Научная статья на тему 'Искусственный интеллект в сфере управления персоналом'

Искусственный интеллект в сфере управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2446
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМПАНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / TECHNOLOGY / DIGITALIZATION / MANAGEMENT / COMPANY / OPTIMIZATION / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климчук Татьяна Васильевна, Уваров Максим Алексеевич

В данной статье раскрыто понятие искусственного интеллекта, определены его основные преимущества и недостатки. Установлена актуальность темы, которая объясняется быстрым развитием бизнеса и необходимостью оптимизации процессов управления. Показаны основные направления его применения в управлении персоналом. Приведены практические примеры решений крупнейших компаний-разработчиков программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта. В статье доказано, что технологии искусственного интеллекта, несмотря на имеющиеся недостатки, оказывают положительное влияние на функционирование системы управления компаниями, повышая их эффективность .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климчук Татьяна Васильевна, Уваров Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

This article reveals the concept of artificial intelligence, identifies its main advantages and disadvantages. The relevance of the topic, which is explained by the rapid development of the business and the need to optimize management processes, is established. The main directions of its application in personnel management are shown. Practical examples of solutions of the largest software companies with elements of artificial intelligence are given. The article proves that artificial intelligence technologies, despite the existing shortcomings, have a positive impact on the functioning of the company management system, increasing their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Искусственный интеллект в сфере управления персоналом»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

1 2

Климчук Т.В. , Уваров М.А. Email: [email protected]

1Климчук Татьяна Васильевна - магистрант;

2Уваров Максим Алексеевич - магистрант, кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом,

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Аннотация: в данной статье раскрыто понятие искусственного интеллекта, определены его основные преимущества и недостатки. Установлена актуальность темы, которая объясняется быстрым развитием бизнеса и необходимостью оптимизации процессов управления. Показаны основные направления его применения в управлении персоналом. Приведены практические примеры решений крупнейших компаний-разработчиков программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта. В статье доказано, что технологии искусственного интеллекта, несмотря на имеющиеся недостатки, оказывают положительное влияние на функционирование системы управления компаниями, повышая их эффективность. Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, цифровизация, управление, компания, оптимизация, программное обеспечение.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN HUMAN RESOURCE MANAGEMENT Klimchuk T.V.1, Uvarov M.A.2

1Klimchuk Tatyana Vasilievna - Undergraduate;

2Uvarov Maxim Alekseevich - Undergraduate, DEPARTMENT OF STATE, MUNICIPAL AND PERSONNEL MANAGEMENT, SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT

Abstract: this article reveals the concept of artificial intelligence, identifies its main advantages and disadvantages. The relevance of the topic, which is explained by the rapid development of the business and the need to optimize management processes, is established. The main directions of its application in personnel management are shown. Practical examples of solutions of the largest software companies with elements of artificial intelligence are given. The article proves that artificial intelligence technologies, despite the existing shortcomings, have a positive impact on the functioning of the company management system, increasing their effectiveness.

Keywords: artificial intelligence, technology, digitalization, management, company, optimization, software.

Сегодня, в эпоху цифровой экономики, многие кампании трансформируются, растут, выходят на новые рынки. Для того, чтобы темпы развития бизнеса оставались на высоком уровне, необходим гибкий и современный подход к управлению кадрами. Следовательно, внедрение новых технологий в службу управления персоналом приобретает свою актуальность.

В результате того, что в последние годы наблюдалась тенденция роста количества и объема рабочих операций специалистов по управлению персоналом, остро встал вопрос об использовании дополнительных ресурсов, которые могли бы облегчить работу HR-специалистов, сделать ее более продуктивной. В данном контексте, вспомогательным флагманом выступает искусственный интеллект.

Данное понятие представляет собой совокупность методов и инструментов, которые используются для решения различных задач, построенных на принципах, схожих с размышляющим над их решением человеком или процессами, протекающими в природе. Появлению таких технологий способствовало активное развитие данной сферы, а также, серьезные достижения в науке.

Хотелось бы отметить, что в современной научной литературе присутствует большое количество исследований, в которых поднимаются вопросы применения интеллектуальных систем в управлении персоналом. Их изучением занимались такие ученые, как А.Ф. Денисов, Д.С. Кардаш, Д.В. Донской, Е.Г. Толкунова, указывающие на то, что технологии все больше проникают в процессы управления персоналом, а также В.С. Балаганская, О.Л. Чуланова, М.Ю. Сидоренко, раскрывающие в своих работах роль искусственного интеллекта в управлении персоналом, его преимущества и недостатки.

Отметим, что программы, содержащие элементы искусственного интеллекта, способны существенным образом упрощать работу менеджеров по персоналу, помогать в решении целого комплекса задач. В данном случае, ситуации могут быть различны: начиная от процесса подбора кандидатов до отслеживания их эмоционального состояния.

В данной сфере, в частности, в вопросах подбора персонала, решения могут приниматься интуитивно. Согласно последним исследованиям, известно, что большая часть HR-менеджеров в таких вопросах обращают внимание на тембр голоса, внешний вид, уверенность и т.д. Решение о принятии на работу, как правило, формируется, в течение первых 60 секунд знакомства. Конечно же, данные факторы могут многое сказать о потенциальном кандидате, но такая система оценки не позволяет быть наиболее объективным. Внедрение искусственного интеллекта в данные процессы необходимо, поскольку это поможет сократить возможные ошибки к минимуму.

С целью упрощения работы рекрутера и принятия верных решений используются программы, основанные на искусственном интеллекте. С их помощью можно проводить анализ сотрудников, работающих внутри компаний - используя инфографику, сводные таблицы кандидатов, сортируя резюме, выявлять высокоэффективных сотрудников. Это позволяет сократить время на просмотр большого количества резюме на 50% [2, с. 25]

Также, существует множество программ, благодаря которым, можно осуществлять анализ переписки сотрудников и определять их уровень удовлетворенности работой. В настоящее время существуют программы, позволяющие выявить сотрудников, которые имеют намерение в ближайшее временя уволиться из компании. Мы считаем, что данная информация является весьма ценной для высшего руководства компании, поскольку, основываясь на ней, можно внести корректировки в работу сотрудника, принимая верные решения, которые будут способствовать повышению производительности труда [8, с. 3]

Разработкой программ с элементами искусственного интеллекта занимаются как крупные разработчики программного обеспечения (SAP, Microsoft, IBM, Veriato, Entelo, BluVision), так и небольшие, например Workday. Программы, которые данные компании представляют, позволяют определять и реализовывать различные стратегии управления персоналом, предоставлять информацию и услуги участникам процесса управления кадрами и другими отделами компании.

Для упрощения процессов управления персоналом и повышения продуктивности немецкий производитель программного обеспечения SAP предлагает ряд решений для компаний, а именно: программы обучения и повышения квалификации; подбор и адаптация персонала; основы управления; процессы планирования и анализа и т.д.

Программное обеспечение, которое предлагается компанией-разработчиком, способно на треть сократить текучесть кадров. К примеру, с помощью облачного

решения SAP можно оптимизировать управление персоналом и расчет зарплаты. Отделы кадров могут заниматься деятельностью, которая будет приносить прибыль, в частности, определять и оптимизировать стратегии управления кадрами.

Решения по планированию и анализу рабочей силы способны улучшать эффективность управления персоналом. Благодаря возможности моделирования состава и затрат труда, становится возможным оценить финансовые последствия деятельности сотрудников. В данном случае, бумажная отчетность сокращается на 72%, а доход компаний увеличивается примерно на 20%

Компания SAP имеет приложение Resume Matcher, которое может осуществлять множество функций в сфере управления персоналом. Таким образом, имеется возможность изучать информацию, которая касается обязанностей работника, его навыков; отдел кадров может проводить анализ резюме, поступающих в компанию, отбирая, при этом, наиболее подходящие. В результате чего, менеджеры по персоналу больше не вынуждены читать большое число резюме. Им лишь необходимо изучить отобранные искусственным интеллектом, наиболее соответствующие требованиям компании [4, с. 71].

Компания Entelo Inc. предлагает интересное решение, которое осуществляет поиск потенциальных сотрудников не только среди приславших резюме, а и среди тех, кто в настоящий момент присутствует в сети. Таким образом, программа анализирует большое количество резюме, выбирая среди них подходящий вариант. В данном случае, компании не ждут появления требуемых кандидатов, поскольку программа самостоятельно проводит их отбор [6, с. 71].

Программное обеспечение компании Veriato способно проводить анализ компьютерной активности сотрудника. То есть, проверять частоту открывания документов, посещения веб-страниц, электронной почты и т.д. Это осуществляется путем формирования скриншотов страниц экрана, которые передаются на специальный сервер. Эти данные обрабатываются искусственным интеллектом. Благодаря чему, программой выявляется специфика активности сотрудника. Таким образом, может быть определена деятельность, которая уменьшает производительность его работы.

К примеру, если работник часто посещает личные страницы, просматривает интернет-сайты развлекательного характера, программа сигнализирует об этом руководству компании. На основании полученной информации принимается решение о том, какие из полученных данных можно считать подозрительными. Критерии проверки и ее частота могут изменяться руководством. Как правило, более частым проверкам подвергаются новые сотрудники, чем те, которые имеют опыт и положительную репутацию.

Также, система Veriato может проводить оценку эмоционального состояния сотрудников. Программные решения, основанные на последних технологиях, способны отслеживать и анализировать их поведение.

А компания BluVision предлагает своим клиентам использовать бейджи, имеющие радиометку, при помощи которых можно отслеживать перемещения сотрудников.

Также, существуют программы, содержащие технологии, определяющие желание работника уйти из компании. Такие решения представлены такими компаниями, как IBM, Microsoft, Entelo, Workday.

Благодаря использованию предложений от Workday, появляется возможность проводить анализ трудовых рисков. При этом, осуществляются несложные настройки, адаптирующиеся под потребности и специфику определенной компании. Таким образом, учитывая множество параметров, например, должность, размер заработной платы, осуществляется расчет возможного риска по каждому работнику.

Сервис Skillaz предлагает не менее инновационные решения. За счет автоматизации рутинных процессов, вышеупомянутая платформа предоставляет возможность записать кандидату в сотрудники видеоинтервью в любое удобное для

него время. Это позволяет сократить на нет необходимость в личных встречах с соискателем, поскольку нужные компании кандидаты отбираются ботом, который оценивает их с помощью алгоритмов машинного обучения [3, с. 26].

Кроме оптимизации процессов управления персоналом и отслеживания поведения сотрудников, технологии искусственного интеллекта позволяют также выявлять потенциальных мошенников, снижать текучесть кадров [7, с. 138].

Следует отметить, что практика применения искусственного интеллекта в сфере управления персоналом компаний имеет положительные результаты. Здесь можно выделить сокращение затрат различного характера, появление возможности обработки информации за малые промежутки времени. В целом, это способствует появлению новых перспектив развития и усовершенствования деятельности компаний.

Несмотря на очевидную пользу использования новых технологий, здесь часто возникают спорные моменты. К примеру, вмешательство в личную жизнь и конфиденциальность, несмотря на то, что эти данные необходимы системам искусственного интеллекта для анализа. Также, следует отметить исчезновение целого ряда профессий на рынке труда благодаря использованию искусственного интеллекта, что, по сути, ведет к росту безработицы. При этом, наблюдается рост требований к кадрам, что может способствовать пересмотру отрасли образования. В последнее время, специалисты с системным мышлением становятся более востребованными [1, с. 19].

Согласно исследованиям, проведенным консалтинговой компании Gartner, в 2020 году активное использование технологий искусственного интеллекта привело к сокращению рабочих мест на 1,8 млн. Однако, по той же причине, в текущем году наблюдается появление новых рабочих мест. Согласно существующим прогнозам, через пять лет разница между новыми и исчезнувшими рабочими местами составит 2 миллиона в пользу первых [5, с. 44].

Также, известно, что в 2020 году около 50% сотрудников компаний перешли на облако. Данная ситуация говорит о том, что менеджеры по персоналу должны перестроиться, а именно, научиться не только формировать гибкую структуру, соответствующую стратегии развития, а и уметь проводить ее реорганизацию в режиме реального времени в случае необходимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у искусственного интеллекта в сфере управления персоналом имеются как сложности, так и большие перспективы развития. Современные программные решения создают хорошие возможности для роста и совершенствования компаний.

Можно утверждать, что использование новых технологий для оптимизации процессов управления в компаниях оправдано. Кроме того, что искусственный интеллект облегчает процесс работы, осуществляя задачи на основе заложенных алгоритмов, он способствует более эффективному использованию времени сотрудников, которое может быть направлено на решение глобальных вопросов, с которыми справится только человек.

Список литературы /References

1. Балаганская В.С., Чуланова О.Л.Искусственный интеллект в управлении персоналом: возможности и риски // Новое поколение, 2019. № 20. С. 19-24.

2. Берзина М.Е., Иванова И.И., Устратова И.А., Мельничук А.В. Роль искусственного интеллекта в сфере управления персоналом // Новое поколение, 2019. № 20. С. 25.

3. Денисов А.Ф., Кардаш Д.С. Анализ практики цифровых технологий в подборе персонала // Экономика и управление, 2018. № 6. С. 26-37.

4. ЛютиковаМ.А. Боты для найма персонала // Постулат, 2017. № 5-1. С. 71.

5. Донской Д.В. Об интеллектуализации компьютерных систем управления персоналом // Евразийский союз ученых, 2016. № 1-1. С. 44-46.

6. Сидоренко М.Ю., Макушкин С.А. Технологии использования искусственного интеллекта в системе подбора и обучения персонала // Новое поколение, 2019. № 20. С. 71-76.

7. Толкунова Е.Г. Управление персоналом в эпоху цифровой экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2019. Т. 9. № 6-1. С. 138-143.

8. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Возможности применения VR и искусственного интеллекта в управлении персоналом // Журнал экономических исследований, 2019. Т. 5. № 3. С. 3-7.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

HELPING NON-NATIVE SPEAKERS HOW TO LEARN AND DIFFERENTIATE IDIOMS FROM PROVERBS Kurbonova O.R. Email: [email protected]

Kurbonova Ozoda Ravshanovna - Teacher, DEPARTMENT OF TRANSLATION AND THEORY AND PRACTICE, ALISHER NAVOI TASHKENT STATE UNIVERSITY OF UZBEK LANGUAGE AND LITERATURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the English language is rich in idioms and proverbs. Every English learner faces with the problem of learning, using and distinguishing them appropriately. So I decided to research English idioms and proverbs, as well as to reveal the nuances and compare them with previous studies. This article discusses the lexical-semantic features of idioms and proverbs, their origin and etymology. Their similarities and differences are also analyzed in the examples of English idioms and proverbs. In addition, tips and advice on their study and distinction are given, since idioms and proverbs are an integral part of the English spoken language. While investigating English idioms and proverbs, seven interesting facts were discovered about their similarities and differences; they are given in the "Results" part of the article.

Keywords: idiom, proverb, comparison of proverbs and idioms, culture, time and space, society, paroemiographer.

ПОМОЩЬ НЕРОДНЫМ НОСИТЕЛЯМ ЯЗЫКА В ИЗУЧЕНИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИДИОМ ОТ ПОСЛОВИЦ Курбонова О.Р.

Курбонова Озода Равшановна - преподаватель, кафедра теории и практики перевода, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: английский язык богат идиомами и пословицами. Каждый изучающий английский язык сталкивается с проблемой изучения, правильного использования и различения их. Поэтому я решила расследовать английские идиомы и пословицы, а также раскрыть нюансы и сравнивать их с предыдущими исследованиями. В данной статье рассматриваются лексико-семантические особенности идиом и пословиц, их происхождение и этимология. Их сходства и различия анализируются на примерах английских идиом и пословиц. Во введении статьи отмечена причина написания статьи. Кроме того, даны советы и рекомендации по их изучению и различению, так как идиомы и пословицы являются неотъемлемой частью английского разговорного языка. При расследовании английских идиом и пословиц было обнаружено семь интересных фактов об их сходстве и различиях, они приведены в части «Результаты» статьи.

Ключевые слова: идиома, пословица, сравнение пословиц и идиом, культурa, время и пространство, общество, пароэмиограф.

Introduction. What makes human being different from other creatures and organisms? Of course, this is his language. Perhaps, humans would not be different from animals and plants if they did not have the ability to speak, commiserate, and express themselves. At the present time there are a number of means to keep and pass information: with the help of social networks, audio and video messages, and of course via e-mails. However, many years

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.