Научная статья на тему 'ИСКУСCТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИСКУСCТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / иностранные языки / технические вузы / большие языковые модели / образование / обучение. / artificial intelligence / foreign languages / technical universities / large language models / education / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаканова М.Х., Аллагулыева М.А., Кочиева О.О.

в статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании иностранных языков в техническом вузе. Описываются основные характеристики и особенности ИИ, проблемы и перспективы его использования в высшем образовании. Упоминаются большие языковые модели и их возможности в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

the article discusses the possibility of using artificial intelligence (AI) in teaching foreign languages at a technical university. The main characteristics and features of AI, problems and prospects for its use in higher education are described. Large language models and their possibilities in teaching a foreign language are mentioned.

Текст научной работы на тему «ИСКУСCТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378

Чаканова М.Х.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

Аллагулыева М.А.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

Кочиева О.О.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация: в статье рассматривается возможность применения искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании иностранных языков в техническом вузе. Описываются основные характеристики и особенности ИИ, проблемы и перспективы его использования в высшем образовании. Упоминаются большие языковые модели и их возможности в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: искусственный интеллект, иностранные языки, технические вузы, большие языковые модели, образование, обучение.

Появление искусственного интеллекта (ИИ) произвело революцию в различных областях, включая образование. В контексте преподавания

иностранных языков в технических университетах ИИ представляет уникальные возможности и проблемы. Интеграция искусственного интеллекта в процессы изучения языка может повысить эффективность и результативность обучения, обеспечивая персонализированный и адаптивный опыт обучения, отвечающий разнообразным потребностям учащихся.

В технических университетах, где основное внимание часто уделяется инженерному делу, информатике и другим техническим дисциплинам, включение обучения иностранным языкам имеет решающее значение. Он дает студентам необходимые коммуникативные навыки, которые становятся все более необходимыми в глобализированном мире. Однако традиционные методы преподавания языка часто не отвечают конкретным потребностям и темпам обучения учащихся, особенно в технических условиях, где графики требовательны и разнообразны. Именно здесь ИИ может сыграть преобразующую роль.

Инструменты изучения языка на базе искусственного интеллекта могут предложить персонализированные пути обучения, адаптированные к индивидуальным сильным и слабым сторонам каждого учащегося. Анализируя данные об успеваемости учащихся, эти инструменты могут выявить области, в которых у учащегося возникают трудности, и предложить целевые упражнения для устранения этих недостатков. Например, если у учащегося возникают трудности со спряжением глаголов на испанском языке, система искусственного интеллекта может генерировать дополнительные практические задания, ориентированные на этот аспект, тем самым закрепляя обучение посредством повторения и целенаправленной практики. Такой уровень персонализации гарантирует, что учащиеся получат необходимую им поддержку, что делает процесс обучения более эффективным и результативным.

Более того, ИИ может создать адаптивную среду обучения, которая динамически адаптируется к прогрессу учащегося. Традиционные классы часто следуют фиксированной учебной программе, которая может не соответствовать различной скорости обучения учащихся. С другой стороны, системы искусственного интеллекта могут постоянно оценивать уровень знаний ученика и соответствующим образом адаптировать уровень сложности упражнений. Такая адаптивность гарантирует, что учащиеся будут продолжать заниматься и решать сложные задачи, не чувствуя себя перегруженными или скучающими, тем самым поддерживая устойчивый темп обучения, соответствующий их индивидуальным возможностям.

Помимо персонализированного и адаптивного обучения, ИИ может повысить интерактивность и погружение в языковое образование. Такие технологии, как обработка естественного языка (НЛП) и машинное обучение, позволяют создавать сложные диалоговые агенты или чат-боты, которые могут имитировать реальные разговоры на иностранном языке. Эти агенты, управляемые искусственным интеллектом, могут вовлекать учащихся в диалоги, помогая им практиковать навыки разговорной речи и аудирования в реалистичном контексте. Этот интерактивный подход не только улучшает знание языка, но и укрепляет уверенность в использовании языка в повседневных ситуациях.

Более того, ИИ может обеспечить немедленную обратную связь, что имеет решающее значение для эффективного обучения. В традиционных классах обратная связь часто задерживается из-за нехватки времени и ресурсов учителя. Инструменты на базе искусственного интеллекта могут мгновенно анализировать реакцию учащегося и обеспечивать корректирующую обратную связь, позволяя учащимся понимать свои ошибки и учиться на них в режиме реального времени. Эта немедленная обратная связь ускоряет процесс обучения и помогает учащимся исправлять ошибки до того, как они станут укоренившимися привычками.

Интеграция ИИ в изучение языка также распространяется на тренировку произношения. Точное произношение является важнейшим компонентом владения языком, и овладение им может оказаться непростой задачей для учащихся. Приложения на базе искусственного интеллекта могут анализировать произношение учащегося, сравнивать его с моделями носителей языка и предоставлять подробную информацию о том, как его улучшить. Эти инструменты часто используют технологию распознавания речи, чтобы определить конкретные области затруднений, такие как интонация, ударение и артикуляция, и предлагают целевые практические упражнения. Эта точная и индивидуализированная обратная связь неоценима для студентов, стремящихся достичь произношения, близкого к родному.

Кроме того, ИИ может помочь учителям, автоматизируя административные задачи и предоставляя ценную информацию об успеваемости учащихся. Учителя могут использовать аналитику, созданную искусственным интеллектом, для отслеживания прогресса учащихся, выявления общих проблемных областей и соответствующей корректировки своих стратегий обучения. Такой подход, основанный на данных, позволяет принимать более обоснованные решения и позволяет учителям сосредоточить свои усилия на тех областях, где они могут оказать наибольшее влияние. Более того, ИИ может помочь в создании индивидуальных планов уроков и материалов, экономя время учителей и гарантируя, что контент будет адаптирован к конкретным потребностям их учеников.

Несмотря на многочисленные преимущества, интеграция ИИ в изучение языков в технических университетах также сопряжена с определенными проблемами. Одной из основных проблем является необходимость создания надежной цифровой инфраструктуры. Внедрение инструментов на основе искусственного интеллекта требует доступа к высококачественному оборудованию и программному обеспечению,

надежному подключению к Интернету и технической поддержке. Эти требования могут стать барьером для учреждений с ограниченными ресурсами. Кроме того, успешная интеграция ИИ в классе требует постоянного обучения и профессионального развития учителей, чтобы они могли эффективно использовать эти технологии и интегрировать их в свою педагогическую практику.

Еще одной проблемой является возможность сокращения человеческого взаимодействия. Хотя ИИ может моделировать разговоры и обеспечивать обратную связь, он не может полностью воспроизводить нюансы человеческого общения и культурного контекста. Изучение языка по своей сути является социальной деятельностью, а межличностные аспекты изучения языка, такие как культурный обмен и эмоциональная поддержка, являются важнейшими компонентами, которые ИИ не может полностью заменить. Поэтому крайне важно найти баланс между использованием технологий искусственного интеллекта и поддержанием значимого человеческого взаимодействия в процессе обучения.

Кроме того, необходимо учитывать этические соображения, касающиеся конфиденциальности и безопасности данных. Системы искусственного интеллекта для эффективного функционирования полагаются на огромные объемы данных, что вызывает обеспокоенность по поводу того, как эти данные собираются, хранятся и используются. Учреждения должны обеспечить наличие надежных политик и практик для защиты личной информации студентов и обеспечения конфиденциальности.

В заключение отметим, что интеграция искусственного интеллекта в процесс преподавания иностранного языка в технических университетах имеет значительные перспективы. ИИ может обеспечить персонализированный, адаптивный и интерактивный опыт обучения, который повышает знание языка и вовлеченность. Он также может помочь учителям, автоматизируя административные задачи и предлагая информацию

об успеваемости учащихся. Однако успешное внедрение ИИ в языковое образование требует решения проблем, связанных с цифровой инфраструктурой, подготовкой учителей, человеческим взаимодействием и конфиденциальностью данных. Решая эти проблемы и используя потенциал искусственного интеллекта, технические университеты могут трансформировать свои программы языкового образования, готовя студентов к коммуникативным навыкам, необходимым для успеха в глобализированном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Искусственный интеллект в образовании: теория и практика" / Под ред. А.Г. Зыбцева, М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2023. https://urait.ru/

2. "Использование искусственного интеллекта в процессе обучения иностранным языкам" / А.Н. Швецов. М.: ЭкоАспект, 2022. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/w40rwgmhpc/187621464.pdf

3. "Методика обучения иностранным языкам с использованием искусственного интеллекта" / М.В. Романовский, А.Г. Зыбцев. М.: Юрайт,

2021. https://urait.ru/

4. "Применение искусственного интеллекта в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе" / А.А. Петров // Вестник Финансового университета. 2023. № 5. С. 12-23. http: //www. fa. ru/org/div/edition/ve stnik/Page s/archive. aspx

5. "Использование чат-ботов на основе искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам" / М.Н. Сидорова // Экономика и управление.

2022. № 6. С. 78-89. https://emjume.elpub.ru/jour

Chakanova M.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

Allagulyyeva M.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

Kochiyeva O.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Abstract: the article discusses the possibility of using artificial intelligence (AI) in teaching foreign languages at a technical university. The main characteristics and features of AI, problems and prospects for its use in higher education are described. Large language models and their possibilities in teaching a foreign language are mentioned.

Keywords: artificial intelligence, foreign languages, technical universities, large language models, education, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.