Научная статья на тему 'ИППОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИППОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иппотерапия / комплексная реабилитация / верховая езда / дети / ограниченные возможности здоровья / hippotherapy / complex rehabilitation / horseback riding / children / disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жутяева Александра Алексеевна, Фролова Светлана Валериевна, Алпатова Наталья Сергеевна

В статье актуализируется проблема комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексная реабилитация определяется как система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психологических, физических и социальных функций, а также устранению и ослаблению влияния неблагоприятных факторов. Дается характеристика иппотерапии как метода реабилитации средствами верховой езды, позволяющего учитывать социально-психологические и физические особенности ребенка. Экспериментальное исследование было направлено на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами иппотерапии для улучшения адаптационных и физических данных детей, улучшения качества жизни и психологического климата в семье. Основной целью реализации проекта была физическая и психосоциальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная работа реализовывалась поэтапно. Констатирующий этап предполагал проведение диагностического исследования, на котором оценку психоэмоциональных эффектов иппотерапии проводили родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирующий этап эксперимента предусматривал проведение индивидуальных и групповых занятий, в основу которых были положены принципы иппотерапии. На контрольном этапе эксперимента была проведена оценка результативности опытно-экспериментального исследования с целью определения эффективности иппотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам работы было отмечено положительное влияние иппотерапии на элементы психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жутяева Александра Алексеевна, Фролова Светлана Валериевна, Алпатова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of complex rehabilitation of children with disabilities. Comprehensive rehabilitation is defined as a system of measures to identify internal resources, restore, correct or compensate for impaired psychological, physical and social functions, as well as eliminate and reduce the influence of adverse factors. Hippotherapy is characterized as a method of rehabilitation by means of riding, which allows taking into account the socio-psychological and physical characteristics of the child. The pilot study was aimed at supporting families raising children with disabilities with hippotherapy to improve the adaptive and physical data of children, improve the quality of life and the psychological climate in the family. The main goal of the project was the physical and psychosocial rehabilitation of people with disabilities. Experimental work was carried out in stages. The ascertaining stage involved a diagnostic study, in which the assessment of the psycho-emotional effects of hippotherapy was carried out by the parents of children with disabilities. The formative stage of the experiment included individual and group sessions based on the principles of hippotherapy. At the control stage of the experiment, the effectiveness of the pilot study was assessed in order to determine the effectiveness of hippotherapy in the complex rehabilitation of children with disabilities. According to the results of the work, a positive effect of hippotherapy on the elements of the psycho-emotional state of children with disabilities was noted.

Текст научной работы на тему «ИППОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

3. Козленко, С.И. Региональный компонент общеетвознання: Вопросы теории и методики преподавания / С.И. Козленко. - М.: 2000

4. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.

5. Конев, В.А. Человек в мире культуры (Человек, культура, образование). Пособие по спецкурсу / В.А. Конев. -Самара, 1999. - URL: http://www.countries.ru/library/sophia/mean.htm.

6. Шейко, Н.Г. Воспитание локальной идентичности школьников: проблемы и перспективы / Н.Г. Шейко // Академический вестник. - 2019. - № 3 (45). - С. 29-36

Педагогика

УДК 376.3

психолог Жутяева Александра Алексеевна

Автономная некоммерческая организация «Центр оздоровительной верховой езды «Нескучная физкультура» (г. Москва);

доцент, кандидат психологических наук Фролова Светлана Валериевна

Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» (г. Москва);

доцент, кандидат социологических наук, доцент Алпатова Наталья Сергеевна

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московский социально-педагогический институт» (г. Москва); Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» (г. Москва)

ИППОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблема комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексная реабилитация определяется как система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психологических, физических и социальных функций, а также устранению и ослаблению влияния неблагоприятных факторов. Дается характеристика иппотерапии как метода реабилитации средствами верховой езды, позволяющего учитывать социально-психологические и физические особенности ребенка. Экспериментальное исследование было направлено на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами иппотерапии для улучшения адаптационных и физических данных детей, улучшения качества жизни и психологического климата в семье. Основной целью реализации проекта была физическая и психосоциальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная работа реализовывалась поэтапно. Констатирующий этап предполагал проведение диагностического исследования, на котором оценку психоэмоциональных эффектов иппотерапии проводили родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирующий этап эксперимента предусматривал проведение индивидуальных и групповых занятий, в основу которых были положены принципы иппотерапии. На контрольном этапе эксперимента была проведена оценка результативности опытно-экспериментального исследования с целью определения эффективности иппотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам работы было отмечено положительное влияние иппотерапии на элементы психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: иппотерапия, комплексная реабилитация, верховая езда, дети, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. The article actualizes the problem of complex rehabilitation of children with disabilities. Comprehensive rehabilitation is defined as a system of measures to identify internal resources, restore, correct or compensate for impaired psychological, physical and social functions, as well as eliminate and reduce the influence of adverse factors. Hippotherapy is characterized as a method of rehabilitation by means of riding, which allows taking into account the socio-psychological and physical characteristics of the child. The pilot study was aimed at supporting families raising children with disabilities with hippotherapy to improve the adaptive and physical data of children, improve the quality of life and the psychological climate in the family. The main goal of the project was the physical and psychosocial rehabilitation of people with disabilities. Experimental work was carried out in stages. The ascertaining stage involved a diagnostic study, in which the assessment of the psycho-emotional effects of hippotherapy was carried out by the parents of children with disabilities. The formative stage of the experiment included individual and group sessions based on the principles of hippotherapy. At the control stage of the experiment, the effectiveness of the pilot study was assessed in order to determine the effectiveness of hippotherapy in the complex rehabilitation of children with disabilities. According to the results of the work, a positive effect of hippotherapy on the elements of the psycho-emotional state of children with disabilities was noted.

Key words: hippotherapy, complex rehabilitation, horseback riding, children, disabilities.

Введение. Проблема комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё более актуальной в современном обществе. В Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2021 год представлены данные статистики, свидетельствующие об увеличении числа детей данной категории [2].

Комплексная реабилитация в научной литературе трактуется по-разному. В рамках нашего исследования мы рассматриваем данное понятие как систему мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических, социальных функций; устранению, ослаблению влияния неблагоприятных факторов [1,7].

Социально-педагогические и психологические аспекты проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались в работах Л.И. Акатова, С.А. Беличевой, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицыной и других. Особенности развития детей с различными отклонениями в развитии исследовались Л.С. Выготским, В.В. Лебединским, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, О.Г. Приходько и других.

В настоящее время среди инновационных форм и методов реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья иппотерапия пользуется наибольшей популярностью. Иппотерапия - это метод реабилитирующего воздействия средствами верховой езды, позволяющий учитывать психологические и физиологические особенности ребенка.

Можно выделить группу методов, направленных на взаимодействие с лошадью в качестве средства реабилитации:

иппотерапия; развивающая верхвовая езда; лечебная верховая езда (ЛВЕ); ипповенция (взаимодействие с лошадью без посадки на неё верхом); вольтижировка; адаптивный конный спорт (Паралимпийская выездка и программа Специальной Олимпиады) [3].

Основные особенности применения иппотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отражены в работах Т.В. Дорониной, К.С. Ковтун, E.H. Коньковой, М.В. Максимовой, Т.П. Трубачевой, А.К. Тутаришева, Л.С. Чесноковой, Е.Ф. Шамшуалеевой и других.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами иппотерапии.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Центре оздоровительной верховой езды Конный двор «Узкое» на базе Конного двора «Узкое» в г. Москве. В исследовании приняли участие более 150 детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также их родители.

Во многих исследованиях отмечается благоприятное влияние реабилитации с использованием лошади на координацию, мышечный тонус, постуральный баланс, гибкость, выносливость, силу, коррекцию патологического двигательного паттерна и улучшение походки [8, 9]. Ритмичные и повторяющиеся движения обеспечивают всаднику физическую и сенсорную обратную связь. Иппотерапия обеспечивает комплексную коррекцию нарушенных функций организма, воздействуя на него посредством двух основных факторов: биомеханического и психогенного.

Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, P.A. Пополитов, Е.В. Архангельская и другие. По данным авторов, биомеханический фактор включает в себя следующее:

1) во время ходьбы лошадь обеспечивает ритмичные движения, которые стимулируют передние и задние колебательные движения;

2) движения лошади побуждают всадника к поддержанию баланса и правильной осанки;

3) лошадь и иппотерапевтический персонал (иппотерапевт, ассистент иппотерапевта, конновод) обеспечивают всаднику широкий спектр сенсорных и моторных сигналов.

Психогенный фактор предполагает ряд функций, а именно:

1) раскрытие потенциальных возможностей;

2) расширение спектра эмоций;

3) улучшение коммуникативных навыков (лошадь, как посредник);

4) удовлетворение потребности в компетентности, выражаемое формулировкой «я могу»;

5) гармонизация межличностных отношений;

6) развитие навыков саморегуляции.

Очень важен психоэмоциональный эффект общения ребенка с животным. Эмоциональный контакт, который формируется в процессе взаимодействия с лошадью, является большим стимулом для взаимодействия с другим живым существом, особенно для детей, которые осознают, что они чем-то отличаются от других. Ребенок начинает испытывать чувство привязанности к лошади, получает удовольствие от встречи и общения с ней. Это может стать отправной точкой в развитии навыков самоконтроля при взаимодействии с другим живым существом. Кроме того, удовлетворяется потребность ребенка в интересном проведении досуга, отдыхе, развлечении.

Положительное влияние на ребенка оказывает также взаимодействие со взрослыми участниками иппотерапии. Так, например, инструктор, в ходе занятий поддерживает его, проявляет участие, помогает побороть боязнь, поверить в собственные силы и создаёт ситуации успеха, которых в жизни таких детей не так много. «Особому» ребенку с довольно узким кругом общения такое взаимодействие с доброжелательным, позитивным взрослым дает возможность совершенствовать свои навыки общения, что в свою очередь способствует более успешной реабилитации и дальнейшей интеграции в общество. Для детей с особенностями психофизического развития подобный опыт чрезвычайно ценен.

В результате многолетних исследований выявлено, что у лиц, участвующих в иппотерапии, не только изменяется сенсомоторный уровень развития, но и активизируются все высшие психические функции [5]. Важным преимуществом иппотерапии в сравнении с другими методами реабилитации считается комплексность воздействия на психическую, физическую и социальную сферы ребенка.

Отметим, что лечебная верховая езда рекомендована детям с различными особенностями психофизического развития, в частности со сложными и сочетанными нарушениями. Для этих детей характерно отсутствие способности к рефлексии и вербализации собственных переживаний. В связи с этим к исследованию привлекались инструкторы и родители, принимающие активное участие в реабилитационном процессе, благодаря сопровождению иппотерапии детей с ограниченными возможностями здоровья. Они имеют возможность наблюдать реабилитационный процесс с разных сторон и видят разнообразие психологических эффектов иппотерапии.

Опытно-экспериментальная работа проводилось нами в рамках проекта 19-1-026547 «Иппотерапия в Центре оздоровительной верховой езды Конный двор «Узкое» на базе Конного двора «Узкое» в г. Москве при поддержке «Фонда президентских грантов». Данный проект был направлен на поддержку семей, воспитывающих «особенных» детей, инструментами иппотерапии для улучшения адаптационных и физических данных детей, улучшения качества жизни и психологического климата в семье.

В реализованном проекте участвовали клинический психолог, а также специалисты из других организаций, занимающиеся психологической реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта также была оказана психологическая помощь семьям с детьми данной категории в виде психологических консультаций и проведено исследование влияния занятий по оздоровительной верховой езде на психологический климат семьи с помощью 2-х анкет - первой в начале курса и заключительной анкеты в конце курса. С целью выявления влияния иппотерапии на психоэмоциональное состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья в исследовании приняли участие более 150 детей младшего школьного возраста с различными диагнозами (РАС, ДЦП, ЗПРР и пр.), а также их родители.

Основной целью реализации проекта была физическая и психосоциальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый ребёнок проходил курс из 10 занятий (2 занятия в неделю). Занятия по оздоровительной верховой езде позволяют не только укрепить мышцы тела, развить вестибулярный аппарат, но и дают мощный заряд положительных эмоций, позитивно влияя на психологическое состояние занимающихся [4].

Опытно-экспериментальная работа реализовывалась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап предполагал проведение диагностического исследования. Оценку психоэмоциональных эффектов иппотерапии проводили родители детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве диагностического инструмента мы использовали анкету, которую заполняли родители в начале и конце курса иппотерапии. Анкета состояла из трёх частей:

1. Оценка психоэмоционального состояния ребёнка, где дано 18 утверждений, например, тревожность, утомляемость, агрессивность, доброжелательнось, раздражительность. Каждое утверждение родитель оценивает по шкале

от 1 (не проявляется) до 7 (отчетливо проявляется).

2. Оценка психоэмоционального состояния родителя, где дано 10 утверждений, например, тревожность, утомляемость, агрессивность, раздражительность. Так же, как и в первой части анкеты, родитель оценивает каждое утверждение по шкале от1до7.

3. Оценка семейной ситуации, где дано 8 вопросов, которые исследуемый может оценить с помощью следующих вариантов ответа: почти никогда, редко, время от времени, часто, почти всегда. Примеры вопросов: «Проводите ли Вы свободное время с семьей?»; «Есть ли в Вашей семье возможность свободно выражать свою точку зрения?» и т.д.

При заполнении первичной анкеты родители могли поделиться своими ожиданиями от иппотерапии, а при заполнении финальной анкеты могли оставить более развернутую информацию о своих впечатлениях от курса.

Полученные данные были обработаны с помощью методов математической и статистической обработки данных:

1) непараметрический критерий Вилкоксона для связных выборок;

2) коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Формирующий этап эксперимента предполагал проведение индивидуальных и групповых занятий, в основу которых были положены принципы иппотерапии (ИМ. Антропова, Л.М. Аркуша, Т.Т. Батышева, К.А. Зайцев, Н.В. Чебаненко): принцип безопасности; принцип максимально оздоровительного эффекта; принцип индивидуализации; принцип непрерывности проведения занятий.

Очень важны постоянный врачебный контроль за адекватностью физических нагрузок и их коррекция в случае необходимости. Врач оказывает необходимую консультацию при возникновении сомнений у тренера или родителей в отношении здоровья ребенка.

При организации исследования были учтены основные функции иппотерапии:

1. Раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Улучшение коммуникативных навыков и навыков саморегуляции.

3. Удовлетворение потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в компетентности, выраженное формулировкой: «я могу».

4. Гармонизация межличностных отношений.

В структуру занятий были включены:

1. Знакомство с лошадью.

2. Посадка на лошадь.

3. Адаптационный период.

4. Основная часть (различные игровые задания).

5. Спешивание и угощениелошади.

Непременным условием в иппотерапии является знание и соблюдение техники безопасности при работе с лошадьми: соответствие экипировки всадника требованиям техники безопасности и наличие правильно подобранного защитного шлема; проведение занятий в помещении или на открытом воздухе с мягким грунтом, с наличием ограждения; запрет на нахождение ребенка в конюшне без присмотра персонала и т.д. [6].

После проведения программы занятий с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья был проведен контрольный этап эксперимента, который осуществлялся с целью определения эффективности иппотерапии. Было выявлено, что уровень тревожности, раздражительности, агрессивности и негативизма снизился по результатам ответов родителей, т.е. законные представители детей с ограниченными возможностями здоровья это смогли увидеть и почувствовать при анализе психоэмоционального состояния обучающихся (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов исследования психоэмоционального состояния до и после проведения иппотерапии младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (значения критерия Т-Вилкоксона)

Названия шкал Среднее значение в группе «до иппотерапии» Среднее значение в группе «после иппотерапии» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Тревожность 3.897 2.769 387.0

Спокойствие 3.564 4.462 15.0

Утомляемость 4.590 3.718 260.0

Активность 5.179 5.538 41.0 0.046*

Агрессивность 2.154 1.744 85.5 0.003**

Доброжелательность 5.282 5.846 16.0 0.006**

Раздражительность 3.821 3.128 155.5 0.002**

Хорошее настроение 5.154 5.590 29.5 0.022*

Плохое настроение 3.231 2.615 169.0 0.002**

Негативизм 4.077 3.103 273.5

Самостоятельность 3.769 4.462 27.0

Обращение за помощью 4.615 3.974 242.0 0.007**

Боязнь животных 2.359 1.436 136.0

Интерес к занятиям иппотерапией 5.667 6.615 0.0 0***

Примечание: *р<0,05, **р<0,01, ***р<0,001

Из таблицы видно, что после проведения занятий по иппотерапии наблюдается увеличение показателей по шкалам: спокойствие, активность, доброжелательность, хорошее настроение, самостоятельность, обращение за помощью, интерес к занятиям иппотерапией. Полученные практические умения и навыки, а также сформированные коммуникативные компетенции позволили активизировать саморефлексию обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствуя социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и открывая новые актуальные перспективы в современных культурно-исторических и социально-экономических условиях. На основе описанных мероприятий может быть разработана система занятий, направленных на дальнейшее развитие психосоциальных,

психофизиологических и физических качеств у детей.

Выводы. Анализ результатов повторной диагностики показал, что иппотерапия оказывает положительное влияние на элементы психоэмоционального состояния детей, а именно: снижение уровня тревожности, раздражительности, утомляемости детей, демонстрации агрессивных состояний, устранение фобий; улучшение навыков саморегуляции; развитие самостоятельности; преодоление боязни животных, а также развитие контактности, крупной моторики, совершенствование коммуникативных навыков.

Ценность проведенной работы заключается в возможности переноса полученного младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в ходе формирующего эксперимента позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром в реальные условия. Это особенно актуально для детей различных нозологических групп, так как у них нарушено осмысление и переработка полученных знаний и умений для осуществления дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.

Таким образом, иппотерапию можно рассматривать как один из методов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной интеграции в общество за счет вовлечения их в социально-коммуникативное взаимодействие.

Литература:

1. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аргунова Тамара Прокопьевна. - Якутск, 2009. - 21 с.

2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2021 год. - 2022. -URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2482 (дата обращения 05.05.2023)

3. Иппотерапия. Всё об иппотерапии, лечебной верховой езде и конном спорте для людей с ограниченными возможностями. -2022. - URL: http://www.hippotherapy.ru/club/mkki.html (дата обращения 05.05.2023)

4. Иппотерапия и другие методы, использующие лошадей в развитии, адаптации и социализации детей с РАС. - 2022. -URL: https://solnechnymir.ru/complex-program/methods/hippotherapy-and-other-methods/ (дата обращения 05.05.2023)

5. Ковтун, К.С. Психологическое воздействие верховой езды и особенности иппотерапии / К.С. Ковтун // Психология и педагогика в Крыму: путиразвития,- 2019. - № 1.-С. 255-266

6. Методические рекомендации по оказанию услуги по адаптивной верховой езде (иппотерапии). -М: НФ ИАКС, 2022. - URL: https://www.aksp.ru/work/activity/inv/files/met_ip.pdf (дата обращения 05.05.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Файзуллина, К.А. Социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогических исследованиях / К.А. Файзуллина// Современные проблемы науки и образования. -2020. -№ 3. - С. 31.

8. Чеснокова, Л.С. Эффект иппотерапии в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Л.С. Чеснокова // Вестник Мининского Университета. - 2014. - № 3(7). - С. 24-28

9. Шамшуалеева, Е.Ф. Иппотерапия в системе работы с детьми с детским церебральным параличом / Е.Ф. Шамшуалеева, Е.В. Ватина // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 4,- С. 47-51

Педагогика

УДК 372.3/.4

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Воробьева Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МЛЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Модернизация начального общего образования и внедрение в 2021 году нового Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителями начальной школы, работниками высшей школы новые перспективы. Одной из главнейших задач обучения младших школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является задача формирования функциональной грамотности обучающихся. Авторы статьи обозначают, что проблема формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира достаточно популярна среди исследователей. Однако практические работы как средство формирования данной компетенции обучающихся начальной школы используются недостаточно. Целью статьи является исследовать возможности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами практических работ. В результате анализа литературы авторы приходят к выводу о том, что встречается достаточно большое количество публикаций, связанных с описанием подходов, методов формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторы выделяют 3 направления исследований в данной области: изучение средств формирования функциональной грамотности; использование учебного материала; подготовка будущих учителей. В статье описано экспериментальное исследование использования практических работ на уроках окружающего мира для формирования функциональной грамотности младших школьников. Описана методика проведения констатирующего и контрольного экспериментов. Указаны виды практических работ и жизненных задач, решаемых школьниками в ходе формирующего эксперимента. В статье приведены результаты исследования и обобщены в табличном виде. В заключении авторы обозначают, что использование практических работ для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира является эффективным средством.

Ключевые слова: функциональная грамотность, урок окружающего мира, практические работы, лабораторные опыты, младшие школьники.

Annotation. The modernization of primary general education and the introduction of a new Federal State Educational Standard in 2021 sets new prospects for elementary school teachers and higher education employees. One of the main tasks of teaching younger students, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education (FSES IEO), is the task of developing the functional literacy of students. The authors of the article indicate that the problem of the formation of functional literacy of younger students in the lessons of the world around is quite popular among researchers. However, practical work as a means of forming this competence of primary school students is not used enough. The purpose of the article is to explore the possibilities of developing the functional literacy of younger students in the lessons of the world around them by means

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.