Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНГГО АППАРАТА / ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Ю.О.

В статье рассмотрено влияние биомеханического и психогенного факторов занятий иппотерапией на физическую и психологическую реабилитацию детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Представлены результаты экспериментального влияния занятий иппотерапией на уровень тревожности больных детей. Установлено, что в процессе занятий иппотреапией уровень тревожности детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата уменьшается в зависимости от степени тяжести заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF HIPPOTHERAPY ON THE LEVEL OF ANXIETY IN CHILDREN WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article considers the influence of biomechanical and psychogenic factors of hippotherapy on the physical and psychological rehabilitation of children with diseases of the musculoskeletal system. The results of experimental influence of hippotherapy classes on the level of anxiety of sick children are presented. It was found that in the course of hippotreapy, the level of anxiety of children with diseases of the musculoskeletal system decreases depending on the severity of the disease.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

УДК 616.7

Антонова Ю. О. студент

Научный руководитель: Кононенко И.О., к.п.н.

Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация: в статье рассмотрено влияние биомеханического и психогенного факторов занятий иппотерапией на физическую и психологическую реабилитацию детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Представлены результаты экспериментального влияния занятий иппотерапией на уровень тревожности больных детей. Установлено, что в процессе занятий иппотреапией уровень тревожности детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата уменьшается в зависимости от степени тяжести заболевания.

Ключевые слова: иппотерапия, реабилитация, заболевания опорно-двигательнгго аппарата, оценка уровня тревожности.

Antonova Yu.O. student

Scientific supervisor: Kononenko I.O., c.p.s. Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk

EFFECT OF HIPPOTHERAPY ON THE LEVEL OF ANXIETY IN CHILDREN WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Abstract: the article considers the influence of biomechanical and psychogenic factors of hippotherapy on the physical and psychological rehabilitation of children with diseases of the musculoskeletal system. The results of experimental influence of hippotherapy classes on the level of anxiety of sick children are presented. It was found that in the course of hippotreapy, the level of anxiety of children with diseases of the musculoskeletal system decreases depending on the severity of the disease.

Key words: hippotherapy, rehabilitation, diseases of the musculoskeletal system, assessment of the level of anxiety.

В настоящее время из-за увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с заболеваниями опорно-

двигательного аппарата, особую актуальность приобретает проблема их адаптации в современном обществе.

Одним из широко применяемых научно-обоснованных методов психологической, восстановительной и адаптационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является иппотерапия, которая получила широкое развитие за рубежом. Однако, в России данный метод реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата только начинает развиваться поэтому практически отсутствуют теоретические и методические работы, посвященные решению данной проблемы5.

Уникальность метода иппотерапии по сравнению с другими существующими методиками реабилитации детей с заболеваниями опорно -двигательного аппарата заключается в том, что путем передачи биомеханических воздействий от лошади к человеку оказывается положительное воздействие на костно-мышечную систему. Так как температура тела лошади превышает температуру тела человека на 1,5°С, то сокращающиеся мышцы спины при движении лошади оказывают согревающее и массирующее воздействие на мышцы нижних конечностей наездника стимулируя кровоток, улучшая тем самым мозговое кровообращение и активируя кору головного мозга и ближайших образований. Наезднику с ограниченными возможностями здоровья для поддержания равновесия необходимо постоянно отвечать синхронными движениями на движения лошади, что способствует вовлечению всех групп мышц, которые могут бездействовать в обычной жизни, особенно у лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата6.

Психогенный фактор занятий иппотерапией включает общение и управление лошадью, которое позволяет больному с ограниченными возможностями здоровья почувствовать ощущение победы над большим животным и поднять ему самооценку до уровня здоровых людей, а большое пространство плаца дарит ощущение свободы и помогает раскрепоститься.

Следовательно, можно сделать вывод, что лечебная верховая езда оказывает положительное влияние на организм детей с ограниченными возможностями здоровья с психогенными (неврозы, аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость) и биомеханическими (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, постинфарктное состояние) факторами, совместное действие которых зависит от особенностей заболевания и главной цели занятий лечебной верховой ездой7.

5 Иппотерапия. Возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе / сост. А. Демсенков, И. Роберт, И. Шпицберг. - Москва: Герой, 2002 - 13 с.

6 Спинк, Д. Развивающая лечебная верховая езда / Д. Спинк. - МККИ: Санкт-Петербург,2001. - 98 с.

7 Hsieh Y.L., Yang C.C., Sun S.H., Chan S.Y., Wang T.H., Luo H.J. Effects of hippotherapy on body functions, activities and participation in children with cerebral palsy based on ICF-CY assessments - Disabil. Rehabil. - 2016, July.- P. 1-11.

Отсюда цель экспериментального исследования установить влияние занятий иппотерпией на уровень тревожности детей с заболеваниями опорно -двигательного аппарата.

В проводимом эксперименте приняли участие 10 детей разного возраста с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, начавшие заниматься иппотерапией 2-4 месяца назад по 30 минут три раза в неделю. Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа:

I этап предусматривал оценку психоэмоционального состояния детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата на начальном этапе занятий;

II этап предусматривал повторение оценки психоэмоционального состояния детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата через 6 месяцев занятий иппотерапией после первичной оценки.

Методика психологического тестирования тревожности предусматривала показ детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в строгой последовательности 14 рисунков, выполненных отдельно для мальчиков и девочек, размером 10x10 см, характеризующих различные ситуации из жизни детей комплектующихся двумя рисунками детской головы (улыбающейся и печальной), по размерам точно подходящими к контурам лица на рисунках.

Индекс тревожности ребенка оценивается по отношению негативных выборов ребенка к общему числу рисунков по следующей формуле8:

ИТ = Количество печальных лиц, выбранных ребенком Д^* 100%

По значению индекса тревожности обследуемые дети подразделяются на три группы:

- ИТ > 50%, соответствует высокому уровню тревожности детей;

- 20% < ИТ < 50%, соответствует среднему уровню тревожности детей;

- ИТ < 20%, соответствует низкому уровеню тревожности детей.

Результаты оценки уровня тревожности детей с заболеваниями опорно-

двигательного аппарата в начале занятий иппотерапией и через 6 месяцев занятий по 30 минут три раза в неделю представлены на рисунке 1.

8 Наперстак, М. А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом / М. А. Наперстак. - М: НЦССХ им. А. Н. Бакулева, РАМН, 2012 - 46 с.

о К л о с о

ч к

К а ю <и ч о ю

ей

со CD

о Й

« (U

н

(U

ч ч ч

о «

U К и ч

40

30

20

10

высоким уровень тревожности

средним уровень тревожности

низким уровень тревожности

до начала занятий ■ через 6 месяцев занятий

0

Рисунок 1 - Результаты оценки уровня тревожности детей с заболеваниями

опорно-двигательного аппарата

Анализ результатов экспериментального исследования показывает, что в процессе занятий иппотреапией уровень тревожности детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата уменьшается в зависимости от степени тяжести заболевания. Это свидетельствует о том, что иппотерапия является эффективным средством для реабилитации больных людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Использованные источники:

1. Иппотерапия. Возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе / сост. А. Демсенков, И. Роберт, И. Шпицберг. -Москва: Герой, 2002 - 13 с.

2. Спинк, Д. Развивающая лечебная верховая езда / Д. Спинк. - МККИ: Санкт-Петербург, 2001. - 98 с.

3. Hsieh Y.L., Yang C.C., Sun S.H., Chan S.Y., Wang T.H., Luo H.J. Effects of hippotherapy on body functions, activities and participation in children with cerebral palsy based on ICF-CY assessments - Disabil. Rehabil. - 2016, July. - P. 111.

4. Наперстак, М.А. Методические подходы к диагностике и реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом / М.А. Наперстак. - М: НЦССХ им. А. Н. Бакулева, РАМН, 2012 - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.