Научная статья на тему 'ИСЧЕЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: РЕАЛИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРА И БЫТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА XX ВЕКА В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ИЗ ОПЫТА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА'

ИСЧЕЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: РЕАЛИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРА И БЫТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА XX ВЕКА В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ИЗ ОПЫТА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ИСТОРИКО-БЫТОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ XX В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева Светлана Викторовна

Рассматривается историко-бытовой фонд Сергиево-Посадского музея-заповедника, особенности создания выставок и экспозиций в различные периоды деятельности музея; особое внимание уделено перспективам развития краеведческого направления в работе музея, представлена концепция и проект новой экспозиции «Сквозь столетие: Сергиев - Загорск» (культура и быт города конца XIX - 1960-х годов XX в.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VANISHING REALITY: THE REALITIES OF EVERYDAY LIFE, CULTURE AND LIFE OF A PROVINCIAL CITY OF THE XX CENTURY IN THE MUSEUM EXHIBITION. FROM THE EXPERIENCE OF THE SERGIEV POSAD MUSEUM-RESERVE

The article by S. V. Nikolaeva is devoted to the formation, study and presentation of the historical and everyday things fund of the Sergiev Posad Museum-Reserve, representing the everyday reality of the residents of the city of the XX century: household items, furniture, clothing, appliances, documents, photographs, children's toys, needlework, etc.; the features of the collection and the specifics of their use for creating exhibitions and expositions in various periods of the museum 's activity; special attention is paid to the prospects for the development of the local history direction in the museum's work, the concept and project of a new exhibition "Through the century: Sergiev - Zagorsk" (culture and life of the city of the late XIX - 1960s of the XX century), combining thematic-chronological and collectible display of the collection of museum objects using multi-media means, is presented

Текст научной работы на тему «ИСЧЕЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: РЕАЛИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРА И БЫТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА XX ВЕКА В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ИЗ ОПЫТА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА»

RAR УДК 069 ББК79

DOI 10.34685/HI.2022.37.2.003

ИСЧЕЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: РЕАЛИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРА И БЫТ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА XX ВЕКА В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ. ИЗ ОПЫТА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Николаева Светлана Викторовна,

кандидат исторических наук, заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. проспект Красной Армии, 144, Сергиев Посад, М.О., Россия, 141310,

nikolaeva-mus@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается историко-бытовой фонд Сергиево-Посадского музея-заповедника, особенности создания выставок и экспозиций в различные периоды деятельности музея; особое внимание уделено перспективам развития краеведческого направления в работе музея, представлена концепция и проект новой экспозиции «Сквозь столетие: Сергиев — Загорск» (культура и быт города конца XIX — 1960-х годов XX в.). Ключевые слова

Сергиево-Посадский музей-заповедник, краеведческая коллекция, историко-бытовая экспозиция XX в.

Сергиево-Посадский государственный исто-рико-художественный музей-заповедник был организован на основании декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры». В настоящее время Сергиево-Посадский музей-заповедник, хранящий одну из самых известных в мире коллекций церковного искусства, является единственным в Московской области особо ценным объектом культурного наследия народов РФ. Наряду с уникальным собранием церковного искусства музей обладает одной из самых репрезента-

тивных в России коллекций русского народного и декоративно-прикладного искусства, интересными фондами исторических и археологических памятников, а также произведениями изобразительного искусства, в основном, представляющими наследие и современное состояние художественной жизни города конца XIX-начала XXI вв.

Научно-фондовый отдел «История и культура Сергиево-Посадского края XX века», занимающийся историей города и близлежащих территорий, был образован в Сергиево-Посад-ском музее-заповеднике в 1995 г., но краеведческие темы и собирание коллекций, отражающих

местную историю и культуру, присутствовали в работе музея намного раньше. Изучению местной истории, особенно художественных традиций и развития кустарных промыслов внимание уделялось уже в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (далее Комиссия), созданной для подготовки организации музея в 1918 г. Уже на седьмом заседании 14.12.1918 г. был заслушан доклад одного из ведущих членов Комиссии П. Н. Каптерева «О задачах Сергиево-Посадского общества изучения местного края»1. Докладчик представил план работы по изучению края и структуру не только этой работы, но и «намеченного при Обществе Музея», который должен был включать следующие «отрасли: 1) Естественно-научный отдел, 2) Отдел этнографический, 3) Социально-экономический, 4) Историко-археологический»2. При чем, как говорилось в протоколе, «изучению подлежит не только представляющее общий интерес, но и все то, что ценно, хотя бы в масштабе местнаго значения»3. По каждому из названных направлений П. Н. Каптеревым отмечено обилие материала, а также то, что «до сих пор не изученный край, как по своей связи с Лаврой, так и по некоторым естественно научным и этнографическим особенностям, представляет исключительной ценности интерес»4. Поскольку доклад был составлен еще до образования Комиссии, в протоколе зафиксировано, что «часть намеченных задач теперь отходят к Комиссии по охране Лавры»5.

Сотрудники музея принимали непосредственное участие в краеведческой деятельности, активизировавшейся в городе после Всероссийской краеведческой конференции, состоявшейся 12-20 декабря 1921 г., на которой было принято решение о создании Ассоциации научных учреждений, обществ и отдельных ученых Республики6,

1 Архив Сергиево-Посадского музея-заповедника (далее Арх. СПМЗ НА или Арх. ОУ СПМЗ). ОУ СПМЗ. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 24 об.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. Л. 25.

5 Там же.

6 Ассоциация не была создана, руководящим органом

краеведческой работы в стране стало Центральное

возглавлять которую должна была Российская Академия наук. Первое послереволюционное десятилетие С. О. Шмидт назвал «Золотым веком краеведения»7: это был не только энтузиазм на местах, краеведение первой трети XX в. отличала «тесная взаимосвязь с "большой наукой", с академическими учреждениями и учеными. Этот существенный фактор способствовал внесению в краеведческую работу научно-методических принципов и приданию ей подлинно научного характера. В краеведческом движении отразились лучшие качества отечественной интеллигенции: ее патриотизм и демократизм, стремление к просвещению широких народных масс, верность высоким нравственным идеалам. В первые годы Советской власти краеведческое движение продолжало развиваться еще более высокими темпами, чем в дореволюционный период, и стало неотъемлемой частью общественной, культурной и научной жизни страны. Именно краеведение многие представители российской интеллигенции считали важной формой проявления творческой инициативы и, в известной степени, свободы личности в условиях установленной "диктатуры пролетариата"»8. История краеведения в Сергие-ве в 1920-х годах полностью соответствует этому тезису.

Сергиевское Общество изучения местного края (далее Общество) было организовано в 1922 г. при Педагогическом техникуме по инициативе заведовавшего им Н. Н. Иорданского, А. Д. Шаховской и М. В. Шиком. Серьезным вкладом в развитие краеведения можно считать издание в 1925 г. статистико-экономического сборника «Сергиевский уезд Московской губ.»9, подготовленного Обществом. В сентябре была проведена первая уездная краеведческая конфе-

бюро краеведения (ЦБК), работавшее при РАН с 1922 до 1925 г., когда ЦБК было передано в ведение Главнауки (Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями), входившего в состав Народного комиссариата просвещения (Наркомпросса) с 1921 до 1930-х годов.

7 Шмидт С. О. Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество. М., 1990. Вып. 1. С. 11-27.

8 Соболев В. С. Нести священное бремя прошедшего: Российская академия наук. Национальное культурное и научное наследие. Спб., 2012. С. 305.

9 Сергиевский уезд Московской губ. Статистико-экономи-ческий сборник. Сергиев, 1925.

ренция, определена структура и перспективные задачи Общества, одной из которых стало создание Музея Сергиевского края «в помещении, специально предоставленном для этой цели Комиссией по охра не б. Лавры»10.

В организации Сергиевского историко-ху-дожественного музея активное участие приняла творческая интеллигенция города. В Комиссии по охране памятников работали художники М. В. Боскин, В. И. Хрустачев, В. Ф. Мей, В. И. Соколов, таким образом, устанавливалась органичная связь музея с художественными традициями и культурной жизнью города. В 1920 г. в Сергиевском музее состоялась первая выставка изобразительного искусства, посвященная иконографии Лавры; второй, в 1922 г., стала выставка местных кустарных изделий11. (Илл. 1.).

Илл. 1. Выставка кустарей в Сергиевском музее. Казначейский корпус Троице-Сергиевой лавры. 1922 г.

Выставка просуществовала до конца 1924 г. и входила в структуру музея12. Затем часть произведений осталась в музее, в котором с 1922 г.

появился кустарный отдел13. Другая часть экспонатов была передана в Общество изучения местного края14 и стала основой для комплектования фондов нового Музея Сергиевского края. Помещения для этого музея были выделены Комиссией в Лавре, в здании Царских Чертогов. Для посетителей он был открыт в январе 1927 г., директором стала В. Н. Мордвинова, а в его правление как члены Общества по изучению местного края входили В. Д. Дервиз и А. Н. Свирин. При этом с 1922 г. в структуру Сергиевского историко-художественного музея был введен кустарный отдел. В тезисах доклада о развитии музея, подписанных В. Д. Дервизом 14.06.1924 г., этот отдел упомянут восьмым по счету подразделением музея15. В этом же документе было отмечено, что в силу недостатка средств музею не все удалось открыть «давно намеченные» отделы местного края и революции, и «ввиду существования в Сергиеве Общества изучения местного края, устраивающего свой музей, Комиссия получила разрешение музейного отдела16 предоставить Обществу помещение, намечавшееся для указанных двух отделов, для устройства музея местного края»17.

Таким образом, уже в это время в работе по изучению местной истории наметились два аспекта: «художественный», который начал ре-ализовываться в историко-художественном музее и собственно «краеведческий», для которого создавался Музей Сергиевского края. Однако изменения в государственной политике внесли коррективы, и музейному краеведению был уготован более сложный путь развития.

В связи с усилением антирелигиозной пропаганды в стране в 1929 г. произошла реоргани-

10 Там же. С. 373.

11 Выставка открылась 1 мая 1922 г. в помещении бывших иконописных мастерских Казначейского корпуса. Сергиевское отделение кооператива «Наука и культура» представило на выставку 100 образцов. 50 образцов было приобретено со скупочного пункта ГУМа, располагавшегося в стенах Лавры. Участниками выставки были мастерские бывшего Московского губернского земства, местные кустари, игрушечники сергиевской промартели, богородские резчики, ремесленная школа Московского отдела народного образования (далее МОНО), бывшего Московского губернского земства, художники города.

12 В Донесение Комиссии № 1174 от 18.10.1922 г. в Отдел по делам музеев и охране памятников старины Нарком-просса РФ выставка названа одним из отделов музея. ГИМ. 86042/3; Арх. 2576; Ф. 54.Оп. 1. Ед. Хр. 835. Л. 188.

13 О развитии отдела и формировании коллекции народного и декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея см.: Горожанина С. В. Начало пути. К истории отдела «Русское народное декоративно-прикладное искусство XVII - XXI вв.»// Материалы научной конференции. В процессе издания.

14 Доклады. 1969 г. С. 32.

15 Арх. ОУ СПМЗ. Оп. 2. Ед.хр. 49. Л. 12.

16 Имеется в виду Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РФ, вернее, Московская коллегия этого Отдела, в подчинении которой находилась Комиссия.

17 Там же. Л. 12 об.

зация Сергиевского историко-художественного музея в историко-краеведческий и антирелигиозный и передача его из республиканского ведения в областное, в подчинение Московского отдела народного образования18. Согласно новым установкам, художественные ценности музея стали рассматриваться только как иллюстративный материал к определенным этапам исторического развития. Были свернуты художественные экспозиции19. Появились новые отделы, например, в 1929 г — историко-революционный и бытовой20. Перепрофилирование музея привело к забвению исследовательской работы в области изучения художественной культуры, изменилось и отношение к краеведению, от научных принципов к «прикладным»21. В декабре 1930 г. в решениях Всероссийского музейного съезда было утверждено понятие о музее как политико-просветительном учреждении, поставлена задача создания отделов социалистического строительства и активного участия в пропагандистских политических кампаниях, от музея требовали изменений в работе для «тесной увязки» с общим пятилетним планом. Вместе с тем, реорганизация сделала логичным объединение музея в октябре 1929 г. с Музеем Сергиевского края, который испытывал значительные организационные и финансовые трудности22. В проекте Плана коренной реорганизации музея (середина 1929 г.) отмечается «необходимость расширения ряда отделов в сторону охвата местного краеведческого материала и вытекающая отсюда целесообразность слияния Серг. Краеведческого музея с Сергиевским Государственным Музеем

18 МОНО, 1 октября 1929 г. Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/50. Л. 22. В связи с переименованием города музей в 1930-1991 гг. назывался Загорским, с 1991 г. - Сергиево-Посадский.

19 Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/45. Л. 33.

20 Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/54.

21 «...По мере развития процесса послевоенного восстановления народного хозяйства, усиления принципов всемерной централизации в руководстве страной, на местах краеведческим исследованиям начали придавать все чаще научно-прикладной характер, подчинять их изучению и решению конкретных вопросов хозяйственного строительства.». Соболев В. С. Указ.соч. С. 318.

22 Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/45. Л. 12, 28; НА-1/50.

в качестве подотдела последнего»23. Коллекции пополнились кустарными изделиями местных мастеров (игрушка, резьба по дереву, лаковая роспись)24. Реорганизация музея, изменение приоритетов его деятельности сопровождались полной сменой кадров. На место блестящих знатоков русской культуры, профессиональных исследователей пришли сотрудники без опыта музейной работы, в большинстве своем не имевшие не только специальных знаний, но и должного образования, подчас резко отрицательно оценивавшие результаты деятельности своих предшественников25, активно взявшиеся за передел музея. Однако в полной мере и на достойном уровне новые планы не были осуществлены.

Тенденции преодоления кризиса в работе музея наметились к концу 1930-х годов. Положительную роль сыграло изменение его ведомственного подчинения: в 1936 г. музей был передан Управлению по делам искусств, сначала при Мо-соблисполкоме, с 1940 г. — при СНК РСФСР26, что позволило постепенно вернуть музею профиль художественного. На все 1950-е годы и по-

23 План коренной реорганизации Государственного Сергиевского историко-художественного и бытового музея в музей-лавру, музей церковно-монастырской культуры. ГИМ (Государственный исторический музей) 86042/5; Арх. 2576; Ф. 54. Оп. 1. Ед. хр. 835. Л. 6; Краткий производственный план музея на 1929-1930 гг. Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/48. Л. 1.

24 Арх. ОУ СПМЗ. Оп. 2. Ед.хр. 16. В 1939 г. на территории Лавры был размещен Музей народных художественных ремесел (МНХР), куда были переданы из Загорского музея большинство предметов народных промыслов, вернувшиеся в его фонды после передачи МНХР на правах отдела Загорскому историко-художественному музею распоряжением СНК РСФСР от 15.07.1941 г.

25 Несмотря на высокую оценку работы музея и организации его административного управления комиссией Главнауки в июне 1926 г., уже весной 1928 г. в печати началась кампания против музея и его сотрудников, особенно Ю. А. Олсуфьева и В. Д. Дервиза. В мае 1928 г. были арестованы 80 человек по «Делу антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», среди них оказался сотрудник Комиссии Део-мид Егоров и бывшие монахи Лавры, служившие в охране музея. Ю. А. Олсуфьев вынужден был скрыться из города и вскоре его заочно уволили из музея. Тогда же ушел с поста директора В. Д. Дервиз, в 1929 г. уволились В. И. Соколов и А. Н. Свирин. Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/45. Л. 1; НА-1/56. Л. 1.

26 Арх. СПМЗ. Инв. НА-1/67, НА-1/78.

ловину следующего десятилетия основным направлением деятельности стало комплектование фондов, причем приоритетными оставались коллекции народного и современного декоративно-прикладного искусства, формирование которого началось в 1920-е годы. В 1951 г. Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР утверждено Положение о музее, в соответствии с которым за ним закреплялся статус культурно-просветительного и научно-исследовательского учреждения всесоюзного значения27. Изучение истории края в музее до конца XX в. было представлено почти исключительно темами, связанными с художественной жизнью города; комплектование, соответственно, включало работы художников изобразительного и декоративно-прикладного искусства, также регулярно проводились выставки работ современных художников, проживавших в городе и районе28.

В конце XX в. стала очевидной необходимость систематического пополнения коллекций, отражающих экономическую, социальную историю города и края, а также сохранение предметов повседневного обихода, архивов и других мемо-рий, не только связанных с выдающимися персонами, но и представляющие постепенно исчезающие типические черты повседневности и быта горожан. Большую роль в организации краеведческого отдела в музее сыграла инициатива краеведов города, любителей истории, долгое время добивавшихся создания городского краеведческого музея. Благодаря их усилиям были собраны материалы для организации выставки «Загорск в годы Великой Отечественной войны», к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, которая разместилась во Дворце культуры им. Ю. А. Гагарина. На основе собранного для выставки фонда был создан краеведческий отдел Сергиево-Посадского музея, позже названный отделом «История и культура Сергиево-Посад-ского края XX века», руководителем которого стала Л. В. Гирлина, возглавлявшая работу краеведческого клуба «Хронос». Для краеведческих экспозиций и выставок в 1998 г. муниципалитет передал музею здание детского сада в историче-

ской части города (Овражный пер., 9а). В 2017 г. на здание Краеведческого корпуса музея-заповедника распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Здание детского сада фабрики им. Р. Люксембург, 1937 г.». Это было одно из первых в СССР зданий нового типа, построенных по специально разработанному проекту для детских учреждений (как образец представлено в 1940 г. в журнале «Стройка в СССР»). Детский сад был также первым кирпичным гражданским зданием, построенным в городе после 1917 г.29 (Илл. 2.).

Илл. 2. Детский сад трикотажной фабрики им. Розы Люксембург. 1937 г. В настоящее время объект культурного наследия регионально го значения, в котором расположена экспозиция Сергиевг-Посадокого музея-запогедника, посвященная истории города.

В настоящее время в Краеведческом корпусе располагаются постоянные экспозиции и выставки музея (более 1600 предметов на площади около 250 кв. м), посвященные жизни города и быту горожан конца XIX-XX в. Это единственное место, где на основе подлинных документов, предметов быта и художественных произведений можно получить представление о жизни провинциального города и его обитателей. Антропологический подход к созданию историко-культурных экспозиций особенно востребован в настоящее время, однако его реализация

27 Архив СПМЗ. Инв. НА-1/165а.

28 Немногие выставки этого времени носили не только ху-

дожественный, но и краеведческий характер, например выставка 1984 г. «Фаворские в Загорске. 1919-1939».

29 (С 1937 г. здание неоднократно перестраивалось, с 1997 г. капитально не ремонтировалось, в настоящее время нуждается в полной реставрации и восстановлении первоначального облика, замене инженерных сетей, приспособлении интерьеров для музейного использования, а также благоустройстве прилегающей территории.

в новых актуальных формах требует увеличение

30

экспозиционного пространства30.

Таким образом, в конце 1990-х годов музей органично вернулся к систематическому исследованию и представлению местной истории, возродив изначальную для краеведения традицию, концептуально изложенную академиком Н. Я. Марром в 1925 году в журнале «Научный работник»: краеведение — это не только научный метод, это и особое общественное мышление; источник новых данных для обоснования научных положений, который требует бережного и осторожного обращения31. Возможно, длительное отсутствие интереса к краеведческим темам у научных сотрудников музея можно объяснить «коллективной памятью» о неудачном опыте краеведческой работы в музее в 1930-х годах в условиях жестких идеологических установок, неизбежно приводивших к стандартизации, схематичности в создании экспозиций, ограни-

32

ченности тематики32.

Создание краеведческого отдела способствовало переходу к систематическому комплектованию коллекций, отражающих историю края, жизнь и быт жителей провинциального города, события и «повседневность» уходившего века. Одной из форм осуществления этой работы было (и есть) проведение тематических выставок33, сбор материала для которых расширял круг по-

тенциальных источников для создания коллекций и постоянных экспозиций. (Илл.3.)

30

31

32

33

В связи с недостатком в музее помещений для хранения фондов, большую часть площадей Краеведческого корпуса в настоящее время занимают фонды различных коллекций (более 90 тыс. предметов).

Цитируется по: Соболев В. С. Указ. соч. С. 315.

Материалы по экономике фрагментарны, по природно-географическим направлениям полностью отсутствуют.

Каждая из существующих ныне постоянных выставок имеет одну или несколько «предшественниц», экспонировавшихся временно, благодаря чему отрабатывались приемы экспонирования и выверялся состав экспонатов: 1995 г. - «Загорчане в годы войны», 1996 г. «Князья Трубецкие в нашем крае», 1997 г. - «Сергиев Посад на рубеже Х1Х-ХХ вв.», 1998 г. - «Сергиев Посад. Начало XX в. Картинки городской жизни», 1999 г. - «Рождество и Новый год в Сергиевом Посаде», «Куклы и машинки», «Сергей Трубачев (диакон Сергий) - дирижер и церковный композитор», 2000 г. - «Вещи рассказывают», 2001 г. - «В годы войны», 2002 г. - «Голицыны в Глинкове», 2004 г. - «Даешь завод!», 2006 г. - «Наброски по памяти. 1950-е годы», 2007 г. - «Сергиев Посад в жизни П. А. Флоренского», «Война и мы».

Илл. 3. Фрагмент краеведческой экспозиции 1998 г.

Большое внимание сотрудники отдела уделяли общению с жителями города, обследованию городских и частных архивов (очевидный вклад в эту работу внесли Л. В. Гирлина, В. В. Протопопова, Е. В. Видная). Поскольку фонды музея не позволяли всесторонне раскрыть события истории страны, отразившиеся в жизни города, основным в комплектовании стало культурно-бытовое направление. Собирательская и выставочная работа позволила через 10 лет выстроить систему хронологически последовательных постоянных выставок, отражающих отдельные культурно-бытовые аспекты истории города: «У Троицы в Серпевом Посаде» (конец XIX-на-чало XX в.) (Илл. 4.), «От революции до войны» (1917-1941 гг.), «В годы войны» (1941-1945 гг.); «Душа хранит воспоминания» (1950-е годы) (Илл. 5.).

Илл. 4. фрагмент постоянной выставки «У« Троицы в Соргiевом Посаде» (конец Х1Х-начало XX в.). 2011 г.

Илл. 5. Фрагмент постоянной выставки «Душа хранит воспоминания. 1950-е годы». 2014 г.

Небольшой раздел «Война и мы», завершающий выставку «В годы войны», посвящен жителям города, участникам локальных войн XX в.

В настоящее время основные фонды краеведческой коллекции составляют более трех с половиной тысяч предметов, научно-вспомогательные — около полутора тысяч предметов; включают документы, фотографии, предметы мебели, посуды, одежды, бытовой техники, книги, живопись, графику. Ведется работа по систематизации коллекций и атрибуции предметов.

Выставки, посвященные событиям и явлениям локальной истории с 2010-х годов и до настоящего времени, служат задаче накопления материала для создания новых постоянных экспозиций, восполнения имеющихся в собрании лакун34. Темы исследовательской работы сотруд-

34 2013 г. - «Весна света» (к 140-летию М. М. Пришвина, артефакты, авторские фотографии, книги периода жизни писателя в Сергиеве/Загорске в 126 - 1937 гг.); 2016 - «На главной улице города» (облик, жители, значение ул. Московской и Переяславской в конце XIX- начале XX в.), «Загорск - город-госпиталь» (медицинская служба в городе период Великой Отечественной войны); 2017 г. - «Пафос и символ» (к 100-летию Октябрьской революции, худо-

жественный образ эпохи, а также артефакты, документы, персоны, отразившие период установления и первых лет Советской власти в городе); «Журавлиная родина» (от замысла М. М. Пришвина до организации природного заказника в Талдомском и Сергиево-Посадском районе в 1979 г.); «Игрушки нашего детства» (1930-е - 1970-е годы, типичные игрушки и детские принадлежности, включая разработки находившегося в Загорске Всесо-

ников отдела также корреспондируются с тематической структурой будущей экспозиции.

В 2019 г. был создан эскизный проект новой экспозиции «Сквозь столетие: Сергиев — Загорск» (культура и быт города конца XIX — 1960-х годов XX в.)35. Новая экспозиция, благодаря значительному увеличению площади и изменению топографии размещения залов, а также использованию индивидуально разработанного оборудования, позволит принципиально изменить характер представления материала. При сохранении всех основных тем, апробированных и востребованных, прошедших «отбор» посетителем, представлены они будут в ином формате. Поскольку, как отмечалось выше, музей располагает в основном коллекциями предметов, отражающих культурно-бытовую сторону жизни различных периодов XX в., экспозиция строится по программе отдельных выбранных тем с соблюдением хронологического принципа. Образный подход к построению экспозиции обозначен в названиях залов и разделов: «Провинциальный город: частная жизнь» (конец XIX-начало XX в.), «Начало новой эпохи» (1917-1920-е годы); «Новый быт» в старом городе (1920-е-1930-е годы); «Идет война священная» (1941-конец 1940-х годов.); «Я люблю тебя, жизнь!» (1950-е-1960-е годы).

Поскольку экспозиция располагается в историческом здании детского сада, обособлена тема «Советское детство» (1920-е-1960-е годы), которая раскрывается в единственном зале первого этажа, который связан с просторной рекреацией входной зоны, предназначенной для проведения

юзного научно-исследовательского института (ВНИИ) Игрушки и продукцию Загорской фабрики игрушек); 2018 г. - «Первый в городе» (к 100-летию Детского сада № 1, в здании которого располагается Краеведческий отдел музея); «Отражающие время» (к 100-летию Сер-гиево-Посадского отделения Союза журналистов), «Любите ли вы театр?» (театральная история города XX в); 1920 г. - «События, люди, история» (к 25-летию Краеведческого отдела. По результатам собирательской работы); 2021 г. - «Первый даритель музея. Анатолий Александрович Александров и его коллекция» (к 160-летию организатора первого частного музея в городе, завещавшего всю свою коллекцию Сергиевскому музею), «Время. Космос. Человек» (к 60-летию первого полета в космос, о вкладе предприятий района в развитие космической отрасли).

35 Исполнен ООО «Экспо-Арт» на средства бюджета Московской области.

различных культурно-просветительских мероприятий, включая детские праздники. Отдельно, в выставочном зале второго этажа, представлена тема локальных войн 1970-х—1980-х годов «Война и мы». Выставка предусматривает возможность мобильной реэкспозиции.

В каждом зале предлагается сочетание «повествовательного» последовательного рассказа о времени и людях того или иного периода XX в., но, при этом, создаются «сценографические» акценты, задающие направление развития «сюжета», аспект темы. Например, в экспозиции второго зала «Провинциальный город: частная жизнь» таким центром станет реконструкция интерьера столовой-гостиной, воспроизведенная по фотографиям одного из посадских купеческих домов. Особый подход найден к раскрытию темы Великой Отечественной войны: центральными разделами экспозиции зала стали два комплекса: «Госпиталь» и «Письма с фронта». Поскольку город Загорск не находился в зоне боевых действий и был известен как город-госпиталь, музей располагает значительным собранием документов и предметов по медицине. При этом жители города воевали почти на всех фронтах, и сотрудникам отдела удалось собрать большой фонд фронтовых писем. Первый комплекс, «Госпиталь», представляет собой выгородку, за ней расположена инсталляция «операционная» на фоне проекций подлинных фотографий, в которую посетитель «заглядывает», приоткрыв деверь. Второй комплекс организован вокруг репродукция написанной в Загорске картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта», для которой позировали местные жители. В комплекс включена мультимедийная составляющая — несколько экранов, на которых в режиме ожидания «всплывают» из темного фона изображения писем из музейной коллекции, а в режиме использования тач-скрина они последовательно будут доступны для чтения и рассмотрения. (Илл. 8.).

Подлинные предметы (письма, открытки, документы, мелкие вещи-подарки, отправлявшиеся на фронт) демонстрируются в витринах, имеющих форму больших закрытых шкатулок, при открывании которых экскурсоводом или посетителем включается подсветка.

Поскольку почти все экспонаты связаны с повседневной жизнью горожан, домашним бытом, культурным досугом и межличностным отношениям для «удержания» внимания посе-

Илл. 8. Фрагмент проекта новой экспозиции. Раздел «Идет война священная» (1941-конец 1940-х годов.). 2019) г. Тематическое и коллекционное экспонирование. Использование мультимедийного оборудования.

тителя и мотивации его к продолжению осмотра экспозиции, необходимо усиление эмоционального воздействия на его восприятие, которое будет внешне превалировать над информативностью визуального ряда. Создание атмосферы «причастности, узнаваемости» должно настроить на восприятие информации о самых простых предметах, помочь увидеть в них знаки времени и провоцировать желание получить более сложную информацию. В каждом зале присутствует «реальность, сошедшая с фотографии»: создаются реконструкции интерьеров, натюрмортов, гардероба персон, изображенных на фотогр афи-ях разных периодов. Для усиления эмоциональности применяется световое и цветовое выделение экспонатов и объектов.

Мультимедийный контент предусматривает инклюзивные моменты. Например, во втором зале «Провинциальный город: частная жизнь» на тач-экране, встроенном в бокс, выполненный в виде платяного шкафа (Илл. 6.), посетитель самостоятельно сможет сделать фотографию в исторической одежде или виртуально примерить ее, отправив фото себе на почту или в киоск в фойе для приобретения сувенирного магнита с изображением.

В экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, разместится тач-стол с интерактивным контентом «Эвакуация музея», «Эвакуация завода». В этом же зале предусмотрен интерактивный «шкаф-картотека»: тач-экран с загрузкой информации об участниках военных действий и тружениках тыла, контент которого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Илл. 6. Фрагмент проекта новой экспозиции. Раздел «Провинциальный город: частная жкзнь» (конецХ1Х-начало XXX в.). 2019 г. Тематическое и коллекционноеэкспонирова-ние. Использование мультимедийного оборудования.

Мультимедийные (видео-аудио) средства также используются в экспозиции для создания эффекта «дополненной реальности». Применение их ограничено, поскольку главными в экспозиции остаются артефакты, а главной задачей в работе с посетителем — привлечение внимания к ним и помощь в понимании их ценности и аутентичности. Например, в зале «Советское детство» в подтеме «Семейный детский праздник» в экспозиционной реконструкции интерьера комнаты 1960-х годов «присутствует» гологра-фическое изображение «хозяйки» дома и звучит ее рассказ о небольшом эпизоде семейной истории. В зале «Начало новой эпохи», посвященном 1920-1930-м годам, в подтеме «НЭП. Лавка СМЫЧКИ» экспозиционным центром является витрина-стол, оборудованная 2 тач-экранами с переменной прозрачностью. (Илл. 7.)

позволяет сотрудникам музея включать дополнительные сведения из семейных архивов посетителей.

Одной из особенностей краеведческих собраний является наличие многочисленных вариантов серийных предметов обихода, техники, большое число фотографий, периодических изданий и документов на одну тему, необходимых для объективного рассказа о времени и распро-страненнотти их бытования. В новой экспозиции задача преставления этих «массовых» материалов и тиражных предметов решается двумя способами: коллекционным показом отдельных разделов и подтем и введением в экспозицию электронных носителей с соответствующим контентом. В зале «Провинциальный город. Частная жизнь» в комплексе с экспозицией видов города и реконструкцией фотоателье будет представлена коллекция фотоаппаратов конца 1900-х-1990-х годов; в зале, посвященном 1950-м-1960-м годам, «Я люблю тебя, жизнь!», значительное место займет экспонирование коллекции радиоприемников; коллекция писем с фронта будет доступна посетителю в оцифрованном виде на мониторе.

В комплексах открытого (без витрин, за прозрачными экранами) экспонирования информация о предметах и содержании объекта представляется в электронной этикетке, содержащей топографических план объекта с размещением экспонатов, при выделении которых открывается пояснительный текст.

Илл. 7. Фрагмент проекта новой экспозиции. Раздел «Начало новой эпохи» (1920-е годы). 2019 г. Тематическое и коллекционное экспонирование. Использование мультимедийного оборудования.

На экранах представлены черно-белые фотографии товаров, прикосновение к которым делает экран прозрачным и «открывает» реальные экспонаты, далее при нажатии на соответствующие точки высвечивается информация о предмете: проиаводство, реализация и использование; при этом из колонок направленного звука слышатся голоса покупателей и продавца. Почти все разделы экспозиций сопровождаются аудиозаписями в формате направленного звука (скрип открывающейся двери в «операционную» в разделе «Госпиталь» зала « Идет Война Священная»,

голос учителя в разделе «Школьный класс» в зале «Советское детство»; фрагменты популярных радиопередач и песен в разделе «Жилая комната 1950-1960-х годов» в зале «Я люблю тебя, Жизнь!» и др.).

Необходимым дополнением экспозиции, посвященной истории города, станет окружающая его территория, являющаяся неотъемлемой частью здания как объекта культурного наследия. До настоящего времени в парковой зоне сохранились насаждения начала и середины XX в. В настоящее время здесь проводятся образовательные и культурно-массовые мероприятия с различными категориями посетителей, создана на основе музейных археологических экспедиций интерактивная реконструкция финно-угорского поселения. Проектом благоустройства территории предусмотрено ее развитие как ретро-парка с интерактивными тематическими зонами: концер-тно-лекционной (тип открытого зала со сценой-ракушкой), танцевальной (танц-пол и беседка для оркестра), игровой (оборудование площадок для игр, популярных в 1950-1960-х годах). В перспективе дополнительным объектом («аттракционом» парка) станет зона археологической реконструкции в формате исторического лабиринта. Создание парка особенно актуально в связи с очевидным недостатком в центре города мест для познавательного и детского туризма и культурного досуга.

В заключении отметим актуальность различных аспектов представления локальной истории не только в собственно краеведческих и муниципальных музеях, но и в многопрофильных исто-рико-художественных региональных музеях, поскольку это направление работы ориентировано не только и не столько на разового посетителя-туриста, а, прежде всего, на местных жителей. Таким образом, реализуется миссия музея по сохранению не обезличенной истории фактов и событий, а живой памяти «в лицах», что увеличивает потенциал гуманитарного этического и патриотического влияния музея на местное сообщество, прежде всего на детей и молодежь. Через личную, семейную причастность к истории места формируется эмоциональная привязанность к малой родине, гражданская позиция и общественно значимое отношение к наследию прошлого, что также способствует укреплению связей между поколениями.

Список литературы

1. Николаева С. В. Троице-Сергиева монастыря и его коллекций,

2. Николаева С. В. История Сергиево-Посад-ского музея-заповедника.

3.Сергиев Посад. Взгляд сквозь века. Сост. и гл. ред. Николаева С.В. Сергиев Посад : Ремар-ко, 2009. 308 с.,

4. Сквозь столетие: Сергиев — Загорск (культура и быт города конца XIX — 1960-х годов XX в.). Проекта музейной экспозиции.

VANISHING REALITY: THE REALITIES OF EVERYDAY

LIFE, CULTURE AND LIFE OF A PROVINCIAL CITY OF THE XX CENTURY IN THE MUSEUM EXHIBITION. FROM THE EXPERIENCE OF THE SERGIEV POSAD

MUSEUM-RESERVE

Nikolaeva Svetlana Viktorovna,

PhD, Deputy Director General for Scientific Work of the Sergiev Posad State Historical

and Art Museum-Reserve Avenue of the Krasnaya Armiya, 144, Sergiev Posad, Moscow, Russia, 141310

nikolaeva-mus@yandex.ru

Abstract

The article by S. V. Nikolaeva is devoted to the formation, study and presentation of the historical and everyday things fund of the Sergiev Posad Museum-Reserve, representing the everyday reality of the residents of the city of the XX century: household items, furniture, clothing, appliances, documents, photographs, children's toys, needlework, etc.; the features of the collection and the specifics of their use for creating exhibitions and expositions in various periods of the museum 's activity; special attention is paid to the prospects for the development of the local history direction in the museum's work, the concept and project of a new exhibition "Through the century: Sergiev - Zagorsk" (culture and life of the city of the late XIX - 1960s of the XX century), combining thematic-chronological and collectible display of the collection of museum objects using multi-media means, is presented.

Keywords

Sergiev Posad Museum-Reserve, local history collection, presentation of a new historical and household exposition of the XX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.