Научная статья на тему 'Иркутский инженер-архитектор К. В. Миталь (1877–1938)'

Иркутский инженер-архитектор К. В. Миталь (1877–1938) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
564
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРН / КОНСТРУКТИВИЗМ / ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ / НЕОКЛАССИКА / ARCHITECTURE / SHAPING / MODERN / CONSTRUCTIVISM / POSTCONSTRUCTIVISM / NEOCLASSICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисицин Василий Геннадьевич

Постройки в стиле конструктивизма и постконструктивизма г. Иркутска демонстрируют тот социокультурный и исторический генезис, который претерпел в российской провинции стиль конструктивизм – ведущий стиль архитектурного авангарда первой трети ХХ века. Часть подобных построек принадлежит авторству практически неизвестного, но творчески активного и плодотворно трудившегося иркутского инженера-архитектора К.В. Миталя, поляка по происхождению, прожившего в Иркутске всю свою жизнь. На примере его судьбы можно проследить историю принудительной трансформации принципов архитектурной деятельности, а также профессионального мышления в период первой трети XX века. Исследование алгоритмов творческого пути К.В. Миталя, особенности получения им – сыном польских ссыльных, образования в дореволюционный период, характер применения этих знаний в послереволюционный период, архитектурные события советского времени, изучаемые в контексте эпохи, дают важный материал для понимания механизмов функционирования профессии архитектора в крупных провинциальных советских городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK ENGINEER AND ARCHITECT K.V. MITAL (1877-1938)

Buildings in the style of constructivism and postconstructivism in Irkutsk demonstrate socio-cultural and historical genesis, which the leading architectural avant-garde style of the first third of the 20th century, the constructivism, has undergone in the Russian province. The author of the part of these buildings is almost unknown, but creatively active and hard-working Irkutsk engineer and architect K.V. Mital, Pole by nationality, had lived his whole life in Irkutsk. We can trace the history of the forced transformation of architectural principles as well as professional thinking in the early 20th century by example of his fate. Studying K.V. Mital carreer algorithms, how he, being the son of Polish exiles, received education in the pre-revolutionary period, the nature of using this knowledge in the post-revolutionary period, the architectural events of the Soviet times that are studied in the epoch context, provide the important material for understanding the mechanisms of the profession of architect in large provincial Soviet cities.

Текст научной работы на тему «Иркутский инженер-архитектор К. В. Миталь (1877–1938)»

(«Гнездо ласточки», 1856) [11, с. 441]. Те же функции выполняет мельничный Р. на загадочной лесной мельнице в романе К.А. Толстого «Князь Серебряный».

Наше внимание к дискурсам, включающим понятие «рукав»/«рукава», свидетельствует:

а) о традиционном характере их включения в публицистические и профессиональные контексты русскоязычной коммуникации;

б) о многоаспектности их использования в произведениях художественной литературы России, Китая, Японии;

в) о национально-культурной специфике их функционирования в структуре классической литературы Японии;

г) о несомненной перспективности для определённого этапа развития японской литературы и изобразительного искусства творчества поэтов, прозаиков и художников, традиционно опирающихся на воспринятые в результате диалога-энго дискурсы с названной доминантой;

д) о непреходящей ценности для культуры народа и современной цивилизации образцов одежды и тендерного поведения персонажей как фольклорных жанров, так и произведений литературы;

е) о сохранении В.Г. Распутиным традиционного для русской литературы интереса к тем деталям одежды и поведения персонажа, которые в структуре

повествования превращаются в маркеры определённого социально-психологического смысла.

Обобщая результаты знакомства с дискурсами, доминантой которых является слово рукав, следует также указать и на перспективный характер работы в данном направлении в студенческой аудитории. Реализуя цели филологического анализа текста, преподаватель указывает на специфику понятия «творческая лаборатория автора»: у каждого создателя дискурса и текста как сложного синтаксического целого она своя, отражающая множество связей человека с традициями лингвокультуры и задачами цивилизации. Знакомясь с тем или иным произведением, читатель улавливает как своеобразие диалога автора с современниками и ушедшими из жизни мастерами, так и личностную оценку автора социально-значимых для определённого времени явлений и образов. Представленные в структуре одного учебного занятия «рукавные» дискурсы являются также материалом для определения студентами стилевой, жанровой, исторической, этно- и национально-культурной специфики фрагмента текста.

Приведённые в статье прозаические и поэтические дискурсы с доминантой «Р.» остаются тем актуальным риторическим наследием, которое обогащает языковую личность, указывая ей на уникальность речевого опыта подлинных мастеров слова.

Библиографический список

1. Классическая японская поэзия. Влюблённой хризантемы лепестки. Сто стихотворений ста поэтов / под ред. В.П. Бутромеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 304 с.

2. Конрад Н.И. Запад и Восток: статьи. М.: Главн. ред. вост. лит., 1972. 495 с.

3. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / послесл. Б.Л. Рифтин. Л.: Изд. ин-та живых вост. язы-ков,1927. 552 с.

4. Луна в тумане. Японская классическая проза / пер. с яп. М.: Правда, 1988. 480 с.

5. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: АСТ, 2001. С. 546.

6. Мураками Х. 1 Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четыре: роман: в 3 кн. / Пер. с яп. Д. Коваленина. М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2011-2012.

7. Надеждин Н.Я. Коко Шанель. М.: Аванта+Астрель, 2011. С. 88.

8. Пословицы и поговорки Японии / сост. Ю.И. Киров. Б/ изд., 2007. С. 106.

9. Распутин В.Г. В ту же землю... Рассказы. М.: Голос, Письмена, 1997. 432 с.

10. Родная литература. Учеб.-хрестоматия для 4 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч.1. /Сост. М.Д. Пушкарёва [и др.] 16-е изд., пере-раб. и доп. М.: Просвещение, 1988. 240 с.

11. Русская поэзия XIX века. Библиотека всемирной литературы. М.: Худ. литерат., 1974. Т.1. ^ 441.

12. Савилов Е.Д. Классическая японская поэзия: взгляд ди-летанта.М.:Наталис, 2007. 320 с.

13. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 т. М.: Правда, 1987.Т.1.

14. Современная китайская проза. М.: АСТ; СПб.: Астрель, 2007. С. 211-289.

15. Шишкин Г. О женской красоте // Япония сегодня. 2001. №3. С. 29.

16. Штейнер Е.С. Иккю Содзюн. М.: Наука, 1987. 276 с.

УДК 72.03(92)

ИРКУТСКИЙ ИНЖЕНЕР-АРХИТЕКТОР К.В. МИТАЛЬ (1877-1938)

Л

© В.Г. Лисицин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Постройки в стиле конструктивизма и постконструктивизма г. Иркутска демонстрируют тот социокультурный и исторический генезис, который претерпел в российской провинции стиль конструктивизм - ведущий стиль архитектурного авангарда первой трети XX века. Часть подобных построек принадлежит авторству практически неиз-

1Лисицин Василий Геннадьевич, соискатель, магистр архитектуры, член Союза дизайнеров России, тел.: 89025661079, e-mail: vasl@mail.ru

Lisitsyn Vasily, Competitor for a Scientific Degree, Master of Architecture, Member of Designers' Union of Russia, tel.: 8902 5661079, е-mail: vasl@mail.ru

вестного, но творчески активного и плодотворно трудившегося иркутского инженера-архитектора К.В. Миталя, поляка по происхождению, прожившего в Иркутске всю свою жизнь. На примере его судьбы можно проследить историю принудительной трансформации принципов архитектурной деятельности, а также профессионального мышления в период первой трети XX века. Исследование алгоритмов творческого пути К.В. Миталя, особенности получения им - сыном польских ссыльных, образования в дореволюционный период, характер применения этих знаний в послереволюционный период, архитектурные события советского времени, изучаемые в контексте эпохи, дают важный материал для понимания механизмов функционирования профессии архитектора в крупных провинциальных советских городах. Библиогр. 15 назв.

Ключевые слова: архитектура; формообразование; модерн; конструктивизм; постконструктивизм; неоклассика.

IRKUTSK ENGINEER AND ARCHITECT K.V. MITAL (1877-1938) V.G. Lisitsyn

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

Buildings in the style of constructivism and postconstructivism in Irkutsk demonstrate socio-cultural and historical genesis, which the leading architectural avant-garde style of the first third of the 20th century, the constructivism, has undergone in the Russian province. The author of the part of these buildings is almost unknown, but creatively active and hardworking Irkutsk engineer and architect K.V. Mital, Pole by nationality, had lived his whole life in Irkutsk. We can trace the history of the forced transformation of architectural principles as well as professional thinking in the early 20th century by example of his fate. Studying K.V. Mital carreer algorithms, how he, being the son of Polish exiles, received education in the pre-revolutionary period, the nature of using this knowledge in the post-revolutionary period, the architectural events of the Soviet times that are studied in the epoch context, provide the important material for understanding the mechanisms of the profession of architect in large provincial Soviet cities. 15 sources.

Key words: architecture; shaping; modern; constructivism; postconstructivism; neoclassics.

Казимир Войцехович Миталь родился 13 февраля 1877 года в г.Иркутске в семье польских политических ссыльных. В метрической книге о рождении сказано: «В Римско-католической церкви, окрещен младенцем по имени Казимир, викарным священником Францем Скобейко, с совершением обряда крещения Таинство. Родители: политически ссыльные Войцех и Валерия, уроженка Марницкая-Миталь, законных супругов сын, родившийся с. г. 13 февраля в 6 часов утра в Иркутске» [7, с. 35].

Каким образом родители Миталя оказались в Сибири? Для понимания этого вопроса стоит обратиться к проблеме появления политических ссыльных в нашем регионе. В Сибирь с конца XVIII века регулярно ссылалось на каторгу и поселение большое количество участников польского национально-освободительного движения. В июле 1865 г. в Иркутск для распределения на каторжные работы в Нерчинский горный округ прибыл 1751 колодник. Это были участники январского восстания, самого массового выступления в Польше в 1863 г. Среди них были и родители Казимира Миталя - Войцех и Валерия. По семейному преданию, как рассказывала правнучка К. Миталя Елена Борисовна Криворучко, Войцех Франкович был ксендзом, а его жена Валерия - дочерью польского ссыльного.

По окончании сроков заключения польских ссыльных отправляли в различные населенные пункты Сибири на поселение и часть из них поселилась в Иркутске. Среди поляков было много представителей интеллигенции: ученые, врачи, педагоги, писатели, художники, - а также искусные ремесленники. Из воспоминания Феликса Конома: «Вспоминались встречи с

польскими повстанцами 1863 года. Многие из них воспользовались амнистией 1883 года, вернулись на родину и несколько месяцев спустя, разорившись дотла, возвратились обратно в Сибирь. "Нет там места для нас", - скорбно жаловались они мне» [15, с. 91].

Из рассказов правнучки Казимира Войцеховича Миталь Е. Криворучко известно, что отец Миталя покинул свою семью: жену Валерию, детей Казимира и Терезу. В 1881 г. он уехал в Бодайбо на золотые прииски, затем в 1898 г. вернулся в Польшу. У Войцеха Миталя был суровый нрав, и до конца дней он не мог простить России унижения, пережитые в ссылке. Когда дети приезжали в Бодайбо погостить, то отец запрещал разговаривать с ним на русском языке. Семья Казимира бедствовала, мать зарабатывала на пропитание ручным шитьем белья, и этого едва хватало для оплаты съемного угла.

О бедствующей семье Миталь узнал И.П. Огрыз-ко, ставший весьма состоятельным гражданином Иркутска, но в свое время бывший польским повстанцем, сосланным в Сибирь на 20 лет. Он собирал материалы о повстанцах и познакомился с семьей Казимира Войцеховича. По настоянию И. Огрызко и на его попечении Казимир с 1886 г. готовился к поступлению в первый класс Промышленного механико-технического училища, куда и поступил в 1888 г. Через два года Огрызко умер, и учение Казимира Миталя продолжалось при поддержке Восточно-Сибирского общества вспомоществования учащимся. С 4-го класса Казимир стал подрабатывать репетиторством, что и служило источником существования семьи до окончания им в 1898 г. промышленного училища. Скопив за этот период 150 руб., Казимир Войцехович отправляется в

Санкт-Петербург для поступления в высшее техническое учебное заведение. С первого раза из-за высокого конкурса для католиков в Гражданский и Горный институты Миталю поступить не удалось, пришлось остаться в Петербурге и работать сначала два месяца токарем на Путиловском заводе в лафетном отделении, а затем - на Николаевской железной дороге кочегаром и помощником машиниста на товарных поездах. В 1899 г. вследствие приобретения на тяжелой работе грыжи продолжать работать на паровозе стало невозможно. Миталю пришлось оставить службу на железной дороге и согласиться на предложение давать уроки в имении Волково Виленской области, где ему дали готовое содержание из расчета 10 руб. в месяц.

В августе 1899 г., рассчитывая на более пониженные конкурсные требования для католиков, К. Миталь отправился в г. Варшаву для поступления в Варшавский политехнический институт. Но поступить не получилось: по правилам Варшавского вуза в списках допущенных к экзаменам выпускников Иркутского промышленного училища не значилось, а информацию об этом Казимир получил лишь накануне экзаменов. Миталю пришлось вернуться в октябре 1899 г. в Иркутск и работать чертежником-конструктором в мастерских Промышленного училища.

В июле 1900 г., скопив при неплохом жаловании и репетиторстве за 9 месяцев приличную по тем временам сумму в 300 руб., достаточную для проезда и первых месяцев проживания, Казамир Миталь снова выехал в Санкт-Петербург. Он успешно выдержал конкурсные испытания в Институт гражданских инженеров им. императора Николая I. Учась в институте, Казимир подрабатывал чертежными работами, выгрузкой угля из барж на Калашниковской пристани.

Летом 1901 г. после первого года обучения К. Миталь устроился в качестве чертежника на Забайкальскую железную дорогу. Эта практика дала возможность перевести семью - мать и сестру - в Санкт-Петербург на время обучения. Во время каникул 1902 г. Миталь работал каменщиком и штукатуром на петербургских стройках, в частности, на постройке 5-этажного доходного дома по Загородному проспекту. На 3-м и 4-м курсах за хорошую успеваемость Казимир стал получать институтскую стипендию в размере 15 рублей в месяц с освобождением от оплаты за обучение. Летом и до половины октября 1903 г. он работал на постройке 2-го участка Полоцк-Седлецкой железной дороги в качестве десятника у контрагента Вилейшиса. Лето 1904 г. Казимир провел в Петербурге на постройке 6-этажного доходного дома на углу Литейного проспекта и Бассейной улицы, работая в качестве десятника у гражданского инженера В.В. Гейне.

В 1905 г. после январских событий и временного перерыва в учебе К. Миталь устраивается в контору фирмы Вестингауз для исполнения конкурсного проекта трамвая для Санкт-Петербурга. По окончании этой работы в январе 1906 г. Миталь поступил на службу в технический отдел Исполнительной Трамвайной Комиссии на должность техника-строителя при

постройке трансформаторных подстанций. Параллельно со службой Казимир обучался в Высшей школе П.Ф. Лесгафта, выполняя при этом конкурсные проекты у архитекторов Р.И. Клейна и Л.А. Ильина.

За время учебы в ИГИ Казимир Войцехович принимал активное участие в работе подпольных студенческих организаций. Участвовал практически во всех студенческих забастовках и демонстрациях и даже в 1901 г. был арестован на две недели за участие в студенческой демонстрации на Казанской площади. Вступил в коалиционный Комитет института и стал изучать социалистическую литературу. С 1903 г. выполнял поручения по хранению, переброске и печатанию на миографе литературы, хранению и перевозке оружия, а также был связным между рабочими Пути-ловского района и рабочими за Московской Заставой. 9 января 1905 г. участвовал в сооружении баррикад на Васильевском острове на Большом проспекте между 1 и 2 линиями.

По окончании Института гражданских инженеров в 1907 г., согласно приказу по Министерству Внутренних Дел от 29 дек. 1907 г. за № 33, К. Миталь получает высшее специальное образование инженера с правом на чин Х класса. По Уставу от 1877 г. Училища, а впоследствии Института гражданских инженеров, выпускникам, закончившим данное заведение с отличием, представлялся чин Х класса, показавшим хорошие успехи - чин XII класса, а остальным, выдержавшим выпускной экзамен, - чин XIV класса [9, с. 25]. Таким образом, Казимир Миталь окончил институт с наивысшим, отличным результатом.

Будучи в Петербурге, Казимир Миталь женится на дочери отставного корнета, девице православного вероисповедания Анне Ивановне Подгорной. В этом браке были рождены две дочери - Ирина (рожд. 29 апреля 1907 г.) и Валерия (рожд. 6 декабря 1908 г.) [3, с. 2].

Несмотря на то что у Миталя имелась возможность остаться работать в Петербургской Исполнительной трамвайной комиссии, в которой он служил с 1906 г., Казимир Войцехович в 1908 г. вынужден был выехать в Иркутск для работы в Управлении строительных и дорожных частей. Это было связано с отработкой казенной стипендии (год службы приравнивался году получаемой стипендии).

22 января 1908 г. приказом Иркутского Генерал-губернатора за № 13 Казимир Войцехович определяется на службу младшим инженером Управления строительных и дорожных частей при Иркутском Генерал-губернаторе [3, с. 32]. Он занимается вопросами инженерного обеспечения дорожных и мостовых сообщений, участвует в различных инженерных изысканиях на территории Иркутской губернии. Помимо этого, К.В. Миталь в июне 1911 года был утвержден на 4 года в должности члена Иркутской городской думы (приказ № 117) [3, с. 84].

За достаточно короткий срок К.В. Миталь сделал неплохую карьеру. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 1 декабря 1908 года № 81 сказано: «Утверждается в чинах со старшинством: Коллежского секретаря: младший архитектор Управления строи-

тельных и дорожных частей при Иркутском Генерал-Губернаторе Миталь Казимир Войцехович, 29 декабря 1907 года по диплому Института Гражданских Инженеров имени Николая I» [3, с. 19]. Через два года, 29 декабря 1909 года, младший архитектор Казимир Миталь возведен в титулярные советники [3, с. 36], а в 1915 году становится старшим архитектором - коллежским асессором.

Дореволюционные постройки К.В. Миталя

Первое упоминание о выполненном проекте К. Миталя мы находим в Иркутской летописи Ю.П. Кол-макова: «30 января 1910 года К.В. Миталем, совместно с городским архитектором Д.В. Дмитриевым, был представлен проект здания училища им. Н.В. Гоголя в городскую управу. В нем предусматривались: читальня для учителей, библиотека, классные комнаты, кабинет врача, аптека, педагогический музей. Перед зданием предполагалось разбить сквер, установить бюст Н.В. Гоголя» [11, с. 228].

В 1911 году К.В. Миталь занимается проектированием малых архитектурных форм: совместно с инженером В.В. Центнеровичем был спроектирован памятник М.В. Загоскину.

Под наблюдением К. Миталя и других гражданских инженеров было перестроено здание 2-й женской гимназии им. И.С. Хаминова.

15 марта 1911 г. Казимир Войцехович был избран Гласным Иркутской городской думы вместо архитектора А.П. Артюшкова и утвержден приказом Иркутского губернатора 16 июля 1911 г. за № 117. Приведен к присяге 19 августа 1911 г., вступил в состав Общего присутствия городской Управы 20 августа 1911 г. На него возложены обязанности А. Артюшкова, т.е. он становится заведующим Техническо-строительного отделения городской Управы [4, с. 52]. Отработать весь срок ему не удалось по причине возникших формальных неувязок. По закону Гласный обязан обладать определенным имуществом или быть опекуном (владеть опекунским цензом), однако ни того, ни другого у К. Миталя не было. Поэтому после обращения Гласного думы Л. Шипунова по этому вопросу к Иркутскому губернатору Миталь был вынужден 17 августа 1912 г. написать письмо Городскому голове К. Жбано-ву о сложении с себя звания Гласного, а вместе с тем и обязанностей Члена Управы, заведующего Техниче-ско-строительным отделением. После этого Миталь 12 ноября 1912 г. приказом за № 24 вновь был назначен на должность младшего инженера Управления строительных и дорожных частей при Иркутском Генерал-губернаторе [4, с. 84-111].

Известен факт знакомства К. Миталя с известным архитектором Г.Б. Бархиным, который находился в Иркутске в период с 13 декабря 1911 года по 1 мая 1914 года на должности Иркутского городского архитектора. Григорий Борисович Бархин (20 марта 1880 г., Пермь - 11 апреля 1969, Москва) - советский архитектор, градостроитель, теоретик архитектуры, педагог, член-корреспондент Академии Строительства и Архитектуры.

В летописи Ю.П. Колмакова от 13 февраля 1913 года упоминается об обсуждении и принятии нового

проекта Г.Б. Бархина - здания Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Для детального рассмотрения проекта была создана комиссия, в состав которой входили: К.В. Миталь, Н.И. Дудицкий, Г.А. Сахаров и Г.И. Русанов [11, с. 260]. Знакомство Миталя и Бархина носило не только профессионально-служебный характер. Это подтверждает информация государственного областного архива о крещении младенца Бориса Григорьевича Бархина (сына Г.Б. Бархина) 26 января 1914 года в Кирхе Вознесения Христова. Крестным отцом сына Бархина был Казимир Войцехович Миталь [8, с. 234].

7 января 1915 г. на заседании городской училищной комиссии рассматриваются проекты предполагаемых к постройке в Иркутске школьных зданий, которые представили гражданские инженеры В.И. Холоди-лов, Н.Н. Добычевский и К.В. Миталь. Для строительства зданий Гоголевского и Иннокентьевского училищ был принят проект К.В. Миталя.

25 апреля и 13 мая 1915 г. городская училищная комиссия постановила построить по проекту гражданского инженера К. Миталя здание для пятого городского начального училища на Хаминовской улице в Нагорной части города и городское училище им. Н.В. Гоголя соответственно.

По проектам К. Миталем были также построены: госпиталь Красного креста, Троицкое и Ломоносовское училища, Дом Розена на ул. Урицкого, дом Михайловского на 2-й Красноармейской, дом Ложникова на ул. Степана Разина, 17, и другие постройки.

На примере Ломоносовского училища, можно проследить общие стилевые приемы, характерные для творчества К. Миталя этого периода.

Г-образное в плане двухэтажное каменное здание выстроено в стиле неоклассической архитектуры с ордерными элементами. Общая стилевая направленность: историзм, или эклектика, а также получивший свое развитие модерн, господствовавший в начале ХХ века. Несимметричная объемно-пространственная композиция и некоторые детали декора, например, форма консолей, указывают на влияние стиля модерн. Цоколь декоративно не решен и заштукатурен, что так же дает основание предполагать о влиянии нового стиля. Центральный вход решен упрощенным классическим языком: над арочным входом слегка выдвинут вперед архитрав, поддерживающийся геометрической формы консолями. Деревянная двухстворчатая дверь декорирована резьбой под бриллиантовый руст. Окна второго этажа имеют сложную форму в виде трёхцентровой арки. Полуовальная в разрезе, она состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построено радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше этой оси. Первый этаж прорезан прямоугольными оконными проемами. Оконные проемы без наличников, поле подоконного парапета декорировано простым декором в виде сферических наплывов, выполненных из алебастровой смеси. Модифицированный замковый камень декорирован во фриз. Рядно распо-

ложенные геометрической формы консоли верхнего яруса поддерживают плиту венчающего карниза. Кровля вальмовая, металлическая. Перекрытие деревянное. Общее декоративное убранство фасада -сдержанное, без излишних классических лепных деталей и элементов межэтажного и подоконного карнизов, парапета, пилястр и других элементов, характерных для зданий классической школы. Завершает композицию размещенный на фронтоне тимпан в виде барельефа герба города Иркутска.

Помимо профессиональной деятельности, Казимир Войцехович занимается педагогикой. Он преподает математику в старших классах второй Иркутской женской Хаминовской гимназии, становится директором частной мужской гимназии Е.А. Горцейта [13, с. 159]. Окончив в свое время педагогическое отделение курсов Лестгафта, Миталь в 1908 году проводит систематические курсы гимнастики и игр по этой системе с целью подготовки руководителей детских игр. Кроме этого, К.В. Миталь стал членом правления общества «Просвещение» наряду с таким известным иркутянином, как Франк Каменецкий, в 1915 году состоял в Иркутском обществе поощрения коннозаводства, президентом которого был иркутский губернатор, тайный советник егермейстер Двора Е. И. В. Леонид Михайлович Князев.

Из рассказа Е. Криворучко известно, что до революции семья К. Миталя жила в усадьбе, в центре города («угол ул. Саламатовской и ул. Поплавской, д. 57/2, в собств. доме Дрежвинской Мар. Фил» [10, с. 33]. Миталь содержал породистых лошадей, которые участвовали в скачках. После революции, когда в период продразверстки экспроприировалось все «лишнее», лошадей приходилось прятать в подвале дома.

Как многие активные граждане страны предреволюционного времени, К. Миталь увлекается политикой и вступает в партию социал-революционеров (ПСР). 12 апреля 1917 г. иркутские социал-революционеры приняли устав своей организации. Численность эсеров на тот период в Иркутске - 700 человек [11, с. 317]. В 1920 г. К. Миталь был избран в Члены городской думы по списку от эсеров. В сентябре того же года по приказу ВЧК в Иркутске были произведены массовые аресты представителей партии ПСР. В ночь с 24 на 25 сентября 1920 г. К. Миталь был арестован с предъявлением обвинения по ст. 68, но позже отпущен на свободу. В 1924 г. с мая по июнь Миталь вновь был арестован по тому же вопросу. Впоследствии, в 1938 г., одним из пунктов обвинения было членство в ПСР. Впрочем, как указывается в автобиографии К. Миталя, вхождение в партию левых эсеров было большой ошибкой.

Февральская революция застала Казимира Вой-цеховича на службе в Управлении строительных и дорожных частей. Революционная неразбериха отрицательно сказалась на экономическом аспекте работы архитекторов в связи с отсутствием заказов и соответственно - средств к существованию. Некоторые зодчие стали покидать Россию. Например, известный иркутский архитектор В.А. Рассушин (1858-1934) сразу после революции уехал вместе со своей семьей в

Китай [12, с. 162-169].

После расформирования Управления Казимир Войцехович активно участвует в городской жизни. Он входит в Комитет общественных организаций представителем от Общества содействия воспитания детей при школе им. А. Третьяковой. Собранием представителей от различных учреждений и организаций был назначен на должность Председателя ВосточноСибирского Комитета по топливу. Эту общественную работу он выполнял до февраля 1918 г. Тем же Комитетом общественных организаций был делегирован в Городскую думу гласным, после переизбрания в новый состав вошел по списку ПСР. Думой был избран на должности члена Управы для заведования технически-строительным отделением и председателя училищной комиссии. В 1920, 1921, 1923 гг. Миталь принимает деятельное участие в краткосрочных курсах по подготовке учащихся 1-й ступени в качестве лектора по физическому воспитанию.

С 1920 г. Казимир Войцехович заведует городским подотделом коммунального хозяйства при Горсовете [5, с. 11-14]. Занимается педагогической деятельностью: преподает в Иркутском практическом политехническом институте (1920-1923) [2, с. 32], а в дальнейшем - на Горном отделении политехникума (19231927), который являлся родоначальником Иркутского политехнического института, ныне Иркутского технического университета. Кроме того, К. Миталь преподает основы архитектуры в Иркутском ИзоПедТехникуме [14, с. 210] (1928-1931) (ныне Иркутское художественное училище им. Копылова), работает в Институте сооружений старшим архитектором в проектном секторе.

В 1935 г. Казимир Войцехович был одним из основателей и учредителей в Иркутске отделения Союза советских архитекторов.

И, наконец, вершиной его карьеры стала работа на должности главного архитектора города (19301938). На этом посту К. Миталь курировал объекты, строящиеся в Иркутске. Под его началом шло строительство здания Финансово-экономического института (ныне БГУЭП), Ангарского моста и др.

Постепенно Казимир Войцехович одним из первых архитекторов Иркутска проникается функциональным методом формообразования и строит здания в стиле конструктивизма, модного в то время в Советском Союзе.

Послереволюционные постройки К.В. Миталя

В период с 1930 по 1938 г. К.В. Миталем или непосредственно под его руководством построены: гостиница «Центральная» («Сибирь»), жилой дом партактива, жилой дом сотрудников НКВД, жилой дом специалистов, здание Школы марксизма-ленинизма, хирургическая клиника, 3-этажный жилой дом. Спроектированы: жилой поселок, техникум, школа ФЗУ в Усолье, выполнены проекты соцгородка (Первомайский поселок), больничного городка и водопровода в Черемхо-во.

Рассмотрим несколько характерных примеров конструктивистских построек Казимира Войцеховича Миталя.

Жилой дом партактива (1933 г., ул. Свердлова, 22) являлся представителем нового социального типа архитектуры - домом-коммуной. Г-образное здание разделено на две половины, коммунальную и жилую, расположенные в двух разных объемах по направлению улиц Сухэ-Батора и Свердлова. В коммунальной половине находились: жилые комнаты с общим коридором, общая кухня, общий санузел, красный уголок для лекций или чтения агитлитературы. В жилой зоне предусмотрены: раздельный санузел со всеми удобствами, кухня, чулан. В этих квартирах сохранилась встроенная мебель из дерева, которая присуща именно конструктивистским жилым интерьерам. Лишенные декора стены оштукатурены, имитируя бетон. Двутавровая перемычка в оконных проемах позволила растянуть окна в ширину. Миталь применил характерный конструктивистский прием: полуцилиндр углового объема с выносными продольными линиями балконов врезан в два разновеликих параллелепипеда. Витражи вертикального остекления лестниц контрастируют с горизонтальной линией балконов.

Среди миталевских иркутских конструктивистских зданий особо выделяется жилой дом сотрудников НКВД (1934 г., пер. Пионерский, 10). Применяя разно-высотность и оперируя разными объемами, зодчий мастерски вписал здание в архитектурную среду: четырехэтажное правое крыло возвышается над примыкающим к нему деревянным двухэтажным домом, трехэтажное левое крыло примыкает к кирпичному дому большей этажности. Г-образное в плане строение, с выступающим цилиндрическим объемом и опоясывающими его балконами является архитектурной доминантой. Сложная объемно-пространственная композиция складывается из лаконичных геометрических форм. Миталь, используя минимальные технические средства, добивается яркой художественной выразительности.

Жилой дом партактива и дом сотрудников НКВД служат примером переложения идей конструктивизма на провинциальную манеру. Несмотря на визуальное сходство с типичными конструктивистскими зданиями, они не являются чисто конструктивистскими сооружениями ни в отношении используемых строительных материалов, ни в отношении конструктивной основы.

Гостиница «Сибирь» (1934 г., первоначальное название «Центральная») - более удачное в архитектурно-планировочном отношении сооружение К.В. Миталя. Оно также лишено фасадного декора. Центральный объем отодвинут от красной линии, образуя своеобразный курдонер. Здесь также применен распространенный конструктивистский метод - полуцилиндр парадного входа врезан в основной прямоугольный объем здания. Железобетонная конструктивная стоечно-балочная система позволила установить перегородки минимальной толщины. Возвышающиеся над общим силуэтом и плоскостью фасада пилоны боковых лестничных площадок придают всему строению определенную динамику. Вертикальное остекление пилонов гармонично перекликается с окнами фасада и задает индивидуальный ритм всему фасаду. Проемы между несущими конструкциями за-

ложены кирпичом и оштукатурены, имитируя бетон. Выделение цветом межоконных простенков дает ощущение сплошного остекления, характерного для данного стиля. Пожалуй, это одно из немногих зданий, наиболее точно выразившее идеи конструктивистского стиля в архитектуре Иркутска.

К.В. Миталь был одним из немногих иркутских архитекторов, принявших и впитавших дух новой архитектуры и воплотивших его в реальных архитектурных сооружениях. Архитектурный конструктивизм так до конца и не был принят широкой общественностью. Да и сами архитекторы не всегда понимали в практической плоскости логику формообразования конструктивизма, а подчас лишь имитировали внешние черты и образные характеристики данного стиля, создавая внешнее конструктивистское сходство оболочки, на самом деле лишенное соответствующей конструктивной основы.

Заключительный период деятельности К.В. Миталя

Восстановление народного хозяйства во время разрухи 20-30-х гг. требовало больших материальных ресурсов. В то время приходилось экономить на всем, современные строительные материалы были острейшим дефицитом. И, как видно из выписок протоколов исполнительного комитета городского совета, реконструировать здания было гораздо дешевле, чем строить новые [6, с. 16].

Надстройки, до известного постановления правительства «О сохранении стилевого единства надстроенных этажей», делали в «конструктивистском» стиле. Фасады лишены декора, несмотря на то что основным материалом выступал все тот же традиционный кирпич, обработка стен имитировала бетон.

Казимиром Миталем выполнено несколько таких надстроек. Например, здание роддома (ул. Лапина, 1, 1937 г.). Одноэтажное здание, выходившее на улицу К. Маркса (угол 2-й Красноармейской), надстроено одним этажом и соединено с бывшей клиникой доктора Г.А. фон-Бергмана, где и размещался родильный дом. В результате было увеличено количество коек и расширены вспомогательные помещения.

Надстройка и реконструкция внутренних помещений здания бывшего дома «Вино-гастрономического товарищества» (Киевская, 1, 1933 г.) тоже осуществлялась К. Миталем. Последний этаж, несмотря на новый архитектурный принцип - лишенные декора ровные плоскости, органично вписался в существующую постройку за счет прорезанных вертикальных витражей лестничных клеток и расположенных в два ряда разных по величине окон. Еще одна реконструкция, осуществленная К.В. Миталем совместно с инженером В.Д. Дмитриевым, - надстройка Городской управы двумя этажами (ул. Ленина, 14, 1934 г.). Также Миталь выполнил надстройку третьего этажа клиники нервных болезней (ул. Гагарина,18, 1936 г.). Надстроенный этаж здания клиники вполне соответствовал нижнему и по масштабу, и по пропорциям, а также в отделке декора фасада.

Новые политические веяния не прошли бесследно для Миталя. После бурного роста экономики в эпоху

НЭПа начинается постепенный откат назад, к планово-командному принципу, причем не только в сфере экономики и политики, но и в области культуры. Т.н. конструктивизм после 1932 г. фактически становится под запретом, в СМИ появляются разоблачительные статьи об упрощенчестве и коробчатости конструктивистского стиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.В. Миталя увольняют из аппарата Горкомхоза 5 января 1938 года [5, с. 7], а затем, 29 апреля арестовывают по 58-1а статье УК («Измена Родине»). Позже, 8 мая того же года, его выводят из состава Горсовета [5, с. 197]. Достаточно символичным является то обстоятельство, что К. Миталь спроектировал здание НКВД, в котором после ареста, возможно, его и допрашивали.

Ему вменяли обвинение в том, что, будучи служащим проектного отдела Института сооружений, работая в отделе по удешевлению строительства и изысканию местных т.н. «новых материалов» (шлака, алебастра, известняка и др.), саботировал исследование природных богатств края [2]. Так же инкриминировалось то, что под руководством К. Миталя были спроектированы здание Финансового института (ныне БГУЭП, архитектор проекта Ефимов), здание НКВД по ул. Литвинова, а также выполнен проект иркутской гостиницы («Сибирь»), этого «безобразнейшего здания <...> эти здания составлены в духе коробчатой, упрощенческой архитектуры, в духе конструктивизма» [2, с. 27]. Показания К.В. Миталя: «Дальше, когда размах упрощенчества набрал небывалую величину, после специального постановления СНК СССР - пришлось перестроиться и пойти на другие крайности, по

линии излишеств, удорожания и затягивания исполнения проектов, пример - планировка жилых построек завода № 97 (Усолье-Сибирское)» [2, с. 28].

В результате психологического давления и, возможно, вследствие мер физического воздействия, К. Миталь признается во вредительстве, например, в том, что, будучи на посту архитектора города, всячески затягивал проект планировки города Иркутска [2, с. 145-146]. Находясь под следствием, Миталь сознается также в том, что был шпионом двух разведок -немецкой и польской.

Не выдержав давления, К.В. Миталь умер в тюремной больнице 9 декабря 1938 года на 61 году жизни, так и не дождавшись вынесения приговора [2, с. 65]. Реабилитирован в 1959 году.

На одном частном примере - биографии провинциального архитектора К. Миталя можно проследить множество судеб архитекторов, живших в сложный период постреволюционных преобразований первой трети ХХ века не только в отдельно взятом Иркутске, но и в любом другом городе СССР. Результат дореволюционного и советского творческого периода К.В. Миталя указывает на огромный вклад этого зодчего в архитектурное иркутское пространство. Список спроектированных и построенных по его проектам зданий обширен, в частности, в 1930-е гг. К. Миталь привнес в архитектуру города особую культуру конструктивизма. В сложной структуре городской застройки Иркутска, в которой присутствуют разные архитектурные стили и направления, строения в авангардном стиле «конструктивизм» занимают особое почетное место.

1. АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 145-146.

2. Архив ФСБ, У-С дело № 10311

3. ГАИО, Ф. 31, оп. 1, Ед. хр. 263

4. ГАИО, ф. 70, оп. 3, д. 4061

5. ГАИО, Ф. 504, оп. 5 Ед.хр. 104

6. ГАИО, ф. р-504, оп. 5, ед. 145

7. ГАИО, ф.297, оп. № 1, ед. 85а, св. 8

8. ГАИО, Ф. 789, оп. 3, Ед.хр. 3, Л. 234 об.

9. Богданова О.В. Гражданский инженер 2009. 120 с.

10. Весь Иркутск. Иркутск, 1909. С.33-37.

Библиографический список

11. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2004. 948 с.

12. Крадин Н.П. Архитектура конструктивизма на Дальнем востоке // Проект-Байкал № 16. Иркутск, 2008. С.162-169.

13. Календарь-Справочникъ по г. Иркутску и Иркутской гу-бернш. Иркутск, 1914.

14. Федчина И.Г., Федчин В.С. 100 лет Иркутскому художественному училищу. Иркутск, 2010. 236 с.

Фортунат Гут. Т., 15. Шостакович Б.С. История поляков Сибири (XVII-XIX вв.) Иркутск,1995. 165 с.

УДК 75.05.(57) + 33(57)

ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ИРКУТСКА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

© Л.Н. Малкина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основании анализа публицистических выступлений деятелей художественной культуры Иркутска рассматривается восприятие новых отношений власти и искусства в конце ХХ в., характеризуется психологический настрой, обусловленный экономическим кризисом и неоправдавшимися надеждами на финансовую успешность творческой свободы. Рассматриваются пути решения проблем художественной жизни Иркутска, связанные с пе-

Галкина Лариса Николаевна, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, кандидат культурологии института изобразительного искусства и социально-гуманитарных наук, тел.: B9041226919, е-mail: larisamalkina1@yandex.ru Malkina Larisa, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, Candidate of Culturology of the Institute of Fine Arts and Social and Humanitarian Sciences, tel.: B9041226919, e-mail: larisamalkina1 @yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.