Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ТРУД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ирина Александровна, Тихоненко Алина Андреевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования мотивации труда педагогических работников. Цель исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование мотивации трудовой деятельности как фактора повышения производительности труда в образовательных организациях. В ходе исследования произведен анализ специфики профессиональной педагогической деятельности с точки зрения оценки производительности труда, а также основных методов управления мотивацией трудовой деятельности педагогов. Отмечается, что система мотивации трудовой деятельности в образовательных организациях нацелена, прежде всего, на повышение результативности и качества реализации образовательных программ. В результате исследования выделен ряд критериев оценки производительности труда педагогов, а также предложены мероприятия по ее повышению, нацеленные на создание условий для максимальной заинтересованности педагогов в повышении качества образовательных услуг. Эффект от внедрения мероприятий выражен в повышении производительности труда педагогических работников, улучшении качественных показателей их деятельности, повышении внутренней мотивации профессиональной деятельности. Новизна проведенного исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании и разработке мероприятий по совершенствованию мотивации трудовой деятельности педагогических работников. Практическая значимость результатов исследования выражается в возможности использования предлагаемой системы мероприятий в образовательных организациях для повышения уровня мотивации профессиональной деятельности педагогов и достижения более высоких показателей производительности их труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Ирина Александровна, Тихоненко Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MOTIVATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A FACTOR OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the issues of improving of pedagogical workers’ motivation. The purpose of the study is to develop measures aimed at improving the motivation of labor activity as a factor in increasing labor productivity in educational organizations. In the course of the study, an analysis in the specifics of professional pedagogical activity in terms of assessing labor productivity as well as the main methods of managing the motivation of teachers’ work activity was made. It is noted that the system of motivation for labor activity in educational organizations is aimed primarily at improving the effectiveness and quality of the educational programs implementation. As a result of the study, some criteria for assessing the teachers’ productivity were identified and measures of improving it, aimed at creating conditions for the maximum interest of teachers in improving the quality of educational services were proposed. The effect of the measures’ implementation is expressed in increasing the productivity of teaching staff, improving the quality indicators of their activities, and increasing the internal motivation. The novelty of the study is the theoretical and methodological substantiation and development of measures to improve the motivation of the teachers’ labor activity. The practical significance of the study results is expressed in the possibility of using the proposed system of measures in educational organizations to increase the motivation level for the teachers’ professional activities and achieve higher performance indicators of their work.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

актуальные проблемы в сфере образования и коммуникации

УДК. 331.101.3

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЕГОРОВА

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления ЧОУВО «Таганрогский институт управления и экономики», г.Таганрог

i. egorova@tmei. ru

АЛИНА АНДРЕЕВНА ТИХОНЕНКО

педагог-психолог МБОУНеклиновская вечерняя школа Неклиновский район, с. Покровское tihonenko. alina9@yandex.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования мотивации труда педагогических работников. Цель исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование мотивации трудовой деятельности как фактора повышения производительности труда в образовательных организациях. В ходе исследования произведен анализ специфики профессиональной педагогической деятельности с точки зрения оценки производительности труда, а также основных методов управления мотивацией трудовой деятельности педагогов. Отмечается, что система мотивации трудовой деятельности в образовательных организациях нацелена, прежде всего, на повышение результативности и качества реализации образовательных программ. В результате исследования выделен ряд критериев оценки производительности труда педагогов, а также предложены мероприятия по ее повышению, нацеленные на создание условий для максимальной заинтересованности педагогов в повышении качества образовательных услуг. Эффект от внедрения мероприятий выражен в повышении производительности труда педагогических работников, улучшении качественных показателей их деятельности, повышении внутренней мотивации профессиональной деятельности. Новизна проведенного исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании и разработке мероприятий по совершенствованию мотивации трудовой деятельности педагогических работников. Практическая значимость результатов исследования выражается в возможности использования предлагаемой системы мероприятий в образовательных организациях для повышения уровня мотивации профессиональной деятельности педагогов и достижения более высоких показателей производительности их труда.

Ключевые слова: мотивация труда, производительность труда, педагогические работники, труд педагогических работников, образовательные организации, система мотивации

Тематический рубрикатор e-Library: 82.17.25

IRINA AL. EGOROVA

PhD in Sociology, Associate Professor Associate Professor, Department of Management Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog

ALINA AN. TIKHONENKO

educational psychologist Neklinovskaya evening school Neklinovsky district, v. Pokrovskoe

IMPROVING THE MOTIVATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A FACTOR OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© И.А. Егорова, 2023 © А.А. Тихоненко, 2023

Abstract. The article deals with the issues of improving of pedagogical workers' motivation. The purpose of the study is to develop measures aimed at improving the motivation of labor activity as a factor in increasing labor productivity in educational organizations. In the course of the study, an analysis in the specifics of professional pedagogical activity in terms of assessing labor productivity as well as the main methods of managing the motivation of teachers' work activity was made. It is noted that the system of motivation for labor activity in educational organizations is aimed primarily at improving the effectiveness and quality of the educational programs implementation. As a result of the study, some criteria for assessing the teachers' productivity were identified and measures of improving it, aimed at creating conditions for the maximum interest of teachers in improving the quality of educational services were proposed. The effect of the measures' implementation is expressed in increasing the productivity of teaching staff, improving the quality indicators of their activities, and increasing the internal motivation. The novelty of the study is the theoretical and methodological substantiation and development of measures to improve the motivation of the teachers' labor activity. The practical significance of the study results is expressed in the possibility of using the proposed system of measures in educational organizations to increase the motivation level for the teachers' professional activities and achieve higher performance indicators of their work.

Keywords: labor motivation, labor productivity, teaching staff, work of teaching staff, educational organizations, motivation system

Введение. Мотивация трудовой деятельности играет важную роль в образовательных организациях, поскольку в рамках реализации образовательных услуг основным фактором производства выступают сотрудники. Мотивация, в частности путем поощрения, побуждает работников сферы образования улучшать показатели своей трудовой деятельности. Нематериальная мотивация способствует развитию у работников преданности к своей организации, уважения к руководству организации и коллективу, а также ценностей своей профессиональной деятельности. В основу материальной мотивации заложена прямая зависимость между показателями труда работников образовательных организаций и объемом их заработной платы.

Мотивация трудовой деятельности является одним из основных факторов повышения производительности труда в образовательных организациях. Исходя из этого, в рамках системы менеджмента образовательного учреждения должна функционировать система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные методы мотивации, и учитывающая движущие стимулы каждого работника.

В научной литературе проблема мотивации трудовой деятельности глубоко изучена. Данной теме посвящены работы таких зарубежных ученых, как

A. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклелланд, К. Аль-дефер, Д. Макгрегор, А. Бандура, Э. Локк и Дж. Ло-тэман, А. Клугер и А. Де Низи. Большую исследовательскую работу по изучению мотивации труда осуществляли и отечественные исследователи А.К. Гас-тев, Л. Жданов, В.Я. Подгаецкий, С.Д. Стрельбицкий,

B.В. Адамчук, Д. Адамидов, В.И. Бовыкин, Б.М. Ген-кин, А.П. Егоршин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыс-лов, Е.П. Ильин, А.Я. Кибанов, М.И. Круглов, Ю.П. Кокин, Ю.Г. Одегов, Н.М. Римашевский, Г.Э. Слезингер, В.Д. Шадриков.

Цель исследования заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование мотивации трудовой деятельности как фактора повышения производительности труда в образовательных организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) исследование методов управления мотивацией трудовой деятельности как фактора повышения производительности труда педагогических работников;

2) разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации.

Материалы и методы исследования. В ходе проведения исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в частности, анализ и синтез, сравнение, анализ документов. Информационную базу исследования составили научные источники в виде данных и сведений из книг, монографий, статей, научных докладов российских и зарубежных авторов, материалов научных конференций, законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных организаций.

Новизна проведенного исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании и разработке мероприятий по совершенствованию мотивации трудовой деятельности педагогических работников.

Анализ научной литературы. Впервые термин «мотивация» был упомянут в работе А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» в 1813 г. и определялся как «причинность, видимая изнутри» [10]. К трудовой мотивации был высокий интерес задолго до появления самого термина - с момента возникновения организации и необходимости подчинять действия работников ее целям и задачам [1]. С начала ХХ века стали предприниматься первые серьезные попытки поиска эффективных методов мотивации, выходящие за рамки инструментов экономического принуждения. По утверждению Ли Якокки, когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей [3].

Труд преподавателя - работника образовательной сферы является необходимой составляющей общественного труда, напрямую связанного со всем механизмом общественного воспроизводства [2]. Педагогический труд направлен на оказание педагогических услуг в процессе обучения, воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества [9]. Труд преподава-

теля воздействует на экономику страны многогранно, его эффект - в приобретении обучающимися знаний, умений и навыков, которые используются специалистами в различных отраслях народного хозяйства страны. Труд преподавателя носит преимущественно интеллектуальный и творческий характер, слабо поддается четкой регламентации [4]. Возникает необходимость разработки критериев количественной и качественной оценки результатов труда преподавателя и учебного заведения в целом, где результатом является образовательная услуга, имеющая специфические особенности как продукт производства [5]. К сожалению, результаты труда в образовании мало осязаемы, труднее поддаются более точному учету и оцениваются лишь косвенно, т.к. отложен конечный результат, а именно применение полученных знаний, умений и навыков будущим специалистом. Именно поэтому в образовании принята повременная оплата труда с учетом количества фиксированных часов работы преподавателя. Измеряется педагогический труд при помощи единиц рабочего времени.

По факту конкретные трудовые обязанности преподавателей определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Рассмотрим систему показателей для формирования интегрального результата производительности труда преподавателя и организации в целом [7]:

1) показатели кадров учебного заведения:

- показатели состояния численного состава (списочная численность);

- показатели движения численности (прием, увольнение);

- показатели использования численности (т.е. показатели производительности труда);

2) показатели использования рабочего времени

учебного заведения:

- календарный фонд рабочего времени (годовой фонд рабочего времени);

- табельный фонд рабочего времени (за минусом праздничных и выходных человеко-дней);

- максимально возможный фонд рабочего времени (учет времени, предназначенного для работы, т.е. табельное время за минусом очередных отпусков);

3) показатели производительности труда:

- уровень производительности труда (выработка и трудоемкость);

- организация труда (рациональное соединение труда со средствами производства).

Важным фактором повышения производительности труда педагогических работников является мотивация их трудовой деятельности [8]. Обусловлено это тем, что сотрудник образовательной организации, труд которого получает адекватную оценку и которому предлагаются поощрения за достижение высоких показателей реализации образовательной деятельности, готов в максимальной степени вкладывать свои трудовые ресурсы в образовательный процесс и улучшать качественные показатели своей работы [6].

Таким образом, мотивация трудовой деятельности представляет собой стремление работника к удовлетворению своих потребностей в определенных благах посредством труда, направленного на достижение стратегических целей и задач организации. Основной целью мотивации трудовой деятельности является выработка у работника желания наиболее эффективным способом достигать поставленные перед ним цели и задачи. Применение на практике различных теорий и методов мотивации трудовой деятельности способствует эффективной реализации мотивационной политики, что оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности организации.

Результаты исследования. Система мотивации трудовой деятельности в образовательных организациях нацелена на повышение результативности и качества реализации образовательных программ. Она реализуется посредством использования различных методов: административных, экономических и социально-психологических. В частности, используются экономические методы, которые позволяют работникам образования путем повышения производительности труда увеличивать свой заработок. К административным методам мотивации можно отнес -ти предоставление возможности внутреннего совместительства. Педагогическим работникам, которые в полной мере выполняют свои обязанности и качественно реализуют производственный процесс, предоставляется возможность внутреннего совместительства. Возможность внутреннего совместительства позволяет работникам практически вдвое увеличить размер своей заработной платы, что мотивирует их на эффективное осуществление своей деятельности.

Наиболее распространенными методами мотивации трудовой деятельности являются методы, имеющие экономический характер. Основным инструментом реализации экономических методов выступают различного рода надбавки к заработной плате, которые, в частности, начисляются за различные показатели, представленные в таблице.

Оценка производительности труда педагогических работников имеет сложный характер, поскольку результат деятельности учителей не имеет абсолютной величины. В большей степени он обладает качественными характеристиками, в частности, отражающими уровень усвоения образовательных программ учениками, а также уровень квалификации самих педагогов.

В целях совершенствования производительности труда педагогов необходимы разработка и реализация системы мероприятий, направленных на повышение мотивации педагогической деятельности. Данная система должна опираться на создание условий для максимальной заинтересованности педагогов в повышении качества образовательных услуг. Следствием ее реализации станет интенсивное развитие творческого труда, обеспечивающего высокий уровень реализации образовательных программ.

Критерии производительности труда педагогов

№ п/п Наименование критерия Показатели критерия

1 Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся - увеличение количества учеников, имеющих оценки «хорошо» и «отлично»; - отсутствие или уменьшение количества пропусков занятий учащимися без уважительной причины

2 Динамика индивидуальных образовательных результатов (по результатам контрольных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации) - высокие средние балы по ОГЭ-9 и ЕГЭ-11

3 Реализация дополнительных проектов - индивидуальная дополнительная работа, например, участие в экскурсионных и экспедиционных программах; наличие социально значимых проектов; коллективные достижения обучающихся в акциях; - активное взаимодействие с учреждениями культуры, дополнительного образования, участие школы в жизни местного социума, волонтёрство

4 Участие и результаты участия учеников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях - количество учащихся - призеров различных уровней всероссийских предметных олимпиад; - количество учащихся - участников конкурсов художественного и прикладного творчества; - количество учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях

5 Участие в коллективных педагогических проектах - участие работников в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Самый классный»); - проведение открытых уроков, мастер-классов; - наличие собственных публикаций

6 Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы - эффективное использование ИКТ, оборудования, интернет-ресурсов в учебном процессе, наглядности и т.д.; - качественное ведение документации (оформление рабочих программ учебных курсов, дисциплин, подготовка отчетов, заполнение журналов, личных дел); - оформление электронного дневника

7 Работа с детьми из социально неблагополучных семей - организация классным руководителем работы с детьми из социально неблагополучных семей

8 Создание элементов образовательной инфраструктуры - оборудование и организация работы кабинетов (оформление, санитарное состояние, озеленение, сохранность мебели и оборудования и т.д.)

Задачами мероприятий, включенных в систему, являются:

1) стимулирование профессиональной деятельности педагогических работников и повышение их статуса;

2) развитие профессионального мастерства педагогов и подготовка к работе в условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания;

3) создание условий для самореализации учителей, раскрытие их творческого потенциала через участие в инновационной деятельности;

4) обобщение и внедрение в образовательную практику передового педагогического опыта;

5) создание необходимой материально-технической базы.

В рамках усиления мотивации предлагается использовать следующие мероприятия: 1. Проведение внутришкольного конкурса «Самый классный «классный»

Цель данного конкурса заключается в побуждении педагогических работников к максимальному проявлению своих организаторских способностей в рамках ведения классного руководства. От атмосферы в классе зависит и успеваемость учеников: благо -приятный климат в классе, максимальное сплочение учеников, тесная связь с родителями способствуют повышению желания у учащихся вникать в образовательный процесс, тем самым улучшая показатели своей успеваемости.

2. Организация в школе «Рейтинга учителей», который будет проводиться по результатам полугодия и оцениваться по следующим критериям:

- количество детей, имеющих по результатам полугодия оценки «хорошо» и «отлично»;

- количество детей, улучшивших свою успеваемость во второй четверти по сравнению с первой;

- количество детей, имеющих по результатам пробных экзаменационных мероприятий баллы, превышающие средние значения;

- количество детей, участвующих в олимпиадах по соответствующим предметам;

- наличие научных публикаций в журнале.

3. Организация внутришкольного конкурса «Лучший учитель (по версии учеников)». Основой определения результатов данного конкурса будет голосование среди учеников.

4. Регулярное обучение педагогов на курсах повышения квалификации и участие в различных мероприятиях.

5. Предоставление возможности один раз в квартал осуществлять дистанционную работу. В настоящее время очень распространено использование информационных технологий. Не осталась в стороне и сфера образования. Данный метод мотивации позволит педагогам, не выходя из дома, проводить уроки, а время между уроками посвятить домашним делам.

6. Публичное выделение сотрудников, чьи ученики имеют наивысшие отметки.

7. Награждение учителей-предметников, чьи ученики набрали наивысшее количество баллов по результатам итоговых аттестаций.

8. Совместное проведение развлекательных мероприятий, праздников и знаменательных событий: дни рождения сотрудников, День учителя, Новый год, день образования школы; 1 сентября, последний звонок, выезд на природу, посещение театра.

9. Создание в школе зоны отдыха: кабинет, оборудованный мебелью для отдыха, мини-библиотекой, массажным креслом.

10. Побуждение педагогических работников к развитию самомотивации. Как показывает практика, основным ориентиром педагогов, обладающих высоким уровнем самомотивации, выступает моти-вационная стратегия автономности обучающихся. Педагогам с высокой самомотивацией присуще позитивное восприятие особенностей поведения учеников; они имеют склонность к их поддержке и пониманию. Ориентиром педагогов, которым присущ низкий уровень мотивации, является стратегия контроля. Таким работникам образовательных учреждений, с учетом высокой степени подверженности внешним факторам, свойственно негативное восприятие особенностей поведения учащихся, они акцентируют свое внимание на проблемах в освоении образовательных программ. Вопросы для обсуждения. Дискуссионные моменты связаны, как правило, с вопросами эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию системы мотивации педагогических работников. Нам представляется, что эффективность будет отражаться в следующих результатах.

Проведение конкурса «Самый классный «классный» будет способствовать побуждению учителей раскрывать свой потенциал, включающий в себя знания, навыки и умения ведения организационной деятельности, в результате чего будет достигнут максимальный уровень взаимодействия между учите -лем и учеником, а также между учителем и родителем. Создание классным руководителем благоприятной обстановки в классе способствует возникновению дружественных и уважительных отношений

между учениками, которые воспринимают свой класс как вторую семью. Дружный класс будет обладать желанием и заинтересованностью в повышении школьной активности именно своего класса. Тем самым каждый ученик будет прикладывать максимальные усилия для повышения показателей класса, как в учебных предметах, так и в различных мероприятиях и соревнованиях, показатели которых будут учитываться при оценке деятельности конкретного педагога. Доброжелательные отношения между учителем и родителями способствуют тесному взаимодействию между школой и семьей, побуждают родителей мотивировать детей на получение высоких оценок.

Результатом организации рейтинга учителя будет также максимизация отдачи труда педагогических работников. С целью занятия наивысших мест и получения дополнительных надбавок к заработной плате педагоги вечерней школы будут способствовать принятию своими учениками активного участия в конкурсах различного уровня, олимпиадах и общественных мероприятиях. Для достижения высоких показателей своими учениками педагоги будут осуществлять их максимальную подготовку как в рамках учебных дисциплин, так и в рамках общественных мероприятий, что окажет положительное влияние на уровень знаний учеников и уровень развития социального кругозора.

Эффект конкурса «Лучший учитель (по версии учеников)» будет заключаться в создании учителями максимально идеального образа для учеников. Тем самым педагоги будут стараться быть с учениками на «одной волне», помогать им в решении школьных или личных проблем, учитывать их мнение по поводу реализации школьной жизни. Достижение авторитета учителя среди учеников будет иметь и благоприятное влияние на усвоение ими образовательных программ, поскольку ученики, уважающие и любящие своего педагога, будут стараться выполнять его требования и просьбы.

Награждение учителей различными дипломами, грамотами и званиями будет также способствовать повышению производительности труда педагогических работников для получения вышеперечисленных наград.

Эффективность такого метода мотивации, как курсы повышения квалификации, будет отражаться улучшением качественных характеристик преподавания педагогами образовательных программ, поскольку на различных курсах и семинарах обучают инновационным методам преподавания, позволяющим наилучшим образом обучать учеников.

Предоставление одного рабочего дня для дистанционной работы будет способствовать улучшению морального духа педагога, его ментальной перезагрузке и перераспределению сил.

Эффект от поощрения педагогов за получение их учениками наилучших оценок по предметам и наивысших баллов на экзаменах будет заключаться в повышении их трудоемкости, в частности, за счет проведения дополнительных занятий.

Эффективность создания зоны отдыха будет отражаться увеличением производительности труда педа-

гогических работников, поскольку после ее посещения, в результате моральной и физической разгрузки, у них будет больше сил для качественного преподавания предметных дисциплин.

Эффект от проведения совместных мероприятий заключается в повышении корпоративного духа. Как показывает практика, в неформальной обстановке человек готов раскрываться в большей степени, чем на работе. Поэтому совместное проведение мероприятий позволит коллегам в лучше узнать друг друга именно с личностной стороны, а не только как педагога, а также будет способствовать развитию уважительных и доверительных отношений между коллегами, что, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на развитие корпоративной культуры в образовательном учреждении, которая будет основываться на таких человеческих качествах, как уважение, доверие, взаимопомощь.

Эффективность самомотивации будет отражаться в приобретении педагогическими работниками таких

качеств, как самоутверждение, гордость за самого себя, вера в свои силы и возможности, преодоление страхов, что позволит создать психологически устойчивый, морально сильный и трудоспособный тип педагога, который заинтересован в постоянном совершенствовании своих результатов, оказывающих прямое влияние на функционирование образовательной организации.

Заключение. Подводя итог анализа эффективности разработанных мероприятий, направленных на усиление мотивации, стоит отметить, что основной эффект заключается в повышении производительности труда педагогических работников и улучшении качественных показателей их деятельности. Хорошо мотивированные педагоги готовы трудиться с максимальной отдачей. Адекватная оценка труда педагогических работников в соответствии с широким набором различных критериев будет способствовать максимальному раскрытию их морального, физического и профессионального потенциала.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Аюшиева Л.К. Теоретический аспект формирования мотивации труда / Л.К. Аюшиева, Д.К. Суслов. - Текст : электронный // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - 2017. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoreticheskiy-aspekt-formirovaniya-motivatsii-truda.

2. Байдецкая Е.А. Особенности оценки производительности труда в образовательной сфере деятельности / Е.А. Байдецкая. - Текст : электронный // Архивариус. - 2021. - №1 (55). - С. 56-60. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-otsenki-proizvoditelnosti-truda-v-obrazovatelnoy-sfere-deyatelnosti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Балынская Н.Р. Изменение в системе оплаты труда как фактор управления мотивацией трудового поведения работников образовательных учреждений / Н.Р. Балынская, Н.В. Кузнецова, О.Н. Синицына. - Текст : электронный // Вопросы управления. - 2018. - №3(15). С.96-104. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-v-sisteme-oplaty-truda-kak-faktor-upravleniya-motivatsiey-trudovogo-povedeniya-rabotnikov-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy.

4. Болейнац Л.В. Мотивация и стимулирование педагогических работников / Л.В. Болейнац. - Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-stimulirovanie-pedagogicheskih-rabotnikov-na-primere-mdou-37-kolokolchik.

5. Вертий И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов - Текст : электронный / И.А. Вертий. - Текст : электронный // Достижения науки и образования. - 2018. - №7(29). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-faktor-razvitiya-professionalizma-pedagogov.

6. Воробьева А.В. Мотивация трудовой деятельности педагогических работников как объект управления / А.В. Воробьева. - Текст : электронный // Проблемы педагогики. - 2017. - №7(30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-trudovoy-deyatelnosti-pedagogicheskih-rabotnikov-kak-obekt-upravleniya.

7. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков. -Москва: Эксмо, 2010.- 103 с. - URL: https://www.ft-group.ru/upload/Kniga_KPI_Klochkov.pdf. - ISBN 978-5699-37901-9 - Текст : электронный.

8. Масленикова А.А. Мотивация труда педагогов образовательных организаций в условиях цифровизации / А.А. Масленикова. - Текст : электронный // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции (Екатеринбург, 05-06 декабря 2019 года). -Екатеринбург: Sedlcany : Ustav personalistiky, 2020. - Том 2. - С. 110-114.

9. Салмин П.С. Методика анализа производительности труда преподавателей высшей школы / П.С. Салмин, Н.А. Салмина. - Текст : электронный // Научные проблемы водного транспорта. - 2017. - №50. - С. 145-153.

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-analiza-proizvoditelnosti-truda-prepodavateley-vysshey-shkoly.

10. Трусов А.В. Понятие и виды мотивации персонала / А.В. Трусов. - Текст : электронный / Вектор экономики.

- 2019. - № 2. https ://elibrary. ru/item. asp?id=37073959.

REFERENCES

1. Ayushiyeva L. K., Suslov D. K. Teoreticheskiy aspekt formirovaniya motivatsii truda // Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment. - 2017. - №1. https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-aspekt-formirovaniya-motivatsii-truda. (In Russ.).

2. Baydetskaya Ye.A. Osobennosti otsenki proizvoditel'nosti truda v obrazovatel'noy sfere deyatel'nosti // Arkhivarius. - 2021. - №1 (55). - 56-60. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otsenki-proizvoditelnosti-truda-v-obrazovatelnoy-sfere-deyatelnosti. (In Russ.).

3. Balynskaya N.R., Kuznetsova N.V., Sinitsyna O.N. Izmeneniye v sisteme oplaty truda kak faktor upravleniya motivatsiyey trudovogo povedeniya rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy // Voprosy upravleniya. - 2018. -№3 (15). 96-104. https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-v-sisteme-oplaty-truda-kak-faktor-upravleniya-motivatsiey-trudovogo-povedeniya-rabotnikov-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy. (In Russ.).

4. Boleynats L.V. Motivatsiya i stimulirovaniye pedagogicheskikh rabotnikov // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. - 2017. - №12. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-stimulirovanie-pedagogicheskih-rabotnikov-na-primere-mdou-37-kolokolchik. (In Russ.).

5. Vertiy I. A. Motivatsiya kak faktor razvitiya professionalizma pedagogov // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. -2018. - №7 (29). https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-faktor-razvitiya-professionalizma-pedagogov. (In Russ.).

6. Vorob'yeva A.V. Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti pedagogicheskikh rabotnikov kak ob"yekt upravleniya // Problemy pedagogiki. - 2017. - №7 (30). https://cyberleninka.ru/article/n7motivatsiya-trudovoy-deyatelnosti-pedagogicheskih-rabotnikov-kak-obekt-upravleniya. (In Russ.).

7. Klochkov A.K. KPI i motivatsiya personala. Polnyy sbornik prakticheskikh instrumentov. M.: Eksmo, 2010. ISBN 978-5-699-37901-9 - 103 p. https://www.ft-group.ru/upload/Kniga_KPI_Klochkov.pdf. (In Russ.).

8. Maslenikova A.A. Motivatsiya truda pedagogov obrazovatel'nykh organizatsiy v usloviyakh tsifrovizatsii // Tsifrovaya transformatsiya obshchestva, ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoy konferentsii (Yekaterinburg, 05-06 dekabrya 2019 goda). - Vol/ 2. - Sedlcany: Üstav personalistiky, 2020. - 110114. (In Russ.).

9. Salmin P.S., Salmina N.A. Metodika analiza proizvoditel'nosti truda prepodavateley vysshey shkoly // Nauchnyye problemy vodnogo transporta. - 2017. - №50. - 145-153. https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-analiza-proizvoditelnosti-truda-prepodavateley-vysshey-shkoly. (In Russ.).

10. Trusov A.V. Ponyatiye i vidy motivatsii personala / Vektor ekonomiki. - 2019. - № 2. https://elibrary.ru/item.asp?id=37073959. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.