Мария Логинова
Современное религиозное искусство как способ репрезентации христианства в публичном пространстве на примере лютеранской общины Анненкирхе в г. Санкт-Петербурге
DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2024-42-l-66-94 Maria Loginova
Contemporary Religious Art as a Way of Representing Christianity in Public Space: The Case of the Lutheran Annenkirche in St. Petersburg
Maria Loginova — independent researcher (Moscow, Russia). [email protected]
The article traces the history of the Lutheran Church of St. Anna (Annenkirche) in St. Petersburg as a media space that applies relevant visual means and techniques of modern art exhibition technologies to represent the ideas of Christianity. The church was badly damaged in the fire on December 3, 2002 and was handed over back to the community in 2013. Over the past few years it has become one of the main exhibition sites for contemporary Christian art in St. Petersburg, which allows to raise funds for the planned renovation of the church and helps to increase the number of parishioners. The article covers exhibition projects that took place in Annenkirche during the period of 2017-2022, main ideas of these projects, sources of inspiration and allusions to recognizable artistic and cultural characters. The experience of the Annenkirche is considered in the context of the world experience of using contemporary artistic practices by Christian communities.
Keywords: contemporary art, Christian art, religious art, exhibitions, protestantism, Annenkirche, modern church.
Логинова М. Современное религиозное искусство как способ репрезентации христианства в публичном пространстве на примере лютеранской общины Анненкирхе в г. Санкт-Петербурге // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2024. № 42(1). С. 66-94.
Loginova, Maria (2024) "Contemporary Religious Art as a Way of Representing Christianity in Public Space: The Case of the Lutheran Annenkirche in St. Petersburg", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 42(1): 66-94.
Введение
ДИАЛОГ между современным искусством и религией — актуальная и обсуждаемая тема. «Постсекулярный поворот»1 в культуре, вернувший религию в публичное пространство, естественным образом затронул и сферу искусства, в том числе в пространстве такого диалога. Д. Узланер, описывая глубину происходящей трансформации и размытие категорий «религия/религиозное» и «светскость/светское»2, указывает на необходимость «масштабной интеллектуальной работы по новому переосмыслению понятий и разграничению общественного пространства»3.
Сейчас мы наблюдаем встречное движение: с одной стороны, неослабевающий интерес художников к религиозной тематике, с другой — интерес церкви к использованию современного искусства для христианской проповеди и привлечения внимания к историческим зданиям.
Стоит отметить, что в России в отношениях церкви и искусства в целом сложилась несколько иная ситуация в сравнении с другими странами. Во-первых, сказывается историческое доминирование православия, консервативно настроенного в отношении любых изображений в церковном искусстве, отличных от канонической иконописи. Во-вторых, разрыв традиции в течение советского периода нашей истории способствует скорее обращению к истокам в поисках почвы под ногами, нежели экспериментам в этом поле. Однако жесткое разделение на церковное и религиозное искусство характерно именно для православия. Западное христианство, избежавшее в своей истории последствий эпохи иконоборчества4, такого противопоставления не проводит. Несомненно, отдельные примеры движения навстречу друг другу художников, переосмысляющих христианское наследие, и церкви,
1. Начало дискурсу о возвращении религии в публичное «светское пространство» положила книга Хосе Казановы, см.: Casanova, J. (1994) Public Religions in the Modern World. Chicago: Chicago University Press.
2. Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Издательство Института Гайдара, 2020. С. 15.
3. Там же. С. 24.
4. А. Копцев отмечает, что на Западе случаи иконоборчества носили внутрицерков-ный характер. См. подробнее: Копцев А. Богословие иконы на Западе во время византийского иконоборчества (VII-IX вв.) и в дальнейший период // Христианское чтение. 2016. № 3. С. 149-175.
были и есть также и в православии — как на рубеже XIX-XX вв. (В. Васнецов, М. Врубель, М. Нестеров, как отмечает А. Флорков-ская, стремились «вывести церковное искусство из границ академической живописи, вернуть к древней традиции и приблизить его к "оптике", мышлению своих современников, приходящих в храм»5), так и в начале XXI в. (например выставки «Двоесло-вие/Диалог», 2010; «Искусство и религия в пространстве современной культуры», 2013; «Дары», 2013-20146).
Тем интереснее рассмотреть нетипичные для России культурные события, касающиеся использования храмового пространства, которые происходят в течение последних нескольких лет (2017-2023) в Санкт-Петербурге в лютеранской церкви св. Анны на Кирочной улице, и историю возрождения общины, сформированной во многом благодаря привлекательности Анненкирхе в качестве атмосферного общественного пространства.
Здание с непростой судьбой (проект знаменитого архитектора Ю. Фельтена) настолько серьезно пострадало во время пожара в 2002 г., что власти города рассматривали даже вариант сноса. Однако и самому зданию церкви, и общине удалось не просто «возродиться из пепла», но и стать одним из самых притягательных мест города.
«Искусство и архитектура — это парадигматические трансформационные впечатления»7, — постулирует Д. Джослит, и Анненкирхе становится тому ярким примером, чутко уловив масштаб власти образов в медиатизирующемся мире и «сдвиг в понимании того, как можно толковать произведение искусства, а заодно и художественный образ, обусловленный во многом экспериментами авангардных художников, поставивших так или иначе вопрос о границах самого изображения и о том, проводником чего становится новейшее искусство»8.
Очевидно, что обгоревшие стены, придающие зданию церкви св. Анны загадочность и особую привлекательную атмосферу — одна из основных причин притяжения туристов и жителей города: об этом говорят и сами сотрудники церкви св. Анны, и прес-
5. Флорковская А. Религиозная тема и поиски современного искусства // Искусствознание. 2015. № 3-4. С. 431.
6. Там же. С. 428.
7. Joselit, D. (2013) After Art, p. 84. Princeton: Princeton University Press.
8. Петровская Е. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопросы философии. 2018. № 11.
са, и художники, представляющие в Анненкирхе свои проекты. Однако работа общины над тем, чтобы сделать эту особенность здания частью своей новой идентичности в качестве «той самой сгоревшей церкви», была проделана колоссальная. Ведь помимо интерьеров, не менее существенным фактором притяжения стали различные, зачастую уникальные, мероприятия как секулярного, так и духовного характера. Стремясь позиционировать Анненкирхе как «современную церковь с древним посланием», цензорный совет церкви делает акцент на то, что проводимые мероприятия направлены в первую очередь на популяризацию основной функции здания церкви — христианской проповеди и объединения общины верующих.
В данной статье исследуются истоки и причины популярности Анненкирхе, опыт общины в объединении христианской проповеди и выставок современного искусства, выход церкви в медиа-пространство, а также результаты и перспективы этого подхода. Среди источников использованы видеоролики и посты общины в социальных сетях, а также интервью с настоятелем церкви св. Анны о. Евгением Раскатовым и арт-директором Светланой Ивашкевич.
Необходимо отметить, что количество мероприятий, проводимых в стенах Анненкирхе, слишком велико для упоминания в рамках одной статьи, поэтому в данном исследовании нас будут интересовать прежде всего собственные арт-проекты общины, история их возникновения и развития. Также важным представляется рассмотреть опыт Анненкирхе в контексте мировых тенденций использования современных художественных практик зарубежными христианскими общинами.
Культовое прошлое
Первая деревянная лютеранская кирха св. Анны, практически ровесница Санкт-Петербурга, была построена в Петропавловской крепости в 1704 г. рядом с православным Петропавловским собором. В начале 1720-х, когда немецкая лютеранская община в Пушкарской слободе существенно разрослась и потребовалось отдельное здание для проведения богослужений (до этого община собиралась в помещении Берг-коллегии), в отсутствие финансирования генерал-лейтенант Роберт Брюс принял оригинальное решение перенести на Литейный двор еще достаточно прочную деревянную кирху, освященную 18 марта 1722 г. именем св. Петра
(которую десятилетием ранее успели перенести в первый раз — на Петербургский остров близ Мытного двора, где прихожанами были пленные шведы). Обветшавшее строение кирхи-путешественницы заменили новой деревянной фахверковой церковью в 1740 г. Так как часть средств пожертвовала императрица Анна Иоанновна, новую кирху освятили в честь святой Анны9.
Каменное здание Анненкирхе было возведено по проекту Ю. М. Фельтена в 1775-1779 гг.10 Великолепный классицистический храм интересен тем, что имеет одновременно два фасада: более простой южный, выходящий на Кирочную улицу (в годы постройки — 4-я Артиллерийская линия), и выразительно украшенный полукругом ионических колонн, увенчанный балюстрадой и куполом северный, обращенный к Фурштатской улице (в годы постройки — 3-я Артиллерийская линия).
Община Анненкирхе, как типичный крупный храмовый лютеранский комплекс, помимо культовой деятельности занималась также деятельностью просветительской и благотворительной: при церкви работало немецкое училище Анненшуле (в которое принимали, однако, детей различных вероисповеданий), еван-гелическо-лютеранская семинария11, приют, богадельня, больница12. Школа Анненшуле, учениками которой до революции были многие выдающиеся личности, в том числе великий этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, знаменитый врач П. Ф. Лесгафт и др., в советские годы стала одной из самых престижных школ Ленинграда (выпускники — целая плеяда крупных советский ученых)13; сейчас это не менее известный физико-математический лицей № 239.
В первые годы XX в. Анненкирхе продолжала оставаться одним из двух самых посещаемых лютеранских храмов города14.
9. Алакшин А. Протестантские общины в Петербурге XVIII века. СПб: ИД «Петрополис», 2012. С. 98-102.
10. Шульц С. Храмы С.-Петербурга (история и современность). Справочное издание. СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1994. С. 252.
11. Там же. С. 253-254.
12. Фирсанова О. Благотворительные заведения немецких евангелическо-лютеран-ских приходов Санкт-Петербурга (середина XIX — начало XX века) // Научное мнение. 2014. № 9-3. С. 79-82.
13. Берлин А. Питомцы знаменитой школы // Ленинградская панорама. 1987. № 9. С. 36-38.
14. В начале XX в. самой большой лютеранской общиной в Санкт-Петербурге был приход церкви Святого Петра на Невском проспекте, второе место занимала Анненкирхе. Подробнее см.: Фирсанова О. Евангелическо-лютеранские церкви как
В 1930-е последовали аресты священников, а в 1935 г. Президиум Леноблисполкома передал здание под нужды Дома просвещения15. Архитекторы А. И. Гегелло и Л. С. Посвен осуществили проект перестройки церкви под кинотеатр, получивший название «Спартак». В результате интерьеры и роспись стен были уничтожены, изменена внутренняя планировка, но сохранены фасады и большой зал с внутренними колоннадами, поддерживающими балкон16. «Спартак» отличался уникальным для советского времени репертуаром: в начале 1980-х он был передан Госфильмо-фонду СССР, и жители Ленинграда могли видеть как ленты Годара и Трюффо17, так и мультипликационные фильмы студии Уолта Диснея18.
В 1990-е годы место стало по-настоящему культовым в среде неформальной молодежи: рок-концерты таких легендарных групп, как «Ленинград», «Король и шут», «Коррозия металла» и др., празднования Хэллоуина и Дня святого Патрика, модные арт-показы, игровые автоматы и круглосуточный бар — эстетика sex, drugs & rock-n-roll во плоти19. Своеобразная репутация клуба и дискотеки в «Спартаке» нашла отражение в фильме «Брат»: во дворе здания главный герой Данила Багров знакомится с девушкой-тусовщицей и покупает у нее наркотики.
В 2001 г. здание церкви святой Анны в ряду других исторических памятников было признано объектом культурного наследия федерального значения20, однако в ночь c 5 на 6 декабря 2002 г. в здании кинотеатра произошел пожар, рухнула крыша и купол
центры духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. 2014. № 6(66). С. 177-183.
15. Шульц С. Храмы С.-Петербурга (история и современность). Справочное издание. С. 253.
16. Петров А, Борисова Е., Науменко А. Памятники архитектуры Ленинграда. Л.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958. С. 205.
17. Трофименков М. Другое кино. «Голливудские ночи» взялись за кинотеатр «Спартак»// Газета «Коммерсантъ С-Петербург» № 134 от 31.07.2001. С. 4 [https://www. kommersant.ru/doc/563532, доступ от 15.11.2023].
18. Рок-клуб «Спартак»: Культовые места 90-х, которых больше нет // Best90.ru
[https://best90.ru/kultovye-mesta/klub-spartak-kultovye-mesta-90-x-kotoryx-bolshe-net. html, доступ от 15.11.2023].
19. Там же.
20. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге».
барабана. Ущерб был настолько существенным, что вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова на следующий день заявила журналистам о нецелесообразности восстановления исторического строения21. Позднее мнение городских властей изменилось, в 2004 г. здание Анненкирхе официально передали в безвозмездное пользование Евангелическо-лютеранской церкви22, но реставрацию фасадов за счет государства осуществили лишь в 20102011 гг. по решению КГИОПа23. Внутреннее состояние здания все еще оставалось не слишком пригодным для использования верующими, однако в 2013 г. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии решилась попытаться возродить общину и приняла объект24. Первое богослужение состоялось в канун Рождества 24 декабря 2013 г., но после этого практически год немногочисленные члены общины и волонтеры освобождали храм от строительного мусора. Пастор Александр Кудрявцев старался привлекать волонтеров в том числе через социальные сети, первый пост паблика «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» во ВКонтакте датирован 23 сентября 2014 г.
Таким образом, стартовыми условиями для возрождаемого прихода в конце 2013 г. стало требующее реставрации здание и отсутствие приходской группы25.
Обретение настоящего через искусство
Как только в здание церкви Святой Анны вновь открылся доступ, оно стало привлекательной площадкой для творческой общественности, стремившейся воплотить необычные и концептуальные проекты. Первой выставкой стал проект «Человек как материал» (август — ноябрь 2014 г.), на котором были представлены работы художников в различных техниках, включая мозаику, ин-
21. «Спартак» погубил огонь // Газета «Коммерсантъ С-Петербург» № 223 от 07.12.2002, стр. 4 [https://www.kommersant.ru/doc/567618, доступ от 15.11.2023].
22. Распоряжение Росимущества от 01.09.2004 № 294-р.
23. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
24. Полевые материалы автора. Интервью с настоятелем Анненкирхе пастором Е. Раскатовым, 03.12.2022.
25. Там же. Первые прихожане (5 человек) были катехизированы и/или крещены только в 2015 году.
сталляцию, перформанс и др.26 В ноябре 2014 г. коллектив молодых петербургских художников представил в Анненкирхе выставку-инсталляцию «Старухи». Интерьеры церкви при этом играли важную роль и в идеях авторов при создании проекта, и в физическом воплощении этих идей на месте27. Первая же выставка привлекла внимание прессы, о. Александр Кудрявцев дал интервью журналу The Village, где подчеркнул, что двери лютеранской церкви всегда открыты — не только как центр духовности, но и как центр культуры, и при соблюдении христианской морали и этики церковь св. Анны готова принимать самые разные мероприятия, в том числе выставки современного искусства28.
В это же время (ноябрь 2014 г.) в Анненкирхе начинают проводиться концерты классической музыки, в том числе организуемые лабораторией Accord.lab., и со временем возросшее количество заявок на различные мероприятия потребовало привлечения персонала, в чьи задачи вошли рассмотрение обращений, их цензурирование и сопровождение организации мероприятий на площадке. Увеличился также спектр мероприятий: помимо концертов классической музыки и выставок, это были съемки музыкальных клипов29, художественных фильмов и сериалов30, проведение фотосессий и ярмарок.
В 2015 г. Церковь Ингрии назначила попечителем общины диакона Евгения Раскатова, руководителя миссионерского отдела церкви. Важной частью работы нового священнослужителя стало выстраивание формы взаимодействия с представителями творческих коллективов и художниками, цензурирование происходящего. Одним из основных условий проведения мероприятия в Анненкирхе стало выступление о. Евгения перед каждым мероприятием, концертом или открытием выставки31. Это усло-
26. Страница сообщества «Человек как материал» в социальной сети ВКонтакте [https://vk.com/event75890069, доступ от 15.11.2023].
27. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 12.11.2014 [https://vk.com/wall-77551242_34, доступ от 15.11.2023].
28. Как лютеранская церковь стала площадкой для современных художников // The Village. 08.10.2014 [https://www.the-viHage.ru/city/mterview/166777-lyuteranskuyu-tserkov, доступ от 28.12.2022].
29. В Анненкирхе снимали музыкальные клипы группы Отава Ё, IOWA, Мельница и др.
30. Например сериал «Подкидыш», 2019, реж. А. Борматов.
31. Проект развития Анненкирхе, включающий в себя выступления священнослужителя или катехета на всех мероприятиях, был утвержден XXV Синодом Церкви Ингрии в 2016 г.
вие способствовало все большей известности и привлекательности арт-площадки, так как мероприятия ассоциировались именно с местом их проведения: «Анненкирхе делает что-то»32.
Следующим шагом стало появление должности арт-директора, на которую о. Евгений пригласил Светлану Ивашкевич, до этого помогавшую украшать и стилизовать пространство церкви в качестве волонтера. Формирующаяся арт-команда обозначила четкие критерии для проведения мероприятий на площадке: соответствие христианской морали, проверка репутационной составляющей артистов и организаторов цензорным отделом церкви, открытость мероприятия (билеты в открытом доступе либо бесплатный доступ для всех желающих), присутствие внятной идеи мероприятия, понятный посыл, прозрачность и честность намерений; мероприятие должно нести только позитивную идею: добро, любовь и радость33.
Также проводилась работа над имиджем церкви в публичном пространстве: в социальных сетях и на афишах, вывесках и объявлениях в здании Анненкирхе вырабатывался и со временем стал одной из составляющих фирменного стиля тон общения с аудиторией и посетителями. Позднее при профессиональной разработке фирменного стиля Анненкирхе маркетологи описали этот стиль общения как «голос старшего друга, старающегося немного назидать»34. В то же время в этом тоне присутствует сатира на пафосную религиозность. Настоятель о. Евгений так описал этот подход:
Хочется подчеркнуть, что мы, действительно — другая церковь. Очень классно на открытии 300-летней выставки епископ наш выступил, обратив внимание, что здесь, на этом месте, было все другое. Здесь был «другой» кинотеатр, в котором показывали «другое» кино, кино Госфильмофонда, здесь был арт-клуб, который назывался «Другая Культура», и в конце 90-х — начале 2000-х люди старались внести сюда антикультуру в каком-то смысле, то есть что-то не попсовое. Когда это превратилось в обычный ночной клуб, он сгорел. И сегодня «другая церковь» — это, мне кажется, очень хо-
32. Интервью с Е .Раскатовым, 03.12.2022.
33. Ивашкевич С. Техническая сторона мероприятий // Лекториум, выпуск от 24.11.2020 [https://www.youtube.com/watch?v=_lUFзBIvrOM, доступ от 15.11.2023].
34. Интервью с Е. Раскатовым, 03.12.2022.
рошо к нам применимо. Потому что церковь, в которой все благоговейно боятся обернуться спиной к алтарю и что-то громко сказать или посмеяться, или лечь на пуфиках, как у нас... Это все церкви, на самом деле. А у нас можно то, чего нигде нельзя. Но в хорошем смысле35.
Среди отзывов посетителей церкви и людей, прошедших конфирмационный курс «Основы христианской веры», часто встречаются комментарии о дружелюбии и демократичности общины36. Рекламный постер Библейских бесед в соцсетях Анненкирхе выглядел достаточно смело: под размноженным изображением Иисуса Христа с отсылкой к творениям Энди Уорхола несколько строк текста с как будто неправильной, «слетевшей» кодировкой, а после фраза «Говорим о вечном на понятном языке. Добро пожаловать!»37.
Обилие мероприятий в Анненкирхе начало приносить и практическую пользу, так как некоторые экспонаты и реквизит после завершения съемок или выставок организаторы дарили или просто оставляли в церкви. Иногда эти предметы становились частью интерьера, например, престол в часовне достался общине после съемок фильма А. Сокурова «Слухач»38. Некоторые же представленные предметы и инсталляции, став источником вдохновения, впоследствии позволили существенно расширить возможности Анненкирхе как арт-пространства.
25 мая 2018 г. в рамках Петербургского международного экономического форума в стенах Анненкирхе было представлено мультимедийное шоу об истории церкви. В дальнейшем этот видеомэппинг39 использовался при создании выставки, посвященной 300-летию церкви св. Анны осенью 2022 г. С 22 по 23 сентября 2018 г. Анненкирхе стала центром медиаинсталляций фестиваля науки Science Fest от Планетария 1. Среди экспонатов была представлена огромная светящаяся Луна, один из самых за-
35. Там же.
36. Страница курса «Основы христианской веры» на официальном сайте Анненкирхе [https://www.annenkirche.com/ohv, доступ от 15.11.2023].
37. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 28.02.2017 [https://vk.com/wall-77551242_889, доступ от 15.11.2023].
38. Там же, пост от 28.08.2017 [https://vk.com/wall-77551242_1411, доступ от 15.11.2023].
39. Там же, пост от 07.08.2018 [https://vk.com/wall-77551242_3075, доступ от 15.11.2023].
поминающихся и фотогеничных арт-объектов нескольких последующих выставок в кирхе.
На протяжении всех лет восстановления деятельности общины Анненкирхе важную роль играло сотрудничество с художниками, стремящимися реализовать себя в христианском искусстве. Очевидно, что экспонирование изображений, не являющихся иконами, в пространстве православного храма достаточно проблематично, а в большинстве случаев попросту невозможно. Западная христианская традиция относится к таким изображениям с известной степенью либеральности, однако зачастую ограничивается выделением помещений за пределами пространства молельного зала. Например, в Петрикирхе на Невском проспекте, 22-24 выставки современного искусства проходят в так называемых катакомбах — помещениях, образовавшихся из-за размещения в кирхе в советские годы чаши бассейна. За рубежом размещение современных арт-объектов в пространстве храма — распространенная практика40, но в России сложно найти существенное количество примеров даже среди церквей протестантских деноминаций.
С 22 апреля по 22 июня 2018 г. в Анненкирхе проходила выставка группы художников, позиционирующих свою деятельность как «наглядную инвентаризацию христианского дискурса»41 — проекта под названием «После иконы», положившего начало многолетнему плодотворному сотрудничеству. Выставка «После иконы» прошла также в 2019 г., и участники проекта с тех пор регулярно представляют свои работы для экспонирования в здании кирхи. Результатом такого сотрудничества стал в том числе один из обретенных имиджевых символов Анненкирхе — работа художницы Кэти Меладзе «Смертию смерть поправ», представляющая собой два живописных полотна, размещенных при входе в основное пространство церкви, на которых изображены кисти рук Спасителя с ранами от гвоздей. Вид интерьера центральной лестницы с символическим объятием распятого Христа используется в качестве первого кадра для видеороликов Аннен-кирхе на ютуб-канале церкви и производит сильное эмоциональ-
40. Далее в статье рассмотрены несколько таких примеров.
41. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 21.04.2018 [https://vk.com/wall-77551242_2729, доступ от 15.11.2023].
ное впечатление не только на офлайн-, но и на онлайн-посетите-лей церкви св. Анны.
Осенью 2018 г. состоялась персональная выставка художника Анатолия Шумкина «Се человек», на которой он представил созданную в 2013-2018 гг. серию работ, посвященных Страстям Христовым. Трагически-импрессионистский стиль картин Шумкина «между Серовым и Рембрандтом» уникальным образом вписался в мрачный неоготический интерьер сгоревшей кирхи. Выставка получила живой и очень теплый отклик, и в дальнейшем работы художника вернулись в Анненкирхе сначала на время выставки «Песах и Пасха» весной 2021 г., а затем остались в качестве постоянного интерьера церкви.
Важнейшим этапом для Анненкирхе как арт-пространства стало участие в «Ночи музеев» 19-20 мая 2019 г. Сайт kudago. com/spb назвал дебют Анненкирхе в проекте «Ночь музеев — 2019» «очень многообещающим», а представленную программу — «ударной»42. За период с 18 часов вечера до 6 часов утра площадку посетили свыше 8 тыс. человек. Эти цифры оказались сопоставимы с посещаемостью в эту ночь Зоопарка (8933 чел.) и Филармонии (8294 чел.)43. В программе мероприятия помимо выставки картин художников проекта «После иконы», светящихся макетов небесных светил, видеомэппинга на стенах и концерта госпел-хора, проводился квест по истории кирхи, а также опрос гостей кирхи о реставрации здания. По итогам этого опроса большинство посетителей проголосовали не за оштукатуренные стены, а за консервацию необычного облика церкви св. Анны. В дальнейшем результаты этого опроса стали важным аргументом представителей Церкви Ингрии в КГИОП для получения разрешение именно на такой вид реставрации объекта культурного наследия44.
В течение 2019 г. в стенах Анненкирхе состоялось несколько интересных выставок современных художников, в частности персональная выставка Дениса Фроловского «Мысли по ту сторону» (18.06.2019 — 30.06.2019), «Анатомия Петербурга» от проекта «ХудожникиПишутПетербург» (28.08.2019 — 26.09.2019), биб-
42. Лучшие площадки «Ночи музеев». 25.04.2019 [https://kudago.com/spb/list/
luchshie-ploschadki-nochi-muzeev/, доступ от 15.11.2023].
43. Полевые материалы автора. Интервью с арт-директором Анненкирхе С. Ивашкевич, 05.12.2022.
44. Интервью с Е. Раскатовым, 03.12.2022.
лейские сюжеты на досках в проекте «Небесные жители» Маруси Соловьевой (09.10.2019 — 03.11.2019) и др.
Кризис как время возможностей
В начале 2020 г., в период карантина в связи с эпидемией COVID-19, община Анненкирхе начала активно развивать свой ютуб-канал под слоганом «Блог самой необычной церкви». В течение 2020 г. творческая команда общины объехала на машине Ленинградскую область, посещая заброшенные и восстановленные церкви и монтируя на основе этих поездок просветительские ролики для канала. При этом находились примеры того, «как небанально с любовью и вкусом можно подойти к реставрации цер-кви»45, что в условиях неясной судьбы проекта ремонта самой Анненкирхе было весьма актуально.
Так как община существенно выросла за несколько лет, стало сложно проводить богослужения в часовне, к тому же соблюдая необходимую при коронавирусных ограничениях дистанцию. Богослужения перенесли в большой зал, для которого потребовалась новая алтарная картина. Была выбрана работа художника Кирилла Ведерникова, участника проекта «После иконы», с нехарактерным для алтаря типом изображения «пьета» вместо распятия, что в очередной раз подчеркнуло имидж «другой церкви»46.
Во время послабления ковидных ограничений осенью 2020 г. общине удалось масштабно отметить день рождения Анненкирхе: выставка работ Кирилла Ведерникова (совместно со стрит-арт-ху-дожником Олегом Лукьяновым) «Сотворение», вновь размещенная в большом зале Луна, украшенная цветами парадная лестница, деревянные светящиеся фигуры рыб под потолком от проекта Paraneba и 44 экскурсии об истории кирхи за неделю (с 21 по 28 октября) от прихожан-волонтеров и сотрудников47.
К Рождеству церковь украсили новым арт-объектом, который стал прочно ассоциироваться с Анненкирхе: подвешенная к потолку перевернутая вверх ногами рождественская ель. Для возмущенной таким свободомыслием общественности нашлось тео-
45. Из руин в стильную церковь /СКВОРИЦЫ/. Youtube-канал Анненкирхе. Выпуск 30.05.2020 [https://www.youtube.com/watch?v=DFfOpB75Yvk, доступ от 15.11.2023].
46. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 19.07.2020 [https://vk.com/wall-77551242_11139, доступ от 15.11.2023].
47. Там же [https://vk.com/wall-77551242_12192, доступ от 15.11.2023].
логическое объяснение в фирменном стиле «другой церкви»: для этой ели, символизирующей Древо Жизни, центром притяжения являются Небеса, «вот и елка тяготеет к небесному»48.
В начале 2021 г. в Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» несколько раз вносились изменения, ограничивающие количество человек, одновременно присутствующих на культурных мероприятиях, в связи с чем проведение концертов стало затруднительным. Совет церкви задумался, какое мероприятие можно организовать, чтобы на объекте постоянно, ротируя друг друга, находилось максимально разрешенное количество посетителей (в Анненкирхе этот показатель составил 75 человек единовременно). С учетом уже имеющегося опыта участия в «Ночи музеев», комплекса мероприятий по празднованию дня рождения церкви и успеха в социальных сетях фотографий на фоне рождественского украшения кирхи, решили подготовить и провести самостоятельную выставку, несущую в себе христианские смыслы, при этом основанную на фотогеничных арт-инсталляциях. Приближающее время Пасхи логично привело к идее объяснить историю возникновения этого праздника.
Первая полностью самостоятельная выставка общины Анненкирхе (30.03.2021 — 11.04.2021) на основе ветхозаветного сюжета исхода еврейского народа из Египта и рассказа о христианской трансформации празднования Песаха в Пасху через евангельскую проповедь называлась «От Песаха к Пасхе». За 13 дней работы выставки ее посетили 6 тыс. человек, проходимость в день составила 460 человек, прихожанами было проведено 150 экскурсий по выставке. 12 упоминаний в СМИ и сотни публикаций в соцсе-тях закрепили успех49.
На входе посетителей «От Песаха к Пасхе» встречал видео-мэппинг: воды Красного моря, расступаясь, открывали светящийся крест. В этом образе проводилась аналогия с водами крещения, через которые человек входит в христианскую церковь. Далее, по задумке создателей выставки, посетитель символически проходил через расступившиеся воды и оказывался в Синай-
48. Экскурсия по выставке «Рождество». Youtube-канал Анненкирхе. Выпуск 31.12.2021 [https://www.youtube.com/watch?v=k9mQZmc0x9Q&t=118s, доступ от 15.11.2023].
49. Полевые материалы автора. Статистические данные предоставлены общиной Ан-ненкирхе.
ской пустыне. В главном зале церкви среди полностью покрытого песком пола установили макет скинии с исходящим из него столпом «огня», в виде которого Бог являл себя ночью блуждающим по пустыне евреям. Зайдя внутрь скинии, человек обнаруживал, что завеса за алтарем разорвана (в соответствии с текстами синоптических Евангелий о разрыве завесы в иерусалимском Храме в момент смерти Христа), и в образовавшемся разрыве видел три светящихся креста — Голгофу. На центральном кресте при этом проекция силуэта распятого Спасителя попеременно сменялась проекцией «медного змия» — штандарта, изготовленного Моисеем по велению Бога для спасения еврейского народа50. Это являлось визуальным воплощением слов Христа из Евангелия от Иоанна:
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную51.
В ротонде церкви расположили инсталляцию «Тайная вечеря» с узнаваемой композицией эпохи Возрождения: длинный прямоугольный стол, но вместо сидящих за ним людей — пустые стулья, над столом — зависший в воздухе терновый венец. Все стулья были абсолютно разными, как и все люди.
Мы все разные, но все особенные. Бог нас всех любит, неважно, какие мы. Мы даже поставили специально один грязный стул и один сломанный стул. Чтобы показать, что мы можем быть разными, не цельными, но при этом быть любимыми и быть рядом с Иисусом52.
Центральный стул со спинкой в виде креста — случайная счастливая находка команды проекта в архитектурной мастерской РагапеЬа. В этой локации, символизировавшей Сионскую горницу, экскурсоводы кирхи объясняли параллель между евангельской трапезой Иисуса с учениками и седером, ритуальной еврейской трапезой, предваряющей праздник Песах. Лестница
50. Чис 21: 8, 9.
51. Ин 3: 13-15.
52. Интервью со С. Ивашкевич, 05.12.2022 г.
на второй этаж превратилась в Гефсиманский сад, а на балконе была представлена композиция «Гроб Господень».
Остроумным и технологичным решением разгрузки экскурсоводов стало появление в часовне «кибер-пастора» — экрана, на котором постоянно проигрывалась видеозапись с рассказом о. Евгения Раскатова о выставке и сути праздника Пасхи. В период работы «От Песаха к Пасхе» еженедельные богослужения проводились в эффектных экспозиционных локациях, и этот опыт закрепился в качестве традиции при проведении последующих выставок.
Интересно рождение идей экспонатов выставки и их физическое осуществление. В августе 2018 г. в стенах церкви снимались сцены из фильма «Бендер: начало» (2021, реж. И. Зайцев) с Сергеем Безруковым в главной роли53. Так как визуальный ряд фильма содержал аллюзии на франшизу об Индиане Джонсе, съемочная команда завезла в церковь песок для создания антуража заброшенного древнего храма. Этот же прием использовали сотрудники Анненкирхе для создания «Синайской пустыни», засыпав пол центрального зала 120 тоннами песка. Вдохновением для создания «Тайной вечери» послужила одноименная картина Павла Гришина, представленная в музее «Эрарта», на которой сидящие за столом участники события накрыты холстом, и их силуэты лишь угадываются54.
Повторно выставка «От Песаха к Пасхе» состоялась с 4 марта по 8 мая 2022 г. Подобных действовавшим в 2021 г. существенных ограничений в связи с эпидемией COVID-l9 уже не было, медийная узнаваемость Анненкирхе к этому моменту существенно увеличилась, и итоги оказались гораздо более впечатляющими: 50 тыс. посетителей за 50 дней (1000 человек в день), 500 экскурсий. Оставаясь в рамках первоначально разработанной концепции и представляя в целом те же самые арт-объекты, некоторые изменения создатели все же внесли, так как им хотелось улучшить восприятие выставки, сделать ее еще более зрелищной. Самым существенным изменением стал перенос локации «Гефсиманский сад» в часовню на втором этаже, таким образом лестница, на которой «Гефсиманский сад» располагался во вре-
53. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 28.08.2018 [https://vk.com/wall-77551242_3217, доступ от 15.11.2023].
54. Интервью со С. Ивашкевич, 05.12.2022.
мя проведения предыдущей пасхальной выставки, превратилась в инсталляцию "Via dolorosa". Крестный путь Христа символизировала паутина кроваво-красных нитей, протянутая через перила. В данном случае референсом послужили работы японской художницы Тихару Сиоты55. Цикл «Страсти Христовы» А. Шумкина вновь украсил стены церкви, а одна из его работ стала новой алтарной картиной.
Следующим после «Песаха и Пасхи» крупным проектом общины в 2021 г. стал «Ковчег» (22 июня — 5 сентября), «выставка о греховности человеческой природы, о природе крещения и необходимости веры56, приуроченная к рождеству Иоанна Крестителя.57
Входная группа церкви символизировала «духовное дно», а для этого у зрителя создавалось ощущение, что он находится под водой: видеопроекции на потолке изображали проплывающий над посетителем ковчег и шаги проходящего по воде Иисуса. На сцене большого зала были изображены обведенные белой краской силуэты лежащих фигур, как в детективных фильмах — это люди, погибшие в водах Великого потопа. Центральным объектом выставки выступал сам ковчег, а точнее, его деревянный макет, покрытый отпечатками лап и копыт животных, взошедших на спасительное судно вместе с Ноем. Автором проекта ковчега стал прихожанин Алексей Большаков.
Лестница рядом с ротондой вновь была оформлена с помощью окрашенных нитей, но в данном случае они представляли радугу — символ первого завета человека с Богом. В ротонде посетитель мог «гулять по воде» реки Иордан, при этом экскурсоводы Анненкирхе проводили теологическую «ниточку» от радуги и Ноя к водам, в которых был крещен Иисус. Подъем по лестнице-радуге символизировал покаяние и приводил к «колодцу», около которого Иисус беседовал с самарянкой и просил женщину напоить его водой. Обращая внимание посетителя на то, что эта вода символизирует веру, приводящую человека к Богу, выставка подводила к следующей, заключительной локации — входу в сам ковчег, построенный в виде часовни, и этот корабль среди
55. Там же.
56. Полевые материалы автора. Описание выставки из презентации, предоставленной общиной Анненкирхе.
57. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 28.06.2021 [https://vk.com/wall-77551242_14364, доступ от 15.11.2023].
бушующих волн отождествлялся с церковью, приносящей спасение в бурном море жизни.
В итоге «Ковчег» посетили более 60 тыс. человек (среднее количество посетителей в день составило 810 человек), было проведено 842 экскурсии.
В течение 2020-2021 гг. среди руководства и прихожан церкви сложилась креативная команда, назвавшаяся арт-группой «Зерно» и стремящаяся через узнаваемые или оригинальные образы «напомнить о Божественной природе окружающего мира, о причине смертности тела и спасении души от вечной смерти через Иисуса Христа»58.
Осенью 2021 г. открылась выставка «Сотворение», основанная на первых главах Книги Бытия. Оммажем знаменитому «Сотворению Адама» Микеланджело стала огромная гипсовая «рука Бога» в ротонде церкви59. «Адамом» при этом мог выступить любой желающий — фото прикосновения к божественному персту заполонило социальные сети жителей и гостей Санкт-Петербурга. Помимо Луны, частой гостьи интерьеров Анненкирхе, во входной группе над парадной лестницей появилась аналогичная светящаяся Земля. Крест на лестнице также предстал инсталляцией, иллюстрирующей отделение света от тьмы.
В локации «древо познания добра и зла», визуально достаточно простой, присутствовала доля иронии в виде надписей на стволе «Адам+Ева V» или «Здесь был Адам», вызывая симпатию молодой аудитории и разрушая дистанцию между библейскими событиями и сегодняшним днем. Изгнание из рая создатели выставки представили в виде турникета, через который можно пройти только в одну сторону. Пройдя через этот турникет и обернувшись, зритель видел неоновую надпись "Faith control". Финальной инсталляцией выставки оказывалась иллюстрация строк из Евангелия от Иоанна: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»60: спускающаяся с потолка балкона гирлянда с горящими на ее концах огоньками, символизировавшими человека, «прилепившегося» к христианской общине, к Церкви через веру.
58. Описание выставки из презентации, предоставленной общиной Анненкирхе.
59. Авторами инсталляции выступили Андрей Молоков и скульптурная студия Анны
Сосенской, монтаж Фаиль Галеев.
60. Ин 15:5.
Результатом трех недель работы выставки стали 14 тыс. посетителей (в среднем 660 человек в день), экскурсоводы провели 246 прогулок по выставке.
Повторно «Сотворение» состоялось с 21 июня по 4 сентября 2022 г., и снова арт-группа «Зерно» представила новые арт-объ-екты. Одной из самых фотографируемых инсталляцией стали «Сады Эдема»: в лестничном пролете на прозрачных нитях были подвешены цветы и яблоки. Поднимаясь по лестнице, зритель обнаруживал, что яблоки становятся надкусанными, а венчает композицию огромный терновый венец. Инсталляция была призвана передать всю историю отношений человека и Бога — с момента сотворения и грехопадения до искупления Христом всех грехов человечества.
На балконе церкви проходила выставка-сателлит работ современных художников на библейские темы, каждая работа при этом сопровождалась табличками, поясняющими, какой сюжет иллюстрирует автор произведения, с соответствующими цитатами из Священного Писания. Под Луной посетители теперь могли прилечь на кресла-мешки и отдохнуть под релаксирующую музыку, а также попробовать «божественную экспресс-почту»: при входе на экспозицию написать «письмо Богу» — записку для упоминания на воскресном богослужении, а на финальной локации выставки получить «письмо от Бога» — скачать с одного из конвертов, прикрепленных на светящееся дерево, кьюар-код и по ссылке прочитать цитату из Библии.
«Сотворение-2022» стало самым масштабным выставочным проектом общины: 80 тыс. посетителей за 75 дней работы выставки, проходимость 1050 человек в день, более 800 экскурсий.
День рождения церкви св. Анны осенью 2022 г. креативная команда встретила выставкой «Анненкирхе 300 лет», приуроченной к дате освящения первой кирхи на месте нынешнего здания. Церковь была разделена на локации, посвященные различным этапам истории Анненкирхе. Помимо «путешествия во времени» с помощью видеомэппинга в большом зале и дополненной реальности в VR-очках на балконе, посетители могли посмотреть кино в часовне и попасть на рок-концерт в ротонде, а на крыше церкви поселился надувной голубь Аннатолий, новый популярный персонаж соцсетей гостей выставки.
Данью памяти пострадавшим в годы репрессий священнослужителям стала экспозиция в подвале кирхи, где в окружении плакатов с антирелигиозной пропагандой печатная машинка отбива-
ла имена осужденных, а за решеткой подвала высился лес крестов с заброшенных лютеранских могил.
Антураж «неформальных» времен (афиши рок-концертов, фотографии и пластинки) в пространстве лестницы помогал создавать атмосферу культовой жизни 1990-х. Эту локацию сопровождала одна из самых интересных инсталляций выставки. На трех картинах, расположенных на разных пролетах лестницы, был изображен Иисус в окружении человеческих фигур. Вокруг картин — фотографии времен ночного клуба в стенах церкви. Выше по лестнице фотографии становились обгоревшими, и вторая картина триптиха тоже оказывалась повреждена огнем, а на третьей сгорали все, кроме Христа. Евгений Раскатов пояснил, что имелось в виду: «Пожар — это как Иисус, который пришел в церковь и всех торгующих из храма выгнал. Иисус остался, а все остальные сгорели»61.
Помимо проведения собственных мероприятий, Анненкирхе продолжила принимать фестивали (Киберфест-2011) и персональные выставки современных художников («Многогранность восприятия» Сергея Степанова 28.01.2021 — 28.02.2021, «12 касаний» Сергея Кузнецова 07.09.2021 — 26.09.2021; картины Елены Черкасовой сопровождали Рождественскую выставку 21.12.2021 — 30.01.2022).
Новые горизонты и утверждение будущего
Выставку акварелей «12 касаний» (07.09.21 — 26.09.2021) главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов посвятил хрупкой красоте шедевров мировой архитектуры, а сама выставка стала судьбоносной для Анненкирхе. Художник оценил культурное значение исторического здания и неповторимую атмосферу его поврежденных пожаром стен, назвав это пространство «диковатым в своей незавершенности, брутальным, сильным, мощным»62. Кузнецов согласился стать автором проекта по реставрации и восстановлению церкви, анонсировав это событие в своем телеграм-канале 28 ноября 2022 г.63, а также помог общине найти спонсора
61. Интервью с Е. Раскатовым, 03.12.2022.
62. s02e01 Как выглядит лютеранский отпуск? Youtube-канал Анненкирхе. Выпуск 29.09.2021 [https://www.youtube.com/watch?v=7-cgZlsIgJk&list=PL20LNas3bUHLK kCeSFhS_4geLMheJ79wf&index=1&t=24s , доступ от 15.11.2023].
63. Телеграм-канал С. Кузнецова «Я — Сергей Кузнецов», запись от 28.11.2022 [https:/ /t.me/uragankuznetsov, доступ от 15.11.2023].
этого проекта. Презентация проекта преображения церкви состоялась 7 февраля 2023 г. на вернисаже второй выставки С. Кузнецова в стенах церкви св. Анны «Из огня». При описании события «было выбрано именно слово "преображение" — поскольку назвать проект в полной мере реконструкцией или реставрацией не совсем корректно. А вот преображение — то, что нужно, к тому же слово вполне религиозного характера, что создает дополнительный красивый смысл»64.
В то же время креативные идеи Анненкирхе вышли за ее стены. Во время «карантинных» поездок по Ленинградской области у арт-группы «Зерно» возникла идея проекта «Открытая кирха», призванного привлечь внимание к кирхам как к объектам локальной истории и культуры. АНО «Манна», учрежденная церковью, подала заявку на конкурс Фонда Президентских грантов и выиграла его65. Рядом с 25 евангелическо-лютеранскими приходами были установлены информационные стенды, рассказывающие об истории зданий и судьбах прихожан, а также создан сайт с картой этих объектов66.
В декабре 2022 г. арт-группа «Зерно» и художники проекта «После иконы» организовали выставку в лютеранской кирхе г. Пушкина. Куратором стала постоянный резидент выставок Анненкирхе и куратор проекта «После Иконы» в Санкт-Петербурге Ника Клецки67.
Весной 2023 г. в Пушкинской кирхе открылась камерная выставка современного сакрального искусства «Совершилось» — тонкое и трогательное соприкосновение с главным христианским событием в пространстве крипты собора. Помимо регулярной коллаборации арт-группы «Зерно» и проекта «После Иконы», в этой компактной выставке приняли участие мастер по керамике Ольга Гендель, создавшая инсталляцию «Тайная Вечеря» с помощью керамических чаш-черепков с изображением основных
64. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 08.02.2023 [https://vk.com/wall-77551242_22045, доступ от 15.11.2023].
65. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 26.10.2022 [https://vk.com/wall-77551242_20161, доступ от 15.11.2023].
66. Официальный сайт проекта «Открытая кирха» [https://openkirche.ru, доступ от 15.11.2023].
67. soзeo6 Анненкирхе ПЕРЕЕЗЖАЕТ в Пушкин? / Богослужение Адвента / Кирха и новости Анненкирхе. Youtube-канал Анненкирхе [https://www.youtube.com/ watch?v=NGOAaWcfiJo, доступ от 15.11.2023].
сюжетов Страстной недели, и скульптор Анна Сосенская, выполнившая песчаный макет Иерусалима времен I века н.э. Архитектурные детали Анна выполнила из пенопласта и покрыла несколькими слоями песка. Таким образом утекающее, как песок, время, разделяющее нас и события Страстной недели, и знойный климат библейского центра мира, и кроваво-красная нить крестного пути стали осязаемыми для гостей выставки. Интересен опыт использования в выставочном пространстве взаимодействия с искусственным интеллектом — в финальной локации выставки «Совершилось» на экране демонстрировались картины, созданные ИИ по запросу «Воскресение». Куратором выставки стала прихожанка церкви св. Анны София Зимина68.
8 июля 2023 г. открылась, напротив, самая масштабная выставка арт-группы «Зерно» под названием «Апокалипсис» (08.07.2023 — 03.03.2024) в светском месте — на территории общественного пространства «Брусницын холл», позиционирующаяся общиной как просветительский проект для верной трансляции христианского мировоззрения. В частности, девиз выставки «Давайте его ждать, а не бояться», по утверждению креативной команды, сочетает миссионерский и просветительский посыл. Некоторые локации этого проекта были вдохновлены современными технологичными идеями в искусстве, например, локация «Рай» создана под впечатлением от светящейся комнаты проекта teamLab69, ведущего мирового производителя мультимедийных произведений искусства с использованием цифровых технологий70. Из всех проектов Анненкирхе именно «Апокалипсис» стал, пожалуй, самым смелым в использовании образов популярной культуры («Дружище Христос» из скандального фильма «Догма», 1999, реж. К. Смит, в оформленной в виде комикса рекламе выставки71) и привлечении возможностей современных художников, соприкасающихся с христианской тематикой. В данном случае Gudim, автор широко растиражированного изображения грехопадения на примере котиков, создал инсталляцию «Ад» с аллюзией на известный визуальный проект Follow Me To.
68. Полевые материалы автора. Интервью с Е. Раскатовым 25.08.2023.
69. Официальный интернет-сайт проекта teamLab [https://www.teamlab.art/, доступ от 15.11.2023].
70. Полевые материалы автора. Интервью со С. Ивашкевич 28.08.2023.
71. Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте, пост от 12.06.2023 [https://vk.com/wall-77551242_23673, доступ от 15.11.2023].
Поездки по кирхам Ленобласти и посещение арт-парка Николо-Ленивец в Калужской области привели к идее создания собственного христианского арт-парка под Санкт-Петербургом. Летом 2022 г. начались первые шаги по ее воплощению — покупка туристической базы вблизи поселка Ромашки Приозерско-го района72.
Помимо путешествий по России, члены общины организовывали творческие командировки в разные страны мира не только для обмена опытом с зарубежными церквами, но и для знакомства с мировыми тенденциями в современном искусстве и его использованием в христианской проповеди. Например, инсталляция в павильоне Швейцарии на Венецианской биеннале — 2022 (невредимые в тусклом искусственном свете соломенные фигуры начинали обгорать, оказываясь освещены солнечным светом) дала импульс идее триптиха об изгнании торгующих из храма73. Иногда идеи арт-объектов дарит родной город. Движущаяся витрина Елисеевского магазина на Невском проспекте стала прообразом вертепа-мобиля на выставке «Рождество-2022»74.
Мировой опыт и отечественные аналоги в разных деноминациях
Опыт взаимодействия церковных институтов и современных художников в странах с традиционным распространением христианской культуры чрезвычайно обширен. Существуют многочисленные сообщества христианских художников75, премии за художественные проекты в религиозных зданиях76 и т.д.
Следуя, вероятно, массовому запросу, Церковь Англии разместила на своем официальном сайте в разделе «Советы и рекомендации для церковных зданий» подробные инструкции по размещению в англиканских соборах предметов современного
72. s03e0l НОВЫЙ СЕЗОН! Свадьбы и IOWA / Новая выставка в Анненкирхе 300 лет / Влог Анненкирхе. Youtube-канал Анненкирхе. Выпуск 09.11.2022 [https:// www.youtube.com/watch?v=nryB42NCE2s&list=PL20LNas3bUHLOxyH0G8TGWLOr ltPCtNfK&index=l&t=5s, доступ от 15.11.2023].
73. Интервью с Е. Раскатовым 03.12.2022.
74. Интервью со С. Ивашкевич 05.12.2022.
75. См., например: официальный сайт сообщества Christian Artists Seminar, UK [https://www.christianartists.org/, доступ от 15.11.2023].
76. См., например: официальный сайт сообщества Art and Christianity [https:// artandchristianity.org/awards, доступ от 15.11.2023].
искусства как в контексте обновления деталей интерьера (в частности, готическая архитектурная традиция соборов Великобритании делает актуальной замену витражей), так и в контексте временных или мобильных арт-объектов.
Одним из самых известных в мире примеров коллаборации церкви и современного искусства можно назвать собор святого Павла в Лондоне, в пространстве которого в разные годы XXI в. размещались «Лунное зеркало» Ребекки Хорн, «Утренние балки» Йоко Оно, «Вспышка II» Энтони Гормли77. Билл Виола создал две видеоинсталляции, обрамляющие центральный алтарь: «Мученики» (2014) и «Мэри» (2016)78 стали неотъемлемой частью интерьера собора. Собор св. Павла был, пожалуй, одним из пионеров, положивших начало отношениям между пространством христианской церкви и неклассическим искусством: в 1983 г. в Проходе младших каноников расположилась новаторская скульптура Генри Мура «Мать и дитя: капюшон»79.
Католическая церковь, в целом несколько более консервативная в отношении современного искусства, тем не менее, также регулярно вступает в подобные коллаборации. В. Барашков упоминает позитивно принятую католической общественностью символическую инсталляцию HimmelwerdS (2012) Стефана Кно-ра в Бамбергском соборе в Германии, представлявшую собой объекты на тросах в пространстве храма, аллюзию на ветхозаветный сюжет «Лестница Иакова». Этот пример интересен тем, что художник разрабатывал инсталляцию совместно с молодежью различных христианских конфессий, таким образом вовлекая людей в «активную жизнь церкви и для формирования ее современной символики». С. Кнор продолжил сотрудничество с католической церковью проектом «Навстречу небу» (40 кубов, содержащих молитвы верующих) в соборе св. Стефана в Вене в 2015 г.80 В 2021 г., во время пандемии коронавируса, сам приход обратился к худож-
77. Семендяева М. Как современное искусство захватывает храмы // Афиша. Daily. 29.05.2014 [https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-sovremennoe-iskusstvo-zahvatyvaet-hramy/, доступ от 15.11.2023].
78. Martyrs and Mary by Bill Viola // St Paul's Cathedral [https://www.stpauls.co.uk/ martyrs-and-mary-by-bill-viola, доступ от 15.11.2023].
79. Mother and Child: Hood by Henry Moore // St Paul's Cathedral [https://www.stpauls. co.uk/mother-and-child-hood-by-henry-moore, доступ от 15.11.2023].
80. Барашков В. Основные тенденции эстетико-выразительной модернизации христианских религиозных образов в Европе начала XXI века // Религиоведение. 2018. № 2. С. 122-130.
нице Билли Таннер с просьбой украсить собор для моральной поддержки прихожан. Таннер создала инсталляцию в виде светящейся лестницы на башне собора в качестве символа надежды и веры в спасение. Открытие инсталляции сопровождалось танцевальным перформансом81.
Кристиан Болтански, один из известнейших современных французских художников82, предпочитавший жанры фотографии и инсталляции, часто работал с храмовыми пространствами различных христианских конфессий: у католиков Болтански представлял «Святую неделю» (1994) в церкви Сент-Эсташ в Париже и «Адвент» (1995) в церкви Сан-Доминго де Бонваль в Сантьяго-де-Компостела, у протестантов — "NA" (2017-2018) в Старой Церкви в Амстердаме. В одном из интервью художник объяснил свои взгляды на взаимоотношения искусства и религии:
Самые ранние отношения, которые у нас возникают с искусством, — это когда мы впервые идем в церковь. Вы находитесь в символическом порядке и в царстве таинственного. То же самое происходит и с искусством. Музеи сегодня стали новыми церквами83.
Мысль о том, что современное визуальное искусство в храме может не десакрализировать пространство, а создавать новые или возрождать сакральные смыслы, обращаясь к воображению человека, кажется, становится достаточно популярной.
В Новой церкви Амстердама продолжают проводиться свадьбы членов королевской семьи и другие официальные церемонии, в остальное же время старинный84 собор уже несколько десятилетий работает как выставочное пространство с посещаемостью в среднем 250 тыс. человек в год85.
Известен своими зачастую резонансными выставками Кафедральный собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Например, выставка «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» художницы из Южной Африки Джейн Александер была посвящена проблема-
81. Billi Thanner 33 Tugenden Live Performance Himmelsleiter Stephans Dom Choreographie Nadja Puttner. 02.04.2021. [https://www.youtube.com/ watch?v=i132kNrWhLc, доступ от 15.11.2023].
82. К. Болтански скончался 14.07.2021.
83. Semin, D. (1997) Christian Boltanski, p. 11. London: Phaidon.
84. Освящен в 1409 г.
85. Официальный сайт Новой церкви в Амстердаме [https://www.nieuwekerk.nl/en/ de-nieuwe-kerk/, доступ от 15.11.2023].
тике апартеида и его последствий, а использование пространства храма дало возможность обострить диалоги на социальные темы86.
Британский художник Люк Джеррам создал в 2016 г. проект «Музей Луны» и гастролирует с ним по всему миру, зачастую выбирая в качестве экспозиционных площадок различные церкви: надувная модель Луны в приблизительном масштабе 1:500 000 к оригиналу на основе снимков НАСА побывала не только во многих музеях мира, но и в нескольких кафедральных соборах Соединенного Королевства87.
Помимо приведенных примеров, в мире существуют, вероятно, десятки, если не сотни христианских церквей и общин, активно взаимодействующих с современным искусством. Однако случаев, когда прихожане и руководство церкви, не являясь профессиональными художниками, принимают участие в создании предметов современного искусства или создают по-настоящему масштабные выставки исключительно силами общины, найти достаточно трудно.
В России существуют выставочные проекты современных художников в пространстве храмов (например уже упоминавшиеся выставки в катакомбах Петрикирхе или «Двоесловие/Диалог» 2010 г. в притворе храме св. великомученицы Татианы при МГУ, иногда проводит выставки Феодоровский собор в Санкт-Петербурге88), однако такое взаимодействие современного искусства и христианской церкви не является типичным.
Заключение
Лютеранская церковь, начинавшаяся в 2013 г. «с одного пастора и обгоревшего здания»89, на конец 2023 года насчитывает 270 прихожан90 и десятки тысяч посетителей культурных проектов кирхи в месяц91. Задавшись вопросом, каким образом со-
86. Официальный сайт Собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке [https://www. stjohndivine.org/art/previous-exhibitions/, доступ от 15.11.2023].
87. Официальный сайт Музея Луны [https://my-moon.org/, доступ от 15.11.2023].
88. Раздел «Выставки». Официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге [https://feosobor.ru/artfeo/exhib/, доступ от 15.11.2023].
89. Интервью Е. Раскатова и С. Ивашкевич в эфире Радио «Петербург». 29.12.2022.
90. Данные предоставлены общиной церкви св. Анны 23.11.2023.
91. Статистика по выставкам 2023 года: «Страсти» — продолжительность 86 дней, 30 тыс. посетителей; «Сотворение» — продолжительность 177 дней, 128 тыс. посетителей (данные предоставлены общиной церкви 29.11.2023).
временная церковь может служить городу, что в себе совмещать и чем быть полезной людям, руководство Анненкирхе пришло к идее коммуникации с городом через искусство и активный выход в медиапространство, включая социальные сети, телевидение, радио, различные интернет-ресурсы. Осуществление этих планов стало возможным, с одной стороны, благодаря выработанной миссионерской стратегии, а с другой — с помощью чуткой реакции на социальные и культурные изменения, происходящие вокруг.
Привлечение современных культурных проектов в Анненкир-хе повысило ее узнаваемость и сформировало медийный имидж, привлекательный для энергичных креативных людей, которые, в свою очередь, примыкают к общине и помогают в создании и проведении таких мероприятий.
Поддержание памяти о культурной значимости «церкви с историей», подчеркиваемое онлайн- и офлайн-экскурсиями, постами в социальных сетях и интервью в СМИ, помогло общине сформировать понимание (основанное в том числе на общественном мнении), каким именно образом стоит подходить к вопросу реставрации, и убедить в своей точке зрения официальные структуры. Проект, который готовится под руководством главного архитектора Москвы С. Кузнецова, подразумевает частичную консервацию для сохранения привлекательности Анненкирхе в качестве атмосферного выставочного пространства.
Работающие в пространстве соборов современные художники зачастую рассматривают религию как то, что должно объединять людей, а искусство — как метод для достижения этой цели, и в этом мнении достаточно органично перекликаются со стремлением христианской церкви, которая решается вступать с ними в коллаборацию92.
История возрождения общины церкви св. Анны позволяет сделать вывод, что миссионерский успех Анненкирхе напрямую связан с позиционированием церкви как открытого общественного пространства, а проводимые в ее стенах выставки современного искусства, основанные на христианской традиции и смыслах, — один из главных инструментов для привлечения гостей и, как следствие, потенциальных прихожан.
92. См., например: Bill Viola TateShots // Tate [https://www.youtube.com/ watch?v=TuD4JVFXXq8, доступ от 15.11.2023].
Библиография / References
Полевые материалы
Полевые материалы автора. Интервью с настоятелем Анненкирхе пастором Е. Раска-товым, 03.12.2022.
Полевые материалы автора. Интервью с настоятелем Анненкирхе пастором Е. Раска-товым, 25.08.2023.
Полевые материалы автора. Интервью с арт-директором Анненкирхе С. Ивашкевич, 05.12.2022.
Полевые материалы автора. Интервью с арт-директором Анненкирхе С. Ивашкевич, 28.08.2023.
Полевые материалы автора. Статистические данные о проведенных выставках, предоставленные общиной Анненкирхе в 2022-2023 гг.
Литература
Алакшин А. Протестантские общины в Петербурге XVIII века. СПб: ИД «Петрополис», 2012.
Барашков В. Основные тенденции эстетико-выразительной модернизации христианских религиозных образов в Европе начала XXI века // Религиоведение. 2018. № 2. С. 122-130.
Берлин А. Питомцы знаменитой школы. // Ленинградская панорама. 1987. № 9. С. 36-38.
Ивашкевич С. Техническая сторона мероприятий // Лекториум, выпуск от 24.11.2020 [https://www.youtube.com/watch?v=_lUF3BIvrOM, доступ от 15.11.2023].
Интервью Е. Раскатова и С. Ивашкевич в эфире Радио «Петербург». 29.12.2022.
Как лютеранская церковь стала площадкой для современных художников // The Village. 08.10.2014 [https://www.the-village.ru/city/interview/ 166777-lyuteranskuyu-tserkov, доступ от 28.12.2022].
Лучшие площадки «Ночи музеев». 25.04.2019 [https://kudago.com/spb/list/luchshie-ploschadki-nochi-muzeev/, доступ от 15.11.2023].
Официальный интернет-сайт проекта teamLab [https://www.teamlab.art/, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт Музея Луны [https://my-moon.org/, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт Новой церкви в Амстердаме [https://www.nieuwekerk.nl/en/ de-nieuwe-kerk/, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт проекта «Открытая кирха» [https://openkirche.ru, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт Собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке [https://www.stjohndivine. org/art/previous-exhibitions/, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт сообщества Art and Christianity [https://artandchristianity.org/ awards, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт сообщества Christian Artists Seminar, UK [https://www. christianartists.org/, доступ от 15.11.2023].
Петров А., Борисова Е., Науменко А. Памятники архитектуры Ленинграда. Л: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958. С. 205.
Петровская Е. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку. // Вопросы философии. 2018, № 11.
Раздел «Выставки». Официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге [https://feosobor.ru/artfeo/exhib/, доступ от 15.11.2023].
«Рок-клуб Спартак: Культовые места 90-х, которых больше нет» // Best90.ru [https:// best90.ru/kultovye-mesta/klub-spartak-kultovye-mesta-90-x-kotoryx-bolshe-net. html, доступ от 15.11.2023].
Семендяева М. Как современное искусство захватывает храмы // Афиша. Daily.
29.05.2014 [https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-sovremennoe-iskusstvo-zahvatyvaet-hramy/, доступ от 15.11.2023].
«Спартак» погубил огонь // Газета «Коммерсантъ Санкт-Петербург» № 223 от 07.12.2002, стр. 4 [https://www.kommersant.ru/doc/567618, доступ от 15.11.2023].
Официальный сайт Анненкирхе [https://www.annenkirche.com, доступ от 15.11.2023].
Страница сообщества «Анненкирхе, лютеранская церковь св. Анны» в социальной сети ВКонтакте [https://vk.com/annenkirche, доступ от 15.11.2023].
Страница сообщества «Человек как материал» в социальной сети ВКонтакте [https:// vk.com/event75890069, доступ от 15.11.2023].
Телеграм-канал С. Кузнецова «Я — Сергей Кузнецов», запись от 28.11.2022 [https://t. me/uragankuznetsov, доступ от 15.11.2023].
Трофименков М. Другое кино. «Голливудские ночи» взялись за кинотеатр «Спартак»// Газета «Коммерсантъ Санкт-Петербург» № 134 от 31.07.2001, стр. 4 [https://www.kommersant.ru/doc/563532, доступ от 15.11.2023].
Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Издательство Института Гайдара, 2020. С. 15.
Фирсанова О. Благотворительные заведения немецких евангелическо-лютеранских приходов Санкт-Петербурга (середина XIX — начало XX века). // Научное мнение. 2014. № 9-3. С. 79-82.
Фирсанова О. Евангелическо-лютеранские церкви как центры духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге // Управленческое консультирование. 2014. № 6(66). С. 177-183.
Флорковская А. Религиозная тема и поиски современного искусства // Искусствознание. 2015. № 3-4.
Шульц С. Храмы С.-Петербурга (история и современность). Справочное издание. СПб: ГЛАГОЛЪ, 1994. С. 252.
Bill Viola TateShots // Tate [https://www.youtube.com/watch?v=TuD4JVFXXq8, accessed on 15.11.2023].
Billi Thanner 33 Tugenden Live Performance Himmelsleiter Stephans Dom Choreographie Nadja Puttner. 02.04.2021 [https://www.youtube.com/watch?v=i132kNrWhLc, accessed on 15.11.2023].
Joselit, D. (2013) After Art. Princeton: Princeton University Press.
Сasanova, J. (1994) Public Religions in the Modern World. Chicago: Chicago University Press.
Martyrs and Mary by Bill Viola // St Paul's Cathedral [https://www.stpauls.co.uk/martyrs-and-mary-by-bill-viola, accessed on 15.11.2023].
Mother and Child: Hood by Henry Moore // St Paul's Cathedral [https://www.stpauls.co. uk/mother-and-child-hood-by-henry-moore, accessed on 15.11.2023].
Semin, D. (1997) Christian Boltanski, London: Phaidon.