Научная статья на тему 'Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников'

Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1751
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы образования / выставка / коллаж / конкурс / профессиональная культура / психологические факторы / художественное творчество / эксперимент / экспозиция / эскиз / active educational methods / collage / exhibition / contest / professional culture / psychological factors / art / experiment / exposition / sketch

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова-каратеева Ольга Леонидовна

Рассматривается значение конкурсов и выставок художественного творчества студентов как активных методов их профессиональной и психологической подготовки к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the relevance of contests and exhibitions of creative works of students for their professional and psychological preparation of teaching.

Текст научной работы на тему «Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников»

О. Л. Некрасова-Каратеева

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСОВ И ВЫСТАВОК ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

Рассматривается значение конкурсов и выставок художественного творчества студентов как активных методов их профессиональной и психологической подготовки к педагогической деятельности.

Ключевые слова: активные методы образования, выставка, коллаж, конкурс, профессиональная культура, психологические факторы, художественное творчество, эксперимент, экспозиция, эскиз.

O. Nekrasova-Karateeva

THE ORGANIZATION OF CONTESTS AND EXHIBITIONS OF STUDENTS' CREATIVE WORKS AS A METHOD OF PROFESSIONAL TRAINING OF PRE-SERVICE ART TEACHERS

The article dwells on the relevance of contests and exhibitions of creative works of students for their professional and psychological preparation of teaching.

Keywords: active educational methods, collage, exhibition, contest, professional culture, psychological factors, art, experiment, exposition, sketch.

Профессиональная подготовка художника-педагога ориентирована на важные факторы его личностного развития — обретение художественно-культурной эрудиции, раскрытие индивидуальных способностей к творческой и педагогической деятельности, успешность самореализации в обучении, в творчестве и практике.

В процессе обучения студентов на факультете изобразительного искусства ими выполняется большое количество учебных заданий по рисунку, живописи, композиции, они осваивают правила, приёмы и техники создания художественных произведений. Естественно, что первые учебные работы не могут быть абсолютно самостоятельными и содержат много моментов подражательности, необходимых в образовательном процессе. Постановка конкретной учебной задачи, освоение алгоритмов решения, повторение образцов важны при обучении основам мастерства. Но усиление в работе поисковых аспектов, поддержка оригинальных предложений студентов уже на стадии эскизирования и отработки концепции композиции активизируют их эмоциональную и

интеллектуальную деятельность. Стремление к созданию собственных, уникальных произведений и осознание своих индивидуальных возможностей вызывает к жизни много вариантов творческих предложений даже на начале ученичества. Развитие способности к вариативности в работе, мыслительная мобильность и разнообразие идей, достижение оптимальной художественной выразительности открывают для студента перспективы в личной творческой самореализации.

Исполненные по заданию рисунки и живопись с постановочной натуры (натюрморты, портреты, фигуры натурщиков) студенты представляют на просмотр компетентной комиссии из преподавателей, которая определяет их достоинство по пятибалльной системе оценок. Критерии оценки, как правило, отмечают успешность студентов в овладении необходимым изобразительным мастерством. Но не всегда обязательные учебные работы раскрывают индивидуальные творческие особенности, выражают личное отношение студента к изображаемому объекту, и часто для зрителя они кажутся

одинаковыми, лишь с небольшой разницей в тщательности исполнения. Авторы как бы отстранены от своих работ и безучастны к их содержанию. Редко когда проявляется темперамент и собственный взгляд художника. Поэтому часто начальные эскизы и краткосрочные этюды оказываются живее и интереснее основных работ по заданию. Возможность проявления творческой реакции на учебную задачу, создание авторских реплик в другом материале или формате, часто с изменением акцентов в композиции, увлекает студентов и побуждает к созданию оригинальных произведений.

И лучшие учебные работы, и авторские произведения студентов-художников могут и должны быть показаны на выставках. Только увидев их в сравнении с другими, только ощутив зрительскую реакцию и услышав суждение товарищей, профессионалов, других зрителей, автор-студент может сам адекватно оценить свои творческие достижения.

Преподаватели кафедры декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А. И. Герцена в методике обучения студентов придают большое значение их творческому развитию в рамках будущей специальности художник-педагог и активно ориентируют на конкурсы и выставки. Создание произведений с ориентацией на публичную выставку в стремлении оптимально выразить их образную содержательность побуждает студентов к поиску художественного решения любимых тем и творческих идей. Обретённое же умение должно способствовать убедительной реализации авторского замысла.

Выставки стимулируют творческую активность студентов. Они много эскизиру-ют, экспериментируют с материалами, ищут оригинальные приёмы и способы создания новых творческих работ. Эксперимент (<лат. ехрепшепШш — проба, опыт) — практический поисковый метод в попытке создания, осуществления чего-либо нового. Это — исследовательский метод, который позволяет изменять исходную ситуацию, варьировать её условия, получая новые результаты [3, с. 108]. В эксперименте отрабатывается способность образовывать новые сочетания идей и различных элементов, отвечающих той или иной цели или творческой

задаче. Эксперимент — основа творчества в искусстве, а опытная работа с различными материалами — условие материально-художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве, оно всегда сопряжено с экспериментом.

Одним из методов художественного творчества в искусстве является коллаж, который иногда используется как способ быстрого эскизирования, но может выступать и как способ создания самостоятельного художественного произведения, определяемого как особый вид изобразительного искусства — «коллаж». Коллаж создаётся подбором разных материалов (по их свойствам и качеству: структуре, фактуре, цвету), поиском способов крепления их между собой, общей организацией композиции произведения. Под руководством старшего преподавателя кафедры А. К. Векслер студенты осваивают коллаж как способ быстрого эскизирования при работе над декоративными композициями, а также создают авторские творческие произведения — коллажи из бумаги и текстиля. «Коллаж как метод работы позволяет решить многие художественно-творческие проблемы. ... В работе над эскизами коллаж выступает как универсальный помощник в решении учебных задач (поиск композиции, цвета, конфигурации и взаимоотношений «пятен-форм»)» [1, с. 130].

Курсовые и дипломные работы студентов (бакалавров и магистрантов) профиля «декоративно-прикладное искусство» — коллажи из бумаги и текстильных материалов — являются творческими, авторскими, художественными, профессиональными произведениями, которые достойно экспонируются на различных художественных выставках. Они с успехом были показаны на выставках: «Коллаж из бумаги» (РГПУ им. А. И. Герцена, 2008); «ДПИ кафедры ДПИ» (разные выставочные залы — СПб., 2008, 2009, 2010, 2011); «Портрет молодого художника. Выставка коллажей» (Выставочный зал Российской национальной библиотеки, СПб., 2011) и других.

Работа студентов над созданием творческих произведений является обязательной в процессе их обучения на факультете изобразительного искусства, особенно при

выполнении квалификационной работы, которая открыто и публично защищается перед Государственной аттестационной комиссией. Впоследствии эти произведения могут экспонироваться на разных выставках, демонстрируя профессиональный художественный уровень выпускников. Но не менее ответственными и методически важными являются выставки творческих работ студенческого периода их авторов.

Регулярность выставок требует постоянной готовности участников к созданию новых произведений — это важное условие профессиональной деятельности художника и его творческого развития. Ориентированность творческой активности студентов на создание авторских произведений и подготовку к выставкам даёт им осознание своего индивидуального креативного потенциала и причастности к общей культуре и искусству.

Кафедра декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А. И. Герцена приняла за правило организацию регулярных выставок «ДПИ кафедры ДПИ», в которых равноправно принимают совместное участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели. Все вместе они ощущают себя членами творческого сообщества, оказываются в одинаковых условиях публичного показа своего творчества и возможности быть оцениваемыми за качество и содержание собственных произведений. Такое уважительное и паритетное отношение участников друг к другу позволяет студентам ощутить и осознать себя достойными творцами, а преподавателям — продемонстрировать своё творчество в одном ряду с молодыми и иногда амбициозными художниками, что вызывает взаимный интерес, признание и уважение. Сотворчество студентов и преподавателей «в конструктивной культуро-сообразной деятельности посредством их событийной общности, направленной на создание творческого продукта, .. .даёт студенту возможность почувствовать себя субъектом собственной деятельности и культуры сообщества в целом» [2, с. 58].

В совместной работе «на равных» в организации выставки обретается опыт правильных действий при создании выставочных

экспозиций. Такой опыт имеет большое воспитательное значение и является действенным методом профессиональной подготовки педагогов-художников.

Обучение студентов правильно и качественно оформлять работы к выставке воспитывает у них уважительное отношение к произведениям и тем самым готовит их к педагогической деятельности, где отношение педагога-художника к рисункам (произведениям) своих учеников является залогом успеха всей его деятельности: ведь оно может вызвать доверие к учителю, либо ответное неуважение к нему.

Участие в организации выставок, совершение всех необходимых действий по их созданию (подготовка помещения к выставке, определение условий и режима работы, создание экспозиции, каталога и этикетажа, торжественное открытие, работа со зрителями, демонтаж и транспортировка экспонатов) — также существенный фактор профессионального образования и воспитания будущих педагогов-художников. Этот непосредственный личный практический опыт позволяет студентам понять роль фактов, значение происходящих действий, освоить технологию и специальный инструментарий действования. Наши студенты — будущие педагоги-художники — должны получить опыт такой практики для организации в дальнейшем собственных художественных выставок, а также для организации выставок своих учеников и воспитанников. С этим опытом обретается культура адекватного поведения в конкретных условиях выставочного, галерейного, музейного пространства. Выставочный зал с его культуросоо-бразной и воспитательной средой, которая предусматривает единство предметного, поведенческого, пространственного, информационного окружения, определённым образом настраивает внутренний духовный мир участников и посетителей выставки.

Выставки кафедры декоративно-прикладного искусства устраиваются в различных общественных учреждениях и в многолюдных местах, это: Лекторий Государственного Русского музея, Российская национальная библиотека на Московском проспекте, выставочный центр «Толстой-

сквер» на Петроградской стороне, галерея «Росвуздизайн» в центре Санкт-Петербурга, галерея «Роза ветров» на Удельной и другие. Организация таких выставок для широкого зрителя имеет важный психологический аспект для студентов: так воспитывается у них чувство ответственности за своё творчество, развивается терпимость к чужим суждениям, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений.

Общение студентов на выставке — это особое общение на основе художественных впечатлений, апробация личных суждений о произведениях, независимых характеристик в беседах с коллегами и зрителями на тему конкретных произведений и на общие темы о сути, содержании, характере, о мастерстве в творчестве и о проблемах современного искусства. Опыт обсуждения выставок приводит к умению выразить эстетическую оценку в слове, к анализу самой выставки как некоей целостности и конкретных её экспонатов, к осознанию результатов своего творчества и его показа. Такое общение на выставке и по поводу выставки повышает у студентов уровень коммуникативной компетенции. Написание студентами обзорных и критических статей о выставках — это опыт профессиональной рефлексии, опыт овладения жанром теоретического исследования, который «позволяет обнаружить в фактах скрытые смыслы, закономерности, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние определяющих развитие факторов» [3, с. 133].

Конкурсы — другая форма профессиональной аттестации студентов, когда представленные ими работы сравниваются с произведениями других конкурсантов и заочно оцениваются незнакомым и независимым жюри. Конкурсы (< лат. сопсигеш — столкновение, состязание) всецело принадлежат сфере профессиональной компетенции и оперируют критериями профессионализма. Это — оценка уровня готовности студентов к самостоятельной практике в профессии. При этом также важно воспитание у них психологической культуры и адекватности эмоциональных реакций на решения жюри. Конкурсы приучают студентов к правильному переживанию успехов и неудач, это

проверка своей правоты, испытание славой и непризнанностью — тоже важный психологический опыт для будущей творческой и педагогической работы.

Наиболее престижным в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства является ежегодный конкурс «Музы Петербурга». На этот конкурс представляют свои произведения студенты разных вузов Санкт-Петербурга: Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Факультет изобразительного искусства им. А. И. Герцена показывает на конкурсе студенческие произведения живописи, графики, материально-художественного творчества. Почти регулярно работы наших студентов получают награды и дипломы. Так, студенты и магистранты кафедры декоративно-прикладного искусства получили высшую награду — грант: в 2008 г. — Ю. С. Андрей-ко за коллекцию костюмов по этническим мотивам восточной Сибири; в 2009 г. — Е. В. Каноник и А. А. Щелчкова за текстильные коллажные композиции в общественные интерьеры; в 2010 г. — М. В. Якимова за многочастное панно в технике текстильного коллажа с вышивкой для интерьера факультета русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена. Этот конкурс способствует определению студентами своего профессионального и творческого уровня в сравнении со студентами других творческих вузов.

Кафедра ДПИ представляла творческие работы своих студентов на Международной выставке-конкурсе декоративно-прикладного искусства «Незабытые традиции-П» (2009) и «Незабытые традиции-Ш» (2010) в Москве, в художественной галерее «Беляево», где они также были отмечены дипломами и наградами международного жюри, а это уже конкурс

Формирование антинаркотической устойчивости у школьников с нарушением слуха

творчества профессиональных художников.

При подготовке и после завершения работы выставки или конкурса студенты создают портфолио, в котором собирают фотографии своих творческих работ, афиши выставки, дипломы, фотоснимки экспозиции и себя в группе участников. Этот акт завершает комплекс сложных переживаний по поводу важного творческого события в жизни студента и становится уже документом его самостоятельной профессиональной биографии. Такой позитивный опыт способствует повышению мотивации к учёбе.

Студенческие выставки и конкурсы служат популяризации образовательной системы кафедры, факультета, университета в ряду других вузов, что обретает особое значение для профориентации абитуриентов.

Столь активные методы вузовской подготовки педагогов-художников, как конкурсы и выставки творческих работ, обеспечивают развитие и саморазвитие личности студента. Они позволяют студентам в стенах университета получить, помимо обязательной учебной программы, ещё и опыт самостоятельной творческой деятельности, готовность к социально-культурному диалогу и способствуют дальнейшей целенаправленной практической реализации обретённого опыта. Так для них конкретнее определяются параметры будущей профессии, создаются установки на постоянное собственное творчество и готовность в педагогической деятельности наряду с передачей знаний и навыков помогать своим ученикам в их творческом развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Векслер А. К. Коллаж как метод творческой работы в системе вузовской подготовки художника-педагога // Среда. Общество. Развитие: Научно-теоретический журнал. СПб., 2010. № 4 (17). С. 128-131.

2. Гринько С. Д. Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей при взаимодействии вуза и музея // Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-американской научно-практической конференции, 14-16 мая 2007 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 652 с.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 208 с.

REFERENCES

1. Veksler A. K. Kollazh kak metod tvorcheskoj raboty v sisteme vuzovskoj podgotovki hudozhnika-pedagoga // Sreda. Obshchestvo. Razvitie: Nauchno-teoreticheskij zhurnal. SPb., 2010. № 4 (17). S. 128-131.

2. Grinko S. D. Povyshenie kachestva professional'noj podgotovki budushchih uchitelej pri vzaimodejstvii vuza i muzeja // Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovanija: Materialy X Rossijsko-Amerikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 14-16 maja 2007 g. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2007. 652 s.

3. Zagvjazinskij V I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V. I. Zagvjazinskij, R.Atahanov. 6-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010. 208 s.

М. В. Глебова

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Специальная педагогика связана с проблемой наркотиков. Мой основной интерес заключается в помощи глухим детям, принимающим наркотики. Моя исследовательская работа включает достижения психологии, медицины и общей педагогики. Президент Медведев привлёк общественное внимание к этой проблеме по телевидению. Моя научная работа обеспечила положительные результаты. Огромное число людей в мире заинтересовано в решении этой важной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.