УДК 7:036+7.046.3
Н. Н. Мухина
Роль Российской академии художеств в возрождении религиозного искусства во второй половине XX - XXI в.
Проекты, выполненные академиками Российской академии художеств для православных храмов в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о ведущей роли Академии в возрождении церковного и религиозного искусства во 2-й половине XX - XXI в. Важное значение имели работы по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве. Если прежде для создания монументальных росписей в россию приглашали иностранных художников, то сегодня ситуация изменилась, и в православные храмы во многих странах мира - в США, Мексике, Японии, Хорватии, Италии, Израиле, на Мальте и других - приглашают русских мастеров. Их работы создаются с учетом «экологии культуры», но вместе с тем оказывают влияние и на развитие местной иконографии, и в целом на эволюцию образно-выразительного языка церковного искусства.
Ключевые слова: Российская академия художеств; современное церковное искусство; храм Христа Спасителя; возрождение; технологии; византийское наследие; экология культуры; Сербия; Хорватия; Афон; храм Святого Саввы в Белграде; Зураб Церетели; Евгений Максимов; Николай Мухин.
Nadezhda Mukhina The Role of the Russian Academy of Arts
in the Revival of the Religious Art in the Second Half of XX - XXI Century
The projects carried out by the academicians of the Russian Academy of Arts for the Orthodox churches in our country and abroad testify to the leading role
of the Academy in the revival of the church and religious art in the second half of the XX - XXI century. The reconstruction of the Cathedral of Christ the Savior in Moscow played the important role. If previously foreign artists were invited to Russia to create monumental murals, nowadays the situation has changed and the Orthodox churches in many countries of the world - the USA, Mexico, Japan, Croatia, Italy, Israel, Malta and other invite Russian artists. Their works are created with account of "the ecology of culture", but nevertheless they have an impact on the development of local iconography, and on the evolution of imagery and expressive language of the Church art in general.
Keywords: Russian Academy of Arts; contemporary Church art; Cathedral of Christ the Savior; revival; technology; Byzantine heritage; ecology of culture; Serbia; Croatia; Mount Athos; St Sava Temple in Belgrade; Zurab Tsereteli; Evgeny Maksimov; Nikolai Mukhin.
Роль Российской академии художеств в возрождении церковного и религиозного искусства во второй половине XX -XXI в. трудно переоценить. Не претендуя на раскрытие заданной темы во всей ее многоплановости и полноте, остановимся на некоторых масштабных знаковых проектах, выполненных Академией, академиками РАХ и задающих векторы развития современного религиозного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.
Бесспорно, центральным событием в возрождении церковного искусства в России на рубеже веков становится работа Академии художеств над возрождением храма Христа Спасителя. Работы по воссозданию храма Христа спасителя возглавил президент Академии З. К. Церетели. Зураб Константинович всегда отмечал важность возрождения церковного искусства во всей полноте и многообразии его древних техник и технологий. Одной из ярких страниц творчества художника является именно церковное и религиозное искусство. В 1960-е гг. во время работы в археологических экспедициях Тбилисской академии наук Зураб Константинович делает сотни рисунков и копий со средневековых грузинских памятников -фресок, мозаик, эмалей, уделяя большое внимание особенностям выразительного языка, техникам и технологиям византийского искусства. Эти «штудии» получают свое продолжение в серии
уникальных графических листов и эмалевых икон, выполненных художником уже на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Начиная с 1970-х гг. художник кропотливо изучает технологию перегородчатой эмали. Многолетние экспериментальные работы позволяют ему расширить палитру до 85 цветов - прозрачные поливы, густые, глубокие, пастозные эмали. Введение золотых поливов, в сочетании с медной основой, обеспечивает светящийся золотистый фон работ. Выбрав технику эмали для своих религиозных произведений, художник не только придает им долговечность, но и наполняет необыкновенным светоносным цветом. Уникальной работой, синтезирующей технологические, стилистические и пластические поиски художника, становится эмалевый иконостас в бывшей домовой церкви князей Долгоруковых (Галерея искусств, Москва, Пречистенка, 19). Живая пластика изображения и локальные цветовые заливки сочетают в себе традиции средневековой грузинской монументальной живописи, миниатюры и эмальерного искусства. Тот же образно-выразительный язык характерен и для другого памятника, где эмаль использована в качестве монументальной декорации интерьера храма (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в архитектурном ансамбле памятника «История Грузии» близ Тбилиси). небольшое по размеру внутреннее пространство базилики напоминает драгоценный ларец, на стенах которого свечением эмали написаны образы местночтимых святых, сцены сотворения мира и Лествица Иакова из Ветхого Завета, основные евангельские события. Так, художественными средствами, используя творческий опыт и потенциал новейших технологий, мастеру в отдельно взятом памятнике на земле удается передать идею сакрального многоцветия и света Небесного Иерусалима.
В воссоздании живописного убранства храма Христа Спасителя значительна роль академика, секретаря отделения живописи РАХ Евгения Николаевича Максимова. Профессор, руководитель кафедры и монументальной мастерской в МГАХИ имени В. И. Сурикова, заведующий кафедрой монументальной живописи Православного Свято-Тихоновского университета, Максимов уже на про-
тяжении нескольких десятков лет совмещает творческую работу с педагогической деятельностью. Мастер искренне убежден, что именно «церковная работа является неким гарантом сохранения традиций отечественного искусства» [1]. Он воспитал несколько поколений художников, которые сегодня работают вместе с ним и возглавляют самостоятельные иконописные артели - Игорь Са-молыго, Лариса Гатчева, Светлана Васютина, Ульяна Антюхина, Мария Глебова.
Опыт преподавания Е. Н. Максимовым монументальной церковной живописи уникален. он основан на изучении сохранившихся образцов с точки зрения истории и иконографии, техники и технологии, уровня художественного мастерства и попыток проникновения в образ мысли древних мастеров. в авторском курсе преподавания Максимов дает студентам задания на копирование в техниках мозаики и фрески самых разных произведений христианского искусства - древнерусского, византийского, сербского, болгарского, каппадокийского и романского. Такие задания демонстрируют различные особенности письма: количеством прописок, письмом по санкири, использованием среднего тона, по гризайли, системой цветовых подкладок, сложной многослойной живописью. Максимову удается воспитать в своих учениках уникальное пространственное монументальное мышление, дать им все возможные навыки по технике и технологии монументального искусства.
Центральными в творческой биографии Е. Н. Максимова становятся монументальные работы в двух значительных для истории Православной Церкви храмах - Христа Спасителя в Москве (1999-2001) и Свято-Николаевском Патриаршем соборе в Нью-Йорке (2003). За них художник был удостоен высших наград Русской Православной Церкви - ордена Преподобного Сергия Радонежского и ордена Преподобного Андрея Рублёва.
Собор в Нью-йорке был заложен в день памяти святителя Николая Чудотворца, 22 мая 1901 г., а с 1905 г. он стал духовным центром русского Православия в Северной Америке. В 1973 г. собор, построенный в стиле ярославской соборной архитектуры,
был признан памятником архитектуры Нью-Йорка, а в 2000 г. принято решение провести его капитальный ремонт и реставрационные работы. Заключительным этапом восстановления храма стало создание живописного ансамбля под руководством президента Российской академии художеств З. К. Церетели и академика Е. Н. Максимова. В храме никогда не было монументальной живописи. В иконостасе сохранились отдельные иконы, выполненные в конце XIX - начале XX в. в Петербурге в мастерской В. В. Верещагина.
На выбор образно-выразительного языка академической живописи, как и на решение писать на золотом фоне, придавшем особое торжественное звучание всей декорации храма, повлияли не только сохранившиеся иконы, но и, без сомнения, только что созданные мастерами Академии художеств росписи в возрожденном храме Христа Спасителя в Москве. В разработке композиций и иконографии Максимов применил опыт иконописцев XVП-XIX вв., используя в качестве композиционных схем известные голландские и немецкие гравюры, в частности, цикл евангельских гравюр Юлиуса фон Карольсфельда. Главный придел храма посвящен святителю Николаю, правый - Рождеству Богородицы. Посвящение приделов и определило иконографическую схему росписи, в которую включены и житийные сюжеты из жизни прославленного святителя, и богородичные композиции. Уникальными с точки зрения иконографии можно считать иконописные образы новомучеников, прославленных в конце XX -начале XXI в.: основателя храма священномученика Александра Хо-товицкого и святейшего патриарха тихона. Создание этих образов ставило сложнейшую для иконописцев задачу - сочетание портретного сходства и иконичности, которая, на наш взгляд, была решена профессионально. Общий золотой фон, выбранный для росписей, придал торжественное звучание всей декорации храма и послужил определенной дематериализации академической живописи.
С 2005 г. Е. Н. Максимов работает над фресковыми росписями и иконами для храма во имя святого Модеста иерусалимского монастыря Симона Петра на Святой Горе Афон. Монастырь был основан в XIII в. на юго-западном склоне Святой Горы. Росписи
и иконы Максимова, выполненные для греческого монастыря, представляют живопись, синтезированную художником на основе его знаний византийской архитектуры и местных живописных традиций. Об этом красноречиво свидетельствуют не только сама манера письма художника, но и прямые цитаты византийского орнамента в архитектурно-композиционном построении росписей, разделке одежд. Излюбленные элементы, часто используемые Е. Н. Максимовым в живописном декоре, - традиционный «византийский крест», «змейка», «поребрик» и «жемчуг» в одеждах. Созданный художником образ Пантократора поражает глубиной и выразительностью и достоин сравнения с лучшими образцами византийского искусства. Символично, что на стенах скита написаны образы великих русских святых - преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Удивительно, как в росписях монастыря Симона Петра звучит золото, которое художник вводит в нимбах и ассистах: оно положено на крупную фактуру стены и благодаря этому получает дополнительный объем и свечение под разными углами зрения. Самостоятельными произведениями современного храмового искусства являются детально проработанные картоны-гризайли, которые Евгений Николаевич создает в качестве подготовительного этапа для монументальных росписей. Такой метод служит художнику более полноценным подспорьем, нежели прориси, и позволяет быть свободнее и точнее в последующих работах на стене.
Важным звеном в развитии исторических связей византийского и русского искусства на современном этапе являются творческие проекты художника-монументалиста, академика РАХ, также принимавшего участие в возрождении росписей храма Христа Спасителя, Николая Александровича Мухина.
В 2003-2007 гг. Мухин работает над росписями двух больших православных сербских храмов: в честь Вознесения Господнего (Уб, Сербия) и в честь Преображения Господнего (Загреб, Хорватия). Работу в Сербии художник начал с изучения и проникновения в суть и глубины византийской, сербской монументальной живописи. Собранный и систематизированный им по иконографическим
сюжетам, иллюстративный материал вобрал в себя десятки и сотни целых композиций, отдельных фрагментов изображений из византийского, сербского и древнерусского искусства. Этот огромный подготовительный труд помог создать стенопись новую, но пропитанную духом лучших произведений византийской, сербской живописи. Цитаты растительного и геометрического орнамента из сербских храмов, мотив жемчуга в традиционных византий-ско-сербских одеждах и другие детали, включенные Мухиным в общую канву живописи, придали узнаваемость традиций и сохранили местную «экологию росписи». Созданные в храме Вознесения Господня на Убе композиции содержат духовные идеи и художественные приемы лучших образцов сербского и византийского искусства.
При общем ощущении византийской живописной традиции в сценах чудес, и особенно в изображениях евангельских притч, ясно прочитываются «цитаты» ярославской стенописи и иконописи XVII в. Особенно это видно в притче о плевелах. Фигуры жнецов и колосящегося поля рождают несомненные ассоциации с широко известной «Жатвой», написанной Гурием Никитиным в XVII в. в церкви Ильи Пророка в Ярославле. Фрагмент росписи на Убе можно считать своеобразным автографом - «писали художники из Ярославля». В нижнем ярусе росписей Николай Мухин создал небольшую по размеру, но уникальную по иконографии и значимости икону святой Милицы Крушевачки (из города Крушевца). Этот образ был написан художником по заказу владыки Шабачско-Валевского лаврентия и стал первым иконописным изображением сербской новомученицы.
В сербских храмах особое место всегда уделялось изображениям Адама и Евы, поэтому в люнетах над боковыми дверями храма Вознесения на Убе помещены сюжеты из Книги Бытия -сотворение Адама и Евы и грехопадение прародителей, а также их земная жизнь. В трактовке Мухина сцена «Изгнания из Рая» получает оптимистичное звучание. Это связано с особым прочтением художником известного сюжета, понимаемым как начало человеческой цивилизации. В правой части композиции
изображена кормящая грудью своего первенца Ева и сидящий рядом Адам. Эта композиция почти в точности повторяет одну из ранних станковых работ художника - «Воспоминание о будущем», которая сейчас находится в собрании Государственной третьяковской галереи. «искушение Адама и Евы» в другом люнете также имеет свой прототип в станковой живописи. картина «Раннее утро в Толчковской слободе» была написана художником в 1996 г. под впечатлением фресок церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (XVII в., Ярославль). Так причудливым образом сплелись в живописи церкви Вознесения Господнего на Убе местные византийско-сербские традиции, древнерусское искусство и станковые картины художника-философа, который, создавая росписи храма, размышлял над событиями библейской истории как истории человечества.
Росписи другого большого сербского православного храма созданы на иных художественных предпосылках - облик церкви Преображения Господнего в столице Хорватии сложился в результате реконструкции в 1868 г. Он отвечает сдержанно-барочным ритмам австро-венгерской архитектуры и органично вписывается в центр современного Загреба. В XIX в. румынский художник Эпаминондас Бучевский выполнил в контексте общей архитектурной концепции иконостас из кованой золоченой меди с цветными кристаллами и золотофонными иконами академического письма. Определенное настроение храму придали ктиторские цветные орнаментальные витражи. Алтарные фрески были выполнены в 1990 г. сербским художником Драгомиром Яшевичем, в стиле письма которого чувствуются посылы сербского Средневековья. В начале XXI в. митрополит Загребский, Люблянский и Итальянский владыка Иоанн принял решение завершить живописное оформление Преображенского храма. По просьбе владыки, росписи должны были органично связать сербскую православную традицию и католическую хорватскую культуру, не создавая противоречия с архитектурой Загреба.
Николай Мухин решил задачу синтеза, соединив архитектуру, иконостас, витражи и существующие росписи в одно целое при
помощи «золотофонной» живописи, ее пластические возможности позволили создать посылы в проторенессансную и ренессансную Италию, в Византию и в древнерусское искусство. В византийской эстетике свет играл важнейшую роль: золотые мозаики подсвечивали свои изображения «изнутри» и создавали определенные иллюзорные эффекты.
Художник оставил за собой право и на некоторые иконографические разработки. В композиции «Вход в Иерусалим» художник поместил за спиной у Спасителя фигуру ангела с горящей свечой. В такой трактовке тема Крестного пути начинается уже с «Входа в Иерусалим». Глубоко символичен цвет: Спаситель в красном хитоне, красный крест в нимбе, встречающий иудей в красных одеждах держит лавровый венок, но форма его напоминает терновый венец. Пальмовые ветви принимают форму Орудий Страстей. Дети бросают под ноги красные, словно уже обагренные кровью, платы. В сцене «Несение Креста» внимание привлекает фигура Смерти, парафраз кинематографического образа, созданного американским кинорежиссером Мэлом Гибсоном в фильме «Страсти Христовы».
Создание новой иконографии, не противоречащей основному смыслу и давно сложившимся изводам, придает росписям мастера дополнительные смысловые акценты. Важной особенностью храма Преображения Господнего является русский параклис. Он был освящен в память о русском хоре и эмигрантах, которые стали неотъемлемой частью истории Сербской Православной церкви в Загребе после революции 1917 года. Николай Мухин написал здесь композиции и образы святых, которые соотносятся по духу с русскими православными храмами.
Росписи Преображенского храма получили высокую оценку среди специалистов и прихожан, все отмечали особенно важную для художника особенность работы: «Эта роспись как будто бы всегда здесь была...». Это замечание, по словам Н. А. Мухина, дорогого стоит: «Это значит, что удалось решить все самые важные задачи в современном монументальном храмовом искусстве: решить в синтезе архитектуру и живопись и соблюсти „экологию
культуры", создать такую живопись, которой никогда здесь не было, но как будто бы она все время здесь была» [2]. Это выражение стало своеобразным «девизом» художника в работе и над росписями других православных храмов.
Следующий проект художника в Хорватии также оказался связан с историей России. По благословению митрополита За-гребского, Люблянского и всея Италии Иоанна, Мухин выполнил росписи православной часовни Святителя Тихона Задонского в монастыре Лепавина и написал иконостас главного монастырского Введенского храма.
Работа в монастыре, основанном в середине XVI в., началась в 2007 г. с росписи часовни. Часовня была освящена в честь русского святителя Тихона Задонского и построена на деньги «богатого руса, жившего в Загребе в конце XIX века, Тимофея Степанова». В иконографическую систему росписей Николай Мухин включил образы святых, символически подчеркивающие связь Сербской и Русской Православных Церквей. Так, в композиции «Проскомидия» в алтаре рядом со святыми отцами, Иоанном Златоустом и Василием Великим, предстоят первый архиепископ Сербский -святитель Савва и русский святитель - митрополит Петр, преподобные Симеон Мироточивый и Сергий Радонежский, сыгравшие важную роль в истории Сербии и России.
В куполе часовни, построенной в виде византийского креста, образ Пантократора написан в мандорле, поддерживаемой пятью архангелами. По замыслу художника, композиция приобретает таким образом дополнительную иконографическую нагрузку - сюжет прочитывается и как Вознесение Господне.
Большую роль в декорации часовни Николай Мухин отвел орнаменту, фрагменты которого были взяты из росписей XVI в. храма Преображения Господнего Спасского монастыря в Ярославле. «Орнамент, - говорит художник, - кажется второстепенным по смыслу, но первостепенен по пластике для общего решения храма... Орнамент не менее важен, чем изображения святых - не угадал с орнаментом, погубил всю роспись. он тогда не подчеркивает композиционное действо, а, напротив, его убивает» [2].
Следующим этапом работы для монастыря в лепавине стало создание Н. Н. Мухиным 24-х икон для иконостаса Введенского храма. Иконостас XVIII в. был уничтожен во время Второй мировой войны. Настоящий белокаменный иконостас выполнен в стиле сдержанной романской архаики. Сочетание белого камня с золотыми фонами, пластические особенности и тонкость письма икон напоминает лучшие образцы византийского искусства эпохи палеологовского Возрождения.
28 августа 2013 г. состоялось освящение иконостаса Его Высокопреосвященством митрополитом Волоколамским Иларионом, который сослужил владыке Загребскому и люблянскому Иоанну в Божественной праздничной литургии. В своей приветственной речи после окончания службы митрополит Иларион высоко оценил работу Николая Мухина, охарактеризовав созданные им произведения как «высокодуховные и благолепнейшие», отметил «неоценимый вклад, который художник внес своим трудом в дело укрепления связей Русской и Сербской Православных Церквей» [3].
Своеобразие росписей Е. Н. Максимова и Н. А. Мухина определяется не только выбором сюжетов, тем и стилей. Художники используют опыт живописцев, но также особенности архитектуры. Потому каждая созданная ими композиция уникальна и органична именно для данного храма, учитывает его архитектуру, а также среду, в которой ей предстоит находиться.
Храмовые работы академиков РАХ в Греции, Сербии и Хорватии становятся определенным новым звеном в развитии исторических связей византийского и русского искусства на современном этапе. Важный проект в этой связи - организация и проведение Российской академией художеств в 2014 г. всероссийского конкурса на право исполнения внутреннего убранства храма Святого Саввы в Белграде.
Храм Святого Саввы в Белграде на Врачаре Сербской Православной Церкви возводился на протяжении всего XX в. как храм-памятник на месте сожжения оттоманскими властями в 1594 г. мощей величайшего святого, первого сербского архиепископа святителя Саввы, и символизирует не только возрождение и укреп-
ление духовной жизни сербского народа, но и Православия во всем мире.
Уже первыми конкурсными условиями в 1904 г. было установлено, что храм Святого Саввы должен быть построен в сербско-византийском стиле площадью от 2000-2500 м2. Проект архитекторов Александра Дероко и Богдана Несторовича, который был признан победителем в результате двух проведенных конкурсов, опирается на наследие классического византийского стиля эпохи правления императора Юстиниана I. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырех башенок вокруг главного купола. Выбор тетраконхальной (4-лепестковой) формы и объединенное внутреннее пространство выделяют храм Святого Саввы на Врачаре среди других византийских (не только сербских) церквей.
Храм Святого Саввы имеет размеры 91^81 м (для сравнения: храм Христа Спасителя в Москве 60^60 м) и занимает площадь 7570 м2, примерно соответствуя масштабам Софийского собора в Константинополе, но имеет больший диаметр купола - 35 м, а также большую высоту - 65 м.
По завершении мозаичных и отделочных работ этот храм должен стать самым большим православным храмом в христианском мире. Мозаики будут покрывать площадь около 15 000 м2. Грандиозный храм-памятник будет представлять современную христианскую культуру и православное искусство XXI века. По просьбе его святейшества патриарха Сербского Иринея, в своих проектах художники должны были опираться на лучшие образцы византийского и средневекового сербского искусства и в то же время предложить свое видение и понимание религиозного искусства Нового времени. Проект художников Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, выполненный под руководством академиков З. К. Церетели, Н. А. Мухина, Е. Н. Максимова, вызвал одобрение и поддержку членов жюри и Русской и Сербской Православных Церквей в первую очередь именно по этому критерию. Это было подчеркнуто на заседании жюри: «.Художники предложили в разработку уникальную иконографию, которая берет свои истоки в византийском и сербском
искусстве, и в то же самое время воплощается в композициях, которые свидетельствуют о новом осмыслении храмового пространства современной архитектуры» [4]. Концепция проекта академиков РАХ была отмечена как наиболее состоятельная композиционно, ритмически, пластически, в световом решении - все соответствовало условиям задач конкурса и пожеланиям Сербской Православной Церкви. Внесенные художниками иконографические изменения добавили проекту определенную композиционную остроту: появилась доминанта - алтарная композиция «Христос Пантократор».
С января по июнь 2016 г. художники Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО под руководством академиков РАХ Н. А. Мухина и Е. Н. Максимова выполнили работы по изготовлению эскизного макета купола храма Святого Саввы в масштабе 1:10. Эти подготовительные работы являются необходимым этапом для создания мозаик непосредственно для купола храма Святого Саввы.
Если прежде для создания монументальных росписей в Россию приглашали иностранных художников, то сегодня ситуация изменилась, и в православные храмы во многих странах мира -в США, Мексике, Японии, Хорватии, Италии, Израиле, на Мальте и других - приглашают русских мастеров. Их работы создаются с учетом «экологии культуры», но вместе с тем оказывают влияние и на развитие местной иконографии, и в целом на эволюцию образно-выразительного языка церковного искусства.
За рамками данной статьи остались многие реализованные проекты: монументальные росписи в православных храмах в нашей стране и за рубежом, установленные скульптурные работы, посвященные истории русской святости и евангельским сюжетам. Кроме того, Российская академия художеств ежегодно, в рамках программы фундаментальных исследований «Искусство и религия в пространстве современной культуры», проводит выставки современного религиозного искусства, конференции, круглые столы, издает сборники научных материалов, посвященных вопросам возрождения, сохранения и развития церковного и религиозного искусства во всем его многообразии и сложности.
ИСТОЧНИКИ
1. Беседа с Е. Н. Максимовым. 2007 г. [Аудиозапись] // Личный архив Н. Н. Мухиной.
2. Беседы с Н. А. Мухиным. 2007 г. [Аудиозапись] // Личный архив Н. Н. Мухиной.
3. Приветственное выступление его высокопреосвященства митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) на освящении алтаря Введенского храма (Лепавина, Хорватия, 28 августа 2013 г.) [Аудиозапись] // Личный архив Н. Н. Мухиной.
4. Речь сопредседателя жюри конкурсной комиссии митрополита Волоколамского Илариона на заседании конкурсной комиссии. 6 октября 2014 г. [Аудиозапись] // Личный архив Н. Н. Мухиной.
1. Е. Н. Максимов. Фреска монастыря Симона Петра на Афоне. 2008
2. Е. Н. Максимов. Фреска «Не рыдай Мене Мати». 2012
3. Н. А. Мухин. Христос и самаритянка. Икона для чудотворного источника Сербского православного монастыря в Лепавине. 2008
4. Н. А. Мухин. Иконостас Успенского храма Сербского православного монастыря в Лепавине. 2009-2011
5. Конкурсный проект художников РАХ мозаичного убранства храма Святого Саввы в Белграде. 2014
6. Выставка и заседание жюри по конкурсу на право создания мозаичного убранства храма Святого Саввы в Белграде. 2014