А. А. Васильева,
доцент кафедры рисунка
ИСКУССТВО И НАУКА: О ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Особенность факультета изобразительного искусства заключается в том, что творческая деятельность студентов здесь активно развивается в двух направлениях — научном и художественном. Поэтому и СНО нашего факультета называется «Студенческое научно-художественное общество», поскольку в сферу его интересов входят не только доклады на конференциях различного уровня и публикация статей, но и художественные конкурсы и выставки творческих работ.
Результаты учебно-научной и научно-исследовательской работы студентов и аспирантов факультета отражаются в конференциях и сборниках научных трудов.
Ежегодно в апреле на факультете проводятся Герценовские чтения «Искусство и художественное образование» в рамках студенческой научной конференции «Студент — исследователь — учитель». Неизменно вызывая интерес студентов и аспирантов не только различных факультетов
48
нашего института, но и других вузов. Эти конференции давно обрели межвузовский статус. С докладами приходят студенты из Художественно-промышленной академии им. А. А. Штиглица, Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, Университета культуры и искусств, Института кино и телевидения и даже аспиранты из Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии художеств). Ежегодно работают несколько подсекций: «Искусствоведение» (председатели Т. П. Чаговец и А. А. Васильева), «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн» (председатели О. Л. Некрасова-Каратеева и Ю. В. Гусарова), «Художественное образование» (председатели Е. Н. Соколова и Н. М. Канакова). В этом году на конференции прозвучало 33 доклада. Подготовка и проведение этого обширного мероприятия прошло слаженно во многом благодаря активной работе председателя СНО Д. М. Аб-дулиной.
С появлением на факультете в 1997 г. магистратуры активно стала развиваться и такая форма научной деятельности, как выпуск ежегодных сборников научно-исследовательских статей студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Магистранты — наиболее активные участники СНО и авторы интересных статей были приглашены выступить с докладами на Региональной научно-практической конференции «Современные тенденции развития общего и дополнительного художественного образования» и Всероссийской конференции «Болон-ский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании», которые состоялись соответственно в декабре 2007 и марте 2008 г. на нашем факультете (оргкомитет: В. А. Кузмичев, Е. Н. Соколова). Эта «проба пера» показала, что магистры способны аргументировано изложить свои мысли не только перед коллегами на студенческих конференциях, но и перед многоопытными педагогами, приехавшими из различных регионов России.
Желание педагогов факультета и аспирантов, обучающихся на кафедрах рисунка
и художественного образования и музейной педагогики, поделиться результатами своего педагогического опыта и научных изысканий побудило к организации сборника научных трудов «Традиции художественной школы и педагогика искусства». Первый сборник по научным руководством профессора кафедры рисунка Е. П. Яковлевой вышел в 2005 г. к юбилею заведующего кафедрой рисунка В. А. Леднева, затем труд научного руководства взял профессор кафедры рисунка Н. Н. Громов, и за три года вышло еще 8 выпусков. За это время в сборниках опубликовано более 200 статей.
Важнейшим направлением творческой деятельности студентов является выполнение художественных работ, организация и участие в выставках и конкурсах.
Являясь отражением творческой активности студентов факультета изобразительного искусства, выставочная деятельность служит важной формой подготовки наших выпускников к педагогической работе в школе. В выставочном зале факультета систематически проводятся выставки работ студентов и семинары-обсуждения.
Одним из увлекательных периодов в обучении и творческом росте студентов факультета изобразительного искусства являются летние учебно-творческие выездные пленэрные практики, которые проходят в Торопце, Выборге и на Соловецких островах. Наполненные новыми впечатлениями, открытиями, живописными этюдами и графическими работами, пленэры запоминаются студентам на всю жизнь и являются важнейшим этапом формирования профессиональных компетенций художника-педагога. По итогам практик традиционно проводятся выставки студенческих работ: «Северный архипелаг», «Торопец», «Этюды Выборга». Во время практик на Соловецких островах под руководством С. П. Андрюни-ной и П. Г. Бандурова студенты не только пишут этюды, но и оттачивают свое педагогическое мастерство, проводя мастер-классы для детей в соловецкой общеобразовательной школе, принимая активное участие в организации и проведении ежегодного фольклорного праздника. Яркая деятель-
ность наших студентов освещена в газете «Весник» (2007) Соловецкого музея-заповедника и газете «Метро» (2008). Восторг студентов перед увиденными краями выливается в дипломные проекты, ежегодно выполняемые ими на основе летних этюдов и зарисовок. В текущем году результатом пле-нэров стали несколько дипломных работ: живописный холст И. Туголукова «Соловки. После дождя», серии графических работ М. Перекрест «Соловки» (литография) и М. Гуровой «Соловецкие острова сегодня» (гравюра на картоне), декоративное панно Е. Тимофеевой «Соловки» в технике батик для Соловецкой больницы. Уже несколько лет ряд дипломных проектов выполняется для интерьеров различных учреждений Соловецких островов, с которыми факультет изобразительного искусства имеет развивающиеся связи. С успехом защищенные в июне 2008 г. проекты для детского сада Соловецких островов: «Детский конструктор из пластических материалов» Г. Депутато-вой, «Декоративные панно и комплект подушек "Африка" для игровой комнаты» Л. Теслюк переданы адресатам и радуют сердца жителей этого северного края, что отмечено благодарственными письмами Соловецкого музея-заповедника.
Обучение в магистратуре в небольших группах по уникальным программам под руководством опытных педагогов дает вчерашним выпускникам бакалавриата мощный импульс для творческого роста. Стремление поделиться успехами и продемонстрировать достижения студентов, обучающихся в магистратуре, привело к появлению в этом году новой традиции: в фойе факультета стали проводиться выставки их лучших учебных работ. В феврале прошла «Выставка МАГОВ», на которой были экспонированы работы студентов, обучающихся по магистерской программе «Рисунок» под руководством К. О. Почтенной, в мае — выставка «Коллаж», где были показаны работы магистрантов кафедры декоративно-прикладного искусства под руководством О. Л. Некрасовой-Каратеевой.
Ежегодно в рекреациях факультета обновляется выставка дипломных работ выпу-
скников бакалавриата, специалитета и магистратуры. Представляя лицо нашего факультета перед взором его посетителей, они позволяют студентам младших курсов увидеть и диапазон тем, и высокий уровень исполнения, достигнутый в выпускных квалификационных работах их старшими коллегами.
Помимо факультетских выставок, наши студенты участвуют во всероссийских и городских выставках творческих работ, успешно проходя требовательный отбор высокопрофессиональных жюри. В 2008 г. четырнадцать магистрантов и студентов бакалавриата участвовали в крупнейшей молодежной выставке «Надежда-У1», шесть студентов — в традиционной выставке «Осень-2008» в выставочном зале Союза художников, а также в таких известных выставках, как «Петербург» (ЦВЗ «Манеж»), международная биеннале акварели «Арт-мост» (ЦВЗ «Манеж»), «Настроение Петербурга» (Псков) и других.
Пробой творческих сил становится для студентов факультета изобразительного искусства участие в конкурсах художественных работ различного уровня — от международных и всероссийских до городских и университетских, где они зачастую получают призовые места.
На протяжении 10 лет с 1996 г. наши студенты участвовали в международном молодежном конкурсе «Европа в школе», проводимом под патронатом Совета Европы и Европарламента. За это время более двух десятков студентов получили дипломы и были награждены поездками на сборы победителей этого конкурса из 42 стран Европы. К сожалению, Россия прекратила участие в этом международном проекте.
Ежегодно наши студенты участвуют в конкурсе персональных грантов «Музы Петербурга», проводимом в рамках программы поддержки художественного творчества молодежи и студентов в вузах Санкт-Петербурга. В текущем году заявки на участие в этом престижном конкурсе подали 18 студентов, из них трое были премированы дипломами и грантами: в номинации «Живопись» — Д. Афанасьев за триптих
«Псковский Кремль», в номинации «Графика» О. Дегтярева — за серию офортов «Русские народные праздники», в номинации «Декоративно-прикладное искусство» Ю. Андрейко за коллекцию костюмов по мотивам северного эпоса. Факультет гордится тем, что работы наших студентов выдерживают конкурентную борьбу с работами их коллег из Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академии художеств) и Художественно-промышленной академии им. А. А. Штиглица.
Впервые студенты факультета изобразительного искусства участвовали во Всероссийском студенческом конкурсе-выставке «Архиперспектива-2008», проходившем в Екатеринбурге в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, и по результатам двух отборочных туров работы девяти из них были включены в экспозицию. Несмотря на высокий уровень конкуренции, К. Балкосадский, Н. Гурья-новская, В. Приемышева, Е. Тимофеева стали дипломантами в номинациях «Графика» и «Художественная фотография».
В текущем году наш факультет принял участие в организации межвузовского творческого конкурса, посвященного дню Святой Татьяны, который проводится с 1997 г. межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров» совместно с Санкт-Петербургской епархией, Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга, Духовной академией, Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. В выставочном зале факультета изобразительного искусства прошла итоговая выставка творческих работ представителей различных вузов по номинации «Изобразительное искусство», в которой приняло участие 27 наших студентов и преподавателей. Многие из них получили дипломы победителей.
Студенты принимают участие и в специальных молодежных конкурсах, проводимых для художников, не достигших 35 лет. Так, И. Тузов дважды участвовал в конкурсных проектах «Ориентиры» и его полотно заняло II место в конкурсе «Мир внутри стен».
Особо значимым направлением творческой деятельности студентов является участие в профессиональных городских конкурсах скульптурных проектов. Доцент кафедры рисунка Н. А. Карпова, руководящая магистерской программой «Скульптура», считает крайне важным для скульптора участие в серьезных конкурсах, поскольку это пробуждает новые творческие идеи, а победа в таком состязании может привести к воплощению скульптуры в материале и ее установке. Сама Наталья Александровна активно участвует в конкурсах и привлекает к этому своих учеников: в 2006 г. шестеро студентов подали проекты на конкурс на памятник Жене моряка и Н. А. Карпова заняла II место, В. Н. Карпова — VII место, в 2007 г. в конкурсе на проект памятника жертвам фашизма в Красном Селе Н. А. Карпова завоевала II место, аспирант Д. А. Федин — VIII место. В 2008 г. в конкурсе на памятник академику А. П. Карпинскому участвовала Е. Чебыкина. Эскиз памятника и архитектурный проект его установки, высоко оцененный жюри конкурса, студентка представила на защиту дипломных работ и получила отличную оценку.
Талантливые студенты часто талантливы во всем. Многие из них добиваются успехов и в художественной, и в научно-исследовательской работе. Можно упомянуть лишь несколько имен из многих: студентка бакалавриата А. Горленко в 2006 г. победила в международном конкурсе «Европа в школе» с серией графических работ «Шахматы — интернациональная игра», трижды участвовала в конференциях, ее статья опубликована в числе лучших докладов; студенты магистратуры Н. Гурьяновская и В. Прие-мышева выступали с докладами на двух конференциях и награждены дипломами Всероссийского конкурса «Архиперспекти-ва-2008». Все трое являются дипломантами межвузовского конкурса, посвященного дню Святой Татьяны.
Нельзя не отметить, что в этом году студенты факультета изобразительного искусства завоевали I место по общему количеству баллов в олимпиаде по педагогике, III место по РГПУ в различных спортивных
соревнованиях — по ритмической гимнастике, волейболу, лыжам; II место по России в конкурсе КВН, а на фестивале «Весна сту-денческая-2008» наша команда «Лайм-проект» (А. Ткачев и Л. Елфимова) снискали бурные овации. Большая заслуга в пробуждении столь разносторонней активности студентов принадлежит заместителю декана по воспитательной работе Н. М. Канаковой.
В связи с большим числом студентов из Китайской Народной Республики, обучающихся на факультете изобразительного искусства в бакалавриате и магистратуре, особое значение имеет привлечение иностранных студентов к научно-исследовательской и художественной деятельности. Конечно, эта работа особенно сложна из-за языкового барьера, зачастую осложняющего и общение китайских студентов с педагогами, и написание статей, и выступление с докладами. Однако есть и успехи.
19 июня 2008 г. состоялась очередная русско-китайская конференция «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (председатели:
A. А. Васильева и С. И. Фомина), на которой с докладами выступили более 20 магистрантов и аспирантов. Российские магистранты делились опытом своей научно-педагогической практики и результатами научных исследований. Китайские студенты и аспиранты рассказывали о различных аспектах искусства своей страны, размышляли о влиянии русской академической школы на становление художественного образования в Китае. Большой интерес русско-китайской аудитории вызвали доклады Нин Бо «Мастерская В. М. Орешникова и ее китайские выпускники» и Ли Япина «Творчество современных китайских художников — последователей направления СУ».
10 июля 2008 г. прошла II международная научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (председатели
B. А. Кузмичев, С. В. Анчуков, А. А. Васильева), в которой прозвучало 49 докладов преподавателей нашего университета и 36 аспирантов и магистрантов различных факультетов из Китая, Йемена, Египта, Бахрейна. Докладчики осветили не только во-
просы контактов России и Китая и различные области искусства и художественной педагогики этих стран, но и искусство Дагестана и Эстонии, особенности обучения искусству студентов Университета Северной Айовы (США), педагогику Королевства Бахрейн и социокультурную ситуацию республики Йемен. История российско-китайских связей в области художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР были рассмотрены в докладе Ли Япина, современные тенденции развития художественного образования в Китае — в сообщениях Вэй Хао и Ван Фань, сравнительную характеристику современной живописи Китая и России представил Хуан Ичэнь, отражение языковой картины мира в русских и китайских пословицах проанализировал Ван Сюй, проблему адаптации китайских студентов в России осветил Лян Лэтянь. Материалы конференции будут опубликованы.
Вместе с российскими студентами магистранты из Китая активно участвуют в профессиональных петербургских художественных выставках, проводят персональные выставки в выставочном зале нашего факультета, Академии художеств, Союза художников. Работы скульпторов У Цана «Материнство» и Хуана Вэньхуа «Прекрасная китаянка» экспонировались на осенней выставке Союза художников. Каждый год после защиты дипломных работ и магистерских диссертаций наши иностранные выпускники с гордостью демонстрируют свои работы на коллективных выставках в выставочных залах Союза художников и в Академии художеств. После этих отчетных вернисажей полотна китайских авторов занимают достойное место на стенах факультета и на выставке лучших дипломных работ.
Получив дипломы, бакалавры и магистры увозят в Китай и этюды российских городов и сел, и память о педагогах и русской художественной школе. Вспоминаются слова одного из наших выпускников У Цана, окончившего в 2006 г. специалитет, а в 2008 — магистратуру, произнесенные им на защите диссертационной работы: «Сейчас наступило время покинуть Петербург
— восхитительный город, где я учился и жил семь долгих лет. Не забуду дни, которые я провел здесь. Все мои старания дали плоды, и это тесно связано с учителями, которые помогали мне в учебе. У меня останутся об этом времени самые прекрасные воспоминания. Я уезжаю на родину вместе с теми достижениями, которые получил здесь, надеждами моих учителей и пожеланиями друзей».
Наши русские выпускники с успехом преподают в художественных и общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, поступают в аспирантуру и защищают кандидатские диссертации, продолжая участвовать в выставках и побеждать в конкурсах все более высокого уровня, достойно представляя наш университет в культурной жизни Санкт-Петербурга и России.
Этот беглый обзор показывает разносторонность творческой деятельности студентов факультета изобразительного искусства
и высокие результаты, ими ежегодно достигаемые. Жаль, что пункта «Показатели художественной деятельности студентов и педагогов» нет ни в одном реестре, по которому определяется рейтинг факультетов. А ведь очевидно, что это важный показатель не только для факультета изобразительного искусства, но и для факультета музыки и факультета технологии и предпринимательства, студенты которых побеждают и получают дипломы и гранты на различных творческих конкурсах. И если результаты научной деятельности сохраняются в сборниках статей, то картины, эстампы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства наших студентов томятся в «запасниках». Хочется пожелать, чтобы воплотилась в жизнь мечта наших педагогов о музее факультета изобразительного искусства, в котором можно было бы экспонировать лучшие дипломные работы и устраивать выставки учебных работ, накопленные за его многолетнюю историю!