Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация в педагогической деятельности / искусственный интеллект / стимул / педагогический персонал / трудовая деятельность / образовательное учреждение / motivation in teaching / artificial intelligence / incentive / teaching staff / work activity / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Б. Идикова, О.Г. Колосова

Проблемы мотивации педагогических работников к трудовой деятельности всегда были и остаются очень актуальными. Личностный и профессиональный рост, самоактуализация, творческий характер работы – это те внутренние мотивы, которые должны превалировать в профессиональной деятельности. В условиях быстроизменяющейся экономической среды требуются новые способы управления мотивацией педагогов. Для перехода на цифровой уровень необходимо разработать новую бизнес-модель, трансформировать бизнес-процессы, создать и развить соответствующую стратегию и культуру. В данной статье рассмотрено понятие, методы и современные вопросы мотивации персонала, осуществляющих свою работу в педагогической деятельности. Представлен взгляд на новые подходы к мотивации трудовой деятельности педагогического персонала в последние десятилетия, а также в условиях информатизации общества. Затронуты вопросы мотивации трудовой деятельности педагогов с учётом применения искусственного интеллекта. Освещены вопросы, которые касаются появления возможных проблем, связанных с использованием искусственного интеллекта в мотивации педагогов. Также раскрыты вопросы преимуществ, которыми наделён искусственный интеллект, как способ повышения мотивации педагогов в трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Б. Идикова, О.Г. Колосова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TOOL FOR TEACHERS' WORK MOTIVATION

The problems of motivating teaching staff to work have always been and remain very relevant. Personal and professional growth, self-actualization, and the creative nature of work are the internal motives that should prevail in professional activity. In a rapidly changing economic environment, new ways of managing teachers' motivation are required. To move to the digital level, it is necessary to develop a new business model, transform business processes, create and develop an appropriate strategy and culture. This article discusses the concept, methods and modern issues of motivation of personnel who carry out their work in teaching activities. A look at new approaches to motivating the work of teaching staff in recent decades, as well as in the context of informatization of society, is presented. The issues of motivation of teachers' work, taking into account the use of artificial intelligence, are touched upon. The issues related to the emergence of possible problems related to the use of artificial intelligence in motivating teachers are highlighted. The issues of the advantages of artificial intelligence as a way to increase the motivation of teachers in their work are also disclosed.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРУДОВОЙ

МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ

А.Б. Идикова, магистрант

Научный руководитель: О.Г. Колосова, канд. экон. наук, доцент Сургутский государственный университет (Россия, г. Сургут)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45

Аннотация. Проблемы мотивации педагогических работников к трудовой деятельности всегда были и остаются очень актуальными. Личностный и профессиональный рост, самоактуализация, творческий характер работы - это те внутренние мотивы, которые должны превалировать в профессиональной деятельности. В условиях быстроизменяю-щейся экономической среды требуются новые способы управления мотивацией педагогов. Для перехода на цифровой уровень необходимо разработать новую бизнес-модель, трансформировать бизнес-процессы, создать и развить соответствующую стратегию и культуру. В данной статье рассмотрено понятие, методы и современные вопросы мотивации персонала, осуществляющих свою работу в педагогической деятельности. Представлен взгляд на новые подходы к мотивации трудовой деятельности педагогического персонала в последние десятилетия, а также в условиях информатизации общества. Затронуты вопросы мотивации трудовой деятельности педагогов с учётом применения искусственного интеллекта. Освещены вопросы, которые касаются появления возможных проблем, связанных с использованием искусственного интеллекта в мотивации педагогов. Также раскрыты вопросы преимуществ, которыми наделён искусственный интеллект, как способ повышения мотивации педагогов в трудовой деятельности.

Ключевые слова: мотивация в педагогической деятельности, искусственный интеллект, стимул, педагогический персонал, трудовая деятельность, образовательное учреждение.

В настоящее время на рынке труда присутствует высокая конкуренция, соперничество возможно у различных участников рыночных взаимоотношений, в связи с чем зарплата не является основным критерием при выборе места работы. В связи с этим руководство образовательного учреждения формирует эффективную систему мотивации персонала, как одного из способов управления сотрудниками, для увеличения производительности каждого сотрудника, что в целом влияет на эффективность функционирования образовательного учреждения. Эффективная система мотивации позволяет образовательному учреждению активировать человеческие факторы, которые побуждают работника увеличивать результативность собственного труда, что в конечном счете влияет на финансово-экономические показатели образовательного учреждения. В случае отсутствия мотивации у сотрудника не форми-

руется значимость его трудовых функций, что может негативно отразится на выполнение служебных обязанностей и решения поставленных задач. Совершение методов мотивации педагогического персонала способствует увеличению трудового потенциала. Эффективное управление образовательным учреждением - один из значимых компонентов развития учреждения [1].

Основной инструмент реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. Федеральным проектом предусмотрен пакет мер, направленный на поддержку компаний, которые занимаются разработкой ИИ-решений и поддержку апробации таких решений на российских предприятиях, повышение кадрового обеспечения, развитие системы науки и

образования, формирование инфраструктуры для благоприятного развития отечественного искусственного интеллекта [2].

Актуальность темы исследования связана также с тем, что особенностью муниципальной школы является единообразный подход в управлении персоналом. Несмотря на самостоятельность муниципалитетов в данном случае они не могут самостоятельно разрабатывать систему мотивации для персонала. Директор школы может внедрять только мероприятия нематери-

ального характера, направленные на повышение мотивации, поскольку финансирование происходит по определённым правилам, которые закреплены в нормативных документах. В связи с чем мотивирование персонала с помощью искусственного интеллекта, является важным инструментом, поскольку данные мероприятия проводятся на Федеральном уровне. На рисунке 1 отражено бюджетное финансирование Федерального проекта «Искусственный интеллект».

Рис. 1. Бюджетное финансирование Федерального проекта «Искусственный интеллект» [3]

Федеральный проект по внедрению искусственного интеллекта утверждается президентом Российской Федерации, имеет паспорт проекта, соответственно для достижения поставленных целей производится финансирование данного проекта.

В современных условиях сфера образования остро нуждается в модернизации и цифровизации, чтобы добиться всеобщей цифровой грамотности. Тенденция постоянного, непрерывного обучения, повышения квалификации в течение всей жизни, развития новых, современных навыков и компетенций в интерактивном мире может привести к эмоциональному выгоранию граждан. Необходима социальная адаптация людей к новым, цифровым условиям жизни.

Методы исследования

В работе были использованы такие методы исследования, как: анализ документов, аналитический метод изучения публикаций и статей, сравнительный анализ, методы индукции и дедукции, обобщения, группировки и абстрагирования. Результаты исследования Мотивация сотрудников является центральным компонентом управления педагогами в образовательном учреждении. Именно поэтому руководство должно внимательно следить за разработкой и поддержанием системы мотивационных мероприятий, чтобы обеспечить её высокую эффективность. В конечном счёте, мотивация педагогов напрямую влияет на достижение организационных целей и качество итоговой работы.

Чувство удовлетворения от выполненной работы у педагога возникает тогда,

когда он осознает ее значимость для образовательного учреждения. Если команда получает удовольствие от своей деятельности, то результат ее труда будет высокого качества. Однако часто происходит так, что из-за отсутствия достаточной мотивации работа страдает. В таких обстоятельствах работники часто занимаются лишь формальным присутствием на рабочем месте, удлиняют время перерывов и обедов, и растрачивают рабочие часы на личные звонки, пользование социальными сетями и тому подобное [4].

Отсутствие личного интереса у педагогов часто приводит к снижению качества их работы и отсутствию желания выполнять служебные обязательства. Стало очевидным, что управленческий состав должен признать важность стимулирования педагогов для успешного достижения целей учреждения. Важно отметить, что одного финансового вознаграждения недостаточно, так как крайне важна также эмоциональная составляющая в виде одобрения и поощрения. Хотя денежные стимулы могут быть эффективными, они требуют значительных экономических вложений для поддержания уровня материального стимулирования персонала.

Эффективность руководства прямо зависит от верного понимания того, что мотивирует педагогов. В современном образовательном процессе мотивация играет главную роль, поскольку оказывает большое влияние на результативность труда. Внедрение эффективной мотивационной системы способствует улучшению качества работы педагога. Следовательно, тщательно разработанная мотивационная стратегия благоприятно скажется на инновационном и общественном вкладе педагогов, а также на общих достижениях учреждения [5].

Галичкина М.А., Колокольцева А.Д. дают следующую интерпретацию понятию: «Мотивация - это внутренние и внешние силы (факторы), способные влиять на деятельность человека, в ходе осуществления его должностных обязанностей». Данные факторы способны задавать границы, формы и направления [6].

Исследователи Везетиу Е.В., Ромае-ва Н.Б. описывают мотивацию в контексте ее эффективности, указывая, что «наличие эффективной системы мотивации рабочей активности сотрудников способствует повышению производственной эффективности, снижению оттока персонала и способствует достижению успеха и развития компании» [7]. В условиях цифровой экономики, где важна разработка цифровых навыков, эффективность может быть улучшена за счет развития этих компетенций и их интеграции в систему мотивации.

Чтобы создать эффективную систему стимулирования работников, первостепенная задача - это определение их истинных нужд. После этого необходимо разработать разнообразный механизм вознаграждений, который будет включать в себя как материальные, так и нематериальные формы поощрения, предназначенные для разных групп сотрудников. При этом важно учитывать особенности цифровой экономики, характеризующейся упорядоченной системой пространственно организованных взаимосвязей.

В настоящее время исследователи и специалисты активно занимаются изучением влияния цифровых технологий на управление персоналом, и их постепенно вводят в НК-действия. Внедрение цифровых решений в секторе человеческих ресурсов привело к использованию интеллектуальных систем, в том числе искусственного интеллекта. Управление персоналом оказывается оптимальной сферой для применения автоматизации, несмотря на значимость личных взаимодействий. Многие рутинные задачи в этом направлении могут быть возложены на искусственный интеллект. Однако, внедрение искусственного интеллекта уже оказало значительное влияние на методы работы в сфере управления персоналом, став выделяющимся трендом последнего времени. Искусственный интеллект не только способствует цифровизации различных операций, но и способствует их оптимизации, улучшая производительность работы и расширяя возможности персонала [8].

В 2019 году был подписан Указ Президента РФ «О развитии искусственного ин-

теллекта в Российской Федерации». Документом утверждается национальная стратегия до 2030 года и вводится само понятие искусственного интеллекта. Искусственный интеллект расценивается «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека» [2].

Ключевыми направлениями в области развития персонала и образования, установленными данным Документом, являются: создание важнейших предпосылок для обучения специалистов сферы цифровой экономики; улучшение системы образования для подготовки квалифицированных работников в цифровую экономику; выравнивание потребностей рынка труда с учетом спецификаций цифровой экономики; разработка мотивационной системы для приобретения востребованных навыков и вовлечения специалистов в расширение цифровой экономики в России.

В данной программе подчёркнуты направления цифровизации, которые оказывают влияние на управление персоналом. Отражен существенно новый подход к управлению квалификациями, которые разрабатываются совместно с работодателями. Данный подход должен быть принят за основу в качестве обновления человеческих ресурсов в условиях цифровизации общества [9].

Искусственная интеллигенция оказывает важное влияние на прогрессивное развитие образовательной системы и поддержку педагогов:

1. Технологии искусственного интеллекта обеспечивают разработку персонализированных образовательных курсов, учитывая уникальные нужды студентов.

2. Интеллектуальные алгоритмы могут значительно упростить процесс оценки домашних заданий и экзаменов для преподавателей.

3. Искусственные нейронные сети могут служить электронными ассистентами, отзываясь на запросы студентов и разъясняя учебные материалы.

4. С помощью аналитики больших данных, технологии искусственного интеллекта способны прогнозировать академическую успешность студентов и выявлять предварительные учебные трудности.

5. Применение нейронных сетей может способствовать обогащению учебных программ, выявляя самые результативные учебные практики и материалы.

6. Искусственный интеллект предоставляет возможности для получения конструктивной критики для образователей и способствует их профессиональному росту и развитию [10].

Искусственный интеллект в образовании рассматривается с трех позиций: внедрение адаптивного обучения, оптимизация работы преподавателей и использование для управления персоналом школ, включая предотвращение эмоционального выгорания и улучшение удержания сотрудников [11].

Использование искусственного интеллекта позволяет собирать, проверять и анализировать информацию из множества источников с помощью таких технологий, как машинное обучение и прогнозная аналитика. Это открывает новые перспективы для использования искусственного интеллекта в области образовательных технологий, где он может стать триггером значительных изменений, касающихся всех участников образовательного процесса -от учеников до правительственных органов. Возможно, наиболее плодотворно искусственный интеллект можно рассматривать в образовании как усиленный интеллект, который обеспечивает дополнительные знания и инсайты, необходимые для принятия обоснованных решений всеми заинтересованными сторонами [12].

В таблице 1 систематизируем полученные результаты исследования, отражающие актуальность и важность применения искусственного интеллекта как инструмента трудовой мотивации педагогов.

Таблица 1. Актуальность и важность применения искусственного интеллекта как ин-

струмента трудовой мотивации педагогов

Процесс Преимущества (Результат)

Искусственный интеллект позволяет педагогом автоматизировать повседневные задачи, такие как оценка студенческих работ и создание индивидуальных учебных материалов. Повышение эффективности и производительности

Искусственный интеллект позволяет педагогом формировать необходимо аналитику и данные, которые могут быть использованы для понимания потребностей своих учеников, и как следствие принятия информативных решений о методах преподавания. Поддержка принятия решений

Искусственный интеллект позволяет педагогом формировать более индивидуализированные образовательные программы, учитывающие уникальные потребности учеников. Улучшение персонализации образования

Искусственный интеллект позволяет стимулировать педагогов к изучению новых технологий, что способствует развитию профессиональных навыков. Развитие профессиональных навыков

Применение технологий искусственного интеллекта является важным ресурсом для современных педагогов. Оно способствует усовершенствованию учебного процесса, повышая его качество и делая обучение более продуктивным и доступным для всех учащихся. Благодаря прогрессивным разработкам в области искусственных нейронных сетей, педагоги способны достигать новых профессиональных вершин, создавая лучшие предпосылки для образования своих учеников и тем самым усиливать их собственную мотивацию.

Исследование литературных источников, в которых отражена тема мотивации педагогов позволяет выделить несколько ключевых противоречий: повышение требований к профессиональной деятельности учителей с каждым годом, при одновременном сокращении стимулов к труду, в рамках текущей образовательной системы; отсутствие разработанных эффективных стратегий, которые способствовали бы укреплению их мотивации. Данные противоречия усугубляются в условиях цифро-визации, так как подготовка учителей к занятиям требует большой интенсивности, и временных затрат из-за необходимости использования 1Т технологий.

С другой стороны, уровень подготовки педагогов напрямую зависит от знания цифровых инструментов, а также от качества оборудования и скорости интернета в образовательном учреждении, что также оказывает влияние на методы коммуникации между учителем и учеником.

С целью улучшения мотивации педагогов в эру цифровизации необходимо как на Федеральном, так и на региональном уровне властей создать и реализовать программы, которые основаны на современных 1Т - технологиях. Также необходимо гарантировать равный и бесплатный доступ к основным образовательным программам в рамках данного проекта. Важно распространять опыт наиболее успешно их учителей, которые реализуют данную программу и поощрять учителей за инновационные идеи, методы и подходы в обучении в рамках использования цифровых технологий.

Обсуждение

Интерпретируя полученные результаты, можно сделать вывод о соответствии полученных результатов гипотезе исследования. Также важно отметить, что использование искусственного интеллекта в трудовой мотивации педагогов сейчас является актуальной темой исследования. Искусственный интеллект помогает адаптировать образовательный процесс, автоматизировать административные задачи педагогов, которые позволят снизить трудоемкость рабочих процессов, тем самым повысить мотивацию педагогов. Однако, необходимо учитывать раз потенциальных проблем, связанных с использованием искусственного интеллекта в образовании, таких как конфиденциальность данных, беспристрастность систем, информационная безопасность. Данные проблемы требуют дальнейшего изучения. В связи с тем, что данные проблемы могут ослабить положительные эффекты от использования

искусственного интеллекта, как инстру- ра вознаграждении и стратегии мотивации мента трудовоИ мотивации педагогов. нацелено на создание механизмов для эф-

Заключение фективной работы сотрудников. В образо-

Таким образом, в эру цифровой эконо- вательных учреждениях применяются ад-мики под мотивациеи понимается проце- министративные, экономические и психодура стимуляции работников к продуктив- логические методы управления, а также ной работе через пробуждение их внут- организационно-технические подходы для ренних мотивов. Использование искус- повышения результативности в условиях ственного интеллекта для анализа и выбо- цифровизации.

Библиографический список

1. Горбунова Н.В., Бойко И.И. Использование искусственного интеллекта в системе управления профессорско-преподавательским составом учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 121-124.

2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»).

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Замминистра Оксана Тарасенко в интервью CNews - о развитии искусственного интеллекта в России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/ (дата обращения 20.04.2024).

4. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А., Мухлынина О.А. Обучение цифровым образовательным технологиям на основе систем с элементами искусственного интеллекта // Наука и школа. - 2022. - № 6. - С. 205-215.

5. Толстоухов А.П., Михайлова А.В. Мотивация персонала как фактор эффективности в условиях цифровой экономики //Экономика и политика. - 2020. - № 1. - С. 50-55.

6. Галичкина М.А., Колокольцева А.Д. Влияние внедрения информационных технологий на эффективность труда в организации // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. - 2018. - С. 393-398.

7. Везетиу Е.В., Ромаева Н.Б. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2. - С. 73-77.

8. Каитов А.П. Сравнительный анализ опыта исследований по проблеме мотивации профессиональной педагогической деятельности в России и за рубежом // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. -№ 3-3. - С. 56-65.

9. Киселева Т.П. Развитие положительной мотивации педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности // Вестник магистратуры. - 2022. - С. 134-135.

10. Бычков В.А., Патока С.С. Адаптивное обучение в цифровую эпоху: интеграция искусственного интеллекта и педагогических методик // Управление образованием: теория и практика. - 2023. - Т. 13. № 11-1. - С. 92-100.

11. Островская, С.И. Искусственный интеллект как возможность информатизации в образовании и новых возможностей преподавания / С.И. Островская, Е.А. Глухова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы I Международной научно-практической конференции, Донецк, 24 июня 2022 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой, И.А. Кудрейко. Том 2. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - С. 267-272. - EDN CGCGRY.

12. Иванова Н.В. Роль и место инновационных технологий в педагогической деятельности учителя современной школы // Лучшая педагогическая разработка 2023. - 2023. -С. 47-56.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AS A TOOL FOR TEACHERS' WORK MOTIVATION A.B. Idikova, Graduate Student

Supervisor: O.G. Kolosova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Surgut State University (Russia, Surgut)

Abstract. The problems of motivating teaching staff to work have always been and remain very relevant. Personal and professional growth, self-actualization, and the creative nature of work are the internal motives that should prevail in professional activity. In a rapidly changing economic environment, new ways of managing teachers' motivation are required. To move to the digital level, it is necessary to develop a new business model, transform business processes, create and develop an appropriate strategy and culture. This article discusses the concept, methods and modern issues of motivation of personnel who carry out their work in teaching activities. A look at new approaches to motivating the work of teaching staff in recent decades, as well as in the context of informatization of society, is presented. The issues of motivation of teachers' work, taking into account the use of artificial intelligence, are touched upon. The issues related to the emergence ofpossible problems related to the use of artificial intelligence in motivating teachers are highlighted. The issues of the advantages of artificial intelligence as a way to increase the motivation of teachers in their work are also disclosed.

Keywords: motivation in teaching, artificial intelligence, incentive, teaching staff, work activity, educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.