Подгорная И.С. ©
Аспирант, институт социальной и политической психологии,
Национальная академия педагогических наук У краины
ИСКАЖЕНИЕ ОБРАЗОВ РЕАЛЬНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ПРИЧИНЫ И
ЦЕЛИ
Аннотация
В статье описывается искажение образов реальности в процессе взаимодействия с медиапространством в качестве особого стиля медиакоммуникации. Раскрываются основные детерминанты и цели его становления. Представлены личностные особенности участников медиапространства, склонных к искажению образов реальности. Приводятся особенности такого способа медиакоммуникации. Стили медиакоммуникации описываются на примере молодежи подросткового возраста.
Ключевые слова: медиапространство, медиасреда, образ, медиакоммуникация,
индивидуальный стиль медиакоммуникации.
Keywords: media, mediaspace, image, mediacommunication, individual mediacommunication style.
Сегодня социальная коммуникация по большому счету основывается на взаимодействии личности со средствами массовой коммуникации. Люди все больше общаются опосредованно. Это особенно касается подростков 14 - 16 лет, так как в этом возрасте общение приобретает ведущее значение. Медиасреда привлекательна для молодежи тем, что представляет собой альтернативу объективной реальности, где можно представлять себя и собственную жизнь по-другому, приписывать себе черты и характеристики, которых в реальности может и не существовать. Это может быть чревато тем, что человек, недовольный определенными аспектами собственной реальности, постепенно заменяет ее виртуальной. Реальная жизнь представляется менее интересной. Куда более важным становится взаимодействие с медиареальностью и виртуальный персонаж. Таким образом, это представляет угрозу социальной активности, самореализации и развитию личности подростков.
Анализ научных исследований
Г. М. МакЛюен описывал медиа с точки зрения внешнего расширения человека. В первую очередь имеется в виду визуальное и аудиальное расширение, с помощью чего возможным становится опосредованный обмен информацией. Однако М. МакЛюен подчеркивает, что сама суть медиа заключается не просто в передаче сообщений, а в создании новой реальности - медиареальности - некого искусственного мира. [7, 149]
Ж. Бодрийяр с позиции философии постмодернизма говорит о гиперреальности -симуляции действительности, цель которой - подмена реальности. [3,81] В. В. Савчук подчеркивает, что медиа представляют собой сообщение личности с медиасредством. В результате этого образовывается коммуникант - некая инстанция обмена информацией. По сути это и есть пользователь медиасредства. Масса коммуникантов, обмениваясь информацией, и создает медиареальность. [6,132] Медиареальность представляет собой постоянный поток образов (П. Вирилио, М. Кастельс, Г. М. МакЛюен, В.В. Савчук), симулякров, подменяющих реальность (Ж. Бодрийяр). В медиасреде реальность полностью погружена в пространство виртуальных образов. [2,30] Это касается и коммуникации в медиасреде, которая также происходит с помощью сообщений-образов - медиакоммуникации. Для того, чтобы нечто реальное стало виртуальным, его нужно перевести в цифровой код. [5] Это в свою очередь подменяет это реальное, становится его симуляцией (Ж. Бодрийяр. В. В. Савчук). В широком смысле образ представляет собой некое воспроизведение объекта. В медиасреде объекты могут
© Подгорная И.С., 2014 г.
воспроизводиться в виде визуальных образов (изображения, видео), аудиальных (аудиозаписи) и текстовых. Специфической формой образа в медиапространстве является виртуальная личность - созданный пользователем виртуальный образ себя. Благодаря особым свойствам медиасреды пользователь может конструировать собственный образ, отвечающий реальности, или же образ, отражающий «желания, неудовлетворенные в реальной жизни». [1]
Наиболее распространенным среди молодежи медиаресурсом для создания образов и обмена ими являются социальные сети. Здесь есть практически неограниченные возможности для конструирования образов и обмена ими с другими пользователями. Создание виртуального образа себя происходит с помощью персональной страницы, куда пользователь заносит личные данные. Эти данные могут быть либо правдивыми, либо искаженными, выдуманными. То же касается и обмена визуальными, аудиальными и текстовыми образами с другими пользователями: могут передаваться либо образы, соответствующие реальным объектам, либо образы, искажающие реальность, неправдивые образы.
При этом цель статьи состоит в раскрытии причин и целей искажения реальности подростками при виртуальной коммуникации.
Изложение основного материала
В процессе медиакоммуникации личность вырабатывает совокупность индивидуальносвоеобразных способов взаимодействия с медиасредой - индивидуальный стиль медиакоммуникации. Он помогает личности наиболее эффективно приспособиться к медиасреде. Как и стиль любой другой деятельности, стиль медиакоммуникации приводит к эмоциональному удовлетворению от нее. [4, 94] Это происходит за счет трансляции в медиапространство образов, в разной степени (приемлемо для пользователя) соответствующих реальности субъекта.
Среди личностных детерминант возникновения индивидуальных стилей
медиакоммуникации основными являются медиасреды тип психической адаптации (основа стиля), личностная направленность, социально-психологическая установка, а также уровень удовлетворенности собственной жизнью. Так же учитывается общий уровень медиакультуры -способности адекватно вести себя в медиасреде. В качестве внешних условий мы рассматриваем свойства медиасреды (анонимность, ограниченность сенсорного опыта, мультимедийность, интерактивность).
При исследовании стилей медиакоммуникации мы рассматривали три основных его параметра, выделенные на основе операционального и ценностно-смыслового компонентов индивидуального стиля по В. С. Мерлину: самопрезентацию (виртуальный образ себя) и установление контактов (на кого направлены образы), отвечающие ценностно-смысловому компоненту; а также коммуникацию (стилевые особенности конструирования образов-сообщений), отвечающую операциональному компоненту.
Для исследования становления и особенностей индивидуальных стилей медиакоммуникации использовались тестовые методики, специально разработанный опросник, содержащий вопросы об особенностях взаимодействия в социальных сетях и конструирования виртуальных образов (анализ надежности подтвердил допустимость его использования: а>0,8). В исследовании приняли участие пользователи социальных сетей в возрасте 14 - 16 лет общим количеством 303 человека. Полученные данные обрабатывались методом кластерного анализа. В результате удалось получить четыре кластера (таблица 1), каждый из которых соответствует определенному стилю медиакоммуникации.
Таблица 1
Конечные центры кластеров
Кластер
1 2 3 4
ШСБ 6,22 3,59 2,81 3,68
тип психич. адапт. 27 43 81 66
направленность 2 2 1 2
с.-п. установка 4,82 8,67 9,83 6,23
теснота взд с медиа 9,96 8,59 8,03 8,06
активность в 10,09 9,14 8,60 7,56
соцсети самопрезент 19,39 12,64 13,74 18,30
устан. конт 19,49 12,45 13,91 11,65
коммуникация 18,67 11,77 12,17 14,30
медиакультура 8,36 11,38 12,74 11,49
Для раскрытия причин и целей искажения реальности в виртуальном пространстве остановимся на рассмотрении кластера 1, совокупность показателей которого мы условно назовем компенсаторным стилем. По результатам исследования, компенсаторный стиль медиакоммуникации используют 22% испытуемых (67 чел. из 303). Средний уровень субъективного благополучия 6,22 стенов по методике М. В. Соколовой, т.е. присутствуют тенденции к неудовлетворенности собственной жизнью. Тип психической адаптации преимущественно интровертивный (27 баллов по методике Юнга). Направленность -личностная (при вводе данных личностную направленность условно метили значением «2»). Социально-психологическая установка - эгоистическая (среднее значение 4,82 при крайних значениях методики 0 - эгоизм, 15 - альтруизм). Теснота взаимодействия с медиасредой достаточно высокая: 9,96 из максимальных 12 баллов по шкале «теснота взаимодействия с медиасредой» авторского опросника. Уровень активности в социальных сетях также высок: 10,09 баллов (интервал значений 9 - 12 по шкале «уровень активности в социальной сети» обозначен как «высокий уровень активности»). Образ себя в сети не соответствует реальность: 19,39 баллов по шкале «самопрезентация» (значения 18 - 24 балла по этой шкале выявляют искажение реальности при конструировании виртуальных образов себя). Контакты устанавливаются преимущественно с виртуальными личностями, с которыми пользователь не знаком в реальной жизни (19,49 баллов по шкале «установление контактов», где интервал значений 18 - 24 обозначен как «преобладание контактов с виртуальными личностями»). Особенности коммуникации в сети отличаются от таковых в реальности (18,67 баллов по шкале «коммуникация», где интервал значений 17 - 21 обозначен как «различие особенностей виртуальной и реальной коммуникации»). Уровень медиакультуры низкий (8,36 баллов по шкале “медиакультура», где интервал значений 6 - 10 обозначен как «низкий уровень медиакультуры»).
Для подробного изучения специфических особенностей разных стилей на основе результатов количественного исследования было проведено качественное с использованием метода глубинного интервью и анализа личного акаунта испытуемого в социальной сети.
По результатам количественного и качественного исследований общая характеристика подростков, использующих при медиакоммуникации компенсаторный стиль, примерно следующая. Это личности, сосредоточенные в основном на собственном внутреннем мире, собственных мыслях и желаниях. Свое окружение они зачастую видят враждебным, «непонимающим». В своем стремлении подогнать его под собственные убеждения они настраивают других против себя. В результате этого уровень удовлетворенности собственной жизнью снижается, появляется ощущение дискомфорта. Так, появляется потребность компенсировать эти ощущения. Наиболее доступным средством для этого является виртуальная реальность, в частности социальные сети, популярные среди подростков, где реальность можно представить по-разному. По результатам корреляционного анализа установлена сильная положительная корреляция между уровнем субъективного благополучия и уровнем соответствия реальности виртуального образа себя (г - 0,659 при р - 0,01): чем ниже уровень удовлетворенности собственной жизнью, тем более транслируемые образы искажают реальность пользователя. Также видна сильная положительная связь уровня субъективного благополучия и соответствия особенностей виртуальной коммуникации с особенностями реальной коммуникации (г - 0,591 при р - 0.01): чем ниже уровень удовлетворенности собственной жизнью, тем более манера виртуальной коммуникации отличается от манеры коммуникации в реальной жизни. То же касается и установления контактов: чем ниже уровень
удовлетворенности жизнью, тем больше контактов в социальной сети устанавливается с теми участниками, с кем испытуемый не знаком в реальной жизни (г - 0,637 прир - 0,01).
Регистрируясь в социальной сети, личность с компенсаторным стилем
медиакоммуникации старается наделить образ виртуального Я желаемыми качествами. [1] По результатам глубинного интервью, все испытуемые с компенсаторным стилем стремятся приблизить свой виртуальный образ к образу идеального Я. Для этого используются разные формы и дополнения к реальному имени или (10%) вымышленные имена. Среди изображений, размещенных на странице, преобладают посторонние, не личные фото (персонажи он-лайн-игр - 37,5%). Если присутствуют личные фото, то чаще всего (62%) это снимки событий, не характерных для повседневной жизни пользователя. С их помощью пользователь старается «подчеркнуть свою исключительность», «показать, что я не такой, как все», «наполнить свою жизнь».
Что касается личной информации, размещенной на странице (родной город, образование, увлечения), пользователи с компенсаторным стилем редко изменяют ее (25%). Чаще (75%) изменяются только значимые для пользователя детали; некоторые данные просто не указываются (49%).
В качестве партнеров по медиакоммуникации пользователи с компенсаторным стилем предпочитаю тех, с кем мало и/или вообще не знакомы в реальности (75%). Среди ответов на вопрос глубинного интервью о причинах такого выбора - следующие: «там меня понимают», «там можно найти единомышленников», «мне с ними интересно» и пр. То есть в сети происходит поиск альтернативного окружения, соответствующего убеждениям и желаниям пользователя.
Коммуникация с участниками социальной сети происходит чаще всего с помощью обмена текстовыми сообщениями. Манера построения сообщений у пользователей с компенсаторным стилем отличается от реальной (87%). Например, если в реальной жизни пользователь излагает свои мысли кратко, то в сети он пишет пространно, используя различные речевые обороты и т. п.
Как и другие стили медиакоммуникации, а также стили иных видов деятельности, компенсаторный стиль возникает тогда, когда личность ощущает эмоциональное удовлетворение от деятельности. [4,95] Принимая в расчет личностные детерминанты и заниженный уровень удовлетворенности жизнью, подобное искажение образов реальности и поиск альтернативного круга взаимодействия совершается с целью достижения эмоционального комфорта, удовлетворения от коммуникации. На вопрос глубинного интервью о причинах передачи искаженный образов реальности в медиапространство, абсолютное большинство испытуемых отвечало, что это приносит им удовольствие и ощущение комфорта («мне так нравится», «иначе не интересно», «таким меня любят мои сетевые друзья и мне так хорошо», «чувствую себя в своей тарелке»).
Выводы
Проведенные исследования показали, что основной детерминантой искажения реальности в вирутальном пространстве является заниженный уровень удовлетворенности личностью собственной жизнью. Среди других личностных детерминант - интровертивный тип психической адаптации, личностная направленность, эгоистическая социально-
психологическая установка. Целью трансляции в медиасреду желаемых (а не соответствующих реальности) образов является достижение ощущения эмоционального комфорта и удовлетворения от медиакоммуникации. Однако проблема состоит в том, что эти ощущения достигаются посредством виртуального взаимодействия, а не реального общения. Для решения этой проблемы необходим поиск новых методов оптимизации взаимодействия личности с медиасредой. Возможно, определенных результатов можно добиться с помощью медиаобразовательных практик, поскольку именно медиаобразование направлено на регулирование взаимодействия личности в медиасреде, а так же критичное отношение к виртуальной реальности.
Литература
1. Жичкина А. Е. Социально-психологические особенности общения в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Gichk_SocPsih.php
2. Кастельс М. Информационная епоха: экономика, общество и культура. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
3. Костина А. В. Интернет-сообщества: что обсуждают в Интернете? От думеров - до фурии. От игнора - до троллинга. М. : Урсс, 2011. 215 с.
4. Леонтьев Д. А. - Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ (под ред. Либина А. В.). М. : Смысл, 1998. - С 93 - 108.
5. Савчук В. В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия (Интервью) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.slideshare.net/ramakaa/ss-4570185
6. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности.СПб : РХГА, 2013. 338 с.
7. McLuhan M. Understanding Media: The Extansions of Man / M. McLuhan. - MA : The MIT Press, 1994. - 389 p.