Иракский кризис: Позиция Ирана в отношении военно-силового решения иракского кризиса 2003 г. и центральная роль властей Тегерана в рамках существующей политической ситуации на Ближнем Востоке после войны в Ираке
см
1Л £
Б
а
2 ©
Салум Хоссам Еддин (Сирия) кандидат исторических наук, докторант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов, [email protected]
Автор в своей статье анализирует позицию Исламской Республики Иран в иракском кризисе 2003 года, а также его воздействие на формирование внутренней и внешней политики страны. Показывает, насколько важное влияние оказал кризис на характер и ход процесса ближневосточного урегулирования, формирование плана построения «Большого Ближнего Востока», а также на свертывание планов США по укреплению своего присутствия в регионе. В дополнение, автор исследует влияние кризиса на планы Ирана по контролю над территорией Ближнего Востока. Ключевые слова: Ирак, Иран, США, Большой Ближний Восток, Багдад, Тегеран, исламские группы, стран Персидского залива, сунниты, шииты, Наджаф, Кербела.
Военная кампания США и Великобритании против иракского режима проводилась в одном из важнейших в стратегическом плане регионов планеты, где сталкиваются интересы мировых и международных «центров сил». В этом регионе одну из доминирующих ролей играет Исламская Республика Иран, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центрально-азиатской, и каспийской страной. Все болевые точки региона, так или иначе, сопряжены с Ираном, подавляющее большинство проблем, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы беженцев и наркобизнеса, проблемы терроризма и сепаратизма могут, эффективно решаться только при участии Исламской Республики Иран - регионального центра силы [1].
Излишне напоминать, что Иран, как источник углеводородных природных ископаемых, а также как территория транспортировки нефте-газопродуктов обладает абсолютной ценностью. Более того, шестидесяти пятимиллионный Иран, имеющий одну из самых многочисленных армий в мире около 800 тыс. человек, объективно, вне всякой конъюнктуры, является решающим фактором западно-азиатской региональной политики. В силу вышеизложенного позиция Ирана по войне США и Великобритании против Ирака представляется чрезвычайно важной. Иракский кризис и свержение режима Саддама Хусейна и последовавшая деятельность США по формированию послевоенной власти в Ираке и нового миропорядка во всем регионе, без всяких сомнений, привело к изменению сложившегося баланса сил и политики ключевых ближневосточных государств, среди которых Исламская Республика Иран.
Внешняя политика Тегерана в отношении Ирака была подвержена некоторым колебаниям - от резкого неприятия силового вмешательства Вашингтона до активного нейтралитета. Как известно, Исламская Республика Иран не является ни союзником, ни партнером Ирака [2].
Более того, с момента появления на карте мира в начале 1920-х годов исламского государства Иран, ставший географическим соседом Ирака, постоянно находился в конфронтации с режимами в Багдаде. Периоды «холодной войны» между государствами сменялись «горячими войнами». Между двумя странами имеется немало разногласий и историко-традиционных, и этнических, и религиозных, и идеологических.
Безусловно, Тегеран теоретически был бы не против смены ненавистного ему режима Саддама Хусейна, однако в сложившейся ситуации Тегеран резко выступал против военной операции США без санкции ООН. Более того, еще в самом начале возрастания напряженности вокруг Ирака официальный Тегеран заявлял, что сме-
на режима в стране - это дело самого иракского народа. Для Ирана дестабилизация ситуации в соседней стране была чревата самыми негативными последствиями. Это и десятки тысяч беженцев из зоны кризиса, которые присоединятся к 3-х миллионной волне афганских беженцев со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами [3].
Новые потоки обездоленных иракцев могут создать катастрофическую ситуацию в Иране и в экологическом, и в финансовом, и в целом, в гуманитарном плане. Однако все же главная опасность для исламского Ирана заключалась в том, что американо-английская операция против Ирака резко ухудшила геостратегическое положение ИРИ. Действительно, беспрецедентное укрепление позиций США в регионе самым отрицательным образом сказалось на положении Ирана. Не секрет, что в Вашингтоне продолжают рассматривать тегеранский режим в качестве потенциальной цели для последующих действий по устранению угрозы со стороны стран, входящих в так называемую «ось зла». Иран оказывался в сложном положении, будучи практически в замкнутом кольце проамериканских режимов [4].
Это и постсаддамоский Ирак, и натовская Турция, и смотрящий в сторону США Южный Кавказ, и Афганистан, и, наконец, арабские монархии Персидского залива. Стремление лидера иранской революции аятоллы Хомейни распространить иранскую модель на арабские государства Ближнего Востока, особенно шиитские, надолго сформировало в правящих аравийских монархиях враждебный образ Ирана. Особенно непросто складывались отношения Тегерана с Эр-Риядом, предпринимавшим активные шаги с тем, чтобы не допустить усиления иранского влияния в регионе. Следует упомянуть и саудовско-иранс-кое соперничество в таких «горячих точках» Ближнего Восто-
ка, как Ливан, ПНА, Ирак, где Эр-Рияд и Тегеран поддерживают стороны с разными политическими интересами, и ориен-тациями [5].
В течение всего периода эскалации антииракской кампании со стороны Соединенных Штатов в Тегеране тщательно продумывались возможные варианты реакции на военные действия США против Ирака.
Наиболее разумным путем, отвечающим национальным интересам Ирана, в этот период рассматривалась политика позитивного нейтралитета. Сразу же после начала боевых действий Тегеран объявил, что придерживается нейтралитета и не намерен оказывать помощь ни иракской оппозиции, ни одной из противоборствующих сторон конфликта. При этом было заявлено, что Иран не позволит ни одной из конфликтующих сторон воспользоваться наземным, воздушным или морским пространством Исламской Республики. Духовный лидер Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи резко осудил военный удар США по Ираку. В обращении к нации он назвал нападение на Ирак «дьявольской» акцией [6].
«Исламская Республика Иран, призывающая к незамедлительному прекращению войны, не защищает диктаторский баасистский режим. Мы выступаем в защиту иракского народа и верим, что будущность Ирака должна определяться самим народом этой страны», подчеркнул аятолла Али Хаме-ни. Он призвал к немедленному прекращению вторжения в Ирак войск, возглавляемых США коалиции. Касаясь оценки целей этой «деструктивной и жестокой» войны, лидер исламского Ирана заявил, что США «стремятся оккупировать Ирак, обеспечить себе господство в регионе, над его нефтяными ресурсами, равно как и защитить незаконный сионистский режим в Израиле» [7].
Реакция президента ИРИ М. Хатами также была однозначно негативной. Глава иранского
МИД, со своей стороны, выразил тревогу по поводу расширения боевых действий и увеличения гуманитарных потерь со стороны иракских беженцев. Протест войне иранская сторона мотивировала несогласием с нанесением удара по исламской стране, нарушением международных норм, что в перспективе имело тенденцию привести международные отношения в регионе к хаосу и насилию. К.Харрази дал оценку международному аспекту анализируемых событий, подчеркнув, что односторонние действия США не отвечали интересам мира и лишь ослабляли роль международных структур, таких, как Совет Безопасности ООН. Иранское внешнеполитическое ведомство выступило против призывов администрации США объявить дипломатических сотрудников Ирака персона нонг-рата.
МИД ИРИ заявил, что Тегеран не будет выдворять иракских дипломатов, и не намерен закрывать посольство Ирака в Исламской Республике. Со своими обращениями выступили и другие государственные ведомства Ирана. Так, министерство обороны призвало иранскую нацию выразить свой протест войне. В распространенном призыве оно назвало «очень опасными» последствия войны в регионе и заявило о необходимости скорейшей остановки военных действий. «Война за нефть, которая сейчас идет в Ираке, не только не обеспечит интересы враждующих сторон, но и втянет регион и мир в водоворот нестабильности» [8]. В решении иракского кризиса лидерство должна взять на себя ООН, так прозвучала позиция МВД Ирана. Иранские законодатели также выразили свое отношение к войне в Ираке. В частности, депутат парламента Ирана Рамазан Вахиди заявил, что Ирак «превратится для США во второй Вьетнам с таким же бесславным концом» [9].
Какотметил иранский парламентарий, нападение США на
О £
ю
5
г
5
см
1Л £
Б
а
2 о
Ирак «заставит многие страны увидеть в Вашингтоне потенциального агрессора, ориентирующегося только на «кулачное право» и на «право сильного».
И либералы-реформаторы, и консерваторы-фундаменталисты, считали, что новые изменения, которые произойдут после свержения иракского режима, ничего хорошего не принесут государствам региона, в том числе Исламской Республике Иран. Правда, существовало некое разнообразие в расстановке акцентов в рассмотрении такого масштабного явления как война. Иранские политологи активно обсуждали и анализировали ход войны, ее возможные последствия и угрозы Ирану. Так, известный специалист по международным проблемам М. Дехкан заявил, что, если США оккупируют Ирак, проблемы на этом не завершатся, а только начнутся [10].
По поводу задач, которые поставили перед собой американцы, он сказал, что можно выделить три стратегические цели. Ближайшая цель оккупация Ирака, смена режима в этой стране и установление господства над иракскими нефтяными запасами в размере 220 млн. баррелей, которых может хватить на сто лет для обеспечения потребностей Америки в нефти [11].
Среднесрочная цель заключалась в геополитических изменениях в зоне Персидского залива. Первоначально это может быть установление контроля над крайними фундаменталистскими движениями и обеспечение безопасности на южных границах Израиля. В этой связи оказывается сильное давление на Иран, Саудовскую Аравию и некоторые страны Персидского залива.
В долгосрочной перспективе цель Вашингтона заключается в сохранении своего господствующего положения в мире с использованием энергетических рычагов и в достижении экономического паритета с Евросоюзом, Китаем и Японией. Организация по охране окружа-
ющей среды Ирана сформировала штаб по нейтрализации возможного экологического ущерба от войны в Ираке.
Этот штаб был создан во взаимодействии с министерством нефти, портовыми и судоходными организациями с целью контроля над ситуацией в водах Персидского залива и проведения в случае необходимости очистительных работ. В штабе считают, что, если будут гореть нефтяные месторождения или создастся ситуация с утечкой нефти из танкеров, организация по охране окружающей среды совместно с другими экологическими структурами готова работать по нейтрализации загрязнения.
Между тем, по мнению иранских экологов, возможный поджог иракских нефтяных скважин может привести к выпадению кислотных осадков. Регион, который будет подвержен этому страшному для здоровья человека и окружающей среды дождю, будет зависеть от направления ветра. Кроме того, могут быть созданы пары ядовитого газа. Тема экологии чрезвычайно беспокоила иранских журналистов [12].
В связи с войной иранские СМИ поднимали вопрос и о разрушении исторических памятников на территории Ирака. В соответствии с Конвенцией ООН от 1954 года, нападающие страны в ходе войны обязаны следовать правилам, требующим обеспечения сохранности исторических памятников.
Однако данная проблема более сложная, чем это можно представить, так как выходит за рамки культурной сферы. Памятники на иракской территории связаны со святыми местами шиитов. Это для шиитского Ирана является и духовной, и религиозной, и политической ценностью. Поэтому мусульманский народ Ирана, несмотря на серьезные разногласия с баасистским режимом Ирака, не может быть сторонним наблюдателем варварского уничтожения мусульманского народа соседнего государства, зву-
чало в заявлениях официальных лиц. Здесь нельзя забывать, что у Ирана имеются долгосрочные интересы в отношении шиитской общины в Ираке. Этот интерес имеет под собой вполне определенную почву это и религиозная общность, и идеологические основы, и соображения политического и экономического характера [13].
Поэтому Тегеран заинтересован иметь на своих границах дружественного (или, по крайней мере,нейтрального) соседа с сильным шиитским элементом во властных структурах. Ослабленный Ирак, с одной стороны, означает усиление роли Ирана в регионе Персидского залива. Однако, с другой стороны, падение режима Хусейна могло в перспективе ослабить роль Ирана как духовного центра шиизма.
Таким образом, в сложившейся ситуации Иран приложил усилия, чтобы выдержать курс на активный и позитивный нейтралитет, направленный на получение максимума политической и экономической выгоды при минимизации негативных последствий войны. Тем не менее, Тегеран увидел в новом раскладе сил в регионе определенные вызовы и угрозы своей безопасности и своему лидерству.
Усилившийся после окончания боевых действий в Ираке политический и дипломатический нажим США на союзников Тегерана в регионе - Сирию и Ливан вызвал серьезную озабоченность в Иране, который крайне болезненно реагирует на попытки США изолировать его от участия в важнейших политических процессах в регионе и отстранить от разблокирования кризисных ситуаций. Как предполагают многие эксперты, ближневосточное направление в ближайшей перспективе будет являться приоритетным направлением внешней политики Ирана.
Таким образом, политика и планы Ирана после войны в Ираке до настоящего времени, воплощены в следующем:
В Ираке, кроме того, Иран способен нанести серьезный ущерб не только Израилю, но и ближневосточному мирному процессу. Иранцы пытались заполнить образовавшийся после ухода американских сил вакуум в Ираке и с вожделением заглядываются на подконтрольные шиитам территории. Они никогда не скрывали желания взять реванш за печально окончившуюся для них войну 1988 года, в результате которой погибло более миллиона человек. Так, они подготавливают захват страны, опираясь восприимчивую к их риторике новую шиитскую элиту Ирака и роль «Хезболлы» в качестве ударной силы арабских шиитов(иранцы - персидский народ) [14].
Опасения насчет возможных ударов по их ядерным объектам подталкивают иранцев к организации волны терактов в Афганистане и Ираке, которая должна убедить Израиль и США отказаться от идеи вмешательства. «Хезболла» действует на территории Ирака через служащие ей прикрытием местные шиитские ассоциации: «Лигу верующих» и «Катаиб Хезболла» («Бригады Хезболлы»). Активисты «Лиги верующих» уже четыре года проходят подготовку на иранской базе «Стражей революции». Причем тренировками руководят офицеры «Хезболлы». Далее переодетых шиитскими паломниками боевиков лиги отправляют в города на юге Ирака, где они устраивают нападения на американские цели [15].
Хассан Насралла был одним из создателей этого проекта вмешательства в Ираке. В своих выступлениях он неоднократно рассказывал сторонникам об этих планах и не раз упоминал в них Ирак: «Иракское сопротивление удивило американских оккупантов Ось из Палестины, Ливана, Сирии, Ирака и Ирана не дала американцам осуществить свой проект разделения региона и ликвидации всяческого сопротивления <...> уход американцев из Ирака - это провал и поражение».
Эта поддержка иракского сопротивления предвосхищает борьбу, которую «Хезболла» намеревается вести в Ираке, чтобы открыть туда путь для Ирана. Используя вооруженных им исламских боевиков, Иран пытается взять под контроль Кербалу с шиитскими святилищами провинции Наджаф. Тегеран хочет установить в стране пляшущее под его дудку правительство. И приглядывается к южным нефтяным скважинам, чтобы повлиять на расклад сил на мировом нефтяном рынке и получить столь недостающие ему мощности по переработке черного золота.
На другие страны, в Кувейте, 26 августа 2011 года иракская группировка «Катаиб Хезбол-ла» выпустила по территории Кувейта три ракеты типа «Скад». Как сообщило Министерства иностранных дел в Кувейте, Террористическая группа впервые воспользовалась подобным типом оружия. Иран так хочет предупредить Кувейт, чтобы тот прекратил строительство порта Мубарак на иракском берегу. Кувейт воспринимает угрозу всерьез, потому что сразу же дислоцирует на острове Буби-ян вооруженные отряды для защиты порта, чье строительство стоит дороже миллиарда долларов. В патрулирующие отряды входят отряды спецслужб и воздушной обороны, 35-й роты, 6-й бригады, силы ВМФ. Ирак опасается, как бы это строительство не помешало операциям в порту Басра, который является главным пунктом экспорта иракской нефти из Персидского залива (Арабс-ково залива) [16].
Иракское правительство угрожает вмешаться, Но угрозы Ирака озвучиваются устами радикальной группы «Катаиб» вооруженным крылом бригады «Аль-Кодс», «Стражей иранской революции». Информация, дошедшая до Ирана,заставляет его и на самом деле забеспокоиться, что новый порт будет принимать суда Кувейта, США и Саудовской Аравии. Он даже может негласно заправлять
топливом израильские морские подразделения, патрулирующие Персидский залив.
Израиль с интересом следит за развитием событий, поскольку убежден, что 250 ракет «Скад» Саддама Хусейна, бесследно пропавшие до американского вторжения, перешли к боевикам «Катаиб» в Ирак. Проект строительства на острове (Бубиян) может стать для Ирана своеобразным предлогом для организации различных выступлений на ирано-кувейтской границе с вытекающими из этого вооруженными последствиями. Ситуация в регионе поэтому может выйти из-под контроля, ведь цель Тегерана вызвать волнения, которые являются залогом спокойного продолжения разработки ядерного арсенала [17].
В то время как взгляды всего мира устремлены на поля битвы в Ливии и Сирии и Йемен, Иран спокойно продолжает свою ядерную программу и политику во внутренние дела стран региона.
Тегеран манипулирует исламистами в Газе и поставляет им ракеты, а также совершенно явственно стоит за атаками, которые планируются в Газе и осуществляются на территории Египта, где террористы практически не пытаются скрыть своего присутствия. «Исламский джихад» получил разрешение действовать от его имени и начал пуски ракет по территории Израиля, тогда как «более осторожные» боевики «ХАМАС» отошли на второй план, лишившись связей на высоком уровне во властных кругах Тегерана и Дамаска.
В Израиле в Главное командование израильской армии и председателя израильской разведки, и среди высокопоставленных офицеров (ЦАХАЛа) начинают распространяться непривычно мрачные настроения: им кажется, что у них связаны руки нерешительной политикой израильского правительства, которому никак не удается найти путь решения социального и оборонного кризиса. Разведы-
© £
Ю
I
Г
5
см
1Л £
Б
а
2 ©
вательные службы сделали упор на организованной иранцами (под носом у египтян, израильтян и американцев) передаче 10 000 ракет для «Исламского джихада», подчиняющейся Тегерану военной структуре в Газе. Ракеты «Град» дальностью в 30 километров ставят на линию огня седьмой по величине город страны Беэр-Шева с населением в 200 000 жителей [18].
Иран тайно действует в секторе Газа, чтобы ослабить давление на режим Башара Асада и отвести внимание от начатых репрессий против мирного населения. Он использует этих «посредников» для открытия новых фронтов и параллельно с этим пытается добиться изоляции Израиля и его союзников в регионе. Так, ему уже удалось расстроить союз Израиля и Турции, пусть даже Анкара сегодня и корит себя за то, что сделала слишком большую ставку на Сирию и Иран, Даже Эрдоган иногда совершает ошибки [19].
Поэтому подтверждают многие наблюдатели и политологи, специализирующиеся на изучении разведывательной и военной ситуации на Ближнем Востоке, что Новый конфликт, который без сомнения вызовет взрыв на всем Ближнем Востоке, прошелся бы по вкусу возмущенному бездействием по отношению к палестинским экстремистам армейскому командованию. Оно беспокоится при виде накопления резервов современного оружия под носом у Израиля, тогда как пассивность Америки лишь усиливает его замешательство.
Единственной неизвестной остается дата, когда иранцы решат бросить искру на этот пороховой склад.
Разведслужбы находятся в полной готовности, чтобы перехватить точные приказы, которые передает Иран своим марионеткам в Газе. После разгрома иракской армии США расширили в регионе свои политические претензии и, естественно, этот процесс не мог не раздражать иранское прави-
тельство. Вооружив ускоренным темпом этот регион, США за короткое время добились предъявления «кучи великих претензий» малых государств в этом регионе к Ирану. На самом деле большая часть этих «претензий» была мастерски направлена против политики Ирана в данном регионе и имела своей целью нанести удар на последовательное развитие концепций «шиитско-мусуль-манской солидарности» [20].
Таким образом, вместо ожидаемой долголетней стабильности в Персидском заливе возродилась долголетняя напряженность между двумя государствами, которая вскоре стала выступать как основной элемент политики «Большой Ближний Восток». При всем этом нельзя не учитывать и пристального внимания геополитических противников к государствам, расположенным на периферии Ирана.
Отношения между США и Ираном, считавшиеся центральной точкой всех политических процессов на Ближнем и Среднем Востоке, образовались в целом на фоне их борьбы за привлечение в круг своего влияния государствэтого региона. После распада Советского союза перед США, которые успешно закончили иракскую кампанию, открылась запутанная и одновременно привлекательная картина этого региона. США, неустанно и декларативно выступающие перед мировой общественностью за вечную преданность принципам демократии, все-таки вынуждены были строить отношения с антагонистическим обществом Ближнего Востока. В конечном итоге американская дипломатия временно попала в фарватер политических процессов. Такая временная передышка открыла перед иранскими стратегами новые возможности [21].
По мнению специалистов, занимающихся вопросами системы глобальной безопасности, иранские политики прекрасно знали, что лидеры арабских стран уже давно политически
«выдохлись», и арабский народ в политическом отношении нуждается в новой силовой опоре, опирающийся на исламские политические ценности.
Эти политические ценности обнаружили себя в усилении шиитского большинства в Ираке, в расширении деятельности таких организаций как «Хезбол-ла» в Ливане, «Исламский освободительный Фронт» в Алжире, «Аль-Джамаае Аль-Исламийа» в Египте. Иран, тесно сотрудничая с такими организациями, которые имели сильные идеологические, политические и военные возможности, получил возможность нанести любой удар позициям США и Израиля вданном регионе.
Подводя итог, можно констатировать следующее: Иран пытается расширить свое влияние на Ближнем Востоке, Иран находится на гране серьезного конфликта на Ближнем Востоке на этот раз не только с Соединенными Штатами Америки или Израилем, но и против группировок умеренного ислама, ослабленных после войны в Ираке, и радикального ислама.
Литература
1. Доктор. Мохаммад Аль-Саид Идрис. Тайны войны и мира с Ираном. //Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 05-07-2008 г. http:/ /acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/A1AL46.HTM
2. Adam C. Seitz and Anthony H. Cordesman. Iran and the Challenges to US Policy. - Aug 11, 2009. http://csis.org/publication/ iran-status-report
3. Anthony H. Cordesman -Iraq, Afghanistan, and the Emerging Challenge.
Дата статьи-27-04-2007. http://csis.org/publication/iraq-afghanistan-and-emerging-challenge
4. Доктор. Хасан Абу Талеб. Иран и Запад. //Официальный сайт «Аль-Ахрам»,
Главный и основной Центр политических и стратегических
исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 1706-2008 г. http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/ANAL916.HTM
5. Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Саудовская Аравия и Иран в конфликтах на Ближнем Востоке. //http://www.iimes.ru/rus/ stat/2007/09-02-07a.htm
6. Хаменеи Али Хосейни 4 июня 1989 года, т.е. на следующий день после смерти основателя Исламской Республики Иран Хомейни, был избран на пост Высшего руководителя Ирана. Критика США являлась неотъемлемой частью любых публичных выступлений Иранского Лидера Аятоллы Али Хо-сейни Хаменеи. Он критиковал американское руководство, за агрессивную политику на Ближнем Востоке, за поддержку Израиля, и за войну против Ирака.
И также, Сажин Владимир Игоревич. Война против Ирака и позиция Ирана.
http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2003/26-03-03.htm
7. Доктор. Мохаммад Аль-Саид Идрис. Израиль и политический кризис в Иране. // Официальный сайт «Аль-Ах-рам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 07-07-2009 г. http:// acpss.ahram.org.eg/ahram/ 2001/1/1/anal0.htm
8. Доктор. Хасан Абу Талеб. Психологическая война в военной кампании против Ирака. // Официальный сайт «Аль-Ах-рам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 23-02-2003 г. http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/NEWS19.HTM
9. Henry A Kissinger. Lesson of Vietnam - Hope for a Successful Withdrawal from Iraq Could Succumb to Bitter Politics at Home. //«The Washington Post»-June 11, 2007. http:// www.henryakissinger. com/ articles/wp061107.html
10. Махмуд Декхан. Иракский кризис. //«Ас-Сияса ад-Да-улия». 2003-№ 138, с.33.
11. Anthony H. Cordesman -Middle Eastern Energy after the Iraq War: Current and Projected Trends - Jan 4, 2004. http:// csis.org/publication/middle-eastern-energy-after-iraq-war-current-and-projected-trends
12. Доктор. Мохаммад Аль-Саид Идрис. Ближний Восток и призраки ядерной войны. // Официальный сайт «Аль-Ах-рам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 01-09-2009 г.
http://acpss.ahram.org.eg/
13. Доктор. Жамаль Абдель Жавад. Противоречивыми требованиями :Дилемма суннитов и арабского мира в Ираке. // Официальный сайт «Аль-Ах-рам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет,
дата статьи, 03-03-2004 г.
http://acpss.ahram.org.eg/ Ahram/2001/1/1/ANAL263.HTM
14. Доктор. Вахид Абдель Мажид. Арабов и Ирана........куда?
// Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 15-10-2007 г.
http://acpss.ahram.org.eg/ Ahram/2001/1/1/ANAL802.HTM
15. Доктор. Хасан Абу Талеб. Внимание) Аль-Каида (все еще там. //Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 30-12-2009 г. http:// www.ahram.org.eg/30/2009/12/ 30/4/1510.aspx
16. Center for strategic & international studies - strategic insight and bipartisan policy solution.
US and Iranian Strategic Competition in the Gulf States and Yemen. Peter Alsis, Marissa
Allison, and Anthony H. Cordesman.
http://csis.org/files/ publication/ 111121_Iran_Ch5_GulfState.pdf
17. Доктор. Мохамед Абдель Альсалам. Используете ли ядерное оружие против Ирака. // Официальный сайт «Аль-Ах-рам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 20-03-2003 г. http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/NEWS17.HTM
18. Меджидов Расим Гаджи Ага оглу. Иран - опасный сосед Ближнего Востока. Дата стать-и,17февраля 2011.
http://evraziaorg/article/1575
19. United States of America Gulf and Israeli Perspectives of the Threat from Iran. Anthony H. Cordesman. (part 1)
http://csis.org/files/ publication/110121_Iran-US-IsraeliPersp_1.pdf
20. United States of America Gulf and Israeli Perspectives of the Threat from Iran. Anthony H. Cordesman. (part 2)
http://csis.org/files/ publication/110121_Iran-US-IsraeliPersp_2.pdf
21. Доктор. Мохамед Кадры Саид. О содержании ирано-американский диалог. //Официальный сайт «Аль-Ахрам», Главный и основной Центр политических и стратегических исследований в Арабской Республике Египет, дата статьи, 0205-2009 г.
http://acpss.ahram.org.eg/ DE/Ahram/2001/1/1/arabic.asp
Iran's position in respect of military force to resolve the Iraqi crisis 2003, and the central role of the authorities in Tehran under the current political situation in the Middle East after the war in Iraq Saloum H.E.
Russian University of Peoples'
Friendship The author analyzes the position of the Islamic Republic of Iran from the war in Iraq in 2003 and the impact of this war on domestic and foreign policy of Iran, also shows the impact of conflict on the nature and course of the process of peaceful settlement in the Middle East, and the implementation of the Greater Middle East project, as well as Iran's attempt to hit the plans of
О
3
Ю
s
r
5
in £
Б
а
the united states of America to strengthen its presence in the region, in addition to Iran to dominate the Middle East and Near East plans.
Keywords: Iraq, Iran, USA Greater Middle East, Baghdad, Tehran, Islamic groups, the Persian Gulf countries, Sunnis, Shiites, Najaf, Karbala.
1. Doctor. Mohammad Al-Saeed Idris.
Secrets of war and peace with Iran. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 05-07-2008, the http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/2001/1 /1/A1AL46.HTM
2. Adam C. Seitz and Anthony H. Cordesman. Iran and the Challenges to US Policy.
- Aug 1 1, 2009. http://csis.org/ publication/iran-status-report
3. Anthony H. Cordesman - Iraq, Afghanistan, and the Emerging Challenge.
Article Date-27-04-2007. http:// csis.org/publication/iraq-afghanistan-and-emerging-challenge
4. Doctor. Hassan Abu Taleb. Iran and the West. // Official site of "Al-Ahram"
The main and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 17-06-2008, the http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/2001/ 1/1/ANAL916.HTM
5. Kulagina LM, Ahmedov VM Saudi Arabia and Iran in the conflict in the Middle East. //http:// www.iimes.ru/rus/stat/2007/09-02-07a.htm
6. Ali Hosseini Khamenei, June 4, 1989,
ie, the day after the death of the founder of the Islamic Republic of Iran, Khomeini, was elected Iran's Supreme Leader. US criticism is an integral part of any public speaking Iranian leader Ayatollah Ali Hosseini Khamenei. He criticized the US administration for an aggressive policy in the Middle East, support for Israel, and for the war against Iraq.
And also, Vladimir I. Sazhin. The war against Iraq and the position of Iran.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/26-03-03.htm
7. Doctor. Mohammad Al-Saeed Idris.
Israel and the political crisis in Iran. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 07-07-2009, the http:// acpss.ahram.org.eg/ahram/2001/1 /1/anal0.htm
8. Doctor. Hassan Abu Taleb. Psychological warfare in the military campaign against Iraq. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 2302-2003, the http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/2001/1 /1/NEWS19.HTM
9. Henry A. Kissinger. Lesson of Vietnam
- Hope for a Successful Withdrawal from Iraq Could Succumb to Bitter Politics at Home. // «The Washington Post» -June 11, 2007. http://www.henryakissinger.com/ articles/wp061107.html
10. Mahmoud Dekhan. The Iraqi crisis. // "Al-siyasah ad-Daula". 2003-number 138, p.33.
11. Anthony H. Cordesman - Middle Eastern Energy after the Iraq War: Current and Projected Trends - Jan 4, 2004. http://csis.org/ publication/middle-eastern-energy-after-iraq-war-current-and -projected-trends
12. Doctor. Mohammad Al-Saeed Idris. The Middle East and the specter of nuclear war. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date of 01-09-2009
http://acpss.ahram.org.eg/
13. Doctor. Zhamalov Abdel Zhavad. Conflicting requirements: The Dilemma of the Sunnis and the Arab world in Iraq. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt,
Article date of 03/03/2004
http://acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/ANAL263.HTM
14. Doctor. Wahid Abdel Majid. Arabs and Iran........what?
// Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date of 15-10-2007
http://acpss.ahram.org.eg/Ahram/ 2001/1/1/ANAL802.HTM
15. Doctor. Hassan Abu Taleb. Attention) Al Qaeda (still there // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date 3012-2009 of http:. //www.ahram .org.eg / 30/2009/12/30/4 / 1510.aspx
16. Center for strategic & international studies - strategic insight and bipartisan policy solution.
US and Iranian Strategic Competition in the Gulf States and Yemen. Peter Alsis, Marissa Allison, and Anthony H. Cordesman.
http://csis.org/files/publication/ 111121_Iran_Ch5_GulfState.pdf
17. Doctor. Mohamed Abdel Alsalam. Do nuclear weapons against Iraq are using. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date, 20.03.2003, the http:// acpss.ahram.org.eg/Ahram/2001/1 /1/NEWS17.HTM
18. Mejidov Rasim oglu Haji Agha Iran -a dangerous neighbor of the Middle East. Article Date, February 17 2011.
http://evraziaorg/article/1575
19. United States of America, Gulf and Israeli Perspectives of the Threat from Iran. Anthony H. Cordesman. (Part 1)
http://csis.org/files/publication/ 110121_Iran-US-IsraeliPersp_1.pdf
20. United States of America, Gulf and Israeli Perspectives of the Threat from Iran. Anthony H. Cordesman. (Part 2)
http://csis.org/files/publication/ 110121_Iran-US-IsraeliPersp_2.pdf
21. Doctor. Mohamed Kadry Said. The content of the Iranian-American dialogue. // Official site of "Al-Ahram", the Chief and the main Center for Political and Strategic Studies in the Arab Republic of Egypt, article date of 02-05-2009
http://acpss.ahram.org.eg/DE/Ahram/ 2001/1/1/arabic.asp
2 ©