Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дробышева Светлана Анатольевна, Глазкова Елена Игоревна

В статье раскрывается необходимость применения иппотерапии в сфере двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Проведен анализ проблемы данного процесса, который позволил разработать экспериментальную методику коррекции психофизического развития с учетом необходимых факторов. В ходе исследований были получены результаты, свидетельствующие об эффективности применения средств иппотерапии в процессе двигательной реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Предлагается комплекс специальных упражнений, выполняемых при взаимодействии с лошадью, оказывающих положительное воздействие на психофизическое развитие детей с отклонениями в интеллектуальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дробышева Светлана Анатольевна, Глазкова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE USE OF HIPPOTHERAPY IN THE PROCESS OF TRAINING WITH CHILDREN 12-13 YEARS OLD WITH DIFFERENCES IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The article reveals the need for the use of hippotherapy in the field of motor rehabilitation of children aged 12-13 years with intellectual disabilities. The content of the article contains an analysis of the problem of this process, which made it possible to develop an experimental technique taking intocorrection of psychophysical development account the necessary factors. In the course of the research, results were obtained that indicate the effectiveness of the use of hippotherapy in the process of motor rehabilitation of children with deviations in intellectual development. A set of special exercises is proposed to be performed in interaction with a horse, which have a positive effect on the psychophysical development of children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 12-13 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

С.А. ДРОБЫШЕВА, Е.И. ГЛАЗКОВА, ВГАФК, г. Волгоград, Россия

Аннотация

В статье раскрывается необходимость применения иппотерапии в сфере двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии. Проведен анализ проблемы данного процесса, который позволил разработать экспериментальную методику коррекции психофизического развития с учетом необходимых факторов. В ходе исследований были получены результаты, свидетельствующие об эффективности применения средств иппотерапии в процессе двигательной реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Предлагается комплекс специальных упражнений, выполняемых при взаимодействии с лошадью, оказывающих положительное воздействие на психофизическое развитие детей с отклонениями в интеллектуальной сфере.

Ключевые слова: иппотерапия, двигательная реабилитация, отклонения в интеллектуальном развитии.

THE EFFICIENCY OF THE USE OF HIPPOTHERAPY IN THE PROCESS OF TRAINING WITH CHILDREN 12-13 YEARS OLD WITH DIFFERENCES IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

S.A. DROBYSHEVA, E.I. GLAZKOVA, VSAPC, Volgograd city, Russia

Abstract

The article reveals the need for the use of hippotherapy in the field of motor rehabilitation of children aged 12-13 years with intellectual disabilities. The content of the article contains an analysis of the problem of this process, which made it possible to develop an experimental technique taking intocorrection of psychophysical development account the necessary factors. In the course of the research, results were obtained that indicate the effectiveness of the use of hippotherapy in the process of motor rehabilitation of children with deviations in intellectual development. A set of special exercises is proposed to be performed in interaction with a horse, which have a positive effect on the psychophysical development

of children with intellectual disabilities.

Keywords: hippotherapy, motor rehabilitation, deviations in intellectual development.

Введение

Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии в большей степени ограничены в социально-коммуникативной сфере. Эти ограничения проявляются в слабой способности взаимодействия с окружающими людьми в связи с недоразвитием вербального и невербального общения, вследствие чего не только затрудняется процесс обучения в образовательных организациях, но и снижается способность к овладению бытовыми навыками.

У детей с отклонениями в интеллектуальной сфере Щ ниже среднего, но это не значит, что они не могут обучаться и заботиться о себе. Определенные аспекты обучения могут быть для них стрессовыми, трудными или недоступными по разным причинам, и эти проблемы особенно очевидны в классе. Эффективность обучения зависит от степени заболевания. Большинство детей могут многому научиться, способны частично вести

самостоятельную жизнь, если им будут предоставлены надлежащие условия и забота [1].

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии должны иметь специальную программу обучения. Определенные внеклассные занятия, такие как йога, музыка, танцы, иппотерапия и т.д., позволят научиться взаимодействовать с другими людьми и обучиться новым двигательным действиям. В процессе данных занятий повышается уровень физической подготовленности за счет использования различных упражнений, игр и спортивных состязаний. Весь процесс обучения должен основываться на цели помочь этим детям стать как можно более независимыми, чтобы овладеть повседневными навыками [2].

В процессе анализа и синтеза научно-методических источников нами было выявлено, что недостаточно раскрыта проблематика занятий иппотерапией с детьми среднего школьного возраста, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, что и определило актуальность данного исследования.

Цель исследования - экспериментальным путем доказать эффективность применения разработанной методики занятий иппотерапией на основе включения комплексов специальных упражнений для школьников 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности психофизического развития детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии.

2. На основании полученных данных разработать методику занятий иппотерапией, направленную на улучшение психофизического развития детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии.

3. Обосновать эффективность использования разработанной методики в процессе двигательной реабилитации детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Методы исследования: анализ и синтез научно-методических источников; анализ анкет детей (ответы родителей на вопросы, касающиеся проводимых кор-рекционных мероприятий с детьми); оценка показателей функционального и психоэмоционального состояния, физической подготовленности; педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Организация исследования

Педагогическое исследование проводилось в 2021 г. на базе семейного конного клуба «Живая Тропа» (Городи-щенский район, г. Волгоград) на протяжении 6 месяцев. В педагогическом эксперименте принимали участие дети 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии (основной диагноз - дебильность): экспериментальная группа (ЭГ, п = 11) и контрольная группа (КГ, п = 12).

Экспериментальная методика включает основные компоненты: средства, методы и формы организации и проведения занятий. В основе данной методики были использованы комплексы специальных упражнений, выполняемых при взаимодействии с лошадью. Физические

упражнения были подобраны с учетом оптимальной физической нагрузки, соответствующей особенностям детей 12-13 лет и степени заболевания [3-5].

В процессе занятий по разработанной методике использовались исходные положения «сидя и стоя на лошади», которые вариативно изменялись в ходе выполнения различных групп упражнений. Были включены упражнения «сидя лицом и спиной», «лежа на спине и животе», «стоя». При этом выполнялись движения верхними и нижними конечностями в различных плоскостях. Категорично были исключены прыжковые упражнения на лошади. Основная форма проведения занятий - индивидуально-групповая. Применялись методы: строго регламентированного упражнения, а также игровой. В ходе занятий обязательно использовался инвентарь и различное оборудование: гимнастические палки, мячи разной величины и веса, гантели и кольца.

Разработанная экспериментальная методика реализо-вывалась поэтапно: 1-й - этап начального освоения, 2-й -этап закрепления техники движений. Продолжительность разминки составляла 8-11 мин, использовалось 7-8 упражнений с количеством повторений 4-6 раз. ЭГ занимающихся начинала разминку непосредственно на живой лошади, а КГ - на деревянном коне (муляже).

В основной части занятия были использованы упражнения, направленные на освоение техники правильной езды на лошади. Применялось от 15 до 20 упражнений (длительность - от 25 до 30 мин).

Заключительная часть по продолжительности составляла 3-5 мин. С целью снижения ЧСС в конце занятия и для регуляции психофизической сферы детей применялись специальные дыхательные упражнения с продолжительным выдохом, а также упражнения психологического контакта с лошадью (поглаживание, общение). КГ занималась непосредственно на лошади только в основной части занятия.

Результаты исследования и их обсуждение

Для экспериментального обоснования эффективности применения разработанной методики были проведены исследования начальных и конечных показателей функционального и психоэмоционального состояния, физической подготовленности детей 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии в КГ и ЭГ. Межгрупповые и внутригрупповые различия определялись посредством ¿-критерия Стьюдента.

Если до начала проведения эксперимента достоверных различий в показателях ЭГ и КГ выявлено не было, то полученные данные (табл. 1 и 2) после проведенных занятий свидетельствуют об их изменении.

Результаты оценки показателей функционального состояния девочек: показатель ЧСС в покое у детей ЭГ достоверно снизился на 8,5% (р < 0,05), в КГ - недостоверно на 0,9% (р > 0,05); «Пробы Штанге» в ЭГ улучшился на 30,2% (р < 0,05), а в КГ - на 8% (р > 0,05); «Пробы Генчи» в ЭГ улучшился достоверно на 32,7% (р < 0,05), в КГ - недостоверно на 9% (р > 0,05).

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Таблица 1

Динамика показателей функционального состояния и физической подготовленности девочек 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии

Показатель Группа Начальные Конечные Прирост (%) t Р

Функциональное состояние

ЧСС (уд./мин) ЭГ 95,4 ± 1,2 87,2 ± 1,3 -8,5 4,82 < 0,05

КГ 95,2 ± 1,1 94,3 ± 1,4 -0,9 0,52 > 0,05

Проба Штанге (с) ЭГ 25,8 ± 1,3 33,6 ± 1,7 30,2 3,9 < 0,05

КГ 26,1 ± 1,8 28,2 ± 1,4 8 0,95 > 0,05

Проба Генчи (с) ЭГ 18,6 ± 1,2 24,7 ± 1,5 32,7 3,21 < 0,05

КГ 17,7 ± 1,4 19,3 ± 1,6 9 0,76 > 0,05

Физическая подготовленность

Бег на 30 м (с) ЭГ 7,4 ± 0,3 7,0 ± 0,2 5,4 1,3 > 0,05

КГ 7,6 ± 0,4 7,3 ± 0,2 3,9 0,75 > 0,05

Прыжок в длину с места (см) ЭГ 129,8 ± 2,9 140,2 ± 2,6 8 2,73 < 0,05

КГ 128,8 ± 2,7 131,4 ± 2,1 2 0,76 > 0,05

Метание малого мяча на дальность (м) ЭГ 12,8 ± 1,7 15,6 ± 1,2 21,8 1,4 > 0,05

КГ 12,7 ± 1,1 13,4 ± 1,2 5,5 0,43 > 0,05

Проба М.Е. Ромберга (с) ЭГ 12,4 ± 1,3 15,2 ± 1,7 22,5 1,4 > 0,05

КГ 12,9 ± 1,6 12,3 ± 1,4 5,4 0,33 > 0,05

Психоэмоциональное состояние

Тест Люшера (балл) ЭГ 4,5 ± 0,7 3,2 ± 0,2 28,8 1,8 > 0,05

КГ 4,6 ± 0,6 4,1 ± 0,5 10,8 0,7 > 0,05

Тест КОТ (%) ЭГ 29,7 ± 1,5 38,5 ± 1,4 29,6 4,4 < 0,05

КГ 29,8 ± 1,7 33,2 ± 1,6 11,4 1,47 > 0,05

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния и физической подготовленности мальчиков 12-13 лет с отклонениями в интеллектуальном развитии

Показатель Группа Начальные Конечные Прирост (%) t Р

Функциональное состояние

ЧСС (уд./мин) ЭГ 93,2 ± 1,1 85,3 ± 1,4 -8,4 4,64 < 0,05

КГ 94,1 ± 1,2 93,3 ± 1,3 -0,8 0,47 > 0,05

Проба Штанге (с) ЭГ 28,4 ± 1,5 35,7 ± 1,2 25,7 3,84 < 0,05

КГ 29,1 ± 1,4 31,6 ± 1,8 8,5 1,13 > 0,05

Проба Генчи (с) ЭГ 20,2 ± 1,6 27,8 ± 1,4 37,6 3,61 < 0,05

КГ 19,3 ± 1,2 21,4 ± 1,1 10,8 1,31 > 0,05

Физическая подготовленность

Бег на 30 м (с) ЭГ 7,0 ± 0,5 6,7 ± 0,2 4,2 0,6 > 0,05

КГ 7,1 ± 0,5 6,9 ± 0,3 2,8 0,4 > 0,05

Прыжок в длину с места (см) ЭГ 132,3 ± 2,5 143,4 ± 2,1 8,3 3,46 < 0,05

КГ 131,7 ± 2,6 135,2 ± 2,7 2,6 0,94 > 0,05

Метание малого мяча на дальность (м) ЭГ 16,4 ± 1,4 19,8 ± 1,1 20,7 2 > 0,05

КГ 16,7 ± 1,3 18,2 ± 1,2 8,9 0,8 > 0,05

Проба М.Е. Ромберга (с) ЭГ 15,6 ± 1,2 18,8 ± 1,5 22,5 1,4 > 0,05

КГ 15,9 ± 1,7 16,6 ± 1,6 4,4 0,3 > 0,05

Психоэмоциональное состояние

Тест Люшера (балл) ЭГ 4,9 ± 0,4 3,7 ± 0,2 24,4 3 < 0,05

КГ 4,8 ± 0,7 4,3 ± 0,3 10,4 0,71 > 0,05

Тест КОТ (%) ЭГ 27,4 ± 1,2 35,3 ± 1,3 28,8 4,6 < 0,05

КГ 28,2 ± 1,7 32,6 ± 1,4 15,6 2 > 0,05

Динамика результатов оценки физической подготовленности девочек: показатель «Бега на 30 м» в ЭГ улучшился на 5,4% ф > 0,05), в КГ - на 3,9% (^ > 0,05); «Прыжка в длину с места» в ЭГ улучшился достоверно на 8% ^ < 0,05), в КГ - недостоверно на 2% ^ > 0,05); «Метания малого мяча на дальность» в ЭГ улучшился недостоверно на 21,8% (р > 0,05), в КГ - недостоверно и незначительно на 5,5% (р > 0,05); «Пробы Ромбер-га» в ЭГ улучшился недостоверно на 22,5% (р > 0,05), в КГ - недостоверно на 5,4% ^ > 0,05).

В ходе изучения психоэмоционального состояния как девочек, так и мальчиков ЭГ отмечается повышение продуктивной деятельности, чувства удовлетворенности, снижение негативных эмоций. Так, у девочек показатель «Теста Люшера» в ЭГ недостоверно положительно снизился на 28,8% ^ > 0,05), в КГ - недостоверно на 10,8% > 0,05); «Теста КОТ» в ЭГ улучшился достоверно на 29,6% ^ < 0,05), в КГ- недостоверно на 11,4% ^ > 0,05).

Результаты оценки показателей функционального состояния мальчиков: показатель ЧСС в ЭГ достоверно

снизился на 8,4% (р < 0,05), в КГ - недостоверно на 0,8% (р > 0,05); «Пробы Штанге» в ЭГ улучшился достоверно на 25,7% (р < 0,05), в КГ - недостоверно на 8,5% ф > 0,05); «Пробы Генчи» в ЭГ улучшился достоверно на 37,6% ^ < 0,05), в КГ - недостоверно на 10,8% > 0,05).

Динамика результатов оценки физической подготовленности мальчиков: показатель «Бега на 30 м» в ЭГ улучшился недостоверно на 4,2% (р > 0,05), в КГ - недостоверно и незначительно на 2,8% (р > 0,05); «Прыжка в длину с места» в ЭГ улучшился достоверно на 8,3% (р < 0,05), в КГ - недостоверно на 2,6% (р > 0,05); «Метания малого мяча на дальность» в ЭГ улучшился на 20,7% (р > 0,05), в КГ - на 8,9% (р > 0,05); «Пробы Ромберга» в ЭГ улучшился на 22,5% (р > 0,05), в КГ- на 4,4% (р > 0,05).

Результаты оценки психоэмоционального состояния у мальчиков: показатель «Теста Люшера» в ЭГ достоверно снизился на 24,4% ^ < 0,05), в КГ - на 10,4% ^ > 0,05); «Теста КОТ» в ЭГ улучшился достоверно на 28,8% ^ < 0,05), в КГ - на 15,6% ^ > 0,05).

Выводы

Полученные в ходе проведенного исследования данные свидетельствуют об эффективности использования в процессе двигательной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями средств иппотерапии, способствующих улучшению показателей физической подготовленности и психоэмоционального состояния данного контингента занимающихся.

Литература

1. Бобкова, С.Н., Потатуев, Н.И. Воздействие уроков физической культуры на развитие двигательных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2021. - № 1 (41). - С. 70-76.

2. Быкова, М.А., Иванов, И.Н. Влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние школьников 12-13 лет с нарушениями интеллектуального развития // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -

2017. - № 1 (19). - С. 86-93.

3. Дробышева, С.А., Седых, Н.В. Коррекционно-оздо-ровительная методика оптимизации психофизического состояния старших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 2 (28). - С. 72-77.

4. Егорова, Н.Л. Особенности поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллектуального развития // Вестник Курганского государственного университета. -

2018. - № 4 (51). - С. 59-61.

5. Красухина, В.Э. Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками // Молодой ученый. - 2021. - № 33 (375). - С. 128-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bobkova, S.N. and Potatuev, N.I. (2021), Influence of physical culture lessons on the development of motor qualities in junior schoolchildren with intellectual disabilities in conditions of inclusive education, Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Estest-vennye nauki, no. 1 (41), pp. 70-76.

2. Bykova, M.A. and Ivanov, I.N. (2017), The influence of breathing exercises on the functional state of schoolchildren aged 12-13 years with intellectual disabilities, Fiziche-skoe vospitanie i sportivnaya trenirovka, no. 1 (19), pp. 86-93.

3. Drobysheva, S.A. and Sedyh, N.V. (2019), Corrective and health-improving technique for optimizing the psycho-physical state of older schoolchildren with a mild degree of mental retardation, Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka, no. 2 (28), pp. 72-77.

4. Egorova, N.L. (2018), Peculiarities of the Behavioral Component of Communicative Competence in Primary School Students with Intellectual Disabilities, Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4 (51), pp. 59-61.

5. Krasukhina, V.E. (2021), Formation of interpersonal relations of younger schoolchildren with intellectual disabilities with peers, Molodoy uchyonyj, no. 33 (375), pp. 128130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.