Научная статья на тему 'Иркутская таможенная линия в 1900-1916 гг'

Иркутская таможенная линия в 1900-1916 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / ПОШЛИНЫ / ДОСМОТРЩИКИ / СТРАЖНИКИ / GUARDS / (CUSTOMS) DUTIES / EXAMINING OFFICERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наумов Игорь Владимирович

Рассмотрена деятельность Иркутской таможенной линии с начала XX века до февральской революции 1917 г. Освещены организация и структура таможенной линии и таможенных постов, их задачи, основные направления и методы работы иркутских таможенников в рассматриваемый период. Раскрыты специфика и сложности функционирования Иркутской таможенной линии, а также материальное обеспечение различных категорий ее сотрудников, особенности их быта и трудовой деятельности. Особое внимание уделено борьбе с контрабандой товаров из Китая и Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IRKUTSK CUSTOMS LINE IN 1900-1916

The paper deals with the activities of the Irkutsk customs line from the beginning of XX century to the February Revolution of 1917. It describes the organization and structure of the customs line and customs posts, their tasks, primary focus and main methods employed by the Irkutsk customs officers in the period under investigation. The paper shows specificity and complexity of the Irkutsk customs line operation, as well as material support of various categories of its employees, the features of their everyday life and work. Particular attention is paid to the fight against smuggling of goods from China and Japan.

Текст научной работы на тему «Иркутская таможенная линия в 1900-1916 гг»

УДК 908

ИРКУТСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЛИНИЯ В 1900-1916 гг. © И.В. Наумов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена деятельность Иркутской таможенной линии с начала XX века до февральской революции 1917 г. Освещены организация и структура таможенной линии и таможенных постов, их задачи, основные направления и методы работы иркутских таможенников в рассматриваемый период. Раскрыты специфика и сложности функционирования Иркутской таможенной линии, а также материальное обеспечение различных категорий ее сотрудников, особенности их быта и трудовой деятельности. Особое внимание уделено борьбе с контрабандой товаров из Китая и Японии.

Ключевые слова: таможня; контрабанда; пошлины; досмотрщики; стражники.

IRKUTSK CUSTOMS LINE IN 1900-1916 I.V. Naumov

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with the activities of the Irkutsk customs line from the beginning of XX century to the February Revolution of 1917. It describes the organization and structure of the customs line and customs posts, their tasks, primary focus and main methods employed by the Irkutsk customs officers in the period under investigation. The paper shows specificity and complexity of the Irkutsk customs line operation, as well as material support of various categories of its employees, the features of their everyday life and work. Particular attention is paid to the fight against smuggling of goods from China and Japan.

Keywords: Customs; smuggling; (customs) duties; examining officers; guards.

С постройкой в начале ХХ века Транссибирской железнодорожной магистрали в истории Иркутской таможенной линии, созданной в 1861 г., наступил новый период. Железнодорожное сообщение привело к резкому расширению объемов работы и задач таможенной службы в Иркутске и на Байкале. Кроме досмотра грузов, провозимых гужевым транспортом и на судах, добавились операции по досмотру грузов и пассажирского багажа на железной дороге, а также личных вещей поездных бригад.

Значительно расширился и ассортимент привозимых товаров азиатского происхождения. Помимо чая из Китая стали возить чесучу, шелковые ткани, обувь, вату в тюках, верблюжью шерсть, козий пух, фарфоровые чашки, серебро в слитках, тибетских баранов, сухофрукты, орехи, сахар-леденец, уксус. Все чаще через Иркутск провозили и японские товары: платки шелковые, галантерею, плетеные из соломы изделия, веера, изделия из бисера и стекляруса, тюль, бумажные зонтики, женские платья и халаты, ширмы деревянные, гребенки, портсигары, альбомы в обложках, отделанных перламутром, ананасы и другие фрукты в герметически запаянных жестяных банках, какао, индийские благовонные масла.

Железнодорожное сообщение с Китаем и русским Дальним Востоком значительно облегчило контрабандистам доставку товаров к Иркутской таможенной линии. Резко возросли и объемы контрабанды, соответственно усложнились задачи борьбы с нею.

Все эти факторы привели к реорганизации Иркутской таможенной линии. Прежде всего изменилась ее структура. Она стала гораздо сложнее. Значительно увеличилось количество таможенных застав, которые одно время называли участками таможенного надзора, и особенно количество таможенных постов. Это было сделано для усиления контроля над грузопотоками и борьбы с контрабандой. В 1900 г. в линию входили 7 участков таможенного надзора: Иркутский городской, Кяхтинский, Куретский, Лиственничный, Мы-совой, Сретенский, Тункинский и 30 таможенных постов. Непосредственно на железной дороге располагались Лиственничный и Мысовой участки.

В Лиственничный участок таможенного надзора входили: Ангарский, Большекотинский, Голоустный, Железнодорожный (в порту Байкал) и Ледокольный (на ледоколе «Байкал») таможенные посты, которые контролировали железнодорожную переправу и районы западного побережья Байкала, примыкающие к истоку Ангары. В Мысовой участок таможенного надзора входили: Клюевскй, Мысовой, Посольский и Усть-Селенгинский таможенные посты, которые контролировали железнодорожный подъезд к Байкалу с востока и район устья реки Селенги наиболее удобный для переправы через Байкал. Кроме того, в зоне строительства дороги действовали Култукский и Половинный таможенные посты Тункинского участка.2

После отмены «порто-франко» на Дальнем Востоке в Забайкалье была создана самостоятельная та-

1 Наумов Игорь Владимирович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии, тел.: (3952) 405186, e-mail:histor@istu.irk.ru

Naumov Igor, Doctor of History, Professor, Head of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405186,

e-mail: histor@istu.irk.ru

2ГАИО. Ф. 153. Оп. 1. Д. 225. Л. 35-39

моженная служба, и зона ответственности иркутских таможенников сократилась. Соответственно вновь изменилась и структура Иркутской таможенной линии. В 1903 г. в ее состав входила Байкальская таможенная застава, Култукский, Куретский, Тункинский и Снежинский таможенные участки.

Железную дорогу обслуживали Ангарский, Байкальский, Лиственничный и Пыловский таможенные посты Байкальского таможенного участка, входившего в одноименную заставу, а также Култукский и Снежинский таможенные участки. Во вновь образованный Култукский участок вошли посты Култукский, Половинный и Тибельтейский (из Тункинского участка). В 1907 г. после открытия регулярного железнодорожного движения по кругобайкальскому участку Транссиба центр Култукского таможенного участка был перенесен на станцию Слюдянка. Снежинский участок первоначально включал один Снежинский таможенный пост. В 1906 г. к нему добавился пост по проверке железнодорожных вагонов и багажа пассажиров на станции Выдрино.

В последующем, по мере освоения иркутскими таможенниками новых условий работы структура Иркутской таможенной линии вновь начинает упрощаться. Постепенно сокращается количество таможенных постов. В 1912 г. на железной дороге действовало 2 таможенных заставы - Лиственничная и Танхойская и 2 таможенных поста - Байкальский и Выдринский.

Столь частые и весьма значительные структурные изменения в Иркутской таможенной линии во многом были обусловлены поисками оптимальной системы контроля грузопотоков и борьбы с контрабандой в условиях железнодорожного сообщения.

В связи с изменениями задач и объемов работы таможни, а также структуры заметно реформировались и ее штаты. В связи с организацией многочисленных таможенных застав (участков) и постов в штатах таможни существенно увеличилось количество досмотрщиков. Практически на каждом таможенном посту их находилось от одного до трех и более. Например, в 1900 г. в штате поста на станции Мысо-вая находились старший и младший досмотрщики, на посту на Клюевской пристани - старший досмотрщик, который и возглавлял этот пост. Еще больше их было на таможенных заставах.

Увеличение численности досмотрщиков и расширение круга их обязанностей привели к ужесточению квалификационных и дисциплинарных требований к ним. В 1912 г. министерство финансов утвердило «Положение о таможенных досмотрщиках», в котором и нашли отражение новые требования. На его основе в 1913 г. управляющий Иркутской таможней граф С.Д. Татищев разработал специальную «Инструкцию для досмотрщиков Иркутской таможни», составленную с учетом местной таможенной практики. «В досмотрщики принимаются, - говорилось в ней, - лица всякого звания, но предпочтительно из запасных воинских чинов, безупречного поведения, грамотные, ... здоро-

3 Там же. Д. 655. Л. 62-63.

вые и пригодные к таможенной службе, в возрасте не менее 21 года и не старше 30 лет». Для вновь поступивших устанавливался испытательный срок в один месяц, по окончании которого не подошедшие по каким-либо причинам увольнялись. Все досмотрщики были разделены на три категории: низшую, среднюю и высшую с соответствующими окладами. В инструкции особо подчеркивались требования к их служебной дисциплине: «Досмотрщики обязаны . без разрешения не отлучаться . С товарохозяевами, с купцами, с агентами железной дороги, пассажирами и вообще с публикой обходиться вежливо, не входить в пререкания и не делать никому напрасных затруднений или остановок, в случае недоразумения немедленно докладывать <...>. Ни в коем случае не требовать и не принимать никаких подарков по службе ни деньгами, ни вещами, ни чем-либо иным, в случае же подкупа деньги или вещи, данные в подкуп, представлять немедленно к начальству . В продаже с аукционного торга конфискованных или оставленных за пошлину товаров досмотрщикам воспрещается покупать что-либо на аукционе».4

За нарушение правил таможенной службы досмотрщиками и другими категориями таможенников предусматривались замечания, выговоры, переводы на более низкие оклады, а при повторных нарушениях - увольнение. Кроме того, за серьезные нарушения (пособничество контрабанде и т.п.) их ждала уголовная ответственность.

В то же время многие досмотрщики и другие таможенные служащие отличались на службе честностью, исполнительностью, бдительностью, аккуратностью, примерным поведением, хозяйственностью и распорядительностью, за что отмечались не только денежными премиями, но и наградами.

Серьезные изменения произошли и в системе охраны и обслуживания Иркутской таможенной линии. Еще в 1898 г. Департамент таможенных сборов отказался от услуг казаков, ранее несших охрану линии. Причиной этого стала низкая служебная дисциплина казаков. Видимо службу при таможне многие из них считали несерьезной. В их среде нередки были случаи утери оружия, пьянства, драк, самовольных отлучек, нарушений таможенных правил.

Вместо них для охраны Иркутской таможенной линии и караульной службы была создана вольнонаемная таможенная стража. Она разделялась на пешую и конную. Стража подчинялась управляющему Иркутской таможней, а также управляющим таможенными заставами и начальникам таможенных постов, на которых стражники несли службу. Все стражники от казны получали оружие, форму и квартиры на заставах и постах, а также и денежное содержание. Продовольствие, белье и обувь стражники обязаны были приобретать сами. Они были разбиты на три категории: высшую, среднюю и низшую. Стражник высшей категории получал 360 руб. в год, средней - 300 и

4 Цит. по: Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной служ-

низшей - 240 руб. Кроме того, конным стражникам на содержание коней и конской амуниции (седел, сбруи и т.п.) дополнительно отпускалось 150 руб. в год. Вооружены все стражники были револьверами и шашками.

В обязанности стражников входили постоянные обходы и объезды между постами и информирование начальства об увиденном, изучение всех дорог и тропинок во вверенной местности и недопущение провоза контрабанды, задержание ее. Находясь на таможенных заставах и постах стражники обязаны были нести сторожевую службу, помогать досмотрщикам и «выполнять все распоряжения начальства». Была предусмотрена и система поощрений и наказаний, вплоть до увольнения. Руководство Иркутской таможни проводило периодические инспектирования стражи, проверяя качество несения службы, а также состояние оружия и обмундирования.

Распределение стражников между заставами и постами Иркутской таможенной линии зависело от объемов работы той или иной заставы или поста, от их местоположения и от активности контрабандистов. Так, например, на таможенной заставе в Лиственничном несли службу 18 пеших и 16 конных стражников, на Култукской заставе 6 пеших и 6 конных. На восточном берегу Байкала стражников было меньше. В частности, на станции Мысовая службу несли 4 пеших и 2 конных стражника, а на посту на Клюевской пристани лишь 2 пеших и 1 конный стражник.

В начале ХХ в. в связи с расширением численности досмотрщиков и формированием вольнонаемной таможенной стражи на Иркутской таможенной линии велось достаточно большое строительство на таможенных заставах и постах. Там активно строились конюшни для конского состава и казармы для проживания досмотрщиков и стражников. Причем, в казармах должны были жить и холостые, и женатые. Например, казарма Байкальской таможенной заставы в порту Байкал была рассчитана на проживание 3 семейных, каждому из которых выделялась отдельная комната при общей кухне, и 6-8 холостых таможенников.

В это же время на вольнонаемных сотрудников таможни было распространено право на пенсионное обеспечение по отставке. Так, в 1912 г. досмотрщикам за выслугу лет после 25-летней службы была установлена пенсия - 84 рубля. За дополнительную выслугу полагались различные надбавки. Максимально возможная пенсия досмотрщика составляла 191 рубль. Кроме пенсий предусматривалась система пособий, в том числе семье в случае гибели досмотрщика на службе.

С постройкой железной дороги, как уже отмечалось, масштабы и сфера деятельности иркутских таможенников стали значительно шире. Железнодорожное сообщение резко увеличило ассортимент ино-

5 Для сравнения: в 1900 г. на станции Мысовая 1 пуд муки пшеничной стоил 2 руб. 50 коп., ржаной - 1 руб. 50 коп., 1 пуд мяса - 4 руб., 1 пуд картофеля - 60 коп., 1 пуд сливочного масла - 18 руб.

странных товаров и, следовательно, объемы работы таможни по их обслуживанию. В 1913 г. Министерство финансов утвердило весьма обширный «Список иностранных товаров, которые в торговле обращаются обязательно с таможенными клеймами». Он включал в себя товары от драгоценных металлов, алкогольной продукции и сигар до папиросной бумаги, швейных игл и турецких фесок и колпаков.

Перевозка иностранных товаров по железным дорогам, в том числе транзитная, потребовали упорядочения работы таможенной службы с железнодорожными грузами. В 1903 г. министерство финансов приняло целый пакет нормативных документов, регламентировавших деятельность таможенников в этом направлении: «Правила об отправке железнодорожных поездов из пограничного района вглубь края», «Правила об условиях и порядке наложения таможенных обозначений при перевозке грузов и багажных мест из одной таможни в другую», «Инструкция о порядке проверки товарных и багажных мест с грузовыми документами» и другие.

В том же году для облегчения условий работы таможенников был утвержден «Список товаров, досмотр коих может производиться без выгрузки». Он включал лес, стройматериалы, сыпучие тяжелые грузы (уголь, руда и т.п.), черные металлы в заготовках (сталь, чугун), нефтепродукты, изделия машиностроения, изделия из стекла, хлопок-сырец, лен, пеньку, овощи и сельдь. Особое внимание стало обращаться на перевозочные документы и их соответствие перевозимому грузу, а также на вес этого груза. Министерство финансов установило достаточно суровые пошлины за несоответствие между заявленным в железнодорожных провозных документах весом товара и действительным в пользу последнего. В принятом в 1903 г. пакете нормативных документов о работе таможенной службы с железными дорогами были определены и размеры этих пошлин. В случае обнаружения недоза-явленного или незаявленного железной дорогой груза за каждый пуд взимались, например, следующие пошлины: за хлеб, муку, крупы, картофель - 2 руб. 65 коп., овощи и фрукты - 3 руб., чай - 33 руб., спиртное - 45 руб., мясопродукты - 8 руб. 10 коп., меха и кожи -75 руб., машины и станки - 7 руб. 20 коп., уголь и нефть с нефтепродуктами - 7 руб. 95 коп., руду, сталь, чугун, железо - 4 руб. 65 коп., велосипеды - 18 руб. за единицу и т.д.

Пожалуй, наиболее сложным и хлопотным участком работы иркутских таможенников стала работа с пассажирами железной дороги и Байкальской переправы. Согласно «Правилам о пассажирских вещах» пассажиры могли провозить беспошлинно лишь личные вещи, как правило, «бывшие в употреблении и необходимые для путешествия». За все остальные вещи иностранного производства они были обязаны платить таможенную пошлину. За отказ предоставить вещи к досмотру и сопротивление таможенникам взимался штраф от 25 до 100 руб., если эти действия не являлись уголовно наказуемыми.

Досмотр имущества, провозимого по железной

дороге, осуществлялся дважды. На станциях Мысо-вая, Танхой, Выдрино на побережье Байкала и на Байкальской переправе, где находились таможенные посты, осуществлялся досмотр ручной клади пассажиров. Поезда останавливались на этих станциях на 12-15 минут. В Иркутске проводился досмотр багажа, прибывшего в багажном вагоне. Перед началом досмотра таможенники были обязаны спросить владельца: имеются ли в его имуществе товары или предметы в кусках, отрезах, сметанные на «живую нитку», в виде простынь и другом «товарном виде» или вещи для украшения комнат и т.д. «Если пассажир отзовется, что таковых товаров и предметов у него не имеется, а между тем при досмотре будут оные открыты, то с таковых взыскивается двойная тарифная пошлина. Предметы же, скрываемые пассажирами в тайных помещениях, как-то: в двойных днах и боках ящиков и шкатулок, в высверленных осях экипажей и т.д., а также при себе под одеждою, в обуви, в черном белье и т.п. конфискуются на общем основании как тайно провозимые. Конфискации предшествует составление протокола за подписями всех досматривавших и самого пассажира».6

Именно работа с пассажирами вызвала наибольшие нарекания на работу иркутских таможенников в новых условиях, особенно в первые годы работы железной дороги и Байкальской переправы, когда таможня и ее служащие оказались не вполне готовыми к общению с пассажирами. В частности, на Байкале, на пристани, принадлежащей купцу Немчинову, досмотровый зал был слишком мал, чтобы вместить 200-250 пассажиров с багажом, поэтому служащие Лиственничной таможенной заставы досматривали багаж и ручную кладь некоторых пассажиров под открытым небом, что в условиях дождя или снега вызывало недовольство и жалобы пассажиров. Ревизоры Департамента таможенных сборов отмечали недостаточность времени стоянок поездов на прибайкальских станциях для спокойной качественной работы, беспорядок и сутолоку при досмотре багажа в вагонах и на платформах.

В газетах того времени таможенные трудности и промахи в работе с пассажирами стали одной из расхожих тем. Так, в газетах писали, что при досмотре на станции Выдрино таможня «много бед причиняет пассажирам, старший начальник ее чересчур придирчиво относится к пассажирам, особенно к бедноте». Нередки были случаи мелких конфликтов, особенно с военными. В частности, один полковник, вышедший на станции и оставивший в купе свой чемодан под надзором вестового, вернувшись в вагон, возмутился, что таможенники досматривают чемодан, хотя и в присутствии вестового, но без него лично. Другой полковник не пустил таможенников в купе, сославшись на то, что он - не подлежащий таможенному оформлению флигель-адъютант двора (впоследствии выяснилось, что он таковым не является). Штабс-капитан обвинил таможенников в хищении у него револьвера при досмот-

^^Цит.по^МарковЛ.Н.Указ.соч.^.^ЗТ.

ре багажа.

Многочисленные жалобы на работу таможенной службы привели к тому, что Департамент таможенных сборов сделал специальное разъяснение, что при досмотре вещей пассажиров таможенникам «следует считаться с их общественным положением».

На работу таможенников жаловалось и управление Забайкальской железной дороги, которое было недовольно тем, что досмотрщики с целью обнаружения предметов контрабанды сами производили вскрытие частей вагонов, не приглашая поездных осмотрщиков, от чего вагоны портились.

Однако постепенно работа Иркутской таможенной линии в этом направлении стала налаживаться, и в 1910-е гг. количество нареканий и жалоб сократилось.

С началом железнодорожного сообщения стал нарастать поток контрабанды. Соответственно это потребовало от таможенников активизации противодействия контрабандистам. Основную нагрузку в борьбе с контрабандой несли таможенная стража и досмотрщики.

В документах Иркутской таможни сохранилось немало свидетельств об усилении борьбы с контрабандой. Например, в 1908 г. таможенники заметили в пади Мариановка - в четырех верстах от станции Байкал - лодку и трех человек, выгружавших груз в пустой сарай. Они задержали контрабандистов и конфисковали четыре пуда чая, ямайский ром и коньяк, японские шелковые платки, зеркала и «альбомы игривого содержания».7

При этом борьба с контрабандой была далеко небезопасным занятием. Нередко таможенники встречались с открытым сопротивлением вплоть до применения огнестрельного оружия. Так, в феврале 1899 г. трое вооруженных шашками и револьверами стражников Лиственничной заставы, остановив сани с чаем, не смогли справиться с контрабандистами, имевшими револьверы.8

Задерживалась контрабанда и на судах, в частности, при досмотре курсировавшего по Байкалу парохода «Лейтенант Малыгин» в грузовых трюмах за деревянной обшивкой были обнаружены в одном месте 10, а в другом - 9 фунтов байхового чая.

Особое направление в работе иркутских таможенников составляла борьба с контрабандой на железной дороге после открытия железнодорожного сообщения с Маньчжурией и Дальним Востоком. Иркутские таможенники практиковали разные способы борьбы с железнодорожной контрабандой. Эффективным способом являлось наблюдение за пассажирами и поездной бригадой на станциях. Из-за коротких стоянок на станциях перед Иркутском таможенники иногда в целях результативного таможенного досмотра выезжали заблаговременно на соседние станции, чтобы предварительно наметить узловые точки досмотра и сориентироваться в обстановке. Кратковременность стоянок на станциях, где находились таможенные посты, и

7 Марков Л.Н. Указ. соч. С. 142.

8 Там же. С. 141.

невозможность в связи с этим проводить тщательный досмотр ручной клади таможенники пытались компенсировать более обстоятельной работой в этом направлении в самом Иркутске. В одном из актов проверки ревизор Департамента таможенных сборов отмечал, что беглость контроля на станциях под Иркутском дает пассажирам «полную возможность водворять в пределы Иркутской губернии заграничные предметы без оплаты пошлиной, что подтверждается почти ежедневными задержаниями контрабанды на станции Иркутск и в самом Иркутске».9 Например, возвращавшийся в Россию, начальник службы эксплуатации КВЖД, у которого при досмотре на вокзале было 16 мест багажа, пытался уклониться от предъявления багажа к досмотру, предложив таможеннику взятку 500 рублей. В его вещах было обнаружено большое количество запрещенных к ввозу в Россию товаров и разрешенных, но подлежащих оплатой пошлиной. Он оправдывался тем, что до этого много раз отправлял японские товары санитарными поездами во время русско-японской войны и никаких пошлин с него не требовали. Иркутская таможня нередко задерживала запрещенные таможенным тарифом 1906 г. к ввозу японские трости и палки со скрытыми в них узкими длинными кинжалами, иностранные игральные карты, заграничные крепкие напитки, фотографические карточки и альбомы.

В целом усилия иркутских таможенников в борьбе с контрабандой, их профессионализм, мужество и находчивость помогли сократить ее поток, поступавший в Россию с востока.

Первая мировая война, начавшаяся 1 августа

1914 г., оказала большое влияние на деятельность Иркутской таможни. За годы войны в армию было мобилизовано значительное количество опытных таможенных чиновников, досмотрщиков и стражников. На место ушедших на фронт пришли необученные, неопытные люди. В течение войны Иркутская таможня никак не могла укомплектовать полностью свои штаты. Чтобы хоть как-то прикрыть самые слабые места в 1916 г. Департамент таможенных сборов по представлению управляющего Иркутской таможней графа С.Д. Татищева упразднил все таможенные посты. В ее структуре остались шесть таможенных застав: Ангин-ская, Бодайбинская, Лиственничная, Нохтуйская, Тан-хойская и Хангинская.10 Тем не менее, несмотря на все трудности, иркутские таможенники пытались достойно выполнять свой служебный долг.

Война привела к резкому увеличению нагрузки на таможенную службу. Условия военного времени привели к расширению списка запрещенных товаров как к ввозу в Россию, так и к вывозу. Например, только в

1915 г. в апреле были запрещены к вывозу медь и изделия из нее, в июне - вывоз золота в любом виде, в июле - шерсть и изделия из нее, ткани, хлопок, обувь, меха, шкуры, сено, солома, скот, табак, спирт, соль, мясные и молочные продукты, рыба, икра, ору-

9 Цит. по: Марков Л.Н. Указ. соч. С. 145.

10 ГАИО. Ф. 153. Оп. 1. Д. 794. Л. 31.

жие, боеприпасы, уголь, нефтепродукты, металлы -всего свыше 100 наименований товаров, в августе этот список пополнили еще 30 наименований - резина, чугун, паровые котлы, проволока, белила, химические продукты и другие. Эти запреты привели к тому, что в 1916 г. через Иркутскую таможенную линию на вывоз вообще не проходило никаких товаров. Не раз увеличивались и ввозные пошлины.

Война привела к значительному увеличению провоза с востока на запад грузов военного назначения, преимущественно иностранного происхождения. Только Танхойской таможенной заставе приходилось ежесуточно проверять до 24 поездов с воинскими грузами. Причем, задерживать стоянки этих поездов и тем самым срывать график их движения было категорически запрещено.

В условиях сокращения внешнеторгового оборота и нарастания в стране экономических трудностей, пожалуй, главной задачей деятельности иркутских таможенников во время войны стала борьба с контрабандой. В годы Первой мировой войны наблюдалось небывалое ранее ее увеличение. Этому способствовали не только трудности военного времени, но и вводимые в России ограничения на потребление тех или иных продуктов, в частности, алкоголя. Суровая действительность военного времени привела к тому, что в коммерцию и законную, и незаконную было вовлечено большое количество людей, ранее не имевших к ней никакого отношения. В годы войны изменились и приоритеты контрабанды. Место чая прочно заняли маньчжурский спирт и опиум. Так, в 1916 г. из 270 случаев задержания контрабанды спирт задерживался 136 раз, а опиум - 77.11 Опиум пытались провозить пассажиры, а перевозкой спирта занимались железнодорожники и отчасти военнослужащие. В частности, в 1915 г. было задержано с контрабандой 47 железнодорожников, из которых 39 везли спирт, 5 человек -чай и 3 - карты, чулки, ананасы. Причем железнодорожники тщательно прятали контрабандные товары. «Спирт скрывают, - отмечал С.Д. Татищев, - в потайных, устроенных в корпусе самих вагонов помещениях: в потолке, в полу, в стенках и т.д.; помещения эти искусно заделаны и при спешном, ограниченном временем стоянки поезда, досмотре, обнаруживаются

12

лишь случайно или по указанию со стороны».

В условиях сложностей войны и дефицита времени на тщательный досмотр пассажиров и их багажа главным методом борьбы с контрабандой стала агентурная работа. Управляющий Иркутской таможней С.Д. Татищев подчеркивал, что «задержания производятся преимущественно по агентурным сведениям о контрабанде». В целом в годы войны борьба с контрабандой на Иркутской таможенной линии, безусловно, усилилась. Так, если в 1915 г. на Иркутской таможне и ее заставах было зафиксировано 350 задержаний контрабанды на сумму 45 тыс. руб., то в 1916 г. уже 876 задержаний на сумму 65 тыс. руб. (стоимость опиума

11 Там же. Л. 26.

12 Там же. Л. 29.

13

составляла в ней почти 53 тыс. руб.). Безусловным лидером по числу задержаний контрабанды являлась Танхойская таможенная застава, занимавшаяся досмотром пассажиров и их вещей, где в 1915 г. было 170 задержаний, а в 1916 г. - 583 задержания контрабанды.14 Однако насколько эффективной была борьба с контрабандой в годы войны, судить сложно. Факты

13 Там же. Л. 25, 35.

14 Там же. Л. 35.

свидетельствуют, что перекрыть многие каналы ее поступления таможенники были не в состоянии, что не скрывали и сами руководители таможни.

Подводя самый краткий итог деятельности Иркутской таможенной линии в рассматриваемый период до крушения монархии, следует отметить, что в целом она оказалась на должной высоте возложенных на нее государством задач, а ее служащие в основном честно и добросовестно выполняли свой профессиональный долг.

Статья поступила 13.03.2015 г.

УДК 908:61(091)

ПРОЦЕСС УСИЛЕНИЯ ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА: ПРИЧИНЫ, ДЕЙСТВИЯ, ИТОГИ. ЧАСТЬ 4

© Е.С. Оболкин1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуются причины, действия и итоги процесса усиления социального протеста в отрасли здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века. На основании проведенных исследований установлены особенности процесса усиления в конце ХХ века протестного движения в сфере здравоохранения Иркутской области и научно обоснованы хронологические рамки данного периода. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что данная тема является малоизученной.

Ключевые слова: социальный протест; здравоохранение; забастовки; профсоюзы.

PROTEST MOVEMENT STRENGTHENING IN IRKUTSK REGION HEALTH SECTOR IN LATE XX CENTURY: CAUSES, ACTIONS, RESULTS. PART 4 E.S. Obolkin

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

This article examines the causes, actions and results of the strengthening of the social protest in the health care sector of the Irkutsk region in the late XX century. On the basis of the conducted researches the author has identified the specific features of the process of protest movement in the health care sector of the Irkutsk region in the late twentieth century, and gives a scientifically sound chronological frameworks of the period. The scientific novelty of the research results lies in the fact that the subject is poorly understood. Keywords: social protest; health care; strikes; labor unions.

Данная статья является завершающей в серии материалов, посвященных исследованию и всестороннему анализу процесса усиления протестных действий в сфере здравоохранения Иркутской области. В статье подводятся итоги комплексного исследования причин, особенностей акций и результатов протеста в период усиления протестного движения медиков региона в конце ХХ века.

В соответствии с официальными статистическими данными о размерах заработной платы за август 1996 г., средняя заработная плата работников образования составляла 657,3 тыс. руб. или 44% от средней заработной платы работников промышленности Иркутской области - 1477,0 тыс. руб.; здравоохранения -839,1 тыс. руб. или 56,8%; культуры - 576,5 тыс. руб. или 39% [3].

17 октября 1996 г. доведенные до отчаяния ра-

ботники здравоохранения Чунской ЦРБ Иркутской области начали бессрочную голодовку [1, л. 2-4]. О данном факте объединенным профкомом работников здравоохранения было сообщено 22 октября того же года в телеграмме председателю профсоюза работников здравоохранения Иркутской области С.В. Островской; на тот момент голодовка продолжалась уже шестые сутки, и объединенный профком просил срочно принять меры, так как жизнь людей была в опасности.

В результате коллективных действий работников отрасли здравоохранения с апреля по ноябрь 1996 г. удалось добиться на федеральном уровне:

1) выделения из федерального бюджета 229,96 млрд руб. на погашение задолженности по заработной плате учреждениям здравоохранения федерального подчинения;

1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru

Obolkin Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89642100219, e-mail: eobolkin@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.