Научная статья на тему 'Иппотерапия, или лечебная верховая езда, как метод физической реабилитации и адаптации инвалидов при инклюзивном образовании'

Иппотерапия, или лечебная верховая езда, как метод физической реабилитации и адаптации инвалидов при инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1575
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИППОТЕРАПИЯ / ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ / С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / HIPPOTHERAPY / THERAPEUTIC RIDING / PHYSICAL REHABILITATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Н. А.

В настоящее время лица с ограничениями в здоровье имеют возможность получать профессиональное образование с целью дальнейшей жизненной самореализации и самообеспечения. Задачей общества в этих условиях является создание системы эффективного рекреационного сервиса и физической реабилитации для того, чтобы обеспечить благоприятную адаптивную среду для социальной интеграции и получения инклюзивного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Иппотерапия, или лечебная верховая езда, на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов реабилитации, адаптации и социальной интеграции инвалидов. Данный метод практикуется во всем мире более 50 лет и научно обоснован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hippotherapy as a method of physical rehabilitation and adaptation of persons with disabilities in inclusive education

In present time persons with disabilities health can receive professional education in order for further their life to self-realization and self-reliance. The objective of the company in these circumstances is to create a system of effective recreation services and physical rehabilitation for persons with disabilities. Hippotherapy and therapeutic riding is one of the most effective methods of rehabilitation, adaptation and social integration of people with disabilities. This method is practiced in the world more then 50 years and it is scientifically justified.

Текст научной работы на тему «Иппотерапия, или лечебная верховая езда, как метод физической реабилитации и адаптации инвалидов при инклюзивном образовании»

путь во всем развитии курса, что позволяет избежать информационной перегрузки. На сайте moodle.org есть множество сообществ, участвующих в развитии платформы. Сообщество «МООДУС-использование» присутствует на форуме, где обсуждаются проблемы общего пользования, монтажа и т. д. [3].

ЫООДУС-биржа предлагает виртуальное место, где мы можем обменяться МООДУС-курсами, в перспективе - бесплатное пользование. Мы можем установить курс на МООДУС-платформе в течение нескольких минут с помощью процедуры восстановления.

Документация проекта направлена на разработчиков, создателей курсов и учащихся на всех языках.

МООДУС для бизнеса фокусируется на бизнес-приложениях МООДУС. Модуль оплаты Раура1 устанавливается автоматически.

МООДУС для преподавателей английского языка включает людей, заинтересованных в обучении языкам.

Заключение

Одновременно с высшим образованием очень развита сеть МОК (массовые онлайн-курсы). Есть два основных типа онлайн-курсов: те, что предназначены для проверки навыков, и те, чья цель - обучение (они составляют большую часть МООДУС-платформы). Они основаны на теории связи и открытой педагогики, которая опирается на содержание сетей. Линия МОК является примером открытого и дистанционного обучения. Участники курса, преподаватели и студенты отделены друг от друга географиче-

ски и общаются только через Интернет. Открытые образовательные ресурсы часто используются. Термин «массовые», в свою очередь, связан с большим количеством участников (более 100 000 человек). Таким образом, дистанционное обучение представляет сегодня хорошую альтернативу традиционному образованию не только для инвалидов, но и для всех, кто не имеет возможности или времени, чтобы посещать регулярные занятия.

Список литературы:

1. Белгородский государственный национальный исследовательский университет [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/is/.

2. Казанский федеральный университет - Центр дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=9373 Moodle: https://moodle.org/.

3. Сообщество «Moodle в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org/mod/url/ view.php?id=6955.

List of literature:

1. Belgorod State University [Electronic resource]. -URL: http://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/is/.

2. Kazan Federal University - Distance Learning Center [Electronic resource]. - URL: http://kpfu.ru/main_ page?p_sub=9373 Moodle: https://moodle.org/.

3. The Community «Moodle in Russia» [Electronic resource].

- URL: https://moodle.org/mod/url/view.php?id=6955.

Никитина Н.А.

Региональная общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов» Республики Башкортостан, Россия, г. Уфа

УДК 378.180.61

иппотерапия, или лечебная верховая езда,

КАК МЕТОД физической РЕАБИЛИТАЦИИ И АДАпТАЦИИ ИНВАЛИДОВ при инклюзивном образовании

В настоящее время лица с ограничениями в здоровье имеют возможность получать профессиональное образование с целью дальнейшей жизненной самореализации и самообеспечения. Задачей общества в этих условиях является создание системы эффективного рекреационного сервиса и физической реабилитации для того, чтобы обеспечить благоприятную адаптивную среду для социальной интеграции и получения инклюзивного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Иппотерапия, или лечебная верховая езда,

F

на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов реабилитации, адаптации и социальной интеграции инвалидов. Данный метод практикуется во всем мире более 50 лет и научно обоснован.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, иппоте-рапия, лечебная верховая езда, физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

HIPPOTHERAPY AS A METHOD OF PHYSICAL REHABILITATION AND ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

In present time persons with disabilities health can receive professional education in order for further their life to self-realization and self-reliance. The objective of the company in these circumstances is to create a system of effective recreation services and physical rehabilitation for persons with disabilities. Hippotherapy and therapeutic riding is one of the most effective methods of rehabilitation, adaptation and social integration of people with disabilities. This method is practiced in the world more then 50 years and it is scientifically justified.

Key words: persons with disabilities, inclusive education, hippotherapy, therapeutic riding, physical rehabilitation of persons with disabilities.

Реализация государственного социального проекта «Доступная среда» предполагает широкое вовлечение (инклюзию) лиц с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную деятельность, помогает адаптироваться людям с ограниченными возможностями здоровья для получения достойного образования. Создание условий для эффективной физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает благоприятную адаптивную среду для их социальной интеграции и адаптации.

Специалисты большинства стран мира довольно быстро пришли к единодушному мнению о высокой эффективности иппотерапии в качестве лечебного и реабилитирующего средства, особенно в детской практике, при самых тяжелых недугах и их последствиях, при процессе дальнейшего обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях [1]. Иппотерапия - физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду для укрепления физических возможностей и совершенствования двигательных функций организма. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией.

Основателем иппотерапии считается француз Ю. Лаллери, определивший метод как психосоматическую терапию, цели и задачи которой - помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека с отклонениями в состоянии здоровья способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. В нашей стране иппотерапия появилась лишь в начале девяностых годов, с открытия в 1991 году в Москве детского экологического центра (ДЭЦ) «Живая нить».

Лечебная верховая езда оказывает разностороннее влияние на функциональное состояние организ-

ма и вызывает положительные эмоции. Во время занятий ощущается бодрость, устраняется чувство тревоги и неуверенности, исчезает невротическое состояние. Верховая езда позволяет человеку войти в механизм правильного движения, и подтверждается это экспериментом, проведенным еще в семидесятых годах французскими учеными: если больного ребенка посадить на лошадь и пластырем отметить на его теле несколько контрольных точек, то будет видно, что траектория, которую они описывают, абсолютно идентична траектории нормальной ходьбы здорового человека. То есть сложные трехмерные движения, которые совершает лошадь, заставляют работать наше тело именно так, как это происходит, когда мы двигаемся. Для таких больных очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом, а при езде на лошади тазобедренная часть и нижние конечности всадника почти полностью имитируют эти движения [2].

Даже после получасовой прогулки на лошади у больного существенно улучшается походка. При этом задействуются практически все группы мышц спины, туловища и конечностей, способствуя снижению спастичности мышц бедер и увеличению разведения ног в тазобедренных суставах. Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-2 градуса выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося животного разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует улучшению кровообращения в нижних конечностях, органах малого таза и организма в целом. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

Иппотерапия обладает уникальной способностью одновременного положительного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу человека. Она оказывает комплексное воздействие на организм, улучшает физическое состояние, нормализует

52

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (13), 2015

деятельность нервной системы, вселяет уверенность в свои силы. Она практически не имеет противопоказаний и благотворно действует на человека любого возраста и физической подготовки [4]. Но, как правило, речь идет не о полном излечении, а о существенном улучшении самочувствия, об изменении самовосприятия, что в принципе очень важно. Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются: гемофилия, ломкость костей и острые заболевания почек. Все остальные относительны, можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.

Важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии, - это сильная мотивация человека к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью, поскольку присутствует только положительный эмоциональный фон и до занятий, и во время них, и некоторое время после.

Иппотерапия способствует также активности познавательной сферы психики клиентов. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий как при езде, так и при уходе за животным активизируют психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся. Сильная мотивация наездников в процессе обучения навыкам и сам процесс верховой езды свидетельствуют о том, что иппо-терапия может и должна быть использована в качестве психологической реабилитации как метод психотерапии и психокоррекции [3].

Вслед за ростом популярности иппотерапии появилась настоятельная потребность в подготовке кадров для работы в этой области. Во всем мире открылось множество различных учебных курсов, циклов, семинаров, готовящих специалистов по иппо-терапии. Во Франции подготовкой таких специалистов успешно занимается факультет иппотерапии Парижского университета спорта, здоровья и биологии человека - «Пари-Норд», в Великобритании группа инструкторов по райттерапии при Британской ассоциации верховой езды для инвалидов (RDI); в США успешно работает большое количество школ и центров. Они готовят не только инструкторов по ЛВЕ, но и тренеров для обучения и специальной подготовки лошадей для лечебной верховой езды. Есть подобные школы и центры также в других странах: Польше, Германии, Италии, а также Канаде, Австралии и т. д.

В Уфе в сентябре 2003 года начала свою деятельность региональная общественная организация «Республиканский центр иппотерапии для детей-

инвалидов», целью которой является физическая, психосоциальная реабилитация, адаптация и интеграция детей, молодых людей с ограниченными возможностями, детей «группы риска» и лиц с ОВЗ, получающих образование в различных учебных учреждениях.

Республиканский центр иппотерапии для детей-инвалидов совместно с Уфимским университетом экономики и сервиса в мае 2015 года вышли на новый уровень сотрудничества - провели первые ип-потерапевтические курсы для специалистов, работающих с детьми-инвалидами, организовали и провели обучающие курсы дополнительного образования на базе УГУЭС. Надо отметить, что на курсы приезжали специалисты не только из нашей республики, но и других регионов: Чувашии, Екатеринбурга, Самары, Грозного. Таким образом, иппотерапия становится реальным действенным средством физической реабилитации инвалидов при адаптации их к процессу образования в любом учебном заведении.

Список литературы:

1. Евменов Д.А. Реабилитационное использование адаптивной верховой езды в конноспортивном клубе инвалидов / Сборник докладов на IV Всероссийской иппотерапевтической конференции, Москва, 2005.

2. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. - МККИ, Москва, 2000.

3. Роберт Н.С. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии на пациентов с ограниченными возможностями / Сборник докладов на I Межрегиональной конференции. - Издательство С.-Петербургского политехнического университета, 2008. - 207 с.

4. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиден-ко. - Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2001. - 208 с.

List of literature:

1. Evmenov D.A. Rehabilitation use adaptive riding in the equestrian club disabled / compilation of reports on the IV All-Russian Conference ippoterapevticheskoy, Moscow, 2005.

2. Strauss I. Hippotherapy. Neurophysiological treatment with riding. - ICC, Moscow, 2000.

3. Robert N.S. Criteria for evaluation of the effects of hippotherapy on patients with disabilities / Compilation of reports on the I of the conference of Publisher of the St. Petersburg Polytechnic University, 2008. - 207 p.

4. The social and biological bases of Physical Education: Textbook / Ed. Ed. D.N. Davidenko. - Publisher St. Petersburg State University, 2001. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.