Научная статья на тему 'Иракский кризис: сочетание внутренних и внешних факторов воздействия в иракском кризисе'

Иракский кризис: сочетание внутренних и внешних факторов воздействия в иракском кризисе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1295
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / США / ИРАК / КУВЕЙТ / ИРАН / КОНФЛИКТ / КРИЗИС / ВНЕШНЯЯ / ВНУТРЕННЯЯ / ПОЛИТИКИА / САДДАМ ХУСЕЙН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салум Хоссам Еддин

Автор в своей статье хочет пролить свет на внутренние и внешние причины войны в Ираке в 2003 году и показать роль первой войны в Персидском заливе в 1991 году, которая началась из-за конфликта с Кувейтом. Также автор говорит о роли западных стран, особенно об участии Соединенных Штатов Америки в иракской промышленности химического оружия и в разработке оружия массового уничтожения в Ираке. Также, в статье речь идет о сближении Вашингтона и Багдада после исламской революции в Иране в 1979 году, об американском вторжении и подробно рассматривается вопрос о характере внутренней и внешней политики экс-президента Ирака Саддама Хусейна во время двух воин против Ирака в 1991 и в 2003 годах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Салум Хоссам Еддин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иракский кризис: сочетание внутренних и внешних факторов воздействия в иракском кризисе»

Иракский кризис: Сочетание внутренних и внешних факторов воздействия в иракском кризисе

Салум Хоссам Еддин,

кандидат исторических наук, докторант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, h72saloum@yahoo.com

Автор в своей статье хочет пролить свет на внутренние и внешние причины войны в Ираке в 2003 году и показать роль первой войны в Персидском заливе в 1991 году, которая началась из-за конфликта с Кувейтом. Также автор говорит о роли западных стран, особенно об участии Соединенных Штатов Америки в иракской промышленности химического оружия и в разработке оружия массового уничтожения в Ираке. Также, в статье речь идет о сближении Вашингтона и Багдада после исламской революции в Иране в 1979 году, об американском вторжении и подробно рассматривается вопрос о характере внутренней и внешней политики экс-президента Ирака Саддама Хусейна во время двух воин против Ирака в 1991 и в 2003 годах. Ключевые слова: СССР, США, Ирак, Кувейт, Иран, конфликт, кризис, внешняя, внутренняя, политикиа, Саддам Хусейн.

На настоящий момент очевидно, что развитие внутренних процессов в Ираке после американо-британского вторжения в 2003 г., наравне с перспективами израильско-палестинского и афганского урегулирования становится одним из центральных системообразующих факторов в сфере безопасности на Ближнем и Среднем Востоке [1].

Деструктивное или конструктивное направление развития этих процессов сегодня и в обозримой перспективе будет оказывать существенное влияние на внутренние политические процессы в других странах региона и на региональные международные отношения в целом.

20 марта 2003 г. американские войска в обход резолюций СБ ООН вторглись в Ирак и оккупировали эту страну. Следствием таких действий стало крушение авторитарного режима Саддама Хусейна, разрушение экономики и инфраструктуры страны, многочисленные жертвы среди гражданского населения Ирака, сползание страны в состояние хаоса, дестабилизации и полного упадка, граничащего с распадом страны. Как отмечают многие исследователи, война против Ирака явилась новым вызовом всему арабскому миру [2].

Фактически в Ираке был дан старт двум войнам: первая - против американской оккупации, вторая - гражданская, между различными этноконфессиональными группами, прежде всего между суннитами и шиитами [3].

Коалиционные силы оказались не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией и все больше увязали в иракской междоусобице. Ситуация усугублялась проблемой международного терроризма, представители которого смогли прочно укорениться на иракской территории. Это и «Аль-Каида» с ее ответвлениями, и многочисленные фундаменталиские группировки иракского происхождения, часть которых балансирует на грани терроризма и криминала [4].

Для того, чтобы объяснить причины вторжения коалиционных войск в Ирак, необходимо совершить краткий исторический экскурс [5].

В конце 1970-х гг. в Багдаде к власти приходит баасист Саддам Хусейн, выступивший впоследствии с претензией на лидерство в арабском мире. Он пропагандировал идею особой миссии Ирака, демонстрировал готовность восстановить честь и достоинство арабов, попранные израильской агрессией и великодержавной политикой Вашингтона.

Ужесточение внутренней и внешней политики использовалось им в целях милитаризации экономики и всей политической жизни Ирака. Курс на милитаризацию режима сочетался с пропагандистскими призывами к созданию единого фронта против агрессии Израиля и США. Можно было бы предположить, что сложились весомые предпосылки для тесного союза между Багдадом и Тегераном, союза на антиамериканской и антиизраильской основе, а

О £

ю

5

г 6

сч из £

Б

а

2 о

также для борьбы с «реакционными» арабскими режимами Персидского залива. Однако формированию такого альянса помешали два обстоятельства - острая конкуренция за лидерство в регионе, а также расхождения идеологического характера. Иранская революция грозила дестабилизировать политические режимы соседних, прежде всего, шиитских государств, в том числе, и Ирака. В Тегеране была сделана ставка на исламско-фундаменталистскую модель развития и экспорт идей «исламской революции» по всему региону, тогда как в Ираке де-факто существовал светский режим с установками на арабский национализм и строительство арабской модели социализма. «Масло в огонь» подлило традиционное арабо-персидское соперничество, уходящее корнями вглубь веков.

Три войны, в которых Ирак принял непосредственное участие, ирано-иракская 19801988 гг., агрессия против Кувейта и последовавшая за ней война в Персидском заливе 1990-1991 гг. и вооруженная операция против Багдада 2003 г. - стали трагическими ступенями крушения политического режима президента Садаама Хусейна и разрушения всей страны [6].

Долговременная война с ИРИ существенно ухудшила финансовое положение Ирака, который, с одной стороны, оказался экономически истощенным, но, с другой, в военном отношении - самой мощной державой региона, к тому же ведущей интенсивные разработки ОМУ. После этой войны в Ираке стал активно насаждаться культ личности Хусейна, агрессивная и неуступчивая политика которого во многом стала причиной всех проблем в будущем, в том числе,и конфликта 2003 г.

Агрессия Ирака против Кувейта в начале 1990-х гг. вызвала почти единодушное осуждение мирового сообщества, что можно объяснить рядом

обстоятельств. Во-первых, сложившаяся ситуация воспринималась как вызов перспективам восстановления и упрочения международного мира после завершения «холодной войны».

Во-вторых, сохранялась опасность возобновления трений между СССР и США, которые ранее практически всегда занимали противоположные позиции по кризисным ситуациям на Ближнем Востоке. Разрешение этого кризиса рассматривалось как важный прецедент будущего мироустройства. Более того, Багдад не скрывал враждебного отношения к другим арабским государствам, что создавало дополнительную напряженность в и без того конфликтном районе земного шара. Кроме того, доминирование Ирака в ближневосточном регионе и обострение кризиса создавали угрозу беспрепятственному потоку нефти из зоны Персидского залива на мировые рынки, что могло крайне негативно повлиять на состояние мировой экономики, сильно зависящей от энергоресурсов. Агрессия против суверенного государства давала повод США для задействования механизма санкций ООН против Ирака с последующим одобрением применения силы против агрессора.

Против Ирака были введены жесткие санкции, страна подверглась морской сухопутной и воздушной блокаде (резолюции № 661 от 06.08.1990; № 665 и 670 от 25.08.1990) [7].

Резолюция СБ ООН № 686 была, в частности, нацелена на лишение Ирака всех видов ОМУ. Из Ирака был запрещен импорт любых товаров, исключались всякие виды переводов туда финансовых средств (кроме переводов для гуманитарных целей) и какое-либо военное сотрудничество, дабы не допустить укрепления военного и экономического потенциала страны.

Игнорирование Багдадом устоявшихся норм международного поведения наиболее ярко проявилось после оккупа-

ции Кувейта. Оттуда поступали сообщения о массовых внесудебных расправах над мирным населением, грабежах и насилии. Саддам Хусейн заявил, что захваченные в Кувейте граждане третьих стран будут использованы в качестве живого щита иракских военных объектов [8].

Очередная военная авантюра Саддама Хусейна дорого обошлась стране. Общий экономический ущерб оценивался в 50 млрд. долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей, серьезно пострадали нефтяные терминалы, нефтепроводы и другие важные объекты. Одни промышленные предприятия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и запасных частей. Были повреждены дороги, порты, аэродромы и другие объекты инфраструктуры.

Удержать контроль над общественно-политической ситуацией в стране Саддаму Хусейну удалось лишь благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических соперников диктаторского режима. До сих пор обсуждается вопрос относительно того, почему в 1991 г. американский контингент совместно с войсками других стран-участниц коалиции отказался от полной оккупации Ирака и свержения режима Саддама Хусейна.

Американские войска вполне могли дойти до Багдада и свергнуть диктаторский режим. Более того, в конце февраля 1991 г. восстают почти все шиитские провинции Южного Ирака и повстанцы быстро доходят до города Хилла, что в 90 км от Багдада. Диктатор готовится бежать из страны, захватив казну. Однако при таких обстоятельствах американский президент Дж.Буш-старший отдает приказ своим войскам стоять под г. Насирия, а ВВС США спокойно пропускают иракские боевые вертолеты, которые с воздуха расстреливают восставших шиитов. Большинство исследователей полагают, что США и их союзники

были ограничены мандатом Совета Безопасности ООН, который определил их задачу лишь рамками освобождения Кувейта.

К тому же, командование коалиции и политическое руководство стран-участниц опасались, что штурм Багдада и других городов Ирака может привести к резкому росту числа потерь войск коалиции и гражданского населения. Продолжение боевых действий было бы негативно воспринято арабскими государствами - участниками коалиции, население которых неоднозначно относилось к продолжению американского присутствия в ближневосточном регионе.

Можно также предположить, что руководство Соединенных Штатов надеялось на то, что после такого сокрушительного поражения режим Саддама Хусейна будет смещен силами внутренней оппозиции. Однако ситуация в Ираке развивалась несколько по иному сценарию, нежели ее рассчитали американские стратеги.

Выдвинув лозунг борьбы против «англо-американского неоколониализма» и «сионизма», иракскому президенту удалось сплотить своих соотечественников на единой платформе. Он не только сохранил, но и укрепил свою власть, расправившись оппозицией, Шиитские повстанцы больше не рисковали выходить на улицу с массовыми выступлениями. Сохранившейся у Багдада военной машины не хватило бы на новые авантюры против соседей, но было вполне достаточно для подавления внутренних бунтов, отмечают арабские исследователи [9].

Таким образом, объективные внутренние причины и предпосылки иракского кризиса 2003 г. сформировались до того, как вопрос о необходимости разоружения режима Саддама Хусейна с помощью военной силы был поставлен на повестку дня. Общеизвестно стремление иракских баасистов к лидерству и господству в ре-

гионе и в арабском мире. Методы, используемые иракским режимом при решении спорных вопросов и конфликтов как внутри страны, так и с соседями, свидетельствовали, что у власти находился настоящий диктатор.

Достаточно жестко и, скажем, эффективно ликвидировав реальные угрозы своему самовластию внутри страны, Саддам Хусейн активизировался на внешнеполитической арене, ввязавшись в продолжительную войну с «региональной сверхдержавой» - Ираном, а затем аннексировав соседний Кувейт.

Фактор внешней угрозы до поры до времени щадил Саддама Хусейна, но в конечном итоге - в случае с Кувейтом - утрата им чувства меры повлекла за собой тяжелые последствия как для народа Ирака, так и для его правителя. Непродуманные решения высшего иракского руководства обернулись для Багдада страшной катастрофой. Поэтому политика Саддама Хусейна, как внутренняя, так и внешняя явились одной из причин, которой воспользовалась администрация США в 2003 г.

Действия США в отношении Ирака стали внешним фактором развития иракского кризиса. До прихода к власти Саддама Хусейна, т.е. до конца 1970-х гг., США не имели сколь-ни-будь активных связей с баасис-тским режимом Ирака. Багдад в основном ориентировался на СССР, с которым завязались достаточно прочные отношения в военно-технической и торгово-экономической сферах. Вашингтон же делали ставку на соседнюю страну - Иран, где у власти находился прозападно ориентированный монарх. Тегеран обеспечивал Вашингтону контроль за нефтяными поставками из зоны Персидского залива.

Однако ситуация радикально изменилась в 1979 г., ставшем свидетелем событий, оказавших самое непосредственное влияние на развитие иракского кризиса. Мы имеем в виду,

прежде всего, «исламскую революцию» в Иране во главе с аятоллой Хомейни, свергнувшую шахский режим и объявившую «священную войну» США и Израилю.

Потеряв шахский Иран, американская администрация все с большим интересом присматривалась к молодому и энергичному иракскому «вождю», и с еще большим вниманием изучала богатые потенциальные возможности Ирака, в том числе и нефтяные. Этот интерес был настолько высок, что Вашингтон стал закрывать глаза не только на репрессивные методы правления Саддама Хусейна, который жестоко расправлялся с политической оппозицией, курдами и шиитами, но и на активизацию сотрудничества своиххимических и биологических корпораций с иракскими научными центрами, занимавшимися разработками ОМУ [10] .

В средствах массовой информации прошли материалы о том, что американские компании поставляли в Ирак ядерные, химические и бактериологические компоненты, однако впоследствии данные об этом были удалены из архивов [11].

Помощь Вашингтона направлялась по двум каналам -официальному и полуконспиративному. Много значимой информации о поставках в Ирак новейших технологий, в том числе, и для производства оружия массового уничтожения, можно было бы извлечь из фактического прикрытого дела под названием «Ирангейт», ставшего беспрецедентным в истории США скандалом о поставках оружия на Ближний Восток. Кроме того, Ирак получил помощь от Западной Германии, Швейцарии, Голландии, Бельгии и Италии в создании высокотехнологичных химических производств [12].

Российский политолог Петр Львов в своей статье, посвященной иракскому кризису, рассказывает о следующем весьма показательном эпизоде. «Канадским специалистом

О £

ю

I

г 6

сч

CS £

Б

а

2 ©

в области баллистики Д. Бул-лом была разработана «суперпушка» - орудие,способное вести огонь снарядами, снаряженными средствами массового поражения, и с дальностью стрельбы, позволяющей достигать любой точки Израиля и даже Европы.

В Великобритании был арестован груз фирмы «Матрикс Черчилль», включающий стальные трубы - будущие стволы «суперпушки», заявленные в декларации как трубы для нефтяной промышленности. Руководители фирмы были отданы под суд, но выяснилось, что поставки осуществлялись с одобрения министров британского кабинета.

Опытный образец пушки под кодовым названием «Вавилон» был найден в пустыне после войны в Заливе [13].

Таким образом, США и западные страны напрямую способствовали началу создания Ираком программ ОМУ, поставляя Багдаду сырье, технологии, оборудование и полуфабрикаты. В архивах ООН (разоруженческие структуры ООН - UNSCOM, UNMOVIC) хранятся документы, содержащие списки иностранных компаний зарубежных стран, которые так или иначе были причастны к разработке оружия массового поражения Ираком [14].

Вашингтон неоднократно демонстрировал свою военную силу в ближневосточном регионе и, в частности, в отношении Ирака.

В качестве свидетельства приведем хронологию военных кампаний за период 1991-2003 гг. Первой в этом ряду стоит операция «Буря в пустыне», затем последовал кризис 1998 г., непосредственной причиной которому стало решение Багдада прекратить сотрудничество со спецкомиссией ООН по разоружению Ирака. 14 ноября 1998 г. по Ираку были нанесены военные улары с воздуха. В декабре того же года США и Великобритания провели военную операцию «Лис в пустыне», ставшую ответом на помехи,

чинимые С Садамом Хусейном работе инспекторов ООН. Англо-американские силы нанесли по Ираку ракетно-бомбовые удары по примерно 100 военным, разведывательным, промышленным и административным целям.

События 11 сентября 2001 г. заставили Вашингтон пересмотреть свою внешнюю политику, особо приняв во внимание проблемы энергетики и безопасности. В США усилилось влияние радикального крыла консерваторов и неоконсерваторов на формирование новой концепции американской внешней политики. По мнению З.Бжезинского, Ирак стал своеобразной лабораторией практического применения так называемой «доктрины Буша», которая заменила ряд доктрин времен «холодной войны», объединенных «стратегией сдерживания» [15].

Фактически советская угроза в этой доктрине была заменена террористической угрозой, однако механизмы ее устранения остались неизменными - вмешательство во внутренние дела стран, являющихся источником угрозы. Превентивные войны в «доктрине Буша» рассматриваются как лигитим-ные опережающие удары.

Практически за год до начала боевых действий в Ираке США начали психологическую войну против режима Саддама Хусейна. Предпринимались солидные усилия для того, чтобы доказать, что иракский режим представляет угрозу для международного сообщества.

В американских СМИ появились материалы о связях террористов, атаковавших США, с иракскими спецслужбами (эти сведения не подтвердились). Спецслужбы США заявляли, что Ирак восстановил свои мощности по производству ОМУ [16].

Далее, Ирак включается американской администрацией в «ось зла», что стало своеобразной аргументацией для возможного проведения военной операции по свержению диктаторского режима. Американс-

кий центр гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики провели исследование, в ходе которого было подсчитано, что с сентября 2001 г. по сентябрь 2003г. руководство США сделало 935 лживых заявлений по Ираку.

«Лидером» в этом стал президент Буш, ему принадлежит 260 лживых высказываний, 232 из них - о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения, 28 - о связях Ирака с «Аль-Каидой». Бывший госсекретарь К.Пауэлл соврал 254 раза [17] .

Вашингтон начал дипломатический зондаж по поводу возможного применения силы в отношении Ирака. Премьер-министр Великобритании Т.Блэр еще в апреле 2002 г. дал согласие на участие своей страны в будущей войне [18].

Через месяц после этого, в мае 2002 г., США провели через СБ ООН резолюцию № 1409 о санкциях, предусматривавших усиление режима запрета на поставки в Ирак товаров двойного использования. А выступление президента США перед ГА ООН осенью того же года не оставило сомнений относительно решимости американской администрации устранить режим Саддама Хусейна любыми средствами, даже ценой раскола в ООН. Таким образом, напрашивается вывод о том, что кризис в Ираке не был исключительно внутренней проблемой, появившейся вследствие прихода к власти Саддама Хусейна и его политики. Как видно, огромное значение в дестабилизации обстановки в стране имел внешний фактор. Суть вопроса касалась природных богатств Ирака, прежде всего, энергоносителей, контроль над которыми принес бы миллионы долларов заинтересованной стороне [18].

Вашингтон преследовал, помимо экономических, и политические цели - еще основательнее укрепиться в этой части земного шара и попутно продемонстрировать всему миру

свое абсолютное доминирование, проведя акцию устрашения по отношению к государствам «оси зла».

Литература

[1] Anthony H. Cordesman. The «War After the War» In Iraq: Evolving Conflict, Possible Scenarios, the Data and Analytic Tools. Aug 8, 2003.

http://csis.org/publication/ war-after-war-iraq-evolving-conflict-possible-scenarios-and-data-and-analytic-tools-need

[2] Киселев В.И. Кризис в Ираке и арабский мир. //Крушение саддамовского Ирака и реакция стран Азии. - М., 2003, с.74.

[3] См.: Степанова Н.В. Шиитская проблема в Ираке. //Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. - М., 2005, с.76-167. А таже статьи, доктор Абдель Монейм Саид. Сунниты и шииты. //Официальный сайт «Аль-Ахрам»,

Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 0502-2007 г. http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/ANAL606.HTM

[4] Доктор. Хасан Абу Талеб. Внимание -) Аль-Каида) все еще там. //Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 30-12-2009 г.

http://www.ahram.org.eg/30/ 2009/12/30/4/1510.aspx

[5] См.: Республика Ирак в системе международных отношений (80-е годы ХХ в. - начало XXI в.). - М., 2002; Сенченко И.П. Персидский залив: взгляд сквозь столетия. М., 1991 и др.

[6] См.: Крушение саддамовского Ирака и реакция стран Азии. - М., 2003.

[7] Резолюции Организации Объединенных Наций по Ираку

№ (661 и 665 и 670).

www.un.org/russian/docum/ scaction/1990/iraq.htm

[8] Юрченко В.П. Иракско-кувейтские отношения:

будет ли свет в конце тонне-

ля ? http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2003/18-12-03.htm

[9] Доктор. Мохамед Кадры Саид. Ситуация в Ираке.

//Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 25-05-2005 г. http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/ANAL690.HTM

[10] См. более подробно: Львов П. Уроки иракского кризиса и политика США в Персидском заливе. //

http://www.voskres.ru/ articles/ljvov.htm

[11] Iraqis Past and Future Biological Weapons Capabilities Anthony H. Cordesman CSIS Middle East Dynamic Net Assessment February, 1998.

http://www.iraqwatch.org/ Perspectives/csis-iraqBW.pdf

[12] Доктор. Мохамед Абдель Ас-Салам. Используется ли химическое оружие иракскими силами. //Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 09-04-2003 г.

http://acpss.ahram.org.eg/ Ahram/2001/1/1/NEWS28.HTM

[13] Львов П. Уроки иракского кризиса и политика США в Персидском заливе.

http://www.voskres.ru/ articles/ljvov.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Anthony H. Cordesman. Iraq War Note: Iraq's Weapons of Mass Destruction: UNSCOM and the UNMOVIC Effect ? Apr 7, 2003.

http://csis.org/publication/ iraq-war-note-iraqs-weapons-mass-destruction-unscom-and-unmovic-effect

[15] Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 1999, с. 52.

[16] Dunne M. The United States and Iraq: Multilateralism of a Kind. //International Affairs. - L., 2003. - Vol.79, # 2. - P. 257.

[17] Anthony H. Cordesman and Arleigh A Burke Chair in Strategy - American Strategic and

Tactical Failures in Iraq: An Update - Center for Strategic and International Studies.

http://csis.org/files/media/ csis/pubs/ 060808_iraqfailures.pdf

[18] Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № (1409) ПО ИРАКУ.

http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N 0 2 / 3 8 1 / 1 7 /PDF/ N0238117.pdf?0penElement

Iraq crisis: A combination of

internal and external factors of influence in the Iraq crisis Saloum H.E.

Russian University of Peoples'

Friendship The author in this article wants to throw light on the internal and external reasons of the Iraq war in 2003 and he wants to show the role of the first Gulf War in 1991 because of the conflict with Kuwait, in the bombing of the Second Gulf War in 2003. Also the writer speaks about the role of Western countries, especially the United States of America in the Iraqi chemical industry Arsenal and the development of weapons of mass destruction in Iraq. He also talks about the rapprochement between Washington and Baghdad, after the Islamic revolution in Iran in 1979, and in the end, the author talks about the American invasion and security reasons counterfeit of this invasion and speaks about the nature of domestic and foreign policy of the former Iraqi President Saddam Hussein in details, during the two wars against Iraq, the first in 1991, and the second in 2003. Keywords: USSR, USA, Iraq, Kuwait, Iran, conflict, crisis, foreign, domestic, policy, Saddam Hussein. References

[1] Anthony H. Cordesman. The «War After the War» In Iraq: Evolving Conflict, Possible Scenarios, the Data and Analytic Tools. Aug 8, 2003.

http://csis.org/publication/war-after-war-iraq-evolving-conflict-possible-scenarios-and-data-and-analytic-tools-need

[2] VI Kiselev The crisis in Iraq and the Arab world. // The collapse of Saddam's Iraq and the response of Asian countries. - M., 2003, p.74.

[3] See .: Stepanova NV Shiite problem in Iraq. // Ethnic groups and religions in the East: conflicts and interaction. - M., 2005 s.76-167. And the exact same article, Dr. Abdel Moneim Said. Sunnis and Shiites. / / Official site of "Al-Ahram"

The main and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 05-02-2007, the http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/2001/ 1/1/ANAL606.HTM

[4] Dr. Hassan Abu Taleb. Attention -) Al-Qaeda) is still there. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and

О

3

Ю

s

r 6

the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date of 30-12-2009 http://www.ahram.org.eg/30/2009/12/ 30/4/1510.aspx

[5] See .: The Republic of Iraq in the international system (80-ies of XX century -. The beginning of the XXI century.). - M., 2002; Senchenko IP Persian Gulf: A look through the centuries. M., 1991 and others.

[6] See .: collapse of Saddam's Iraq and the response of Asian countries. - M., 2003.

[7] United Nations resolutions on Iraq Number (661 and 665 and 670). www.un.org/russian/docum/scaction/

1990/iraq.htm

[8] V. Yurchenko Iraq-Kuwait relations: whether the light at the end of the

tunnel? http://www.iimes.ru/rus/ stat/2003/18-12-03.htm

[9] The Doctor. Mohamed Kadry Said. The situation in Iraq.

// Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 25-

05-2005, the http://

acpss.ahram.org.eg/Ahram/200l/1 /1/ANAL690.HTM

. [10] See more in detail: Lions P. lessons of the Iraqi crisis and US policy in the Persian Gulf. //

http ://www.voskres.ru/articles/ ljvov.htm

[11] Iraqis Past and Future Biological Weapons Capabilities Anthony H. Cordesman CSIS Middle East Dynamic Net Assessment February, 1998.

http://www.iraqwatch.org/ Perspectives/csis-iraqBW.pdf

[12] Dr. Mohamed Abdel Salam Al. Do you use chemical weapons by Iraqi forces. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date of 09/04/2003

http://acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/NEWS28.HTM

[13] Lions P. lessons of the Iraqi crisis and US policy in the Persian Gulf.

http ://www.voskres.ru/articles/ ljvov.htm

[14] Anthony H. Cordesman. Iraq War Note: Iraq's Weapons of Mass Destruction: UNSCOM and the UNMOVIC Effect? Apr 7, 2003.

http://csis.org/publication/iraq-war-note-iraqs-weapons-mass-destruction-unscom-and-unmovic-effect

[15] Zbigniew Brzezinski. The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. - M., 1999, p. 52.

[16] Dunne M. The United States and Iraq: Multilateralism of a Kind. // International Affairs. - L., 2003. -Vol.79, # 2. - P.257.

[17] Anthony H. Cordesman and Arleigh A Burke Chair in Strategy - American Strategic and Tactical Failures in Iraq: An Update - Center for Strategic and International Studies.

http://csis.org/files/media/csis/ pubs/060808_iraqfailures.pdf

[18] Resolution of the United Nations Security Council number (1409)

ON IRAQ.

http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N02/381/17/PDF/ N0238117.pdf?0penElement

сч cs £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.