УДК 7.01
DOI 10.24147/1812-3996.2023.28(3).57-61 ЛЮТЕРАНСКАЯ ЭСТЕТИКА
О. М. Кордас
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления 02.05.2023
Дата принятия в печать 17.05.2023
Дата онлайн-размещения 31.08.2023
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эстетического выражения религиозного искусства в протестантизме. Выделяются основные черты лютеранской эстетики, к которым относится сдержанность, выразительная простота, минимализм, функциональность, превалирование словесных и музыкальных видов искусства над изобразительным, толерантное отношение лютеран к сочетанию религиозной и светской эстетики. Особое внимание уделяется трансляции религиозных традиций через активное использование эстетических возможностей современного искусства в лютеранской богослужебной практике.
Ключевые слова
Эстетика, протестантизм, лютеранство, религиозное искусство, Мартин Лютер
LUTHERAN AESTHETICS
O. M. Kordas
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received 02.05.2023
Accepted 17.05.2023
Available online 31.08.2023
Keywords
Aesthetics, Protestantism, Lutheranism, religious art, Martin Luther
Abstract. The article discusses the features of the aesthetic expression of religious art in Protestantism. The main features of Lutheran aesthetics are highlighted, which include restraint, expressive simplicity, minimalism, functionality, the prevalence of verbal and musical arts over fine art, the tolerant attitude of Lutherans to the combination of religious and secular aesthetics. Particular attention is paid to the transmission of religious traditions through the active use of the aesthetic possibilities of contemporary art in Lutheran liturgical practice.
Произведения религиозного искусства представляют собой высокохудожественные творения и являются важным элементом религиозной культуры. Многих зарубежных и отечественных культурологов, историков, философов интересовала как проблема взаимодействия религии и искусства в целом, так и эстетическое выражение религиозного искусства.
В любой конфессии церковь стремилась использовать эстетическое воздействие на человека для своих специфических целей, демонстрируя через искусство внешнее выражение внутреннего ду-
ховного содержания. Религиозное искусство выполняет функции символического эксплицирования религиозных обрядов и таинств, толкования основ вероучения, доступного восприятию прихожан, укрепления чувства единства и сопричастности в выражении любви и благодарности Богу.
Проблема взаимодействия религии и искусства может возникать в различных контекстах, и часто связана с различиями в трактовке религиозных учений и творческой свободы, которую предоставляет искусство. Христианская религия утверждала идею, что творчество и искусство - это среда, в которой ре- 57
ализуется созидательный потенциал человека как подобия Творца. Через создание и созерцание художественных образов преображается природа человека и сам мир. Красота мира непосредственно доступна в чувственном восприятии и может выражаться в различных эстетических формах как своеобразных проекциях надмирного бытия.
Ключевой проекцией божественного мира в мире земном становится храм, место, где искусство и религия соединяются. И. Р. Корнышева замечает: «Именно в храме искусство получает религиозно-аксиологический контекст и выражает онтологические и гносеологические принципы сущности веры. Эстетическое воздействие оказывает как сама архитектура, так и все те виды искусств, которые синтезированы в ходе богослужения. Здесь и художественная роспись стен церкви, и цветные витражи на окнах, и золотой блеск алтаря, и сияние многочисленных свечей и лампад. Эффект от звуков органа, пения хора, яркие и пышные одежды священнослужителей даже на равнодушного к религии человека производят сильное впечатление» [1, с. 16].
С приходом Реформации эстетические каноны христианского религиозного богослужения несколько изменились. Пафос протестантизма заключался в том, что каждый человек мог выстраивать с Богом личные отношения, без обращения к посредникам -священникам и церкви Монополия католической церкви была поставлена под сомнение, и логическим продолжением борьбы со злоупотреблениями церковных функционеров стало избавление от излишеств и в отношении к религиозному искусству. Появился новый взгляд на церковь, в частности на ее внешний вид и внутреннее убранство, которое должно было стать гораздо скромнее и менее живописно. А. Ф. Лосев в своей классической работе «Эстетика Возрождения» выделяет антиэстетические тенденции протестантизма, и отмечает, что некоторые искусствоведы даже писали о неблагоприятном влиянии протестантизма на искусство [2, с. 554].
Современный лютеранский богослов Марк К. Маттес, отмечая в целом антиэстетический уклон в протестантском богословии, тем не менее, предлагает переоценку теологической эстетики М. Лютера [3]. В теологии Мартина Лютера красота связана с духовной жизнью и верой, она исходит из Бога и определяется им же. Лютер писал о красоте неявной, скрытой от человеческих глаз, постигаемой только верой. Такую парадоксальную красоту олицетворяет уродство креста, на котором был распят Христос. Спаситель воплощается в образе Иисуса Христа, ко-
торый освобождает себя от гордыни, решает стать уродливым и приносит себя в жертву на кресте ради человечества и всего мира. Это самоопустошение для Лютера поистине прекрасно. Отец чтит послушную жертву Христа и воскрешает его из мертвых, подтверждая воскресением, что любящая жертва и смирение, а не гордость прекрасны. И христианам предписывается подражать прекрасному образцу Христа, распространять его евангельскую весть и терпеливо переносить свои страдания, пока Христос не вернется в эсхатологической победе над злом однажды и навсегда.
Красота заключается в образе и жизни Христа, в его смерти и воскресении, красота проявляется в деянии, а не во внешней форме. Такая теология красоты рождает эстетический парадокс: красивое безобразно, а безобразное красиво. То, что считается красотой с точки зрения человека, может быть безобразным с точки зрения Бога, и наоборот. Ключевая идея в теологической эстетике Мартина Лютера заключается в том, что он проводит различие между ложной и истинной красотой, т. е. между ненадежной, просто кажущейся «красотой», которой обманываются мирские, и красотой в Боге или перед Богом, которая действительна, хотя и скрыта.
Всё это повлияло на сдержанное, а порой и негативное отношение к иконам, фрескам, позолоте и украшательствам храма. В них протестантские богословы видели соблазн ложного преображения мира, отвлекающего взор от мира божественного. Но отказ от эстетизации локального внешнего храмового пространства обернулся умением увидеть прекрасное вне его. Как пишет А. Охоцимский, «реформация отменила традиционную сакральность церквей и святилищ, но открыла дорогу протестантской иеротопии: сакрализации материального мира в целом как Божьего Творения. Восхищение природой стало религиозным чувством, а домашнее и повседневное засияло аурой новой святости» [4, с. 10]. Религиозным смыслом наделялась любая деятельность человека, в первую очередь - труд. Причем труд повседневный, обыденный становится своеобразным служением Богу, лучшая молитва - работа, писал Лютер. И здесь мы опять видим утверждение идеи не красоты внешней застывшей формы, а красоты деяния. Как замечает А. В. Шипилов, «художники-протестанты черпали вдохновение из обыденной жизни. Они видели религиозные мотивы там, где современный человек сможет увидеть лишь светский сюжет» [5, с. 70]. В конечном итоге художники-протестанты отделили искусство от религии,
заложив тем самым фундамент для современной светской культуры.
Эта тенденция зачастую негативно воспринималась представителями других конфессий, которые считали, что «вся эстетика литургии оказывается под угрозой отмены» [6]. Сегодня тоже можно услышать мнение, что протестантская кирха отличается стерилизованной офисной эстетикой [7]. Но протестантизм неоднороден и разные конфессии формируют разные эстетические традиции. Лютеранская эстетика попыталась найти золотую середину - отошла от канонов католичества, но не столь радикальными методами, как кальвинизм (в котором завершился отказ от изобразительности, произошло подчинение всего художественного одной мрачной и абстрактной моралистике). Для лютеран реформация скорее обновила, чем удалила религиозные образы.
Какие же основные черты лютеранской эстетики, воплощенные в религиозном искусстве протестантизма, можно выделить?
Во-первых, строгость, сдержанность и выразительная простота. Простота является ключевым элементом эстетики лютеранства. Она проявляется в простых и скромных церковных постройках, украшениях и одежде, которые не привлекают излишнего внимания к внешнему виду и вместо этого позволяют уделить больше внимания духовной жизни и отношениям с Богом. Эти черты были замечательным образом отрефлексированы в русской поэзии (Ф. Тютчев: «Я лютеран люблю богослуженье,/ Обряд их строгий, важный и простой, -/ Сих голых стен, сей храмины пустой/ Понятно мне высокое ученье»; О. Мандельштам: «Кто б ни был ты, покойный лютеранин,/ Тебя легко и просто хоронили./ Был взор слезой приличной затуманен,/ И сдержанно колокола звонили»).
Во-вторых, минимализм, функциональность и чистота форм. Лютеранские храмы могут быть необычны, оригинальны и красивы, приобретать оттенки и колорит национальных, архитектурных особенностей, но чаще всего эта красота заключается в простоте и минимализме архитектурных решений, эстетически воплощая особенности протестантской ветви христианской религии. В лютеранской эстетике происходит творческое соединение строгости готического стиля и простоты модерного минимализма. Функциональность и практичность - еще одна характеристика эстетики лютеранства. Церковные постройки, украшения и одежда предназначены для выполнения определенной функции, а не для декоративных целей. Это отражает приверженность
культуре труда, экономии ресурсов. Верующие в лютеранстве сконцентрированы на более практичных вещах, таких как укрепление отношений внутри церкви, служение бедным и нуждающимся.
В-третьих, можно отметить превалирование слова и музыки над изображением. Например, в лютеранских храмах на самом почетном мете лежит Священное Писание, тогда как у католиков стоит престол со Святыми Дарами, что показывает превосходство проповеди над таинством. Смещение акцента в сторону словесного искусства проявилось и в том, что монументальные изображения библейских сцен или христианских моральных поучений переместились со стен церкви на страницы книг - реформаторам казались более приемлемыми небольшие и приватные книжные иллюстрации и гравюры.
В лютеранском богослужении также большое значение имеет музыка: «После теологии следующее место и величайшая честь должны быть отданы музыке. Она прекрасный, величайший дар Божий», писал М. Лютер [8]. Он видел в музыке мощное средство для обращения к Богу и утверждал, что музыкальное служение в церкви должно быть доступным для всех верующих. Музыка «превосходит самое красноречивое красноречие самых красноречивых ораторов. ... музыка - первое после Слова Божьего, что заслуживает прославления. ... Поэтому не напрасно отцы и пророки ничто так не желали сочетать со Словом Божьим, как именно музыку. Вот откуда столько песен и псалмов, в которых одновременно действуют в душе слушающего и слова, и звук, в то время как у прочих живых существ и в предметах все изображается только музыкой без слов. Ведь только человеку, в отличие от всех прочих существ, дано присоединять к звуку речь, дабы он знал, что Бога нужно хвалить словами и музыкой, т. е. проповедью с помощью звуков, а также соединением приятных мелодий со словами» [8].
Одной из ключевых особенностей музыки в лютеранском богослужении является ее текстовый характер. Большинство хоралов и гимнов написаны на национальных языках, что отличает лютеранское богослужение от латинской традиции католической церкви. Во время службы используется и религиозная поэзия, и музыкально-инструментальные выступления, и драматические постановки на библейские и моральные, назидательные сюжеты. Орган занимает почетное место в кирхе, одновременно становясь украшением внутреннего убранства собора. Также стоит отметить, что музыка в лютеранском богослужении не только служит духовным це-
лям, но и имеет образовательное значение. Церковная музыка, такая как кантаты и оратории, может содержать теологические темы и помогать верующим глубже понимать свою веру.
В-четверых, лютеранскую эстетику характеризует стирание границ между сакральным и профан-ным пространством. Это выражается, в частности, во внешнем убранстве священников: «одежды священства, являющиеся упрощенным вариантом католических, были заменены на черную женевскую мантию, которую носили реформатские пасторы - одежду профессоров и судей. Это, с одной стороны, ярко характеризует похоронную эстетику радикального протестантизма - черная удушающая мантия как символ безблагодатности; а, с другой, отражает победу секулярных тенденций в последовательной реформации - отныне преобладает не священство с его «небесными» одеяниями, но профессора теологии и судьи - люди вполне рациональные, безо всякой мистики» [6].
Смещение акцента на индивидуальные отношения между Богом и человеком выразилось в присутствии в протестантской живописи изображения простых людей и обычных бытовых сцен, распространении портретов, групповых портретов. Это было следствием догмата о всеобщем священстве, принципе равной значимости священника и простолюдина.
Теряет свое сакральное значение отчасти и сам храм. Лютеране могут использовать в качестве кирхи помещения, которые изначально были построены с другими целями. Особенно это проявляется в России, где лютеране, наряду с другими конфессиями, подвергались гонениям и репрессиям в рамках советской борьбы с религией, а в постсоветской России не обладают широкими материальными возможностями: «В нашей стране протестанты вынуждены использовать те помещения, какие есть, а не такие, какие хотелось бы. Даже в тех редких случаях, когда община может приобрести или построить здание, основным фактором, определяющим эстетику, становится фактор материальный», - пишет лютеранский пастор М. Дубровский в интервью для альманаха «Фамильные ценности» [7].
И наконец, в-пятых, необходимо отметить толерантное отношение лютеран к сочетанию религиозной и светской эстетики, традиции и современного искусства. В отличие от православия, которое в вопросах использования искусства в богослужебных целях проявляет большой консерватизм и избегает каких-либо новшеств, протестантизм не является
противником современного искусства, а наоборот, активно использует его, вплетая в сложившуюся традицию, тем самым обновляя ее. Лютеранские проповедники ориентируются на молодое поколение, которое заинтересовано в новых формах художественного творчества. «Современная богослужебная практика многих протестантских церквей получает постоянное расширение за счет аккумуляции светских форм искусства, за счет чего происходит его развитие: концепт веры получает многообразное художественное выражение, расширяется арсенал средств трансляции религиозного опыта, происходит функциональное расширение творческой деятельности» [9, с. 79].
Примером тому служит Лютеранская церковь Святой Анны в Санкт-Петербурге, которая обращается к современному искусству, чтобы рассказать о религии наглядным и доступным способом [10]. Это не только привлекает внимание молодежи к Богу, но и позволяет узнать библейские сюжеты в новом формате. При этом в церковь могут прийти все, независимо от вероисповедания или его отсутствия. Анне-кирхе - церковь с необычной судьбой, она была построена на земле, пожалованной еще в 1735 г. немецкой общине Санкт-Петербурга, и названа в честь Анны, жены императора Ивана VI, которая была признана православной церковью святой. Здание было построено в стиле позднего барокко, в 1850 г. внутри кирхи был установлен орган, созданный немецкими мастерами. Вплоть до революции 1917 г. Аннекирхе была духовным домом для обрусевших немцев и других протестантов. В 1935 г. храм окончательно закрыли, позднее преобразовав в кинотеатр «Спартак». В 90-е годы в здании располагались рок-клуб, казино, бар и даже тату-салон. И только в 2002 г. оно снова перешло к верующим, но пережило страшный пожар. Сейчас церковь реставрируется и продолжает функционировать. В ней проходят не только богослужения, но и концерты классической и современной музыки, лекции, экскурсии и выставки. Так, в этом году там проходила выставка «Сотворение» - экспозиция современных художников, которые передают библейскую историю о сотворении мира на языке искусства. Пять масштабных экспозиций обыгрывают не только основные библейские образы и сюжеты - сотворение, Эдемский сад, жизнь и страдания Христа, но и достаточно реалистичные образы космоса, запечатленные в больших макетах Земли, Луны и Солнца.
Таким образом, эстетика лютеранства отражает сложившиеся в протестантизме убеждения и
Вестник Омского университета 2023. Т. 28, № 3. С. 57-61
ISSN 1812-3996-
ценности, включая простоту, скромность, функциональность и практичность, но самым перспективным для дальнейших исследований является то, как в лю-
теранской эстетике происходит процесс взаимного сближения религии и направлений современного искусства.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Корнышева И. Р. Проблема эстетического познания смысловых акцентов религии и искусства // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2017. № 4. С. 15-20.
2. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М. : Мысль, 1978. 623 с.
3. Mattes M. Martin Luther's Theology of Beauty: A Reappraisal. Grand Rapids : Baker Academic, 2017. 226 p.
4. ОхоцимскийА. Д. Протестантская иеротопия в голландской живописи Золотого века // PRAXEMA. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3. С. 10-32.
5. Шипилов А. В. Протестантская эстетика в немецкой и голландской живописи в XVI-XVII вв. // Между-нар. науч. конф. «500 лет Реформации и Нового времени: 1517-2017» (сб. матер. конф.). СПб. : Изд-во Поли-технич. ин-та, 2015. С. 66-74.
6. Матаков К. О лютеранском богослужении и священстве. URL: https://mission-center.com/tradi-tional/398-lutheran/14998-bibl-luter-o-lut-bogosluzenii.
7. Пирвиц Ф. Протестантизм сегодня. Что это такое, как разобраться? // Фамильные ценности. Альманах. URL: http://family-values.ru/religioznoe_znanie/protestantizm_segodnya_ chto_eto_3008.html.
8. Лютер М. Предисловие к SYMPHONIAE INCUNDAE Г. Рау. URL: http://luteranstvo.org/index.php/skrytoe-menyu/99265-predislovie-k-symphoniae-incundae-g-rau-m-lyuter.
9. Домбраускене Г. Н. Музыкальное творчество в протестантской культурной среде // Приволж. науч. вестн. 2013. № 1 (17). С. 77-84.
10. Аннекирхе. Официальный сайт. URL: https://www.annenkirche.com/.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кордас Ольга Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Кордас О. М. Лютеранская эстетика // Вестн. Ом. унта. 2023. Т. 28, № 3. С. 57-61. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(3).57-61.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kordas Olga Mihaylovna - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Theology, Phylosophy and Cultural Studies, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: [email protected].
FOR CITATIONS
Kordas O. M. Lutheran aesthetics. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2023, vol. 28, no. 3, pp. 57-61. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(3). 57-61. (in Russ.).