Научная статья на тему 'Философско-психологические аспекты исследования гастрономически-духовного в сервисной реальности'

Философско-психологические аспекты исследования гастрономически-духовного в сервисной реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-психологические аспекты исследования гастрономически-духовного в сервисной реальности»

№ 1 - 2/ 2015

Список использованной литературы:

1. Богословская О.В., Петрова Т.Э., Сенашенко B.C. и др. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века: коллективная монография / О.В. Богословская, Т.Э. Петрова, B.C. Сенашенко и др.; редкол. B.C. Сенашенко и др. М.: РУДН, 2009. - С. 235.

2. Бурдов В.Т. Теория творчества: интеграция, глобализация, диалектика: монография / В.Т. Бурдов, Т.В. Плотникова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2010. - С. 210.

3. Жиров М.С., Кулабухов Д.А., Мозговая Е.И., Таранова А.Е. Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: монография / М.С. Жиров, Д.А. Кулабухов, Е.И. Мозговая, А.Е. Таранова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - С. 112.

4. Карпушина Л.В., Капцов A.B. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л.В. Карпушина, A.B. Капцов. Самара: Изд-во СНЦРАН, 2009. - С. 252.

5. Новикова В.И. Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности / В.И. Новикова; науч. ред. проф. Е.В. Бондаревская. Таганрог: Изд. центр Таганрог, гос. пед. инта, 2009. - С. 228.

© Р.Г.Абдрахимова, 2015

УДК 130.3

С.В. Мусийчук

к.филос.н., доцент Институт экономики и управления Магнитогорский государственный технический университет г. Магнитогорск, Российская Федерация

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ДУХОВНОГО В СЕРВИСНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация

Автор данного исследования, опираясь на концепции проблемы потребления П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, Ф. Котлера и Дж. Армстронга раскрывает философскопсихологические аспекты исследования гастрономически-духовного в сервисной реальности.

Ключевые слова

Сервисная реальность, общество потребления, гастрономически-духовные ценности.

Сфера сервиса, является местом соприкосновения социальных и культурных потребностей человека, поскольку по определению направлена на удовлетворение потребностей. Примерно со второй половины XX в. материальное производство и потребление в ведущих экономически развитых странах мира достигло высокого уровня в «постиндустриальном», «информационном» обществе, что дало возможность говорить об «обществе потребления» (Д. Белл, Э. Тоффлер, Е. Масуда, Ж. Бодрийяр). Исследование сервиса важно для определения аксиологических детерминант членов общества.

Главной работой французского социолога Пьера Бурдье (1930 - 2002), посвященной проблеме потребления, является «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» (первое

160

Международный научный журнал «Инновационная наука»

французское издание 1979 г.). Автор вводит понятие «символических капиталов» различных групп, искусства и массовой культуры.

Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Ж. Бодрийяр (р. 1929), разработавший концепцию «общества потребления», написавший работу по политэкономии знака. Центральная тема исследований в работе «Общество потребления» потребление как язык современного общества, статус потребляемой вещи, совокупность властных и психологических инвестиций, осуществляемых в сфере потребления. По мнению Ж. Бодрийяра, потребление не является потреблением потребительной стоимости, оно давно стало универсальным социальным языком, который опосредствует все другие отношения, устанавливает закон для самой сферы производства и дает наиболее общий инструментарий для процедур социального различения. Игра потребления не служит для удовлетворения тех или иных потребностей.

В современной науке существуют различные точки зрения, на процессы, протекающие в обществе потребления. Так Ф. Котлер и Дж. Армстронг считают, что процессы, происходящие в сфере культуры, - наиболее глубокая причина желаний и поведения человека. К этому фактору относятся здоровье, питание, обучение, социальное продвижение, семейные традиции и т.д. Факторы субкультуры характеризуются национальными, религиозными, расовыми, возрастными и прочими признаками. Анализируя социальные факторы, в частности групповые, авторы выделяют группы притяжения, группы стремления, группы разобщения, которые оказывают воздействие на психологию потребителя, а, следовательно, должны учитываться при проведении маркетинговых мероприятий. Современные исследователи выделяют как актуальные направления современной сервисной деятельности интеллектуальный капитал предприятий и организаций, а также менеджмент надежной конкурентоспособности [3, с. 135].

В настоящее время ряд трудов опирается на концепцию прагматизма и в этой связи актуализируются исследования направленные на изучение повседневных социальных практик. И в этом плане заслуживает внимания процесс выявления аксиологических функций гастрономически-духовного в сервисной реальности. Через достижения в сфере сервиса возможно сохранение и приумножение духовных ценностей, в том числе и гастрономически-духовных ценностей. Сервис высвобождает человека из среды повседневности и тем самым расширяет пространство свободы и свободного времени, которое представляется возможным использовать с пользой для духовного роста [2]. Наш соотечественник, Г.Р. Державин в своё время прозорливо заметил: Лишь умный век наш мог изведать, / Что в мире назначенье есть:/ Зверям — питаться, людям — есть,/И только избранным — обедать.

Автор книги «Застольная история государства Российского» П. В. Романов, удачно подчеркивает, что «пир — радость, символ единения, способ отметить значительное событие, которое должно органично вписаться в цепочку: ожидание торжества - само торжество - пир» [4]. Отметим, что в данной сентенции выделена эмоционально-духовная составляющая гастрономически-духовного. В трапезе важны все детали - от правильного соуса до приятного собеседника, особенно на этом настаивают французы. В связи с проблемой изучения гастрономически-духовного, отметим, что конвенция о защите нематериальных памятников культуры была принята в 2003 году. Согласно этому

161

№ 1 - 2/ 2015

документу, который подписали 132 страны, занесенные в список национальные культуры и традиции подлежат охране со стороны мирового сообщества.

Как сказал в интервью bbcrussian.com культуролог Кристиан Ланж, эксперты ЮНЕСКО неспроста отметили социальную составляющую трапезы по-французски: сегодня, когда темп жизни невероятно высок, застолье - это единственная возможность для людей перевести дух и поговорить по душам. Как мы видим, с течением времени гастрономически-духовная роль обеда только возрастает. «Во Франции всегда были приняты долгие трапезы, и это - та составляющая национальной культуры, которая до сих пор не утеряна, - говорит Ланж. - Люди собираются не только для того, чтобы вкусно поесть и выпить. Это - встреча, возможность общения, когда никто никуда не спешит. Приглашенные на обед остаются до глубокого вечера и расстаются с полным ощущением того, что обсудили все на свете».

Традиция семейной трапезы, веками помогавшая формированию родственных отношений, в настоящее время редкое явлением. Приметой времени, почти повсеместной становится культура быстрой еды (фастфуда), при этом происходит трансформация гендерных ролей и ослабление семейных связей. И часто это положение усугубляется получающей всё большее распространение стратегией передерживания различных индивидуальных диет. Тем, более значимой является для социума проблема соотношения гастрономически-духовного. В современных исследованиях сервис рассматривается в качестве становящегося вида социальной реальности, его атрибуты претерпевают динамику роста и таких трансформаций, которые усиливают самостоятельное значение сервиса [1, с. 40] . Строение сервисной реальности неизменно включает такие компоненты как: услуга; клиентурность; направленность на удовлетворение потребности в полном объеме и с ожидаемым качеством; сервисономичность и спрос; конкурентная сервисная среда; толерантность отношений сервисантов и клиентов.

Список использованной литературы:

1. Мусийчук С.В. Юмор в тренинге общения по специальности «Менеджмент в массовом питании» // Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» / Под ред. Л.А. Цветковой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. С. 40 -41.

2. Мусийчук С.В., Мусийчук В.В. Алхимия гастрономического и духовного в сервисной реальности прошлого и настоящего // Современные научные исследования. Вып. 2 Концепт. 2014. ART 54951. lac. рег. Эл № ФС 77-49965. ISSN2304-120X.URL: http://e-koncept.ru/2014/54951.htm.

3. Плотникова Е.Б. Менеджмент производства, торговли и сферы услуг (учебно -методическое пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 9. С. 134-136.

4. Романов П.В.Застольная история государства Российского. М.: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2002, С.42.

© С.В. Мусийчук, 2015

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.