Научная статья на тему 'Иркутская таможня. Этапы становления и развития'

Иркутская таможня. Этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1344
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ИРКУТСКАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ИСТОРИЯ / CUSTOMS / IRKUTSK CUSTOMS / CUSTOMS POST / CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS FEES / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

С развитием торговли на востоке России перед государством встала задача контроля за ввозом и вывозом товаров: необходимость устанавливать правила провоза товаров и уплаты государственной казне пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых товаров. Для этих целей были созданы государственные учреждения таможни. Статья посвящена истории создания и становления одной из самых крупных таможен Сибири Иркутской. Подробно рассматриваются этапы ее создания и роста, включая дореволюционный и послереволюционный периоды, а также современное состояние. Показаны доли Иркутской таможни в середине ХIХ в. в таможенных сборах России в целом и Азиатской России в частности. Отдельное внимание уделено реформе таможенной системы 1990-х гг. Дана характеристика восьми территориальных постов Иркутской таможни. Показано создание Братской таможни как самостоятельного учреждения, а также Восточно-Сибирского таможенного управления, которому подчиняются таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irkutsk Customs: the stages of establishment and development

The development of trade in eastern Russia forced the government to control import and export of goods, namely to establish the rules of goods transportation and payment of taxes and fees levied on imported and exported goods by the state treasury. Special state institutions customs were set up for these purposes. The article is devoted to the history of establishment and development of the first Siberian Customs Irkutsk Customs. The stages of its creation and growth, including pre-revolutionary and post-revolutionary periods, as well as modern times are scrutinized. The Irkutsk Customs share in total Russian Customs duties in general and in the Asian part of Russia in particular is designated. Special attention is paid to the reform of the customs system of the 1990s. The characteristics of eight territorial posts of Irkutsk Customs are given. The establishment of Buryat Customs as an independent institution, as well as the East Siberian Customs Department which supervises customs authorities of Irkutsk and Chita regions, Krasnoyarsk Krai, the Republic of Buryatia, Tuva, Khakassia is shown.

Текст научной работы на тему «Иркутская таможня. Этапы становления и развития»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

УДК 339.54(571.53)(091) А. П. СУХОДОЛОВ

йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(5).749-757 Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

ИРКУТСКАЯ ТАМОЖНЯ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. С развитием торговли на востоке России перед государством встала задача контроля за ввозом и вывозом товаров: необходимость устанавливать правила провоза товаров и уплаты государственной казне пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых товаров. Для этих целей были созданы государственные учреждения — таможни. Статья посвящена истории создания и становления одной из самых крупных таможен Сибири — Иркутской. Подробно рассматриваются этапы ее создания и роста, включая дореволюционный и послереволюционный периоды, а также современное состояние. Показаны доли Иркутской таможни в середине Х!Х в. в таможенных сборах России в целом и Азиатской России в частности. Отдельное внимание уделено реформе таможенной системы 1990-х гг. Дана характеристика восьми территориальных постов Иркутской таможни. Показано создание Братской таможни как самостоятельного учреждения, а также Восточно-Сибирского таможенного управления, которому подчиняются таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия.

Ключевые слова. Таможня; Иркутская таможня; таможенный пост; таможенные сборы; таможенные пошлины; история.

Информация о статье. Дата поступления 2 сентября 2015 г.; дата принятия к печати 18 сентября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.

Финансирование. Проект РГНФ № 15-21-03007 «Концептуальные вопросы российско-монгольских отношений в первой половине ХХ века: история, политика, экономика» (номер регистрации в ФГАНУ ЦИТиС 115041370110).

A. P. SUKHODOLOV

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

IRKUTSK CUSTOMS: THE STAGES OF ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT

Abstract. The development of trade in eastern Russia forced the government to control import and export of goods, namely to establish the rules of goods transportation and payment of taxes and fees levied on imported and exported goods by the state treasury. Special state institutions — customs — were set up for these purposes. The article is devoted to the history of establishment and development of the first Siberian Customs — Irkutsk Customs. The stages of its creation and growth, including pre-revolutionary and post-revolutionary periods, as well as modern times are scrutinized. The Irkutsk Customs share in total Russian Customs duties in general and in the Asian part of Russia in particular is designated. Special attention is paid to the reform of the customs system of the 1990s. The characteristics of eight territorial posts of Irkutsk Customs are given. The establishment of Buryat Customs as an independent institution, as well as the East Siberian Customs Department which supervises customs authorities of Irkutsk and Chita regions, Krasnoyarsk Krai, the Republic of Buryatia, Tuva, Khakassia is shown.

Keywords. Customs; Irkutsk Customs; customs post; customs duties; customs fees; history. Article info. Received September 2, 2015; accepted September 18, 2015; available online October 30, 2015. Financing. The project of RHF No. 15-21-03007 «Conceptual issues of Russian-Mongolian relations in the first half of the 20th century: history, politics, economics» (TsITiS FGANY registration No. 115041370110).

Для регулирования внешнеторговой деятельности и реализации государственной политики во внешнеторговой сфере необходим соответствующий инструмент. Таким инструментом является таможня — государственное

учреждение, контролирующее экспортно-импортные операции.

На таможню возлагаются две основные функции. Во-первых, контроль провозимых через границу товаров (включая багаж, почтовые

© А. П. Суходолов, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5,pp. 749-757. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

отправления и транзитные грузы) и реализация посредством этого государственной политики в сфере внешней торговли. Во-вторых, взимание таможенных пошлин и других установленных сборов (марочного, санитарного, за сохранность, складирование и пломбирование товаров и др.) и пополнение тем самым доходной части государственного бюджета.

Таможни располагаются на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в морских и речных портах, международных аэропортах, а также в крупных промышленных центрах и регионах страны. Одним из таких регионов, где имеются подразделения российской таможни, является Иркутская область [1].

Иркутская таможня была создана в Иркутской губернии в начале XVII в. Ее развитие связано с хозяйственным освоением Сибири и развитием страны в целом [2; 3; 6].

Начальный этап. Первая таможня в Сибири была открыта на рубеже XVI-XVII вв. в самом западном сибирском городе того времени — Верхотурье. Она контролировала провоз товаров из России в Сибирь и обратно [7; 8].

По мере продвижения русской торговли на восток таможни открывались и в других сибирских городах, возникавших на освоенных сибирских территориях.

В Иркутске таможня официально была открыта в 1682 г., однако фактически таможенные сборы стали поступать в казну раньше — с момента основания Иркутского острога. Их собирали служащие так называемой приказной избы — органа исполнительной власти при воеводе. Уже в 1662 г., на второй год существования Иркутска, было собрано в качестве таможенной пошлины 2,5 тыс. соболиных шкур [4].

В то время все сибирские таможни подчинялись центральному органу управления регионом — Сибирскому приказу в Москве. После подписания в 1689 г. Нерчинского договора, нормализовавшего отношения между новыми соседями (Россией и Китаем) и частично установившего их совместную государственную границу, быстро стала развиваться караванная торговля с Китаем, осуществляемая через Нерчинск.

Из Иркутска в Китай первый торговый караван отправился в 1698 г. Путь из Иркутска в Пекин через монгольские степи был более коротким и удобным, чем путь из Нерчинска. Вскоре Иркутск стал центром русско-китайской торговли, оказавшейся очень выгодной и для купцов, и для государства.

К началу XVIII в. через Иркутскую таможню проходили почти все направляемые в Европей-

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

скую Россию китайские товары. Важную роль Иркутская таможня играла и в торговых отношениях с Монголией и даже с Бухарой. Еще в 1680-х гг. в Иркутск через Тункинскую долину прибыло несколько караванов (по 150 верблюдов каждый) бухарских купцов с различными грузами [5]. Иркутская таможня в то время входила в число главных сибирских таможен, что было обусловлено географическим положением Иркутска, через который шли торговые пути в Забайкалье, Китай и Монголию.

Период расцвета Иркутской таможни. Новый порядок сибирской внешней торговли установил Кяхтинский русско-китайский мирный договор 1727 г., в соответствии с которым вся русско-китайская торговля сосредоточивалась в Кяхте. Здесь же была открыта таможня, постепенно ставшая главной сибирской таможней. В конце XVIII в. доля русско-китайской торговли достигала 10 % во внешнеторговом обороте России и 70 % в торговле России с азиатскими странами.

Вначале в торговле с Китаем ведущую роль играл Нерчинск. Затем товары стали поставляться по более короткому пути из Сибири в Китай — через Монголию, и все торговые караваны комплектовались в Иркутске. При этом иркутские купцы ездили в Кяхту торговать с Китаем и Монголией. Основным путем сообщения Иркутска с Кяхтой была дорога через Байкал. Товары везли по Ангаре, переправляли через Байкал между Голоустным и Посольском (зимой — по санному пути по льду Байкала), затем транспортировали вверх по Селенге до Петропавловской крепости, оттуда их уже на телегах довозили до Кяхты.

Торговые пошлины в то время были установлены в размере всего 10 % стоимости ввозимого и вывозимого товара. Это стимулировало торговлю. Однако таможни могли собирать до 30 мелких платежей (мытный, складской и др.), что приводило к злоупотреблениям со стороны таможенных служащих, вызывало недовольство и жалобы торговых людей. С 1687 г. правительство поэтому стало сокращать количество таможенных платежей в Сибири [4].

В середине XIX в. Кяхта являлась единственным центром русско-китайской торговли. Однако пропускная способность этого торгового центра была недостаточной, а караванный путь очень долгим. Все больше товаров стало попадать в Центральную Россию морским путем через Западную Европу. Перед русским правительством остро встала задача расширения русско-китайской торговли. Пекинский рус-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 749-757. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

ско-китайский договор 1860 г. разрешил вести ее с минимальной пошлиной (10 %) вдоль всей границы и предоставил русским купцам право свободного въезда в Китай.

В это же время из-за крайне слабой охраны русско-китайской границы процветала контрабандная торговля, в которой широко участвовали местное население и даже охранявшие границу казаки в свободное от службы время. Таможенники тоже уличались в пособничестве контрабандистам. В этих условиях необходимо было усилить заслон на пути контрабандных товаров в Россию и повысить эффективность работы таможни на востоке России.

Реорганизация таможни состоялась в 1811 г. Она перешла во ведение Министерства финансов (созданного в 1802 г.) и стала подчиняться Департаменту внешней торговли, который в 1864 г. преобразовали в Департамент таможенных сборов.

Все российские таможни в тот период объединили в таможенные округа. При этом Иркутская таможня из-за своей удаленности и важности возложенных на нее задач не вошла ни в один из них и напрямую подчинялась Департаменту таможенных сборов. В середине XIX в. таможенные сборы Иркутской таможни обеспечивали 15 % доходной части российского бюджета. Кроме фискальной задачи таможенная служба выполняла функцию учета внешнеторгового оборота, что было необходимо для выработки внешнеэкономической политики, а также для охраны экономических интересов на востоке России и создания благоприятных условий для формирующейся здесь промышленности. Эта задача в то время также успешно решалась путем повышения ввозных пошлин.

До постройки Транссибирской магистрали чай был основным товаром русско-китайской торговли и главным предметом таможенного обложения. Через Иркутскую таможню в Россию поступало до 40 % всего ввозимого в страну чая. Так, например, в 1880 г. было ввезено 16,5 тыс. т чая (в том числе около 500 т беспошлинно для нужд Туркестанского края), а также 29 т сахара, 18 т фруктов и разных фабричных товаров. С перечисленных товаров Иркутская таможня собрала пошлин в размере 2 982 тыс. р., из этой суммы более 90 % пришлось на долю чая [9; 10].

Активизация русско-китайской торговли и постепенное повышение таможенных пошлин на чай вывели Иркутскую таможню в число ведущих российских таможен. В те годы по объемам таможен-

ных сборов она занимала 4-е и затем 5-е место в Российской империи (после таможен Петербурга, Москвы, Варшавы и впоследствии Одессы). В Азиатской же России Иркутская таможня в тот период устойчиво занимала 1-е место (рис. 1-2).

Рис. 1. Доля Иркутской таможни в общероссийских таможенных сборах в середине XIX в.

Новый период в истории Иркутской таможни наступил с началом движения поездов по Транссибирской железнодорожной магистрали. К операциям по досмотру грузов, провозимых гужевым транспортом и судами через Байкал и по сибирским рекам, добавились операции по досмотру грузов и пассажирского багажа на железной дороге, а также личных вещей пассажиров и поездных бригад. Значительно расширился и ассортимент импортируемых товаров. Помимо чая из Китая начали завозить в больших объемах шелковые ткани, обувь, вату в тюках, верблюжью шерсть, козий пух, фарфоровые изделия, серебро в слитках, сухофрукты, орехи, сахар-леденец, уксус и др. Все чаще через Иркутск в Европу провозили и японские товары: платки шелковые, галантерею, плетеные изделия из соломы, веера, изделия из бисера и стекляруса, тюль, бумажные зонтики, женские платья и халаты, ширмы деревянные, гребенки, портсигары, альбомы в перламутровых обложках, ананасы и другие фрукты в герметически запаянных жестяных банках, какао и т. д.

Иркутская таможня 73 %

Рис. 2. Доля Иркутской таможни в таможенных сборах всей Азиатской России в середине XIX в.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5,pp. 749-757. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

Начало ХХ в. В этот период в состав Иркутской таможни входили семь участков таможенного надзора — Иркутский городской, Кяхтинский, Куретский, Лиственичный, Мысовой, Сретенский и Тункинский — и 30 таможенных постов. Зона действия этих подразделений простиралась от Амура на востоке до Енисея на западе, от золотых приисков Лены и Витима на севере до монгольской границы на юге.

После окончания строительства Китайско-Восточной железной дороги свободная приграничная торговля на юге Дальнего Востока была отменена. При этом в Забайкалье была создана самостоятельная таможенная служба, и зона ответственности иркутских таможенников сократилась. Изменилась и структура Иркутской таможни. В 1903 г. из ее состава был исключен Сретенский участок таможенного надзора, а также перераспределена зона ответственности ряда других таможенных постов.

В 1907 г. после открытия регулярного движения по Кругобайкальской объездной железной дороге был создан таможенный участок на ст. Слюдянка (затем его перенесли на ст. Выдрино).

К 1912 г. в структуре Иркутской таможни произошли новые изменения. В ее состав в то время входили шесть таможенных застав (Бо-дайбинская, Гужирская, Лиственичная, Нохтуй-ская, Танхойская, Ханхинская) и три таможенных поста (Байкальский, Выдринский и Куретский). Столь частые изменения были обусловлены поисками оптимальной структуры таможни и эффективных форм контроля внутренней таможенной линии, а также необходимостью борьбы с контрабандой.

После открытия транзитного железнодорожного сообщения по Транссибирской магистрали между Европой и азиатскими странами Иркутская таможня стала осуществлять все таможенные операции с транзитными грузами.

Послереволюционный период. Характеризуется многочисленными организационными и структурными изменениями всей таможенной системы страны в связи с огосударствлением собственности и введением государственной монополии на внешнюю торговлю. За этот период Иркутская таможня несколько раз реформировалась и передавалась в ведение различных вновь создаваемых вышестоящих инстанций, находящихся сначала в Омске, затем в Новони-колаевске (ныне Новосибирске).

В декабре 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден первый Таможенный

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

кодекс СССР, завершивший череду изменений управления таможенной системой. В связи с монополизацией внешней торговли все таможенные операции были вынесены на линию государственной границы. При этом деятельность Иркутской таможни была признана нецелесообразной. В январе 1929 г. она была перенесена в Новосибирск и переименована в Новосибирскую. Основная масса служащих была уволена или откомандирована в распоряжение партийных организаций с выдачей пособия в размере месячного оклада [11].

Только в 1931 г. после упразднения Новосибирской таможни в Иркутске была учреждена должность уполномоченного для решения дел по контрабанде.

В 1949 г. в Иркутске был организован постоянно действующий таможенный пост, находившийся в подчинении Наушкинской таможни. В это время на монгольской границе в Восточной Сибири действовали также Кяхтинская и Мондин-ская (Ханхинская) таможни.

В начале 1950-х гг. штатная численность Иркутского таможенного поста, располагавшегося в иркутском аэропорту, была увеличена до 3 чел., а пост переподчинили непосредственно Главному таможенному управлению Министерства внешней торговли СССР. Данный пост осуществлял оформление полетов через государственную границу СССР в Китай, Монголию и Корею. Особое внимание уделялось борьбе с контрабандой небольших партий потребительских товаров, которая в те годы была типичной для всех таможенных постов СССР. Основное место среди предметов ввозной контрабанды занимали иностранная валюта, золотые изделия и монеты, некоторые товары личного потребления. Вывозную контрабанду составляли советские рубли, драгоценные камни, предметы искусства и старины, иконы.

В октябре 1952 г. Иркутский таможенный пост преобразовали в таможню 3-го класса. В это время Иркутск становится крупным авиационным транспортным узлом, воздушными воротами в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Он связан прямыми воздушными сообщениями с Улан-Батором и Пекином.

В последующие годы с экономическим развитием страны и ростом потока иностранных туристов объем работы Иркутской таможни стал больше. В 1980-е гг. в ее составе были созданы пассажирский и грузовой отделы, увеличен штат инспекторов.

В конце 1980-х гг. зона ответственности Иркутской таможни, штатная численность которой

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 749-757. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

составляла 23 чел., распространялась на Омскую, Томскую, Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, Тувинскую АССР, где постепенно активизировалась внешнеэкономическая деятельность предприятий.

К началу 1990-х гг. из Иркутской таможни были выделены Новосибирский и Барнаульский таможенные посты, которые затем преобразовали в самостоятельные таможни.

Реформа таможенной системы в 1990-х гг. После распада СССР произошла реорганизация всей системы государственной власти. 25 октября 1991 г. указом Президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации (с 1995 г. эта дата отмечается как профессиональный праздник — День таможенника Российской Федерации). В кратчайшие сроки была сформирована таможенная служба, ориентированная на развитие рыночной экономики, способная защищать экономические интересы нового Российского государства, стимулировать увеличение экспортного потенциала. Практически заново была создана законодательная и нормативно-правовая база таможенного дела. Таможенное оформление с границ государства вновь переместилось внутрь его территории, ближе к экспортерам и импортерам продукции.

Сегодня российская таможенная служба в своей работе ориентируется на лучший зарубежный опыт, на принципы и нормы Всемирной торговой организации, улучшает организацию таможенного контроля и таможенного оформления, обеспечивает прозрачность своей работы. Так, если еще несколько лет назад процедура таможенного оформления была достаточно долгой (например, до 50 % импорта обрабатывалось свыше пяти дней), то теперь картина изменилась к лучшему.

Приоритетным является развитие новых таможенных информационных технологий, дальнейшее совершенствование системы взимания таможенных платежей, доля которых в федеральном бюджете сейчас оценивается в 30 %.

Что касается Иркутской таможни, то она тоже претерпела существенные преобразования. В начале 1990-х гг., после либерализации внешней торговли, многие предприятия и организации региона начали самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Руководство этих предприятий, а также главы муниципальных образований, где расположены эти предприятия, выступили с инициативой создания территориальных таможенных постов.

В структуре Иркутской таможни были созданы территориальные подразделения, относящиеся к внутренним таможням, являющиеся важным звеном в структуре таможенных органов Сибирского региона и отвечающие новым потребностям экономического развития региона. В частности, были образованы Ангарский, Братский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский таможенные посты, а также Байкальский, Же-лезногорский, Саянский, Чунский, Шелеховский таможенные пункты.

Современное состояние. В настоящее время Иркутская таможня занимает ведущее место не только среди сибирских таможен, но и российских. На ее долю приходится около 40 % перечислений в федеральный бюджет, осуществляемых всеми таможнями Сибирского таможенного управления. Общий вес груза, проходящего через зону ответственности территориальных подразделений Иркутской таможни, достигает 4,5-5,0 млн т.

Сложившаяся структура Иркутской таможни учитывает экономические и географические особенности территории Иркутской области, позволяет охватить крупные города и промышленные центры, оптимально осуществлять таможенный контроль и оперативно оформлять необходимые таможенные документы. Штатная численность — около 500 чел. Из этого количества более половины сотрудников заняты непосредственно таможенным оформлением и таможенным контролем [12; 13].

Территориальные таможенные посты. В состав Иркутской таможни включены десятки структурных подразделений, включая несколько территориальных таможенных постов:

1. Ангарский таможенный пост. Создан в 1993 г. в Ангарске. Это самый крупный (по всем показателям внешнеэкономической деятельности) пост в структуре Иркутской таможни. На его долю приходится до 70 % всех денежных средств, перечисляемых Иркутской таможней в федеральный бюджет. В зону его ответственности входит г. Ангарск и Ангарский район. На данной территории расположено 350 км железнодорожных путей (с учетом подъездных) и восемь железнодорожных станций. Находящиеся здесь предприятия обладают мощнейшим промышленным потенциалом. Экспорт преобладает над импортом. Основными экспортными товарами являются продукты нефтепереработки, химические радиоактивные элементы, лес и лесоматериалы, продукты органической и неорганической химии, минеральные удобрения, черные

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5,pp. 749-757. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

металлы, оборудование. Среди импортируемых товаров выделяются продукты питания и товары народного потребления, промышленное оборудование, различные химические реагенты и др.

2. Байкальский таможенный пост. Создан в 1994 г. в Байкальске как таможенный пункт. Преобразован в таможенный пост в 2001 г. В зону его ответственности вошла территория, расположенная между железнодорожными станциями Андриановская (Иркутская область) и Выдрино (Республика Бурятия). Протяженность подведомственной территории вдоль железной дороги — около 140 км. На данной территории до 2014 г. работало ОАО «Байкальский ЦБК» — крупное промышленное предприятие, экспортирующее целлюлозную продукцию, которое и стало инициатором образования таможенного поста, помогло с помещением, мебелью и необходимой оргтехникой. В зоне ответственности поста в качестве участников внешнеэкономической деятельности (кроме БЦБК) зарегистрировано около 70 юридических лиц и 20 частных и индивидуальных предпринимателей.

Главными экспортными товарами на данной территории является целлюлоза (до закрытия ОАО «Байкальский ЦБК»), лом черных металлов, лес и пиломатериалы. В импорте преобладают промышленное оборудование и технологическое сырье. При этом экспорт существенно превышает импорт.

3. Иркутский таможенный пост. Создан в 2001 г. в результате реорганизации Иркутской таможни. При его создании на основе существовавших специализированных групп сформированы самостоятельные отделы: таможенного оформления, таможенного контроля, досмотра. Кроме того, было организовано отделение таможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте, которое занимается оформлением в упрощенном льготном порядке товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей, центр электронного декларирования.

4. Нижнеудинский таможенный пост. Создан в 1993 г. в Нижнеудинске. В зону его ответственности вошли Нижнеудинский, Тулунский, Тайшетский, Чунский и Куйтунский районы. Впоследствии Куйтунский район стал подведомственной зоной Саянского таможенного поста из-за значительной удаленности Нижнеудинска от Куйтуна (около 300 км), доставлявшей неудобства хозяйствующим субъектам и сотруд-

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

никам таможенного поста. Также чтобы исключить длительные поездки и сэкономить время участников внешнеэкономической деятельности, располагающихся в г. Тайшете (180 км от Нижнеудинска) и поселке городского типа Чуна (270 км), было организовано оформление таможенных документов непосредственно на местах.

5. Саянский таможенный пост. Открылся в 1992 г. как таможенный пункт, но сразу же начал работать как полноценный таможенный пост, осуществляя оформление грузовых таможенных деклараций. В 1996 г. его преобразовали в таможенный пост. Сначала в зону его ответственности были включены города Саянск и Зима, а также Зиминский, Заларинский, Балаган-ский и Нукутский районы, затем — Куйтунский и Черемховский районы и г. Свирск. На подведомственной территории данного поста находится крупное предприятие химической промышленности ОАО «Саянскхимпласт», а также еще 240 участников внешнеэкономической деятельности. Основными экспортными товарами данной территории являются полимерная продукция и лесопродукция. Экспорт существенно преобладает над импортом.

6. Усольский таможенный пост. Создан в 1995 г. в Усолье-Сибирском по инициативе крупных предприятий города и района. Сначала работал как таможенный пункт, через год (в 1996 г.) был преобразован в таможенный пост. В зону его ответственности вошли г. Усо-лье-Сибирское, Усольский, Черемховский, Аларский и Заларинский районы, а также 15 железнодорожных станций. Среди участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в зоне ответственности поста, достаточно крупные предприятия: ООО «Усольехимпром», ООО «ТМ Байкал», СХ ОАО «Белореченское», ГУП «Сибсоль», ОАО «ПО "Усольмаш"» и др. В структуре экспорта преобладает продукция химической и лесной промышленности, в структуре импорта — технологическое оборудование и запасные части к нему.

7. Шелеховский таможенный пост. Открыт в 1994 г. в Шелехове как таможенный пункт. Через два года (в 1996 г.) реорганизован в таможенный пост. Подведомственная ему зона расположена между железнодорожными станциями Андриановская и Смоленщина. На этой территории, прилегающей к Транссибирской магистрали, находятся крупные градообразующие предприятия, экспортирующие свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, среди

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 749-757. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

которых иркутские алюминиевый и кабельный заводы. Именно эти предприятия и выступили с инициативой создания данного поста, оказали содействие в обеспечении его помещением и современным оборудованием. Основными товарами в экспорте являются алюминиевая продукция, кристаллический кремний, разнообразная кабельная продукция, лом черных металлов, древесно-стружечные плиты, промышленное оборудование и др. Экспорт преобладает над импортом.

8. Таможенный пост «Аэропорт Иркутск». Создан в 1995 г. на базе пассажирского отдела Иркутской таможни, размещенного в аэропорту Иркутска. Имеет статус международного воздушного пропускного пункта с круглосуточным режимом работы. Сотрудники пункта занимаются таможенным оформлением и таможенным контролем товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в подведомственной зоне поста; радиационным контролем; контролем за соблюдением порядка перемещения валюты; пресечением провоза контрабанды, наркотиков, оружия, а также предметов, имеющих художественную, историческую и археологическую ценность; контролем за соблюдением порядка и правил перемещения физических лиц, а также сопровождаемого и несопровождаемого багажа через таможенную границу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование Братской таможни. В середине 1990-х гг. на базе Братского поста Иркутской таможни была создана самостоятельная Братская таможня. В ее состав передали таможенные посты Магистрального, Усть-Илимска и Усть-Кута, также являвшиеся ранее подразделениями Иркутской таможни.

Зоной ответственности Братской таможни определили города Братск, Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут, а также Братский, Бодай-бинский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и Нижнеилимский районы Иркутской области.

Все перечисленные районы относятся к северным территориям. Здесь имеются большие запасы разнообразных полезных ископаемых,

сосредоточены крупные лесные ресурсы, располагаются промышленные предприятия различных отраслей, дающие в совокупности более 40 % промышленной продукции Иркутской области. Значительная часть этой продукции экспортируется. Создание Братской таможни позволило предприятиям и организациям северных территорий более оперативно решать вопросы таможенного оформления экспортно-импортных операций.

В зону ответственности Братской таможни вошли также несколько муниципальных территорий Республики Бурятия (город Северобай-кальск, северобайкальский и Муйский районы) и Читинской области (Каларский район), прилегающих к Байкало-Амурской магистрали.

Создание регионального управления. Процессы реформирования таможенной службы происходили во всех субъектах Восточно-Сибирского региона (ранее эта территория входила в зону ответственности Иркутской таможни). Для координации данной работы и обеспечения эффективного таможенного контроля летом 1993 г. было создано Восточно-Сибирское таможенное управление. В его подчинении стали находиться таможенные учреждения Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, республик Бурятия, Тыва, Хакасия. При этом Иркутская таможня, войдя в состав нового управления, сохранила свои функции и подчинение Государственному таможенному комитету Российской Федерации. Примечательно, что первым начальником Восточно-Сибирского управления был назначен бывший начальник Иркутской таможни, что свидетельствовало о признании высокого уровня работы иркутских таможенников [14].

После создания в России в 2000 г. федеральных округов, в частности Сибирского федерального округа, было сформировано Сибирское таможенное управление, зоной ответственности которого определена вся территория федерального округа, и Восточно-Сибирское таможенное управление стало его структурным подразделением с названием «Восточно-Сибирский регион Сибирского таможенного управления».

Список использованной литературы

1. Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / А. П. Киреенко, С. В. Чупров, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 422 с.

2. Козлова Н. Музей Иркутской таможни / Н. Козлова // Прогулки по Иркутску. — 2015. — 3 окт. — URL : http:// baikaliya.info/node/928.

3. Кузнецов С. И. Иркутская таможня / С. И. Кузнецов, И. В. Наумов. — Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1, 2002. — 219 с.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5,pp. 749-757. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

4. Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы / Л. Н. Марков. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — 157 с.

5. Наумов И. В. Иркутская таможня в XVII—XVIII вв. / И. В. Наумов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 6 (89). — С. 266-271.

6. Неклюдова А. В. Иркутская таможня во второй половине XIX — начале XX в. / А. В. Неклюдова // Гуманитарные науки в Сибири. — 2011. — № 2. — С. 86-89.

7. Синиченко В. В. Иркутская таможня и проблемы ее функционирования во второй половине XIX в. / В. В. Синичен-ко, А. И. Коробченко // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. — 2010. — № 1. — С. 87-96.

8. Синиченко В. В. К истории формирования Иркутской таможни / В. В. Синиченко, А. И. Коробченко // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2010. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 210-215.

9. Суходолов А. П. Внешнеторговая деятельность Сибири в дореволюционный период / А. П. Суходолов // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2012. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 25-37.

10. Суходолов А. П. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность Сибири в дореволюционный период / А. П. Суходолов // Историко-экономические исследования. — 2008. — Т. 9, № 1. — С. 107-127.

11. Суходолов Я. А. Этапы развития государственной системы регулирования внешней торговли в России / Я. А. Суходолов // Историко-экономические исследования. — 2012. — Т. 13, № 1. — С. 129-143.

12. Татарников К. М. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Байкальского региона / К. М. Татарников // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2010. — № 5. — URL : http: //brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=13891.

13. Теория и практика управления и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на современном этапе / А. И. Лылов, А. А. Лылов, Ю. И. Мартынов, Л. Д. Хацкевич. — Воронеж, 1999. — 48 с.

14. Хамаганова Л. Д. Совершенствование таможенного контроля валютных операций в регионе деятельности Сибирского таможенного управления ФТС России / Л. Д. Хамаганова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(1).15.

References

1. Kireenko A. P., Chuprov S. V., Sanina L. V. et al. Irkutskaya oblast' v XXI veke: problemy i resursy razvitiya [Irkutsk region in the 21st century: problems and development resources]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014. 422 p.

2. Kozlova N. The Museum of Irkutsk Customs. Progulkipo Irkutsku = Irkutsk Tour. October 3, 2015. Available at: http:// baikaliya.info/node/928. (In Russian).

3. Kuznetsov S. I., Naumov I. V. Irkutskaya tamozhnya [Irkutsk Customs]. Irkutsk, The Regional Printing House no. 1 Publ., 2002. 219 p.

4. Markov L. N. Ocherki po istorii tamozhennoi sluzhby [Essays on the history of customs service]. Irkutsk State University Publ., 1987. 157 p.

5. Naumov I. V. Irkutsk Customs in the 17-18th centuries. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2014, no. 6 (89), pp. 266-271. (In Russian).

6. Neklyudova A. V. Irkutsk Customs in the second half of 19th — early 20th century. Gumanitarnye nauki v Sibiri = Humanitarian Sciences in Siberia, 2011, no. 2, pp. 86-89. (In Russian).

7. Sinichenko V. V., Korobchenko A. I. The Irkutsk Customs and its Functioning Problems in the Second Half of the XIX-th Century. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo univnrsiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie = The Bulletin of Irkutsk State University. Seriya Political Science and Religion Studies, 2010, no. 1, pp. 87-96. (In Russian).

8. Sinichenko V. V., Korobchenko A. I. To the history of formation of the Irkutsk customs. Irkutskii istoriko-ekonomicheskii ezhegodnik. 2010 [Irkutsk Historical and Economic Yearbook. 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economic and Law Publ., 2010, pp. 210-215. (In Russian).

9. Sukhodolov A. P. External trade activities in Siberia in the pre-revolutionary period. Irkutskii istoriko-ekonomicheskii ezhegodnik. 2012 [Irkutsk Historical and Economic Yearbook. 2012]. Irkutsk, Baikal State University of Economic and Law Publ., 2012, pp. 25-37. (In Russian).

10. Sukhodolov A. P. Economic and trade activities in Siberia in the pre-revolutionary period. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2008, vol. 9, no. 1, pp. 107-127. (In Russian).

11. Sukhodolov A. P. Milestones of the state to regulate foreign trade in Russia. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2012, vol. 13, no. 1, pp. 129-143. (In Russian).

12. Tatarnikov K. M. Customs regulation of foreign economic activity of the Baikal Region. Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (BaikalState University of Economics and Law), 2010, no. 5. Available at: http://brj-bguep.ru/read-er/article.aspx?id=13891. (In Russian).

13. Lylov A. I., Lylov A. A., Martynov Yu. I., Khatskevich L. D. Teoriya i praktika upravleniya i gosudarstvennogo reg-ulirovaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti (VED) na sovremennom etape [Theory and practice of management and state regulation of foreign economic activities at the present stage]. Voronezh, 1999. 48 p.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 749-757. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 749-757. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

14. Khamaganova L. D. Improving customs control of foreign exchange transactions in the territorial jurisdiction of Siberian customs administration of Russias federal customs service. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 1. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(1).15. (In Russian).

Информация об авторе Суходолов Ллександр Петрович — доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи Суходолов А. П. Иркутская таможня. Этапы становления и развития / А. П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 749-757. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).749-757.

Author

Alexander P. Sukhodolov — Doctor habil. (Ecomo-mics), Professor, Rector, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Reference to article Sukhodolov A. P. Irkutsk Customs: the stages of establishment and development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 749-757. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).749-757. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.