Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕР, КОУЧ, ДИЗАЙНЕР, АНИМАТОР — ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ?'

ВОЛОНТЕР, КОУЧ, ДИЗАЙНЕР, АНИМАТОР — ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / электронная информационно-образовательная среда / педагог / primary general education / electronic information and educational environment / pedagogical

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Александровна Курносова, Ангелина Александровна Карташова

В статье рассмотрены тенденции изменения типа профессиональных задач педагога в цифровой образовательной среде. Определены новые компетенции учителя начального общего образования в контексте трансформации процессов цифровизации общества. Раскрыты базовые положения наиболее успешных концепций непрерывного профессионального совершенствования педагога, а также конкретизированы модернизированные функции учителя в электронной информационно-образовательной среде. Описана модель вовлечения педагога к работе в цифровой среде. Установлены целевые ориентиры применения электронных ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Освещена проблема готовности учителя к техническому сопровождению педагогического процесса и необходимости включения нового участника образовательных отношений — цифрового волонтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Александровна Курносова, Ангелина Александровна Карташова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER, COACH, DESIGNER, ANIMATOR — IS A MODERN TEACHER OF PRIMARY GENERAL EDUCATION READY TO WORK IN AN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT?

The article discusses the trends of changing the type of professional tasks of a teacher in the digital educational environment. The new competencies of the primary general education teacher in the context of the transformation of the processes of digitalization of society are determined. The basic provisions of the most successful concepts of continuous professional improvement of a teacher are disclosed, as well as the modernized functions of a teacher in an electronic information and educational environment are specified. The model of teacher involvement to work in a digital environment is described. The target guidelines for the use of electronic resources in the professional activity of a teacher have been established. The problem of the teacher’s readiness for technical support of the pedagogical process and the need to include a new participant in educational relations — a digital volunteer is highlighted.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕР, КОУЧ, ДИЗАЙНЕР, АНИМАТОР — ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ?»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 1 (21). С. 13—19. ISSN 2409-4102 (print)

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(1(21):00-00. ISSN 2409-4102 (print)

Обзорная статья| УДК 371.142

ВОЛОНТЕР, КОУЧ, ДИЗАЙНЕР, АНИМАТОР — ГОТОВ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ?

Светлана Александровна Курносова1, Ангелина Александровна Карташова2^

1 2 Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия.

1 ksa0308@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1458-6597.

2 89124770123@yandex.ruH, ORCID: 0000-0001-6484-8957.

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции изменения типа профессиональных задач педагога в цифровой образовательной среде. Определены новые компетенции учителя начального общего образования в контексте трансформации процессов цифровизации общества. Раскрыты базовые положения наиболее успешных концепций непрерывного профессионального совершенствования педагога, а также конкретизированы модернизированные функции учителя в электронной информационно-образовательной среде. Описана модель вовлечения педагога к работе в цифровой среде. Установлены целевые ориентиры применения электронных ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Освещена проблема готовности учителя к техническому сопровождению педагогического процесса и необходимости включения нового участника образовательных отношений — цифрового волонтера.

Ключевые слова: начальное общее образование, электронная информационно-образовательная среда, педагог

Для цитирования: Курносова С. А., Карташова А. А. Волонтер, коуч, дизайнер, аниматор — готов ли современный педагог начального общего образования к работе в электронной информационно-образовательной среде? // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 1 (21). 2023. № 1 (21). С. 13—19.

Review article

VOLUNTEER, COACH, DESIGNER, ANIMATOR — IS A MODERN TEACHER OF PRIMARY GENERAL EDUCATION READY TO WORK IN AN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT?

Svetlana A. Kurnosova1, Angelina A. Kartashova2H

1,2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

1 ksa0308@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1458-6597.

2 89124770123@yandex.ruH, ORCID: 0000-0001-6484-8957.

Abstract. The article discusses the trends of changing the type of professional tasks of a teacher in the digital educational environment. The new competencies of the primary general education teacher in the context of the transformation of the processes of digitalization of society are determined. The basic provisions of the most successful concepts of continuous professional improvement of a teacher are disclosed, as well as the modernized functions of a teacher in an electronic information and educational environment are specified. The model of teacher involvement to work in a digital environment is described. The target guidelines for the use of electronic resources in the professional activity of a teacher have been established. The problem of the teacher's readiness for technical support of the pedagogical process and the need to include a new participant in educational relations — a digital volunteer is highlighted.

© Курносова С. А., Карташова А. А., 2023.

Keywords: primary general education, electronic information and educational environment, pedagogical

For citation: Kurnosova SA., Kartashova AA. Volunteer, coach, designer, animator — is a modern teacher of primary general education ready to work in an electronic information and educational environment? Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(1(21):13-19. (In Russ.).

Введение. Современный этап развития начального общего образования многими исследователями относится к переходному. Данная точка зрения объясняется стремительными изменениями в требованиях к профессиональной эффективности педагога и современным социокультурным контекстом — электронной информационно-образовательной средой. Успешность деятельности учителя будет зависеть от степени принятия новой роли и уровня овладения технологической основой сопровождения данного процесса.

Материалы и методы исследования. В соответствии с исследованиями ученых РГПУ им. А.И. Герцена, каждому преподавателю необходимо находиться в непрерывном поиске: как модернизировать процесс решения профессиональных задач в новых условиях, так и подвергать пересмотру профессиональные установки и умения. К основным направлениям реализации профессиональной деятельности педагога в электронной информационно-образовательной среде с применением ее возможностей в тезисном виде относят [11]:

• формирование содержания образования и проектированием фондов оценочных средств с учетом применения электронных ресурсов;

• проектирование индивидуального педагогического процесса каждого ученика в контексте цифровой образовательной среды;

• включение передовых результатов научной деятельности в образовательную практику;

• дизайн образовательных сред, в том числе электронных, для взаимодействия участников образовательных отношений;

• вовлечение и сопровождение учеников в образовательном процессе;

• общественная экспертиза документацион-ного обеспечения и результатов подготовки педагогов.

Так, реализация профессиональных задач для педагога происходит в информационно-образовательном поле, характеризующимся неопределенностью, изменчивостью и инновационностью. Обобщенно трансформацию профессиональных задач педагога начального общего образования в электронной среде можно представить в виде двух положений: системное преобразование педагогической деятельности; обеспечение практического осуществления образовательного процесса.

Быстрая смена знаний и технологий закономерно актуализирует у педагога постоянную включенность в освоение процессов функционирования электронной среды. Поэтому успешная реализация данных векторов развития образования невозможна, на наш взгляд, без третьего комплекса установок — совершенствования педагогической компетентности при непрерывном самообразовании в условиях электронной среды.

К развитию педагога начального общего образования П. М. Алексеева относит «особый вид активности учителя в сфере освоения образовательных инноваций, а также результат совместных усилий личности, государства и общества [1]. Первым шагом к профессиональному совершенствованию становится целеполагание и обозначение критериев достижения намеченного результата. Следующим этапом профориентации является мобилизация психологических ресурсов организма для поддержания вовлеченности и преодоления возникающих затруднений в процессе освоения нового материала. Для детализации траектории саморазвития также необходимо определить «образовательную ступень» или стадию, а также последующие за ней ключевые точки карьеры [9]. Т. В. Кудрявцев предлагает периодизацию в соответствии с жизненным циклом человека:

• осознание мотивов и интереса изучать определенную профессиональную область;

• освоение первичных профессиональных знаний и навыков при получении профессионального образования;

• профессиональная деятельность — начало карьеры;

• творческая самореализация личности в профессии.

Внутренняя убежденность педагога в постоянном личностном совершенствовании в контексте профессионального становления выстраивает иерархию задач, способствуя структуризации деятельности при обеспечении грамотного выполнения обновленных трудовых функций [4]. Реализация стратегически обозначенных задач, например, по организации саморегулируемого обучения в начальном общем образовании, повышение качества образования и достижение значимых образовательных результатов обучающихся требуют от педагога совмещения нескольких ролей: коуча, дизайнера, режиссера, тьютора, аниматора.

Поэтому важными особенностями деятельности учителей становятся соответственно [16]:

• управление учебной мотивацией детей;

• проектирование авторских единиц обучающей программы;

• создание уникальных образовательных событий;

• сопровождение ребенка в электронной информационно-образовательной среде;

• концентрация внимания обучающихся на процессе деятельности, а не на достигнутом результате.

Новый взгляд на определение профессиональных функций учителя в современной цифровой среде образования стимулирует дальнейшее исследование возможностей и совершенствования педагогической практики. По мнению учеников [5], существенным, если не определяющим, умением педагога должно стать компетентное применение информационно-коммуникационных технологий.

Исследуя психологическую готовность к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов, группа ученых из Санкт-Петербурга выявили два фактора в структуре психологической готовности:

• первый компонент — осознание и принятие важности применения дистанционных образовательных технологий отражает убеждения в необходимости осваивать технологии и согласие использовать их;

• второй компонент — позитивное эмоционально-оценочное отношение к дистанционным образовательным технологиям. Наличие этого фактора рассматривается в рамках влияния компьютерной тревоги на формирование неготовности педагогов использовать дистанционные образовательные технологии [14].

Статистические описания особенностей психологии восприятия технологических инноваций показывают, что общество в целом, и педагоги в том числе, не готовы к быстро меняющейся информационной и технической реальности.

К. Г. Митрофанов утверждает, что мотивация педагога развивается пошагово: «на первом этапе профессиональной деятельности главенствующим мотивом педагога является самоутверждение». Позже акцент переносится на сущность воспитания и обучения. Изучение отдельных курсов, материалов приводит к повышению заинтересованности педагога к собственной деятельности. Заключительным шагом считается понимание интересов поведения обучающегося, его личности и потребностей [2].

Согласимся с позицией Е. П. Ильина, который к указанным факторам добавляет еще и влияние социально-психологического климата в трудовом коллективе, включающем взаимоотношения между коллегами, обучающимися, их родителями (законными представителями) и администрацией образовательной организации.

М. Е. Вайндорф-Сысоева выводит алгоритм формирования психологической готовности педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий. Он предполагает первоначальную диагностику степени выраженности разных компонентов психологической готовности с опорой на шкалу-факторизацию компонентов готовности. Ученый в своих трудах доказывает, что, определив основные симптомы-мишени, подлежащие изменению, необходимо отрабатывать наиболее уязвимые компоненты в структуре психологической готовности — эмоциональные реакции (страх, тревога), со смыслообразующи-ми мотивами (осознание полезности применения этих технологий на практике) [3]. Итак, можно говорить о том, что психологическая готовность педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий имеет двухфакторную структуру и состоит из следующих компонентов: «осознание необходимости и важности применения дистанционных образовательных технологий» и «позитивное эмоционально-оценочное отношение к дистанционным образовательным технологиям».

В. П. Тихомиров считает целесообразным объединять психологический и технологический компонент в исследованиях готовности педагогов начального общего образования к использованию электронных информационно-образовательных ресурсов. Такая работа, по его мнению, будет способствовать достижению более высокого уровня общего психологического благополучия человека, включенного в инновационную профессиональную педагогическую деятельность [34].

Для мотивации учителей начального общего образования работать в условиях электронной информационно-образовательной среды А. А. Голубник [8] разработал структурно-функциональную модель данного процесса. Представленные компоненты: целевой, теоретический, процессуальный и результативный. В целевом блоке акцентируется внимание на комплексном характере реализации целей и задач. Теоретический блок раскрывает содержание разделов программы повышения квалификации по формированию готовности учителя к работе в цифровом образовательном пространстве и уровня достижения результатов освоения материала

(низкий, средний, высокий). Базовые модули описывают перечень основных электронных образовательных ресурсов, критерии отбора цифровых платформ согласно целям предмета, важность диссеминации полученного опыта среди коллег, методы оценки результатов внедрения программ. Вариативная часть раскрывает особенности проектирования цифровых ресурсов по профилю деятельности. Процессуальный блок содержит технологии профессионального обучения, среди них: лекции, семинары и компьютерный практикум. Результативный блок суммаризирует данные о достижении уровня развития по нескольким критериям: мотивационно-ценностно-му (степень готовности к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности), когнитивному (готовность разработки личного сайта, создание инфографики, проектирование веб-квеста, пользование видеохостингов, готовность к использованию виртуальной педагогической студии), орга-низационно-деятельностный (исследовательская деятельность педагога и внедрение результатов обучения в решение профессиональных задач), рефлексивный (готовность осуществлять самоанализ эффективности применения цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности).

Процесс знакомства с инновационными ресурсами обучения должен иметь непрерывный характер. Даже при высокой компетентности всегда есть реальный и объективно обоснованный риск ее потерять, если не совершенствовать свои знания постоянно. Именно поэтому дорожные карты развития цифровых компетенций педагогов в образовательной среде часто имеют циклическую структуру. В связи с этим у всех обучающих программ при их разработке должна быть гибкая система подстройки под новые вызовы среды и потенциальных участников.

Вовлеченность педагога в цифровой образовательный процесс будет способствовать более эффективной реализации задач [12]:

• освоение комплекса знаний в сфере теории и практики применения электронных инструментов в образовательном процессе;

• исследование дидактических возможностей технологий искусственного интеллекта в образовательной практике;

• приобретение навыка проектирования современных цифровых инструментов реализации образовательного процесса и разработка методики их применения;

• овладение навыками управления виртуальной командой при организации дистанционного обучения;

• знание способов совершенствования цифровых технологий в электронной информационно-образовательной среде.

Life-long learning может привести к эмоциональному выгоранию граждан. Необходима социальная адаптация всех участников образовательного процесса к новым цифровым условиям жизни. В связи с этим Министерством образования Российской Федерации разработана программа «Российская электронная школа». Главной целью программы является «создание завершенного курса интерактивных видео-уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам всех уровней образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах обучающихся».

Реализация ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» позволит разработать и впервые собрать единый фонд комплектов дидактических и методических образовательных ресурсов по всему перечню учебных предметов. Обеспечит массовое использование в образовательной деятельности всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

«Значительным плюсом цифровых технологий управления учебной деятельностью (LMS-технологии) является то, что их использование способно освободить до 30 % времени, например, применение автоматической проверки заданий. Учитель сможет больше времени отводить педагогическому творчеству. Кроме того, LMS-технологии позволят непрерывно мониторить успехи и трудности в освоении программы каждым учащимся и своевременно их корректировать» [10].

Несмотря на объективную необходимость использования цифровых ресурсов в образовательном процессе, вопрос о техническом сопровождении субъектов в электронной информационно-образовательной среде вызывает резонанс. С одной стороны, разрабатываются технологии подготовки учителей начальных классов по внедрению облачных и иных информационных технологий в обучении1. С другой стороны, рас-

1 Сипачева Е. В. Обеспечение результативности подготовки учителей начальных классов к использованию облачных технологий // Современное педагогическое образование. 2023. С. 299—303

пространяется тренд на включение в образовательных процесс нового участника — цифрового волонтера [6].

В исследованиях Прокубовской А.О., Чубар-ковой Е.В. цифровой волонтер в сфере образования обозначается как «человек, студент или сотрудник учебного заведения, прошедший специальную профессионально-педагогическую подготовку, который оказывает помощь педагогам и обучающимся при организации учебных занятий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, знаком с психолого-педагогическими особенностями участников образовательного процесса в условиях цифровизации, основными сервисами видео-конференц-связи, возможностями цифровых образовательных средств, ключевыми принципами педагогического дизайна, методами и средствами онлайн-обучения» [13]. Приобщение к образовательному процессу цифрового волонтера значительно снизит нагрузку с преподавателей по обеспечению информационных систем.

Основными функциями волонтеров электронной среды образовательной организации являются:

• организация информационных и просветительских мероприятий по развитию цифровой грамотности участников образовательных отношений;

• проведение консультационных сессий по вопросам применения электронных ресурсов и сервисов;

• организационно-методическое сопровождение деятельности в области цифровой грамотности;

• сбор, обработка и интерпретация совокупности учебной информации.

Так, цифровой волонтер в сфере образования будет консультировать при подборе электронных образовательных ресурсов и обучению их использования. Также ими будет оказано содействие в разработке цифровых сред и средств обучения. Для педагогов, не обладающих навыками работы в электронной среде, снизится риск появления «цифровой усталости» и информационной перегрузки. Осложняющим фактором, провоцирующим появление данного состояния, является не только объем воспринятой информации, но и не-

обходимость переключения между различными платформами, ресурсами, вкладками. Человеку приходится взаимодействовать с разными интерфейсами, что стимулирует мозговую активность и увеличивает энергозатраты [7].

Результаты исследования:

1. Процесс профессионализации педагога начального общего образования происходит в новой электронной информационно-образовательной среде, что способствует изменению взглядов на педагогическую деятельность в целом и практической реализации в частности.

2. Для комплексного формирования готовности педагога быть включенным в цифровую среду образовательной организации необходимо развитие ценностно-мотивационного, когнитивного, операционального и технологического компонентов данного феномена.

3. К функциям учителя, работающего в электронной информационно-образовательной среде, относят: способность вовлекать школьников в обучение; проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся на основе данных анализа, сформированных электронными ресурсами; поддерживать мотивацию учеников организацией образовательных событий в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности в цифровой среде.

4. Развитие у учителей начального общего образования навыков работы с электронными ресурсами актуализировано необходимостью управления виртуальной командой участников педагогического процесса и внедрением нового субъекта образовательных отношений — цифрового волонтера.

Заключение. Таким образом, для обеспечения высоких образовательных результатов обучающихся, учителю начального общего образования необходимо выстраивать новые стратегии реализации педагогического процесса — в электронной информационно-образовательной среде. Включение новых сценариев проектирования обучения и расширение функциональных задач стимулирует непрерывное личностное и профессиональное самосовершенствование педагога.

Список литературы

1. Алексеева П. М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 1. С 99—105. DOI: https://doi.org/10.30853/ ped20230013.

2. Богдан Н. Н. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза // Университетское управление практика и анализ. 2004. № 3 (32). С. 87—97.

3. Вайндорф-Сысоева Е. М. Организация виртуальной образовательной среды: теория и практика. LAP LAMBERT Academic Publishing Gmb H&Co. 2016. 368 c.

4. Видов С. В. Мотивация преподавателя вуза к использованию электронных образовательных технологий в учебном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 10. С. 182—194. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-10-182-194.

5. Воронин Д. М. Основные компетенции преподавателя в смешанном обучении глазами студента // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С.129—132.

6. Гайсина С. В. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. С. 11—16. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/01aprl2022/kvo102/ (дата обращения: 14.03.2023).

7. Галкин К. А. Цифровизация волонтерства пожилых людей в период пандемии: возможности и барьеры в контексте искусственного интеллекта // Журнал исследований социальной политики. 2022. С. 377—392. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-377-392.

8. Голубник А. А. Моделирование вовлечения педагога к работе в цифровом образовательном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. С. 1—6.

9. Готина Е. Б. Системы мотивации: подход к преподавателям вузов // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 14 ч. 2014. С. 38—39.

10. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web. pdf (дата обращения: 14.03.2023).

11. Павлова Т. Б. Изменения в решении профессиональных задач преподавателя вуза в цифровой образовательной среде // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 59—65. URL: https://sciup.org/148324077 (дата обращения: 14.03.2023).

12. Павлова Т. Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. С. 442—459. DOI: https://doi.org/10.35231/18186653_2021_2_442.

13. Прокубовская А. О. Цифровой волонтер в сфере образования // Высшее образование сегодня. 2021. С. 12—16. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.03.P.11.

14. Семенова Г. В. Структура психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39). С. 71—79. URL:https://sciup.org/140243251 (дата обращения: 14.03.2023).

15. Сипачева Е. В. Обеспечение результативности подготовки учителей начальных классов к использованию облачных технологий // Современное педагогическое образование. 2023. С. 299—303.

16. Шульга И. И. Особенности профессиональной деятельности учителя в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6, № 3. С. 216—221. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221.

References

1. Alekseeva PM. Concepts of continuous professional development of a modern university teacher. Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. 2023(1):99-105. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20230013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bogdan NN. Motivation and demotivation of professional activity of university staff. Universitetskoe upravlenie praktika i analiz. 2004(3):87-97.

3. Vajndorf-Sysoeva EM. Organization of virtual educational environment: theory and practice. LAP LAMBERT Academic Publishing Gmb H&Co. 2016:368.

4. Vidov SV. Motivation of a university teacher to use electronic educational technologies in the educational process. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017(10):182-194. DOI: https://doi. org/10.12731/2218-7405-2017-10-182-194.

5. Voronin DM. The main competencies of a teacher in mixed learning through the eyes of a student. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020:129-132.

6. Gajsina SV. Digital volunteering and its role in the formation of school information security. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovaniya». 2022:11-16. Available from: https:// koirojournal.ru/realises/g2022/01aprl2022/kvo102/.

7. Galkin KA. Digitalization of volunteering of elderly people during the pandemic: opportunities and barriers in the context of artificial intelligence. ZHurnal issledovanij social'nojpolitiki. 2022. С. 377-392. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-3-377-392.

8. Golubnik AA. Modeling of teacher involvement to work in the digital educational space. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel 'skij zhurnal. 2023:1-6.

9. Gotina EB. Motivation systems: an approach to university teachers. Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii: v 14 chastyah. 2014:38—39.

10. Twelve solutions for a new education. Report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics. Available from: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web. pdf.

11. Pavlova TB. Changes in the solution of professional tasks of a university teacher in the digital educational environment. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2022:59-65. Available from: https://sciup.org/148324077.

12. Pavlova TB. Digital educational resources in the activity of a teacher of a modern higher school: the aspect of blended learning. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2021:442-459. DOI: https://doi.org/10.35231/18186653_2021_2_442.

13. Prokubovskaya AO. Digital volunteer in the field of education. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021:1216. DOI: 10.25586/RNU.HET.21.03.P. 11.

14. Semenova GV. The structure of psychological readiness for the use of distance learning technologies among teachers. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2019:71-79. Available from: https://sciup.org/140243251.

15. Sipacheva EV. Ensuring the effectiveness of primary school teachers' training in the use of cloud technologies. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023:299-303.

16. Shul'ga II. Features of a teacher's professional activity in the context of digital transformation of education. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221.

Информация об авторах

С. А. Курносова — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики.

А. А. Карташова — магистрант направления «психолого-педагогическое образование».

Information about the authors

S. A. Kurnosova — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Professional Pedagogy.

A. A. Kartashova — Master's student in the direction of Psychological and pedagogical education.

Статья поступила в редакцию 18.03.2023; принята к публикации 30.03.2023.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 18.03.2023; accepted for publication 30.03.2023

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.