Традиционная духовность трансформировалась в сегодняшний день. В монастырях на Афоне так называемый исихазм процветал в XIV веке. В центре этого учения — мистическое переживание Фаворского света посредством непрерывной молитвенной практики. Богослов Грегор Палама, почитаемый как святой в православной традиции, обеспечил богословскую основу учения и описал этот опыт как физическое видение Бога в своих трудах. Русский художник Гор Чахал пытается превратить эту духовную традицию православной церкви в современный язык формы. В его видео 2005 года «Ступени» молитвенное вербальное пространство создает такое притяжение, которому трудно противостоять. Видеоинсталляция в городской церкви Граца сочетает в себе открытое, визуальное глубокое пространство с соблазни-

тельным вокалом русского поэта-авангардиста и подпольного певца Алексея Хвостенко7.

В 2023 году проект был показан вновь. На этот раз — в старейшей церкви Граца Leechkirche (XIII в.) в рамках возродившегося после перерыва, вызванного пандемией коронавируса, фестиваля Lange Nacht der Kirchen католическких стран Западной Европы. Фестиваль был основан в 2005 году в Австрии, но с каждым годом количество участников увеличивается. До пандемии коронавируса в нем участвовало около 3000 церквей во многих европейских городах. Организован он по принципу известной нам «Ночи музеев». Раз в году церкви открывают свои двери для публики на всю ночь. Там проходят выставки современного религиозного искусства, музыкальные и художественные пер-формансы, поэтические и литературные чтения, лекции на тему диалога Церкви и современного искусства и т. п. Аудитория исчисляется сотнями тысяч, много молодежи. Для меня было особенно ценно, что в современной ситуации «отмены русской культуры» кураторы фестиваля пригласили к участию художника из России. Это дает надежду на возможность сохранения культурных связей между Россией и Европой даже в это очень непростое время.

В 2004 году по рекомендации главного редактора международного журнала по современной фотографии и мультимедиа EIKON Андреа Домесле (Andrea Domesle) я получил стипендию в недавно открытом венском Museums-Quartier, активно внедрявшем новые технологии и мультимедийные практики в пространство музея современного искусства. По окончании этой стипендии я сделал в музее небольшую персональную выставку «Солнце Правды, Добра и Красоты», на которой впервые показал одноименный проект, который впоследствии демонстрировался в разных вариациях на многих музейных площадках в России и за рубежом.

7. KLANGLICHT-2019 [http://www.chahal.ru/data/news/media/KLANGLICHTPRESS. pdf].

Ил. 14. Видеоинсталляция Гора Чахала «Ступени» в Stadtpfarrkirche на фестивале KLangIicht 2019, Грац, Австрия,

2019

Вот краткое описание экспозиции. Проект «Солнце Правды, Добра и Красоты» явился результатом моих длительных размышлений о нарастающем кризисе человечности в современном секуляризовавшемся8 обществе и ясного осознания необходимости своего рода Религиозного Возрождения Культуры, способного противостоять неотвратимо надвигающейся на нас нечеловеческой (постчеловеческой) глобальной техно-цивилизации. Воистину, Враг у ворот! Проект включает четыре работы.

8. Авторский неологизм, описывающий результат процесса секуляризации с резко негативным оттенком.

1. «Моя земля». Очередное напоминание о нашем мире, во прахе лежащем и на прахе стоящем. Видеопроекция на пол или видео на плоском мониторе, лежащем на полу (вмонтированном в пол) бесконечного погружения вглубь земли, состоящей из усопших предков, каждая частица которых при увеличении оказывается состоящей, в свою очередь, из предков предков.

2. «Имя Бога». Попытка изображения невыразимого метаиме-ни Бога через собирание всех имен Божиих, используемых в книгах Библии. Имя это по святоотеческому преданию есть ключ, открывающий двери Царствия Небесного. Видеопроекция на стену (экран), представляющая собой FLASH-анимацию бесконечной длительности, каждый кадр которой — неповторяющаяся композиция Имен Божиих, поскольку расположение этих имен в кадре строится компьютером с использованием генератора случайных чисел во время демонстрации видеоанимации. Имена эти целиком прочитать невозможно, можно только увидеть их визуальную композицию.

3. «Преображение». Видеопроекция на стену (экран) виртуальной (нерукотворной) скульптуры Преображения Христа. Бог, пожелавший устроить сей мир, Сам является светом для Своих вечных созданий, и ничто иное; ибо какая нужда в ином свете тем, у кого есть величайший? (Григорий Назианзин).

4. «Солнце Правды, Добра и Красоты». Изображение той же скульптуры, видимое одновременно с трех сторон (образ Преображения Голгофы по словам «Место Лобно Рай Бысть»), образующее хоровод — танец, издревле символизировавший Солнце.

В музее, к сожалению, не нашлось плоского монитора, который можно было бы уложить на пол. Поэтому в центре зала была установлена стремянка, взобравшись на которую зрители могли сверху увидеть работу «Моя земля».

В 2007 году Йоханнес Раухенбергер, директор Культурного центра миноритов в Граце пригласил меня сделать персональную выставку в центре. Выставка имела характер ретроспективы моих работ, связанных с христианской тематикой. Называлась она Grace Major («Неодолимая благодать») и включала корпус проектов и работ разных лет, из которых я бы выделил следующие.

Ил. 15—17. Виды экспозиции выставки Гора Чахала «Солнце Правды, Добра и Красоты», MuseumsQuartier, Вена, 2004

«Хор», проект 2000-2002 гг. Христианское богословие всегда рассматривало ангелов как коммуникационные каналы между Истиной и людьми. Ангел (посланник, вестник) — служебная умопостигаемая сущность, функции которой — доносить Истину от Источника к потребителю. Причем интересно, что само по себе внимание ангелам непроизвольно просвещает, очищает и совершенствует наблюдателя (познание через созерцание). Такое, можно сказать, внедрение культуры сверху в нашем обществе со времен Крещения Руси представляется исторически традиционным и по-прежнему актуальным.

Основываясь на многочисленных трудах по христианской ангелологии, я попытался изобразить невыразимое музыкальными средствами звучание хора серафимов (высшего ангельского чина, непосредственно предстоящего Богу и, таким образом, получающего информацию из первых рук), пение которых (передача Истины нижестоящей духовной иерархии) не столько слышно, сколько видно, поскольку поют они в молчании, как и непрестанно движутся, находясь в покое. Созерцая эти картины-акции, зритель незаметно для себя (невольно) станет приобщаться к Божественной Истине (в той степени, конечно,

в которой изображение близко истинному), т. е. просвещаться, очищаться и совершенствоваться духовно, что и является на мой взгляд задачей настоящего искусства, актуального в любом историческом контексте.

«Мария», проект 2002 года. Идея личного бессмертия, несомненно, является фундаментом всего здания человеческой культуры. Зародившись в первобытных обрядах инициации и посвящения, пройдя красной нитью сквозь все основные мировые религии, инициировав развитие искусства, науки и техники, в наше время, благодаря достижениям последней, наконец получает возможность практического воплощения. На наших глазах происходит преображение локальной жизнеформы — человека — в глобальную человечность, что неминуемо должно повлечь за собою кардинальную революцию в общественном сознании. Достаточно упомянуть об актуализации и дальнейшем замещении коллективистских критериев оценки жизнедеятельности социума личностными (тенденции, играющей все более заметную роль в современной художественной практике). Обращая внимание зрителей на теозис Марии, мне хотелось в очередной раз напомнить, что пора уже всем нам наконец повзрослеть и задуматься о настоящем, о человечном.

«Солнце Правды, Добра и Красоты» — вариация описанного выше проекта 2003 года.

«Освящение», проект 2005 года. Используя известные поисковые системы в интернете, я собрал фотографические изображения различных святых мест для людей разного вероисповедания, перевел их в форму нерукотворных, почти абстрактных (хотелось уловить границу между образом и символом, вербальным и невербальным) рисунков и в пространстве выставочного зала попытался построить из этих «квантовых единиц святости» некое единое (идеальное) святое метапространство. Благо высокая степень условности рисунка, благодаря интерполяционным особенностям зрительного восприятия, позволяет легко компоновать между собой различные ландшафтные формы практически произвольным образом. На выставке была представлена вертикальная форма организации святого метапространства (фреска золотым оракалом на стене).

Хочется подчеркнуть, что, хотя на поверхностный взгляд проект может показаться экуменическим, проблема представляется более глубокой. Идея была в том, чтобы объединить не различные вероисповедания, а результаты их применения в духовной

практике. Здесь речь идет скорее о веротерпимости — в том смысле, что, как гласит народная мудрость, на гору с разных сторон могут вести различные тропинки, но все они соединяются на ее вершине. Кроме тех, которые туда не приводят. Эту-то вершину я и пытался визуализировать.

Ил. 18-21. Виды экспозиции выставки Гора Чахала "Grace Major". Minoriten Galerien im Priestseminar, Грац, Австрия, 2007

В 2010 году государственная австрийская организация Kunst im öffentlichen Raum in Niederösterreich (Искусство в публичных пространствах Нижней Австрии) пригласила меня сделать site specific project в одном из наиболее известных барочных монастырей Австрии Stift Melk. Результатом явилась инсталляция «За горизонтом» в действующем соборе монастыря. Стоит отметить, что современное искусство в этом храме выставлялось впервые. Вот выдержка из пресс-релиза:

Для своей временной инсталляции в церкви бенедиктинского монастыря Мелк Гор Чахал использовал древнюю забытую ныне традицию pala d'Oro, украшения передней стенки алтаря богато украшенными тканями. Художник установил девять широкоформатных фотографий, в которых представлены центральные темы Священного Писания. Для восьми боковых алтарей и главного алтаря собора были созданы три группы натюрмортов: „Жертва", „Хлеб и вино и сущий Господь!" и „Чудо ".

Название инсталляции „За горизонтом" относится к перспективному изображению в живописи, доведенному до совершенства в эпоху Возрождения, которое позволяет визуализировать пространственные отношения предметов в физически осязаемом мире с помощью описательной геометрии. В центральной перспективе точка схода, как известно, находится на горизонте. Изображение иерархически подчинено взгляду зрителя. Этой оптической иллюзии художник противопоставляет созерцательную форму изображения, известную нам со времен средневековья. Используя специальную линзу, Гор Чахал получает обратную перспективу, в которой предметы сужаются к переднему плану, как в древней иконописи, как будто зритель стоит в точке схода на линии горизонта и заглядывает дальше. Техника позволяет представить вещи, лежащие за воображаемой линией горизонта, и рассматривается как метафора существования трансцендентного мира9.

Выставка продолжалась полгода. За это время монастырь посетили около полумиллиона паломников со всего света.

9. "Gor Chahal. Eine installation im benediktinerstift melk" [https://www.publicart.at/ de/projekte/alle/?pnr=705].

Ил. 22—25. Виды экспозиции "Hinter dem Horizont". Kunst im öffentlichen Raum in Niederösterreich, Stift Melk, Австрия, 2010

В заключение можно отметить, что, несмотря на подавляющее влияние секулярной культуры, диалог Церкви и современного искусства в Европе достаточно успешно развивается. Среди основных отличий его от российской ситуации я бы выделил готовность Церкви предоставлять свои храмы для временных выставок современного религиозного искусства и более свободный подход к выбору экспозиционного материала. Европейские кураторы не опасаются включать в свои выставки произведения, критически отражающие религиозную проблематику. Очевидно, что аналитический взгляд там преобладает над миссионерским. Другой яркой особенностью является отсутствие границ между литургическим и светским художественным языком, в отличие от восточной и, в частности, русской традиции. Традиционное религиозное искусство там практически утеряно. Поэтому зачастую выставки современного искусства и делаются в храмах, чтобы хоть как-то связать современность и историческую традицию. Я считаю, что в этом отношении российская современная культура имеет существенное преимущество, которое нам следует беречь и развивать, сохраняя уникальные особенности литургического художественного языка Православия и не идти по пути замещения иконы религиозной картиной. Литургический и светский художественные языки могут успешно дополнять друг друга. Во всяком случае, в своих кураторских проектах я строго следовал, следую и буду следовать этому принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.