19. Rosen N. Iraq's religious tide cannot be turned back. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.atimes.com/atimes/Middle_East/FE26Ak05.html 26.05.2004.
20. Shia Islam. British Encyclopedia. - London, 1997. - Vol. 10.
21. Silverstein K. The minister of civil war. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://harpers.org/archive/2006/08/the-minister-of-civil-war/
«Исламоведение», Махачкала, 2016г., № 1, с. 24-35.
Н. Мамедова,
кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник
(Институт востоковедения РАН)
ИРАН: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Ключевые слова: Иран, шиитское духовенство, структура власти, исламские фонды, кланово-бюрократическая экономика.
Взаимоотношения между светской и религиозной элитами являются важным фактором политического развития исламских государств. В Иране, где светские политики потеснили духовенство во всех сферах общественно-политической жизни со времени правления Реза-шаха, эти отношения отличались крайней напряженностью и противоречивостью. Духовенство, которое инициировало провозглашение Реза-хана шахом, рассчитывало, что будет оказывать сильное влияние на политику страны, так как в конце XIX - начале ХХ в. именно оно возглавляло практически все сколько-нибудь значимые общественные и протестные движения (например, восстание в Тебризе в 1920 г. под руководством шейха Хиябани). Даже начало войн, в частности с Россией в 18261928 гг., требовало издания высшим шиитским духовенством (аятоллой) соответствующих фетв, т.е. религиозного обоснования.
Практика иджтихада (выработки правовых норм на основании толкования Корана и Сунны) в шиизме никогда не прерывалась, при этом значительную роль в структуре власти в Иране и в шиитских общинах других стран играли моджахеды, наделенные правом толкования исламских норм и имевшие высокий статус - марджа ат-таклид (образец для подражания). Они имели своих учеников, медресе, канцелярии. В виде вакфов (собственности,
передававшейся частными лицами на благотворительные цели) им жертвовалось имущество, выплачивался хумс (налог на доход).
В отличие от суннитского духовенства шиитское обладало правом в отсутствие 13-го имама определять, соответствует ли политика шахской власти интересам уммы (мусульманской общины), т.е. ставить вопрос о легитимности шахской власти. Это также усиливало общественную значимость шиитского духовенства. После военного переворота 1921 г., обеспечившего приход к власти Реза-хана сначала в качестве военного министра, затем премьер-министра и в 1925 г. - шаха, один из светских идеологов, М. Каземи, писал о том, что «99% населения страны находится под властью реакционных мулл, и наши надежды связаны с тем, что придет какой-нибудь Муссолини, разобьет традиционные авторитеты и таким путем создаст... современную нацию... только диктатор может инициировать такие преобразования» [Discourse, 2000, p. 106].
Шах Реза Пехлеви стал таким диктатором в первой половине ХХ в. Сместив династию Каджаров и укрепив позиции армии, бюрократического аппарата и государственного сектора экономики, он, как и Ататюрк в соседней Турции, сумел снизить влияние духовенства на принятие политических решений и формирование иранской элиты. В результате были подорваны экономические позиции исламских институтов, под государственным контролем оказалась не только система образования, но и деятельность традиционного мусульманского института - вакфа. Однако после отречения в 1941 г. Реза-шаха (в результате ввода в Иран советских и британских войск) начавшаяся при его сыне - шахе Мохаммаде Реза Пехлеви - либерализация внутриполитической жизни привела к появлению религиозных партий и к ослаблению контроля над деятельностью вакфов.
Между тем в 1951-1953 гг. духовенство участвовало в национализации нефтяной промышленности страны. Одним из руководителей этого процесса был аятолла Аболь Касем Кашани, прямой наследник исламского философа Джемаль эд-Дина Афгани. В 1940-е годы Кашани стал одним из основателей партии «Мод-жахеддине ислам», запрещенной после покушения на шаха Мохаммада в 1949 г., но оказавшей большое влияние на формирование политических организаций шиитского духовенства. В 1950-е годы он возглавил меджлис.
После отстранения в 1953 г. от власти премьер-министра М. Мосаддыка, добившегося принятия Закона о национализации
нефти и роспуска Англо-иранской нефтяной компании, шах Мохаммад инициировал проведение реформ, направленных на модернизацию иранского общества и снижение уровня вмешательства духовенства в политику. Во время аграрной реформы 1960-х годов был фактически ликвидирован институт вакфов, а вакфные земли отданы крестьянам в долгосрочную аренду [Демин, 1977, с. 141].
Духовенство открыто выступило против реформ, а лидер религиозной элиты, выступавшей в оппозиции шаху, аятолла Хо-мейни был выслан из страны. Хотя при шахском режиме семьи крупных помещиков и предпринимателей, как правило, были тесно связаны с религиозными кругами страны, политическая элита в 1960-1970-е годы в основном формировалась из представителей деловых кругов.
К концу шахского правления Иран представлял собой одну из наиболее динамично развивающихся экономик мира, причем большое значение придавалось социальной защищенности занятых в современном секторе народного хозяйства. Одновременно коренным образом изменился состав меджлиса и сената, ведущую роль в них стали играть представители новой интеллигенции, крупных предпринимательских семей, например Хосровшахи, Ладжеварди, Арджоманд. Когда после революции 1979 г. была проведена национализация крупной собственности, бывшей в руках сторонников шахского режима и по различным оценкам достигавшей 75% промышленной инфраструктуры, выяснилось, что вся она принадлежала чуть более чем 50 предпринимателям, не связанным с традиционными религиозными кланами [Мамедова, 1997, с. 70-71].
Более того, среди новых предпринимателей и политической элиты все большее влияние приобретали бехаиты - представители религиозного течения, официально находившегося под запретом. Например, Аббас Ховейда, в 1960-1970-е годы возглавлявший кабинет министров страны, после революции был казнен именно за принадлежность к бехаитам. Шиитское духовенство, утрачивавшее политическое и экономическое влияние, стало активно использовать ислам и мечети для формирования движения, оппозиционного шахской власти. Задача свержения шахского режима была им успешно решена, и процесс формирования иранской элиты коренным образом изменился.
Новая государственная структура предполагала участие в органах управления шиитских духовных деятелей. Политическая
власть оказалась в руках традиционных религиозных кланов, представлявших отдельные шиитские центры - Кум, Неджеф, Мешхед. Если в шахский период Кум (в Иране) и Неджеф (в Ираке) были центрами формирования иранской религиозной элиты, то после революции Кум превратился в центр притяжения шиитов и из других исламских государств.
Высший руководитель Ирана - рахбар (или вали факих -главный факих) может иметь высшее духовное звание шиитских религиозных лидеров - марджа-ат-таклид. Подобный статус имел первый рахбар нового государства - имам Хомейни. После его смерти рахбаром стал Али Хаменеи, не обладавший до этого не только титулом марджа-ат-таклид, но и званием аятоллы. После избрания рахбаром он обрел статус аятоллы и в настоящее время считается марджа-ат-таклидом.
Представитель высшего духовенства возглавляет Наблюдательный совет (НС) из 12 членов, в который входят шесть факихов -знатоков исламского права. НС, который в прессе иногда называется Советом стражей Конституции, - один из наиболее влиятельных государственных органов, который вотирует законы, принимаемые меджлисом, и утверждает кандидатов на пост президента и должности депутатов парламента. Представитель высшего духовенства возглавляет судебную власть и, как правило, является министром внутренних дел.
Духовенство, к которому перешла значительная часть национализированной собственности, стало составной частью не только политической, но и экономической элиты. Конечно, национализированная собственность передавалась не отдельным религиозным деятелям: духовенство получило ее через специально созданные исламские фонды. Кроме того, был снят фактический запрет на создание новых вакфов, а действовавшие вакфы расширились за счет пожертвований. Крупнейший на Среднем Востоке вакф «Астане Годс» в Мешхеде получил право на создание свободной экономической зоны «Серахс», построил собственный аэропорт, приобрел ряд промышленных компаний и учебных заведений.
После 1990 г., когда правительство приступило к формированию либеральной экономической модели, заметно выросло влияние новых бизнес-групп с участием частных предпринимателей - представителей духовенства. Приватизация проводилась с учетом интересов тех лиц, которые были тесно связаны с административной и религиозной элитами семейными и прочими
узами, что, в свою очередь, привело к упрочению позиций отдельных семейных кланов.
В 2000-е годы выросла роль военной элиты, прежде всего представителей Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). В годы правления М. Ахмадинежада, когда КСИР была предоставлена (2006-2013) возможность участия в большом числе проектов (около 11 тыс.) в строительной, нефтегазовой, аэрокосмической и других сферах, принадлежавшая Корпусу компания «Хатам аль-Анбия» стала одной из крупнейших в стране [http://www.farsnews. com].
Хотя в Иране уже в течение более чем 35 лет осуществляется исламское правление, проблемы формирования политической и экономической элиты и взаимоотношений между различными ее фракциями оказывают заметное влияние на развитие страны, на выработку направлений внутренней и внешней политики. Разногласия между отдельными кланами и группами политической элиты то обостряются, то ослабляются, приводя к смене правительств, изменениям в экономической политике и в отношениях с внешним миром. До какой степени могут доходить эти противоречия, можно увидеть на примере самой могущественной иранской семьи Али Акбара Рафсанджани, которая в преддверии возможной смены руководства страны подверглась различного рода репрессиям: в заключении оказались его дочь, внук и сын, хотя семья тесно связана с известными религиозными и коммерческими кланами, а главное, сам Рафсанджани остается чуть ли не единственным живым сподвижником имама Хомейни.
Клан Хомейни
Аятолла Рухалла Мусави Хомейни - выходец из семьи известных богословов, ведущих род от дочери Пророка - Фатимы. Его отец Сейид Мустафа Мусави из Хомейна учился в Неджефе, обладал титулом аятоллы и, по одной из версий, был убит по приказу шаха Мохаммеда Резы. Мать - Бану Хаджар - была внучкой аятоллы Хансари. Безусловно, смерть отца, а затем и старшего сына Мустафы повлияла на формирование антишахских взглядов Р.М. Хомейни. Его женой стала дочь аятоллы Сагафи из Рея - Ха-диджа Сагафи. Дети и внуки Хомейни составляют часть политико-религиозной элиты, в политической жизни страны активно участвуют его дочь Зохра Мостафави, внук Хасан Хомейни. Благодаря
женитьбе сына Хомейни Ахмада на племяннице Мусы Садра1 семья породнилась с аятоллой Садр-эд-Дином Садром, из этой семьи в ХХ в. вышли некоторые крупные политические и религиозные деятели Ливана, Ирака и Ирана.
Родственными отношениями семья Хомейни связана с ход-жат-оль-эсламом2 Мохаммедом Хатами (президент ИРИ в 19972005 гг.), так как брат бывшего президента, политик-реформатор Реза Хатами, женат на Зохре Эшраки - внучке имама Хомейни. Активно участвуя в политической жизни, члены семьи придерживаются не консервативных, а скорее прагматических и даже реформаторских взглядов. Например, внук имама Хасан Хомейни и дочь Зохра направляли открытые письма протеста против исключения Наблюдательным советом в 2012 г. кандидатуры Рафсанджани из списка претендентов на пост президента. Экономические позиции членов семьи не позволяют отнести их к экономической элите, но их политический авторитет остается высоким.
Клан Али Хаменеи
Али Хаменеи стал рахбаром после смерти Хомейни в 1989 г. Об экономическом положении его семьи имеется мало сведений, однако известно, что он связан родственными узами с рядом весьма влиятельных семей. В конце 2013 г. агентство «Рейтер» опубликовало материал о компании «Сетад» как об «империи» Хаме-неи, оценивавшейся в 95 млрд долл. «Сетад» была создана после революции 1979 г. как небольшая фирма по управлению предприятиями, собственники которых бежали из страны. Безусловно, она не принадлежит лично Хаменеи. Но именно он является попечителем основных исламских фондов и делает это посредством «Сетад». Хаменеи распоряжается доходами, получаемыми в виде хум-са - религиозного налога на доходы (20%). Поэтому в его руках сосредоточена не только высшая политическая власть, но и реальное экономическое могущество.
Клан Али Хаменеи - старинный азербайджанский клан, тесно связанный с крупным бизнесом и духовенством. Отец рахбара -аятолла Сейид Джавад Хосейни Хаменеи, т.е. деятель, имеющий
1 Муса Садр, получивший образование в Куме и Тегеране, оказал большое влияние на разработку Хомейни концепции разделения общества на «обездоленных» и «высокомерных» и выработку методов ведения вооруженной борьбы.
2 Один из высших религиозных титулов в шиизме, рангом ниже аятоллы.
высший религиозный титул. Тетя рахбара по отцу - жена шейха Хиабани - легендарного руководителя восстания в Тебризе (1920). Она же является бабушкой Мир-Хосейна Мусави - бывшего премьер-министра страны.
Сын Хаменеи - Моджтаба Хаменеи женат на дочери Ход-дад-Аделя, бывшего спикера парламента, ученого и политического деятеля. В 2009 г. в Великобритании были заморожены счета Моджтабы Хаменеи на 1,6 млрд долл., т.е. семью можно считать одной из самых состоятельных в Иране. Члены клана активно участвуют в политической жизни, хотя и не всегда являются политическими единомышленниками. Так, младший брат Хаменеи -ходжат-оль-эслам Хади - был депутатом парламента, издавал газеты «Джахан ислам» и «Хаяте ноу», которые были закрыты, так как выступали против принципа велаяте-факих, который олицетворяет должность рахбара.
Клан Рафсанджани
Сильные экономические позиции занимают группы, контролируемые Али Акбаром Рафсанджани. Выходец из богатой семьи Бахрамани, имевшей фисташковые плантации близ Рафсанджа, он учился в Куме у Хомейни и установил тесные контакты с представителями религиозной элиты страны, сыгравшей ведущую роль в революционном движении. Впоследствии он породнился с аятоллой Хосейном Али Монтазери и аятоллой Хасаном Лахути, в честь которого был назван внук Рафсанджани - сын его дочери Фаэзе. (Хасан Лахути и его мать Фаэзе Рафсанджани были арестованы за опровержение результатов президентских выборов 2009 г.) В Куме Рафсанджани женился на Еффат Мараши - внучке аятоллы Сейида Мохаммада Казема Табатабаи Язди. Зятьями Рафсанджани были аятолла Монтазери и Хоссейн Мараши (брат жены) - вице-президент при Мохаммаде Хатами и лидер партии сторонников Рафсанджани - «Каргозаране сазандеги». Все они в период правления Ахмадинежада оказались в опале. Хоссейн Мараши был арестован.
Уже при новом президенте Хасане Рухани, которого поддерживала вся семья Рафсанджани, в разгар антикоррупционной кампании, 15 марта 2015 г. был арестован сын Рафсанджани -Мехди (женат на дочери Казема Хашеми Бахрамани) - за получение взятки от французской нефтегазовой компании «Тоталь» в размере 80 млн долл. за право на нефтяные разработки на шельфе
близ Ассалуйе. С 1997 г., когда был подписан контракт с «Тоталь», по 2003 г. Мехди Рафсанджани был главой Иранской национальной газовой компании. Следует отметить, что его арест в большей степени произвел демонстрационный эффект, нежели был реальным наказанием.
В целом клан сохраняет большое влияние на политическую жизнь Ирана, контролируя ряд общественных организаций и некоторые крупные газеты. За ним стоят многие офицеры КСИР, часть парламентских фракций, группы умеренного духовенства, интеллигенции и предпринимателей. Один из сыновей Рафсанджани, Ясир, имеет крупные поместья под Тегераном.
В 2003 г. журнал «Форбс» оценивал собственность семьи Рафсанджани более чем в 1 млрд долл. Его родные братья также являются крупными бизнесменами и политическими деятелями. Махмуд Хашеми - дипломат, Мохаммад Хашеми был депутатом, директором Управления телевидения и радиовещания и вице-президентом. Двоюродный брат Хоссейн Хашеми после избрания в парламент возглавил Ассоциацию производителей и экспортеров сухофруктов. Дочь Фаэзе Хашеми, входившая в состав меджлиса пятого созыва, в настоящее время занимается общественно-политической деятельностью. Сын Мохсен Хашеми занимает пост начальника канцелярии Высшего совета по выявлению целесообразности принимаемых решений и одновременно возглавляет Государственную организацию метрополитена. Два других сына -Мехди и Йасер Хашеми - советники министров. Племянник Али Хашеми, ранее занимавший пост заместителя министра нефтяной промышленности, в настоящее время является депутатом парламента.
Клан Лариджани
Отец братьев Лариджани - аятолла Хашеми Мирза Амоли вернулся в Иран из ссылки в Неджефе после революции 1979 г. Семья, которую часто называют «иракской группой», связана родственными узами со многими известными духовными и политическими деятелями. Старший сын Хашеми - Мохаммад Джавад, ставший одним из ведущих мусульманских идеологов Ирана, закончил университет в Беркли (Калифорния) и неоднократно занимал видные государственные посты, был советником рахбара Ха-менеи, причем оказывал на него большое влияние; в настоящее время работает директором Института изучения теоретической
физики и математики. Другой сын, Садек Лариджани, с 2009 г. возглавляет судебную власть Ирана, а до этого был Генеральным прокурором ИРИ, депутатом меджлиса нескольких созывов и членом Наблюдательного совета.
Еще один сын - Али Лариджани в настоящее время является спикером парламента. Помимо старших известность получили и младшие братья - Багир и Фазель Лариджани. Фазель - в связи со скандалом из-за ареста прокурора Тегерана - ставленника Ахмадинежада Саида Мортазави. Пытаясь предотвратить отставку Саида, Ахмадинежад обнародовал компрометирующие материалы на Фазеля. Одновременно с предпринимательской деятельностью Фазель служит атташе по культуре в посольстве ИРИ в Канаде, а Багир возглавляет Тегеранский медицинский университет.
Клан Кашани
Аятолла Ахмед Кашани после исламской революции был избран в меджлис (1980-1986). С 1986 г. два года провел в заключении, в 2013 г. его кандидатура была выдвинута для участия в президентских выборах, но отвергнута Наблюдательным советом. Старший брат Ахмеда Махмуд Кашани является видным ученым и политиком. В 1979 г. он был одним из организаторов Партии исламской республики, с 1979 по 1981 г. - ее генеральным секретарем. Юрист по образованию, в 1981-1986 гг. он возглавлял иранскую делегацию в Международном уголовном суде в Гааге, в 2001 г. выставлял свою кандидатуру на президентских выборах
от организации «Исламское общество инженеров».
* * *
Описанные выше кланы и семьи создают костяк политической и экономической элиты ИРИ, связаны родственными узами, в основе которых лежит не столько общая национальная принадлежность, сколько принадлежность к высшему шиитскому духовенству. Этим объясняется и поддержка Ираном шиитских движений в соседних странах, возглавляемых, как правило, воспитанниками Кума или Тегерана.
В последнее десятилетие началось формирование нового клана, представленного политиками, появившимися в период правления Ахмадинежада и тесно связанными с провинциальной элитой - не столько с религиозной, сколько с бюрократической.
Это, прежде всего, породнившиеся между собой семейства Махмуда Ахмадинежада, Исфандияра Мошаи и Ходдад-Аделя.
Появились и «новые иранцы», не связанные с традиционной и религиозной элитами. Это, например, Бабак Занджани, состояние которого оценивается примерно в 14 млрд долл., возможно, самый богатый человек в Иране. Его бизнес-империя включает 65 компаний в Иране, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Малайзии и Таджикистане (косметика, гостиничное дело, транспорт, строительство, банки). Он владеет футбольным клубом «Рах Ахан» и инвестирует в проекты иранского кинематографа. В основном живет в Дубае или Турции.
Надо сказать, что нынешнее руководство ИРИ стремится к снижению уровня коррупции, к большей прозрачности экономической сферы и открытости политической жизни. А это возможно лишь при условии ослабления влияния религиозно-политической элиты, правившей страной в течение более чем 35 лет.
Литература
1. Демин А.И. Современная иранская деревня. - М., 1977.
2. Лукоянов А. Исламская революция. Иран - опыт первый. 1979-2009. - М., 2010.
3. Мамедова Н.М. Иран в ХХ в. Роль государства в экономическом развитии. -М., 1997.
4. Discourse: An Iranian Quarterly. 2000. Vol. 2, No. 2.
5. Elwell-Sutton L.P. Persian Oil: A Study in Power Politics. - L., 1955.
6. http://www.farsnews.com/newstext.php7nrF13930127000679
«Восток (Oriens)», М., 2016г., № 1, с. 121-127.