ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ № 4(46), 2006
Г" X
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
ИРАН: ОПЫТ ИСЛАМИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Ренат БЕККИН
кандидат юридических наук, преподаватель МГИМО (У) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва, Россия)
По мнению ряда исследователей, руководство Ирана более последовательно, чем правительства других мусульманских государств, проводило исламизацию экономики, вернее — ее финансового сектора1.
Однако факты свидетельствуют, что это утверждение не во всем корректно. После победы в ИРИ Исламской революции 1978—1979 годов, новое руководство страны не имело четкого плана экономических реформ. Так называемая «концепция тоухидной»2 экономики оказалась мало приспособленной для серьезных экономических преобразований в духе ислама, как того хотели некоторые представители духовенства. Сам термин «тоухидная экономика» стали активно употреблять после публикации одноименной книги Аболхасана Банисадра3, изданной за рубежом букваль-
1 См.: Ziauddin A. Islamic Banking: State of the Art // Islamic Economic Studies, 1415 (1994). — Rajab. Vol. 2, No. 1. P. 21; Белокреницкий В.Я. Послевоенная модернизация в странах Западной Азии. Общие тенденции и расходящиеся траектории развития. В кн.: Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. М., 1997. С. 40; и др.
2 От араб. «таухид» — единобожие. В контексте тоухидной модели экономические отношения рассматриваются как неотъемлемая часть исламского образа жизни.
3 Аболхасан Банисадр (р. в 1933 г.) — первый президент Ирана (с сент. 1980 г.), советник Хомейни. В противостоянии со сторонниками аятоллы Бехешти потерпел поражение. Указом Хомейни Банисадр был снят с поста главнокомандующего вооруженными силами. Верховный суд возбудил против него дело по обвинению в превышении власти. В меджлисе обсуждался вопрос о политической некомпетентности президента и его несоответствии занимаемой должности. 21 июня 1981 года решением меджлиса, утвержденным рах-баром (Хомейни), Банисадр был смещен с поста главы государства. Преследования сторонников Банисадра вынудили его скрыться. В настоящее время проживает во Франции.
но за несколько недель до начала революции4. Очень быстро эта книга получила в стране широкую известность (во многом благодаря фигуре самого автора) и ее стали рассматривать как дополнение к классической работе Хомейни «Исламское правление» («Хокумат-е эслами»)5.
В качестве модели в «Тоухидной экономике» выступает идеальное исламское общество, где каждый является собственником средств производства, что в данном случае допустимо в пределах возможностей личного труда, а не капитала, а высокий доход, полученный без приложения дополнительных личных усилий, неправомерен. Если собственность не основана на личном труде, то она должна принадлежать исламскому государству.
Автор видит образцовое исламское общество как мир, в котором господствует изобилие и отсутствуют государственные границы, а главной ценностью провозглашается знание. Подобное общество, по мнению А. Банисадра, вполне реально через 12 поколений. Иными словами, в книге идет речь об идеальной модели, в то время как анализ конкретной ситуации практически остался вне поля зрения автора.
В «Тоухидной экономике» довольно четко прослеживается влияние утопических социалистов, прежде всего Прудона, с чьими трудами исламский интеллектуал Бани-садр, долгое время живший и получивший образование на Западе, был знаком не понаслышке.
Российский исламовед В.П. Цуканов выделяет следующие признаки тоухидной модели:
1) Основная проблема с точки зрения тоухидной экономики — неправомерное распределение богатства. Главный акцент в тоухидной модели, как и в исламской экономике в целом, сделан не на производстве, а на распределении, обмене и потреблении. Эксплуатация выступает не как следствие безвозмездного присвоения, а как результат неправильного использования прибавочного продукта и прибавочной стоимости.
2) Отрицание взаимосвязи между ростом частной собственности и товарно-денежным характером производства.
3) Автаркия как средство освобождения от экономической и политической зависимости от других стран. Преобразования проходили вне связи с аналогичными трансформациями в других государствах (Пакистане, Судане, Малайзии). Со времени победы Исламской революции в Иране так и не выработали единую программу по исламизации экономики6.
Таким образом, несмотря на автономность иранской тоухидной модели, ее общие положения вполне согласуются с постулатами исламской экономической теории в целом.
То, что термин «тоухидная экономика» имеет к Банисадру непосредственное отношение, подтверждает тот факт, что вскоре после ухода этого деятеля с поста президента и советника имама Хомейни экономика Ирана перестала именоваться тоухидной, по крайне мере в Иране.
4 См.: Бaнucaдp A. Иктисад тоухиди (на перс. яз.) [http://www.banisadr.com.fr/Books/EGHTESAD-TOHIDI/ html/EGHTESAD-TOHIDI.html].
5 После смещения Банисадра место неофициального главного экономического идеолога перешло к Xабибулле Пейману.
6 См.: Цуттв B. Концепция «тоухидной экономики» в ИРИ // Специальный бюллетень ИВ АН СССР. М., 1981. С. 129—131. К этому перечню необходимо также добавить политику поощрения мелких производителей.
Однако Банисадр и Пейман были далеко не единственными в Иране, кто писал об исламской экономике. Одним из первых затронул вопросы этой модели Махмуд Тале-гани (1911—1979 гг.), чья работа «Ислам и собственность» вышла из печати в 1951 году. Аятолла Талегани не предлагал развернутой концепции исламского экономического порядка. Как и многие исламские ученые, писавшие об экономике, он не уделял должного внимания регулированию производственных отношений, анализируя преимущественно вопросы распределения богатства в свете шариата. Ученый выступал за ограничение собственности в интересах всего общества в соответствии с мусульманским правом.
В своей книге «Наша экономика», опубликованной в 1961 году, один из авторитетнейших шиитских богословов новейшего времени аятолла Мухаммад Бакир Садр, опиравшийся на методологию неоклассической школы, отмечал, что в исламе отсутствует своя экономическая теория. Садр ратовал за усиление роли государства в экономике, подчеркивал важность его функций в деле поддержания социального баланса. По мнению автора, главный критерий легитимности собственности — цели, которым она служит. Ученый отдавал приоритет общественным интересам перед частными.
Значительное влияние на развитие представлений иранцев о справедливом экономическом порядке оказывали идеи виднейшего мусульманского мыслителя Али Шариати (1933—1977 гг.). Его высказывания о том, что идеальное общество — бесклассовое общество, поддерживала организация «Моджахедин-е халк» («Муджахиды иранского народа»), представители левой мусульманской интеллигенции и др. Но, как и Талегани с Садром, Али Шариати не сформулировал законченной концепции исламской экономики. Однако из всех вышеперечисленных авторов, занимавшихся вопросами экономического развития, именно он оказался, пожалуй, самым оригинальным мыслителем. А труды других исследователей были лишь творческой переработкой экономических идей мусульманских и европейских авторов Средневековья и нового времени7.
Таким образом, после победы Исламской революции у руководства страны не было внятной концепции социально-экономического развития в духе ислама. В силу объективных, но более — субъективных причин утопические идеи Банисадра не годились в качестве теоретической базы для исламских экономических реформ. Другие же авторы не сформулировали комплексную концепцию развития по исламу, а опыт иных мусульманских стран в деле исламизации экономики оказался вне поля зрения иранских экономистов.
После победы в стране Исламской революции, на начальном этапе экономических реформ, одним из ключевых моментов был вопрос о собственности. Конституцией Исламской Республики Иран, принятой в 1979 году, приоритет отдавался общественной собственности. Исходя из этого, в стране начались процессы национализации и усиления роли государства в экономике. Национализация не обошла стороной и банки (национализация и централизация этого сектора осуществлялась с 1979 по 1983 г.). На момент начала реформ в стране функционировало 36 коммерческих и специализированных банков. После национализации таковых было создано соответственно 5 и 4.
В 1983 году был принят закон Исламской Республики Иран «О банковских операциях безриба (ростовщического процента)» (вступил в силу с 1984 г.), предусматривавший, что все банки страны должны были в течение года перевести свои депозиты на бес-
7 Подробнее об идеях Али Шариати на русском языке см.: Малушков В.Г. Философские и общественно-политические взгляды Али Шариати. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. филос. наук. М., 1987; Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке / Под ред. Г.Д. Джемаля. М., 2005; и др.
процентную основу, а в течение трех лет упорядочить все свои операции в соответствии с требованиями шариата8. Было сформулировано 14 типов операций, пригодных для формирования активов и пассивов банков: мудараба, мурабаха, иджара, салаф (аналог бай'ас-салам), джу‘алаи др. Кроме того, банки получили возможность покупать долговые «инструменты» на срок не более года — при условии, что они подтверждены реальным активом.
В соответствии со ст. 3-й этого закона банки страны уполномочены принимать депозиты на условиях, предусмотренных для каждого из нижеследующих типов счетов: 1) беспроцентные (карз ал-хассане (араб. — кард ал-хасан), которые, в свою очередь, делятся на текущие и сберегательные, и 2) инвестиционные депозиты на определенных условиях9. При этом держателям как текущих, так и сберегательных счетов гарантируется сохранность депонированных средств. Подобная гарантия, как нам представляется, не вполне соответствует понятиям большинства исламских ученых о необходимости «деления риска» банком и вкладчиком.
Закон разрешает, «используя рекламные приемы» (ст. 6-я) предоставлять вкладчикам нефиксированные премии в виде наличных средств или беспроцентных депозитов; освобождать вкладчиков от оплаты каких-либо банковских услуг, или комиссионных, или предоставлять скидки при оплате комиссионных, и/или сборов; предоставлять вкладчикам приоритет в банковском обслуживании при осуществлении банковских операций10.
Что касается срочных инвестиционных счетов, то их владельцы имеют возможность получать дополнительные (помимо основной суммы депозита) средства, размер которых зависит от прибыльности проекта, финансируемого банком. Однако и здесь гарантируется сохранность основной суммы.
Кроме того, в законе предусмотрена особая социальная роль в стране исламских банков. Так, в соответствии со ст. 14, в свете реализации положений, зафиксированных в ст. 43-й (п.п. 2 и 3) Конституции ИРИ11, банки обязаны выделять часть средств для выдачи нуждающимся в беспроцентных ссудах. Порядок осуществления данной процедуры разрабатывает Центральный банк и утверждает Кабинет министров. Например, беспроцентные кредиты кард ал-хасан были предоставлены лицам с низким уровнем доходов для финансирования строительства недорогого жилья, а также направлены на поддержку малого бизнеса в сельском хозяйстве и т.п.
8 Вместе с тем во внешнеэкономической деятельности была сохранена прежняя процентная система.
9 Здесь и далее текст закона Исламской Республики Иран «О банковских операциях без риба (ростовщического процента)» приводится по изданию: Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. М., 2002. С. 173—186.
10 В первые годы после революции одним из видов поощрения банками клиентов была оплата хаджжа.
11 «В целях обеспечения экономической независимости общества и искоренения нищеты и лишений и удовлетворения потребностей человека в процессе его развития и сохранения его достоинства, экономика Исламской Республики Иран основывается на следующих положениях: 2) обеспечение условий и возможностей работы для всех, чтобы достигнуть полной занятости; предоставление средств производства всем тем, кто может работать, но не имеет таких средств, через кооперативы, выделение беспроцентных кредитов и иными законными путями, что не должно привести к сосредоточению богатства в руках отдельных лиц или групп либо к превращению государства в крупного и единственного предпринимателя. Эти меры должны предприниматься с учетом потребностей, обозначенных в общих планах экономического развития страны на каждом отдельном этапе; 3) осуществление экономического планирования страны таким образом, чтобы форма и содержание, а также время работы позволяли человеку не только прилагать усилия в своей сфере занятости, но и позволяли заниматься духовным, политическим и социальным самосовершенствованием и самообразованием, активно участвовать в управлении делами страны, а также повышать уровень своих умений и проявлять инициативу» (текст Конституции ИРИ приводится по изданию: Весна свободы. К годовщине победы Исламской революции в Иране. М., 1994).
Вместе с тем закон (примечание к ст. 8-й) запрещает банкам участвовать в финансировании проектов по производству предметов роскоши и потребительских товаров, не являющихся предметами первой необходимости.
Однако на практике процесс исламизации шел далеко не всегда так, как хотелось реформаторам банковского сектора. Как и исламские банки в других странах, иранские банки не особенно стремились уменьшать долю финансирования торговых операций в своем портфеле и соответственно увеличивать долю участия в инвестиционных проектах на основе системы разделения прибылей и убытков. Так, за 5 лет (с 1985 по 1990 г.) доля мударабы упала с 18,1% до 10,7%12, а доля мурабахи за тот же период увеличилась с 33,3% до 46,4%13.
Отдельная глава этого закона посвящена вопросам регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка. Следствием реформ в банковском секторе ИРИ стало то, что кредитно-денежное регулирование оказалось в зависимости и подчинении бюджетной политики, что в дальнейшем — с учетом интересов государства — привело к «размыванию» исламских принципов в работе банков.
Единственный и по сей день реально функционирующий институт исламской экономики в стране — так называемые «боньяды», исламские фонды, совмещающие экономические и социальные функции. Некоторые исследователи называют эти фонды современной модификацией вакфов14. Первый крупный из них — Фонд обездоленных — был создан в марте 1979 года на основе конфискованной собственности, принадлежавшей шаху и его сторонникам. В настоящее время он представляет собой холдинг, куда входят многочисленные компании15.
В дальнейшем по мере национализации банков и страховых компаний, торговых и промышленных корпораций в распоряжение исламских фондов поступили весьма крупные средства. Росту благосостояния этих фондов способствовали налоговые и иные льготы. Так, по данным на 2001 год, Фонд обездоленных (с капиталом 12 млрд долл.) был второй крупнейшей компанией страны после Иранской национальной нефтяной компании (ИННК)16.
Кроме Фонда обездоленных были созданы другие боньяды: Комитет помощи имама Хомейни, Фонд шахидов, Фонд помощи жертвам войны, Фонд 15 хордада и др.
Однако проводившиеся реформы, которые сопровождались национализацией и перераспределением собственности, устраивали не всех представителей духовенства. В 1984 году группа экономистов, возглавляемая Мухаммадом Таки Мисбахом Йезди, издала книгу «Введение в исламскую экономику». В ней, в частности, критиковались воззрения Али Шариати, Банисадра и Пеймана, сводившиеся к необходимости ограничивать собственность. По мнению авторов книги, главное — экономическое развитие, а не соблюдение формальной справедливости. Очевидно, что подобные взгляды сложно соотнести с подлинными целями ислама.
12 См.: Hedayati S.A.A. Some Theoretical and Philosophical Aspects of Islamic Banking: a Dimension of Islamic Economics, paper presented at the third International Course in Islamic Banking, Tehran (цит. по: Ziauddin A. Op. cit.).
13 Ibidem.
14 См., например: Мамедова Н.М. Исламские фонды и предпринимательская деятельность иранского духовенства // Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 7. С. 108—112. Вместе с тем в Иране продолжают функционировать вакфы в их классической форме. Так, крупнейший в стране вакф — «Астане Кодс Разави», основанный еще в XVI веке, включает сотни тысяч гектаров земель.
15 По данным на 2004 год, Фонду принадлежало более 400 компаний (см.: Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М., 2006. С. 205).
16 См.: The Economist, 21 July 2001. P. 56 (цит. по: Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Указ. соч. С. 137).
Тем не менее в силу объективных причин начальный этап исламизации экономики завершился в середине 1980-х годов. Иран вел войну с Ираком (1980—1988 гг.), мировые цены на нефть падали, в стране рос бюджетный дефицит. Учтя при этом отсутствие какого-либо плана по исламизации экономики, несложно понять, почему примерно в тот период в ИРИ стали постепенно отказываться от экономического развития в соответствии с исламскими принципами. Иран был вынужден «открыться» внешнему миру, чтобы выстоять в войне и решить экономические проблемы, то есть страна отказалась от одного из ключевых постулатов тоухидной модели — автаркии17.
Еще раньше были внесены изменения в некоторые законы, разработанные в духе исламского экономического учения. Так, в 1982 году был принят нормативно-правовой акт, регулировавший вопросы передачи в руки государства крупных месторождений, шахт и рудников. В основе этого документа лежали исламские представления о собственности. Все недра и полезные ископаемые были объявлены принадлежащими мусульманской общине (умме) и находящимися в собственности государства. Однако меньше чем через два года после принятия упомянутого документа в него внесли изменения, благодаря которым появилась возможность передавать неэксплуатируемые горнорудные предприятия в частные руки. Принятый в 1985 году новый закон стал источником дополнительных благоприятных условий для создания негосударственных горнодобывающих предприятий (преимущественно путем формирования смешанных компаний).
Государственное регулирование многих аспектов экономической жизни себя не оправдало, и с конца 1980-х годов в стране начался процесс либерализации некоторых сфер народного хозяйства.
Реформы, осуществлявшиеся президентом М.Х. Рафсанджани (1989—1997 гг.), сводились к либерализации внутренних цен (прежде всего на продукты сельского хозяйства); либерализации валютного обмена и внешней торговли; частичной приватизации госсектора; постепенному отказу от ценового субсидирования продовольственных товаров, замене субсидий адресной помощью и др.18 Первый пятилетний план предусматривал привлечение иностранных кредитов, несмотря на конституционный принцип, запрещающий иностранное вмешательство в экономику ИРИ, в том числе и в форме капитала19. В этом плане также предусматривалось пользование кредитами на условиях «бай-бэк» (buyback), в соответствии с которыми расчеты Ирана с зарубежными инвесторами могли производиться путем прямых поставок продукции третьей стороне — иностранному покупателю, который, в свою очередь, брал на себя обязательство произвести гарантированные платежи инвестору. Более того, Первый пятилетний план не содержал ссылок на исламские экономические принципы. Иными словами, с началом либерализации экономики еще отчетливее стало проявляться отклонение курса экономических реформ от исламизации экономики.
Для периода президентства Хатами была характерна некоторая либерализация в культурной и политической сферах (наряду с более осторожной, чем при Рафсанджани, политикой экономических реформ), особенно в вопросах внешнеэкономического со-
17 Вместе с тем довольно спорным выглядит утверждение российского востоковеда С.М. Кудаева о том, что распределительный характер экономики Ирана во время ирано-иракской войны в каком-то смысле более соответствовал исламской экономической модели, чем либеральные реформы Рафсанджани. Ислам никогда не выступал против свободного рынка, если при этом не нарушались базовые исламские ценности и принципы.
18 См.: Цуканов В.П. Государственное экономическое регулирование в Иране: отход от исламских принципов? В кн.: Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. С. 427.
19 Так, Конституция ИРИ запрещает какие-либо проявления «иностранного экономического господства над экономикой страны» (ст. 43, п. 8) (цит. по: Весна свободы...).
трудничества и приватизации. При этом об исламизации экономики уже не упоминается даже на декларативном уровне. Так, Четвертый план экономического, социального и культурного развития ПРИ на период 2005—2009/10 годов, утвержденный законом, принятым меджлисом в августе 2004-го, не содержит указаний на исламский характер экономики страны20.
Согласно справедливому замечанию специалиста по иранской экономике Н.М. Мамедовой, именно в экономике в наибольшей степени отразился процесс эволюции исламского режима в Иране, воплотившийся прежде всего в проведении приватизации и привлечении иностранного капитала21.
С другой стороны, закон «О банковских операциях без риба» никто не отменял22. Однако, несмотря на его существование, процентную систему не искоренили как во внешнеэкономической сфере, так и в отношениях между иранскими хозяйствующими субъектами.
Ранее уже говорилось о том, что далеко не все в деятельности исламских банков в ИРИ соответствует классическим мусульманским представлениям о запрете ростовщичества, даже если допустить, что современная джафаритская правовая доктрина более либеральна в трактовке экономических положений шариата, чем некоторые суннитские школы. Например, с первых же дней после вступления в силу закона «О банковских операциях без риба», запрет на процентные транзакции фактически игнорировался в отношениях между банками и властями. Правительство продолжает брать у банков кредиты, выплачивая фиксированную надбавку к основной сумме долга. При этом подобные операции не рассматриваются как нарушающие исламский запрет ростовщичества и ст. 21-й упомянутого закона, гласящую: «В своих взаимоотношениях с другими банками Центральному банку Исламской Республики Иран не разрешается проводить банковские операции, связанные с ростовщичеством в любой форме; те же правила действуют и для других банков, проводящих межбанковские операции»23.
В 1999 году Центробанк страны принял постановление, разрешающее создание банков и страховых компаний со 100%-м иностранным участием без каких-либо ограничений их деятельности в учрежденных в соответствии с законом от 1993 года о свободных коммерческо-индустриальных зонах.
Далека от исламского идеала ситуация и с рынком ценных бумаг. В июле 2002 года в Иране были выпущены первые в истории исламской республики еврооблигации сроком на 5 лет на сумму 500 млн евро. По своей природе эти ценные бумаги не отличаются от обычных западных облигаций, запрещенных шариатом24. Иными словами, о продуманной политике, направленной на создание и развитие исламского фондового рынка по примеру Малайзии, пока речь не идет.
Исламизация иранской экономики не затронула ряд других важных сфер. Так, на государственном уровне не решен вопрос о реформировании налоговой системы страны в свете шариата. В период ирано-иракской войны в меджлисе обсуждали закон о повышении некоторых светских налогов. В то же время в обществе приобрел ак-
20 Подробнее об этом см.: Цуканов В.П. Государственное экономическое регулирование в Иране: отход от исламских принципов? С. 430.
21 См.: Мамедова Н.М. Ислам и развитие Ирана в начале XXI века. В кн.: Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. С. 49.
22 По мнению Н.М. Мамедовой, в ближайшей перспективе отмена закона «О банковских операциях без риба (ростовщического процента)» едва ли возможна.
23 Об этом подробнее см.: Iqbal Z., Mirakhor A. Islamic Banking. Washington, 1987. P. 24.
24 См.: Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков. В кн.: Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р.И. Беккина. М., 2004. С. 106.
туальность вопрос о правомерности увеличения ставки и доли неисламских налогов в экономике страны (при наличии возможности со стороны граждан выплачивать религиозные налоги)25. Например, закят, часть средств от которого могла идти на ведение джихада: в данном случае при обороне страны от агрессора — иракских войск. Однако мусульманские налоги так и не включили в разряд обязательных на законодательном уровне, несмотря на то что налоговое бремя в ИРИ не было столь же сильным, как, например, в Пакистане, где такие налоги (закят и ‘ушр) используют для пополнения бюджета.
Исламские налоги закят и хумс26 выплачивают либо непосредственно в мечети, либо в исламский фонд, либо конкретному муджтахиду27.
По острому замечанию американского ученого иранского происхождения Сохраба Бехдада, в современном Иране от исламской экономики остались хиджабы на женщинах, работающих вне дома, да преуспевающее производство одежды, соответствующей требованиям ислама28. Возможно, это утверждение может показаться преувеличением, но то, что в современном Иране нет сил, заинтересованных в исламизации экономики, остается фактом.
В массовом сознании иранцев исламская экономика ассоциируется либо с полууто-пией Банисадра, либо с национализацией и политикой государственной поддержки мус-тазафин (обездоленных)29, а не с реально работающим механизмом справедливого перераспределения богатства в обществе.
25 См.: Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Экономическое развитие и «исламская экономика» (опыт Турции и Ирана). В кн.: Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005. С. 32.
26 Хумс (араб. — пятая часть; син. хумус) — первоначально пятая часть военной добычи (ганима), предназначавшаяся Пророку Мухаммаду и его родственникам. Данные средства могли также использоваться на государственные нужды (в т.ч. социальные). Некоторые ученые считают, что первым ввел хумс дед Пророка ‘Абд ал-Мутталиб, обнаруживший около источника Замзам клад. По преданию, 1/5 этого клада он принес в жертву Всевышнему, а остальные 4/5 оставил себе. Позднее в понятие хумс стали включать ряд налогов, сборов и пошлин (например, налог с добытых природных ресурсов; пошлина, взимаемая с мусульманина, продавшего землю иноверцу, и др.). По мнению большинства шиитских правоведов, на период «сокрытия» имама часть хумса можно предоставлять наиболее образованным и праведным муджтахидам или передавать тем, кого они укажут.
27 Муджтахид (перс. муджтехид, тур. мюджтехид) — ученый-богослов, в силу своих знаний и опыта обладающий правом принимать самостоятельные решения по важным вопросам мусульманского права. Муджтахид должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран и его тафсиры (толкования), а также не менее 3 тыс. хадисов с полным комментарием. В имамитском толке (шиизм) муджтахид является высшим духовным авторитетом, почетная обязанность которого — на период «сокрытия» имама вести общину верным путем. В связи с этим муджтахиды, пользующиеся наибольшим уважением благодаря своим знаниям, могут не только выносить суждения и давать заключения по правовым вопросам, но и толковать догматы религии и основы шариата.
28 См.: Behdad S. The Revolutionary Surge and the Quiet Demise of Islamic Economics in Iran [www.usc.edu].
29 В соответствии с принятой в послереволюционном Иране классификацией мусульманская община делится на обездоленных (мустазафин), благоденствующих (мустакбарин) и слуг дьявола (тагути).