Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕВОЛЮЦИЯ / КОМПЬЮТЕРЫ / ЗАДАЧНЫЕ ЛЮДИ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев С. Р.

В статье мы взвесим все «за» и «против» относительно развития искусственного интеллекта. Сравним его возможности с человеческими и попробуем дать анализ ближайшего будущего, в котором системы ИИ смогут затмить людей. Особое внимание уделено перспективам в бизнесе и тому, какие изменения претерпит рынок труда в случае революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

УДК 004.8

Васильев С.Р.

магистрант кафедры технология машиностроения Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ)

(Россия, г. Владимир)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье мы взвесим все «за» и «против» относительно развития искусственного интеллекта. Сравним его возможности с человеческими и попробуем дать анализ ближайшего будущего, в котором системы ИИ смогут затмить людей. Особое внимание уделено перспективам в бизнесе и тому, какие изменения претерпит рынок труда в случае революции.

Ключевые слова: искусственный интеллект, революция, компьютеры, заданные люди, человечество, развитие.

Искусственный интеллект (ИИ) обязательно внесёт изменения в мир бизнеса. Точнее уже вносит. Компьютерный интеллект довольно успешно решает значительную часть задач бизнеса. К примеру, службы поддержки. Боты берут на себя половину клиентских обращений. Работа поисковых машин в интернете, автономные секретари — здесь также активно применяются принципы ИИ.

Можно ли говорить о том, что ИИ способно освоить больший спектр специальностей, нежели просто человек? Определённо да. Возможности систем ИИ шире. Чистая физика — этим системам необходимо больше различных датчиков. И всё для элементарной обработки информации.

Ещё одно преимущество в пользу ИИ. Их системы могу видеть в полной темноте, чувствовать изменения магнитного поля Земли, воспринимают ультрафиолет и даже не чувствуют усталости. [3, с. 30 ] Но есть сложность.

Сложность заключается в человеческих отношениях. К тому же существуют сферы, в которых ИИ практически не уместен. Если брать психологию, то это быт —

сложные жизненные ситуации. ИИ не в силах выдать единственно верный алгоритм их решений.

Но что касается рынка труда, то тут можно совершенно спокойно прогнозировать исключительно компьютерный отбор специалистов (хотя бы первичный), причём в самом ближайшем будущем. Однако дальновидные управленцы, которые хотят оставаться полезными, должны знать, что любая система ИИ, как и компьютерный алгоритм, подвергается обману. Пока эти системы будут функционировать в ограниченном режиме. И важно помнить, что команды компьютеру задаёт человек. [3, с.31] Поэтому организация программ в системе ИИ целиком зависит от профессионализма программиста. «Хотите быть эффективным специалистом в мире ИИ — изучайте психологию и человеческое поведение». [3, с.31]

Искусственный интеллект — сложный термин, который требует разбора. В разных сообществах его трактуют по-своему. «Понятие «интеллект», если посмотреть историю его возникновения, искусственное изначально — кроме самого слова на латыни, где оно обозначало «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок». [3, с.32] А привлекательным это понятие стало во время попыток осознания тех свойств, который делают человека результативным.

Важно отметить, что история знает три интеллект-революции. Первая — философическая. Это итог совмещения текста человека с текстами природы. По-другому её называют эзотерико-религийно-философской. Вторая — сциентрическая (научно-техническая), привела к раскрытию и эксплуатации интеллектом текста природы. И всё ради перезагрузки мира, который устроен по проективным лекалам интеллекта. И последняя интеллек-революция — интеллектическая. Говоря проще — виртуально-информационная. Это результат обустройства интеллекта ни чем иным, как самим интеллектом ради себя. Цель — созидание им своего собственного мира. [6, с.106-107] Вполне объективно считать данные интеллект-революции зачатками ныне прогрессирующего ИИ.

Как ни странно, сегодня общепринятое определение искусственного интеллекта в словарях отсутствует. Но есть сотни разных определений интеллекта. Например, одно из самых знаменитых от Э. Боринга о том, что «интеллект — это то, что измеряется

средствами интеллекта. И это — всё.» [3, с. 33] Ярослав Веров («Искусственный интеллект — не то, чем он кажется») утверждает, что лишь сильный ИИ может быть проблемой, ведь он, подобно человеку, умеет совершать иррациональные действия. Андрей Быстров («Альфа и Омега профессора Колмогорова») считает, что искусственный разум не может появиться без развития искусственной жизни, которую мы, люди, сами взрастим. [5, с. 61]

Говоря о социальном интеллекте, мы подразумеваем умение правильно трактовать человеческое поведение. Данное умение важно для эффективного межличностного взаимодействия. «Социальный интеллект» как термин мы узнали благодаря Э. Торндайку в 1920 году. Тогда он обозначал дальновидность в межличностных отношениях. На протяжении времени понятие менялось благодаря психологам, которые вносили собственные корректировки.

Мы привыкли смотреть на человека как на «венец творения», а его разум считаем Олимпом жизненной эволюции. Однако всё чаще встречается мнение, мол появление человека — это счастливая ошибка эволюции. Наглядный пример: самый явный отличительный признак человеческого разума от высших животных — это развитая речь. Язык жестов у глухонемых тоже считается. Но процесс передачи сигналов в мозге, приводящие к сложной системе звуков и жестов не столь оптимален, то есть энергии тратится больше, чем у хищников, которым достаточно короткой переклички. [5, с.63]

Если вновь сменить разговор в пользу бизнеса и его деформациях, то важно отметить, что мир бизнеса меняется за счет так называемого ажиотажа. ИИ как раз служит для создания подобного ажиотажа. И такой инструмент, как ИИ, в данном случае может использоваться совершенно неграмотно. «Когда некой технологии повышения эффективности процессов придаётся флёр абсолютности и must have («имей или умри»), в развитие темы вкладываются миллиарды долларов». [3, с.32] Возникает ощущение, будто это маркетинговый ход, нежели реальные угрозы относительно активного развития ИИ. Так за счёт инвесторов разные технологии не один раз прокачивались. При этом ИИ занимает важную нишу в автоматизации процессов.

О мире бизнеса. Понятно, что это деловая часть нашей жизни; что это действия, направленные исключительно на извлечение прибыли. И изменения в бизнесе, как

правило, идут параллельно с шумом вокруг новых технологий, как раз способствующих этим самым изменениям. И это отличный способ отвлечь внимание от реальных воздействующих на бизнес факторов.

Возвращаясь к терминологии: «интеллект» как термин сам ещё не особо адаптирован в нашем языке, ещё меньше определён «ИИ». И если речь идёт именно об ИИ, то мы имеем представление о том, что это что-то, что способно обучаться достижению результата на выборках данных. Итак, перед задачным человеком ставятся условия, и в них ему необходимо придумать алгоритм, который даст результат. Сегодня в мире висят проблемы относительно образования. Последнее практически везде (в России и в США в том числе) перестало «производить» задачных людей. «Невозможно найти задачного сотрудника — это реально большая проблема, эйчары плачут горькими слезами. В работе с серьёзными компаниями мы столкнулись с тем, что даже топ-менеджер часто является не задачным». [3, с.34] ИИ в этом случае — отличная попытка решить возникшие проблемы. Это главное.

И вновь можно вернуться к изменениям на рынке труда. Рост и применение ИИ может быть полезен: снизится количество задачных людей. Это значит, что образовательный ценз при приёме сотрудников на работу будет снижен. Одношаговых сотрудников используют в ситуациях, когда действительно нужно будет применить человеческую смекалку. Для того, чтобы ИИ прочно обосновался на рынках, могут быть изменены законы в некоторых странах или регионах. Социокультурная сфера в таком случае будет сильно унифицирована. ИИ на различных уровнях в разных сферах будет очень широко применяться. Также изменения коснутся трендов, решений других задач. И, как выясняется, ИИ служит вспомогательным инструментом, но никак не двигает эти изменения. [3, с.34]

Предоставит ли ИИ угрозу для человечества? Скорее да, чем нет. Как и любая «продвинутая» технология. Вот только вряд ли исходящая от ИИ потенциальная угроза перегонит по своей серьёзности реальные угрозы, вышедшие из атомной энергетики, оружия, сект, того же интернета. С этими угрозами справляться безумно сложно, но человек старается. Без жертв не обходится, к сожалению. Можно быть уверенными, что потомки не подведут.

Список литературы:

1. Искусственный интеллект уже изменил бизнес // Управление персоналом. №24 (436) 2017 г.

2. Леонид Ашкинази. Искусственный ли интеллект ли? // Знание — сила. — июнь, 2018 г. — с. 87-91;

3. Мы столкнулись с тем, что даже топ-менеджер часто является не задачным // Управление персоналом. — 2017 г. №25 (427). — с.29-35;

4. Технологичные компании уже привлекательнее на рынке труда, чем обычные // Управление персоналом. — №25 (437), 2017 г. — с. 37-39;

5. Третий путь искусственного интеллекта // Наука и жизнь. — №12, 2018 г.— с. 2124;

6. Шествие интеллект-революций и нашествие интеллект-апокалиптики // Философия хозяйства. — №1 (79), 2012 г. — с. 105-109;

7. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.