№11(50), 2005
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Ипотека как бизнес
Заседание Международного ипотечного клуба 25 октября 2005 года, Москва
25 октября 2005 года Международный ипотечный клуб (МИК) уже в 17-й раз собрал руководителей банков, инвестиционнофинансовых, строительных, оценочных, страховых, брокерских, юридических, риелторских компаний. Клуб в очередной раз подтвердил свой статус новатора рынка недвижимости и ипотеки, предложив к рассмотрению эксклюзивную тему «Ипотека как бизнес». Оценив огромные доходы, которые приносит ипотечный бизнес в странах Европы и Америки, участники клуба обсудили, выгоден ли ипотечный бизнес в России. Руководители банков поделились информацией о том, какая реклама ипотеки, размещенная в средствах массовой информации, стала для них наиболее эффективной. Например, по оценкам банка «ДельтаКредит», 60 процентов ипотечных клиентов приходят в банк, руководствуясь сведениями, полученными в Интернете, 30-35 процентов клиентов приводят риелторские и брокерские компании.
В дискуссии по поводу ипотечных доходов, кроме российских бизнесменов, приняли участие представители органов государственной власти и московского правительства. Они высоко оценили политические дивиденды, которые приносит политикам пропаганда ипотеки.
Следующей темой для обсуждения стали новые продукты и услуги в сфере кредитования недвижимости. Огромный интерес вызвала тема «ипотечный брокеридж». В современной России этот новый вид профессии и услуги пока только зарождается, на российском рынке работают всего 300 брокеров (по данным Международной академии ипотеки и недвижимости - МАИН), тогда как на ипотечном рынке США количе-
ство специалистов в этой области превышает 360 тысяч. Наталья Новикова, директор представительства IBC Group в России, высоко оценила перспективы развития института ипотечного брокера в нашей стране, аргументировав свой прогноз тем, что уже сегодня львиную долю клиентов в банки приводят риелторы и специалисты ипотечных компаний. Участники рынка надеются, что в 2006 году выпуск квалифицированных специалистов Школой ипотечного брокера увеличится как минимум в десять раз. Александр Скоморохин, генеральный директор компании «Ямал», рассказал о появлении на рынке ипотечного фонда, который получил название «Первый ипотечный». Сергей Киприянов, руководитель проекта Коммерческая ипотека «МИЦ», представил новые механизмы реализации коммерческой недвижимости по ипотечным схемам и сообщил, что сегодня коммерческую недвижимость пока кредитует только Национальный залоговый банк. О том, что такое коллекторские услуги, как действует механизм взимания долгов и какие компании в настоящее время работают в этом бизнесе на московском рынке, рассказал генеральный директор компании «Проф-консалт» Сергей Савчук.
Вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ) Валерий Казейкин рассказал об ипотечной системе, существующей в Прибалтике: латвийские банки являются клиентоориентированными и не получают процентов за пользование кредитом, они работают только за комиссию за рассмотрение заявки на кредит, а процентная ставка составляет всего 3-4 процента.