Научная статья на тему 'Искаженное восприятие системы ценностей современным обществом в контексте проблемы социальной апатии'

Искаженное восприятие системы ценностей современным обществом в контексте проблемы социальной апатии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искаженное восприятие системы ценностей современным обществом в контексте проблемы социальной апатии»

Международный научный журнал «Инновационная наука»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.31

Р.Г.Абдрахимова

Аспирант

Институт экономики финансов и бизнеса Башкирский Государственный Университет г. Уфа, Российская Федерация

ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ

Аннотация:

Важным содержанием современного периода развития общества выступает формирование новых социальных отношений. Наиболее остро ощущается потребность в ясных и определенных социально - нравственных ориентирах. Они позволяют осуществить глубокое обновление в различных сферах жизни общества. Интерес для теоретического анализа проблем социальной апатии представляет социально - философская трактовка духа долженствования, обусловленное характером социальных связей и структурой ценностных ориентиров общества.

Поэтому нравственно - культурное взаимодействие человека и общества способствует искоренению проблемы социальной апатии и инфантильного духа. А это приводит к становлению гуманного духа социальных и духовных связей в целом.

Ключевые слова:

искажение, система ценностей, долженствование, общество, молодежь,культура, развитие цивилизации.

A distorted perception of the value system of modern society in the context of social

apathy.

Abstract:

an important content of the modern period of development is the formation of new social relations.The most acute need in a clear and certain socio-moral guidelines.They allow to carry out a profound renewal in various areas of society.Interest for theoretical analysis of social apathy is the socio-philosophical interpretation of the spirit was due to the nature of social relations and the structure of the values of society.

So moral - cultural interaction of man and society contributes to the eradication of the problem of social apathy and infantile spirit.And this leads to the formation of the humane spirit of social and spiritual relations in General.

Key words:

distortion, system of values, the imperative, society, youth, culture, the development of civilization

В ситуациях глобализации эпохи значение государства коренным образом изменяется. Межгосударственные институты выявляют регулярное давление на социальные структуры. Их целью является уничтожение всего, что способно затормозить движение капитала, включая и духовный, нравственный.

157

№ 1 - 2/ 2015

Таким образом, структура ценностей современного человека в значительной степени, по мнению автора, обусловливается принципами «индивидуализма», оказывающего фундирующее воздействие на само трансформирование форм, ценностей долженствования, делая императивные взгляды долга мало востребованными со стороны общества и поэтому малоэффективными.

Логика индивидуализма, индивидуалистического, прагматического духа ведет к отречению от принципа автономии в пользу принципа независимости - к растворению ценности человеческой жизни в некой общности, зачастую, государственной.

Тезис о разрушении общественных отношений посредством господства консюмеризма имеет свои основы и в срезе долженствования в труде. Речь идет о трансформации общественных отношений, так как механизмы социального долженствования по-прежнему обнаруживают себя, несмотря на то, что функционируют по иной, отличной от давних моделей долженствования, которые консолидировали другие типы социальности и общественного сознания.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный человек не принимает рациональные формы долженствования, но структурируется в соответствии с основными тенденциями общественного развития в сфере экономики и политики через игру, симуляцию.

[1, с. 72]

Говоря о специфике форм долженствования в системе ценностей современного человека, необходимо также упомянуть о российских особенностях. Важнейшее своеобразие состояния духовной и мировоззренческой сферы в России - отсутствие государственной идеологии, или «национальной» идеи, определяющей общее самочувствие нации или народа как основы стабильности общества и важнейшего ресурса развития страны.

Деформация всей системы норм, предписаний и ценностей является неминуемым результатом утраты обществом и властью адекватной оценки окружающей социальной реальности. Совмещается это с активным сломом всех свойственных сознанию людей норм, взглядов и представлений.

Зарождается атмосфера непостоянства жизни, а также возрастает недоверие к государству, его институтам, экономическим и политическим реформам. В дополнение к этому в современном обществе до сих пор не утвердились общественно важные суждения о связи свободы и ответственности, прав человека и обязанностей. Российская специфика является достаточно красочной иллюстрацией тезиса о том, что радикальная модернизация модифицирует эти социальные институты нежелательным и неожиданным образом.

В этих социокультурных условиях все больше россиян стремятся полагаться на самих себя, а это является следствием роста различных проявлений индивидуализма в широком спектре социальных и духовных практик. Также уходят в прошлое традиционные формы защиты (в профессиональной и нравственно-духовной сфере, семье, коллективе). Формы долженствования, ориентированные только на самого себя, вытесняют другие, вследствие чего обнаруживается уменьшение роли традиций и социальных связей, основанные на коллективном духе. А место их занимает индивидуализация, касающаяся объективных (жизненных ситуаций) и субъективных (сознание, идентичность) аспектов жизнедеятельности. [2, с. 96]

Таким образом, механизмом трансформации искаженного восприятия системы ценностей современного общества выступает процесс его социальной и культурной идентификации.

158

Международный научный журнал «Инновационная наука»

В наибольшей перспективе эта тенденция приводит к атрофии общественных связей, неполноценному функционированию социального общества. Еще одним последствием данной тенденции может служить кризис различных форм «Мы - идентичности». Действительно, нынешнее общество предоставляет большие возможности для развития индивидуальности человека, однако это оборачивается также и тем, что «индивидуализированный» современный человек перестает идентифицировать себя с коллективными формами идентичности, «Мы -идентичности. [3, с. 64]

Но человеку свойственно говорить не только «Я», но и «Мы. При этом, индивидуальность современного общества нуждается в новых формах сплоченности, тогда как интегрирующих факторов становится все меньше. И наука, и власть, и рабочий класс, а также армия, семья, церковь, партии и т.д. перестали функционировать на глобальном уровне как безусловные и неприкосновенные институты. Растет волна недовольства, лишающая социальные институты их былого значения.

Разбив корпоративные перегородки, локализовавшие людей к предписанному положению, современность поставила индивида перед задачей построения собственной социальной идентичности, тогда как в традиционном обществе идентичность обреталась коллективно.

Для современного индивидуализма характерно не столько утверждение индивидуальности в ее различии с другой индивидуальностью (утверждении индивида «в своем собственном имени»), сколько обретение независимости каждого в отношение целого, высвобождении из - под коллективного. Этот индивидуализм есть также «индивидуальный эгоизм», в котором каждый рассматривает себя отдельно от общества и человечества, или одной из его совокупностей. [4, с. 72]

Отождествление действующего лица с потребителем, стремящимся достигнуть на рынках труда наибольшего удовлетворения при наименьшей цене, реальным следствием может иметь разрушение общества как системы и утраты соучастия, которое, в свою очередь, несет за собой угрозу утраты индивидуальности современного человека. Это является одним из крайних выражений индивидуализма, который обусловливает характер ценностных преференций современного молодого человека.

Очевидно, что наша современность нуждается в поиске коллективной идентичности, целей. Таким образом, коллективная идентичность кажется афористичной и заменяется она в сознании современного социального общества индивидуальной, так как сама социальная обыденность провоцирует смену в сознании людей гетерономного установления социального статуса, функции, роли, индивидуальным самоопределением на основе указанных выше ценностных ориентации. [5, с. 112]

Итак, в настоящее время, присутствуют почти все приметы цивилизационного кризиса, который является индикатором исчерпанности ценностей современного общества, что служит основой, фундаментом любой культуры. Таким образом, наблюдая за динамикой современного общества, можно предположить, что выходом из этого кризисного состояния является движение в сторону утверждения в сознании современного общества «западных ценностей», являющихся универсальными. Отказ от коллективных целей в пользу личностных, а также принятие социального неравенства как нормального явления уже стали атрибутом представлений современного общества. А это может сопровождаться конфликтом ценностей социальной идентификации, которая разрушает структуру современного социального общества.

159

№ 1 - 2/ 2015

Список использованной литературы:

1. Богословская О.В., Петрова Т.Э., Сенашенко B.C. и др. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века: коллективная монография / О.В. Богословская, Т.Э. Петрова, B.C. Сенашенко и др.; редкол. B.C. Сенашенко и др. М.: РУДН, 2009. - С. 235.

2. Бурдов В.Т. Теория творчества: интеграция, глобализация, диалектика: монография /

В.Т. Бурдов, Т.В. Плотникова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2010. - С. 210.

3. Жиров М.С., Кулабухов Д.А., Мозговая Е.И., Таранова А.Е. Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: монография / М.С. Жиров, Д.А. Кулабухов, Е.И. Мозговая, А.Е. Таранова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - С. 112.

4. Карпушина Л.В., Капцов A.B. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л.В. Карпушина, A.B. Капцов. Самара: Изд-во СНЦРАН, 2009. - С. 252.

5. Новикова В.И. Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности / В.И. Новикова; науч. ред. проф. Е.В. Бондаревская. Таганрог: Изд. центр Таганрог, гос. пед. инта, 2009. - С. 228.

© Р.Г.Абдрахимова, 2015

УДК 130.3

С.В. Мусийчук

к.филос.н., доцент Институт экономики и управления Магнитогорский государственный технический университет г. Магнитогорск, Российская Федерация

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ДУХОВНОГО В СЕРВИСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация

Автор данного исследования, опираясь на концепции проблемы потребления П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Ф. Котлера и Дж. Армстронга раскрывает философскопсихологические аспекты исследования гастрономически-духовного в сервисной реальности.

Ключевые слова

Сервисная реальность, общество потребления, гастрономически-духовные ценности.

Сфера сервиса, является местом соприкосновения социальных и культурных потребностей человека, поскольку по определению направлена на удовлетворение потребностей. Примерно со второй половины XX в. материальное производство и потребление в ведущих экономически развитых странах мира достигло высокого уровня в «постиндустриальном», «информационном» обществе, что дало возможность говорить об «обществе потребления» (Д. Белл, Э. Тоффлер, Е. Масуда, Ж. Бодрийяр). Исследование сервиса важно для определения аксиологических детерминант членов общества.

Главной работой французского социолога Пьера Бурдье (1930 - 2002), посвященной проблеме потребления, является «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» (первое

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.