Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 91-98. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):91-98. ISSN 2304-2818
Научная статья УДК 377.8
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА
Ольга Юрьевна Леушканова, [email protected]
Магнитогорский педагогический колледж, Магнитогорск, Челябинская область, Россия
Аннотация. Рассматривается проблема внедрения искусственного интеллекта в образовательной сфере. Быстро меняющийся мир цифровых технологий требует мобильного реагирования, эти изменения необходимо учитывать при создании образовательных программ среднего профессионального образования. Проведен анализ современных исследований в области использования искусственного интеллекта. Со стороны практического опыта представлена классификация систем, применяемая и основанная на различных целях, задачах, методах, критериях, факторах, технологических решениях; обозначены образовательные функции использования искусственного интеллекта. Определяя процесс внедрения данного направления информационных наук как инновационный, отмечаем первичным этапом в данном процессе повышение квалификации административных и педагогических работников, формирование специальных профессиональных компетенций. В Магнитогорском педагогическом колледже разработана программа повышения квалификации, целью которой стало совершенствование личностных и профессиональных компетенций слушателей в области применения возможностей искусственного интеллекта в учебной и научно-методической работе. С опорой на работы современных исследователей определены ключевые компетенции, необходимые при использовании искусственного интеллекта в образовательной деятельности: разработка подходов к использованию искусственного интеллекта в учебной и научной работе; подключение к сайтам, позволяющим взаимодействовать с нейронными сетями; поддержка диалога для уточнения результатов работы с нейронными сетями; выбор дополнительных инструментов и др. При реализации программы использовались модульный и проектный подходы, современные образовательные платформы. Исследование было проведено для определения уровня сформированное™ компетенций. Результаты продемонстрировали качественную положительную динамику, что подтвердило правильность выбранных подходов и технологий в реализации программы, готовность работников к непрерывному педагогическому образованию в области применения искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, непрерывное педагогическое образование, образовательные платформы, цифровая образовательная среда, прорывные технологии
Для цитирования: Леушканова О. Ю. Применение технологий искусственного интеллекта в образовательной деятельности колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 91-98.
Original article
APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN COLLEGE EDUCATIONAL ACTIVITIES
Olga Yu. Leushkanova, [email protected]
Magnitogorsk Pedagogical College, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, Russia
Abstract. The problem of introducing artificial intelligence in the educational sphere is considered. The rapidly changing world of digital technologies requires a mobile response; these changes must be taken into account when creating educational programs for secondary vocational education. An
© Леушканова О. Ю., 2024
analysis of modern research in the field of use of artificial intelligence is carried out. From the side of practical experience, a classification of systems is presented, applied and based on various goals, objectives, methods, criteria, factors, technological solutions; the educational functions of using artificial intelligence are indicated. Defining the process of introducing this area of information science as innovative, we note the primary stage in this process is the improvement of qualifications of administrative and teaching staff, the formation of special professional competencies. Magnitogorsk Pedagogical College has developed a professional development program, the purpose of which was to improve the personal and professional competencies of students in the field of applying the capabilities of artificial intelligence in educational and scientific-methodological work. Based on the work of modern researchers, the key competencies necessary for the use of artificial intelligence in educational activities have been identified: development of approaches to the use of artificial intelligence in educational and scientific work; connection to sites that allow you to interact with neural networks; support for dialogue to clarify the results of working with neural networks; selection of additional tools, etc. When implementing the program, modular and project approaches and modern educational platforms were used. The study was conducted to determine the level of competence development. The results demonstrated qualitative positive dynamics, which confirmed the correctness of the chosen approaches and technologies in the implementation of the program, and the readiness of employees for continuous pedagogical education in the field of artificial intelligence.
Keywords: artificial intelligence, continuing pedagogical education, educational platforms, digital educational environment, breakthrough technologies
For citation: Leushkanova OYu. Application of artificial intelligence technologies in college educational activities. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):91-98. (In Russ.).
Введение
В соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации изучение искусственного интеллекта является базовой технологией и основой цифровой экономики1. Создаются условия для продвижения изучения данной технологии: в российских вузах утверждено более 85 программ магистратуры и 21 программа бакалавриата по искусственному интеллекту; статистически более 2 тысяч преподавателей и более 15 тысяч учителей повысили свою квалификацию, почти 60 тысяч обучающихся школ обучились и получили навыки взаимодействия с искусственным интеллектом2. Федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика» позволит пройти обучение более чем 100 тысячам обучающихся3. Интенсивно создаются исследовательские центры в научных и образовательных организациях, получают поддержку от государства стартапы в области искусственного интеллекта,
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant. ru/71937200/ (дата обращения: 02.12.2023)
2 Искусственный интеллект Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://ai.gov.ru/ (дата обращения: 30.11.2023).
3 Искусственный интеллект // Национальный проект «Цифровая экономика»: [сайт]. URL: https://xn--
80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 02.12.2023).
где ведущие специалисты проводят познавательные занятия: лекции, семинары и другие мероприятия по этому вопросу. Россия намерена к 2030 г. обеспечить себе технологический суверенитет и глобальное лидерство в области искусственного интеллекта [1].
ЮНЕСКО с целью развития условий применения искусственного интеллекта в образовании раскрыло потенциал, обозначило этические аспекты и вызовы, связанные с его применением, совместно с сообществами:
- поддерживает определение и развитие навыков применения искусственного интеллекта;
- выпускает отчет о картировании учебных программ;
- объединяет усилия для повышения грамотности в отношении данных и алгоритмов;
- поддерживает портал для обучения учащихся навыкам;
- привлекает международных партнеров к обеспечению того, чтобы искусственный интеллект «стал общим благом для образования»;
- устанавливает связи между разрозненными источниками, объединяя их целями и задачами оптимизации содержания и времени в обра-зовании4.
Таким образом, исходя из прогнозируемых изменений, связанных с технологиями искусственного интеллекта и превалированием этих
4 Как искусственный интеллект может улучшить образование? // ЮНЕСКО: [сайт]. URL: https://www.unesco. org/ru/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-mozhet-uluchshit-obrazovanie (дата обращения: 31.10.2023).
технологий практически во сферах нашей жизни, работникам образовательной организации необходимо, во-первых, оценить все плюсы и минусы применения такой технологии; во-вторых, увидеть ее будущность и адаптировать методики традиционного обучения с учетом индивидуализации, персонализации студента, управления своим собственным приобретенным учебным опытом, запросов работодателей и социальных партнеров [2]. Применение технологий искусственного интеллекта многоаспектно и противоречиво: введение передовых инноваций, требующих высокой нагрузки участников образовательных отношений, и недостаточная готовность педагогических и административных работников; соответствие времени, темпу инноваций и меняющиеся требования к образовательной инфраструктуре. Вместе с тем понимание правильного, эффективного использования технологий искусственного интеллекта в образовании позволяет оптимизировать процесс обучения: сократить время подготовки к занятиям, разрабатывать и применять лучшие практики организации образовательной деятельности с учетом современных требований социального заказа со стороны студента и работодателя; облегчить персонализированное обучение и повышать требования к преподавателям. Одной из важных задач становится непрерывное педагогическое образование в области применения технологий искусственного интеллекта [3].
Материалы и методы исследования
Изучение теории и практики внедрения искусственного интеллекта ориентировано на исследования современных зарубежных ученых [Элли К. Миллер (Allie K. Miller), Эндрю Нг (Andrew Ng), Бернард Марр (Bernard Marr), Ян Андре Лекун (Yann André LeCun), Рана Эль Калиуби (Rana el Kaliouby), Демис Хас-сабис (Demis Hassabis)], российских ученых (А. А. Пасковой, Л. С. Носовой, Е. А. Леоновой, Е. А. Селезневой, Т. А. Радченко, Н. В. Ломов-цевой, Ю. А. Соловьевой), лучших региональных практик [4].
Достижение поставленных задач внедрения искусственного интеллекта в образовании требует классификации систем, применяемой и основанной на различных целях, задачах, методах, критериях, факторах, технологических решениях. Это дает основание для изучения возможностей применения данного направления компьютерных наук, таких как:
1) автоматическая оценка — использование для автоматической оценки знаний и навыков
обучающихся, онлайн-тестирования, проверки домашних заданий или анализа уровня образования обучающихся, предоставление обратной связи;
2) адаптивное обучение — настройки изучаемого материала в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся, индивидуальными учебными планами, содержанием образовательных программ, заданиями, рекомендациями по дальнейшему обучению;
3) виртуальные ассистенты — предоставление помощи и поддержки обучающимся в режиме реального времени, организация обратной связи, ответы на вопросы, объяснение концепции, предоставление дополнительных материалов, проведение интерактивных учебных занятий;
4) образовательные материалы — создание и адаптация образовательных материалов, автоматически генерирующих учебники, учебные видео, интерактивные задания на основе разработанных критериев и показателей;
5) аналитика и диагностика — анализ данных и статистики образовательной деятельности, способствующий оптимизации процессов обучения и улучшению качества принятия информированного решения педагогическими и административными работниками.
Представленная классификация позволяет понять и организовать эти возможности в образовательной деятельности с учетом современных потребностей участников образовательных отношений и целей образования [5].
Данная классификация демонстрирует выполнение искусственным интеллектом следующих пяти функций:
- объективной оценки и автоматизации инструментов оценивания в процессе образовательной деятельности;
- автоматизации рутинных задач (системы оценивания, чат-боты для ответов на вопросы и др.);
- повышения доступности образования, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, использования адаптивного обучения, помощи и поддержки (например, программы-репетиторы);
- повышения мотивации к получению образования;
- поддержки эмоционального и психологического здоровья участников образовательной деятельности1.
1 См.: Искусственный интеллект в образовании: под-каст «Что изменилось?» // Тренды РБК : [сайт]. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/amp/news/606d6eb49a79479aa209578f (дата обращения: 01.12.2023).
Таким образом, на начальном этапе процесса использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности необходимо повышение квалификации административных и педагогических работников (как формальное, так и информальное) в системе непрерывного педагогического образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Повышение квалификации через образовательные программы, использующие в своем содержании методы сравнительного и системного анализа, проектный подход являются средством обучения искусственному интеллекту (виртуальная и дополненная реальность, электронное обучение, онлайн-платформы образования, пер-сонализации е-1еагш^ и др.) и становятся актуальными в развитии образования в целом [6].
С целью адаптации и эффективной деятельности в условиях Магнитогорского педагогического колледжа была реализована дополнительная образовательная программа повышения квалификации педагогических и административных работников: «Применение нейро сетей в учебной и научно-методической деятельности». Основываясь на современных педагогических исследованиях, мы определили цель программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области применения нейросетей, использования возможностей искусственного интеллекта в учебной и научно-методической работе [7]. Программа направлена на формирование таких профессиональных компетенций, как повышение уровня коммуникации и кооперации педагогов и обучающихся в цифровой среде; способность на примере своей предметной области и вне ее донести до обучающихся достижения и возможности, связанные с использованием искусственного интеллекта; применение анализа больших данных, в том числе с использованием информационных систем и цифровых приложений; на саморазвитие в условиях существования наставничества «педагог — обучающийся» в цифровой среде; разработку и модернизацию своих методических и дидактических материалов, а также использование их при проведении занятий; организацию самостоятельной работы и контроль результатов обучения студентов; мотивацию к обучению и трудоустройству за счет гейми-фикации и иных приемов и способов обучения; развитие креативного мышления и мобильности; системность представления педагогических и административных работников к изучению существующей практики и реальных возможностей технологий искусственного интеллекта.
Программа состоит из нескольких модулей: «История нейронных сетей. ИИ в образовании»; «Использование нейронной сети СИа10РТ, УапёехОРТ 2, Ба11-Б 2, а^аСИа^ Мфигпеу»; «Комбинирование нейронных сетей для использования в научной и учебной практике». Формой итоговой аттестации стала проектная работа по темам на выбор: «Проекты нейросетей в криптографических приложениях»; «Автоматическая система генерации музыки»; «Онлайн-генератор названий»; «Обнаружение текста на изображениях»; «Искусственный интеллект при написании научной статьи».
Результативность сформированности у административных и педагогических работников профессиональных компетенций, направленных на внедрение и использование искусственного интеллекта, представлена на рисунках 1-4.
Проведены входная и итоговая диагностики уровня сформированности личностных компетенций административно-управленческих работников, которые продемонстрировали качественную положительную динамику. Улучшились следующие показатели:
- знание истории создания нейронных сетей и их развития — на 80,8 %;
- знание возможностей программ ИИ — на 56,7 %;
- владение стратегией выбора нейронных сетей — на 50 %;
- знание возможностей генерации видео нейронными сетями — на 50 %;
- умение делать запросы, которые можно задать нейронным сетям — на 53,8 % (рис. 1).
Сформированность профессиональных компетенций административно-управленческих работников представлена на рисунке 2. Отмечается положительная динамика сформированно-сти таких компетенций, как:
- разработка подходов к использованию нейронных сетей в учебной и научной работе (38,5 %);
- подключение к сайтам, позволяющим взаимодействовать с нейронными сетями (53,5 %);
- поддержка диалога для уточнения результатов работы с нейронными сетями (46,2 %);
- выбор дополнительных инструментов (57,7 %) (рис. 2).
Проведены входная и итоговая диагностики уровня сформированности личностных компетенций педагогических работников, которые также продемонстрировали качественную положительную динамику. Улучшились следующие показатели:
- знание истории создания нейронных сетей и их развития — на 34,1 %;
- знание возможностей программ ИИ — на - знание возможностей генерации видео 30,5 %; нейронными сетями — на 29,8 %;
- владение стратегией выбора нейронных - умение делать запросы, которые можно сетей — на 23,6 %; задать нейронным сетям, — на 26,7 % (рис. 3).
25 20 15 10
5 0
88,5% 23 чел.
68,2% 18 чел.
7,7% 2 чел.
61,594 16 чел.
57,7% 15 чел.
61,5% 16 чел.
11,5% 7,7%
Зчел. 2 чел.
7,7% 2 чел.
История создания Возможности Стратегия выбора Возможности Запросы, которые
нейронных сетей СЬаЮРТ. Оа11-Е 23 нейронных сетей генерации видео можно задать
п пх развития Уапс1ехОРТ 2, нейронными нейронным сетям ММршпеу сетями
■ На входе На выходе
Рис. 1. Сформированность личностных компетенций административно-управленческих работников
15
16 14 12
10 8 6 4 2 0
61,5% 16 чел.
50%
61,5% 16 чел.
42,3% 1 1 чк.ч 13 чел.
7,7%
3,8% 2 чел. 3,8% 3,8%
1 чел. 1 чел. 1 чел.
Разработка подходов к нспользов анию нейронных сетей в учебной и научной работе
Подключение к сайтам. Поддержка диалога для Выбор дополнительных
позволяющим уточнения результатов инструментов работы с
взаимодействовать с рабогы с нейронными нейронными сетями,
нейронными сетями сетями таких как Яндекс брауз ер
I На входе в На выходе
Рис. 2. Сформированность профессиональных компетенций административно-управленческих работников
Результативность сформированности профессиональных компетенций педагогических работников представлена на рисунке 4. Сформированность компетенций возросла следующим образом: - разработка подходов к использованию нейронных сетей в учебной и научной работе — на 36,6 %;
- подключение к сайтам, позволяющим взаимодействовать с нейронными сетями — на 36,6 %;
- поддержка диалога для уточнения результатов работы с нейронными сетями — на 31,1 %;
- выбор дополнительных инструментов — на 31,1 %.
80 чел. "70™, 36 6% 39'™
70 59 те, Й4чел. 64 чел.
:
40 112% = 13% 9,9% 13%
30 18 чел 21чел- 21 чел. 16 чел. 21 чел.
■ II ■! ■! ■ I II
История создания Возможности Стратегия выбора Возможности Запросы, которые нейронных сетей СЬаЮРТ, ОаД-Е нейронных сетей генерации видео можно задать и их развития 2, Уаос1ехОРТ 2, нейронными нейронным сетям
Мк^оитеу сетями
■ На входе ■ На выходе
Рис. 3. Сформированность личностных компетенций педагогических работников
с :2 чел.
7,4% 12 чел.
45,3%
80 73 чел 73 чел. 38,5% 38,5%
70 60 50 40 30 20 10 0
Разработка подходов к Подключение к Поддержка диалога Выбор
использованию сайтам, позволяющим для уточнения дополнительных
нейронных сетей в взаимодействовать с результатов работы с инструментов работы учебной и научной нейронными сетями нейронными сетями с нейронными сетями, работе таких как Яндекс
браузер
■ На входе ■ На выходе
Рис. 4. Сформированность профессиональных компетенций педагогических работников
Программа повышения квалификации знакомит с базовыми понятиями и областью применения систем искусственного интеллекта в образовании, повышает уровень знаний об интеллектуальных нейронных системах, особенностях интеллекта (плюсы и минусы), представляет алгоритмы решения заданий по анализу данных и машинному обучению, учит пользоваться цифровыми технологиями при решении образовательных задач.
Заключение
Таким образом, на основе изучения федеральных и региональных документов, в том
числе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы, паспорта национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», приходим к выводу, что для возможности внедрения в образовательную практику федеральной информационно-сервисной платформы реализации целевой модели цифровой образовательной среды, а также искусственного интеллекта необходимо совершенствование материально-технической базы образовательных организаций и информационно-технологической инфраструктуры, непрерывное повышение
квалификации кадров. Педагоги должны быть готовы к непрерывному педагогическому образованию, чтобы уметь создавать цифровую образовательную среду и работать в ней в соответствии с современными требованиями, направленными на формирование в России общества знаний, предназначенного для повышения уровня информированности и цифровой грамотности, развития доступности и качества государственных услуг для граждан России. На основе изучения теоретических и практических исследований об использовании в образовании искусственного интеллекта был сделан вывод о том, что востребованными станут специалисты, имеющие опыт работы в цифровом образовательном пространстве профессионального образования, а значит, педагоги с традиционными взглядами и методиками преподавания, умеющие интегрировать их в информационно образовательную среду [8]. Эффективное использование искусственного интеллекта (дан-
ных и аналитики, машинного и электронного обучения и др.) позволит педагогическим и административным работникам:
- оптимизировать образовательную деятельность за счет применения технологий искусственного интеллекта в виртуальной образовательной среде;
- применять технологии искусственного интеллекта, повышая значимость роли педагога;
- расширять возможности педагога при условии непрерывного педагогического образования.
Повышая эффективность деятельности посредством искусственного интеллекта, педагогические и административные работники создают тем самым организационно-педагогические условия для обучающихся в цифровой образовательной среде среднего профессионального образования, способствуют качественному образованию и трудоустройству в соответствии с современными требованиями работодателей.
Список источников
1. Понкин И. В., Куприяновский В. П., Морева С. Л., Понкин Д. И. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // Международный журнал открытых информационных технологий. 2020. Вып. 8, № 8. С. 60-68.
2. Паскова А. А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3/42. С. 113-122.
3. Леушканова О. Ю. Развитие профессионально-цифровой культуры педагогов в условиях непрерывного образования // Молодежная политика и социальная миссия образования в эпоху глобализации и цифровизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. и молодеж. форума. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2022. С. 276-280.
4. Корнеева Н. Ю., Уварина Н. В., Корнеев Д. Н. Применение цифровых образовательных платформ в организациях профессионального образования // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 6. С. 118-121.
5. Носова Л. С., Леонова Е. А., Селезнева Е. А., Радченко Т. А. Искусственный интеллект в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. 175 с.
6. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва : Перо, 2019. 72 с.
7. Вайндорф-Сысоева М. Е. Тихоновецкая И. П., Вьюн Н. Д. «Цифровой форсайт» — образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2.
8. Сташкевич И. Р. О готовности управленческих команд профессиональных образовательных организаций функционировать в условиях цифровой трансформации // От цифровизации к цифровой трансформации : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Миасс, 28 января 2022 г.). Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2022. С. 50-54.
References
1. Ponkin IV, Kupriyanovsky VP, Moreva SL, Ponkin DI. Disruptive technological innovations: concept, meaning and ontology. Mezhdunarodnyy zhurnal otkrytykh informatsionnykh tekhnologiy = International Journal of Open Information Technologies. 2020;8(8):60-68. (In Russ.).
2. Paskova AA. Artificial intelligence technologies in the personalization of e-learning. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta= Bulletin of the Maikop State Technological University. 2019;(3/42):113-122. (In Russ.).
3. Leushkanova OYu. Development of professional digital culture of teachers in the conditions of continuous education. In: Molodezhnaya politika i sotsial'naya missiya obrazovaniya v epokhu glo-balizatsii i tsifrovizatsii = Youth policy and social mission of education in the era of globalization and digitalization. Chelyabinsk: A. Miller Library; 2022. Pp. 276-280. (In Russ.).
4. Korneeva NYu, Uvarina NV, Korneev DN. Application of digital educational platforms in vocational education organizations. Pedagogicheskoe obrazovanie = Pedagogical education. 2022;3(6):118-121. (In Russ.).
5. Nosova LS, Leonova EA, Selezneva EA, Radchenko TA. Iskusstvennyy intellekt v formirovanii professional'nykh kompetentsiy budushchikh pedagogov = Artificial intelligence in the formation of professional competencies of future teachers. Chelyabinsk: A. Miller Library; 2023. 175 p. (In Russ.)
6. Blinov VI, Dulinov MV, Yesenina EYu, Sergeev IS. Proekt didakticheskoy kontseptsii tsifro-vogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya = Project of a didactic concept of digital vocational education and training. Moscow: Pero; 2019. 72 p. (In Russ.).
7. Weindorf-Sysoeva ME, Tikhonovetskaya IP, Vyun ND. "Digital foresight" — educational practice with a designer of collective work in the conditions of hybrid learning. Vestnik Mininskogo univer-siteta = Bulletin of Minin University. 2022;10(2). (In Russ.).
8. Stashkevich IR. On the readiness of management teams of professional educational organizations to function in the conditions of digital transformation. In: Ot tsifrovizatsii k tsifrovoy transformat-sii = From digitalization to digital transformation. Chelyabinsk: Publishing house of State Budgetary Institution of DPO CHIRPO; 2022. Pp. 50-54. (In Russ.).
Информация об авторе
О. Ю. Леушканова — директор, кандидат педагогических наук.
Information about the author
O. Yu. Leushkanova — Director, Candidate of Pedagogical Sciences.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 15.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 26.01.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024